Евразийский гуманитарный журнал. 2021. № 4. С. 116-123. Eurasian humanitarian journal. 2021. No. 4. P. 116-123.
Научная статья УДК 37
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКОВ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, СОДЕРЖАЩИХ ИСТОРИКО-ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Елена Владимировна Иванова
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, mikield@pspu.ru
Аннотация. В настоящее время наблюдается усиление воспитательной функции образования, большое внимание уделяется формированию гражданственности, трудолюбия, нравственности, патриотизма, уважения к правам и свободам других граждан. Одним из предметов начального общего образования, который служит именно этим целям, является «Окружающий мир». Особую роль при этом берет на себя образовательная область «Обществознание», содержащая историко-обществоведческий материал. Историко-обществоведческий материал не только формирует у школьников интерес к прошлому и настоящему родной страны, способствует воспитанию любви к Отечеству, уважения к истории и культуре народов России, но и оказывает нравственное воздействие на личность ребенка; способствует расширению социального опыта младшего школьника, осознанию себя частью своей страны. При изучении содержания предмета «Окружающий мир» ставится задача обогащения социального опыта детей, опыта коммуникативного взаимодействия с окружающими, опыта усвоения этических норм. На этих уроках закладываются основные моральные ценности, нормы поведения; появляется первый опыт самооценки и оценки поведения других людей с позиций добра и зла; развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество; формируется умение разрешать конфликтные ситуации через диалог; приобретаются элементарные знания и навыки по охране собственного здоровья, безопасного поведения, а также начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Таким образом, данный курс решает значимую задачу социализации ребенка. В статье подчеркивается важность воспитания обучающихся на уроках окружающего мира при изучении исторических тем курса, обращается внимание на предрасположенность младшего школьного возраста к восприятию духовно-нравственных ценностей, а также раскрываются некоторые средства и приемы, с помощью которых можно повысить воспитательный потенциал уроков.
Ключевые слова: воспитание, воспитательный потенциал урока, образовательный процесс, младший школьник, обучение, историко-обществоведческий материал, патриотическое воспитание
Для цитирования: Иванова Е.В. Воспитательный потенциал уроков окружающего мира, содержащих историко-обществоведческий материал // Евразийский гуманитарный журнал. 2021. № 4. С. 116-123.
Original article
EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE WORLD AROUND US LESSONS CONTAINING HISTORICAL
AND SOCIAL SCIENCE MATERIAL
© Иванова Е.В., 2021
Elena V. Ivanova
Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, mikield@pspu.ru
Abstract. . Currently, there is an increase of interes to education, much attention is paid to the formation of citizenship, diligence, morality, patriotism, respect for the rights and freedoms of other citizens. One of the subjects of primary general education, which serves exactly these purposes, is "the World Around Us". A special role in this is assumed by the educational field "Social Studies", which contains historical and social science material. The historical and social science material not only forms students' interest in the past and present of their native country, promotes the education of love for the Motherland, respect for the history and culture of the peoples of Russia, but also has a moral impact on the personality of the child; contributes to the expansion of the social experience of the younger student, awareness of himself as a part of his country. When studying the content of the subject "The World Around Us", the task is to enrich the social experience of children, the experience of communicative interaction with others, the experience of mastering ethical norms. At these lessons, the basic moral values and norms of behavior are laid; the first experience of self-assessment and evaluation of the behavior of other people from the positions of good and evil appears; the child's communicative abilities develop, which allow him to integrate into the community; the ability to resolve conflict situations through dialogue is formed; elementary knowledge and skills for protecting his own health, safe behavior are acquired, and the formation of a person who is aware of himself as a part of society and a citizen of his Homeland begins. Thus, this course solves a significant task of socialization of the child. The article emphasizes the importance of educating students in the lessons of the surrounding world when studying historical topics of the course, draws attention to the predisposition of primary school age to the perception of spiritual and moral values, and also reveals some means and techniques by which it is possible to increase the educational potential of lessons.
Keywords: education, educational potential of the lesson, educational process, junior student, training, historical and social studies material, patriotic education
For citation: Ivanova E.V. Educational potential of the lessons of the surrounding world containing historical and social science material. Eurasian humanitarian journal. 2021;4:116-123. (In Russ.).
Введение
На всех исторических этапах развития образования школа является важнейшим ресурсом воспитания подрастающего поколения. Именно в школьные годы ребенок становится личностью, у него формируются ценности, которые будут определять его отношение к себе и миру, влиять на поступки и поведение в целом.
