Научная статья на тему 'Категорийный менеджмент как современная маркетинговая технология управления товарным ассортиментом'

Категорийный менеджмент как современная маркетинговая технология управления товарным ассортиментом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2646
545
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАТЕГОРИЙНЫЙ МЕНЕДЖЕР / КАТЕГОРИЙНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ТОВАРНАЯ КАТЕГОРИЯ / ТОВАРНЫЙ АССОРТИМЕНТ / ТОРГОВЫЙ МАРКЕТИНГ / УПРАВЛЕНИЕ ТОВАРНОЙ КАТЕГОРИЕЙ / CATEGORICAL MANAGEMENT / CATEGORICAL MANAGER / GOODS CATEGORY / MANAGEMENT OF GOODS CATEGORY / PRODUCT RANGE / RETAIL TRADE / TRADE MARKETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миргородская Ольга Николаевна

Статья посвящена исследованию категорийного менеджмента в качестве со-временной маркетинговой технологии управления товарным ассортиментом. Автором раскрываются понятия «категорийный менеджмент», «товарная категория», рассматривается алгоритм бизнес-процесса управления товарными категориями, а также тактические решения для товарной категории в разрезе составляющих комплекса маркетинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Category management as a modern marketing management technology product range

The article is devoted to the research of category management as a modern marketing technologies management ideation. The author elaborates on the concept of "category management", "product cate-gory", the algorithm of a business process management product categories, as well as tactical decisions for product category in the components of the marketing mix.

Текст научной работы на тему «Категорийный менеджмент как современная маркетинговая технология управления товарным ассортиментом»

КОНЦЕПТ

Миргородская О. Н. Категорийный менеджмент как современная маркетинговая технология управления товарным ассортиментом // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 17. -

наушо-м.етодичесшй эЛктрошшй щрн*. ^/шЛГ - -оис'ре'г11РЛ//№"ок°фПсе7Р71: ART 14720 УДК 339.138:339.3 49965. - ISSN 2304-120Х.

Миргородская Ольга Николаевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и рекламы ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет» (РИНХ), г. Ростов-на-Дону Olyana mon@mail.ru

Категорийный менеджмент как современная маркетинговая технология управления товарным ассортиментом

Аннотация. Статья посвящена исследованию категорийного менеджмента в качестве современной маркетинговой технологии управления товарным ассортиментом. Автором раскрываются понятия «<категорийный менеджмент», ««товарная категория», рассматривается алгоритм бизнес-процесса управления товарными категориями, а также тактические решения для товарной категории в разрезе составляющих комплекса маркетинга.

Ключевые слова: категорийный менеджмент, товарная категория, категорийный менеджер, торговый маркетинг, товарный ассортимент, управление товарной категорией, розничная торговля. Раздел: (04) экономика.

В настоящее время в поисках источников конкурентных преимуществ многие розничные сетевые структуры все чаще обращаются к внутренней организации собственного бизнеса, основывающейся на внедрении технологий категорийного менеджмента.

Категорийный менеджмент, пожалуй, по праву можно назвать наиболее молодым управленческим инструментом в области торгового маркетинга. Датой его рождения принято считать середину 1980-х годов прошлого века, когда компания Schnucks, насчитывавшая 60 магазинов (Сент-Луис, США), внедрила компьютерную программу «Апполон». Программа позволяла рассчитать оптимальный размер полочного пространства для каждого продукта в определенной категории. В секциях, ассортимент которых выкладывался на основании рекомендаций «Аппо-лона», объем продаж вырос на 20% [3]. Именно этот случай лег в основу революционной идеи - процесс управления ассортиментом как совокупностью определенных категорий (бизнес-единиц) эффективнее, нежели прежний подход, при котором ассортимент воспринимался как собранная воедино совокупность товаров, зачастую разнородных. Сама идея вначале 1990-х гг. была доработана компанией Procter & Gamble в рамках концепции Efficient Consumer Response (эффективной реакции на запросы потребителей), разработанной для оптимизации сотрудничества с одной из крупнейших розничных сетей [10]. Согласно этой концепции участники цепи товародвижения строят свои деловые отношения сообразно конечной цели - эффективному сбыту товаров, проводимому по этой цепи, с учетом интересов всех ее участников, и, в первую очередь, розничных покупателей. Эта новая концепция торговых взаимоотношений затрагивает, в том числе и процесс формирования товарного ассортимента, проводимого по сбытовому каналу, организованному при участии субъектов, заинтересованных в сбыте конкретной товарной группы (категории). Товаропроизводитель и поставщик товарной категории управляют эффективностью сбыта через привлечение к совместной деятельности розничного звена сферы распределения, уделяя повышенное внимание организации прибыльности этого участка сбыта. Таким образом, классическая формула сбыта в

