Обучение
УДК 37.013
АКТУАЛЬНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОГО КВАНТОРИУМА КАК ИННОВАЦИОННОЙ ФОРМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Беляев Д.А.
Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского
Липецк, Российская Федерация ORCID ID: 0000-0002-8062-1039 E-mail: [email protected]
Шевченко И.А.
Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского
Липецк, Российская Федерация ORCID ID: 0000-0003-2651-4846 E-mail: [email protected]
|р! Аннотация. В статье обосновывается актуальность использования исторического кванториума в качестве инновационной формы дополнительного образования. Авторы отмечают, что стабильный рост интереса к истории и научно-популярным формам ее изучения создает благоприятные условия для развития такой образовательной практики. Исторический кванториум предлагает учащимся возможность активного погружения в процесс изучения истории с использованием современных методов и инструментов, таких как виртуальная реальность, интерактивные модели и компьютерные симуляции. Также исследуются практические примеры и результаты реализации исторического кванториума в различных образовательных учреждениях. Анализируются эффективность и воздействие данной формы образования на развитие учащихся, их интерес к изучению истории, освоение ключевых навыков и компетенций. Делается вывод, что исторический кванториум является актуальной и инновационной формой дополнительного образования, способствующей развитию учащихся и их познавательных способностей в области истории.
Ключевые слова: история, кванториум, дополнительное образование, инновации, изучение истории, историческое просвещение.
В настоящее время все большую актуальность приобретает проблематика дополнительного образования и его влияние на развитие молодежи. Обогащение знаний, освоение новых навыков и развитие творческого мышления являются целевыми ориентирами современной системы образования. Дополнительное образование играет ключевую роль в обеспечении мо-
лодежи возможностями для раскрытия своего потенциала и подготовки к будущим профессиональным вызовам [1. С. 36].
Одной из инновационных практик, которая значительно влияет на развитие молодежи, является исторический кванториум. Введение данного концепта открывает новые перспективы в области дополни-
тельного образования, особенно в связи с актуальностью изучения исторического прошлого. Исторический кванториум представляет собой учебно-
исследовательскую платформу, где молодые люди могут изучать историю через активное взаимодействие с различными источниками, иллюстративным материалом, методическими разработками.
Основная цель данной статьи заключается в обосновании актуальности и значимости исторического кванториума в современном образовательном контексте. Путем анализа существующих исследований и практического опыта будут проанализированы положительные аспекты и эффекты, которые исторический кванториум может предоставить молодежи. Результаты данного исследования будут служить основой для дальнейшего развития и усовершенствования практики использования исторического кванториума в образовательном процессе.
В целях достижения поставленных задач будут рассмотрены примеры успешной реализации исторического кванториума, а также проведен анализ препятствий и вызовов, с которыми сталкиваются педагоги в процессе его внедрения. Кроме того, будут выделены ключевые аспекты и принципы, которые необходимо учесть при разработке и реализации программ исторического кванториума.
Итак, настоящая статья призвана подчеркнуть значимость исторического кван-ториума как эффективного инструмента дополнительного образования и его роль в развитии молодежи. Анализ положительных эффектов и вызовов, связанных с этой практикой, позволит более адекватно оценить современный образовательный контекст и раскрыть потенциал данной инновационной модели обучения. В итоге данное исследование будет способствовать развитию эффективных подходов к применению исторического кванториума и повышению качества образования для молодежи.
В научных исследованиях термин «исторический кванториум» относится к концепции, которая объединяет в себе историческую науку и образование, с целью обо-
гащения образовательного процесса и стимулирования исторического мышления у студентов и школьников. Исторический кванториум ориентирован на активное взаимодействие учеников со специалистами в области истории через разнообразные практические занятия, исследования и проекты.
В общем смысле, кванториум представляет собой инновационный образовательный центр, направленный на развитие интереса учащихся к науке и технологиям через практическую деятельность, эксперименты и проектную работу. Концепция кванториума была разработана Российским проектным офисом «Корпорация развития Зеленограда» и получила широкое признание как модель образования нового поколения.
Хотя исторический кванториум является вариацией общей концепции квантори-ума, его особенность состоит в уникальном подходе к изучению истории. Исторический кванториум предлагает учащимся возможность познакомиться с практической и исследовательской стороной исторической науки. Главной целью исторического кванториума является развитие ключевых навыков и компетенций участников, таких как критическое мышление, анализ источников, историческая реконструкция и исследовательские методы [2. С. 27].
