Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЗМ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ'

ПАТРИОТИЗМ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
233
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Казаева Евгения Анатольевна, Чхетиани Нонна Сергеевна, Пономарева Людмила Ивановна

Статья посвящена вопросу воспитания чувства патриотизма среди студентов, как фактора формирования гражданской идентичности. Авторы анализируют текущее состояние гражданской идентичности в обществе и отмечают, что ее формирование является одним из ключевых факторов успешного развития государства. В статье рассматривается роль воспитания чувства патриотизма в формировании гражданской идентичности у студентов, с учетом того, что патриотизм выражает не только национальные чувства, но и гражданскую ответственность, любовь к родному городу, культуре и традициям. Цель исследования заключается в определении патриотического потенциала студенческой молодежи и выявлении представлений студентов о гражданской идентичности. Для этого было проведено исследование представлений о гражданской идентичности и определения патриотического потенциала на базе высших учебных заведений. Объем выборочной совокупности составил 150 человек, включая студентов в возрасте от 18 до 35 лет, обучающихся как на очной, так и на заочной формах обучения. Опрос проводился при помощи анкетирования, которое включало блок вопросов, отражающих патриотический потенциал молодежи, и блок вопросов, отражающих представления студентов о гражданской идентичности. В результатах исследования представлено, что в студенческой среде проявляется достаточный уровень патриотизма. Однако в статье выделены некоторые рекомендации для повышения эффективности воспитательной работы в области гражданско-патриотического развития молодого поколения. В заключении подчеркивается значимость воспитания патриотизма среди студентов для формирования их гражданской идентичности. Для улучшения работы по воспитанию гражданско-патриотического развития молодежи авторы предлагают ряд мер. Среди них усиление роли образовательных учреждений в формировании ценностей патриотизма, популяризация активных форм участия студентов в политической жизни страны, интеграция гуманитарных, социально-экономических и специальных (профессиональных) дисциплин воспитывающих уважение к своему народу, гражданственность и патриотизм, а также организация специализированных курсов по глобалистике, геополитике, этнической конфликтологии и военному воспитанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Казаева Евгения Анатольевна, Чхетиани Нонна Сергеевна, Пономарева Людмила Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTISM AS A TOOL FOR THE FORMATION OF CIVIC IDENTITY: ANALYSIS OF STUDENTS' PERCEPTIONS

The article is devoted to the issue of fostering a sense of patriotism among students as a factor in the formation of civic identity. The authors analyze the current state of civic identity in society and note that its formation is one of the key factors in the successful development of the state. The article discusses the role of fostering a sense of patriotism in the formation of civic identity among students, taking into account the fact that patriotism expresses not only national feelings, but also civic responsibility, love for one's hometown, culture and traditions. The purpose of the study is to determine the patriotic potential of student youth and to identify students' ideas about civic identity. For this, a study was conducted of ideas about civic identity and the definition of patriotic potential on the basis of higher educational institutions. The sample size was 150 people, including students aged 18 to 35, studying both full-time and part-time. The survey was conducted using a questionnaire, which included a block of questions reflecting the patriotic potential of young people, and a block of questions reflecting students' ideas about civic identity. The results of the study show that a sufficient level of patriotism is manifested in the student environment. However, the article highlights some recommendations for improving the effectiveness of educational work in the field of civil and patriotic development of the younger generation. In conclusion, the importance of educating patriotism among students for the formation of their civic identity is emphasized. To improve the work of educating the civil-patriotic development of young people, the authors propose a number of measures. Among them are the strengthening of the role of educational institutions in the formation of patriotism values, the popularization of active forms of student participation in the political life of the country, the integration of humanitarian, socio-economic and special (professional) disciplines that foster respect for their people, citizenship and patriotism, as well as the organization of specialized courses in global studies, geopolitics, ethnic conflictology and military education.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЗМ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2023, Том 11, № 2 / 2023, Vol. 11, Iss. 2 https://mir-nauki.com/issue-2-2023.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/23PDMN223.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Казаева, Е. А. Патриотизм как инструмент формирования гражданской идентичности: анализ представлений студентов / Е. А. Казаева, Н. С. Чхетиани, Л. И. Пономарева // Мир науки. Педагогика и психология. — 2023. — Т. 11. — № 2. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/23PDMN223.pdf

For citation:

Kazaeva E.A., Chkhetiani N.S., Ponomareva L.I. Patriotism as a tool for the formation of civic identity: analysis of students' perceptions. World of Science. Pedagogy and psychology. 2023; 11(2): 23PDMN223. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/23PDMN223.pdf. (In Russ., abstract in Eng.)