КОНЦЕПТ

Миргородская О. Н. Категорийный менеджмент как современная маркетинговая технология управления товарным ассортиментом // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 17. -

наушо-м.етодичесшй эЛктрошшй щрн*. ^/шЛГ - -оис'ре'г11РЛ//№"ок°фПсе7Р71: ART 14720 УДК 339.138:339.3 49965. - ISSN 2304-120Х.

сфере распределения - «продажа товарного ассортимента магазинам» - преобразуется в формулу «продажа товарной категории через магазины».

В середине 90-х проекты категорийного менеджмента стали распространяться сначала в Великобритании, затем по всей Европе. Успешность проектов основана на партнерских взаимоотношениях и обмене информацией между поставщиком и ритейлером, а их основной целью внедрения явилось объединение усилий поставщиков и ритейлеров для увеличения продаж и прибыли.

Подход ECR уже с самого начала своего применения позволил достигать больших объемов продаж и прибыли, поскольку розничная сеть и производитель совместно анализировали продажи и ассортиментное наполнение товарной категории. Внесенные корректировки принесли компании Procter & Gamble фантастические результаты:

- оборот и прибыль повысились на 5-10%;

- прибыль склада увеличилась на 5-10%;

- инвестиции в склады снизились на 10-20%;

- производительность при продажах повысилась на 2-5%;

- затраты на оплату труда на местах продаж снизились на 0,25% [5].

Такой успешный опыт быстро переняли другие организации, и на сегодняшний

день, по данным компании ACNielsen 98% компаний розничной торговли и 89% производителей в США считают категорийный менеджмент важной бизнес задачей [13].

Обратимся к вопросу о содержательном наполнении понятия «категорийный менеджмент». Комплексный анализ отечественных и зарубежных источников экономической литературы позволил нам составить таблицу определений понятия «категорийный менеджмент» (табл. 1).

Таблица 1

Некоторые из существующих определений понятия «категорийный менеджмент»

№ Содержание термина Источник

1 «...Такой процесс управления торговым предприятием, когда каждая категория товара рассматривается как отдельная бизнес-единица, при работе с которой преследуются цели максимального удовлетворения потребностей покупателя и повышения эффективности сотрудничества между производителем и ритейлором» Н. К. Моисеева, Т. Н. Голиков, Ю. С. Долга-чева [7]

2 «.Относится к решениям по группам продуктов, которые отбираются и представляются для удовлетворения разовых потребностей или в ответ на модели потребления» Д. Гилберт [11]

3 «.Процесс, в котором единицей управления является товарная категория, а не единичный бренд» Алан Велл-хофф, Жан-Эмиль Масон [6]

4 «.Процесс управления ассортиментом, при котором каждая категория товара рассматривается, как самостоятельная бизнес-единица и преследуются цели максимального удовлетворения потребностей покупателей, с одной стороны, и повышения эффективности сотрудничества между производителем (поставщиком) и ритэйлером, с другой» В. Затейкин [2]

5 «.Процесс, происходящий между блоками логистической цепочки, где категории управляются как стратегические бизнес-единицы (СБЕ), и обеспечивающий улучшенные финансовые результаты благодаря сосредоточению на удовлетворении потребностей потребителя» О. Войцехов-ский [8]

6 «.Система управления ассортиментом, в основе которой лежит выделение в структуре ассортимента товарных категорий с последующим управлением ими как самостоятельными бизнес-единицами» С. В. Балакирев [1]

КОНЦЕПТ

Миргородская О. Н. Категорийный менеджмент как современная маркетинговая технология управления товарным ассортиментом // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 17. -ART 145720. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2014/14720. htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал

ART 14720 УДК 339.138:339.3

Анализ представленных в табл. 1 определений позволяет выдвинуть тезис о том, что под категорийным менеджментом следует понимать маркетинговую технологию управления товарным ассортиментом, поскольку в основе его концепции лежит ориентация на удовлетворение потребностей покупателей, что в свою очередь позволяет сформулировать его базовые принципы:

- потребитель - основная ценность, вся деятельность должна быть ориентирована на максимальное удовлетворение запросов потребителя;

- категория является самостоятельной бизнес-единицей, она предполагает объединение функций закупки и продажи, наличие единственного лица ответственного за всё происходящее в рамках категории;

- процесс категорийного менеджмента включает в себя множество взаимосвязанных действий, он должен быть гибким для того, чтобы подходить конкретным компаниям и условиям, в которых они работают;

- помимо розничного оператора в процесс категорийного менеджмента должны быть вовлечены его партнеры - производители и оптовики.

