Научная статья на тему 'Теоретико-методологическое обоснование феномена «исторический кванториум» в современном образовательном пространстве Алексей'

Теоретико-методологическое обоснование феномена «исторический кванториум» в современном образовательном пространстве Алексей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исторический кванториум / технологии обучения и воспитания / историческое образо-вание / цифровизация / виртуализация / междисциплинарность / краеведение / historical quantorium / technologies of training and education / historical education / digitalization / virtualization / interdisciplinarity / local history

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексей Николаевич Тарасов, Елена Александровна Найдёнова, Оксана Серафимовна Пикалова

Статья вводит в научный оборот понятие «исторический кванториум». В работе анали-зируются теоретико-методологические основания, позволяющие наделить его статусной определённостью в научном, в частности, социокультурном и педагогическом знании. В работе показано, что использование данного понятия, с одной стороны, опирается на теорию информационного общества, а с другой – на прин-ципы междисциплинарности, активно эксплуатируемые в современной науке. В статье также представлены предварительные результаты научно-исследовательской работы по проблеме создания и функционирова-ния исторического кванториума, выполняемой авторами на базе Липецкого государственного педагогиче-ского университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского в рамках государственного задания. Полученные данные показывают, что применение потенциала информационных технологий в современном историче-ском образовании позволяет многократно повысить его качество, а также успешно учитывать современную социокультурную специфику в образовательном пространстве школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексей Николаевич Тарасов, Елена Александровна Найдёнова, Оксана Серафимовна Пикалова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and Methodological Substantiation of the Phenomenon of “Historical Quantorium” in the Modern Educational Space

The article introduces the concept of “historical quantorium” into scientific circulation. The work analyzes the theoretical and methodological foundations that allow to give it a status definition in scientific, in par-ticular, socio-cultural and pedagogical knowledge. According to the article it is demonstrated that the use of this concept, on the one hand, is based on the theory of information society, and on the other hand – on the principles of interdisciplinarity, actively exploited in modern science. Besides, the article presents preliminary results of the academic research work on the problem of creation and functioning of the historical quantorium, carried out by the authors on the basis of the Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semyonov-Tyan-Shansky under the state assignment. The results obtained show that the use of the potential of information technology in modern historical education allows us to significantly improve the quality of education, as well as successfully take into account modern sociocultural specifics in the educational space of the school.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологическое обоснование феномена «исторический кванториум» в современном образовательном пространстве Алексей»

Научная статья УДК 371.315.7

https://doi.org/10.24158/spp.2023.11.16

Теоретико-методологическое обоснование феномена «исторический кванториум» в современном образовательном пространстве

Алексей Николаевич Тарасов1^, Елена Александровна Найдёнова2, Оксана Серафимовна Пикалова3

123Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, Липецк, Россия

1alexei1997@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-5281-8777 2el-mig@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-1363-8914 3oks-14-02@bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-2360-0223

Аннотация. Статья вводит в научный оборот понятие «исторический кванториум». В работе анализируются теоретико-методологические основания, позволяющие наделить его статусной определённостью в научном, в частности, социокультурном и педагогическом знании. В работе показано, что использование данного понятия, с одной стороны, опирается на теорию информационного общества, а с другой - на принципы междисциплинарности, активно эксплуатируемые в современной науке. В статье также представлены предварительные результаты научно-исследовательской работы по проблеме создания и функционирования исторического кванториума, выполняемой авторами на базе Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского в рамках государственного задания. Полученные данные показывают, что применение потенциала информационных технологий в современном историческом образовании позволяет многократно повысить его качество, а также успешно учитывать современную социокультурную специфику в образовательном пространстве школы.

Ключевые слова: исторический кванториум, технологии обучения и воспитания, историческое образование, цифровизация, виртуализация, междисциплинарность, краеведение

Финансирование: статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации на научно-исследовательскую работу 2023 года по теме «Научно-методическое обеспечение функционирования исторического кванториума как площадки формирования гражданственности и патриотизма», соглашение № 073-03-2023-043/2 от 18 сентября 2023 г.