УДК 378 ГРНТИ 14.35.07

Казаева Евгения Анатольевна

ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»,

Екатеринбург, Россия Профессор кафедры «Управления персоналом и психологии» Доктор педагогических наук, доцент E-mail: kazaevaevg@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0703-1673 РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=334270 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57142574000

Чхетиани Нонна Сергеевна

АНО ВО «Институт современного искусства», Москва, Россия Доцент кафедры «Эстрадно-джазового пения»

Доцент

E-mail: sekvencia@mail.ru

Пономарева Людмила Ивановна

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», Шадринск, Россия

Профессор кафедры «Дошкольного и социального образования» Доктор педагогических наук, профессор E-mail: ldm1020@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1502-5185

Патриотизм как инструмент формирования гражданской идентичности: анализ представлений студентов

Аннотация. Статья посвящена вопросу воспитания чувства патриотизма среди студентов, как фактора формирования гражданской идентичности. Авторы анализируют текущее состояние гражданской идентичности в обществе и отмечают, что ее формирование является одним из ключевых факторов успешного развития государства. В статье рассматривается роль воспитания чувства патриотизма в формировании гражданской идентичности у студентов, с учетом того, что патриотизм выражает не только национальные чувства, но и гражданскую ответственность, любовь к родному городу, культуре и традициям.

Цель исследования заключается в определении патриотического потенциала студенческой молодежи и выявлении представлений студентов о гражданской идентичности. Для этого было проведено исследование представлений о гражданской идентичности и определения патриотического потенциала на базе высших учебных заведений. Объем выборочной совокупности составил 150 человек, включая студентов в возрасте от 18 до 35 лет, обучающихся как на очной, так и на заочной формах обучения. Опрос проводился при помощи анкетирования, которое включало блок вопросов, отражающих патриотический потенциал молодежи, и блок вопросов, отражающих представления студентов о гражданской идентичности.

В результатах исследования представлено, что в студенческой среде проявляется достаточный уровень патриотизма. Однако в статье выделены некоторые рекомендации для повышения эффективности воспитательной работы в области гражданско-патриотического развития молодого поколения.

В заключении подчеркивается значимость воспитания патриотизма среди студентов для формирования их гражданской идентичности. Для улучшения работы по воспитанию гражданско-патриотического развития молодежи авторы предлагают ряд мер. Среди них усиление роли образовательных учреждений в формировании ценностей патриотизма, популяризация активных форм участия студентов в политической жизни страны, интеграция гуманитарных, социально-экономических и специальных (профессиональных) дисциплин воспитывающих уважение к своему народу, гражданственность и патриотизм, а также организация специализированных курсов по глобалистике, геополитике, этнической конфликтологии и военному воспитанию.

Ключевые слова: патриотизм; гражданская идентичность; ценности; жизненные цели; самоопределение; гражданская ответственность; студенческая молодежь

Тема воспитания чувства патриотизма как фактора формирования гражданской идентичности студентов является одной из актуальных проблем современной дидактики, и значимой для выстраивания взаимоотношений в многополярном мире, основывающихся на справедливости, демократизме и суверенитете. В настоящее время в России, как и во многих других странах, наблюдается усиление интереса к гражданскому воспитанию и формированию национальной идентичности. Это связано с тем, что в условиях глобализации и многокультурности современного мира гражданская идентичность становится одним из главных факторов социальной стабильности и развития государства [1; 2]. В частности, в стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года, отмечается проблема гражданской идентичности. Президент Российской Федерации В. Путин также обращает внимание на остроту этой проблемы, указывая на рост межэтнических и межконфессиональных напряженностей в мире. Национализм и религиозная нетерпимость становятся основой для радикальных группировок и течений, которые разрушают и подтачивают государства, а также разделяют общества. В свете этих событий важно исследовать и поднимать вопрос о гражданской идентичности, как факторе общественной стабильности и процветания [3; 4].

Значение высших учебных заведений в процессе формирования гражданской идентичности не может быть недооценено. Как показывает опыт, учебные заведения играют важную роль в создании условий для социализации личности и формирования ее идентификационных установок в обществе граждан России [5; 6]. Однако, помимо этого, высшие учебные заведения также призваны обучать студентов критическому мышлению и

Введение

анализу событий социально-политической реальности, что также влиять на формирование их идентификационных установок. Исследователи Е.С. Фидря, О.О. Фидря и С.А. Богомаз подчеркивают, что студенческая молодежь является ключевым объектом развития человеческого капитала [7]. Поэтому, уровень гражданской идентичности среди студентов высших учебных заведений может служить показателем эффективности государства в сфере национальной политики. Важность этого вопроса заключается в том, что высокий уровень гражданской идентичности студентов может влиять на их жизненные ориентации, такие как выбор страны проживания, профессиональная компетентность и гражданская позиция. Студенческая молодежь играет важную роль в формировании гражданской идентичности, поскольку она является активной и влиятельной частью общества. Поэтому, обеспечение эффективной системы гражданского воспитания студентов является одним из приоритетных направлений развития современного образования. В данном контексте воспитание чувства патриотизма является важным фактором формирования гражданской идентичности у студентов [8; 9].

