УДК 378
DOI: 10.18384/2310-7219-2019-1-71-78
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ К МЕЖДУНАРОДНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Передерий О. С.
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», Челябинский филиал 454015, г. Челябинск, Городок-11, д. 1, Российская Федерация
Аннотация. Статья посвящена дескриптивному анализу проблемы формирования готовности курсантов к международному взаимодействию на современном этапе. Раскрыто определение понятия «готовность», которая рассматривается как целенаправленная совместная деятельность субъектов в специально созданной проектно-образовательной среде вуза. Предлагается также определение международного взаимодействия с выделением его характеристик. Автор приходит к выводу, что изучение обозначенной проблемы необходимо и значимо для дальнейшего развития системы военного образования на современном этапе, где важную роль играет изучение позитивного и негативного опыта и путей и способов недопущения возможных ошибок.
Ключевые слова: международное взаимодействие, готовность курсантов, целенаправленная совместная деятельность.
THE FORMATION OF CADETS' READINESS FOR INTERNATIONAL INTERACTION AS A MODERN PEDAGOGICAL PROBLEM
0. Perederiy
The Military Educational and Scientific Center of the Air Force "The Air Force Academy named after Professor N.Ye. Zhukovsky and YuA. Gagarin" Chelyabinsk branch
1, Gorodok-11 ul., Chelyabinsk 454015, Russian Federation
Abstract. The article is devoted to the discrete analysis of the problem of forming the cadets' readiness for international cooperation at the present stage. The content of the concept "readiness", which is considered as a purposeful joint activity of subjects in the specially created project-educational environment of the university, is disclosed. The definition of international interaction with the identification of its characteristics is also proposed. The author comes to the conclusion that studying this problem is necessary and important for further development of military education at the present stage when the analysis of both positive and negative experience is of great importance. This will enable to find ways to avoid possible mistakes.
Key words: international interaction, cadets' readiness, purposeful joint activity.
© CC BY Передерий О. С., 2019.
Основные положения
1) обосновать актуальность подготовки курсантов к международному взаимодействию в современных условиях;
2) предложить авторское определение термина «международное взаимодействие курсантов» и раскрыть понятие «готовность курсантов к международному взаимодействию»;
3) представить характеристики готовности курсантов к международному взаимодействию.
Решение любой педагогической проблемы представляет собой сложную задачу. На наш взгляд, первым шагом для продуктивного и качественного решения поставленной задачи является изучение истории вопроса с позиций выделения положительного и отрицательного опыта подготовки студентов военных вузов к международному взаимодействию в отечественном военном образовании.
Анализ научной литературы по системе подготовки в военных учебных заведениях, позволяет констатировать, что был получен положительный опыт организации системы высшего военного образования1 [10; 11; 12], сделаны выводы о целесообразности ряда мер:
- избегать устранения из учебных планов военной педагогики и психологии;
- сохранять и преумножать количество военных училищ, институтов и кафедр;
1 Указ от 23 августа 1960 года о дисциплинарном уставе и уставе внутренней службы вооруженных сил союза ССР [Электронный ресурс]. URL: http://www.consuItant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=ESU;n=20042#1 (дата обращения: 01.06.2017).
- усиливать научную и военно-политическую составляющую подготовки военных специалистов;
- внедрять в образовательный процесс передовой мировой опыт;
- усиливать идеологическую составляющую процесса подготовки будущих военных;
- не допускать информационного вакуума и т. д.
Заказ на подготовку студентов к международному взаимодействию определяется состоянием вооружённых сил и международного взаимодействия.
В стране идёт реструктуризация Вооруженных Сил Российской Федерации, начавшаяся с издания Указа Президента РФ об образовании Вооружённых Сил в мае 1992 г.2. Реструктуризация характеризуется значительными переменами по всем направлениям:
• состояние ВС России (преобразования и развитие);
• международное взаимодействие (значимость, направление, виды деятельности);
• становление, развитие и совершенствование современной системы военного образования.
