В.А. Земляков, канд. воен. наук, доцент, О.Н. Шестопалова, канд. социол. наук, доцент, кафедра управления персоналом и социологии,
Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург, Россия, [email protected], [email protected]
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
В статье анализируются основные содержательные составляющие патриотического воспитания студентов, показана роль патриотизма как одной из традиционных ценностей в истории страны, рассматриваются идеи духовного единства личности и общества. Авторами подчеркивается, что, будучи нравственным чувством и регулятором поведения граждан, патриотизм является мощным фактором процессов социализации и формирования гражданской идентичности молодого поколения. В статье также представлены результаты социологического исследования, проведенного авторами среди студентов Уральского государственного университета путей сообщения с целью определения у них уровня гражданского самосознания, степени выраженности и форм проявления патриотизма. Результаты анкетирования свидетельствуют о сознательном и ответственном отношении студентов к своей стране, но в то же время отмечается, что молодежь демонстрирует низкий уровень гражданской и политической активности. Полученные данные демонстрирует высокую значимость и устойчивость таких ценностей, как любовь к Родине, взаимная симпатия на основе гражданства и единой судьбы. Несмотря на высокие значения уровня патриотизма в студенческой среде (большинство опрошенных считают себя патриотами и испытывают чувство гордости за свою страну), авторы формулируют рекомендации по организации воспитательной работы в сфере граждан-ско-патриотического развития молодого поколения, что позволит в будущем обеспечить и оптимизировать процесс и увеличить эффективность воспитания студентов в университете.
Ключевые слова: любовь к Родине, гражданская ответственность, нравственность, чувство гордости, военно-патриотическое воспитание, ценностные ориентиры, консолидация российского общества, гражданское самосознание.
Эпиграфом к этой статье могла бы стать известная фраза Клода Адриана Гельвеция: «Будь гражданином, ибо Родина нужна для твоей безопасности, для твоих удовольствий, для твоего благополучия».
В условиях международной напряженности, роста социальных, этнических, религиозных конфликтов формирование гражданской идентичности молодого поколения является необходимым условием укрепления российской государственности, обеспечения безопасности общества и за-
щиты интересов страны. Поэтому сегодня особую актуальность приобретают вопросы воспитания молодежи, связанные с реализацией таких целей, как развитие чувства патриотизма, нравственности, ответственности и гражданственности.
Содержание патриотического воспитания студентов вытекает из структуры самого понятия «патриотизм» и включает в себя следующие компоненты: воспитание любви к Родине, родному языку, традициям и обычаям своего народа; знание истории своей
страны; формирование культуры межнационального общения; развитие стремления к укреплению чести и достоинства Родины, готовности к ее защите; содействие прогрессивному развитию своего Отечества и др.1
Многими исследователями также подчеркивается роль патриотизма как одной из традиционных ценностей российской истории, идеи духовного единства личности и общества, защиты государственности от внешней экспансии, осуществления национальных и конфессиональных отношений и духовной жизни, обеспечения консолидации российского общества в условиях самых трудных и тяжелых испы-таний2.
Будучи нравственным чувством и регулятором поведения граждан, патриотизм является мощным фактором процесса социализации и формирования гражданской идентичности молодого поколения. В связи с чем актуализируется исследование степени выраженности и форм проявления патриотизма современной молодежи.
С этой целью авторами было проведено социологическое исследование студентов Уральского государственного университета путей сообщения (п = 650 чел.). Важнейшими моментами, от которых зависит чувство сопричастности, гордости за свою страну, являются отношение к своему государству, желание нести ответственность за свои поступки перед обществом, активно выражать чувства патриотизма и собственную гражданскую позицию.
Результаты исследования показали следующее. Почти каждый участвующий в опросе студент осознает свою принадлежность к государству и большинство из них удовлетворены своим положением, социальным статусом в обществе (77,5%). Высокая самооценка своего социального положения и представление о себе как о гражданине свидетельствуют о намерении студентов взять на себя ответственность за собственные поступки перед обществом, с одной стороны, и о сформированности
Современные студенты являются больше объектом, а не субъектом гражданской и правовой культуры. В разрез общепринятому мнению, что молодежь во всем мире относится к самой активной политической силе, для опрошенных студентов характерна прежде всего аполитичность.
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
ценностной сферы гражданского самосознания - с другой.
Данные анкетирования свидетельствуют о сознательном и ответственном отношении студентов к своей стране: ответственность за свои поступки перед обществом несут 71,2% первокурсников, 56,9 и 58,8% студентов третьего и четвертого курса соответственно и 82,6% пятикурсников. Как мы видим, к пятому курсу уровень осознанности возрастает, что свидетельствует о «гражданском созревании» студентов. А это имеет большое значение для формирования адекватной личности, устойчивой к противоречивой информации, способной сделать достойный выбор поведения в сложной ситуации, ответственной за свои поступки.
