Научная статья на тему 'ХОРОВОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ'

ХОРОВОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
465
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ВОСПИТАНИЕ / ПЕСЕННО-ХОРОВОЕ ИСКУССТВО / ДУХОВНОЕ ПЕСНОПЕНИЕ / ФОЛЬКЛОР / ХОРОВОЕ ПЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богатов Виктор Васильевич, Александрова Екатерина Андреевна

В данной статье авторы утверждают, что воспитательным потенциалом в процессе патриотического воспитания школьников обладает песенно-хоровое искусство. Оно выступает неотъемлемой частью культурно-исторического наследия общества. И приобщение к нему детей необходимо для формирования любви к своему Отечеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHORAL ART AS A MEDIUM PATRIOTIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

In this article, the authors argue that the song and choral art has an educational potential in the process of patriotic education of schoolchildren. It is an integral part of the cultural and historical heritage of the society. And the introduction of children to it is necessary for the formation of love for their Fatherland.

Текст научной работы на тему «ХОРОВОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

дания, являются неотъемлемыми помощниками в играх, создавая атмосферу командной игры: ученик проходит игру не самостоятельно, а с мультяшными героями-друзьями.

Сервис educandy может использоваться в качестве домашнего задания для закрепления пройденной темы, в качестве развития познавательного интереса и творческой активности учащихся на уроках и в качестве простого контроля знаний с помощью тестирования.

Благодаря информационным и сетевым технологиям поиск необходимых данных и информации занимает считанные минуты и не требует похода в библиотеку, как несколько десятков лет назад. Интернет стал для современного человека ежедневной необходимостью, почти все сферы деятельности находятся в режиме онлайн: работа, образование, медицина, общение, развлечения и т.д. Информационные технологии с каждым годом все больше внедряются в учебный процесс [2; 4]. Глобальная информатизация затронула все отрасли деятельности общества, включая образование. Перед образовательными учреждениями возникают новые задачи, требующие актуальных методов решения. В настоящее время в процессе обучения существует значимая проблема, которая с каждым днем становится все актуальнее в связи с быстро развивающимися технологиями. Проблеме развития познавательного интереса и творческой активности посвящено множество исследований, данной теме уделено особое внимание в требованиях ФГОС нового поколения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Демешина, А.Р. Щукина, Г.И. О познавательном интересе // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации, сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. / А.Р. Демешина, Г.И. Щукина. - Издательство: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.) (Пенза). - 2018. - С. 69-71.

2. Иванова, А.В. Формирование познавательного интереса младших школьников при обучении информатике с использованием электронного образовательного ресурса // Вестник марийского государственного университета / А.В. Иванова. - Издательство: Марийский государственный университет (Йошкар-Ола). - 2011. - С. 15-16.

3. Мацефук, Е.А. Познавательный интерес и информационная безопасность личности в современном обществе // Вестник Волгоградской академии МВД России / Е.А. Мацефук. - Издательство: Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации (Волгоград). - 2016. - С. 132-135.

4. Шонин, М.Ю. О познавательном интересе в процессе обучения / М.Ю. Шонин. - Горизонты гуманитарного знания, №1. - 2017. - 27-31 С.

В. В. Богатов, Е. А. Александрова

ХОРОВОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В данной статье авторы утверждают, что воспитательным потенциалом в процессе патриотического воспитания школьников обладает песенно-хоровое искусство. Оно выступает неотъемлемой частью культурно-исторического наследия общества. И приобщение к нему детей необходимо для формирования любви к своему Отечеству.

Ключевые слова: патриотизм, воспитание, песенно-хоровое искусство, духовное песнопение, фольклор, хоровое пение.

V. V. Bogatov, E. A. Alexandrova

CHORAL ART AS A MEDIUM PATRIOTIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

Abstract. In this article, the authors argue that the song and choral art has an educational potential in the process of patriotic education of schoolchildren. It is an integral part of the cultural and his-

torical heritage of the society. And the introduction of children to it is necessary for the formation of love for their Fatherland.