В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [Федеральный закон 2012], Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Данилюк, Кондаков, Тишков 2009], Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования [Приказ Министерства просвещения 2021], Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Распоряжение Правительства Российской Федерации 2015] воспитание детей и молодежи рассматривается как стратегическое направление государственной политики в сфере образования.
Актуальность вопросов воспитания подтверждается появлением новых документов. Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Федеральный закон 2020] по вопросам воспитания обучающихся», акцентирует внимание на патриотическом воспитании: «Воспитание — это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде». Таким образом, в настоящее время воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа.
В педагогической литературе широко обсуждается проблема воспитания во внеурочной деятельности [Захарова. Классификация методов нравственного воспитания младших школьников 2021; Захарова. Концептуальное видение целей, принципов и методов в деятельности педагога по воспитанию младших школьников 2021; Рогожникова, Плешивцев 2020], вопросы реализации воспитательного потенциала урока в современных условиях требуют осмысления и анализа.
Статья подготовлена в рамках выполнения Государственного задания на научные исследования по заказу Министерства просвещения Российской Федерации (Гос. задание № 07-00080-21-02 от 18.08.2021 г. номер реестровой записи 730000Ф.99.1) по теме «Исследование существующих практик в воспитательной деятельности и технологий патриотического воспитания и формирования духовно-нравственных ценностей среди обучающихся в системе общего образования, выработка методических рекомендаций».
Основная часть
Проблема воспитательного потенциала урока затрагивает различные стороны функционирования образовательной системы. Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако современное образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях [Федеральный закон 2012]. Приоритет воспитания отмечен в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования [Приказ министерства образования и науки 2009], в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России» [Данилюк, Кондаков, Тишков 2011].
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника. Развести сегодня понятия воспитания и обучения в контексте современного понимания образования как индивидуально-личностного феномена невозможно. Генезис формирования у современного ребенка картины мира убедительно доказывает, что воспитание предваряет обучение, сопутствует ему через различные виды педагогического сопровождения и доминирует через различные формы (влияние среды, личности педагога и родителей, средств массовой информации, впечатлений, самовоспитание и др.).
Воспитание может и должно осуществляться в наибольшей степени средствами конкретного учебного предмета, при этом воспитательная цель урока должна быть не формальной, а вытекающей из содержания предмета [Смыслов 2020: 18]. Рассмотрим роль урока как элемента воспитательной системы. Понимая значимость урока в передаче научных знаний о жизни, педагог должен рассматривать урок как элемент воспитания личности, познающей закономерности жизни и строящей свою жизнь с учетом этих закономерностей.
В этом ракурсе урок играет весомую роль в становлении и развитии личности младшего школьника. Реализация воспитательного потенциала содержания современных учебных программ достигается при выполнении условий:
- решения воспитательных задач в ходе каждого урока в единстве с задачами обучения и развития личности школьника;
- целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего ученикам образцы подлинной нравственности;
- использования современных образовательных технологий;
- организации личностного взаимодействия педагога и обучающихся.
Особо значимым в решении задач развития и воспитания личности является младший школьный возраст, поскольку именно в этом возрастном периоде у детей имеются особые сенситивные возможности, которые важны в момент формирования у них мировоззренческих основ и нравственных ценностей, без обладания которыми ребенок не может успешно пройти процесс социализации, стать нравственно здоровой личностью:
- социально-психологические особенности учащихся данного возраста: бесконфликтность, мягкость, доброта, переживание, впечатлительность, восприимчивость, послушание, подражательность, наивность и др.;
- личная тяга к учителю, установление доверия между всеми участниками образовательных отношений: учениками, родителями и учителем [Основы религиозных культур и светской этики 2014: 13].
Историческому образованию традиционно отводилось одно из первых мест в реализации воспитательного ресурса содержания образования [Крючкова 2016: 68]. Как известно, предмет «Окружающий мир» в 1-4 классах соединил две образовательные области - «Естествознание» и «Обществознание». Область «Обществознание» наиболее ярко представлена в 4 классе и строится на единении вопросов истории, культурологии, правоведения и социологии.
