Научная статья на тему 'Формирование готовности учителей начальной военной подготовки к осуществлению патриотического воспитания в условиях казахстанской школы'

Формирование готовности учителей начальной военной подготовки к осуществлению патриотического воспитания в условиях казахстанской школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ГОТОВНОСТЬ К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ / PATRIOTIC EDUCATION / VOCATIONAL TRAINING / READINESS FOR PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горохов Алексей Сергеевич, Шаймарданов Рафис Хасанович

Обеспечение эффективности патриотического воспитания школьников как стратегического ресурса для развития государства и общества возложено на систему образования, что в условиях образовательного процесса зависит от уровня готовности учителя к осуществлению процесса воспитания, что актуализировало исследование проблемы формирования готовности учителей начальной военной подготовки (далее учителей НВП) к осуществлению патриотического воспитания в условиях казахстанской школы. Авторы осуществляют поиск путей и средств эффективного решения поставленной проблемы. Предметом исследования явилась организация обучения студентов на основе внедрения инновационных методов в процесс формирования готовности будущих учителей НВП к патриотическому воспитанию учащихся. Использованы положения теории деятельностного, личностноориентированного подходов, концепции субъект-субъектного взаимодействия. В статье сформулированы выводы и предложения по организации процесса подготовки студентов к патриотическому воспитанию учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горохов Алексей Сергеевич, Шаймарданов Рафис Хасанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Readiness of Teachers of Initial Military Preparation for Implementation of Patriotic Education in the Conditions of Kazakhstan School

Supplying the eff ectiveness of Patriotic education of students as a strategic resource for the development of the state and society is imposed on the education system, that in terms of the educational process depends on the level of readiness of a teacher to implement the process of education that stimulated the study of the problem of formation of readiness of teachers of initial military training (more teachers IMT) to the implementation of Patriotic education in terms of Kazakhstan schools. The authors search for ways and means of effective solution of the problem. The subject of the study was the organization of training of students on the basis of the introduction of innovative methods in the process of formation of readiness of future teachers of IMT for Patriotic education of students. The points of the theory of activity, personality-oriented approaches and the concept of subject-subject interaction are used. The article formulates conclusions and proposals on the organization of the process of preparing students for Patriotic education of students.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности учителей начальной военной подготовки к осуществлению патриотического воспитания в условиях казахстанской школы»

DOI 10.26105/SSPU.2019.62.5.003 YAK 378.14:37.035.6 ББК 74.489.0

A.C. ГОРОХОВ, P.X. ШАЙМАРААНОВ

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕИ НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ КАЗАХСТАНСКОЙ ШКОЛЫ

A.S. GOROKHOV, R.KH. SHAYMARDANOV

FORMATION OF READINESS OF TEACHERS OF INITIAL MILITARY PREPARATION FOR IMPLEMENTATION OF PATRIOTIC EDUCATION IN THE CONDITIONS OF KAZAKHSTAN SCHOOL

Обеспечение эффективности патриотического воспитания школьников как стратегического ресурса для развития государства и общества возложено на систему образования, что в условиях образовательного процесса зависит от уровня готовности учителя к осуществлению процесса воспитания, что актуализировало исследование проблемы формирования готовности учителей начальной военной подготовки (далее учителей НВП) к осуществлению патриотического воспитания в условиях казахстанской школы. Авторы осуществляют поиск путей и средств эффективного решения поставленной проблемы. Предметом исследования явилась организация обучения студентов на основе внедрения инновационных методов в процесс формирования готовности будущих учителей НВП к патриотическому воспитанию учащихся. Использованы положения теории деятельностного, личностно-ориентированного подходов, концепции субъект-субъектного взаимодействия. В статье сформулированы выводы и предложения по организации процесса подготовки студентов к патриотическому воспитанию учащихся.

Supplying the effectiveness of Patriotic education of students as a strategic resource for the development of the state and society is imposed on the education system, that in terms of the educational process depends on the level of readiness of a teacher to implement the process of education that stimulated the study of the problem of formation of readiness of teachers of initial military training (more teachers IMT) to the implementation of Patriotic education in terms of Kazakhstan schools. The authors search for ways and means of effective solution of the problem. The subject of the study was the organization of training of students on the basis of the introduction of innovative methods in the process of formation of readiness of future teachers of IMT for Patriotic education of students. The points of the theory of activity, personality-oriented approaches and the concept of subject-subject interaction are used. The article formulates conclusions and proposals on the organization of the process of preparing students for Patriotic education of students.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, профессиональная подготовка, готовность к патриотическому воспитанию.