Key words: patriotism, education, song and choral art, spiritual chanting, folklore, choral singing.

Цель данной статьи заключается в научно-методическом обосновании воспитательного потенциала вокально-хорового искусства и направленности в совершенствовании форм и способов его реализации в процессе патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ.

В «Программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» Министерства образования и науки РФ на 2013-2020 гг. подчёркивается, что «многомерные трансформации в государстве и обществе последних десятилетий в значительной мере ослабили внимание к таким явлениям, как социально-духовные и нравственные ценности в подростковой и молодёжной среде, заметно снизился интерес к особенностям формирования менталитета и мировоззрения молодых граждан России» [6]. В связи с этим, «общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом образовательном учреждении» [6].

В 2016 году была разработана и принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016 - 2020 годов», в которой сказано, что патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Программа состоит из пяти разделов и ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан РФ при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодёжи.

Основная цель Программы - внедрение инновационного подхода в совершенствование системы патриотического воспитания, приведение её в соответствии с новыми историческими реалиями развития Российского общества. [5]

Для разрешения столь серьёзной проблемы требуется серьёзное обновление содержания образования и воспитания. Кстати, в качестве примера: совершенно недавно в одном из своих выступлений Президент России В. В. Путин негативно отзывался о некоторых учебниках по истории для общеобразовательных школ, в которых Сталинградская битва в Великой Отечественной войне только упоминается, а больше и подробнее освещается роль наших союзнических армий. Естественно, по таким учебникам мы вряд ли сможем воспитать детей-патриотов.

Идею о необходимости патриотического воспитания развили и продолжили представители педагогической науки (Поддубный Е., Пионтковский В.В., Падерин А.А.).

В настоящее время в сознании и деяниях большинства подростков и юношей всё еще устойчивы такие отрицательные явления, как эгоизм, неуважительное отношение к старшему поколению и людям, честно зарабатывающим себе на хлеб и работающим на совесть, стремление к наживе, низкий культурный уровень. Во многом утрачены чувства ответственности и долга перед родителями, семьёй, коллективом, социумом, Отечеством. Проблема патриотизма сейчас получила необыкновенную остроту, поэтому разработанные теоретические и прикладные установки данной области имеют большое значение для педагогической теории и практики. Несмотря на обширное рассмотрение поставленного вопроса в педагогической, историко-философской литературе в современных, чрезвычайно сложных социально-политических условиях, патриотическое воспитание молодёжи должно всегда оставаться актуальным.

За годы социально-политических потрясений выросло новое молодое поколение, ещё малознакомое с наилучшими достижениями отечественной и мировой культуры. Из сферы патриотического воспитания подрастающего поколения исключён большой пласт традиционной культуры прежде братских народов, уклад народной жизни. Уважение к культурному наследию

собственного народа - одна из сфер проявления внутренней культуры человека. И патриотизм выражается в преданности высоконравственным ценностям народа, опирается на духовно-нравственное начало, базируется на принципах органического восприятия больших патриотических идей, берущих свои истоки из глубин веков и составляющих основы и элементы самосознания любого народа. Изучение народной педагогики немыслимо без исследования летописи (истории) народа. Жизнь того или иного народа на различных шагах его развития накладывала отпечатки на педагогическую культуру народа, обогащая и наполняя её новым содержанием. Народная педагогика, возникнув на заре заселения человечеством земли, учила и наставляла подрастающее поколение не только лишь общечеловеческим ценностям, но, в первую очередь, она развивала бойца, защитника родной земли: на любое поколение наших предков приходилась своя война.

Владимир Даль толкует «патриотизм» как «любовь к отчизне» [3, 461]. «Патриот», по Далю, - «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчиз-ник». Более современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности.