Поскольку объектом управления в категорийном менеджменте является товарная категория, целесообразным представляется сравнить некоторые трактовки данного понятия отечественными и зарубежными исследователями. Такая попытка предпринята автором в табл. 2.

Таблица 2

Некоторые определения понятия «товарная категория» в отечественной и зарубежной литературе

№ Содержание термина Источник

1 Отдельная управляемая группа товаров, которые покупатели ощущают как взаимосвязанные и взаимозаменяемые в удовлетворении их потребностей О. Ю. Стребкова [9]

2 Набор товаров, которые потребитель воспринимает как взаимозаменяемые, и в то же время этот набор отражает возможные вариации товара. Управление розничным маркетингом / под ред. Д. Гилберта [11]

3 Определенный набор товаров, которые нацелены на удовлетворение одной и той же потребности (взаимодополняемые или взаимозаменяемые) Н. К. Моисеева, Т. Н. Голиков, Ю. С. Долгачева [7]

4 Четко ограниченная, самостоятельная, управляемая группа продуктов или услуг, которые потребители используют для удовлетворения своих потребностей и воспринимают как взаимосвязанные и взаимозаменяемые Даниэль Корстен, Юлиан Петцль [5]

5 Четкая, управляемая группа товаров/услуг, которая, по мнению потребителя, является взаимосвязанной или взаимозаменяемой в ответ на потребительские запросы Т. Кент, О. Омар [4]

Проанализировав представленные в табл. 2 определения понятия «товарная категория», можно заключить, что, во-первых, главным принципом объединения товаров в категории является учет восприятия покупателей, то есть то, как они понимают и классифицируют товар, во-вторых, в одну категорию должны объединяться товары, воспринимаемые потребителями как взаимосвязанные и взаимозаменяемые в удовлетворении их потребностей.

Концепция товарной категории предлагает идеи для пересмотра и планирования ассортимента. Она показывает «основные точки», на которые необходимо обратить внимание, и помогает сегментировать отделы в магазине; составляет основу для координации движения товаров и интеграции ряда отделов, а также помо-

КОНЦЕПТ

Миргородская О. Н. Категорийный менеджмент как современная маркетинговая технология управления товарным ассортиментом // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 17. -

наушо-м.етодичесшй эЛктрошшй щрн*. ¡US^T^ht:-. - -оUсRLFiеhttРЛ//Ne■оkфnce7Р7t0 ART 14720 УДК 339.138:339.3 49965. - ISSN 2304-120Х.

гает в создании визуальной уникальности размещения товаров на торговых площадях в магазине.

Проведенный нами анализ современных литературных источников в рассматриваемой предметной области позволяет говорить о существовании, по крайней мере, двух точек зрения как на содержательную сторону понятия «категорийный менеджмент», так и на практическую плоскость его внедрения.

Американские специалисты в основном делают упор на «внешнюю» сторону категорийного менеджмента, т. е. на расширение и углубление кооперации между производителем и ритейлором. По этому случаю следует привести мнение Каро-ниса [12] (^ronis), который указывал: «Управление категориями товаров сейчас связано с созданием более тесных взаимоотношений между поставщиками и розничными торговцами. Теперь признано, что это требует мультидисциплинарного подхода к продукту, который неизбежно приведет к дальнейшему усложнению процессов, которые требуют управления и контроля».

Аналогичной является точка зрения авторов книги «Управление розничным маркетингом» под редакцией Дэвида Гилберта [11], которые считают, что управление категориями товаров осуществляется в контексте партнерства по всей цепочке поставок. Мы поддерживаем позицию данных исследователей и считаем, что подобные партнерские отношения между розничными торговцами и их ключевыми поставщиками возникают в последнее время как признание существенных общих интересов, поскольку и поставщики, и розничные торговцы обслуживают одних и тех же потребителей. То, что раньше составляло суть торговых взаимоотношений и характеризовалось краткосрочными задачами и сделками в условиях относительного соперничества сторон, претерпело значительные перемены. Нам думается, что партнерства основываются на более длительных взаимоотношениях, в рамках которых значительно повышается взаимное доверие поставщиков и розничных торговцев. В подобном контексте ключевые поставщики стремятся включиться в управление категориями товаров, поскольку это укрепляет их позиции в том, что можно рассматривать как борьбу за распределение торгового пространства в рамках торговых площадей магазинов.