Одним из условий успешной реализации воспитательного потенциала урока является отбор содержания учебного материала. Учитывая возраст и психологические особенности учащихся 4-го класса, содержание курса ориентировано на позитивные ценности, создающие положительный образ страны на разных этапах ее развития. В историко-обществоведческом разделе отражены ключевые события отечественной истории, сыгравшие переломную роль в судьбе страны, а также мира [Крючкова 2014: 39]. Иллюстрацией к этому могут служить следующие темы школьных учебников:
- «Трудные времена на Русской земле», «Русь расправляет крылья», «Патриоты России», «Отечественная война 1812 года», «Великая Отечественная война и Великая Победа» [Плешаков, Крючкова 2013: 222-223];
- «Мудрый выбор», «Подвижники Руси и землепроходцы», «На пути к единству», «Жизнь - Отечеству, честь - никому!», «Вставай страна огромная!», «Нет в России семьи такой...» и др. [Плешаков, Новицкая 2013: 143].
Перечень исторических деятелей, представленный на страницах учебника, составляет галерею национальных исторических символов, вошедших в историю страны с однозначно положительной оценкой: князь Владимир, креститель Руси; Сергий Радонежский, Александр Невский, Дмитрий Донской; Иван Калита, Иван III; Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин, М.В. Ломоносов; Ю.А. Гагарин и др.
В то же время показана противоречивость и неоднозначность личности и способов деятельности исторических персоналий, рассматриваются их человеческие качества и мотивы деятельности: Иван Грозный, Петр Великий, Екатерина Великая. В некоторых
случаях представляется уместным использование приема сопоставления противопоставленных ценностей на примере образов исторических лиц: Наполеон (завоеватель) и М.И. Кутузов (защитник Отечества) [Крючкова 2014: 39].
Воспитательное содержание урока, включающего историко-обществоведческий материал, в курсе «Окружающий мир» реализуется также с помощью вопросов для анализа, дополнительных документов, выводов. Темы, события, понятия историко-обществоведческой направленности на данном этапе обучения играют ведущую роль в формировании духовно-нравственных качеств личности. Воспитательный потенциал уроков окружающего мира, содержащих историко-обществоведческий материал, заключается в формировании правильного отношения к общечеловеческим ценностям, воспитании высокого чувства гражданского долга, развитии умения критически мыслить и самостоятельно оценивать исторические факты и события. Долгосрочная цель этих уроков -воспитывать чувство патриотизма, милосердие, доброту и сочувствие, прививать интерес к изучению литературы [Смыслов 2020: 16].
Младший школьный возраст в жизни ученика является периодом, когда закладываются первоосновы патриотических отношений, потребностей и способностей. Именно в этом возрасте происходит личностное принятие таких ценностей, как семья, отчий дом, родной край, родной язык, отчизна, нация (российский народ). Развитию патриотического сознания, патриотических чувств, убеждений, навыков патриотического поведения способствует включение в уроки отрывков из текстов литературных произведений исторического содержания [Иванова, Скрипова 2015: 101]. Для чтения предлагается как научно-познавательная, так и художественная литература, в частности, историческая проза для детей профессиональных историков - Александра Говорова, Андрея Богданова, Юрия Лубченкова, исторические повести и рассказы писателей Валерия Воскобойникова, Натальи Алеевой, Сергея Махотина, Михаила Яснова, Марии Семеновой, Андрея Ефремова, а также стихотворения, которые облагораживают душу, воспитывают чувства, вызывают интерес к прошлому своего народа: «Бородино» М.Ю. Лермонтова, «Баллада о возвращении» Б. Ширшова, «Баллада о банке варенья» В. Радкевича и др. [Иванова, Скрипова 2015: 104].
Работа с художественными текстами способствует углублению знаний учащихся о Родине, своем родном крае, об истории, традициях, культуре народов России. Анализ текстов на уроках помогает конкретизировать исторический материал и формировать у учеников яркие образы прошлого, являющиеся составной частью их исторических представлений. При работе с текстами у учащихся расширяется представление об исторической эпохе, обстановке, воссоздаются образы и картины исторических событий, и портреты исторических деятелей, людей, оставивших след в истории и культуре нашей Родины. Узнавая о поступках исторических личностей, ученики часто переносят себя в те же условия, сопереживая героям [Иванова 2015: 64-65].