Key words: patriotic education, vocational training, readiness for patriotic education.

Введение. Модернизация современного казахстанского общества актуализировала роль социальных и политических институтов в достижении национальных интересов. Этот процесс сопровождается осознанием на всех уровнях государства и общества роли и значения вовлечения граждан в процесс формирования гражданского общества, вовлечения граждан в осознанную, направленную на благо казахстанского государства и общества деятельность. Это возможно, если у подрастающего поколения будут сформированы такие высшие духовно-нравственные категории, как гражданственность, ответственность за свое отечество, чувство долга перед страной, патриотизм. Таким образом, патриотическое воспитание школьников составляет фундаментальную основу для формирования гражданского общества в Республике

Казахстан, поскольку направлено на развитие гражданского сознания молодого человека.

Цель работы: теоретически обосновать пути решения проблемы формирования готовности учителей начальной военной подготовки к осуществлению патриотического воспитания в условиях казахстанской школы.

Роль патриотического воспитания как основы гражданственности и развития нравственности молодого поколения определена программными документами и концепциями развития Республики Казахстан. Реализация патриотического воспитания возложена на систему образования. Так, в законах «Об образовании» Республики Казахстан и Российской Федерации основными характеристиками воспитания в системе образования является специально организованная деятельность, имеющая направленность на развитие духовности обучающихся, содействующая становлению их нравственных и гражданских чувств, деятельность, организационные условия которой способствуют самореализации и самоопределению личности.

Понятие «патриотическое воспитание» в школе характеризуется направленностью организованного социально-педагогического процесса и представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность по формированию у школьников высокого патриотического сознания.

На сегодняшний день существует множество определений и концепций патриотического воспитания, наблюдается тенденция политизированности, отсутствие четкого понимания патриотизма на уровне общественной психологии. Отсюда в сознании молодого поколения наблюдается отмеченная исследователями тенденция к антагонизму ценности патриотизма как нравствен-нодуховному качеству, необходимому современному человеку [17].

Материалы и методы. Мы, основываясь на анализе современной теории организации образовательного и воспитательного процесса [2, 9], понимаем патриотическое воспитание как сложную управляемую систему, включающую многообразие взаимосвязанных между собой элементов, внутренних устойчивых связей и отношений объективного и субъективного характеров, а также подсистемы содержательного, организационного и методического плана. Внутри системы патриотического воспитания проявляются и функционируют закономерности различного уровня и порядка, учет которых позволяет эффективно и качественно управлять данной системой [3].

Анализ научных исследований казахстанских авторов в области патриотического воспитания показал, что среди разрабатываемых проблем большая часть принадлежит анализу взаимосвязи различных факторов, влияющих на уровень патриотического воспитания учащихся. Исследователями рассмотрены факторы среды, организационно-педагогические и психолого-педагогические факторы (Бахтияров Ф.Г., Ахмерова С.Г., Барабанов Л.Г. и соавт., Ажмухамбетова А.Ж., Тулебаев К.А. и др.).

Выявленные исследования посвящены изучению отдельных аспектов патриотического воспитания, тогда как их системный анализ отсутствует, что позволяет говорить об отсутствии теоретического обоснования проблемы.

Кроме того, выявленные направления исследований напрямую не используют в научной терминологии понятие патриотического воспитания, что не отменяет наличия её смысла в цели и содержании проведенного исследования, в котором теоретически разрабатывались и внедрялись в практику новые методики, технологии, позволяющие улучшить качество и повысить эффективность педагогического воздействия. Таким образом, основная часть анализируемых исследований ориентирована преимущественно на процесс обучения в продолжение традиционной концепции патриотического воспитания, основывающейся на «мероприятийном (меры принимаем)» организационном факторе, без научного обоснования организации управления процессом патриотического воспитания в рамках начального военного обучения в школе.

Современное управление системой образования, основанное на международных стандартах качества, позволяет рассматривать патриотическое воспитание как процесс, совокупность операций и методов воздействия управляющей подсистемы на управляемую. Таким образом, актуализируется задача подготовить в системе высшего образования будущих преподавателей НВП по организации патриотического воспитания в школе, с учетом требований современности, на основе инновационных педагогических технологий.

