Научная статья на тему 'Формирование гражданской идентичности молодого поколения: результаты анализа фокус-групп с педагогическим сообществом'

Формирование гражданской идентичности молодого поколения: результаты анализа фокус-групп с педагогическим сообществом Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
210
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданская идентичность / формирование гражданской идентичности / метод фокус-групп / civic identity / formation of civic identity / focus group method

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Алла Викторовна Богомолова, Оксана Серафимовна Пикалова, Елена Александровна Найденова

Статья посвящена изучению понятия гражданской идентичности, а также анализу про-цесса ее формирования в современной российской системе образования с применением метода фокус-групп. В ходе проведения фокус-группового интервью изучено мнение пяти целевых групп – участников об-разовательного и воспитательного процесса. Затронуты вопросы смыслового наполнения понятия граждан-ской идентичности, рассмотрены его аспекты. Выделены факторы, оказывающие существенное влияние на процесс формирования гражданской идентичности у старших школьников и студентов образовательных ор-ганизаций высшего образования. Определяются формы и методы формирования гражданской идентично-сти, применяемые на сегодняшний день в образовательных организациях разного уровня, проанализиро-вана их эффективность в современных условиях. Выделены трудности и проблемные моменты, снижающие результативность системы мероприятий, направленных на формирование гражданской идентичности в об-разовательных организациях среднего общего и высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Алла Викторовна Богомолова, Оксана Серафимовна Пикалова, Елена Александровна Найденова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Civil Identity of the Young Generation: Results of Focus Group Analysis with the Pedagogical Community

The article delves into the study of the concept of civic identity, as well as the analysis of the process of its formation in the modern Russian education system using the focus group method. During the focus-group interview the opinion of five target groups – participants of the educational and upbringing process – was studied. The issues of the semantic content of “civic identity” are touched upon, various aspects of this concept are considered. The factors that have a significant impact on the process of formation of civic identity among senior schoolchildren and students of educational institutions of higher education are highlighted. The forms and methods of civil identity formation used today in educational organizations of different levels are considered, their effective-ness in modern conditions is analyzed. Apart from this, the difficulties and problematic points that reduce the effec-tiveness of the system of measures aimed at the formation of civic identity in educational institutions of secondary general and higher education are highlighted.

Текст научной работы на тему «Формирование гражданской идентичности молодого поколения: результаты анализа фокус-групп с педагогическим сообществом»

Научная статья УДК 316.4

https://doi.org/10.24158/spp.2024.1.1

Формирование гражданской идентичности молодого поколения: результаты анализа фокус-групп с педагогическим сообществом

Алла Викторовна Богомолова1, Оксана Серафимовна Пикалова2, Елена Александровна Найденова3

123Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, Липецк, Россия

1bogomolova-av@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-9017-8651 2oks-14-02@bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-2360-0223 3el-mig@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-1363-8914

Аннотация. Статья посвящена изучению понятия гражданской идентичности, а также анализу процесса ее формирования в современной российской системе образования с применением метода фокус-групп. В ходе проведения фокус-группового интервью изучено мнение пяти целевых групп - участников образовательного и воспитательного процесса. Затронуты вопросы смыслового наполнения понятия гражданской идентичности, рассмотрены его аспекты. Выделены факторы, оказывающие существенное влияние на процесс формирования гражданской идентичности у старших школьников и студентов образовательных организаций высшего образования. Определяются формы и методы формирования гражданской идентичности, применяемые на сегодняшний день в образовательных организациях разного уровня, проанализирована их эффективность в современных условиях. Выделены трудности и проблемные моменты, снижающие результативность системы мероприятий, направленных на формирование гражданской идентичности в образовательных организациях среднего общего и высшего образования.

Ключевые слова: гражданская идентичность, формирование гражданской идентичности, метод фокус-групп

Финансирование: Исследование выполнено в рамках Государственного задания Министерства просвещения РФ 2023 года на тему: «Формирование российской гражданской идентичности в условиях турбулентных социально-политических процессов», Соглашение № 073-03-2023-043/3 от 9 ноября 2023 года.