Исторический кванториум предлагает учащимся широкий спектр практических занятий. Это может быть изучение архивных документов, реконструкцию исторических событий (посредством видеоигр), составление генеалогических древ, создание исторических карт и моделей, анализ исторических источников и многое другое.
Исторический кванториум, таким образом, предоставляет обучающимся возможность погрузиться в мир исторической науки, научиться работать с историческими источниками и применять методы исследования для изучения прошлого. Такой подход помогает формировать критическое мышление и аналитические навыки, которые важны не только в академическом контексте, но ив реальной жизни [4. С. 47].
Исторический кванториум является новым и инновационным направлением в образовании, которое позволяет учащимся пережить историю через практическую деятельность и исследования. Он создает возможность для студентов и школьников применять свои знания и умения в работе, связанной с историей, и развивать критическое и аналитическое мышление [5. С. 84]. В итоге он вносит важный вклад в развитие образования и стимулирует новые способы изучения истории.
Исторический кванториум имеет свои особенности, которые отличают его от других типов образовательных учреждений и учебных предметов. В частности он предоставляет молодым людям возможность не только получить теоретические знания об истории и археологии, но и активно применять их на практике. В его рамках проводятся различные практические занятия, виртуальные экскурсии, что позволяет учащимся полностью погрузиться в процесс изучения исторических наук.
Также исторический кванториум ставит перед своей целью не только передачу фактологической информации, но и развитие творческого мышления у молодежи. Учащиеся имеют возможность самостоятельно проводить исследования, анализировать исторические источники, создавать макеты, фильмы, презентации и другие творческие проекты. Такой подход способствует развитию критического мышления, коммуникативных навыков и способности к творческому исследованию.
Кроме того, исторический кванториум предлагает молодым людям возможность обучаться и взаимодействовать с профессионалами в области истории и археологии. Это может включать лекции и мастер-классы, проводимые историками, археологами, музейными работниками и другими экспертами. Такое взаимодействие позволяет учащимся получить ценные знания и опыт, а также вдохновение для дальнейшего развития своих интересов в области истории.
Изучение истории и археологии в историческом кванториуме имеет практическую значимость для молодежи. Знания,
полученные в результате обучения, могут быть применены при работе в музеях, архивах, научных исследованиях, культурно-просветительской деятельности и других областях [3. С. 94]. Таким образом, он предоставляет учащимся возможность приобрести не только образование, но и навыки, которые могут быть применимы в реальной профессиональной деятельности.
Участие в историческом кванториуме способствует развитию личности молодых людей. Они имеют возможность расширить свой кругозор, овладеть новыми навыками, найти единомышленников и приобрести опыт в коллективной работе. Также, изучение истории и археологии позволяет лучше понять себя и мир, развивает эмоциональный и культурный интеллект.
Исторический кванториум открывает широкие возможности для молодежи, заинтересованной в изучении истории. Это особое образовательное пространство, которое позволяет не только получить знания, но и развить творческий потенциал, приобрести практические навыки и найти своё место в профессиональном мире. Соответственно данная форма дополнительного образования способствует развитию молодежи, формирует активную позицию в области сохранения исторического наследия и служит важным инструментом социального развития и образования.
Далее мы рассмотрим несколько примеров успешных исторических кванториумов и описывающие их проекты, и достижения.
Историко-технический кванториум «История Техники» (г. Москва, Россия). Эта площадка предоставляет уникальную возможность детям и подросткам погрузиться в мир истории техники и изучить его через практическую реализацию проектов. Одним из проектов, разработанных в этом кванториуме, является создание рабочего макета древнеримского механизма Антикитерского механизма. Учащиеся изучают исторические аспекты этого механизма, его функции и принципы работы, а затем создают рабочую модель с использованием современных технологий. Такой подход позволяет не только изучить исто-
рические факты, но и применить свои знания в практическом проекте, что стимулирует творческое мышление и развивает инженерные навыки.