В настоящее время, вопрос формирования гражданской идентичности привлекает все большее внимание по нескольким причинам. Одной из них является глобализация и расширение межличностных и межгрупповых контактов, которые могут привести к изменению культурных ценностей и увеличению разнообразия взглядов на мир. Другой причиной является неопределенность и изменчивость социальной ситуации, в которой молодежь вынуждена формировать свою идентичность, а также изменение содержания и характера передачи знаний и ценностей между поколениями [10; 11].

В свете современной социальной ситуации возникает потребность в развитии активной и гибкой жизненной позиции, которая стимулирует людей использовать все свои потенциальные способности для достижения личностного роста и самореализации в рамках своей социальной среды и культуры [12]. В этой связи, особое внимание уделяется исследованию личностной характеристики — идентичности, которая объединяет в себе социокультурные, гражданские и личностные формы. Особенно важной проблемой является проблема гражданской идентичности для нового поколения, которое только начинает свою жизнь, поскольку процесс формирования идентичности (как гражданской, социальной, так и личностной) тесно связан с процессом социализации в целом [13]. Это вызывает сильную потребность в исследовании процесса усвоения подростками, юношами и девушками своей индивидуальной и культурно-исторической наследственности, а также способности аутентично создавать свое будущее.

Также важными показателями развития гражданской идентичности личности являются такие качества, как чувство принадлежности к своей стране, любовь к родине и способность к аналитическому мышлению, обеспечивающему интеллектуальную основу для свободного выбора в жизни.

С точки зрения групповой гражданской идентичности, необходимо овладеть социальными нормами и ценностями, которые определяют статус гражданина и позволяют активно овладеть культурным наследием. Это включает в себя принятие всей полноты ответственности за ситуацию и освоение культуры группового гражданского действия [14; 15].

Необходимо сформировать у граждан страны национально-гражданскую идентичность, основанную на идентификации с субъектами гражданского общества, на уровне нации и национальной культуры [16]. Важно поддерживать и укреплять единство национальной культуры в обществе, признавая разнообразие и уникальность каждой этнической группы и сохраняя ее этническую идентичность. Это обеспечит единство людей в рамках гражданского общества. Обладание такой идентичностью может служить эффективным средством предотвращения национализма, расизма, ксенофобии и экстремизма [17; 18].

В качестве перспективного направления развития общества необходимо обеспечить формирование идентичности «глобального гражданина», который будет выражать «всемирное гражданское состояние» и объединять национально-государственные формы гражданства в масштабах всего мира (И. Кант, Ю. Хабермас, Э. Гидденс и Х. Булл).

Идентификация себя как «гражданина мира» осуществляется путем вовлечения в деятельность организаций и движений, которые защищают права человека, окружающую среду, мир и способствуют созданию единой социальной сети.

Мы считаем, что при реализации патриотического воспитания в учебных заведениях необходимо учитывать специфику гражданской идентичности молодежи, опираясь на три уровня, каждый из которых характеризует степень выраженности патриотических чувств, знание культуры и традиций своего народа, представление о себе как о гражданине страны, развитие культуры межнационального общения и толерантности.

Гражданская идентичность играет ключевую роль в формировании гражданского сообщества и является неотъемлемым элементом групповой самоидентификации. Она объединяет жителей страны и служит гарантией стабильности государства.

Для развития любого общества важно иметь определенную систему социальных ценностей, которые признают большинство его членов. Важной частью этой системы является представление граждан о своем государстве и осознанное отношение к политическим событиям. Ценности, жизненные цели и гражданская позиция молодежи во многом определяют направление развития страны, поэтому важно изучать факторы, влияющие на процесс формирования гражданской идентичности различных групп молодежи [19]. Этим вопросом занимались многие исследователи, включая Д.О. Афанасьева, А.Н. Вырщикова, В.В. Гаврилюка, Л.Д. Гудкова, В.В. Лапкину, С.А. Магарила, А.Н. Малинкина, В.Е. Мусину, В.И. Пантина, А.Г. Санину, З.И. Халий, И.В. Цветкову и других. При изучении гражданской идентичности как социального явления, важно отметить, что отечественные исследователи наиболее часто используют подход, согласно которому гражданская идентичность понимается как осознание членства в сообществе граждан определенного государства, которое имеет значимость для индивида, и является «феноменом надындивидуального сознания» и характеризует гражданскую общность как коллективный субъект.

