Научная статья на тему 'Песни Первой мировой войны как средство патриотического воспитания юношества'

Песни Первой мировой войны как средство патриотического воспитания юношества Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
269
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕТИ / ЮНОШЕСТВО / РОЛЬ ХОРОВОГО ПЕНИЯ / THE FIRST WORLD WAR / PATRIOTIC EDUCATION OF CHILDREN AND YOUTH / ROLE OF CHORAL SINGING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Девяткина Галина Николаевна

Исследование и исполнение песен времён Первой мировой войны служит духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SONGS OF THE FIRST WORLD WAR AS THE MEANS OF PATRIOTIC EDUCATION OF CHILDREN AND YOUTH

Patriotic education, spiritual and moral education of children and youth of modern Russia with the help of music of the First world war.

Текст научной работы на тему «Песни Первой мировой войны как средство патриотического воспитания юношества»

Девяткина Г. Н.

ПЕСНИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЮНОШЕСТВА

Первую империалистическую войну по праву называют самой кровопролитной и жестокой из всех войн, которые знал мир до 1914 г. В Первой мировой, поистине «Великой» войне, приняли участие 62 страны из 73 существовавших тогда стран мира. Она унесла с собой более 21 миллиона военных и мирных жителей. Но память о ней сохранилась не только в связи с количеством участников, числом погибших или выживших. Она памятна нашему народу ещё и потому, что сохраняет образцы патриотизма и преданности Отечеству наших предков, пусть даже и обманутых в их надеждах и чаяниях. Русский офицер царской России — прежде всего интеллигент, человек высокого мужества и верности присяге. Образ русского солдата неразрывно связан с богатырской силой и удалью, преданностью идеалам любви и жертвенности во имя спасения родной земли. Для русского человека-воина все эти понятия объединены идеей соборности и воцерковлённости, как объединяющих начал русской нации.

В современной России нередко эту войну ещё называют «забытой». Но никогда не исчезнут из нашей памяти страницы Первой мировой войны, если мы будем изучать и анализировать свою историческую сопричастность к её прошлому для осмысления настоящего и будущего. Отзвуком этой далёкой войны в наше время является творческая деятельность многочисленных исследователей-историков, практика Всероссийского исторического общества, активно участвующего в обнародовании многочисленных документов, проведении массо-

вых мероприятий в разных городах страны, посвящённых юбилейным торжествам, связанным с этой войной, проведение мемориальных выставок и др. Следует подчеркнуть, что память о Первой мировой войне сохраняется и в песенной культуре нашего народа. Сохранённое песенное наследие этого исторического периода является сегодня способом приобщения молодёжи к забытому историческому прошлому, способом духовно-нравственного, а значит и патриотического её воспитания. Изучение и воспроизведение музыкальных произведений, связанных с Первой мировой войной, не позволяет современным поколениям забыть исторические события прошлого России, в том числе и трагический период Первой мировой. Налицо настоящий феномен возникшего почти через 100 лет эха «великой войны». Это тем более важно, что сегодня особенно остро осознаются проблемы, связанные с патриотическим и духовно-нравственным воспитанием российской молодёжи, особенно мальчиков и юношей, будущих защитников Отечества, будущих управленцев и руководителей отечественного производства. Чувство патриотизма было во все времена одним из главных объединяющих факторов и на сегодняшний день является одной из важнейших остро востребованных нравственных ценностей в российском обществе. Любовь к Родине включает созидательное начало, выражается в конкретных благородных делах.

Противоречивая окружающая социальная среда несёт в себе слишком много негативного

47

и отрицательно влияет на становление молодого человека как личности. Перед засильем телевидения, фактически пропагандирующего с экрана жёсткость, грубость и развращённость трудно устоять ещё неокрепшим в нравственно-духовном отношении молодым людям. В наше неспокойное время молодёжь России стоит перед выбором формирования своего образа жизни. Наркомания, детский алкоголизм и проституция, потребительское отношение общества к окружающей жизни — вот неполный перечень негатива, влияющего на наших детей, а значит на будущее России. В этой ситуации важно привлечь внимание общественности к проблеме формирования духовного мира подростков, к проблеме утраты молодым поколением России такого понятия, как патриот Отечества. Именно это понятие включает в себя всеобъемлющую силу сопереживания и сопричастности к историческому прошлому, настоящему и будущему Родины.