Одним из результатов проводимой реструктуризации стала необходимость изменения в профессиональном образовании военных с акцентом на формировании готовности курсантов именно к международному взаимодействию как неотъемлемой части их профессиональной подготовки.
2 Указ Президента РФ от 07.05.1992 N 466 «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/1279 (дата обращения: 01.06.2017).
Идёт процесс реформирования военного образования. В 1993 г. была принята концепция развития системы военного образования1, в 1998 г. была утверждена Программа совершенствования системы военного образования2, а в 2002 г. была введена Федеральная программа «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 г.»3.
С учётом формирования нового облика Вооружённых Сил России военнослужащие перешли к обучению по принципиально новым учебно-боевым программам4.
Анализ литературы по проблеме исследования позволяет сделать вывод, что на современном этапе на основе накопленного опыта и изменившихся условий сложились предпосылки для разработки проблемы подготовки курсантов к международному взаимодействию в сфере военного образования.
1 Приказ Министра обороны Российской Федерации 1993 г. № 191 «О Концепции развития системы военного образования» [Электронный ресурс]. URL: http://www.innovbusiness.ru/ pravo/DocumShow_DocumID_55348.html (дата обращения: 01.12.2017).
2 Приказ Министра обороны Российской Федерации 1998 г. № 338 «Об утверждении программы совершенствования системы военного образования» [Электронный ресурс]. URL: http://www.innovbusiness.ru/pravo/DocumShow_ DocumID_55348.html (дата обращения: 01.06.2017).
3 Постановление Правительства РФ от 27.05.2002 № 352 «О федеральной программе "Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 г."» (с изм. от 05.05.2003) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 23. Ст. 2163.
4 Военная доктрина РФ (утверждена Указом Президента РФ от 05.02.2010 № 146 [Электронный ресурс] // Военно-политическое обозрение. URL: http://kremlin.ru/ supplement/461 (дата обращения: 01.12.2017).
Важным шагом в решении задач по изучению готовности курсантов к международному взаимодействию как педагогической проблемы является анализ научной литературы по заявленной теме с целью описания таких понятий, как международное взаимодействие и готовность к нему.
По мнению А. М. Боровицкого [2], к базовым характеристикам международного взаимодействия следует отнести межличностную коммуникацию, межличностное взаимодействие, межличностное восприятие.
На основании мнений различных учёных, занимающихся изучением и разработкой проблем взаимодействия на различных уровнях и в различных сферах, следует выделить несколько базовых характеристик международного взаимодействия [2; 3; 4; 6; 7], реализующихся:
- через применение интеграции в интеллектуальной сфере;
- через соблюдение морально-духовных ценностей;
- через обмен опытом представителей социумов;
- через обеспечение межкультурной коммуникации;
- через поддержку внешнеполитического образа страны;
- через установление и закрепление внешнеполитических связей взаимодействующих стран и др.
Анализ различных точек зрения и интерпретаций термина «взаимодействие» в целом и «международное взаимодействие» в частности позволяет говорить о наличии двух уровней - межгосударственного и профессионально-социального, - на которых реализуется международное взаимодействие.
На межгосударственном уровне
взаимодействие представляет собой относительно устойчивую совместную деятельность политических лидеров, партий, движений, направленных, как правило, на достижение определённой цели, требующей усилий и финансирования со стороны государства. Согласно федеральному закону РФ от 1998 г.1, обязательной составляющей международного взаимодействия является военно-политическое и военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами, которое включает в себя проведение совместных учений, манёвров, морских походов, пусков, стрельб, нахождение на территории государства-участника договора о коллективной защите, предоставление услуг в освоении, организации, эксплуатации и боевого применения вооружения и военной техники, их ремонте и модернизации, оказание технического содействия в создании объектов военного назначения, сдачу военной техники в аренду, передачу лицензий и технической документации на производство вооружения и военной техники, командирование военных специалистов за границу и обучение иностранных военных кадров в российских военно-учебных заведениях, организацию участия в международных выставках вооружения и военной техники и проч.
