Научная статья на тему 'Этнокультурное воспитание детей средствами русской хоровой культуры в учреждениях дополнительного образования'

Этнокультурное воспитание детей средствами русской хоровой культуры в учреждениях дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
411
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ / НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ / ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / РУССКАЯ ХОРОВАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РУССКОЙ ХОРОВОЙ КУЛЬТУРЫ / УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ / ETHNOCULTURAL EDUCATION / YOUNGER GENERATION / VALUE ORIENTATION OF PUPILS / FOLK TRADITIONS / A PROGRAMME OF SPIRITUAL-MORAL EDUCATION / MUSICAL CULTURE / RUSSIAN CHORAL CULTURE / PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE RUSSIAN CHORAL CULTURE / ADDITIONAL EDUCATION INSTITUTIONS / DEPARTMENTS OF ADDITIONAL EDUCATION / ARTISTIC AND AESTHETIC DIRECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зауторова Эльвира Викторовна

В статье поднимается проблема приобщения детей к истории и традициям русской народной культуры. Этнокультурное воспитание рассматривается как целостный педагогический процесс передачи подрастающему поколению традиций, социальных норм и культурных ценностей этноса (народа). Представлено средство формирования ценностных ориентаций детей и их положительного отношения к русской культуре (русская хоровая культура) как части музыкальной культуры, в структуре которой народная и композиторская (профессиональная) музыка в вокальном исполнении. Русская хоровая культура имеет огромный педагогический потенциал. Произведения хоровой культуры, прослушанные или исполненные детьми, учат любить Родину, ее богатую природу, ценить красоту родного языка, беречь и приумножать богатства. Именно в этих духовных ценностях и чертах концентрируются высокая нравственность и гражданская ответственность, сохраняется чувство сопереживания человеку. Русская хоровая культура оставляет глубокий след в интеллектуальной и эмоциональной сферах личности, оказывает огромное влияние на ее взгляды и убеждения. Произведения русской хоровой культуры не механически трансформируются в поступки детей, а проходят переосмысление и отбор в их нравственном опыте, наполняя его социально ценностным содержанием, способствуют разностороннему развитию учащихся, вырабатывают эстетическое отношение к действительности. В статье представлен опыт учреждений дополнительного образования г. Вологды по приобщению детей к ценностям русской хоровой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnocultural Education of Children by Means of Russian Choral Culture in Additional Education Institutions

The article raises the problem of introducing children to the history and traditions of the Russian folk culture. Ethnocultural education is considered as a holistic pedagogical process of transmission to the younger generation of traditions, social norms and cultural values of the ethnos (people). It presents a means of formation of valuable orientations of children and their positive attitude to the Russian culture Russian choral culture, as a part of the music culture, the structure of which is the folk and songwriting (professional) music in vocal performance. Russian choral culture has enormous pedagogical potential. Works of choral music, heard or performed by children, are taught to love the Motherland, its rich nature, appreciate the beauty of their language and to protect and increase wealth. In these spiritual values and traits high ethics and civil liability are focused, there remains a sense of empathy for the person. Russian choral culture leaves a deep impression in intellectual and emotional spheres of the personality, has a great influence on its attitudes and beliefs. The works of Russian choral culture are not mechanically transformed into children’s actions, but undergo re-thinking and selection of their moral experience, imbuing it with the socially valuable contents, contribute to the comprehensive development of students, develop an aesthetic attitude towards reality. The article presents the experience of additional education institutions of Vologda on introducing children to the values of the Russian choral culture.

Текст научной работы на тему «Этнокультурное воспитание детей средствами русской хоровой культуры в учреждениях дополнительного образования»

УДК 374.31

Э. В.Зауторова

Этнокультурное воспитание детей средствами русской хоровой культуры в учреждениях дополнительного образования

В статье поднимается проблема приобщения детей к истории и традициям русской народной культуры. Этнокультурное воспитание рассматривается как целостный педагогический процесс передачи подрастающему поколению традиций, социальных норм и культурных ценностей этноса (народа). Представлено средство формирования ценностных ориентаций детей и их положительного отношения к русской культуре (русская хоровая культура) как части музыкальной культуры, в структуре которой - народная и композиторская (профессиональная) музыка в вокальном исполнении.