Результаты и обсуждение результатов. Понятие «профессиональной готовности» в педагогике имеет как практическое, так и теоретическое содержание. Теоретическая готовность, по мнению большинства авторов, составляет способность «наблюдать происходящие процессы, анализировать их ход, выделять их составные компоненты и устанавливать между ними взаимные связи, осмысливать каждую часть любого процесса и находить присущие ему закономерности» [5]. Элементами теоретической готовности являются умения прогнозировать результат педагогического воздействия, а также умения проектировать образовательный процесс, включающие способность к целеполаганию, определению содержания образовательного процесса в соответствие с целями образовательного процесса, а также способность подбирать средства для обеспечения решения конкретных педагогических задач [6, 15]. Таким образом, готовность преподавателей НВП к осуществлению патриотического воспитания в условиях казахстанской школы представляет собой совокупность сформированных умений к самостоятельному определению необходимых средств и содержания процесса патриотического воспитания, а также использования наиболее результативных с педагогической точки зрения методов работы.

Анализ исследований по проблеме определения профессиональной готовности позволил выявить взаимосвязь профессиональной готовности и подготовки.

В словаре педагогических терминов (Коджаспирова Г.М.) подготовка определена как «совокупность специальных знаний, умений и навыков, позволяющих выполнять работу в определённой области деятельности» [11].

В новом словаре методических терминов и понятий (2009 г.) понятие «профессиональная подготовка» рассматривается как «система организационных и педагогических мероприятий, обеспечивающая формирование у личности профессиональной направленности знаний, навыков, умений и профессиональной готовности к такой деятельности» [9].

В современных научных исследованиях понятия «подготовка» и «готовность» не рассматриваются как синонимы, однако взаимосвязь готовности и подготовки очевидна. На основе проведенного выше определения можно сделать предположение, что качество готовности к деятельности определяется профессиональной подготовкой.

Современными исследователями понятие «подготовка» рассматривается как динамичный процесс, направленный на формирование готовности как профессионального качества личности [15]. В словаре (под редакцией А.Н. Лейбовича), рассматривается «профессиональная подготовка» как организация обучения, различные формы получения профессионального образования [13].

В толковом словаре русского языка (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова) подготовленность определяется как наличие запаса необходимых знаний, навыков, опыта в какой-либо определенной области, который приобретается в процессе систематического обучения или изучения [17].

Следовательно, профессиональная подготовка является именно процессом, предшествующим подготовленности или готовности. Кроме того, понятие «профессиональной готовности» современными исследователями соотносится с понятием «профессиональной компетентности». Исследователи (Э.Ф. Зеер [9], И.А. Зимняя [10], А.В. Хуторский, Г.П. Щедровицкий [19] и др.) рассматривают это соотношение с разных позиций, однако сходятся

во мнении, что готовность является качеством личности и необходимым условием успешной профессиональной деятельности. Подготовленность же является результатом образовательного процесса, который отражает способность личности к оперированию знаниями, умение решать теоретические и практические задачи, умение достигнуть намеченных результатов деятельности [15].

Рассмотрев определения понятия «профессиональная подготовка», мы можем, основываясь на своих выводах, определить, что профессиональная подготовка является педагогическим процессом, направленным на формирование у студента личностного качества - готовности осуществлять профессиональную деятельность.

Качество готовности к осуществлению педагогической деятельности в условиях модернизации образования определяется качеством профессиональной педагогической подготовки.

Среди российских ученых сформировалась устоявшаяся точка зрения, основанная на идее Л.С. Выготского о том, что подлинным знанием является такое индивидуальное знание, которое созидается в опыте собственной деятельности [6]. Таким образом, готовность основывается именно на опыте деятельности, что лежит в основе разработок деятельностного подхода. Так, в работах А.Н. Леонтьева [16], в исследованиях К.А. Абульхановой-Славской [1] и др., выявлена взаимосвязь активности и деятельности.

Развивая идеи теории деятельностного подхода, В.В. Давыдовым, исследованы причины, обуславливающие направленность деятельности. Так, в работе исследователя выявлено, что на направленность деятельности определяющее влияние оказывает предмет деятельности, её объективные цели и задачи, а также условия, в которых протекает деятельность [8]. В работах современных психологов признается определяющее влияние мотивации на формирование направленности личности. Отсюда важными выводами являются влияние совокупности доминирующих мотивов на формирование направленности мотивации, а предметного содержания, цели и задач деятельности на направленность деятельности.

Можно утверждать, что совокупность профессиональных мотивов определяет направленность профессиональной деятельности. Следовательно, в процессе формирования профессиональной направленности личности педагога необходимо учитывать объектно-предметное содержание профессиональной деятельности, её главные цели и задачи, которые в процессе реализации педагогической деятельности становятся личностно значимыми.

Анализ работ исследователей, а также собственная педагогическая практика и опыт позволяют утверждать, что цели, поставленные перед системой образования, могут быть решены путем обновления содержания образования, а также внедрения инновационных технологий в образовательный процесс.