Для обучения детей работе с текстами по истории Отечества можно использовать такие приемы, как композиционный анализ текста с составлением плана, осмыслением темы и основной мысли текста; самостоятельный подбор текстов по указанной учителем теме (например, В.Н. Татищев - основатель Перми; подвиг советского народа в Великой Отечественной войне; дети войны и др.); выборочный пересказ текстов, предложенных учителем, с выделением характеристики исторических лиц, героев произведения, либо описанием места событий; словесное описание картин исторических событий и др. Такие задания можно предложить школьникам для самостоятельной работы на уроке или в домашних условиях [Иванова 2015: 66].
В нравственном воспитании младших школьников многое зависит от эмоционального компонента [Коростелева 2014: 95]. Поэтому учителям следует использовать на уроке средства обучения, которые смогут максимально воздействовать на эмоциональную сферу личности, вызывать ответные чувства, отклик, сопереживание в душе ребенка. Среди таких средств можно назвать картины исторического содержания, отрывки из мультипликационных, документальных и художественных фильмов, иллюстрирующие изучаемые темы курса, фотодокументы и др. Картины исторического содержания несут в себе детализированную информацию, умение видеть которую способствует формированию целостного образа эпохи, эмоциональному восприятию события, формированию отношения к событию или личности [Иванова 2013: 46].
Отрывки из мультипликационных, документальных и художественных фильмов являются сильным средством воздействия на эмоции и чувства детей. Просматривая видеоряд, слушая музыкальное сопровождение фильма, школьники невольно становятся участниками исторического события, погружаются в него. Важно, чтобы ученики смотрели такие отрывки осознанно, поэтому перед началом просмотра необходимо нацелить обучающихся, дать им задание до демонстрации сюжета. По окончании просмотра детям повторяется задание, определяется время его выполнения и параметры оценивания. Можно предложить ответить на вопросы по фильму, составить характеристику героя, пересказать сюжет и др. Видеоматериал интересен еще и тем, что учитель может остановить кадр, вернуться назад, обращая внимание учеников на важные моменты сюжета, объясняя или комментируя их. Зрительные образы приближают учащихся к положению свидетелей исторической действительности. Это повышает эмоциональность отношения к истории, усиливает чувство сопереживания с действовавшими в ней людьми [Иванова 2013: 49].
Безусловно, основой воспитания в процессе обучения являются, прежде всего, собственные суждения учащихся, их отношение к фактам и явлениям. Оценочной деятельности четвероклассников предшествует работа, направленная на выяснение эмоционально-личного отношения школьников к событию, явлению или историческому деятелю. Школьникам могут быть предложены вопросы: «Что вам нравится или не нравится в этом человеке?», «Какие чувства вызвал у вас рассказ о событии?», «Что больше всего поразило вас в поступке этого человека?» [Крючкова 2014: 39-40]. Давая свою оценку определенному историческому событию или нравственным и деловым качествам исторического лица, учащиеся смогут выразить свою индивидуальность, почувствовать уверенность в своих силах. Необходимо отметить, что для анализа и оценки четвероклассникам предлагаются события и деятели, роль которых признана в официальной историографии и которые остались в коллективной исторической памяти народа, художественном творчестве однозначно как позитивные [там же].
Также, можно предлагать учащимся обращать внимание на тему урока, которая может быть сформулирована в процессе обсуждения, вдумчиво вчитываться в нее и высказывать свои соображения по данному вопросу. В результате решается сразу несколько педагогических задач: развитие творческого мышления и культуры речи, смелости высказывать свои мысли; воспитание критического мышления; воспитание уверенности в своих силах.
Заключение
Таким образом, воспитание эмоционально-ценностного деятельностного отношения к истории России, неравнодушия к судьбе страны, понимание ценностной направленности деятельности исторических лиц, осознание значимости ключевых событий отечественной
истории в судьбе мира и человечества способствуют формированию российской гражданской идентичности, гражданственности, патриотизма [Крючкова 2014: 43].
В заключение хочется подчеркнуть, что в процессе обучения воспитывает все: содержание учебного материала, организация урока, методы обучения, формы обучения, личность учителя и даже та творческая атмосфера, которая составляет сущность отношений между педагогом и учащимися [Нечаев 2010: 87-88]. От личности учителя, его ценностей, его стремления овладеть достижениями педагогических наук, освоить инновационный опыт; от инициативы и творчества, профессионального мастерства зависит и воспитательный потенциал урока, его результативность. Поэтому в практической деятельности педагогу необходимо грамотно отбирать учебный материал к уроку, определяя его образовательные и воспитательные возможности, использовать современные образовательные технологии, предполагающие организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности, правильно взаимодействовать с обучающимися, придерживаясь стиля педагогической поддержки.
