Научная статья на тему 'Формирование готовности педагогов к реализации компетентностного подхода в образовательном процессе'

Формирование готовности педагогов к реализации компетентностного подхода в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
507
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Падерина Татьяна Борисовна

В статье представлен опыт работы МБОУ СОШ № 27 г. Екатеринбурга по формированию готовности педагогов к реализации компетентностного подхода в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности педагогов к реализации компетентностного подхода в образовательном процессе»

Школа и ФГОС второго поколения

Падерина Татьяна Борисовна,

учитель МБОУ СОШ № 27 г. Екатеринбург

J ^

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ

К РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Л__________________________________________г

Аннотация: в статье представлен опыт работы МБОУ СОШ № 27 г. Екатеринбурга по формированию готовности педагогов к реализации компетентностного подхода в образовании.

Ключевые слова: компетентностью подход, ключевые компетенции, готовность педагога к реализации ФГОС.

Изменение роли образования в экономическом и социальном развитии страны в настоящее время осознается государством и обществом. В материалах по долгосрочной перспективе развития системы образования поставлена цель - повышение конкурентного преимущества российской системы образования, подчеркивается необходимость открытости системы образования для привлечения в педагогическую практику лучших знаний, специалистов, инновационных технологий и создания условий для сознательного и открытого сотрудничества педагогов, учащихся и родителей [1;3;10; 12; 14; 22; 23].

В настоящее время в образовании происходит смещение акцентов со знаниево - ориентированного к компетентностному подходу для достижения нового образовательного результата - формирование ключевых компетентностей у учащихся, которое невозможно обеспечить без формирования соответствующих компетентностей у педагогов. [12,13,17,18]. Несмотря на существенную и значительную методическую поддержку введения ФГОС со стороны разработчиков (методические рекомендации, пособия и др.), анализ документации ОУ и результатов опросов педагогов позволяет нам констатировать: недостаточный уровень готовности учителей и руководителей ОУ к реализации компе-тентностного подхода.

Исследования, представленные в [13], свидетельствуют, что из 320 человек руководителей образовательных учреждений 73% опрошенных считают основными условиями, способствующими профессиональному становлению и развитию педагогического коллектива современной школы, организационные и средовые, и только 27% - обозначили ресурсные условия.

Готовность педагога к реализации компетент-ностного подхода в образовании, то есть к организации учебной деятельности по формированию компетенций, представляет собой совокупность мотивационной, теоретической и практической готовности и определяется мотивационно-ценностным, информационным, деятельностным и рефлексивно-оценочным факторами.

Теоретическая готовность педагога к реализации компетентностного подхода предполагает сформиро-ванность аналитических умений и определяется не только знаниями педагогических приемов формирования различных умений и компетенций, но и готовностью к их целенаправленному и систематическому использованию в образовательной практике, учитывая то, что компетентность формируется лишь в практической деятельности [3;18;19;20].

Мотивационная готовность педагога к реализации компетентностного подхода в образовании характеризует сферу педагогической установки, основанную на понимании значимости идей реализации образовательной парадигмы, значимости формирования компетенций для эффективного осуществления учебной деятельности. Мотивационный фактор готовности тесным образом связан с творческим потенциалом специалиста [18; 20].

Процессуально-деятельностный компонент готовности педагога к реализации компетентностного подхода в образовании относится к практической готовности педагога в структуре его профессиональной компетентности и выражается во внешних (предметных) умениях - умениях педагогически действовать. «Универсальным» умением педагога, обеспечивающим успех его профессиональной деятельности, является умение решать профессиональные задачи. Оно включает в себя четыре

10

Эксперимент и инновации в школе 2013/4

Школа и ФГОС второго поколения

группы деятельностных умений: целеполагающие; содержательные» реализующие и исследовательские [1;3;4;9;11].

Рефлексивно-оценочный компонент готовности педагога к реализации компетентностного подхода в образовании связан с пониманием и признанием значимости формирования компетенций для эффективного осуществления учебной деятельности, и является важным психологическим звеном системы готовности специалиста к осуществлению поставленных задач. Данный компонент готовности находит свое отражение в содержании документа «Международный Стандарт качества управления», который определяет ориентацию на потребителя приоритетной идеей современного образования (раздел «ИСО 9000»). Согласно документу, качество образования как установленное соответствие требованиям и нормам должно находиться в соответствии со стандартами образования, назначением образовательной деятельности, потребностям потребителя, заказчика и исполнителя [4; 5; 6].

В [19]. выделены основные параметры функционирования и развития педагогического коллектива в процессе реализации компетентностного подхода в образовании.