Для цитирования: Тарасов А.Н., Найдёнова Е.А., Пикалова О.С. Теоретико-методологическое обоснование феномена «исторический кванториум» в современном образовательном пространстве // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 11. С. 125-130. https://doi.org/10.24158/spp.2023.11.16.

Original article

Theoretical and Methodological Substantiation of the Phenomenon of "Historical Quantorium" in the Modern Educational Space

Alexey N. Tarasov1H, Elena A. Naydenova2, Oksana S. Pikalova3

123Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky, Lipetsk, Russia 1alexei1997@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-5281-8777 2el-mig@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-1363-8914 3oks-14-02@bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-2360-0223

Abstract. The article introduces the concept of "historical quantorium" into scientific circulation. The work analyzes the theoretical and methodological foundations that allow to give it a status definition in scientific, in particular, socio-cultural and pedagogical knowledge. According to the article it is demonstrated that the use of this concept, on the one hand, is based on the theory of information society, and on the other hand - on the principles of interdisciplinarity, actively exploited in modern science. Besides, the article presents preliminary results of the academic research work on the problem of creation and functioning of the historical quantorium, carried out by the authors on the basis of the Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semyonov-Tyan-Shansky under the state assignment. The results obtained show that the use of the potential of information technology in modern historical education allows us to significantly improve the quality of education, as well as successfully take into account modern sociocultural specifics in the educational space of the school.

Keywords: historical quantorium, technologies of training and education, historical education, digitalization, virtualization, interdisciplinarity, local history

© Тарасов А.Н., Найдёнова Е.А., Пикалова О.С., 2023

- 125 -

Funding: The reported study was funded by the Ministry of Education of the Russian Federation under the state assignment for research work in 2023 on the topic "Scientific and methodological support for the functioning of the historical quantorium as a platform for the formation of citizenship and patriotism", Agreement No. 073 -032023-043/2 dated September 18, 2023.

For citation: Tarasov, A.N., Naydenova, E.A. & Pikalova, O.S. (2023) Theoretical and Methodological Substantiation of the Phenomenon of "Historical Quantorium" in the Modern Educational Space. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (11), 125-130. Available from: doi:10.24158/spp.2023.11.16 (In Russian).

Фактически атрибутивной характеристикой развития общества на современном этапе стала цифровизация. Об этом социокультурном явлении говорится достаточно много, а количество научных публикаций, посвященных ему, за последние годы серьезно увеличилось. В этом аспекте исследованию подвергаются различные сферы жизни современного общества: от использования цифровых технологий в быту до их применения в государственном управлении. Значительный потенциал подобных ресурсов видится нам и для системы образования и, прежде всего, на уровне школы. Об этом в современной науке говорится немало - как с позиции теории (дидактики), так и практического применения информационных технологий. Очевидно, интеграция их в процесс школьного обучения детерминирована условиями общественного развития. С одной стороны, как уже отмечено выше, социум сегодня переживает этап цифровой трансформации, и можно предположить, что в недалёком будущем информационные технологии изменят (и уже изменяют) привычную жизнь людей, не только решая отдельные рутинные проблемы повседневности, но и создавая при этом новые риски и уязвимости для социокультурного развития. С другой стороны, использование достижений цифровизации представляется чрезвычайно актуальным для системы школьного образования, поскольку позволяет максимально полно учесть те социокультурные условия, в которых формируется подрастающее поколение.