Русская хоровая культура имеет огромный педагогический потенциал. Произведения хоровой культуры, прослушанные или исполненные детьми, учат любить Родину, ее богатую природу, ценить красоту родного языка, беречь и приумножать богатства. Именно в этих духовных ценностях и чертах концентрируются высокая нравственность и гражданская ответственность, сохраняется чувство сопереживания человеку. Русская хоровая культура оставляет глубокий след в интеллектуальной и эмоциональной сферах личности, оказывает огромное влияние на ее взгляды и убеждения.

Произведения русской хоровой культуры не механически трансформируются в поступки детей, а проходят переосмысление и отбор в их нравственном опыте, наполняя его социально ценностным содержанием, способствуют разностороннему развитию учащихся, вырабатывают эстетическое отношение к действительности.

В статье представлен опыт учреждений дополнительного образования г. Вологды по приобщению детей к ценностям русской хоровой культуры.

Ключевые слова: этнокультурное воспитание, подрастающее поколение, ценностные ориентации школьников, народные традиции, программы духовно-нравственного воспитания, музыкальная культура, русская хоровая культура, педагогический потенциал русской хоровой культуры, учреждения дополнительного образования, подразделения дополнительного образования художественно-эстетического направления, деятельность Автономного образовательного учреждения дополнительного образования Вологодской области «Региональный центр дополнительного образования детей», хор старших классов Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Вологодская детская музыкальная школа № 1».

E. V. Zautorova

Ethnocultural Education of Children by Means of Russian Choral Culture in Additional Education Institutions

The article raises the problem of introducing children to the history and traditions of the Russian folk culture. Ethnocultural education is considered as a holistic pedagogical process of transmission to the younger generation of traditions, social norms and cultural values of the ethnos (people). It presents a means of formation of valuable orientations of children and their positive attitude to the Russian culture - Russian choral culture, as a part of the music culture, the structure of which is the folk and songwriting (professional) music in vocal performance.

Russian choral culture has enormous pedagogical potential. Works of choral music, heard or performed by children, are taught to love the Motherland, its rich nature, appreciate the beauty of their language and to protect and increase wealth. In these spiritual values and traits high ethics and civil liability are focused, there remains a sense of empathy for the person. Russian choral culture leaves a deep impression in intellectual and emotional spheres of the personality, has a great influence on its attitudes and beliefs.

The works of Russian choral culture are not mechanically transformed into children's actions, but undergo re-thinking and selection of their moral experience, imbuing it with the socially valuable contents, contribute to the comprehensive development of students, develop an aesthetic attitude towards reality.

The article presents the experience of additional education institutions of Vologda on introducing children to the values of the Russian choral culture.

Keywords: ethnocultural education, younger generation, value orientation of pupils, folk traditions, a programme of spiritualmoral education, musical culture, Russian choral culture, pedagogical potential of the Russian choral culture, additional education institutions, departments of additional education, artistic and aesthetic direction, activities of the Autonomous educational institution of additional education of the Vologda region «Regional center of children's additional education», choir of the senior classes of the Municipal budget institution of children's additional education «Vologda children's music school № 1».

Нравственный и духовный кризис современного общества резко актуализирует необходимость формирования положительных нравствен-

ных ценностных ориентаций детей. Средства массовой информации сообщают о неуважительном отношении к памятникам старины, отмеча-

© Зауторова Э. В., 2017

ется проблема бережного отношения прошлому, утраты памяти, корней и т. д. Все это говорит о нарушении связи подрастающего поколения с народной культурой и традициями.

В связи с этим сегодня говорить о процессах нравственного и патриотического воспитания школьников невозможно без применения культурно-этнических воспитательных способов. В формировании мировоззрения современных детей необходимо обратиться к традициям, вековым основам энтокультуры, пониманию ценностного смысла жизни в труде, любви к ближнему, служению Отечеству, уважению семьи, отчего дома и т. д. Этнокультурное воспитание как целостный педагогический процесс передачи подрастающему поколению традиций, социальных норм и культурных ценностей этноса (народа) является неотъемлемой частью процесса становления личности человека, оказывает влияние на его социальное, нравственное, психическое и физическое развитие [3, с. 4].

