ИСТОРИЧЕСКИЙ КВАНТОРИУМ: ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА И ПРАКТИК РЕАЛИЗАЦИИ ПОДОБНЫХ ПРОЕКТОВ
А.Н. Тарасов, д-р филос. наук, доцент Е.А. Найдёнова, канд. ист. наук
Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-
Шанского
(Россия, г. Липецк)
DOI:10.24412/2500-1000-2023-10-1-176-179
Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания на НИР 2023 года Министерства просвещения Российской Федерации на тему: «Научно-методическое обеспечение функционирования исторического кванториума как площадки формирования гражданственности и патриотизма», соглашение № 073-032023-043/2 от 18 сентября 2023 г.
Аннотация. Статья посвящена экспликации феномена «педагогический кванториум» в современном российском образовательном пространстве. В работе проанализирован опыт и лучшие практики реализации подобных проектов, представленных в Российской Федерации. Показано, что феномен кванториума, изначально появившись как площадка формирования естественнонаучных компетенций, к настоящему моменту, пройдя эволюцию, распространяется на предметы социогуманитарной направленности в школе. Важным шагом на пути такой эволюции стало создание педагогических кванториумов, инициированное Министерством просвещения РФ.
Ключевые слова: исторический кванториум, цифровизация, историческое образование, школьное образование, краеведение, региональный компонент школьного образования.
Цифровизация, как процесс внедрения цифровых технологий во все сферы жизни общества, сегодня выступает одной из характерных особенностей социокультурной динамики. В этой связи, цифровые технологии проникают во все сферы жизни современного российского общества, трансформируя мировосприятие человека. С одной стороны, цифровизация значительно облегчила прежде рутинные процессы и операции, многократно повысив эффективность совершаемых действий. С другой стороны, предстоит ещё немало сделать для того, чтобы выявить и оценить потенциальные риски и уязвимости, которые процесс внедрения цифровых технологий несёт с собой.
Однако очевидно, для системы общего (школьного) образования сегодня цифро-визация выступает одним из приоритетных направлений, что может быть объяснено двумя характерологическими особенностями современного социокультурного
развития. Во-первых, современное поколение обучающихся - это цифровое поколение, для которых соответствующие технологии представляются естественными, поскольку эти дети родились, когда информационно-компьютерные технологии уже прочно вошли в жизнь человека. Более того, современное поколение обучающихся школ, не было свидетелем процесса утверждения этих технологий, они уже жили в эпоху перманентного обновления цифровых технологий, а потому последние для современных детей - атрибутивная характеристика бытия. Вторая особенность связана с динамикой образования как формы культуры. Образование всегда должно реагировать на изменения, свершающиеся в соответствующем обществе, отражая динамику общественного развития, посредством теоретического и методического обновления образовательных программ. В самом общем смысле, теоретическое обновление предполагает вклю-
чение новых тем в рамках соответствующих школьных предметов. Эти темы должны отражать достижения науки в соответствующей предметной области. Методическое обновление предполагает разработку и внедрение педагогических технологий, практик и техник, адекватных тем преобразованиям, каковые в соответствующем обществе происходят.
Экстраполяция отмеченных наблюдений на динамику образования на современном этапе показывает, что цифровые технологии не просто должны активно использоваться в учебно-воспитательном процессе школы, но и необходима соответствующая методическая проработка такого внедрения, причём независимо от направленности предмета - естественнонаучная или социогуманитарная.
Феноменом, учитывающим указанные выше тенденции, стали, создаваемые с 2015 года в нашей стане, кванториумы. В самом общем смысле кванториум представляет собой инновационную площадку, на которой изначально предполагалось формирование и развитие у обучающихся компетенций, связанных со школьными предметами естественнонаучной направленности. Увидев огромный учебный, методический и воспитательный потенциал кванториумов, педагогическое сообщество предприняло попытку распространить этот опыт шире - на систему педагогического образования в нашей стране.
Именно с этой целью Министерством просвещения РФ во всех педагогических вузах страны были созданы технопарки универсальных педагогических компетенций. В результате стали появляться педагогические кванториумы [1-3]. При этом, главная цель создания педагогических кванториумов определялась как «совершенствование материально-технической базы педагогических вузов с целью обучения студентов и педагогов» [4, с. 62]. Более того, известны случаи, когда педагогический кванториум переходил полностью в цифровой формат, представляя собой соответствующее мобильное приложение [5]. Именно создание технопарков универсальных педагогических компетенций сподвигло педагогическую обществен-
ность искать и предлагать новые способы использования учебно-методического и воспитательного потенциала квантори-умов. Следствием этого стало создание т.н. гуманитарных кванториумов, каковые должны создать «системные возможности для развития технологий гуманитарного образования в цифровом образовательном пространстве вуза» [6, с. 45].
Вектор гуманитарной направленности кванториумов открыл широкую перспективу совершенствования учебно-методической базы соответствующих предметов школьной программы. Типичным примером этого выступает формирование событийной компетентности. Она «включает в себя знание методов и технологий организации событий, умение работать с партнёрами и заинтересованными сторонами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям и потребностям учащихся» [7, с. 43]. Этот пример достаточно рельефно показывает, что, несмотря на относительно недолгую историю - менее 10 лет к настоящему моменту - тем не менее, кванториум как феномен современного образовательного пространства России фактически охватил все предметы школьной программы. В этой связи, совершенно беспрепятственно феномен кванториумов сегодня может быть инкорпорирован в систему социогу-манитарного образования, даже, несмотря на его изначальную естественнонаучную направленность.