Список литературы
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011. 24 с. (Стандарты второго поколения).
2. Захарова В.А. Классификация методов нравственного воспитания младших школьников [Электронный ресурс] // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2021. № 5. С. 46-59. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45159364 (дата обращения: 04.11.2021).
3. Захарова В.А. Концептуальное видение целей, принципов и методов в деятельности педагога по воспитанию младших школьников [Электронный ресурс] // Евразийский гуманитарный журнал. 2021.№ 1. С. 92-100. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45179805 (дата обращения: 04.11.2021).
4. Иванова Е.В. Методика преподавания историко-обществоведческого материала в начальных классах: учебное пособие. Часть I. Пермь: Изд-во «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2013. 106 с.
5. Иванова Е.В. Методика преподавания историко-обществоведческого материала в начальных классах: учебное пособие. Часть II. Пермь: Изд-во «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2015. 94 с.
6. Иванова Е.В., Скрипова Ю.Ю. Особенности работы с текстами исторического содержания на уроках внеклассного чтения в начальной школе // Воспитательный и социализирующий потенциал образовательного процесса - важнейший фактор реализации требований ФГОС / Сборник статей по материалам краевых VI Огородниковских чтений (27 февраля 2015г., г. Пермь). Пермь: Изд-во «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2015. С. 101-105.
7. Коростелева А.А. Основы реализации воспитательного потенциала учебного предмета «Обществознание» [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/osnovy-reaHzatsii-vospitatelnogo-potentsiala-uchebnogo-predmeta-obschestvoznanie/viewer (дата обращения: 02.11.2021).
8. Крючкова Е.А. Воспитательный потенциал историко-обществоведческого содержания предмета «Окружающий мир» // Начальная школа. 2014. № 3. С. 39-43.
9. Крючкова Е.А. Реализация воспитательного потенциала школьного исторического образования в практике работы учителей старших классов (2004-2015 гг.): общепедагогический аспект [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-vospitatelnogo-potentsiala-shkolnogo-istoricheskogo-obrazovaniya-v-praktike-raboty-uchiteley-starshih-klassov-2004-2015 (дата обращения: 04.11.2021).
10. Нечаев М.П. Воспитывающий потенциал современного учебного занятия и возможности его повышения [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospityvayuschiy-potentsial-sovremennogo-uchebnogo-zanyatiya-i-vozmozhnosti-ego-povysheniya (дата обращения: 01.11.2021).
11. Основы религиозных культур и светской этики: традиционные религии России: 4 класс: книга для учителя / А.В. Гинкель, Г.Р. Газиева, Л.Н. Бимбат и др. М.: Вентана-Граф, 2014. 256 с.
12. Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. М.: Просвещение, 2013. 224 с.: ил. (Школа России).
13. Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. М.: Просвещение, 2013. 143 с.: ил. (Академический школьный учебник) (Перспектива).
14. Приказ Министерства образования и науки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=382735 (дата обращения: 31.10.2021).
15. Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения 31.10.2021).
16. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. М., «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 02.11.2021).
17. Рогожникова Р.А., Плешивцев А. Технология процесса воспитания у подростков социальности как нравственного качества личности [Электронный ресурс] // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2020. № 1. С. 48-58. URL: https://vestnikpshpu.tilda.ws/archive (дата обращения: 04.11.2021).
18. Смыслов С.В. О некоторых методах раскрытия воспитательного потенциала уроков истории и обществознания [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-metodah-raskrytiya-vospitatelnogo-potentsiala-urokov-istorii-i-obschestvoznaniya/viewer (дата обращения: 03.11.2021).
19. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Ростов-на-Дону: Легион, 2013. 208 с.
20. Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/ doc/74351950/ (дата обращения: 04.11.2021).
Информация об авторе Е.В. Иванова - кандидат психологических наук, доцент, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет.
Information about the author E. V. Ivanova - Ph.D (Psychology), Associate Professor, Perm State Humanitarian Pedagogical University.
Статья поступила в редакцию 14.08.2021; одобрена после рецензирования 04.10.2021; принята к публикации 04.10.2021.
The article was submitted 14.08.2021; approved after reviewing 04.10.2021; accepted for publication 04.10.2021.