На профессионально-социальном уровне взаимодействие рассматривается как партнёрство социальных субъ-
1 Федеральный закон от 19.07.1998 № 114-ФЗ (ред. от 04.12.2007) «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» (принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 03.07.1998) [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/ proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1& nd=102054512 (дата обращения: 07. 10.2017).
ектов, результатом которого являются позитивные эффекты, получаемые всеми участниками этой деятельности. В подобное сотрудничество стороны включаются по обоюдному согласию.
Рассмотрим подробнее содержание профессионально-социального уровня международного взаимодействия, который включает две составляющих: профессиональную и социальную.
М. Вебер, называя виды, сферы и формы социального взаимодействия [12], выделяет межнациональную форму социального взаимодействия в области профессиональной сферы, что позволяет говорить о международном профессионально-социальном взаимодействии как о совместно распределённой деятельности представителей различных социальных групп в дружественных странах, между которыми установлены отношения партнёрства.
Социальное взаимодействие - это коммуникация акторов (участников взаимодействия) в социальных ситуациях, процесс обмена социальными действиями между двумя и более участниками взаимодействия, межличностные контакты людей в процессе совместной работы для описания их взаимных влияний2. Педагогические аспекты в социальном взаимодействии рассматривались в работах В. А. Кан-Калика [8], А. О. Кравцова [9] и др.
Профессиональной составляющей профессионально-социального уровня международного взаимодействия выступает профессиональное взаимодействие, которое определяется как система межгрупповых связей и отношений, сотрудничество групп и индивидов,
2 Новейший философский словарь / сост., гл. науч. ред. А. А. Грицанов. 3-е изд., испр. Мн., 2003. С. 977.
реализующих свою функциональную значимость в рамках поставленной профессиональной задачи, приносящей вклад в достижение общей цели. Вопросами профессионального взаимодействия в педагогике занимались такие учёные и исследователи, как И. А. Бисько [1], К. В. Вербова [5] и др.
В статье предметом изучения является международное взаимодействие не на государственном, а на профессионально-социальном уровне, когда речь идёт о межнациональных связях, отношениях и сотрудничестве социальных субъектов. Основываясь на понимании и интерпретации профессионально-социального взаимодействия, выделим его основные характеристики, к которым относим:
- реализацию взаимных влияний, оказываемых военными друг на друга в ходе совместной работы;
- укрепление общих связей социальных субъектов;
- установление партнёрских отношений между социальными объектами на профессиональном уровне;
- взаимодействие групп и индивидов, которые органично вписываются в свое внешнее окружение;
- обмен социальными действиями между двумя и более участниками взаимодействия;
- поддержку межличностных контактов людей в процессе совместной работы;
- установление межнациональных связей на основе общих целей.
Принимая во внимание тот факт, что в центре нашего исследования - формирование готовности к международному взаимодействию у курсантов, и основываясь на сказанном ранее, мы предлагаем следующее определение: международ-
ное взаимодействие военнослужащих -это вид профессионально-социального взаимодействия представителей военной сферы дружественных стран, направленных на достижение общих позитивных эффектов в социальных и военно-профессиональных ситуациях.
Отметим, что готовность курсантов к международному взаимодействию представляет собой специфичное и сложное явление. Полагаем корректным и необходимым подчеркнуть, что готовность курсантов к международному сотрудничеству проявляется в сформированности их соответствующих навыков и умений, совершенствование которых должно пронизывать все подсистемы подготовки будущих офицеров - учебную, методическую, научную и воспитательную работу. Необходимо разработать специальную систему заданий, создать методическую базу и технологию формирования готовности курсантов к плодотворному и качественному участию в международной деятельности.
Одним из направлений формирования готовности курсантов к международному взаимодействию, базирующихся на требованиях времени и опыте предыдущих этапов, следует назвать оптимизацию учебных планов и содержания учебного процесса в военных заведениях, проводимую в рамках модернизации системы военного образования.