Создание гражданской идентичности представляет собой одну из главных задач в самоопределении современной молодежи, поскольку она тесно связана с готовностью к активной жизненной позиции и участию в повседневной деятельности, направленной на благо общества.

Гражданская идентичность определяется как совокупность ценностей, идеалов и культурных норм, которые связывают индивида с его государством, его законами, политическими и социальными институтами. Гражданская идентичность может проявляться в чувстве принадлежности к определенной нации, общественной группе или государственной системе, а также в уважении и поддержке основных ценностей демократического общества, таких как свобода, равенство, право на участие в политической жизни.

Рассматривая понятие «патриотизм», мы понимаем, что это чувство привязанности и приверженности своей родине, своей нации и ее культурным и историческим традициям. Это чувство может проявляться в желании защищать свою страну, в готовности к жертвам и во славу своей нации, а также в уважении к истории и культурному наследию своей страны.

Патриотизм может быть определен на разных уровнях. В его минимальном проявлении это любовь и уважение к ценностям своей семьи, а также чувство общности с родственниками и их интересами. В наиболее широком смысле, патриотизм связан с общим гражданским делом через отождествление себя с интересами государства и всех его граждан. Часто патриотизм

противопоставляется космополитизму, который в негативном смысле оценивается как отрыв от своей страны, на территории которой человек родился и прошел важные этапы своей социализации.

Гражданская идентичность и патриотизм имеют некоторые общие черты и могут взаимодействовать между собой. Обе эти концепции включают в себя чувство принадлежности к определенной общности и приверженность ее ценностям и традициям. Кроме того, патриотизм может стать важным фактором формирования гражданской идентичности, поскольку уважение к своей стране и ее культурному наследию может способствовать формированию у индивида более широкого чувства принадлежности к государственной системе и общественной группе, а также к более высокой степени гражданской ответственности и активности.

Однако, необходимо учитывать, что патриотизм может быть иногда воспринят как источник конфликтов между разными культурами, и в то же время, гражданская идентичность может быть противопоставлена национальной идентичности, что может привести к разногласиям и социальной нестабильности. Поэтому, важно учитывать различные культурные и социальные контексты при рассмотрении этих концепций. Например, в многонациональных государствах, где существуют различные этнические и культурные группы, пропаганда патриотизма может привести к увеличению этнических напряженностей и конфликтов, а гражданская идентичность может быть более удачным способом создания общества, в котором группы с разными культурными и этническими идентичностями будут сотрудничать в рамках общих целей [20].

В целом, гражданская идентичность и патриотизм являются важными концепциями, которые могут способствовать формированию лояльности и ответственности граждан по отношению к своим государствам и обществам. Однако, чтобы избежать негативных последствий, необходимо учитывать контекст и цели пропаганды этих концепций, а также признавать различия и многокультурность общества.

Многие ученые также отмечают роль патриотизма как одной из важнейших ценностей в истории России, идеи объединения личности и общества, защиты государства от внешних угроз, поддержания отношений между различными национальными и конфессиональными группами, поддержания духовной жизни и консолидации российского общества в трудные времена. Патриотизм, являясь этическим чувством и регулятором поведения граждан, играет важную роль в процессе социализации и формирования гражданской идентичности молодых людей. Именно поэтому возникает необходимость исследования степени выраженности и различных форм проявления патриотизма среди современной молодежи.

Одной из исследовательских задач настоящей работы было изучение представлений о патриотизме студенческой молодежи и существует ли взаимосвязь патриотизма и гражданской идентичности у современных студентов. Отметим, что данная социальная группа выделяется как в целом в структуре населения страны, так и в среде молодежи [21].

Объем выборочной совокупности составил 150 человек. Участниками исследования стали представители студенческой молодежи в возрасте от 18 до 35 лет, обучающиеся как на очной, так и на заочной формах обучения.

Методы исследования

Основными тематическими блоками анкеты стали:

• блок вопросов, отражающий патриотический потенциал молодежи;

• идентификационный блок, отражающий представления студентов о гражданской идентичности.

Результаты исследования

Проанализировав ответы на вопросы анкеты первого блока, можно представить результаты следующим образом. На вопрос «Что для вас означает слово "патриотизм"?», респонденты отвечали: любовь к Родине: 30 %; готовность защищать свою страну: 25 %; уважение к истории и культуре своей страны: 20 %; поддержка государства и его политики: 15 %; не задумывались: 10 %.