Для цитирования: Богомолова А.В., Пикалова О.С., Найденова Е.А. Формирование гражданской идентичности молодого поколения: результаты анализа фокус-групп с педагогическим сообществом // Общество: социология, психология, педагогика. 2024. № 1. С. 16-22. https://doi.org/10.24158/spp.2024.1.1.

Original article

Formation of Civil Identity of the Young Generation: Results of Focus Group Analysis with the Pedagogical Community

Alla V. Bogomolova1, Oksana S. Pikalova2, Elena A. Naydenova3

123Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky, Lipetsk, Russia 1bogomolova-av@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-9017-8651 2oks-14-02@bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-2360-0223 3el-mig@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-1363-8914

Abstract. The article delves into the study of the concept of civic identity, as well as the analysis of the process of its formation in the modern Russian education system using the focus group method. During the focus-group interview the opinion of five target groups - participants of the educational and upbringing process - was studied. The issues of the semantic content of "civic identity" are touched upon, various aspects of this concept are considered. The factors that have a significant impact on the process of formation of civic identity among senior schoolchildren and students of educational institutions of higher education are highlighted. The forms and methods of civil identity formation used today in educational organizations of different levels are considered, their effectiveness in modern conditions is analyzed. Apart from this, the difficulties and problematic points that reduce the effectiveness of the system of measures aimed at the formation of civic identity in educational institutions of secondary general and higher education are highlighted.

Keywords: civic identity, formation of civic identity, focus group method

Funding: The research was carried out within the framework of the State Assignment of the Ministry of Education of the Russian Federation 2023 on the topic: "Formation of Russian civil identity in the conditions of turbulent socio-political processes", Agreement No. 073-03-2023-043/3 dated November 9, 2023.

© Богомолова А.В., Пикалова О.С., Найденова Е.А., 2024

- 16 -

For citation: Bogomolova, A.V., Pikalova, O.S. & Naydenova, E.A. (2024) Formation of Civil Identity of the Young Generation: Results of Focus Group Analysis with the Pedagogical Community. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (1), 16-22. Available from: doi:10.24158/spp.2024.1.1 (In Russian).

Согласно Стратегии национальной безопасности РФ1, в современных реалиях турбулентных социально-политических процессов важным является историческое единство народов России, основанное на соблюдении традиционных духовно-нравственных ценностей. Особую значимость приобретают чувства сопричастности и привязанности, которые испытывает человек к своей стране, культуре и истории. Соотнесенность себя с государством и страной, общие цели, ценности и идеалы - это главные характеристики гражданской идентичности как части социальной идентичности личности.

Трактовка понятия гражданской идентичности имеет общие смысловые корни у ученых различных направлений гуманитарного знания. Данная категория выступает как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе (Асмолов, 2010; Водолажская, 2010; Мчедлова, Казаринова, 2020). Гражданская идентичность также рассматривается учеными как чувство принадлежности к нации и уважение к ее истории, обычаям и законам2. По мнению ряда авторов, гражданская идентичность связана с национальной, религиозной или этнической идентичностью, но базируется на общих ценностях, объединяющих людей в общества3.

Концептуально формирование гражданской идентичности рассматривается как непрерывный процесс воспитательной и образовательной деятельности.

При разработке инструментария исследования в основу была положена структура гражданской идентичности, состоящая из следующих элементов:

1) когнитивный - знание о принадлежности к данной гражданской общности;

2) ценностный - позитивное или негативное отношение к факту принадлежности к государству, стране, общности;

3) эмоциональный - принятие или непринятие своей гражданской позиции в качестве члена группы, общности, страны;

4) поведенческий - участие в общественно-политической жизни страны, реализация гражданской позиции в деятельности4;

5) нормативный - отношение к соблюдению прав и обязанностей.

В современных условиях турбулентных социокультурных процессов, существенным образом влияющих на самоидентификацию гражданина, важным аспектом является изучение факторов, оказывающих непосредственное воздействие на формирование гражданской идентичности у молодого поколения нашей страны. В образовательных организациях происходит целенаправленный процесс формирования значимых смыслов гражданского самоосознания молодого человека, следовательно, необходимо проанализировать информацию непосредственно из первых рук - от участников образовательного процесса.