Историко-технический кванториум «Исторические технологии» (г. Санкт-Петербург, Россия). Этот кванториум предлагает уникальные программы, объединяющие историю и технику. Одним из проектов, разработанных здесь, является создание макета древних катапульт, используемых в Средние века. Учащиеся изучают исторические данные о катапультах, изучают принципы их работы и рассчитывают необходимые параметры для создания рабочего макета. Затем учащиеся собирают макет, тестируют его и анализируют его эффективность. Такие проекты позволяют не только углубить знания об истории, но и развить навыки инженерного проектирования и реализации.
Историко-технический кванториум «Техноэпоха» (г. Казань, Россия). Этот кванториум предлагает комбинированные программы, включающие в себя изучение истории и технических наук. Одним из интересных проектов, реализованных здесь, является создание 3D-модели исторического здания с использованием компьютерной графики. Учащиеся изучают исторические аспекты здания, его архитектуру и детали, а затем создают точную 3D-модель с помощью специализированного программного обеспечения. Такой проект позволяет учащимся не только углубить свои знания в области истории и компьютерной графики, но и развить навыки моделирования и дизайна.
Эти примеры успешных исторических кванториумов демонстрируют значимость и эффективность объединения истории и технических наук в образовательных программах. Такой подход позволяет детям и подросткам не только расширить свои знания об истории, но и развивать техническое мышление, инженерные и компьютерные навыки. Кроме того, участие в таких проектах позволяет мотивировать учащихся и вдохновить их на дальнейшее изучение технических дисциплин и проведение научных исследований.
Развитие исторического кванториума также сталкивается с некоторыми вызовами и требует перспективных подходов для своего развития. Далее мы рассмотрим эти вызовы и предложим некоторые перспективы для развития исторического кванто-риума.
Технические вызовы. Один из основных вызовов, с которыми сталкивается исторический кванториум, связан с обеспечением подходящих технических ресурсов и инфраструктуры. Чтобы успешно развивать навыки исторического анализа, учащиеся нуждаются в доступе к компьютерам или устройствам, способным обрабатывать большие объемы информации и выполнять сложные аналитические задачи [7. С. 62]. Кроме того, требуется поддержка специализированного программного обеспечения и доступ к базам данных, архивам и другим ресурсам, содержащим историческую информацию. Развитие сетевой инфраструктуры и расширение доступа к Интернету также являются важными аспектами для эффективного функционирования исторического кванториума.
Организационные вызовы. Эффективное функционирование исторического кванториума также требует решения организационных вызовов. Вопросы, связанные с управлением и координацией активностей, набором и обучением персонала, планированием ресурсов и сотрудничеством с другими образовательными и научными учреждениями, становятся критическими при разработке и реализации программ и проектов в историческом кванториуме. Необходима эффективная система управления, которая сможет справиться с уникальными потребностями и целями исторического кванториума и обеспечить оптимальное использование ресурсов.
Развитие исторического кванториума также требует постоянной актуализации образовательных программ. Использование современных методов и средств обучения, включая цифровые технологии и сетевые ресурсы, помогает учащимся более эффективно работать с историческими источниками и анализировать исторические данные. Также необходимо обеспечи-
вать практическую направленность обучения, включая возможности для участия в исторических экскурсиях, архивных исследованиях и реальных проектах, которые позволят студентам применить свои знания на практике.
Одной из перспектив развития исторического кванториума является сотрудничество с научным сообществом, включая исторические институты, университеты и профессиональные исследовательские организации. Это может включать проведение совместных проектов, участие в научных конференциях и семинарах, а также доступ к актуальным научным публикациям и экспертизе. Такое сотрудничество позволяет студентам исторического кван-ториума ощутить причастность к научному сообществу и расширить свои знания и возможности.
В данной научной статье мы исследовали актуальность исторического квантори-ума как инновационной формы дополнительного образования. Наш анализ показал, что исторический кванториум представляет собой важное решение, способствующее развитию ключевых компетенций учащихся и формированию глубокого понимания истории.
В современном информационном обществе, где знания становятся все более доступными и широко распространенными, необходимо искать новые подходы к образованию, чтобы подготовить учащихся к вызовам современности [6]. Исторический кванториум предлагает инновационную форму обучения, которая объединяет теоретические знания с практическим применением.