На вопрос: Какие методы развития патриотизма в России вы считаете наиболее эффективными? 30 % респондентов ответили — Изучение истории и культуры России; 25 % — Организация массовых мероприятий, посвященных патриотизму; 20 % студентов высказались за Пропаганду патриотизма в СМИ и социальных сетях; 15 % опрашиваемых предложили включать темы патриотизма в учебные программы; 10 % заявили, что патриотизм нужно воспитывать с детства, а в школе и в вузе это делать уже поздно.

Подавляющее большинство студентов (60 %) ответили негативно на вопрос: Как вы относитесь к использованию патриотизма в политических целях? Положительно ответили только 20 % респондентов. И 20 % относятся к этому нейтрально.

Интересными показались ответы студентов о том, какие представления о гражданской ответственности и ее связи с патриотизмом у них сформированы? У большинства опрашиваемых (80 %) такие представления есть и вот каким образом они выражались: «Гражданская ответственность и патриотизм связаны тесно, так как каждый гражданин должен быть готов отстаивать интересы своей страны и ее граждан»; «Я считаю, что гражданская ответственность и патриотизм это несколько разных понятий, которые, конечно, связаны между собой. Патриотизм — это скорее чувство любви и привязанности к своей стране, а гражданская ответственность — это обязанности и ответственность перед государством и обществом»; «Я думаю, что гражданская ответственность и патриотизм взаимосвязаны и важны для успешного развития страны. Но гражданская ответственность — это более конкретное понятие, связанное с исполнением своих обязанностей, в то время как патриотизм это более эмоциональное чувство»; «Гражданская ответственность и патриотизм это два понятия, которые образуют гражданскую идентичность. Без гражданской ответственности невозможно быть настоящим патриотом, а без патриотизма невозможно настоящей гражданской ответственности»; «Я считаю, что гражданская ответственность и патриотизм это две стороны одной медали. Если вы любите свою страну и хотите, чтобы она была процветающей, то вы должны быть готовы не только отстаивать ее интересы, но и исполнять свои обязанности как гражданин». Остальные 20 % студентов отвечали, что «ничем не обязаны ни стране, ни государству и ответственности нести не будут» или отказывались отвечать на этот вопрос.

На следующий вопрос: Какие аспекты российской культуры и истории вы считаете наиболее важными для развития патриотизма? Были даны такие ответы: Великая Отечественная война и подвиги советских воинов; культура народов России и их традиции; известные личности, научные и культурные достижения; русский язык и литература.

На вопрос: Как вы думаете, может ли развитие патриотизма помочь решению социальных проблем в России? Были даны следующие ответы: «Да, патриотизм может способствовать единству и солидарности в обществе, что может привести к решению социальных проблем» (35 %); «Нет, патриотизм не является панацеей для решения социальных проблем, необходимо использовать и другие методы» (30 %); «Не уверен/а» (35 %).

И на последний вопрос этого блока «Какие личностные качества, на ваш взгляд, необходимы для того, чтобы быть патриотом своей страны?» были получены самые разнообразные ответы. Представим лишь некоторые из них: «Чувство ответственности за свою страну и ее будущее»; «Уважение к истории и культуре своей страны»; «Патриотизм и готовность защищать свою страну»; «Честность и чувство справедливости»; «Лидерские качества и способность к руководству другими людьми»; «Созидательный подход к решению проблем в своей стране»; «Трудолюбие и преданность своей работе во благо своей страны»; «Терпимость и уважение к различиям в мнениях и культуре других людей»; «Открытость к новому и желание учиться, чтобы сделать свою страну лучше»; «Характеристики, которые обычно ассоциируются с гражданским долгом, такие как участие в выборах, соблюдение законов, платежеспособность и т. д.».

В целом анкетирование студентов по блоку вопросов, отражающих патриотический потенциал молодежи, показало, что студенты считают развитие гражданской идентичности и патриотизма важными. Более 60 % респондентов высказались за включение темы гражданской идентичности и истории России в учебную программу и за проведение массовых мероприятий, посвященных патриотизму. Большинство студентов считают готовность защищать свою страну и уважение к истории и культуре своей страны важными элементами патриотизма. Однако, ответы на вопрос о том, как использование патриотизма в политических целях, разделили студентов на два лагеря.

Кроме того, студенты высказались о личностных качествах, которые, по их мнению, необходимы для того, чтобы быть патриотом своей страны.