Анализ учебно-методической и научной литературы позволяет утверждать, что формирование готовности курсантов к международному взаимодействию реализуется через такие направления, как:
- увеличение количества часов на изучение иностранных языков;
- усиление роли кафедр гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
- проведение совместных военных учений и акций.
Поскольку международное взаимодействие является продуктивным только в случае реализации функциональных обязанностей, следует учитывать максимально высокий уровень сформированности профессиональной компетенции через проверку профессиональных знаний, умений, навыков, к которым относим следующие:
- знания и умения, необходимые для международного взаимодействия военных (знание основных характеристик международного взаимодействия и требований к военным в процессе установления и поддержания международного взаимодействия; знание иностранного языка и др.);
- профессионально-важные качества личности (самообладание, толерантность, сдержанность и др.);
- ценностные ориентации (чувство справедливости, самообладание и др.).
Учитывая всё сказанное выше, дадим определение понятия «готовность курсантов к международному взаимодействию» - целенаправленная совместная деятельность субъектов в специально созданной про-ектно-образовательной среде вуза, обеспечивающая формирование у студента готовности к реализации взаимных влияний, оказываемых военными друг на друга в ходе совместной
работы, к установлению партнёрских отношений между социальными объектами на профессиональном уровне, к обмену социальными действиями между двумя и более участниками взаимодействия, а также к поддержке межличностных контактов людей в процессе совместной работы.
В заключение подчёркиваем, что подобное изучение обозначенной проблемы необходимо и значимо для дальнейшего развития системы военного образования на современном этапе, где важную роль играет изучение позитивного и негативного опыта и путей и способов избегания возможных ошибок. Цель современного этапа заключается в том, чтобы роль России на международной арене была сохранена, что возможно при активном участии российских военных в миротворческих и внешнеэкономических акциях с наиболее позитивным и эффективным результатом. Осуществление данной цели возможно при условии максимальной готовности военных к международному взаимодействию.
Таким образом, полагаем, что одним из важнейших элементов системы военного образования должно стать создание в образовательном пространстве военного вуза педагогических условий для целенаправленного и продуктивного формирования готовности курсантов к реализации международного взаимодействия в будущей профессиональной деятельности.
Статья поступила в редакцию 22.03.2018
ЛИТЕРАТУРА
1. Бисько И. А. Развитие теории и практики взаимодействия преподавателей и курсантов как фактор формирования личности будущего офицера в военно-морской школе: дис. ... докт. пед. наук. СПб., 2004. 443 с.
2. Боровицкий А. М. Развитие коммуникативных знаний и умений курсанта военного института внутренних войск МВД России // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 923-925.
3. Бородин С. В., Ляхов Е. Г. Международное сотрудничество в борьбе с уголовной преступностью (Проблемы деятельности ООН в области предупреждения преступности и обращения с правонарушителями). М., 1983. 200 с.
4. Важнов О. Ю. Роль военно-технического сотрудничества во внешнеполитической деятельности России (на примере ВТС с Китаем): дис. ... канд. полит. наук. М., 2007. 194 с.
5. Вербова К. В. Формирование личности в общественно-педагогической деятельности // Общение и формирование личности. Гродно, 1984. С. 11-23.
6. Горемыкина М. В. Геополитическое пространство России в глобализирующемся мире: дис. ... канд. полит. наук. М., 2005. 152 с.
7. Гребнев В. С. Этническая социализация военнослужащего-контрактника в условиях реформирования Вооруженных Сил России: дис. . канд. социол. наук. Казань, 2006. 186 с.
8. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: книга для учителя. М., 1987. 190 с.
9. Кравцов А. О. Социальное взаимодействие в образовании: гармония прав и обязанностей участников образовательного процесса // Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности: материалы III Международной научно-практической конференции / отв. ред. Е. И. Бражник, Н. Н. Суртаева, С. В. Кривых. СПб., 2013. С. 114-118.
10. Масягин В. П. Повышение качества непрерывной военно-профессиональной подготовки офицеров ВМФ России: дис. . докт. пед. наук. М., 2006. 393 с.