Выводы. Анализ современных исследований в области технологии профессионального развития личности учителя позволяет утверждать, что условиями эффективной подготовки современного педагога к воспитанию школьников становится обеспечение самореализации будущего учителя [18]. Таким образом, обеспечение активно-деятельностного участия в собственном образовании и личностном становлении педагога является определяющим условием в формировании готовности.

Опираясь на концептуальные основы теории деятельностного, ориентированного на личности, компетентностного подходов, а также концепцию субъект-субъектного взаимодействия, в исследовании проведено научно-теоретическое обоснование системы методов и приемов обучения на основе инновационных методов (ориентированного на личности подхода), способствующих формированию готовности студентов специальности 5В010400 «Начальная военная подготовка» к патриотическому воспитанию учащихся в условиях казахстанской школы; разработана и внедрена модель фор-

мирования готовности будущего бакалавра начальной военной подготовки с учетом опыта реализации инновационных методов (на основе личностно-ориентированного и деятельностного подходов).

В практике профессиональной подготовки студентов - будущих учителей НВП к патриотическому воспитанию школьников хорошо зарекомендовали себя интерактивные методы преподавания, обеспечивающие повышение уровня овладение профессиональными знаниями и умениями. Таким образом, интерактивные методы преподавания способствуют формированию профессиональной готовности, а также накоплению опыта практического использования профессиональных знаний и умений.

В сфере воспитания применение активных методов способствует развитию самостоятельности, активности и воли. Способствует формированию умений работы в коллективе, развитию коммуникативной компетенции, формированию мировоззрения, развитию нравственных установок.

Основной формой реализации интерактивного метода является организация коммуникативно-диалоговой деятельности, базирующаяся на принципе интеракции в педагогическом взаимодействии. Особенность применения интерактивных методов обучения в глубине субъект-субъектного взаимодействия, затрагивающего, помимо интеллектуальной, сознающей стороны личности, также её эмоциональную, аффективную сферы, вызывая положительный настрой всех участников деятельности, мотивирует к обучению, а также способствует активизации саморазвития личности.

Возможности инновационных методов ориентированного на личность подхода, по нашему мнению, являются благоприятными для решения проблемы формирования готовности у студентов специальности 5В010400 «Начальная военная подготовка» к патриотическому воспитанию учащихся в условиях казахстанской школы.

Внедряемые инновационные технологии должны быть ориентированы, прежде всего, на развитие личности, повышение её активности и творческих способностей, расширение использования методов самостоятельной работы обучающихся, самоконтроля, использование активных и интерактивных форм и методов обучения. Следует подчеркнуть, что интерактивные методы обучения являются перспективными в процессе профессиональной подготовки студентов, будущих учителей НВП к патриотическому воспитанию школьников.

Таким образом, рассмотрев теоретические положения и выводы по проблеме формирования готовности учителей НВП к осуществлению патриотического воспитания в условиях казахстанской школы, в работе выявлены особенности и предпосылки эффективности организации патриотического воспитания в условиях казахстанской школы; определены противоречия в теории и практике готовности учителей НВП к осуществлению патриотического воспитания в условиях казахстанской школы, что позволило наметить пути решения проблемы формирования готовности учителей начальной военной подготовки к осуществлению патриотического воспитания в условиях казахстанской школы.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1991. 335 с.

2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с.

3. Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность: монография. М.: Академия Естествознания, 2010. 310 с.

4. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2010. 352 с.

5. Бубнова Л.М. Готовность к профессиональной деятельности в педагогике. Режим доступа: http://izron.ru/articles/aktualnye-voprosy-psikhologii-pedagogiki-i-obrazovaniya-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdunar/ (дата обращения: 2.11.2019).

6. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.

7. Гуртовенко И.Ю. Теоретический анализ понятия «профессиональная готовность» // Социосфера. 2011. № 4. С. 73-77.

8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения (методологический анализ). М., 1986. 240 с.

9. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Компетентностный подход как фактор реализации инновационного образования // Образование и наука. 2011. Вып. 8.

10. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2013. № 5. С. 34-42.

11. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. Режим доступа: http://erusds.ru/pedagogicheskij-slovar-2/ (дата обращения: 2.11.2019).

12. Левашов В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий. Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/152/785/1219/Sotsis_ 08_06_p67-76.pdf. с. 67-77 (дата обращения: 2.11.2019).