Главный показатель патриотизма - «наличие среди основных здоровых эмоций каждого человека почитания места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и забота об этой земле, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни этому месту. В зависимости от широты восприятия места своего рождения, зависящего от глубины сознания индивида, границы его Родины могут простираться от площади собственного дома, двора, улицы, поселка, города до больших территориальных масштабов. Для обладателей высших уровней патриотизма широта их эмоций должна совпадать с границами всего государства, его Отечества. Высший показатель данного параметра - благожелательность ко всем своим соотечественникам, являющимся гражданами родного государства, т. е. осознание общественного организма, называемого во всем мире нацией по гражданству» [2, 15].

В историческом плане патриотизм является источником духовных и высоконравственных сил и здоровья общества, его жизнестойкости и силы, которая особенно мощно и неудержимо проявляется на переломных этапах развития, во время огромных, исторически важных событий, в годы тяжелых испытаний. Не является исключением и Великая Отечественная война, которую мы выиграли и уже 76-летие Победы над фашистскими захватчиками отпраздновали 9 Мая 2021 года.

В настоящее время в Российском обществе ещё достаточно ощущается «дефицит нравственности»: как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. К нему относятся проявление духовной опустошенности, низкая культура, игнорирование общественно-исторического опыта своего народа, а отсюда и утрачивание чувства патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа.

В связи с этим важным является общепринятое мнение о том, что чувство патриотизма необходимо активно воспитывать с малых лет, а в школе - с младших классов. Воспитание патриотизма в школьные годы имеет большое значение. Именно в это время патриотизм может сформироваться как неотъемлемая часть сознания, как важный фактор активности и развития духовно-нравственной основы личности ребёнка, формирование культурно-ценностных ориен-таций, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе и осознания себя в окружающем мире.

В рамках данной проблемы особое значение придается предметам гуманитарного цикла и, в частности, предмету «Музыка» в школе, а также внеклассным формам музыкального обучения. От развития эмоциональной сферы учащихся во многом зависит воспитание патриотизма, и его развитие возможно также при коллективном пении в хоре.

О значении хорового искусства и хорового пения в воспитании духовно развитой личности обращались многие выдающиеся педагоги, музыканты, ученые.

Замечательный отечественный хоровой деятель Д. Локшин в своих работах указывал, что хоровое пение обладает исключительными возможностями для воспитания у школьников

ценнейших морально-эстетических качеств личности: чувства патриотизма, коллективизма, товарищества, восприятия красоты в природе и в человеческих отношениях.

Проблемам развития массовой хоровой культуры посвящена работа A. В. Свешникова «Хоровое искусство - искусство истинно народное».

В статье «Хоровое искусство как средство воспитания в детской и юношеской среде чувства патриотизма» В. Г. Соколов пишет: «Любой вид искусства, питающийся животворными соками национальной культуры, взращенный ею, - касается ли это живописи, театра, музыки -всегда служит благородной цели: воспитанию высокого чувства любви к Родине, к её истории, её делам. Восприятие прекрасного сквозь призму патриотического чувства делает это прекрасное еще более значительным, возвышенным» [4, 15].

Специфические особенности хорового пения, благодаря которым оно возникает и существует, обеспечивают огромные возможности для воспитания чувства патриотизма. Изучение огромных воспитательных возможностей хорового пения, объективная необходимость более полного использования воспитательного потенциала хорового пения в формировании духовного мира школьников заставляет нас еще глубже изучить тему патриотического воспитания, чтобы еще более целенаправленно осуществлять воспитательный процесс на уроках музыки и внеклассных занятиях хоровым пением.

Для полного и целенаправленного проведения патриотического воспитания учителю необходимо хорошо знать сущность понятий «патриотизм» и «патриотическое» воспитание. Рассматривая вопрос о сущности понятия "патриотизм", следует отметить, что этот термин не имеет четкого определения, и, кроме того, в зависимости от уровня культуры, мировоззрения, жизненного опыта для каждого человека он имеет индивидуальный смысл. Определение патриотизма, как "любовь к Родине, преданность ей", слишком размыто, так как каждым оно понимается по-своему. В монографии И.Е. Кравцова раскрыто достаточно полно содержание данного понятия: «Патриотизм - это любовь к своему отечеству; к родным местам ("земле отцов"), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм - это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимости» [1, 55].