Одной из форм решения данной проблемы может стать привлечение детей и подростков в хоровые коллективы мальчиков и как продолжение — рождение хоров юношей — единомышленников, воспитанных на репертуаре старших поколений, раскрывающих в своём исполнительском деле собственное понимание истории и жизни родного края. Объединение мальчиков и подростков в одну команду, которая дисциплинирует и учит быть ответственным за своих товарищей и весь коллектив — один из способов формирования чувства коллективизма. Уже само рождение творческого музыкального коллектива мальчиков и юношей — одна из ступеней решения назревшей проблемы нравственного воспитания.

Что могут дать подобные коллективы зрителю для приобщения его к историческим событиям, в том числе и событиям, связанным с Первой мировой войной? В первую очередь — это изучение и исполнение песен наших отцов, с которыми они шли в бой за Отчество. Неоцени-48 мую пользу несёт и изучение и исполнение песнопений духовного содержания, без которых теряется смысл маршей Преображенского и Николаевского полков царской России, теряют смысл гимн царской России, а зачастую и канты, солдатские и патриотические песни. В этих песнях собрана вся история русского народа, со своими радостями и горестями. Особенно важно глубо-

кое изучение и исполнение духовных песнопений, которые дают толчок к пониманию назначения человека в культурном социуме прошлого, к пониманию и оценке исторических событий Первой мировой войны.

Музыкальная культура русского народа формировалась в ходе освоения лучших исполнительских традиций хора Патриарших певчих и Синодального хора. Искусство хорового пения на Руси с древности основывалось на идеях соборности как оплоте Православной Церкви 1.

Примером вовлечения современного подрастающего поколения в процесс приобщения к ценностям духовной культуры прошлого, песенному творчеству времён Первой мировой войны может служить практика работы с молодёжными хорами мальчиков и юношей в Образцовом хоре «Ладья» детской музыкальной школы № 4 г. Тольятти. Известно, что до Октябрьской революции для исполнения церковных песнопений во время Богослужения в хор допускались только мальчики и мужчины.

Как известно, культурный уровень человека закладывается в детстве. От этого зависит культура и будущее государства. Хоровое пение является одним из ведущих приоритетов, направленных на духовное формирование личности. Характерная черта русской культуры проявляется в стремлении к пению вместе — хором. Русские хоры ставили перед собой не только просветительские, но и воспитательные цели. Участие в хоровых коллективах воспитывало и воспитывает не только самих хористов, обогащая их в духовно-нравственном, историческом, музыкальном отношении, но и многочисленных слушателей-жителей разных городов разных стран, где, например, хор мальчиков и юношей г. Тольятти выступал и продолжает выступать с концертами. Русская народная, православная церковная музыка в исполнении Образцового хора «Ладья» детской музыкальной школы № 4 г. Тольятти звучали в разных городах нашей страны, в городах Италии, Австрии, Германии, Франции, Чехии.

В любом городе России, где имеется хотя бы малейший интерес и неравнодушие к духовному состоянию современного общества, необ-

1 Никольский А. О церковности духовной музыки // Хоровое регентское дело. 1909. № 11. С. 263-269.

ходимо вложить в детей и подростков частицу памяти о событиях Первой мировой войны, как назидание настоящему и будущему России, в том числе, и через песенное творчество.

Литература

Скрипачева И. А. Город как культурная система. Тольятти, 2009.

Лушников И. Д. Современная русская школа. Вологда, 1996.

Выршиков А. Н. Военно-патриотическое воспитание школьников: теория и практика. М.,1990.

Иванова С. Ю. Патриотизм в системе социокультурных ценностей современной России. Ставрополь, 2003.

Ильин И. А. Путь духовного обновления. М., 2003.

Свешников А. Сб. статей / Ред. К. Птица. М., 1979.

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.