Для современных детей применение достижений цифровизации в повседневной практике является естественным и осуществляется в первую очередь посредством использования гадже-тов. Именно этим можно объяснить ту лёгкость и непринуждённость, с которой учащиеся без каких-либо затруднений и даже с повышенным интересом демонстрируют готовность использовать информационные технологии. Представляется, что в этих условиях достижения цифровизации способны многократно повысить эффективность учебно-воспитательного процесса, предлагая новые методики и технологии в системе общего (школьного) образования. Это объясняется тем, что современные информационные технологии представляются неотъемлемой частью жизни современного молодого поколения, они для него - атрибут повседневности. Именно поэтому применение такого рода новаций в системе общего образования с интересом воспринимается обучающимися, что подтверждается практикой работы учителей в рамках различных предметов школьной программы (Медведева и др., 2023: 263).

Однако использование указанных технологий в системе школьного образования сопряжено также с определёнными трудностями. В частности, например, если применение цифровых средств при изучении «точных» или естественнонаучных предметов уже имеет достаточно солидную методическую базу, то их использование в ходе преподавания дисциплин социально-гуманитарного цикла ограничивается слабой методической проработанностью. Причина этого, как представляется, кроется в специфике предметов. Социально-гуманитарный блок школьных дисциплин в силу отсутствия точных ответов на поднимаемые вопросы не имеет единого определяемого решения, как это представлено, например, в физике или математике, а потому алгоритмизировать изучение последних гораздо проще.

Кроме того, существует укоренённое представление о невозможности применения методических приёмов, техник и практик «точных» предметов в преподавании дисциплин социально-гуманитарного блока. Хотя заметим при этом, что данный «педагогический миф» отчасти развеян экспериментами по проведению интегративных уроков, когда при изучении какой-то общей темы происходит обучение в рамках нескольких дисциплин одновременно, каковые могут носить как естественнонаучный, так и социогуманитарный характер. Думается, что взаимопроникновение нескольких методических приёмов и техник, характерных для различных по своей природе школьных предметов, имеет значительный эвристический потенциал для теории и практики обучения. Он многократно усиливается при внедрении компьютерных (информационных) технологий в процессе обучения и воспитания, что, как показано выше, связано с особенностями современного поколения школьников - так называемых «Z» и «Alpha». Можно без преувеличения заявить, что для них информационные технологии являются атрибутивной характеристикой человеческого существования.

Заметим также, что умение использовать информационные технологии для достижения учебных целей, а также их применение в повседневной жизни относятся к числу ключевых универсальных учебных действий, каковые должны быть сформированы у выпускника школы. В этой связи различные новации, работающие на внедрение информационных технологий в практику преподавания предметов социально-гуманитарного блока, представляются совершенно естественным явлением.

В современной педагогической теории и практике примерами широкого использования информационных технологий в методическом аспекте их потенциала уже стали эксперименты, связанные с работой педагогических кванториумов (Аксенова, 2023; Арифулина и др., 2021; Бара-башкина и др., 2022; Опыт создания кванториума на базе педагогических вузов ..., 2022; Лаврентьева, Суняйкина, 2023). Подобные площадки ориентированы на обучение методике преподавания предметов естественнонаучной направленности, в которой основной упор делается на использовании современных активных и интерактивных методов обучения. Очевидно, что эти технологии существенно отличаются от тех, которые существовали прежде. Достигается это за счёт широкого внедрения в учебный процесс современного оборудования, которое не ограничивается рамками лишь информационных технологий.

Вновь подчеркнём, что идея педагогического кванториума представляется абсолютно естественной и закономерной в современных условиях, поскольку широкое использование эксперимента как способа действия выступает неотъемлемой характеристикой предметов естественнонаучного цикла. Именно эксперимент или создание какой-то модели является особенностью «точных» наук и соответствующих предметов в школе.

Иная ситуация складывается, когда речь заходит о дисциплинах социогуманитарной направленности. Любой эксперимент, который оказывается возможным провести на таких предметах в условиях школы, фактически ограничивается мыслительными способностями обучающихся. Даже простейшую по своему качеству модель, которую может выстроить ученик на уроке в рамках предмета естественнонаучного цикла, не представляется реальным осуществить в рамках дисциплин социогуманитарного направления.