Нельзя заставить любить Отечество. Любовь к Родине надо воспитывать. И тогда вечные ценности - род, родство, Родина - станут для юного поколения самыми важными и дорогими.

Воспитание патриотизма - это процесс, с одной стороны, социальный, так как отвечает современным потребностям общества и определяется многими внешними воздействиями, обстоятельствами и условиями, а с другой - педагогический, предполагающий целенаправленное воздействие на ребенка с целью развития личности в целом и определенных качеств личности.

Воспитание патриотизма в школе имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но и стать зрелыми духовно и интеллектуально.

Организация воспитания патриотизма на музыкальных занятиях сложна. Это связано, с одной стороны, необходимостью учета общих возрастных и индивидуально-психологических особенностей восприятия патриотического содержания, а с другой - особенностями восприятия музыкального искусства. Найти оптимальный вариант учета этих особенностей - значит обеспечить эффективную психолого-педагогическую основу патриотического воспитания средствами хорового пения.

Хоровое искусство, выполняя большие воспитательные и познавательные задачи, является частью музыкального искусства. «Воспитательное значение хорового пения определяется воздействием на детей единством музыки и слова, природой певческого звучания, вызывающего сильные эмоции, потому что именно в песенно-хоровом произведении органично сочетаются эмоциональные переживания, навеваемые музыкой, осмысление нравственных понятий, вызываемых содержанием поэтического текста. Пение в хоре дает ребенку возможность полностью выражать свое отношение к содержанию песни, свои чувства и переживания. Как участники хорового исполнительства дети становятся как бы сотворцами музыкального произведения» [4, 12]. Ведь, передавая образ песни, её содержание собственными впечатлениями о жизни, детей

захватывает возможность коллективно выразить чувства и настроения песни, её основную идею. Конкретное содержание произведения способствует у ребёнка развитию мышления и воображения. В детском хоровом пении успех патриотического воспитания во многом зависит от того, какие произведения поют школьники - участники хора. Поэтому в практике патриотического воспитания детей школьного возраста репертуар является определяющим фактором.

Как правило, в репертуар включаются произведения, доступные коллективу по его творческим возможностям. При этом надо следить, чтобы не нарушить в работе принцип постепенности (от простого к сложному).

Выяснив и изучив сущность содержания понятия «патриотизм», мы можем четко определить круг хоровых произведений, исполнение которых способствует воспитанию у школьников чувства патриотизма. В жанровом разнообразии репертуар должен включать в себя героические, патриотические, духовные, а также произведения русского фольклора. Каждый гражданин, патриот своей Родины обязательно должен знать государственную символику и иметь представление о том, как выглядит флаг, герб и, конечно же, знать гимн своей страны - главную государственную песню, в которой отражены народная любовь и патриотизм. Величавые слова, торжественная, эмоционально приподнятая музыка гимна, передают не только твердость и оптимизм, свойственные государственной песне, а также присущую русской музыкальной культуре распевность. Необходимо, чтобы руководитель объяснил школьникам всю важность данного произведения и особенности исполнения: когда звучит Государственный гимн, не только те, кто его исполняют, но и все, кто при его исполнении присутствуют, встают и слушают его стоя. Эта музыка призвана объединить весь народ. В гимне отражены главные идеи -единства, нерушимости, свободы.