Однако современные студенты являются больше объектом, а не субъектом гражданской и правовой культуры, вопреки общественной потребности и государственным декларациям3. В разрез общепринятому мнению, что молодежь во всем мире относится к самой активной, причем крайне радикально настроенной политической силе, для опрошенных студентов характерна прежде всего аполитичность. Это означает, что большинство из них (87,2%) относятся индифферентно к политическим партиям, митингам, демонстрациям.
Среди предпочитаемых форм проявления политической активности студенты выбирают наиболее пассивные, такие как просмотр информации о политической ситуации в стране и мире, а также участие в голосовании на выборах как выполнение гражданского долга. В меньшей степени молодежь интересуют более активные и деятельные формы, такие как изучение программ работы общественно-политических партий, встречи с их представителями, участие в программах поддержки
Невозможно воспитать патриотизм без качественного примера со стороны старшего по отношению к молодежи поколения, не обозначив важность, значимость, уважение и признание к различным событиям исторического прошлого, отдельным людям.
теми условиями, в которых проходило формирование гражданской идентичности студентов: отсутствие четкой идеологической парадигмы развития государства, духовных ценностей привело к возрастанию социальной апатии, нравственной опустошенности, цинизма и эгоцентризма4, формированию поколения молодых людей, в центре внимания которых находится только собственный мир5. При этом хочется отметить, что к пятому курсу молодые люди становятся более осведомленными о политической и экономической жизни страны вследствие изучения ряда общегуманитарных дисциплин учебной программы, что позволяет им критически и более осмысленно оценивать деятельность социальных институтов государства.
Большое значение для формирования чувства патриотизма и развития гражданской идентичности студентов, на наш взгляд, имеет тот, кто организует и проводит мероприятия в этом направлении. Невозможно воспитать патриотизм без качественного примера со стороны старшего по отношению к молодежи поколения, не обозначив важность, значимость, уважение и признание к различным событиям исторического прошлого, отдельным людям.
Главным источником формирования патриотизма является семья. Исследование показало, что родители (семья) - значимый источник формирования ценностей патриотизма и гражданского самосознания для 52,3% студентов четвертого курса, для 45,1% -третьего курса, для 43,5 и 43,1% студентов пятого и первого курса соответственно. Действительно, первые уроки патриотизма ребенок получает в семье. Родители передают ему свое восприятие жизни: свою любовь к природе, к народной песне, к людям,
которые делают жизнь лучше и интереснее6. На втором месте
межнационального согласия и пр. по значимости находится школа (система об-
Во многом подобное настроение и сла- разования в целом - 29,6%), на третьем ме-
бую вовлеченность молодежи в полити- сте - СМИ (10,8%). На наш взгляд, такое со-
ческую жизнь общества можно объяснить отношение значимости объясняется особен-
ностями русского менталитета, для которого характерен высокий уровень коллективизма, социальной ответственности, что позволяет установить границы личного и социального, определить основу социального взаимодействия, значимость и ценностные ориентиры7; и при отсутствии идеологического базиса их задает семья.
Относительно значимых условий и факторов, позволяющих формировать ощущение гордости за страну, выступающих предпосылкой для формирования патриотических ценностей, тенденция ориентации не на государственную идеологию и современность повторяется. У студентов главными источниками чувства гордости выступают такие события и факты, как «победа в Великой Отечественной войне» (17,4%), «первый полет в космос» (12,3%), «Олимпиада в Сочи - 2014» (38,9%), «присоединение Крыма» (32,4%). Как мы видим, молодежь в своем восприятии России в настоящем времени ориентируется не на внешние факторы, такие как «место России в мировом сообществе», а на внутренние ресурсы и резервы, отмечая успехи в спорте, медицине, искусстве, испытывая чувство гордости за исторические и общественные события.
Однако критика СМИ в адрес России затрагивает молодежь чуть меньше, и эта тенденция понижения чувствительности характерна для студентов всех курсов. При этом мы не можем говорить о том, что молодежь равнодушна к России. Скорее, подобную тенденцию стоит трактовать иначе: молодежь подобными оценками высказывает недоверие к современным СМИ, что также видно из того факта, что СМИ, по мнению молодежи, не являются важным средством формирования гражданско-патри-отической позиции.
В данном случае авторитет России на меж-
Молодежь в своем восприятии России в настоящем времени ориентируется не на внешние
факторы, такие как «место России в мировом сообществе», а на внутренние ресурсы и резервы, отмечая успехи в спорте, медицине, искусстве, испытывая чувство гордости за исторические и общественные события.