В целом, результаты анкетирования в рамках первого блока свидетельствуют о том, что молодежь проявляет высокий уровень патриотизма и интереса к истории России. Это может стать основой для развития патриотической культуры в обществе и способствовать укреплению гражданской солидарности и единства.

Анализ результатов анкетирования в рамках второго блока показал, что студенты считают очень важным (40 %) развитие гражданской идентичности. Важным этот процесс считают 35 % респондентов. Нейтрально относятся к данному вопросу 15 % студентов. И по 5 % ответили, что «Не очень важно» и «Совсем не важно».

При характеристике своей гражданской идентичности, 30 % охарактеризовали ее как сильную, 50 % — как умеренную; 20 % — как слабую.

На вопрос о том, какие главные ценности лежат в основе вашей гражданской идентичности, студенты дали следующие ответы: свобода: 20 %; равенство: 30 %; справедливость: 40 %; традиции: 5 %; другое: 5 %.

Подавляющее количество опрашиваемых (80 %) ответили, что гражданская идентичность влияет на личностное развитие человека. И по 10 % дали ответы «Нет, не влияет» и «Не уверен/а».

На вопрос: «Как вы думаете, может ли гражданская идентичность способствовать развитию общества? Если да, то каким образом?» были получены исчерпывающие ответы. «Да, может», ответили 90 % респондентов. Представим некоторые ответы: «Да, гражданская идентичность может способствовать развитию общества, так как она формирует у людей

осознание их принадлежности к сообществу граждан и повышает их готовность к активному участию в общественной жизни, что в свою очередь может привести к развитию экономики, культуры, политической сферы и других областей жизни»; «Да, гражданская идентичность может способствовать развитию общества, поскольку она укрепляет социальную солидарность, увеличивает уровень доверия и взаимопонимания между людьми, что, в свою очередь, может способствовать развитию демократических институтов и уменьшению социальных конфликтов»; «Да, гражданская идентичность может способствовать развитию общества, так как она позволяет людям осознать свою ответственность за благополучие общества в целом и защищать свои права и интересы, что способствует формированию более сильного и устойчивого гражданского общества»; «Да, гражданская идентичность может способствовать развитию общества, так как она способствует повышению образованности, культуры, уважения к правам и свободам других людей, что в свою очередь может привести к развитию более гуманной, толерантной и разнообразной культуры общества». Несогласных с этим утверждением или не ответивших на этот вопрос было 10 % студентов. Представим некоторые ответы этой группы студентов: «Нет, гражданская идентичность может привести к усилению национализма и расизма, что в свою очередь может привести к конфликтам и несправедливости в обществе»; «Нет, гражданская идентичность может привести к изоляционизму и отрицанию международного сотрудничества, что может препятствовать развитию общества в целом»; «Нет, гражданская идентичность может стать причиной дискриминации и исключения некоторых групп людей из общества, что может привести к несправедливости и ограничению прав и свобод».

Обсуждение результатов исследования

На основании результатов анкетирования можно сделать следующие выводы:

• Студенты имеют разнообразные представления о своей гражданской идентичности. Некоторые считают, что это осознание своей принадлежности к государству и его обществу, в то время как другие считают, что гражданская идентичность является совокупностью убеждений, ценностей и норм, которые определяют их отношение к государству и обществу.

• Большинство студентов связывают гражданскую ответственность с уважением к правам и свободам других людей, а также с выполнением своих гражданских обязанностей.

• Главными ценностями, которые лежат в основе гражданской идентичности студентов, являются свобода, равенство, справедливость, демократия, ответственность и уважение.

• Большинство студентов считают, что гражданская идентичность может положительно влиять на личностное развитие человека, способствуя формированию активной жизненной позиции, вовлеченности в повседневную деятельность в интересах общества и укреплению чувства собственного достоинства.

• Большая часть студентов считают, что гражданская идентичность может способствовать развитию общества, например, через участие в общественной жизни, выполнение гражданских обязанностей, содействие в решении социальных проблем и т. д.

Выводы

Хотя студенческая среда проявляет достаточный уровень патриотизма, возможно рекомендовать некоторые меры для повышения эффективности воспитательной работы в области гражданско-патриотического развития молодого поколения. Эти меры могут включать усиление роли образовательных учреждений в формировании ценностей патриотизма у студентов, осуществляющих основную работу по данной теме; популяризацию активных форм участия студентов в политической жизни страны; интеграцию гуманитарных, социально-экономических и специальных (профессиональных) дисциплин с уважением к своему народу, гражданственности и патриотизму, а также организацию специализированных курсов по глобалистике, геополитике, этнической конфликтологии и военному воспитанию.

Для эффективной работы по формированию гражданской идентичности и патриотизма у студентов, можно предложить ряд рекомендаций.