Более того, если мы обратимся к социогуманитарным наукам, то увидим, что даже исследователи и учёные, предлагающие модели по проблемам этих отраслей научного знания, не могут полностью гарантировать вероятность их реализации на практике в будущем. С другой стороны, в естественнонаучных исследованиях результат воплощения такой модели оказывается более вероятностным и предсказуемым. Безусловно, в рамках данного примера мы вновь наталкиваемся на известную проблему специфики различных отраслей научного знания - социогуманитарных и естественнонаучных, которая не может не учитываться при выстраивании методики преподавания соответствующих предметов в школе.

Сделанный выше вывод позволяет говорить о невозможности инкорпорации принципов построения кванториума (как феномена исключительно естественнонаучного характера) к социогуманитарным дисциплинам в школе. Однако опыт отдельных вузов Российской Федерации по созданию педагогических кванториумов свидетельствует о том, что приложение принципов построения данного, казалось бы, сугубо естественнонаучного феномена к школьным предметам социогуманитарной направленности возможно.

Примером такой инновационной площадки выступает, с нашей точки зрения, исторический кванториум. Данный проект по-своему является уникальным явлением современного образовательного пространства. Формальным подтверждением этого служит, например, тот факт, что в базе данных Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) отсутствуют публикации по аналогичной проблематике.

Предлагаемая научным коллективом образовательная технология на основе использования исторического кванториума способствует развитию функциональной грамотности обучающихся. Особое место в ней отводится приобретению обучающимися так называемых гибких компетенций. Это выражается в умениях ставить цели, разбивать их на задачи, выстраивать траекторию достижения результата, четко формулировать мысли, готовить аргументацию при доказательстве своей точки зрения, проявлять навыки критического мышления.

Исторический кванториум с точки зрения технологии обучения способствует развитию личности обучающегося, формирует метапредметные умения и расширяет его горизонты знаний.

В то же самое время площадка исторического кванториума предоставляет реальную возможность для формирования гражданской идентичности, передачи информации о национальных традициях, сохранения исторической памяти и воспитания патриотизма с опорой на исторические знания. Развивающие технологии позволяют подготовить личность, соответствующую требованиям сегодняшнего дня - жизни в информационном обществе, где главное для человека:

- не запоминать большой набор готовых знаний, а уметь пользоваться ими: ориентироваться в их системе, самостоятельно расширяя и применяя знания по мере необходимости, решая возникающие в жизни задачи, то есть в процессе обучения важно сформировать функционально грамотную личность;

- не заучивать все подряд, а учиться выбирать главное и интересное;

- не искать и повторять готовые ответы, а самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения и отвечать за них;

- подготовить подростков к самостоятельному преодолению возникающих трудностей, то есть к ситуациям в жизни, когда им придется использовать полученные знания и умения.

Именно на создание исторического кванториума была направлена работа научного коллектива сотрудников Липецкого государственного педагогического университета (ЛГПУ) имени П.П. Семенова-Тян-Шанского в рамках исполнения одного из государственных заданий в 2023 г.

Анализ имеющихся наработок по данной проблеме показывает, что своеобразной методико-технологической основой для исторического кванториума выступает мультимедийное сопровождение известных учебников истории. Типичным его примером выступают электронные исторические карты, сочетающие в себе назначение контурных и тематических (например, административно-политических или социально-экономических в историческом разрезе). Такие электронные карты на уроке истории могут быть использованы при изучении нового материала или при его закреплении.

Ещё одним широко распространённым примером являются содержащиеся в мультимедийном сопровождении к учебникам истории задания на соотнесение тех или иных предметов/объектов с соответствующей исторической эпохой. Могут быть приведены и другие примеры приложения потенциала информационных технологий к историческому образованию в современной школе, однако всех их объединяет одно - не соприкасаясь с реальными (конкретными) историческими артефактами, обучающиеся тем не менее имеют возможность оценить их свойства (характеристики, особенности), так как это было бы при погружении обучающегося в социокультурную среду конкретной исторической эпохи.