в других странах, международный авторитет становится одним из важнейших условий формирования патриотизма как ценности в студенческой среде. Дополнительным подтверждением этого факта является тенденция повышения интереса к истории своей страны, стабильная готовность защищать ее интересы в случае военной агрессии. Среди студентов пятого курса 86,9% опрошенных готовы защищать свою страну, чуть меньше таких -78,2% - среди студентов первого курса.
Таким образом, результаты исследования демонстрируют, что любовь к Отечеству, взаимная симпатия на основе гражданства и единой судьбы остаются наиболее устойчивыми ценностями современного общества, большинство студентов (87,7% первокурсников, 74,7% студентов третьего курса, 86,9% студентов старших курсов) считают себя патриотами и испытывают чувство гордости за свою страну, отмечая при этом, что среди их знакомых имеются те, кто разделяют их политические взгляды (78,2%).
Несмотря на высокие значения уровня патриотизма в студенческой среде, можно сформулировать рекомендации по организации воспитательной работы в сфере граж-данско-патриотического развития молодого поколения: повышение значимости учебного заведения в качестве источника формирования ценностей патриотизма у студентов, реализующего основное содержание данной работы; популяризация активных форм участия студентов в политической жизни страны; организация изучения гуманитарных, социально-экономических и специальных (профессиональных) дисциплин в сочетании с воспитанием уважения к своему народу, гражданственности и патриотизма, а также организация спецкурсов по проблемам глобалистики, геополитики, этнической конфликто-
дународной арене также является значимым логии и опыта воинского воспитания. фактором. В мире открытых границ, когда Данные мероприятия могут быть клас-
молодежь уже в достаточно раннем возрас- сифицированы и разделены на три основные
те может оценить качество, уровень жизни группы:
1) общепатриотического характера (беседы, диспуты, вечера вопросов и ответов, просмотр кинофильмов, круглые столы, встречи с ветеранами, современными воинами, участниками боевых действий);
2) специфические, характеризующиеся большей военной и военно-прикладной направленностью (военно-технические кружки, тактико-строевые занятия, военно-спортивные секции по военно-прикладным видам спорта и т. п.);
3) комплексные, комбинированные и интегрированные формы, оптимально сочетающие как общее, так и специфическое в содержании военно-патриотического воспитания студентов (оборонно-спортивные оздоровительные лагеря, учебно-полевые сборы (практики), патриотические и воспитательно-патриотические, культурно-исторические и военно-исторические, военно-технические и военно-спортивные клубы и объединения различной направленности, месячники и дни патриотической работы, вахты памяти, поисковая деятельность, походы и т. д.).
Подобная работа должна базироваться на таких ценностях, как победа в Великой Отечественной войне, культурное наследие и история России. Хотелось бы также отметить тот факт, что более тщательное внимание к региональной истории и культуре может послужить прочной основой воспитательной работы в данном направлении.
Реализация различных организационных форм учебной работы, использование совокупности общепедагогических и специфических принципов позволят значительно оптимизировать процесс и обеспечить эффектнвность патриотического воспитания студентов в университете. ^
Литература
1. Гладких В.В. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в поликультурной среде вуза: дис. ... д-ра пед. наук. Тамбов, 2011. 435 с.
2. См.: Баева Л.В. Гражданское самосознание молодежи в современной России и проблема культурной безопасности // Человек. Сообщество. Управление. 2013. № 3. С. 109-118; Погорелый А.П. Патриотизм как ценность российского общества: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2004. 20 с.; Вершинин А.А. Между патриотизмом и национализмом // Вопросы национализма. 2015. № 21. С. 36-50; Головашина О.В. Ассоциативный эксперимент для измерения гражданской идентичности // Социологические исследования. 2015. № 7. С. 64-71 и др.
3. Грунт Е.В. Правовая культура российского студенчества в социологическом измерении // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2012. Т. 106. № 3. С. 22.
4. Меренков А.В. Нравственное воспитание: от прошлого к будущему // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2012. Т. 98. № 1. С. 91-101.
5. См.: Сухова О.В. Парадоксы управления современности. Мотивация или манипуляция? // Дискуссия. 2014. № 2 (43). С. 55-58; Шестопа-лова О.Н. Особенности процесса стереотипиза-ции трудового поведения молодежи // Дискуссия. 2013. № 1 (31). С. 132-136.
6. Патриотическое воспитание детей в семье [Электронный ресурс]. URL: http://mamadona.ru/ articles/patrioticheskoe_vospitanie_detei_v_seme/ (дата обращения: 23.01.2016).
7. Шаталова Н.И., Окунева Т.В. Ценностно-ори-ентационное единство коллектива // Социология. 2010. № 4. С. 96.