В условиях реализации компетентного подхода педколлективу необходимо решить новые образовательные задачи, для этого необходимо обеспечить:

• сформированность в коллективе позиции коллективного субъекта деятельности; владение теоретическими основами личностно-развивающего образования; профессиональная активность членов коллектива при реализации своей функции в достижении общей цели; наличие у учителей творческой инновационной позиции в отношении к своим профессиональным функциям;

• способность членов коллектива к профессиональной самоорганизации и саморазвитию;

• сформированность коллективной педагогической рефлексии;

• готовность к коллективному выполнению традиционных: обучающая, воспитывающая, развивающая, социализирующая и субъектно ориентированных функций: отбор содержания образования с учетом интеграции знаний в различных образовательных проектах (ранее содержание образования определялось ГОС);

• применение образовательных технологий (проектного, исследовательского, рефлексивного обучения), способствующих формированию опыта деятельности у обучаемых;

• использование различных способов оценки и учета достижений учащихся, разнообразных оценочных шкал и оценочных материалов - портфолио, дневник личностных достижений учащихся (при реализации предметно-знаниевого подхода педагоги использовали только 5-балльную шкалу оценивания);

• готовность к совместному с учащимися проектированию - созданию социально-образовательных проектов как образовательной и самоорганизующей технологии [21];

• готовность к рефлексивному самоуправлению как к механизму становления коллективного субъекта, что предполагает координацию индивидуальных педагогических систем учителей с целями компетентностного (метапредметного) образования.

В период 2011-2013 гг в МБОУ СОШ № 27 в рамках работы ФЭП АПК и ППРО (г. Москва) [7;8] велась системная разработка структурно-функциональной модели обеспечения готовности педколлектива к введению компетентностного подхода (рис.1).

Модель включает три интегративно взаимосвязанных структурных компонента: целевой, организационно-управленческий, результативно-оценочный.

Целевой компонент модели предусматривает установление внешних социальных связей образовательного учреждения, формирование образовательной политики, конкретизацию миссии, установление стратегии развития образовательной среды МБОУ СОШ № 27. Цели и приоритеты государственной образовательной политики выражают социальный заказ государства и находят свое закрепление в нормативных документах. Социальный заказ общества, личности определяется как потребности общества, семьи, личности.

Организационно-управленческий компонент предполагает создание организационной основы (нормативно-установочные документы), обеспечивающей формирование инновационной образовательной среды МБОУ СОШ № 27. Данный компонент предусматривает запуск проектировочной деятельности цикла проектов в рамках Программы развития образовательного учреждения, своевременную коррекцию процесса, выявление сформированности образовательной среды на основе имеющихся критериев и показателей (включая критерии ресурсного обеспечения и критерии продуктивности).

Результативно-оценочный компонент модели процесса формирования инновационной образовательной среды МБОУ СОШ № 27 на основе ком-петентностного и программно-проектного подхода предполагает анализ результатов, оценку уровня готовности педагогов к реализации компетентностного подхода.

Все компоненты модели во взаимодействии раскрывают особенности организации процесса формирования образовательной среды МБОУ СОШ № 27 на основе компетентностного подхода. Под результатом функционирования рассматриваемой модели мы понимаем определенный уровень сформиро-ванности готовности педагогического коллектива к реализации компетентностного подхода. Оценочно-критериальный инструментарий диагностики готовности педагогов к реализации компетентностно-го подхода в условиях МБОУ СОШ № 27 приведен в табл. 1

Эксперимент и инновации в школе 2013/4

11

Эксперимент и инновации в школе 2013/4

Ю

Рис. 1. Структурно-функциональная модель процесса формирования готовности педагогов к реализации компетентностного подхода

Школа и ФГОС второго поколения

Школа и ФГОС второго поколения

Таблица 1

Оценочно-критериальный инструментарий диагностики готовности педагогов к реализации компетентностного подхода в условиях МБОУ СОШ № 27 [2,4,5;15]

Компоненты готовности Критерии готовности Показатели Диагностический инструментарий

Знаниевый Методоло- гический Методологическая культура; Методика «Определение затруднений педагогов при организации учебного процесса»; Методика «Выявление затруднений учителя при осуществлении воспитательного процесса»;

Инновационный стиль мышления. Методика «Восприимчивость педагогов к новшествам»;

Практический Технологи- ческий Творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи; Методика «Определения уровня новаторства учителей»; Методика «Изучение мотивационной среды»;

Проектирование и моделирование новаций в практических формах деятельности.

Личностный Рефлек- сивный Способность к саморазвитию Методика «Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств»

Способность к самоанализу инновационной деятельности. Методика «Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности» (Т. Л. Бадоев); Методика «Барьеры, препятствующие освоению инноваций

В коллективе педагоги имеют разный уровень готовности к реализации новых образовательных задач, и для обеспечения оптимальных условий процесса обучения педагогического коллектива имеет смысл использовать деление педагогов на условные подвижные группы на основе учета их индивидуальных особенностей в соответствии с уровнем готовности к реализации компетентностного подхода (табл. 1) [13;16;19].