Преданность и любовь к своему Отечеству можно воспитать, используя в репертуаре песни о войне и произведения военных лет, ведь их педагогическая ценность огромна. В этих песнях не просто слова «преданность и любовь», а слова, доказанные потом и кровью. Добрые и благородные герои и их поступки, описанные в тексте песен, оставят свой след в детских душах. А российская история всегда была богата на героев. Поэтому «рассказы» о доблести, о подвигах, о славе всегда найдут нужный отклик в сердцах ребят, волнуя их воображение, что, несомненно, посеет первые семена любви к родной земле. Слушая и исполняя военные песни, никто не останется равнодушным, еще раз подтверждая неповторимость влияния музыки. Образы людей, совершающих подвиги, по-настоящему героические поступки, так. ярки и убедительны, что могут стать положительным примером, а в последствии - формированию нового поколения героев.

Существует такое необычайное жанровое разнообразие военной песни, что позволяет руководителю хора выбрать произведения, наиболее подходящие коллективу. Она и походно-строевая («По долинам и по взгорьям»), и лирическая («Синий платочек»), и пародийная («Барон фон дер Пшик»), и шуточная («Что ты, Вася, приуныл?»), и плясовая («Яблочко»), это и застольная песня («Прощай, любимый город»), и интимный романс («Землянка»). Ее аранжируют в ритмах вальса («В лесу прифронтовом»), в ритме танго («Темная ночь»), фокстрота и чарльстона («Как хорошо быть генералом»).

Необходимо сказать, что все военные песни проникнуты духом человечности, гуманной идеей защиты людей.

Вокально-хоровое искусство является одним из важнейших компонентов высоконравственного становления личности, обладает великой силой эмоционального воздействия на духовный мир человека, формирует у детей патриотические качества, такие, как:

а) проявление устойчивого интереса и уважение к музыке (любой) патриотической направленности;

б) способность видеть, чувствовать, переживать эстетическое и нравственно-патриотическое начало в вокально-хоровой музыкальной культуре, например, В.С. Высоцкий -песни о войне; песни, рожденные войной в Афганистане; Д. Тухманов - «День победы»; «Москва» и «Офицеры» Олега Газманова и многие др.;

в) потребность сознательного патриотического отношения к народной песне, национальной музыкальной культуре народа как общечеловеческой ценности и достоянию мировой культуры,

и, в конечном счёте, на этой основе формирует активную гражданскую позицию и патриотическую ответственность за судьбу страны.

В основе патриотизма лежит простая любовь к Родине, к земле, к отчему дому, где ты родился, тревога за судьбу своего Отечества. Поэтому огромное значение приобретает изучение фольклора, песен, в которых выражается вся любовь и уважение к своей стране, земле, народам, ее населяющим. Народная песня знакомит с вековыми традициями и историческим прошлым народа, приобщает участников хора и слушателей к национальной культуре с ее характерными интонациями, широким дыханием, распевностью, особой красотой и свободой звуковедения, ритмическими особенностями.

Народом создано множество песен: частушки и потешки, колыбельные, заклички, здравицы, прибаутки, небылицы и многое другое. Их воспитательные функции различны. Но общее - это эстетическое воздействие музыки и слов, нравственное влияние содержания, воспитание патриотизма, коллективизма и душевной чуткости.

Очень важно дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Поэтому одной из задач должно быть обогащение школьников знаниями о музыке своей Родины.

Патриотическое воспитание школьников является одной из важнейших категорий нравственно-эстетического развития, предполагающее воспитание любви к отечественной и мировой культуре, изучение опыта предшествующих поколений, осознание духовных ценностей. Современный преподаватель должен находить пути возрождения духовности. В этой ситуации необходимо искать ценности и идеалы в духовно-нравственном наследии нашего народа, которое базируется на почитании памяти предков, передающих нам любовь и уважение к Отечеству, веру добро и справедливость, уважение к религиозным концессиям, вере своих отцов.