Одним из методов сбора мнений респондентов из различных групп по данному вопросу является фокус-группа, выступающая качественным методом исследования, позволяющим получить авторское мнение экспертов по проблеме формирования гражданской идентичности в образовательных организациях. Практическая значимость исследования состоит в возможности скорректировать программы воспитания в образовательных организациях общего и высшего образования, повысить их эффективность (Пикалова, 2023).

Для изучения вопросов формирования гражданской идентичности в ноябре 2023 г. в Липецкой области было проведено пять интервью фокус-групп для пяти целевых аудиторий с двумя модераторами. Цель исследования - выявление факторов, оказывающих влияние на формирование гражданской идентичности у учащейся молодежи. Группы были стандартными - от 8 человек. Вопросы гайда для фокус-групп подготовлены на основании программы исследования. В качестве целевых групп выступали:

- преподаватели вуза (преподающие дисциплины «История», «Основы российской государственности»);

- учителя общеобразовательных школ (истории, обществознания);

1 О Стратегии национальной безопасности РФ [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 31 дек. 2015 г. № 683 : с изм. от 6 марта 2018 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Гражданская идентичность [Электронный ресурс] // Российское общество «Знание». URL: https://znani-erussia.ru/articles/Гражданская_идентичность#Показатели_сформированности_гражданской_идентичности (дата обращения: 20.11.2023).

3 Там же.

4 Там же.

- заместители директоров институтов по воспитательной работе;

- помощники директоров по воспитательной работе МБОУ СОШ, представители органов власти (управления образованием);

- студенты старших курсов педагогического вуза, в том числе будущие учителя (истории, обществознания).

Данные целевые группы включают педагогических работников как участников образовательного процесса, отвечающих за формирование гражданской идентичности у школьников и студентов: это и непосредственные участники образовательного процесса, и представители органов управления образованием. На основании сопоставления взглядов представителей целевых групп, экспертного сообщества педагогических работников можно рассмотреть вопрос формирования гражданской идентичности молодежи в образовательных организациях среднего общего и высшего образования с нескольких позиций: от действующих профессионалов в области образования до будущих педагогов, обеспечивающих преемственность профессии.

Вопросы гайда охватывали три аспекта проблемы самоидентификации молодого человека в современном обществе. Во-первых, блок вопросов был посвящен выяснению понимания терминов «гражданская идентичность», «патриотизм» и других смысловых акцентов. Второй блок затрагивал формы и методы, реализуемые в процессе формирования гражданской идентичности в образовательных организациях среднего и высшего образования, состояние воспитательной деятельности в образовательных учреждениях на текущий момент. Третий блок вопросов касался путей решения проблем патриотического воспитания и преодоления трудностей, связанных с процессом формирования гражданской идентичности, а также новых форм, которые бы способствовали повышению эффективности данного процесса. Вопросы гайда для каждой группы были составлены в едином ключе, но с учетом специфики каждой целевой группы.

Анализ результатов фокус-групп показал, что при определении понятия «гражданская идентичность» респонденты в большинстве случаев упоминали чувство сопричастности, чувство привязанности, осознание принадлежности, привязанность к культуре.

Три четверти опрошенных отмечали значимость поведенческого аспекта, говоря об общественно активном поведении; готовности помогать согражданам. Активность, пользование своими правами, участие в политической жизни, по мнению участников фокус-групп, - это важные характеристики нормативного компонента изучаемого понятия. Когнитивный аспект респондентами определяется как осознание своей принадлежности, разделение ценностной системы государства, наличие общих интересов, общей территории, осведомленность о своих правах, знание своей культуры. Важность ценностного компонента в структуре гражданской идентичности респонденты обозначили с позиции системы общих ценностей для граждан государства, объединяющих смыслов.

Студенты педагогического вуза (будущие учителя) отмечали, что «у нас особенный менталитет (даже не важна персональная позиция, важно соотношение себя Родиной)». Все участники фокус-групп обозначали значимость отношения к общим социокультурным традициям, объединяющим народы, к истории страны.