Во-первых, необходимо повышать значимость учебного заведения как источника формирования ценностей патриотизма. Для этого можно использовать различные общепатриотические мероприятия, такие как беседы, диспуты, вечера вопросов и ответов, просмотр кинофильмов, круглые столы, встречи с ветеранами, современными воинами, участниками боевых действий. Эти мероприятия помогут студентам узнать больше о своей стране, ее истории, традициях, культуре и национальных героях.

Во-вторых, для студентов, интересующихся военной и военно-прикладной тематикой, можно предложить специфические формы работы, например, военно-технические кружки, тактико-строевые занятия, военно-спортивные секции по военно-прикладным видам спорта и т. д. Эти мероприятия помогут студентам получить знания о военной технике, тактике боевых действий, военной истории и культуре.

В-третьих, можно организовывать комплексные, комбинированные и интегрированные формы работы, которые будут сочетать как общее, так и специфическое в содержании военно-патриотического воспитания студентов. Например, это могут быть оборонно-спортивные оздоровительные лагеря, учебно-полевые сборы (практики), патриотические и воспитательно-патриотические, культурно-исторические и военно-исторические, военно-технические и военно-спортивные клубы и объединения различной направленности, месячники и дни патриотической работы, вахты памяти, поисковая деятельность, походы и т. д. Эти мероприятия помогут студентам не только получить знания, но и практически применить их, укрепить физическое и духовное здоровье.

В зависимости от возраста и интересов студентов можно предложить различные мероприятия, которые помогут формировать гражданскую идентичность и патриотизм. Некоторые из них могут включать:

• Организация онлайн-форумов и дискуссионных панелей на тему гражданской идентичности и патриотизма, где студенты могут высказывать свои мнения, обмениваться идеями и задавать вопросы экспертам.

• Участие в благотворительных акциях и волонтерских проектах, направленных на помощь нуждающимся и улучшение социальной среды.

• Организация экскурсий в музеи и исторические места, связанные с военной историей и подвигами героев.

• Проведение военно-спортивных мероприятий, таких как стрельба из пневматического оружия, турниры по тактико-строевой игре "Молодые гвардейцы" и другие виды спортивных соревнований.

Просмотр фильмов и документальных фильмов, посвященных военной истории и современной армии.

Организация обучающих семинаров и мастер-классов по основам военной подготовки, тактике, оказанию первой медицинской помощи и другим навыкам, связанным с военной службой.

Проведение игр-приключений и тактических игр на природе, направленных на развитие командного духа, лидерских качеств и других навыков.

Организация тематических выставок, посвященных военной истории и современной армии, а также просмотров исторических реконструкций.

Проведение лекций и семинаров по вопросам глобальной политики и геополитики, ситуации в стране и мире, роли России в мировом сообществе и другим актуальным темам.

Организация проектов, связанных с поиском и сохранением исторических памятников, мемориалов и мест боевой славы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дробижева Л.М. Смыслы общероссийской гражданской идентичности в массовом сознании россиян // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 4(158). С. 480-498. DOI: 10.14515/monitoring.2020.4.1261.

2. Меренков А.В. Нравственное воспитание: от прошлого к будущему // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2012. Т. 98. № 1. С. 91-101.

3. Белоконев С.Ю., Титов В.В., Усманова З.Р. Российская национально-государственная идентичность перед вызовами начала XXI века // Вестник РУДН. Сер.: Политология. 2019. Т. 21, № 1. С. 90-98. DOI: 10.22363/2313-1438-2019-211-90-98.

4. Вершинин А.А. Между патриотизмом и национализмом // Вопросы национализма. 2015. № 21. С. 36-50.

5. Молодежь, конкуренция, конкурентоспособность: монография / под ред. Акад. РАО Г.Ф. Шафранова-Куцева. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2019. — 256 с.

6. Гуляева Л.В., Ефимова Г.З. Сравнительное исследование патриотических ориентаций молодежи: региональная специфика // Siberian Socium. 2018. Том 2. № 1. С. 53-73. DOI: 10.21684/2587-8484-2018-2-1-53-73.

7. Фидря Е.С., Фидря О.О., Богомаз С.А. Характеристики «среды жизнеосуществления» города и реализации жизненных ценностей молодежи // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2017. № 37. С. 184-195. DOI: 10.17223/1998863X/37/18.

8. Грунт Е.В. Правовая культура российского студенчества в социологическом измерении // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2012. Т. 106. № 3. С. 22.

9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. 11. 12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

Гудкова Т.В., Матвеева Н.С., Матвеев К.А. Социальная активность как фактор формирования гражданской идентичности у студенческой молодежи // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 4. С. 52-57.