Напротив, европейские исследователи уделяют больше внимание внутрикорпоративному реинженирингу как необходимому фактору внедрения категорийного менеджмента. В русле обозначенного тезиса внедрение и дальнейшая реализация категорийного менеджмента в торговой или производственной организации сопряжены зачастую с изменением всей структуры закупок и продаж. Данная стратегия направлена в первую очередь на реализацию тех программ и задач, которые преследуют дистрибьюторские компании и розничные сети, удовлетворяя потребности конечного покупателя, поэтому главным инструментом на предприятии или организации становится не производство или просто служба продаж, а категорийный менеджер (ассортиментный комитет). Работа компании при этом организуется таким образом, что все решения, принимаемые категорийным менеджментом, пронизывают все структуры предприятия и реализуются так, чтобы в первую очередь и в максимально короткие сроки снимать насущные вопросы, оптимизировать все необходимые логистические цепочки и получать максимальный финансовый результат. Категорийный менеджмент в этом случае становится основой управления торговой компании: на достижение указанных целей направлены все подразделения и бизнес-процессы фирмы. Таким образом, категорийный менеджер несет на себе максимальное бремя ответственности за принятие решений и получение макси-

КОНЦЕПТ

Миргородская О. Н. Категорийный менеджмент как современная маркетинговая технология управления товарным ассортиментом // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 17. -

научно-методический эЛктронньиХ журнал AUR/2o1^5/71240.2"0.0h5tm.. - -оUсRLF;еhttРЛ//Ne■оkфnce7Р7t0 ART 14720 УДК 339.138:339.3 49965. - ISSN 2304-120Х.

мального экономического эффекта. В поле ответственности категорийного менеджера попадает вся цепочка - от процесса закупок до продажи товара. При этом оценивается работа не каждого подразделения в отдельности, а ее эффективность в разрезе деятельности всей логистической цепочки.

Следовательно, опираясь на представленный выше аналитический срез литературных источников относительно содержательной стороны понятия «категорий-ный менеджмент», а также практических аспектов его внедрения и реализации можно с уверенностью констатировать, что указанные выше точки зрения различных ученых не являются противоречивыми, а лишь подтверждают тот факт, что ка-тегорийный менеджмент это сложный и многосторонний процесс в компании, заключающийся не только в установлении более тесной связи между розничным торговцем и производителем/поставщиком, вплоть до максимальных полномочий последнего в вопросах управления комплексным мерчандайзингом, контроля товарных запасов и координации логистических операций, но и в реструктуризации внутренних бизнес-процессов в самой розничной сети, при которой специальные кате-горийные менеджеры отвечают за оборот и рентабельность.

По своей сути, деятельность по управлению товарными категориями представляет собой открытый, объединенный бизнес-процесс, позволяющий торговым партнерам работать совместно над определением бизнес планов категории и других общих целей. Его можно представить в виде определенного порядка (алгоритма) действий во времени и пространстве, имеющего свое начало (вход) и конец (выход). Внутри процесс описывается с помощью событий, функций, осуществляемых между этими событиями, а также используемых (входных) ресурсов и информации и производимых (выходных) данных и продуктов. Модель организации бизнес-процесса управления товарными категориями, ставшая уже классической была разработана независимой американской консалтинговой компании The Partnering Group и включает в себя восемь этапов (см. рис. 1).

Приоритетными целями в проектах управления товарными категориями, осуществляемых совместными усилиями розничного продавца и его ключевых поставщиков (иногда называемых «капитанами категорий») могут быть следующие экономические и другие показатели:

- прирост категории в целом помимо органического роста рынка в стоимостном выражении;

- увеличение продаж категории в натуральном выражении;

- сокращение показателя отсутствия товара на полке (out-of-stock);

- сокращение товарных запасов в магазине;

- увеличение прибыльности категории;

- оптимизация полочного пространства и создание структурированной выкладки;

- облегчение процесса выбора покупателю за счет сегментации и навигации в категории;

- создание нового имиджа категории посредством визуальных коммуникаций.