Важность формирования эмоционального компонента отмечали и учителя, и преподаватели вуза, давая следующие комментарии: «Не бывает человека без гражданской идентичности. Человек может не осознавать этого, может сознательно уходить от огласки данного вопроса, но он включен в политическую систему, систему ценностей, общую культуру, историю»; «Молодые люди в своем большинстве принимают свою гражданскую позицию, однако некоторые современные молодые люди имеют зачатки гражданской идентичности».

В ходе обсуждения выделены проблемы формирования гражданской идентичности молодежи, связанные с периодом, когда процесс воспитания в образовательных учреждениях был исключен из процесса образования на управленческом уровне. Фактором, повлиявшим на исключение акцента на патриотизме в школьной программе, явился соответствующий курс страны на западные стандарты в образовании и в разных сферах жизни.

В ходе опроса преподаватели вузов отмечали, что сопричастность не исключает критики, оппозиционного настроения: «Гражданская идентичность - не всегда лояльность»; «Гоаждан-ская идентичность может быть от полной солидарности с общественными мнениями до про-тестной идентичности»; «Каждый человек имеет внутреннюю концентрацию личностной идентификации, в разной степени соотносит себя с государством: от неосознанности до рационального патриотического сплочения, от принуждения к социальным нормам».

Практически единогласно звучало мнение, что формирование гражданской идентичности у молодого человека должно обеспечивать соотнесенность с государством, его целями, умение корректировать свои цели, иметь внутренние чувство сопричастности, привязанности к культуре, политическим системам, нации, уважение к истории.

Материалы фокус-групповых интервью позволили представить следующую структуру факторов, влияющих на формирование гражданской идентичности.

1. Геополитический уровень: глобализация; внешнеполитические процессы; западные идеи автономии, конкуренции и лидерства; цифровизация.

2. Федеральный уровень: культурная трансформация в российском обществе; традиции коллективизма; российский менталитет; национальная безопасность; развитие института государства; конституционный патриотизм; новые образовательные формы.

3. Региональный уровень: национальные особенности.

4. Личностный уровень: возрастные особенности формирования гражданской идентичности; влияние агентов политической социализации; общность интересов; гражданская позиция; наличие протестной идентичности; каналы получения информации о социальных, культурных и политических процессах в стране.

Говоря о гражданской идентичности, респонденты отмечали, что ее осознание и трансляция окружающим имеют возрастные особенности, часто определяются социальной средой. Специфика самоидентификации разных групп молодежи проявляется по-разному: у обучающихся организаций среднего профессионального образования можно обнаружить свободный радикализм; студенты вузов имеют опыт нахождения компромисса, демонстрируют пластичность в высказываниях о своей гражданской позиции. Участники фокус-групп - учителя школ обозначили субъективные позиции учащихся по вопросу отношения к стране: «В школе много примеров противоречивых позиций молодых людей, в трактовке от "я не патриот", до "Запад нам враги"». Педагоги объяснили данную позицию психоэмоциональным состоянием, характерным для определенного возраста: протест ради протеста для привлечения внимания. Таким образом, по мнению интервьюируемых, факторы, влияющие на формирование гражданской идентичности и проявляющиеся на личностном уровне, обусловливают необходимость системной работы в этом направлении на всех ступенях образования.

Что кается патриотизма как одного из сущностных проявлений гражданской идентичности, то на сегодняшний день система патриотического воспитания высоко оценивается респондентами: реализуются соответствующие мероприятия как на регулярной основе (поднятие флага, исполнение гимна России), так и на нерегулярной (творческие конкурсы, проекты, другие патриотические мероприятия школьного, городского и регионального уровней).

Однако важно отметить некоторые особенности, обозначенные участниками фокус-групп. Среди критических утверждений педагогического сообщества отметим следующие: «Чрезмерность (слишком много мероприятий) может вызвать отторжение у молодых людей или их безразличие»; «Патриотизм не формируется только привитием знаний, необходимо использовать эмоциональную составляющую при формировании гражданской идентичности - работать с детьми нужно честно»; «Патриотическое воспитание не должно строиться на полуправде (нельзя скрывать негативные факты истории). Система патриотического воспитания не сработает, если ребенок почувствует неправду».