Габеркорн А.И. Патриотизм и формирование гражданской идентичности в политическом сознании населения Югры // Теории и проблемы политических исследований. 2018. Том 7. № 5А. С. 137-147.

Монастырский Д.В. Гражданская идентичность: теоретические подходы к исследованию и формирующие её факторы // Гуманитарий Юга России. 2017. Том 23. № 1. С. 181-188.

Литвак Р.А., Гревцева Г.Я. Педагогическое сопровождение гражданского самоопределения личности // Культурные инициативы. Материалы 53-й Всероссийской (с международным участием) научной конференции молодых исследователей. Челябинск, 2021. С. 243-245.

Ахметшина Г.Х., Замалетдинова З.И., Шарифзянова К.Ш. Совершенствование форм и методов работы по воспитанию гражданской идентичности учащейся молодежи // Мир науки. 2016. Т. 4. № 2. С. 2.

Баева Л.В. Гражданское самосознание молодежи в современной России и проблема культурной безопасности // Человек. Сообщество. Управление. 2013. № 3. С. 109-118.

Казаева Е.А. Проблемы формирования ценностей гражданского общества // Образование в период детства: традиции, реальность, инновации. Международная научно-практическая конференция. Составитель-редактор: Барабаш В.Г., Москва, 2007. С. 522-526.

Казаева Е.А. Использование задачного метода в процессе развития гражданской позиции будущего учителя // Письма в Эмиссия.Оффлайн. 2013. № 5. С. 1996.

Гладких В.В., Перегудова Т.В. Героико-патриотическое воспитание молодежи средствами культурно-досуговой деятельности // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. Т. 10. № 5-2. С. 48-50.

Казаева Е.А. Использование в образовательном процессе вуза партисипативных методов развития гражданской позиции будущих педагогов // Профессиональное образование. Столица. 2014. № 4. С. 22.

Головашина О.В. Ассоциативный эксперимент для измерения гражданской идентичности // Социологические исследования. 2015. № 7. С. 64-71.

Гревцева Г.Я. Гражданско-патриотическое воспитание учащейся молодежи как социокультурный процесс // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2019. Т. 11. № 3(45). С. 18-26. Б01: 10.7442/2071-9620-2019-11-3-18-26.

Болотина И.И. Состояние государственно-гражданской идентичности в среде студенческой молодежи РФ: теоретический и прикладной аспекты // Вестник Балтийского федерального университета имени И. Канта. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. 2021. № 1. С. 92-105.

Kazaeva Evgeniya Anatolyevna

Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia

E-mail: kazaevaevg@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0703-1673 RSCI: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=334270 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57142574000

Chkhetiani Nonna Sergeevna

Institute of Contemporary Art, Moscow, Russia E-mail: sekvencia@mail.ru

Ponomareva Ludmila Ivanovna

Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia

E-mail: ldm1020@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1502-5185

Patriotism as a tool for the formation of civic identity: analysis of students' perceptions

Abstract. The article is devoted to the issue of fostering a sense of patriotism among students as a factor in the formation of civic identity. The authors analyze the current state of civic identity in society and note that its formation is one of the key factors in the successful development of the state. The article discusses the role of fostering a sense of patriotism in the formation of civic identity among students, taking into account the fact that patriotism expresses not only national feelings, but also civic responsibility, love for one's hometown, culture and traditions.

The purpose of the study is to determine the patriotic potential of student youth and to identify students' ideas about civic identity. For this, a study was conducted of ideas about civic identity and the definition of patriotic potential on the basis of higher educational institutions. The sample size was 150 people, including students aged 18 to 35, studying both full-time and part-time. The survey was conducted using a questionnaire, which included a block of questions reflecting the patriotic potential of young people, and a block of questions reflecting students' ideas about civic identity.

The results of the study show that a sufficient level of patriotism is manifested in the student environment. However, the article highlights some recommendations for improving the effectiveness of educational work in the field of civil and patriotic development of the younger generation.

In conclusion, the importance of educating patriotism among students for the formation of their civic identity is emphasized. To improve the work of educating the civil-patriotic development of young people, the authors propose a number of measures. Among them are the strengthening of the role of educational institutions in the formation of patriotism values, the popularization of active forms of student participation in the political life of the country, the integration of humanitarian, socio-economic and special (professional) disciplines that foster respect for their people, citizenship and patriotism, as well as the organization of specialized courses in global studies, geopolitics, ethnic conflictology and military education.

Keywords: patriotism; civic identity; values; life goals; self-determination; civic responsibility; student youth

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.