Именно подобная эволюция понимания сущности феномена кванториума в образовательном пространстве российской школы позволила научному коллективу Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского в 2023 году предложить идею создания исторического квантори-ума. Подчеркнём: учитывая ту эволюцию понимания, которую этот феномен прошёл, создание исторического кванториума представляется совершенно закономерным в современных условиях и на современном этапе развития системы образования России.
Разработанный в рамках исполнения Госзадания на НИР 2023 года научным
коллективом ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского исторический кванториум на современном этапе своего развития представляет собой Интернет-портал ис-торико-краеведческой тематики, на котором обучающимся и педагогам предлагается учебный и методический материал по истории Липецкого края. При этом, предлагаемый материал вполне успешно может быть масштабирован на всю страну, независимо от региона нахождения той или иной школы. Это достигается за счёт подбора такого материала, который включает не только события, связанные с историей конкретного региона, но и вполне успешно экстраполируется на историю страны, в целом. Это позволяет реализовать принцип: «история страны через историю её регионов». Кроме того, учителям предлагается проработанная методическая база, позволяющая воспользоваться ею независимо от конкретного теоретического наполнения курса.
К числу ключевых разделов созданного исторического кванториума на современном этапе отнесены:
- курс видео-лекций по истории России и истории Липецкой области;
- проекты реконструкции исторических объектов культурного наследия нашей страны и Липецкого края;
- видео-экскурсии историко-краеведческой направленности;
- библиотека биографий исторических деятелей России, оказавших существенное влияние на развитие Липецкого края;
- коллекция традиционных праздников и картин бытования народов, населяющих нашу страну на примере Липецкого региона;
- примеры храмового зодчества России и биографии православных подвижников на примере Липецкого края.
Представленный материал может быть использован, как в рамках дополнительного образования исторической и граждан-ско-патриотической направленности, так и применительно к школьному курсу истории России, в рамках которого, как известно, должны выделяться часы/темы на изучение истории соответствующего региона нашей страны.
Таким образом, появление исторического кванториума как феномена современного образовательного пространства России представляется совершенно естественным с учётом той эволюции, каковую этот феномен прошёл к настоящему моменту. Исторический кванториум, представленный научным коллективом ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского в рамках исполнения Государственного задания Министерства просвещения РФ на НИР на 2023 год , вобрал в себя, как имеющийся отечественный опыт, так и лучшие практики создания подобных инновационных пло-
щадок.
Библиографический список
1. Арифулина Р.У., Беляева Т.К., Белогорская Л.В. Воспитательный потенциал педагогического кванториума в системе допрофессиональной подготовки обучающихся профильных классов психолого-педагогической направленности // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 73-2. - С. 20-22.
2. Барабашкина Е.В., Трифанова А.А., Филатова О.Н. Педагогический кванториум как средство создания инновационного образовательного пространства // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 74-1. - С. 26-28.
3. Горбачева Е.С., Леженина В.В. Роль образовательных технопарков в профессиональном становлении будущего учителя технологии // Технологическое образование в системе «Школа-Колледж-Вуз». - Воронеж, 2023. - С. 54-58.
4. Филатова О.Н., Феофанова Т.Д., Маркова А.Д. Педагогический кванториум как средство повышения цифровых компетенций // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2022. - № 1 (59). -С. 61-64.
5. Касаткин К.А. Мобильное приложение на технической основе педагогического кван-ториума // Вестник педагогического опыта. - 2022. - № 53. - С. 12-15.
6. Зекрист Р.И. Гуманитарный кванториум в цифровом образовательном пространстве вуза // Совершенствование гуманитарных технологий в образовательном пространстве вуза: факторы, проблемы, перспективы. Материалы Всероссийского (с международным участием) научно-методического семинара. 30 лет кафедре культурологии и дизайна УрФУ. -Екатеринбург, 2021. - С. 44-51.
7. Вотинцев А.В. Событийная компетентность педагогических работников образовательных технопарков // Современные проблемы науки и образования. - 2023. - № 3. -С. 43.
HISTORICAL QUANTUM: STUDYING EXPERIENCE AND PRACTICES IN IMPLEMENTING SIMILAR PROJECTS
A.N. Tarasov, Doctor of Philosophical Sciences, Associate Professor E.A. Naydenova, Candidate of Historical Sciences
Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky (Russia, Lipetsk)
Abstract. The article is devoted to the explication of the phenomenon of "pedagogical quan-torium" in the modern Russian educational space. The work analyzes the experience and best practices of implementing similar projects presented in the Russian Federation. It is shown that the phenomenon of quantorium, which initially appeared as a platform for the formation of natural science competencies, has now, after undergoing evolution, extended to socio-humanitarian subjects in school. An important step towards this evolution was the creation of pedagogical quantoriums, initiated by the Ministry of Education of the Russian Federation.
Keywords: historical quantorium, digitalization, historical education, school education, local history, regional component of school education.