Важным фактором воспитания личности является русская хоровая культура. Она выступает как одно из активных средств формирования нравственного отношения детей к школе и обществу, друг к другу, родителям и себе. Русская хоровая культура как часть музыкальной культуры способна оставить глубокий след в личностном становлении детей и подростков. Произведения русской хоровой культуры не механически трансформируются в поступки детей, а проходят переосмысление и отбор в их нравственном опыте, наполняя его социально ценностным содержанием, способствуют разностороннему развитию учащихся, формированию эстетического отношения к действительности.

Главной задачей массового музыкального воспитания является не столько обучение музыке, хоровому искусству самому по себе, сколько воздействие на духовный мир учащихся, прежде всего, на их нравственные ценности.

Национальная специфика русской хоровой культуры, ее типологическое сходство и взаимосвязи с культурой других народов помогают глубже осмыслить историю, быт и национальный характер русского человека. Для нее характерна тесная связь эстетических и этических ценностей. Нравственные ценности всегда входили в высший слой русской народной культуры. Среди них - совесть, порядочность, нравственная чистоплотность, честь, правда. К этому нужно добавить повышенную чувствительность, сочувствие к чужой беде, осознание своей вины, стыд,

покаяние. Произведения русской хоровой культуры учат любить Родину, ее богатую природу, ценить красоту родного языка, беречь и приумножать богатства. Именно в этих духовных ценностях и чертах концентрируются высокая нравственность и гражданская ответственность, сохраняется чувство сопереживания человеку.

Русская хоровая культура оставляет глубокий след в интеллектуальной и эмоциональной сферах личности, оказывает огромное влияние на ее взгляды и убеждения, на отношение к миру, реальной действительности. Воздействие высокохудожественных музыкальных произведений, как в процессе активного участия в хоровом пении, так и во время слушания, развивает интерес к музыке, формирует музыкальный вкус. В хоровых произведениях мелодия сочетается с поэтическим словом. Это - сплав, в котором искусства обоюдно усиливают свое воздействие: музыка становится конкретнее, стихи - чувственнее.

В последние годы появились различные программы, отвечающие требованиям нового времени. Такова, например, программа П. С. Митилягиной «Нравственное воспитание школьников на традициях русской культуры». Нравственное осознание истории народа через образцы русского народного творчества лежит во главе программы Н. С. Ширяевой «Русское народное творчество». Программа

В. И. Кошминой и В. В. Алеева «Духовная музыка: Россия и Запад» обращается к культовому искусству как воспитательной ценности для национального мировоззрения и решения нравственных проблем. Программа Г. А. Струве направлена на возрождение российской культуры.

Однако в процессе дополнительного образования возможности русской хоровой культуры как фактора духовно-нравственного воспитания используются недостаточно, отмечается противоречие между духовно-нравственным потенциалом русской хоровой культуры в формировании личности и социальной невостребованностью и неразработанностью педагогических процедур реализации этих возможностей.

Источником русской хоровой культуры является народная и композиторская (профессиональная) музыка, то есть музыка вокальная, исполняемая коллективно. Стремление к хоровому (к коллективному, общему) - существенная характеристика народа. К тому же отмечено, что самой доступной и любимой детьми формой исполнения музыки является именно хоровое пение. Оно приучает участвующих к взаимному

вниманию; необходимость петь слаженно и дружно организует, дисциплинирует школьников. Это укрепляет внутренние силы ребенка, создает возможности для его личностного развития.

Более широкое использование произведений русской хоровой культуры в воспитательном процессе учреждений дополнительного образования, целенаправленное погружение детей в мир народной культуры может способствовать положительному отношению учащихся к истории и традициям нашего народа, формированию их ценностных ориентаций, что сделает процесс этнокультурного воспитания школьников более результативным.

Сегодня подразделения дополнительного образования предлагают широкий спектр образовательных услуг в рамках деятельности различных творческих коллективов и объединений художественно-эстетического направления. Важную роль в системе дополнительного образования играют хоровые студии, детские музыкальные школы, школы искусств и т. д. Участники имеют равный доступ к различным областям творческой деятельности, что дает реальные и дифференцированные возможности для их духовного развития, этнокультурного и нравственного воспитания.

Программное обеспечение данных объединений в основном представлено одно-двухгодичными авторскими и долгосрочными государственными программами, в которых определены организационные формы работы с детьми и подростками, осуществлен подбор специального художественного материала, разработан комплекс специальных заданий, упражнений, учитывающий индивидуальные особенности участников.