Учителя отмечали, что уроки о важном идут год, но следует увеличить количество других мероприятии (привлекать экспертов, спикеров, героев СВО). Все участники фокус-групп подчеркивали значимость культурной составляющей гражданской идентичности, необходимость возрождения исконно русских ценностей, изучения русских традиций. Гражданская идентичность формируется ступенчато: через любовь к семье, семейные ценности, в школе - через общие мероприятия, сплочение коллектива, любовь к родному городу/селу, региону, стране.

Респонденты делали акцент и на необходимости изучения истории родного края посредством походов в музеи, экскурсий в другие города региона, на объекты культурного наследия, на природу и т. п. Менее трети участников фокус-групп отмечали, что изначально старшие школьники скептически настроены в отношении подобных мероприятий. Например, в приоритете - посещение крупных торговых центров, нежели экскурсия в другой город региона с познавательной целью. Однако часто по окончании краеведческих мероприятий подростки позитивно их оценивали, что свидетельствует об их важности: учащиеся готовы воспринимать такую форму получения знаний о Родине, соответственно, это способствует формированию гражданской идентичности.

Интервьюируемые указали на значимость информационных каналов, которыми пользуется молодежь. Главным источником данных является Интернет, но информационный поток, получаемый из него, невозможно контролировать ни с точки зрения содержания, ни с позиции качества и достоверности фактов. Учителя школ отмечают, что «процесс формирования гражданской идентичности в Интернете не систематизирован, в нем отсутствуют целеполагание и механизм достижения поставленных целей. Школьники еще не в состоянии самостоятельно оценивать получаемую информацию». Один из информантов сообщил следующее: «Так как молодежь использует в основном только Интернет как в образовательных, так и в развлека-

тельных целях, следовательно, взрослые должны вносить позитивный вклад в данный контент, направляя действия учеников в нужное русло. Образ, транслируемый в массы, - это богатый успешный человек с негативным мнением о своей стране. Необходимо, чтобы молодые люди задумывались о "правильной" модели поведения, видели и другие истории успеха с правильным посылом в отношении гражданской идентичности и отношения е Родине».

Участники фокус-групп акцентировали внимание на личных примерах патриотически настроенных граждан России, которые можно транслировать молодежи в рамках образовательного и воспитательного процесса: «Демонстрация примера успеха реальных людей, живущих рядов и достигших в жизни высоких результатов своим трудом, относящихся к России с уважением, особенно нужна для молодого поколения». Встреча с интересными государственными служащими, предпринимателями, неформальные вопросы, диалог на равных с молодежью позволят сформировать модель поведения патриота страны.

Наибольшее влияние на подрастающее поколение, по мнению участников фокус-групп, имеют социальные сети. Педагогические работники отмечали, что «данный информационный ресурс можно контролировать и регулировать через официальные группы образовательных организаций: размещать там проверенную информацию, освещать значимые события, публиковать фотоотчеты о проведенных мероприятиях. Все это может способствовать формированию гражданской идентичности». Этот ресурс, по мнению экспертов, используется не в полной мере. О роли средств массовой информации были даны такие комментарии: «Велика роль широких сМи в разрезе проблематики: под каким углом подается информация о значимых событиях, какие ценности транслируются в массы. Необходимо освещение в СМИ достижений деятелей культуры, открытий и т. п.».

В качестве формирующей информационной среды интервьюируемые педагогические работники предлагали использовать стационарные тематические стенды, на которых можно размещать актуальную новостную информацию, анонсы предстоящих событий и фотографии с уже прошедших патриотических мероприятий. Также целесообразно устанавливать передвижные информационные кубы с информацией о патриотическом воспитании, стенды, где простым и понятным языком для молодого человека дано определение понятия «патриотизм». Информационные каналы влияния, по мнению респондентов, - это самый важный фактор, воздействующий на формирование гражданской идентичности школьников и студентов.