Понимание и исследование потребностей покупателя в конкретной категории

товаров является важнейшим условием достижения высоких показателей категории.

Бизнес-процесс управления категорией товара подразумевает работу в многофункциональных группах со стороны каждого из партнеров - розничного оператора и поставщика: отделы маркетинга и маркетинговых исследований, служб IT и аналитики, отделов логистики.

КОНЦЕПТ

Миргородская О. Н. Категорийный менеджмент как современная маркетинговая технология управления товарным ассортиментом // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 17. - ART 145720. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2014/14720. htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

наши

AR"

ЭТАП 1. ФОРМИРОВАНИЕ ТОВАРНОЙ КАТЕГОРИИ

ЭТАП 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛИ ТОВАРНОЙ КАТЕГОРИИ В АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКЕ

КОМПАНИИ

ЭТАП 3. ОЦЕНКА ТОВАРНОЙ КАТЕГОРИИ

ЭТАП 4 ФОРМИРОВАНИЕ НОРМАТИВОВ ДЛЯ ТОВАРНОЙ КАТЕГОРИИ/ ОЦЕНКА ЦЕЛЕЙ ТОВАРНОЙ КАТЕГОРИИ

ЭТАП 5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ ТОВАРНОЙ КАТЕГОРИИ

ЭТАП 6. РАЗРАБОТКАТАКТИКИ ТОВАРНОЙ КАТЕГОРИИ

ЭТАП 7. ВЫПОЛЕНИЕ ПЛАНОВ ПО ТОВАРНОЙ КАТЕГОРИИ

ЭТАП 8. КОНТРОЛЬ И КОРЕКТИРОВКА ПЛАНОВ ТОВАРНОЙ КАТЕГОРИИ

Определение состава категории и принципов группировки товаров на основе дерева

потребительских решений

Придание товарной категории определенной роли на основе данных, полученных в ходе анализа рыночных перспектив и поведения потребителей

Анализ потенциала всех уровней товарной категории путем получения информации о рынке, потребителях, поставщиках, конкурентах и самом розничном операторе

Определение нормативных значений заданных показателей для каждого уровня товарной категории. Определение целей и показателей, которых добиваются с помощью товарных категорий

Разработка маркетинговой стратегии, отражающей роль товарной категории и направленной на достижение ее целей

Разработка и реализация тактических мероприятий в области ассортиментной и ценовой политики, политики в области мерчандайзинга и продвижения, плана поставок и движения товара в зависимости от расположения магазина и его формата

Выполнение бизнес-планов категории, заключающееся в реализации принятой стратегии и тактики категории непосредственно в торговых точках

Оценка, мониторинг и коррекция категории на постоянной периодической основе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Алгоритм бизнес-процесса управления товарными категориями

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14.77П_УДК

Миргородская О. Н. Категорийный менеджмент как современная маркетинговая технология управления товарным ассортиментом // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 17. - ART 145720. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2014/14720. htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Производитель (поставщик)

ТАКТИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА В КАТЕГОРИИНОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ

Ассортимент категории

Т

03 с^ 1— о о c^ i— (0 ^

о

с X

^ s

о CD

(I) 1—

с; о s о CD

1— M

X m

Ik о CD

"Г T

1— "Г

X "Г

(I)

>

s

с^ X X Б о о о (0 CG О^я s CG

к 00 h

о X n CD

0)

CI) CI >

^

T

CD

О

ш CD 3

CO c^

и

s

X g CO О С CD s X

a> в

er er о ÜQ at

5 го S 3

о

о О

_ о

о

% °

(О — -&

S о

? <4

и £

^ s

S о

I

S ф

S. £

о Ю

== о

S S *

I Б

Ц ^ss

Е Ü Ш Is Ш X ГО

го is

S §

о о

о с

о 5

° it

о

S3

X

>

m

" §

2 ° — л a'fj SE ■= S

ГО ГО >s

s S2 о cL 5 m

■Я 2 2

X О °

2 Ж

го „_ со

^ - Ь

£ i ю

d ¡5 о

=Т го щ

Пространственное размещение и выкладка товарных категорий (мерчандайзинг)

го

1—

05 CK С 05

4

05

С

О ГО

го

I_

го S

X

го сц

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

05

4

05

С СО

05

ro

^

о

о

i

i

(15

:

(15

m

1—

о

05

m

I—

t >

1

ro

L

1—

t >

о

L

^

о

1

)

о

u

о

1_

ro

-L

00 ro

Hi C5

(15

Ь

о СП p 05 ^ X

L Ф

<1 u

1— (15

m : 05

i. L

ч I-

L C5

о ro

05 U_

1— i

О ГО

0

1_

05 I—

ГО ^

О

^ о

s х

05 £5

F "

^ го

6 ^

ii

О. 05

£ S

05 О

СО

О

X _Q

ГО

О CL

о

05 С 05

m го

£ g ГО го

9 Р 2

о

со

о. го

о "

го

о

ГО (0 I

05

о

о.

Р 3 OB DQ

X

го сц

05 , of я

о m

о

^ CL СП S

m £

о я ^ ^

ГО 1=

СП I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

05 ГО Ю ю

о ее

X S ГО J

о s о ю

о ГО 1= X

S к о я

? ¿3

О >

ГО

0 го

1 i

г= "

-EL

я

§ 5

3 ? &

£ = S ¡15

05 El * 03

° ч: оз £ I f5

es Ä ё оз

si

n °

i: P

:

о

CK

s j

ro _

i- _Q

x s

CO

£5

ro

Ценообразование в категории

о

CL

05 CL 05

05 J

X

m 05 x

:

05

se

05

ГО CO О I—

cc

:

m

о

CL >

о x

_Q

ro

0

1_

о

m

о

L

cc сц

05

Ю У 05 ^ CL К

3 &

х и-

о

:

05 С СП

го

I—

о о

:

05 L

05 Ц-

го

ГО 05

CL X о

05 ГО X

S CL t-

со X О

ГО О О

О- О О

Промоактивность, сти мулирование продаж

Потребности и запросы конечных покупателей товара в розничной сети

КОНЦЕПТ

Миргородская О. Н. Категорийный менеджмент как современная маркетинговая технология управления товарным ассортиментом // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 17. - ART 145720. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2014/14720. htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал

ART 14720 УДК 339.138:339.3

Рис. 2. Схема взаимодействия бизнес-партнеров в процессе реализации тактических решений для товарной категории

в разрезе составляющих комплекса маркетинга (разработано автором)

КОНЦЕПТ

Миргородская О. Н. Категорийный менеджмент как современная маркетинговая технология управления товарным ассортиментом // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 17. -

научно-методический эЛктронньйХ журнал AuR/T>01i57L240.2"0.0h5tm.. - -оURLF;еhгttPЛ//^-ok0nce7P7t-ART 14720 УДК 001 49965. - ISSN 2304-120Х.

Процесс управления категорией может вызывать оптимизацию работы всей цепи поставки, которая призвана с минимальными затратами обеспечить наличие товара в соответствии с выбранной ролью и стратегиями в каждой товарной категории.

Категорийный менеджмент как маркетинговая технология управления товарным ассортиментом, оперирует совокупностью взаимосвязанных и целенаправленных тактических действий, которые обычно касаются таких четырех точек притяжения торгового маркетинга как: ассортимент, мерчандайзинг, ценообразование и продвижение, предпринимаемых совместно торговыми партнерами для достижения выбранных стратегий товарной категории.

Тактическое планирование ассортимента определяет потребности покупателей, подходящий ассортимент, его глубину и ширину, идентифицируется количество наименований в зависимости от имеющегося полочного пространства, принимаются решения о добавлении или исключении товарных позиций из ассортимента торгово-розничного предприятия.

Тактика в области мерчандайзинга определяет представление полочного пространства розничным оператором и критерии, используемые для управления полочным пространством категорий, подкатегорий, групп и отдельных SKU.

Тактика ценообразования охватывает разные товары и товарные категории в рамках ассортимента, учитывает различия в издержках по организации продаж, в уровнях спроса, распределении покупок по времени, сезону и т.п. Для ценовой политики важна унификация в рамках сети.

Тактика продвижения определяет критерии, используемые для продвижения различных компонентов категории розничного оператора потребителю - группы, бренды, SKU и т. д. В последнее время действия по продвижению значительно усилились, что связано с высокой чувствительностью потребителей к цене и повышением его требований к качеству. Схема взаимодействия торговых партнеров в процессе реализации тактических решений для товарной категории в разрезе составляющих комплекса маркетинга представлена на рис. 2.