Так, на базе автономного образовательного учреждения дополнительного образования Вологодской области «Региональный центр дополнительного образования детей» осуществляет свою деятельность «Театр народной песни», который интегрирует в себе многообразие творческой деятельности (народное пение, движение, сценическая игра и др.) и может использоваться в ходе занятий в различных вариантах и сочетаниях, обеспечивая многостороннее исцеляющее, гармонизирующее и развивающее воздействие на их участников. Совместный процесс пения способствует развитию чувства сопричастности малой Родине, сплоченности, поддержки, эмпатии, формированию коммуникативных навыков. Так, участие в постановках (спектакль одной песни)

позволяет детям почувствовать обновления и перемены собственной жизни, дает шанс попробовать себя в ином образе. Человек в игре, основанной на народных традициях, передает наиболее эмоционально значимые события; на этом основаны возможности использования театральной игры как способа развития эмоциональной сферы участников действа.

Занятия в кружке способствуют развитию творческих способностей воспитуемых. С этой целью на занятиях осуществляется одновременное разучивание песни, выполнение эссе (сочинения) и рисование с применением элементов сценического изображения персонажей. Так, при разучивании русской народной песни «Вьюн над водой» состоялся разговор о любви и дружбе, а своеобразной подсказкой стали русские народные пословицы: «Дружба и братство дороже богатства», «Крепкую дружбу топором не разрубишь», «Совет да любовь, на этом свете стоит», «Сердце - сердце чует». Такие опорные языковые средства в значительной степени облегчают детям понимание жизни, быта и традиций русского народа; обмен впечатлениями, вхождение в воображаемую ситуацию, настраивают их на восприятие особенностей родного языка и речи.

К тому же русские народные песни несут в себе характерные особенности русской музыкальной культуры, богатства настроений и образов. В них нашли отражение практически все общечеловеческие ценности, а также представлены разнообразные человеческие чувства и характеры: высоко оцениваются любовь к матери, уважение к старшим, осуждаются предательство, лень, безответственность. Исторические народные песни («Варяг», «Сусанин», «Бородино» и др.) полны мудрости, любви к родной земле, прославляют готовность защищать русскую землю от врагов. Часто в песнях сознательно преувеличивается хорошее, чтобы оно стало еще прекраснее. Гиперболизируя безобразное, русские народные песни вызывают отвращение к злу, желание борьбы с ним.

Сегодня популярно отмечать праздники ка-лендарно-обрядового цикла, что, в свою очередь, инициирует динамику представлений учащихся об истории, развитии, особенностях и характеристике регионального народного искусства. Знание календарных и семейно-бытовых обрядовых произведений в соответствии с годовым и общим циклом жизни народа, освоение народных игр («жмурки», «пятнашки», «прятки» и др.), устного и музыкального фольклора способствует раз-

витию художественного вкуса, активизирует реализацию программ русской хоровой культуры.

В связи с этим педагогам необходимо помнить, что и семья как хранительница народных обычаев является важнейшим институтом, способствующим повышению развития культурного и образовательного уровня личности. Сегодня имеются сотни научных исследований, где детально рассмотрены основные направления народной педагогики в воспитании и развитии личности в семье (Э. И. Сокольникова, А. Б. Хузина и др.).

Приоритетной задачей в деле воспитания должна стать пропаганда среди подрастающего поколения модели семьи, добрых взаимоотношений, уважения и доверия друг к другу, любви к детям, ответственности за их воспитание и судьбу. Представляется эффективным активное привлечение родственников (родителей, бабушек и дедушек) к воспитательному процессу, когда используются их умения, знания в области народных традиций, обычаев, обрядов. При этом следует учитывать национальное и региональное многообразие семьи и форм семейного поведения. В контексте социальных перемен семья должна стать эффективным инструментом формирования новых ценностей и норм поведения, основанных на ценностях народной культуры [2, с. 9].

Примером приобщения школьников к ценностям русской хоровой культуры может стать, например, деятельность муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Вологодская детская музыкальная школа № 1». На протяжении долгого времени там занимается хор старших классов. В его репертуаре произведения русских, советских, а также вологодских композиторов. Исполнение произведений классического и современного репертуара, музыкальная грамотность учащихся способствуют возрождению традиций хорового исполнительства.