Опираясь на указанные теоретические наработки, научный коллектив ЛГПУ имени П.П. Се-менова-Тян-Шанского, работающий над темой отмеченного госзадания, в качестве приоритетного направления деятельности определил историко-краеведческое. Объясняется это тем, что, во-первых, оно относится к числу не имеющих достаточного методического и теоретического обеспечения на современном этапе преподавания истории в школе, а во-вторых, - в качестве тем для изучения и рассмотрения преимущественно взяты те из курса, которые могут быть достаточно успешно использованы в общеобразовательных учреждениях вне зависимости от региона. Кроме того, предлагаемая новация - исторический кванториум - представляет собой интернет-платформу, имеет методическое сопровождение и соответствующий аппарат, которые могут быть использованы на уроках краеведения в целом. Вопросы методически грамотного включения тем такой направленности в уроки по истории России до настоящего момента остаются в числе актуальных в рамках теории и методики обучения этому предмету в школе.

Введение в научный оборот термина «исторический кванториум», а также экспликация соответствующего педагогического феномена опираются на определённую теоретико-методологическую базу. Прежде всего, ею выступает понимание цифровизации как процесса внедрения информационных технологий во все сферы жизни современного общества и, прежде всего, в систему образования. Очевидно, что он будет определять развитие мировой цивилизации в обозримой перспективе, на что обращают внимание многие исследователи (Когай, 2019; Ромах, 2007). Более того, можно предположить, что цифровизация будет выступать своеобразным маркером переживаемой сегодня эпохи и в целом всей обозримой перспективы развития мировой цивилизации до тех пор, пока не появится качественно новое, иное явление, детерминирующее развитие человечества.

На современном этапе социумной динамики идущие процессы характерологически вмещаются в такое понятие, как «информационное общество». Человек в нем зависим от существующих данных, поскольку они определяют выбор траектории его развития. При этом источником информации, прежде всего, выступают электронные средства коммуникации и связи.

Среди видных исследователей, разрабатывавших теорию информационного общества, называются, например, Д. Белл (2004) и Э. Тоффлер (1997). Для темы настоящей работы важно отметить, что по мнению названных мыслителей, основным фактором, определяющим развитие общества, выступает научно-техническая революция. Именно она детерминирует динамику социального развития. Соответственно, вовлечёнными в сферу влияния научно-технической революции оказываются все сферы жизни общества, включая и духовную, а значит, и образование как элемент этой составляющей социума. К тому же оно, независимо от своей направленности -естественнонаучной или социогуманитарной - всегда должно очень чутко реагировать на изменения, свершающиеся в данном обществе. В этой связи тренд на цифровизацию должен найти отражение в рамках всех предметов школьной программы, в том числе и социогуманитарных, а потому активное внедрение информационных технологий в методику преподавания общеобразовательных дисциплин становится обязательным в условиях информационного общества. Разработанный проект исторического кванториума направлен в том числе и на решение этой задачи.

Следующим теоретико-методологическим аспектом, обосновывающим идею и практическую реализацию феномена исторического кванториума, выступает принцип междисциплинарности, характеризующий развитие научного знания на современном этапе. Причём понимание его заметно трансформировалось в сравнении с тем, которое существовало, когда об этом явлении только

начали говорить. Если прежде междисциплинарность трактовалась как сочетание теоретико-методологических оснований двух или более родственных дисциплин (только естественнонаучных или только социогуманитарных), то сегодня ситуация изменилась. Симбиоз естественнонаучных и со-циогуманитарных отраслей знания приводит к образованию нового научного направления, основывающегося на принципах и основаниях (и как правило) необязательно близких или родственных наук. Примерами сказанного могут служить: социобиология, математическая лингвистика и др.