UPBRINGING OF PATRIOTISM AS A FACTOR OF STUDENTS' CIVIL IDENTITY FORMATION
V.A. Zemlyakov, Candidate of Military Sciences, Docent,
O.N. Shestopalova, Candidate of Sociology, Docent, The department of personnel management and sociology, Ural State University of Railway Transport, Yekaterinburg, Russia, [email protected], [email protected]
The article analyzes the basic constituents of students'patriotic upbringing, shows a role of patriotism as one of traditional values of the country's history, the ideas of spiritual unity ofpersonality and society.
The authors underline that being a moral feeling and behavior of citizens, patriotism is a powerful factor of socialization and formation of youth's civil identity. This article also provides some results of the sociological survey, conducted by the authors among students of Ural State University of Railway Transport in order to define civil self-consciousness level, intensity and forms of patriotism. The survey's results show a deliberate and responsible students' attitude to the country, but on the other hand the youth shows a low level of civil and political activity. The results' analysis tells about high significance and stability of the values as love to motherland, mutual fellow feeling on the base of civil and united destiny. Despite the high level of patriotism in student sphere (the most part of respondents considered themselves to be patriots and feel proud of the country), the authors form some recommendations for upbringing work organization in the sphere of civil and patriotic development of youth; in future it will allow to supply and optimize the process and efficiency of students' upbringing in universities. Key words: love of country, civic responsibility, morality, a sense of pride, military-Patriotic education, values, consolidation of the Russian society, civil consciousness.
References
1. Gladkikh V.V. Grazhdansko-patrioticheskoe vospi-tanie molodezhi v polikul'turnoi srede vuza / diss. ... d-r ped. nauk [Civil-Patriotic education of youth in the multicultural environment of the University. Doctor of pedagogy sci. diss.]. Tambov, 2011. 435 p.
2. Baeva L.V. Grazhdanskoe samosoznanie molodezhi v sovremennoi Rossii i problema kul'turnoi bezopasnosti [Civil identity of youth in modern Russia and the problem of cultural security]. Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie - People. Community. Management, 2013, no. 3, pp. 109-118; Pogorelyi A.P. Patriotizm kak tsennost' rossiiskogo obshchestva / avtoref. diss. ... kand. filos. nauk [Patriotism as the value of the Russian society. Abstract of candidate of philosophy sci. diss.]. Moscow, 2004. 20 p.; Ver-shinin A.A. Mezhdu patriotizmom i natsionalizmom [Between patriotism and nationalism]. Voprosy nat-sionalizma - The issues of nationalism, 2015, no. 21, pp. 36-50; Golovashina O.V Assotsiativnyi eksperi-ment dlia izmereniia grazhdanskoi identichnosti [Associative experiment for measuring civic identity]. Sotsiologicheskie issledovaniia - Sociological research, 2015, no. 7, pp. 64-71.
3. Grunt E.V. Pravovaia kul'tura rossiiskogo stu-denchestva v sotsiologicheskom izmerenii [Legal culture of Russian students in sociological measurement]. Izvestiia Ural'skogofederal'nogo universiteta.
Ser. 3: Obshchestvennye nauki - Izvestia of Ural Federal University. Ser. 3: Social science, 2012, vol. 106, no. 3, pp. 16-23.
4. Merenkov A.V. Nravstvennoe vospitanie: ot pro-shlogo k budushchemu [Moral education: from past to future]. Izvestiia Ural'skogo federal'nogo universiteta. Ser. 1: Problemy obrazovaniia, nauki i kul tury - Izvestia of Ural Federal University. Ser. 1: Problems of education, science and culture, 2012, vol. 98, no. 1, pp. 91-101.
5. Sukhova O.V. Paradoksy upravleniia sovremen-nosti. Motivatsiia ili manipuliatsiia? [Paradoxes of management present. Motivation or manipulation?]. Diskussiia - Discussion, 2014, no. 2 (43), pp. 55-58; Shestopalova O.N. Osobennosti protsessa ste-reotipizatsii trudovogo povedeniia molodezhi [The features of the process of stereotyping the employment behavior of youth]. Diskussiia - Discussion, 2013, no. 1 (31), pp. 132-136.
6. Patrioticheskoe vospitanie detei v sem'e [Patriotic education of children in the family]. Available at: http://mamadona.ru/articles/patrioticheskoe_vospita-nie_detei_v_seme/ (accessed 23.01.2016).
7. Shatalova N.I., Okuneva T.V Tsennostno-orientat-sionnoe edinstvo kollektiva [Value-orientation unity of the band]. Sotsiologiia - Sociology, 2010, no. 4, pp. 93-100.