Таблица 1

Уровни готовности педагогического коллектива МБОУ СОШ № 27 к реализации компетентностного подхода

Уровень готовности Цель деятельности Методы

Низкий уровень Создать ситуацию смыслового принятия и адекватного понимания новой образовательной модели Методическое обучение с использованием когнитивно ориентированных технологий: представление предметного материала в контексте новых профессиональных задач; диалогические и контекстные методы обучения; тренинги постановки и решения межпредметных задач, сплочения педагогов и принятия ими коллективных образовательных целей, персонального личностного роста учителей.

Средний уровень Вооружить знаниями в области реализации в образовательном процессе интерактивных технологий и личностно ориентированных технологий как неотъемлемого аспекта компе-тентностного образования Проектирование учебных задач, содержащих личностно-развивающий аспект, организация занятий с педагогами по рефлексии собственного опыта, оформлению его в систему. Ознакомление с методом проектов, имитационно-игровым моделированием образовательного процесса, организационно-деятельностными играми, моделирование стратегий профессионального развития обучающихся, моделирование ситуаций, предполагающих актуализацию личностных функций избирательности, рефлексии, смыслоопределения, ответственности, саморегуляции, креативности.

Высокий уровень Овладевая с опережением новым профессиональным опытом и трансляция его на педагогический коллектив школы Организация мастер-классов, презентаций, распространение опыта взаимодействия педагогов в метапредметном пространстве. Организация дистанционной поддержки образовательного процесса, использование цифровых информационных ресурсов; Создание собственных сайтов на которых ученики могут получить дополнительные задания для более глубоко изучения учебного материала, консультации, их родители могут получить консультации по оказанию помощи детям по той, или иной теме. Использование в своей работе ресурсов электронных конкурсов и олимпиад как традиционных: «Кенгуру», «Медвежонок», «Бульдог», так и новых конкурсов и олимпиад: «Математический ребус», «Олимпиада по естествознанию» и т.д.

Эксперимент и инновации в школе 2013/4

13

Школа и ФГОС второго поколения

Результаты работы педколлектива школы в рамках разработанной модели формирования готовности педколлектиа к реализации компетентностного подхода в образовательном процессе представлены в табл. 2. Видно, что степень затруднений членов педколлектива в процессе реализации разработанной модели имеет тенденцию к снижению. На основе формирующего воздействия произошли значимые

изменения по таким показателям как методический уровень и инновационный стиль мышления; творческая способность и умение моделирования новаций в практических формах; способность к саморазвитию и самоанализу. В то же время еще остались проблемы с развитием умений ставить цели урока и изменять содержания материала в соответствии с новой образовательной парадигмой.

Таблица 2

Определение затруднений педагогов при организации учебного процесса в новых условиях

Аспект педагогической деятельности Степень затруднения

Очень сильная Сильная Средняя Слабая или отсутствует

i 2 3 4 5

Тематическое планирование J

Поурочное планирование

Планирование самообразования и повышение педагогического мастерства ч\ \

Овладение содержанием новых программ и учебников

Умение ставить цели урока

Умение отработать содержание материала к уроку в соответствии с поставленной задачей

Использование эффективных форм на уроке >

Использование элементов современных педагогических технологий

Умение провести самоанализ урока

Проведение практических работ, предусмотренных программой

Осуществление дифференцированного подхода к обучению

Развитие у обучающихся интереса к предмету

Использование межпредметных связей

Описание своего опыта работы

Умение провести анализ урока коллеги

Обеспечение разумной дисциплины на уроке

В ходе исследования изменился уровень восприимчивости педагогического коллектива к новшествам более половины педагогов (53%) определили свой уровень как оптимальный и допустимый.

Мотивационная готовность педагогов также изменилась. Уменьшились показатели параметра низкого уровня готовности педагогов к реализации компете-ностного подхода и соответственно выросли показате-

14

Эксперимент и инновации в школе 2013/4

Школа и ФГОСвтор01^опс^1^(^лы^1ня

критически

низкий

ли среднего и оптиральнигоуровня готовот-ти до37% средний и 20% оптимальный

Ташообраизм, аналдз -формировинотятт гп^с^тао-сти пед^ггач^с^зогтн^онлс^1^иаз к репиз ац—и кт1^г^е^азит-ностнога ир^хлма о 1ЯЮОУ т^Е^НВ ЯоГTдотк о—ндтание считать, что реализация разработанной нами структурно-функциональной модели значительно повышает эф-фектионтммь о°рцалсо гдч»чнрн»ь—рдогтг-ачcкчгoиoо-лективт к рталозрзии к^ч^ролс^т^ностного подзама.