Явление междисциплинарности, включающее в свой ареал информатику, позволило методически обогатить все без исключения отрасли научного знания (Филатова и др., 2022). Внедрение информационных технологий в их русло породило такие новые направления, как биоинформатика, бизнес-информатика, лингвистическая информатика, историческая информатика и др. Последний пример со всей очевидностью подтверждает возможность и обоснованность соединения исторического знания с цифровыми технологиями и выделения новой отрасли науки. Более того, этот потенциал может быть экстраполирован на преподавание истории и краеведения в школе. Методическая база для этого сейчас активно накапливается (см., например: Беляева, Лукашина, 2022: 91).

Исторический кванториум на современном этапе своего развития представляет собой интернет-портал, содержащий видеолекции по истории Липецкой области и России, 3D-модели архитектурных построек, традиционных костюмов, предметов быта и т.д. Отдельно репрезентированы праздники народов, населяющих регион.

Таким образом, исторический кванториум как феномен современного образовательного пространства имеет значительный эвристический потенциал для решения проблемы повышения качества учебно-воспитательного процесса. Получение этим феноменом статусной определённости в науке, а также конкретная его реализация в системе общего (школьного) образования основываются на фундаментальных теоретико-методологических представлениях. С одной стороны, необходимость его появления подтверждается процессами цифровизации, охватившими современное общество. Очевидно, что в этих условиях все сферы жизни социума оказываются вовлечёнными в действие электронных технологий. С другой стороны, теория информационного общества, а также явление междисциплинарности, характерное для развития современной науки, позволяют практически беспрепятственно сочетать цифровые технологии, имеющие естественнонаучную природу, со спецификой социогуманитарного знания, к которому относится и историческое.

Список источников:

Аксенова С.П. Развитие цифровой образовательной среды на современном этапе // Научно-инновационный вектор современного развития. Кемерово, 2023. С. 45-47.

Арифулина Р.У., Беляева Т.К., Белогорская Л.В. Воспитательный потенциал педагогического кванториума в системе допрофессиональной подготовки обучающихся профильных классов психолого-педагогической направленности // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-3. С. 20-22.

Барабашкина Е.В., Трифанова А.А., Филатова О.Н. Педагогический кванториум как средство создания инновационного образовательного пространства // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-1. С. 26-28.

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 2004. 956 с.

Беляева У.П., Лукашина В.Д. Современные исторические видеоигры: основания и траектории политизации // Традиции и инновации в пространстве современной культуры. Липецк, 2022. С. 90-95.

Когай Е.А. Молодежный экстремизм и виртуальный мир // Социально-гуманитарное обозрение. 2019. № 1 (1). С. 13-14.

Лаврентьева С.И., Суняйкина Е.В. Развитие профмотивации обучающихся на базе педагогического кванториума путем использования разнообразных форм обучения // Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся в образовательных организациях. Томск, 2023. С. 33-45.

Медведева И.Л., Рекина Е.А., Нарушина М.А. Цифровизация в образовательном процессе вуза и школы России // Информационные технологии в образовательном процессе вуза и школы. Воронеж, 2023. С. 263-269.

Опыт создания кванториума на базе педагогических вузов / Ф.М. Бетеньков [и др.] // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании. М., 2022. С. 424-427.

Ромах О.В. Культурологическое образование в процессах глобализации // Фундаментальные исследования. 2007. № 7. С. 69-72.

Тоффлер Э. Футурошок. СПб., 1997. 464 с.

Филатова О.Н., Феофанова Т.Д., Маркова А.Д. Педагогический кванториум как средство повышения цифровых компетенций // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2022. № 1 (59). С. 61-64. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2022-1-59-61-64.

References:

Aksenova, S.P. (2023) Razvitie tsifrovoi obrazovatel'noi sredy na sovremennom etape [Development of digital educational environment at the present stage]. In: Nauchno-innovatsionnyi vektor sovremennogo razvitiya. Kemerovo, рр. 45-47. (In Russian).