13. Лейбович А.Н. Разработка и применение профессиональных стандартов. Словарно-справочное пособие / авт.-сост.: А.Н. Лейбович, И.А. Волошина, П.Н. Новиков, В.М Зуев, О.Д. Прянишникова, Е.И. Косаковская, В.И. Блинов, О.Ф. Батрова, Е.Ю. Есенина, А.А. Факторович. М.: Перо, 2014. 33 с.

14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Академия, 2005. 352 с.

15. Лутовинов В.И. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию. М.: Армпресс, 2013. 69 с.

16. Мещерякова Е.В. Теория и практика профессиональной подготовки учителя к педагогическому взаимодействию в современном образовательном пространстве: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2012. 395 с.

17. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Режим доступа: https://ozhegov.slovaronline.com// (дата обращения: 2.11.2019).

18. Шаймарданов Р.Х. Интенсивная педагогическая технология и требования к подготовке будущего учителя: методические разработки для слушателей педклассов, факультета будущего учителя, школы юного педагога, абитуриентов и студентов педагогических учебных заведений. Елабуга, 1991. 62 с.

19. Щедровицкий Г.П. Об исходных принципах анализа проблемы обучения и развития в рамках теории деятельности / В кн.: Щедровицкий Г.П. Избр. труды. М.: Школа культурной политики, 2015. С. 197-227.

References

1. Abulkhanova-Slavskaya K.A. Activity and personality psychology. M.: Nauka, 1991. 335 s.

2. Azimov E.G., Schukin A.N. A new dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of teaching languages). M.: Ikar, 2009. 448 s.

3. Belikov V.A. Education. Activity. Personality: monograph. M.: Academy of Natural Sciences, 2010. 310 s.

4. Bondarevskaya E.V. Theory and practice of personality-oriented education. Rostov-on-Don: Publishing House of the Rostov Pedagogical University, 2010. 352 p.

5. Bubnova L.M. Readiness for professional activity in pedagogy. Access mode: http://izron.ru/articles/aktualnye-voprosy-psikhologii-pedagogiki-i-obrazovani-ya-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdunar/ (accessed: 2.11.2019).

6. Vygotsky L.S. Educational Psychology / еd. V.V. Davydova. M.: Pedagogy-Press, 1996. 536 s.

7. Gurtovenko I.Yu. Theoretical analysis of the concept of "professional readiness" // Sociosphere. 2011, № 4, s. 73-77.

8. Davydov V.V. Problems of developing education (methodological analysis). M., 1986. 240 s.

9. Zeer E.F., Symanyuk E.E. Competency-based approach as a factor in the implementation of innovative education // Education and Science. 2011. Issue 8.

10. Winter I.A. Key competencies - a new paradigm of the result of education // Higher education today. 2013, № 5, s. 34-42.

11. Kojaspirova G.M., Kodzaspirov A.Yu. Pedagogical Dictionary. Access mode: http://erusds.ru/pedagogicheskij-slovar-2/ (accessed: 2.11.2019).

12. Levashov V.K. Patriotism in the context of modern socio-political realities. Access mode: http://ecsocman.hse.ru/data/152/785/1219/Sotsis_08_06_p67-76. pdf. from. 67-77. (Date of treatment: November 2, 2019).

13. Leibovich A.N. Development and application of professional standards. Vocabulary / autostate: A.N. Leibovich, I.A. Voloshina, P.N. Novikov, V.M. Zuev, O.D. Pryanishnikova, E.I. Kosakovskaya, V.I. Blinov, O.F. Batrova, E.Yu. Yes-enina, A.A. Factorovich. M.: Pero, 2014. 33 s.

14. Leontiev A.N. Activity. Consciousness. Personality. M.: Sense, Academy, 2005. 352 s.

15. Lutovinov V.I. Criteria and foundations of the methodology for evaluating the results of work on patriotic education. M.: Armpress, 2013. 69 p.

16. Meshcheryakova E.V. Theory and practice of teacher training for pedagogical interaction in the modern educational space: dis. ... dr. ped. sciences. M., 2012. 395 s.

17. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Explanatory dictionary of the Russian language. Access mode: https://ozhegov.slovaronline.com// (date of access: 2.11.2019).

18. Shaimardanov R.Kh. Intensive pedagogical technology and requirements for the preparation of the future teacher: methodological developments for students of pedagogical classes, the faculty of the future teacher, the school of young teachers, applicants and students of pedagogical educational institutions. Elabuga, 1991. 62 s.

19. Shchedrovitsky G.P. About the initial principles of the analysis of the problems of training and development in the framework of the theory of activity / In the book: Shchedrovitsky GP Selected Works. M.: School of Cultural Policy, 2015, s. 197-227.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.