Литература

1. АлеятаофоотЕА Куачч7p»яоc—тoчп|эeтятeнио тичнзоти как аоттаетяющее индивидуализации // Новые ценности образования: культурос°обРазная школа. М., 2002. С.63-78.

2. Белякова Е. Г Проектирование смыслоориентированно-

го урока и оKщн7Доaзавательной шкило// C^f^f^aзовангт и наука^ООР.. СОб-Иб

3. Бермус А.Г., Проблемы и перспективы реализации ком-петентностного подхода в образовании / http://www.eidos. ru/joumal/2005/0910-12.htm

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Борытко Н. М. Диагностическая деятельность педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н. М. Боpыткн;алуpeд. В. А. Сластенина, И.А Колесниковой .-М.:вздотельский цена|э «Акартзко»,273В. 3чл о.

5. Ворсина Е.В., Снинлрзкз ТА. ЙЛ норм^)св коотepn7x сформирнданносли рoмьзтуодий О Ез-а—вваниеи на-ука.2012. № 1CУ(Л9), С. 67-оР

6. Горб В. О гnд»нфа»угрз —pулктиpнвaаняop ганизаци—иных образо ватдльнсхси стом.-7оaиояРябуадO3ОГ.(ДOа.

7. Давыдоео Н. Н.Оргадизаннннна-уп -авленческая модель взаимоццЛатз7о лбразовлнлльных yчдяжурнлЬронO:)aк-тор инновационного развития регионального образования // Ооpдаoвaаио и ло^е. 2.1.. № 8. С.А2-ол.

8. Давыдова Н. Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентирован нцх аа интюаaлилнн-з рзатзтан//—Г|эоднаи о^(^р^ззо-вание. 2012. № 1. С. 88-94.

9. Дегтярев С. Н. Учебно-познавательный процесс в аспекте развития дивергентного и конвергентного мышления // Образование и наука..2009. № 4 (61)..С.23-36

10. Загвязинский В. И. Стратегические ориентиры развития отечественного образования и пути их реализации //Образование и наука..2012. № 4 (93).С. 3-9

11. Зол-рова Р.Ф. Мотрил плд агогч^ол^о ^^чР-нее втики как средство гуманитаризации педагогического знания // Об-оaзноaкир и на^а. 20ят.№ - (5д).^Р^—1л

12. тварС. Ф.и—мпe1Он»наитчиl— пкдзод кяфа—iванию // Оо—азо— анне и оayсa. -СЮи. №3(33). С 27-34

13. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. 2004. № 5. С.3-11

1 А. Натдмнящаа Т. А, Диь—Деа Н. H.,Maнамлeва Н. Н. Oд»гония и аозмолго—'ти ичДкоиикдн о бразова-тзльнoчи процесс-:—аитокилe aubcnc-™ вы развития образовательного сообщества//Университет-ское управление: практика и анализ. 2003. № 5-6. С.121-125.

15. Ращикулина Е. Н. Концептуальные основы развития познавательных способностей детей // Образование и на-ика.2005..и— Т —.89-93

ИСвло/ио ПК Экоиl<лдлнн»яoOоaзмаaтольныx■гexнологий. М. 2006 Т. 1 и 2.

17. Cu<»eууо АС. т lлoдeо№ пзогг>длнои лжол о раализации ФЬОСьторого поколения // Образование и наука, 2011, N а О (9Ь), С. ИЛ 7

18. Сиденко Е. А. Профессиональное развитие педагога в условиях введения ФГОС нового поколения //Образование 17 »яткa. 201Т.№ 8 (07оC.3-75

12.Фо—ин/по С.П. О п|эо бшомз орофюоадонольного становления педагогичес-кого коллектива образователь-чд(oyкpeжд-—дов унФкгрel-lтыn озлoвраx развития образования // Образование и наука.2008.№ 3(51)

о^.гт-ът

20. Фоменко С. Л. Процесс освоения педагогическим коллек-

оитзм лвецепцги, содлржания и ■гeо73Аисиа вомпетент-ооатньгoоу,тxoда д нб—о—овании//Oбулчлоaнио и наука. ЮЕ л. .

21. Шиварев П. В. Система вопросов в аксиологически-ори-ентированной про-ектной технологии как дидактический инструмент обучения и воспитания //Образование и наука. 2011..№ 2 (81), с.95-102

22. Яркова Т. А. Педагогическое исследование как развивающийся феномен // Образование и наука. 2009. № 3 (60), с.3-11

23. Ken Robinson Новый взгляд на систему образования http://www.tech-develop.ru/education_ken_robinson.html

Эксперимент и инновации в школе 2013/4

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.