Включение духовных произведений в репертуар хорового коллектива резко меняет атмосферу занятия, т.к. нужно специальной беседой подготовить ребят к пению церковной музыки. Само исполнение духовной музыки должно отвлечь школьников от сиюминутных дел и настроений. Желательно разучивать такие произведения накануне Великих христианских праздников: Пасхи, Рождества, Благовещения, Троицы и т.д., т.к. каждый из них олицетворяет особое настроение человека и природы. Рождество - морозное зимнее утро, новогодние праздники, елка, подарки. Пасха - весеннее возрождение природы. Благовещение - прилет птиц. Троица -наступление лета, каникулярное время, буйство зелени, воды и всей природы. Для каждого праздника Церковью созданы определенные песнопения, и человеку культурному, грамотному, любящему свою Родину, необходимо знать и понимать их предназначение. Церковное пение всегда было любимым и задушевным искусством Руси Великой, в котором ярко и полно выразились - художественный гений, патриотизм и религиозность русского народа.

Таким образом, хоровое исполнительство, воспитывающее в детях сопереживание, воображение, творческое мышление, может формировать патриотические чувства у ребёнка, благодаря некоторым условиям, главным из которых является вокально-хоровой репертуар. Он должен состоять из произведений о войне и песен военных лет, песенных образцов русского фольклора, а также произведений русской духовной музыки.

Нельзя забывать про важную роль в учебно - воспитательной работе простого, умного и сердечного слова учителя-дирижёра. Никакой инструмент воздействия на душу воспитанника не заменит Слово учителя. Искусство воспитания включает, прежде всего, искусство говорить, обращаясь к человеческому сердцу.

Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аронов А. А. Воспитывать патриотов. - М., 1989 - 115 с.

2. Бондаренко Н. Ф. Колпачёв В. В. Патриотизм и патриотическое воспитание воинов: история, традиции, современность. Учебно-методическое пособие. //Под ред. В.Н. Козлова. - Ставрополь: МО РФ, 1997.- С.10-17.

3. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Эксмо-Пресс, 2002. С.461.

4. Соколов В.Г. Хоровое искусство как средство воспитания в детской и юношеской среде чувства патриотизма. -М., 1981 - С. 68.

5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016 - 2020 годов.» [Электронный ресурс], URL: http://C :/Users/Desktop/Gospotriotprogramma,2016_2020.pdf.

6. «Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» на 2013-2020 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal/ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/all/2014/03/26/programma-razvitiya-vospitatelnoy-komponenty-v.

С.А. Донских, В.Н. Сёмин, Л.Н. Шереверова

ИЗУЧЕНИЕ РОБОТОТЕХНИКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Для подготовки подрастающего поколения к жизни в современном высокотехнологическом мире необходимо формировать в нём интерес к технике, научно-техническому творчеству, высоким технологиям. Изучение робототехники в системе дополнительного образования способно стать одним из способов изучения не только технологии конструирования и работы с современными инструментами и материалами, цифровых технологий и программирования, но и всего окружающего мира.

Ключевые слова: робототехника, конструирование, программирование, цифровые технологии, робот, конструктор LEGO, ARDUINO.

S.A. Donskikh, V.N. Semin, L.N. Shereverova STUDY OF ROBOTICS IN INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

Аbstract. To prepare the younger generation for life in the modern high-tech world, it is necessary to form an interest in technology, scientific and technical creativity, and high technologies. The study of robotics in the system of additional education can become one of the ways to study not only the technology of designing and working with modern tools and materials, digital technologies and programming, but also the entire world around us.

Key words: Robotics, design, programming, digital technologies, robot, LEGO, ARDUINO.

Современную жизнь уже невозможно представить без цифровых технологий и искусственного интеллекта. Цифровая эпоха предполагает наличие у людей, даже весьма малого возраста, новых компетенций, в частности таких, как способность получать, обрабатывать и использовать на практике большой объём данных, взаимодействовать во всех сферах жизни с широким спектром интерактивных информационно-коммуникационных устройств с элементами искусственного интеллекта.

Часть этих компетенций формируется в школе, а часть - в рамках дополнительного образования, ориентированного в большей степени на индивидуальные устремления юной личности. Основной целью дополнительного образования детей является выполнение социального заказа общества - сформировать члена общества, готового к применению знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретных жизненных обстоятельствах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.