В блоке вопросов, который затрагивал формы и методы, реализуемые на данном этапе в процессе формирования гражданской идентичности в образовательных организациях среднего и высшего образования, были даны следующие комментарии участников фокус-групп: «Необходимо обеспечить формирование коллективного компонента в воспитании. Современные школьники и студенты - индивидуалисты, для некоторых ценность общественных или коллективных интересов не важна или имеет низкую значимость. А гражданская идентичность -это в том числе соотнесение личных интересов с государственными, готовность поступиться личным ради общего». Говоря о формах, способствующих формированию гражданской идентичности, все информанты указывали на важность объединяющих мероприятий, имеющих общественно полезную направленность: сбор макулатуры, металлолома, конкурсы по основам медицинских знаний, конкурсы военной направленности. Наличие коллективных, объединяющих ценностей также является фактором, формирующим гражданскую идентичность молодежи.

В ходе исследования педагогические работники обозначили ряд аспектов, влияющих на эффективность и результативность реализации программ воспитания1: «Формализм проведения церемониальных действий вредит формированию гражданской идентичности. Программа воспитания не должна быть формальной»; «Важна роль личности учителя. Необходима эмоциональная связь между учителем и учеником при формировании гражданской идентичности»; «Нужно привлекать школьников и студентов к планированию мероприятий воспитательной работы».

Учителя отмечали, что в ряде сельских школ проблема заключается в высокой загруженности детей по разным направлениям внеучебной деятельности. Например, в сельской школе всего 60 учеников, все они участвуют во всех мероприятиях; педагоги часто воспринимают в штыки обязательность ряда мероприятий. Еще одной важной проблемой является замена школьными акциями истории и обществознания, что поднимает вопрос о конкуренции формальных и неформальных способов формирования гражданской идентичности в образовательном учреждении.

1 Примерная рабочая программа воспитания в образовательной организации высшего образования [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства науки и высшего образования РФ. URL: https://www.minobmauki.gov.ru/upload/2021/04/Примерная рабочая программа воспитания в образовательной организации выс....pdf (дата обращения: 21.11.2023) ; Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций [Электронный ресурс] // Официальный сайт Института воспитания РАО. URL: https://институтвоспитания.рф/upload/medialibrary/aef/orxve66kt39augto500oy0ozcgnmrc2e.pdf (дата обращения: 21.11.2023).

Таким образом, в ходе обсуждения пула проблем формирования гражданской идентичности большинство участников фокус-групп сошлись во мнении, что на сегодняшний день современный молодой человек имеет невысокий уровень гражданской идентичности. Это обусловлено, во-первых, периодом в нашей стране, связанным с исключением процесса воспитания из образования на разных уровнях; во-вторых, отсутствием системы патриотического воспитания в системе образования после распада СССР, длительной ориентацией курса страны и образования на западные стандарты. Говоря о формировании гражданской идентичности, респонденты отмечали, что ее осознание и трансляция окружающим имеют возрастные особенности. Часто позиция молодого человека определяется психоэмоциональным состоянием, характерным для этого возраста.

При реализации работы по патриотическому воспитанию обозначены некоторые особенности и проблемные моменты: слишком большое количество мероприятий, необходимость использования эмоциональной составляющей, вовлечение родителей в патриотическое воспитание детей, привлечение экспертов, спикеров, героев СВО к проведению разговоров о важном. Среди проблем формирования гражданской идентичности были названы обязательность и формализм, которые при проведении церемониальных действий вредят формированию гражданской идентичности.

В современных условиях турбулентных социально-политических и экономических процессов рекомендациями участников фокус-групп по формированию гражданской идентичности молодого человека являются следующие:

- внесение в документы, регламентирующие образовательную деятельность, законодательных изменений с учетом современных реалий;

- постоянная работа с молодыми людьми по ознакомлению с достоверным знанием о нациях, их культуре, малой родине с акцентом на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения;

- диалог по вопросам воспитания и формирования гражданской идентичности с представителями всех уровней образования для обеспечения преемственности воспитательного процесса;

- проведение объединяющих социокультурных мероприятий с пропагандой объединяющих традиционных ценностей;

- информационная работа в интернет-пространстве по формированию российской гражданской идентичности молодого человека.