Основной целью исторического кванто-риума является развитие мышления, критического анализа и исследовательских навыков учащихся. Это достигается через проведение практических занятий, проектов и экспериментов, где учащиеся имеют возможность применить свои знания в реальной ситуации. Такой подход способствует активному участию учащихся в процессе обучения, стимулирует их твор-
мЩ» Литература
' '" 1. Аксенова М.А. Кванториум - инн
ческое мышление и развивает навыки самостоятельной работы [8. С. 235-236].
Поскольку обучение в историческом кванториуме основывается на реальных архивных материалах, он способствует формированию учащихся как активных исследователей и дает им возможность погрузиться в исторические источники и анализировать их. Это позволяет создать глубокое понимание истории и развить навыки критической оценки, что является важными компетенциями в современном мире.
Исторический кванториум также предоставляет учащимся возможность работать в команде и развивать навыки социального взаимодействия. Коллаборативное обучение стимулирует обмен знаниями и идеями между учащимися, а также учит сотрудничеству и разрешению конфликтов. Такой подход помогает формированию лидерских качеств учащихся и подготавливает их к работе в коллективе.
Анализ показал, что исторический кван-ториум успешно интегрирует современные информационные технологии в образовательный процесс. Это позволяет учащимся использовать современные программы и ресурсы для исследования и представления исторической информации. Такой подход не только улучшает интерес и мотивацию учащихся, но и готовит их к взаимодействию с современной информационной средой.
Таким образом, исторический кванто-риум является актуальной и инновационной формой дополнительного образования, способствующей развитию ключевых компетенций учащихся и формированию глубокого понимания истории. Он объединяет теоретические знания с практическим применением, развивает критическое мышление, исследовательские навыки, социальное взаимодействие и информационную грамотность. Реализация исторического кванториума в системе образования может принести значительные пользу учащимся и способствовать их успешной адаптации к современным вызовам.
нная форма дополнительного образования
детей и молодежи: Воспитание детей - инвестиции в будущее! // Сборник статей III Всероссийского форума (г. Владимир, 3-4 сентября 2018г.). М.: Диона, 2018. С. 35-39.
2. Барабашкина Е.В. Педагогический кванториум как средство создания инновационного образовательного пространства / Е.В. Барабашкина, А.А. Трифанова, О.Н. Филатова // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-1. С. 26-28.
3. Беляева У.П. Сюжеты публичной истории в видеоигровых нарративах / У.П. Беляева, Е.В. Гревцева, А.С. Типунова // Современные исследования социальных проблем. 2022, Т. 14, № 2-2. C. 92-96.
4. Беляева У.П. Образовательный потенциал видеоигр на уроках истории (на примере серии «Age of Empires») / У.П. Беляева, А.О. Епифанов // Russian Journal of Education and Psychology. 2023. Том 14. № 2-2. С. 45-49.
5. Борискина А.А. Кванториум, как инновационная среда развития ключевых направлений мышления (инженерно-техническое направление) // Педагогика & Психология. Теория и практика. 2022. № 6. С. 83-85.
6. Кирьянова А.Е. Реальность Кванториума: подготовка молодых кадров для цифровой экономики / А.Е. Кирьянова, Д.В. Маслов, Н.Н. Масюк, А.А. Кириллов // Инновации. 2020. № 2. С. 56-67.
7. Филатова О.Н. Педагогический Кванториум как средство повышения цифровых компетенций / О.Н. Филатова Т.Д. Феофанова, А.Д. Маркова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2022. № 1. С. 61-64.
8. Якунчев М.А. Возможности детского технопарка «кванториум» для практико-ориентированного обучения школьников / М.А. Якунчев, Н.Г. Семенова, А.А. Кемешева, К.О. Шорина // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 11. С. 233-238.
Финансирование:
Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания на НИР 2023 года Министерства просвещения Российской Федерации на тему: «Научно-методическое обеспечение функционирования исторического кванториума как площадки формирования гражданственности и патриотизма», соглашение № 073-03-2023-043/2 от 18 сентября 2023 г.
Для цитирования: Беляев Д.А. Актуальность исторического кванториума как инновационной формы дополнительного образования / Д.А. Беляев, И.А. Шевченко // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2023. Том . № 11. С. 22-29.