Хоровые произведения русских композиторов - это раздумья о жизни и смерти, выражение различных человеческих чувств, прославление исторических личностей. В произведениях нашли отражение народные праздники, обряды, традиции («Легенда» П. И. Чайковского), показана русская природа («Горные вершины» А. Г. Рубинштейна). Любовь к матери, семье, земле (эмоциональный источник гуманизма и патриотизма) - главные темы произведений русских композиторов. Изучение наследия хоровой

культуры русских композиторов помогает развить художественное восприятие и активный, сознательный подход к явлениям музыкального искусства. Русская композиторская музыка занимает ведущее место в хоровой культуре России и развивается до настоящего времени. Хоровые произведения современных композиторов опираются на традиции народной музыки и русской классики. Здесь нашли отражение такие нравственные ценности, как патриотизм («Александр Невский» С. С. Прокофьева, «Курские песни» Г. В. Свиридова, песни периода Гражданской и Великой Отечественной войн и др.), гуманизм («Повесть о настоящем человеке» С. С. Прокофьева) и др.

Незначительный жизненный опыт подрастающего поколения актуализирует проблему понимания произведений русской хоровой культуры. Понять - значит раскрыть для себя сущность явления, его основной смысл. Содержание произведения должно соотноситься со стремлениями, интересами, духовными потребностями учащихся. Уровень понимания зависит от способности ребенка к установлению смысловых связей, умения использовать свой опыт чувств, мыслей, слуховых и зрительных впечатлений.

Использование произведений, разнообразных по тематике и жанрам, важно для развития интереса детей к хоровой музыке. Так, часто используется не все музыкальное произведение, а лишь фрагмент или раздел, при этом педагогу необходимо учитывать, насколько сохраняется общее представление о произведении и насколько ярко в нем проявляется нравственный потенциал [1].

Приобщение к ценностям русской хоровой культуры становится средством развития личностных, индивидуальных свойств каждого участника. В связи с этим выбор содержания, форм, методов и приемов обучения и воспитания детей зависит от таких факторов, где первостепенное значение имеют цель и конкретные образовательно-воспитательные задачи, возрастные и индивидуальные особенности человека, его проблемы и психическое состояние, уровень подготовленности и другие конкретные условия образовательной организации.

Таким образом, воспитание детей на основе национальных традиций - одна из актуальных задач современности. Этнокультурное воспитание детей средствами русской хоровой культуры - важное направление в воспитательном процессе учреждений дополнительного образования. Включение школьников в разнообразную по

форме и содержанию деятельность предполагает создание реальных возможностей для активизации их деятельности, способствует творческому самовыражению, формированию созидательной позиции, а главное - нравственному формированию и развитию личности.

Библиографический список

1. Зауторова, Э. В. Формирование ценностных ориентаций подростков средствами русской хоровой культуры [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Э. В. Зауторова. - Вологда, 2002.

2. Харисов, Ф. Ф. Роль семьи в воспитании детей на современном этапе [Текст] / Ф. Ф. Харисов // Этно-педагогические традиции формирования культуры межнациональных отношений : материалы междунар. научн.-практич. конференции. - Казань, 2000.

3. Щербакова, О. С. Этнокультурное воспитание детей и подростков на региональных народно-певческих традициях в условиях досуга [Текст] : монография / О. С. Щербакова. - Барнаул, 2013.

Bibliograficheskij spisok

1. Zautorova, Je. V Formirovanie cennostnyh orientacij podrostkov sredstvami russkoj horovoj kul'tury [Tekst] : dis. ... kand. ped. nauk / Je. V Zautorova. -Vologda, 2002.

2. Harisov, F. F. Rol' sem'i v vospitanii detej na sovremennom jetape [Tekst] / F. F. Harisov // Jetnopedagogicheskie tradicii formirovanija kul'tury mezhnacional'nyh otnoshenij : materialy mezhdunar. nauchn.-praktich. konferencii. - Kazan', 2000.

3. Shherbakova, O. S. Jetnokul'turnoe vospitanie detej i podrostkov na regional'nyh narodno-pevcheskih tradicijah v uslovijah dosuga [Tekst] : monografija / O. S. Shherbakova. - Barnaul, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.