Необходимо отметить, что изменения позиций и мнений участников фокус-групп в процессе группового интервью не зафиксировано. При идентификации самых распространенных ответов выявлены наиболее значимые факторы, оказывающие существенное влияние на формирование гражданской идентичности у учащейся молодежи: на геополитическом уровне - глобализация и цифровизация; федеральном - культурная трансформация российского общества и новые образовательные формы; на личностном уровне - возрастные особенности формирования гражданской идентичности, влияние агентов политической социализации (например, семьи), общие интересы с группой, общностью, коллективом, адекватная гражданская позиция, каналы получения информации о социальных, культурных и политических процессах в стране.

Таким образом, все участники фокус-групп (как работающие учителя, так и будущие педагогические работники) обозначили значимость влияния факторов федерального и личностного уровней на формирование гражданской идентичности молодого человека и необходимость реализации целенаправленной и системной работы по формированию российской гражданской идентичности в процессе обучения и воспитания на всех уровнях образования.

Список источников:

Асмолов А.Г. Социальные эффекты образовательной политики // Национальный психологический журнал. 2010. № 2 (4). С. 100-106.

Водолажская Т. Идентичность гражданская // Образовательная политика. 2010. № 5-6. С. 140-142.

Мчедлова М.М., Казаринова Д.Б. Политика идентичности: конкуренция новых теоретических смыслов и политических стратегий // Политическая наука. 2020. № 4. С. 14-35. https://doi.org/10.31249/poln/2020.04.01.

Пикалова О.С. Фокус-группа как метод социологического анализа подходов к формированию гражданской идентичности // Формирование гражданской идентичности в условиях турбулентных социально-политических процессов : сб. науч. тр. Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. / отв. ред. Н.В. Федина. Липецк, 2023. С. 86-88.

References:

Asmolov, A.G. (2010) Social effects of educational policy. National Psychological Journal. (2), 100-106. (In Russian)

Mchedlova, M.M. & Kazarinova, D.B. (2020) The identity politics: Competition of new theoretical meanings and political strategies. Political Science (RU). (4), 13-35. Available from: doi:10.31249/poln/2020.04.01. (In Russian)

Pikalova, O.S. (2023) Focus group as a method of sociological analysis of approaches to the formation of civic identity. In: Fedina, N.V. (ed.) Formation of civic identity in the conditions of turbulent socio-political processes: Proceedings of the All-Russian scientific conference with international participation. Lipetsk, Lipetskii Gosudarstvennyi Pedagogicheskii Universitet imeni P.P. Se-menova-Tyan-Shanskogo, 86-88. (In Russian)

Vodolazskaya, T. (2010) Civil identity. Educational Policy. (5-6), 140-142. (In Russian)

Информация об авторах А.В. Богомолова - кандидат социологических наук, доцент, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, Липецк, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=710440

О.С. Пикалова - старший преподаватель, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, Липецк, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=830311

Е.А. Найденова - кандидат исторических наук, доцент, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, Липецк, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=827364

Вклад авторов:

А.В. Богомолова - разработка концепции, программы исследования и гайда фокус-групп, проведение фокус-групп и описание данных.

О.С. Пикалова - разработка гайда фокус-групп, модерация фокус-групп, обработка данных и их описание.

Е.А. Найденова - разработка составляющих концепции, организация и проведение фокус-

групп.

Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors A.V. Bogomolova - PhD in Sociology, Associate Professor, Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semyonov-Tyan-Shansky, Lipetsk, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=710440

O.S. Pikalova - Senior Lecturer, Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Se-myonov-Tyan-Shansky, Lipetsk, Russia.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=830311

E.A. Naydenova - PhD in History, Associate Professor, Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semyonov-Tyan-Shansky, Lipetsk, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=827364

Contribution of the authors: A.V. Bogomolova - development of the concept, research program and focus group guide, conducting focus groups and describing the data.

O.S. Pikalova - development of focus group guide, focus group moderation, data processing and description.

E.A. Naydenova - development of concept components, organization and conduct of focus groups.

Conflict of interests:

The authors declare no conflict of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 15.12.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 12.01.2024; Принята к публикации / Accepted for publication 30.01.2024.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.