Arifulina, R.U., Belyaeva, T.K. & Belogorskaya, L.V. (2021) Educational Potential of Pedagogical Quantum in the System of Interrogation Training of Trainees of Specialized Classes of Psychological and Pedagogical Orientation. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. (72-3), 20-22. (In Russian).

Barabashkina, E.V., Trifanova, A.A., Filatova, O.N. (2022) Pedagogical Quantorium as a Means of Creating Innovative Educational Space. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. (74-1), 26-28. (In Russian).

Bell, D. (2004) Gryadushchee postindustrial'noe obshchestvo. Opyt sotsial'nogo prognozirovaniya [The coming post-industrial society. Experience of social forecasting]. Moscow. 956 р. (In Russian).

Belyaeva, U.P. & Lukashina, V.D. (2022) Sovremennye istoricheskie videoigry: osnovaniya i traektorii politizatsii [Modern historical video games: foundations and trajectories of politicization]. In: Traditsii i innovatsii v prostranstve sovremennoi kul'tury. Lipetsk, рр. 90-95. (In Russian).

Betenkov, F.M., Gryaznov, A.S., Ovcharov, A.V. & Oleinikov, A.N. (2022) Experience of Creating a Quantorium on the Basis of Pedagogical Universities. In: Informatizatsiya obrazovaniya i metodika elektronnogo obucheniya: tsifrovye tekhnologii v obra-zovanii. Moscow, рр. 424-427. (In Russian).

Filatova, O.N., Feofanova, T.D. & Markova, A.D. (2022) Pedagogical Quantorium as a Means of Increasing Digital Competencies. The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy. Psychological and Pedagogical Sciences. (1 (59)), 61-64. Available from: doi: 10.46845/2071 -5331 -2022-1 -59-61 -64. (In Russian).

Kogay, E.A. (2019) Youth Extremism and the Virtual World. Sotsial'no-gumanitarnoe obozrenie. (1 (1)), 13-14. (In Russian). Lavrenteva, S.I. & Sunyaikina, E.V. (2023) Development of Professional Motivation of Students on the Basis of the Pedagogical Quantorium Through the Use of Various Forms of Education. In: Organizatsiya issledovatel'skoi i proektnoi deyatel'nosti obuchayushchikhsya v obrazovatel'nykh organizatsiyakh. Tomsk, рр. 33-45. (In Russian).

Medvedeva, I.L., Rekina, E.A. & Narushina, M.A. (2023) Digitalization in the Educational Process in Universities and Schools in Russia. In: Informatsionnye tekhnologii v obrazovatel'nom protsesse vuza i shkoly. Voronezh, рр. 263-269. (In Russian).

Romakh, O.V. (2007) Kul'turologicheskoe obrazovanie v protsessakh globalizatsii [Cultural education in the processes of globalization]. Fundamental'nye issledovaniya. (7), 69-72. (In Russian).

Toffler, E. (1997) Futuroshok [Futuroshok]. St. Petersburg. 464 p. (In Russian).

Информация об авторах А.Н. Тарасов - доктор философских наук, профессор кафедры философии, политологии и теологии Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, Липецк, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=645606

Е.А. Найдёнова - кандидат исторических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, Липецк, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=827364

О.С. Пикалова - старший преподаватель кафедры социологии и управления Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, Липецк, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=830311

Вклад авторов:

все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors A.N. Tarasov - D.Phil., Professor at the Department of Philosophy, Political Science and Theology, Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semyonov-Tyan-Shansky, Lipetsk, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=645606

E.A. Naydenova - PhD in History, Associate Professor, Department of State and Legal Disciplines, Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semyonov-Tyan-Shansky, Lipetsk, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=827364

O.S. Pikalova - Senior Lecturer, Department of Sociology and Management, Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semyonov-Tyan-Shansky, Lipetsk, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=830311

Contribution of the authors:

The authors contributed equally to this article.

Conflicts of interests:

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 30.09.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 28.10.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 28.11.2023.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.