Информация об авторах Беляев Дмитрий Анатольевич
доктор философских наук, профессор кафедры философии, политологии и теологии Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского
Липецк, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-8062-1039 E-mail: [email protected]
Шевченко Иван Александрович
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник кафедры отечественной и всеобщей истории
Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского
Липецк, Российская Федерация ORCID: 0000-0003-2651-4846 E-mail: [email protected]
ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2023, vol. 4, no. 11, pp. 22-29.
RELEVANCE OF HISTORICAL QUANTORIUM AS AN INNOVATIVE FORM OF ADDITIONAL EDUCATION
Byelyaev D.A.
Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shanskiy University, Lipetsk, Russia, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8062-1039, E-mail: [email protected]
Shevchenko I.A.
Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shan, Lipetsk, Russia, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2651-4846, E-mail: [email protected]
f Abstract
The article substantiates the relevance of using historical quantorium as an innovative form of supplementary education. The authors note that the steady growth of interest in history and popular science forms of its study creates favorable conditions for the development of such educational practice. History Quantorium offers students the opportunity to actively immerse themselves in the process of learning history using modern methods and tools such as virtual reality, interactive models and computer simulations. Practical examples and results of the implementation of historical quantorium in various educational institutions are also explored. The effectiveness and impact of this form of education on the development of students, their interest in studying history, mastering key skills and competencies are analyzed. It is concluded that the historical quantorium is a relevant and innovative form of additional education that promotes the development of students and their cognitive abilities in the field of history.
R Keywords: history, quantorium, supplementary education, innovations, history learning, history enlightenment.
Funding: The article was prepared as part of the implementation of the state assignment for research work in 2023 of the Ministry of Education of the Russian Federation on the topic: "Scientific and methodological support for the functioning of the historical quantorium as a platform for the formation of citizenship and patriotism," agreement No. 073-03-2023-043/2 dated September 18,
2023.
References
1. Aksenova M.A. Quantorium is an innovative form of additional education for children and youth: Raising children is an investment in the future! // Collection of articles of the III All-Russian Forum (Vladimir, September 3-4, 2018) / rep. ed. A.A. Sergeenko. M.: Diona, 2018. pp. 35-39.
2. Barabashkina E.V. Pedagogical quantorium as a means of creating an innovative educational space / E.V. Barabashkina, A.A. Trifanova, O.N. Filatova // Problems of modern pedagogical education. 2022. No. 74-1. pp. 26-28.
3. Belyaeva U.P. Plots of public history in video game narratives / U.P. Belyaeva, E.V. Grevtseva, A.S. Tipunova // Modern studies of social problems. - 2022. T. 14. No. 2-2. pp. 92-96.
4. Belyaeva U.P. Educational potential of video games in history lessons (using the example of the "Age of Empires" series) / U.P. Belyaeva, A.O. Epifanov // Russian Journal of Education and Psychology. 2023. Volume 14. No. 2-2. pp. 45-49.
5. Boriskina A.A. Quantorium as an innovative environment for the development of key areas of thinking (engineering and technical direction) // Pedagogy & Psychology. Theory and practice. 2022. No. 6. P. 83-85.
6. Kiryanova A.E. The reality of Quantorium: training young personnel for the digital economy / A.E. Kiryanova, D.V. Maslov, N.N. Masyuk, A.A. Kirillov // Innovations. 2020. No. 2. P. 56-67.
7. Filatova O.N. Pedagogical Quantorium as a means of increasing digital competencies / O.N. Fila-tova T.D. Feofanova, A.D. Markova // News of the Baltic State Academy of Fishing Fleet: psychological and pedagogical sciences. 2022. No. 1. P. 61-64.
8. Yakunchev M.A. Possibilities of the children's technology park "quantorium" for practice-oriented education of schoolchildren / M.A. Yakunchev, N.G. Semenova, A.A. Kemesheva, K.O. Shorina // Modern high technology. 2022. No. 11. pp. 233-238.
Information about the authors Belyaev Dmitry Anatolyevich
Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Philosophy, Political Science and Theology
Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky
Lipetsk, Russian Federation
ORCID: 0000-0002-8062-1039
E-mail: [email protected]
Shevchenko Ivan Aleksandrovich
Candidate of Historical Sciences, senior researcher at the Department of Russian and General History
Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky Lipetsk, Russian Federation ORCID: 0000-0003-2651-4846 E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 06.11.2023. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 20.11.2023.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция - Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная -http s: // creativecommons. org/licenses/by-nc/4. 0/