Как следует из приведенной схемы на рис. 2 одним из основополагающих результатов тесного взаимодействия в рамках управления товарными категориями является формирование интенсивных контактов между деловыми партнерами. В экономической литературе эти отношения известны как стратегические союзы или партнёрство. Это подразумевает более открытые, доверительные отношения, которые дают уникальные перспективы, навыки и ресурсы для достижения лучших результатов в процессе управления товарными категориями. Таким образом, кооперация между производителем и розничным оператором является одним из ключевых аспектов категорийного менеджмента, который в свою очередь совмещает знание производителя и продавца о потребителе.

Надо полагать, что именно подход к категориям не только как к оптимальным товарным группам, но и как к самостоятельным бизнесам внутри компании со своей организацией и бизнес-процессами обусловил быстрый рост популярности новой концепции. На наш взгляд, в этом и заключается современное понимание категорийного менеджмента в ритейле, которое сводится к тому, что категорийный менеджмент есть управление самостоятельным бизнесом внутри компании, построенное на оптимизации всех операций, относящихся к определенной товарной группе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному можно сделать вывод о том, что практическая ценность категорийного менеджмента заключается в том,

ru п »V

КОНЦЕПТ

Миргородская О. Н. Категорийный менеджмент как современная маркетинговая технология управления товарным ассортиментом // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 17. -ART 145720. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2014/14720. htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал

ART 14720 УДК 001

что он представляет собой ориентированную на потребителя маркетинговую технологию управления движением товара, которая позволяет свести воедино организационный, стратегический и операционный цикл, необходимый для разработки, планирования, реализации и продажи ассортимента продукции с тем, чтобы продажи и прибыли были оптимизированы, а для потребителя создавалась максимальная ценность.

Ссылки на источники

1.

2.

3.

4.

б.

б.

7.

в.

9.

10. 11.

12. 13.

Балакирев С. В. Категорийный менеджмент в качестве современного подхода к управлению товарным ассортиментом // Менеджмент в России и за рубежом. - 2006. - № 5. Затейкин В. Управление ассортиментом по категорийному принципу // Мерчандайзинг: сб. ст. по теории и практике мерчандайзинга / под общ. ред. Е. В. Ромата. - Харьков: Студцентр, 2003. - С. 31.

Кандалинцев В. Финансовый вес категории // Новости торговли. - 2003. - № 12. Кент Т., Омар О. Розничная торговля: учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальностям 080111 «Маркетинг», 080301 «Коммерция» (Торговое дело) / пер. с англ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 719 с. - (Серия «Зарубежный учебник»).

Корстен Д., Петцль Ю. ECR. Эффективное взаимодействие с потребителем. - Интеграция логистических цепей / пер. с нем.; под ред. Н. Ф. Титюхина. - М.: КИА центр, 2006. - 120 с. Мерчандайзинг: эффективные инструменты и управление товарными категориями / Алан Вел-лхофф, Жан-Эмиль Масон. - М.: Изд. дом Гребникова, 2004. - 280 с.

Моисеева Н. К., Голиков Т. Н., Долгачева Ю. С. Менеджмент категорий и мерчандайзинг в розничной торговле // Маркетинг. - 2005. - № 2(81). - С. 101-108.

Войцеховский О. Управление ассортиментом по категорийному принципу // Мерчандайзинг: сб. ст. по теории и практике мерчандайзинга / под общ. ред. Е. В. Ромата. - Харьков: Студцентр, 2003. - С. 65.

Стребкова О. Ю. Управление товарными категориями // Маркетинг. - 2008. - № 2(99). Терещенко К. Категорийный менеджмент: от понимания к практике // Мое дело. - 2005. - № 1(64) Управление розничным маркетингом / под ред. Д. Гилберта; пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2005. -XVI. - С. 147.

Karonis J. The supply chain: small needs, big solutions. Financial Times, 17 March (1998) http://www.sostav.ru/news/2005/07/20/zar1/

Olga Myrgorodskaya,

Candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of Marketing and advertising Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don Olyana mon@mail.ru

Category management as a modern marketing management technology product range

Abstract. The article is devoted to the research of category management as a modern marketing technologies management ideation. The author elaborates on the concept of "category management", "product category", the algorithm of a business process management product categories, as well as tactical decisions for product category in the components of the marketing mix. Key words: categorical management, goods category, categorical manager, trade marketing, product range, management of goods category, retail trade.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

977230412014229

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.