ОТ «ИВАНОВ, НЕ ПОМНЯЩИХ РОДСТВА» К ФОРМИРОВАНИЮ
ОСОЗНАННОГО ПАТРИОТИЗМА: О НЕОБХОДИМОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛА ИСТОРИЧЕСКОГО КВАНТОРИУМА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Н.А. Фролова, канд. филос. наук, доцент А.Н. Тарасов, д-р филос. наук, доцент Д.А. Беляев, д-р филос. наук, доцент
Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-
Шанского)
(Россия, г. Липецк)
DOI:10.24412/2500-1000-2023-10-1-183-185
Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания на НИР 2023 года Министерства просвещения Российской Федерации на тему: «Научно-методическое обеспечение функционирования исторического кванториума как площадки формирования гражданственности и патриотизма», соглашение № 073-032023-043/2 от 18 сентября 2023 г.
Аннотация. В статье анализируется проблема влияния обществоведческих знаний на формирование чувства патриотизма у подрастающего поколения. Обосновав объективную необходимость включения в интегрированный учебный предмет «Обществознание» раздела «Основы российской культуры», авторы статьи выявляют большие образовательные возможности исторического кванториума в части преподавания указанного раздела, а также отмечают, что использование контента исторического кванториума позволит значительно углубить погружённость обучающихся в обществоведческие знания.
Ключевые слова: исторический кванториум, обществознание, Россия, российская культура, образование, школа.
Мировоззренческое значение школьного курса обществознания вряд ли можно переоценить. Благодаря своему уникальному содержанию и форме, этот предмет располагает широким арсеналом средств воздействия на личность в аспекте её становления в качестве полноценного политического, экономического и культурного субъекта, искреннего и убеждённого патриота и гражданина России. Современные реалии со всей очевидностью вскрыли явные пробелы в системе патриотического воспитания российской молодёжи. Именно поэтому сегодня перед государством и обществом в качестве первостепенной стоит задача обнаружения таких воспитательных средств воздействия на ребёнка, которые позволили бы сформировать у него чёткую, выверенную позицию гражданской и национальной идентичности. Однако в погоне за новым и неизведанным не
стоит забывать о проверенных (апробированных), классических педагогических технологиях, в частности, о том большом патриотическом потенциале, который содержит в себе курс обществознания. При этом, вне всякого сомнения, необходимо учитывать образовательные потребности ученика XXI века, особенно в части форм и средств трансляции образовательного контента, привычных современному подростку.
Где, как не на обществознании необходимо говорить о фундаментальных основаниях российского общества, о его великой исторической миссии, о закономерностях его развития, о ценностях и менталитете россиян, об их величии и уникальных достижениях? Говорить не вскользь и наряду, а по-особенному внимательно и вдумчиво. Безусловно, и история, и литература, и русский язык, и даже математика
и химия - это тоже про Россию. И всё же, именно обществознание наиболее органично вписывается в разговоры, которые сегодня называют «о важном». Воспитательные преимущества обществознания заключаются в его рационализированном, абсолютно прозрачном воздействии на личность, органичном обращении к разуму, а не к чувствам, и в этом смысле патриотическая подоплёка обществознания не выглядит как назидание, навязчивое внушение, искусственное воздействие. Самым общим образом можно сказать, что обществоведческие концепции предоставляют разнообразные возможности для формирования и укрепления патриотических настроений подрастающего поколения.
Однако ровно настолько, насколько полезно обществознание в качестве платформы для манифестации любви к Родине, настолько же оно само нуждается в теоретически выверенных знаниях о России и её культуре, транслируемых с использованием актуальных форм передачи информации. Эти знания могут стать уникальной, ментально верифицированной аргумента-ционной базой, на которой основаны обществоведческие истины. Именно поэтому, видится целесообразным и необходимым включение модуля «Основы российской культуры» в качестве дидактической единицы в программу интегрированного учебного предмета «Обществознание», преподавание которого целесообразно осуществлять с использованием контента исторического кванториума.
Внедрение в существующую структуру дисциплины указанного модуля, на наш взгляд, не повлечёт за собой неразрешимых затруднений и не приведёт к нарушению устоявшейся системы знаний. Новый модуль имеет прямое пересечение с содержанием таких элементов обществозна-ния, как «Общество как система», «Человек», «Культура», «Социальные отношения», «Социальная психология», а также косвенное пересечение с модулями «Экономика», «Право» и «Политика». Таким образом, можно утверждать, что знания основ российской культуры, пронизывая собой всю структуру дисциплины, с одной стороны, укрепят существующую теорети-
ческую базу понятными российскому человеку аргументами, с другой стороны, будут содействовать развитию у обучающихся патриотически ориентированной системы ценностей.
Внедрение модуля «Основы российской культуры», по нашему мнению, целесообразно осуществлять двумя способами: опосредованно и непосредственно.
Опосредованное включение знаний о России и её культуре в пространство обществоведческих знаний сводится к внедрению первых в уже существующие дидактические единицы. К примеру, тема, посвященная общественному прогрессу в части относительности этого общественного феномена, может быть наилучшим образом проиллюстрирована примерами из российской действительности: широкое распространение некоторых технических новшеств, которыми располагали, к примеру, европейские государства и США в XIX и XX веках (электрификация, газификация, компьютеризация и т.п.) вовсе не являлось свидетельством непрогрессивности россиян, превосходящих секуляризированных европейцев своей системой высоких нравственных ценностей, базирующихся на православных истинах - любви, милосердия, сострадания и т.п. Контент исторического кванториума позволит визуализировать данную идею, облегчая ученику её восприятие.
Вне всякого сомнения, необходимо дополнять тему «Угрозы XXI века (глобальные проблемы)» теми идеями, которые сегодня составляют суть цивилизационного подхода к интерпретации схемы развития общества и которые были высказаны выдающимися российскими мыслителями Н.Я. Данилевским, К.Н. Леонтьевым, К.С. Аксаковым. В концепции исторического кванториума данные персоналии представлены в интересном для молодёжи формате.
Теоретические основы темы, в которой изучаются виды этнических общностей можно практически подкреплять тем материалом, который характеризует этноуни-кальность россиян. Исторический кванто-риум включает в себя интересную инфор-
мацию о культурных особенностях этносов, проживающих в России.
И, наконец, большие практические перспективы открываются в модуле «Культура». В таких темах, как «Наука», «Мораль и моральные нормы», «Искусство», «Религия» концептуальный каркас можно и нужно подкреплять информацией о достижениях, которые были сделаны россиянами и которые представлены в разделах исторического кванториума.
Непосредственное внедрение знаний о ценностях, на которых базируется российская культура, предполагает включение модуля «Основы российской культуры» в качестве самостоятельной дидактической единицы. На наш взгляд, концепция модуля должна включать в себя следующие смыслы: интерактивное рассуждение об атрибутивных свойствах русского характера; размышление о диалектике исконного и заимствованного в российском культурном хронотопе; сравнение восприятий
российской культуры иностранцами и россиянами; анализ роли православных традиций в становлении и развитии русской культуры; обозначение принципов морализма и этико-эстетического синтеза в качестве фундаментальной основы российской культуры; осмысление феноменов российского патриотизма и «русской идеи». Эти сложные темы оптимально раскрывать на уроке через просмотр обучающих видео-лекций, представленных в качестве одного из базовых разделов исторического кванториума.
Подводя итог, отметим, что до той поры пока нация осуществляет рефлексию, имеет место быть её идентичность, а это значит, что она существует в качестве свободной и независимой социокультурной единицы. Благодаря школьному курсу обществознания, реализуемому с использованием новейших образовательных технологий, создаются условия для сохранения национальной идентичности.
FROM "IVANOV, WHO DO NOT REMEMBER KINSHIP" TOWARDS THE FORMATION OF CONSCIOUS PATRIOTISM: ON THE NEED TO USE THE FUNCTIONALITY OF THE HISTORICAL QUANTORIUM IN THE PROCESS OF
TEACHING SOCIAL STUDIES
N.A. Frolova, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor A.N. Tarasov, Doctor of Philosophical Sciences, Associate Professor D.A. Belyaev, Doctor of Philosophical Sciences, Associate Professor Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shan (Russia, Lipetsk)
Abstract. The article analyzes the problem of the influence of social science knowledge on the formation of a sense ofpatriotism among the younger generation. Having justified the objective necessity of including the section "Fundamentals of Russian Culture " in the integrated educational subject "Social Studies", the authors of the article identify the great educational opportunities of the historical quantorium in terms of teaching this section, and also note that the use of the content of the historical quantorium will significantly deepen the immersion of students in social science knowledge.
Keywords: historical quantorium, social studies, Russia, Russian culture, education, school.