11. Письменский А. Г. История военно-инженерного образования сухопутных войск России: монография. М., 2012. 486 с.
12. Weber M. Economy and Society. Vol. 1. Berkeley, 1978. 171 p.
REFERENCES
1. Bis'ko I. A. Razvitie teorii i praktiki vzaimodeistviya prepodavatelei i kursantov kak faktor formirovaniya lichnosti budushchego ofitsera v voenno-morskoi shkole: dis. ... dokt. ped. nauk [The development of the theory and practice of interaction between teachers and students as the factor of formation of personality of future officer in the naval school: D. thesis in Pedagogic sciences]. Saint Petersburg, 2004. 443 p.
2. Borovitskiy A. M. [Development of communication knowledge and skills of the cadets of the military institute of internal troops of the MIA of Russia]. In: Molodoi uchenyi [Young scientist], 2014, no. 4, pp. 923-925.
3. Borodin S. V., Lyakhov E. G. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v bor'be s ugolovnoi prestupnost'yu (Problemy deyatel'nosti OON v oblasti preduprezhdeniyaprestupnosti i obrash-cheniya s pravonarushitelyami) [International cooperation in the fight against criminality (Problems of the UN activities in the field of crime prevention and the treatment of offenders)]. Moscow, 1983. 200 p.
4. Vazhnov O. Yu. Rol' voenno-tekhnicheskogo sotrudnichestva vo vneshnepoliticheskoi deyatel'nosti Rossii (na primere VTS s Kitaem): dis.... kand. polit. nauk [The role of militarytechnical cooperation in the foreign policy of Russia (on the example of the military-technical cooperation with China): PhD thesis in Political Sciences]. Moscow, 2007. 194 p.
5. Verbova K. V. [The formation of personality in social and educational activities]. In: Obsh-chenie i formirovanie lichnosti [Communication and personality formation]. Grodno, 1984, pp. 11-23.
6. Goremykina M. V. Geopoliticheskoe prostranstvo Rossii v globaliziruyushchemsya mire: dis. ... kand. polit. nauk [The geopolitical space of Russia in the globalizing world: PhD thesis in Political Sciences]. Moscow, 2005. 152 p.
ISSN 2072-8395
2019/№ 1
7. Grebnev V. S. Etnicheskaya sotsializatsiya voennosluzhashchego-kontraktnika v usloviyakh reformirovaniya Vooruzhennykh Sil Rossii: dis. ... kand. sotsiol. nauk [Ethnic socialization of the soldier-the contract employee in the conditions of reforming of Armed Forces of Russia: PhD thesis in Sociological sciences]. Kazan, 2006. 186 p.
8. Kan-Kalik V. A. Uchitelyu o pedagogicheskom obshchenii [To the teacher about the pedagogical communication]. Moscow, 1987. 190 p.
9. Kravtsov A. O. [Social interaction in education: harmony the rights and duties of the educational process participants]. In: Brazhnik E. I., Surtaeva N. N., Krivykh S. V., eds. Sotsial'noe vzaimodeistvie v razlichnykh sferakh zhiznedeyatel'nosti: materialy III Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Social interaction in various spheres of life: proceedings of the III International scientific-practical conference]. Saint Petersburg, 2013, pp. 114-118.
10. Masyagin V. P. Povyshenie kachestva nepreryvnoi voenno-professional'noi podgotovki ofitse-rov VMF Rossii: dis. ... dokt. ped. nauk [Improving the quality of continuous professional military training of officers of the Navy of Russia: D. thesis in Pedagogic sciences]. Moscow, 2006. 393 p.
11. Pis'menskii A. G. Istoriya voenno-inzhenernogo obrazovaniya sukhoputnykh voisk Rossii [History of military engineering education of the Army of Russia]. Moscow, 2012. 486 p.
12. Weber M. Economy and Society. Vol. 1. Berkeley, 1978. 171 p.
Передерий Оксана Сергеевна - аспирант кафедры педагогики и психологии Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета; преподаватель английского языка в филиале Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в г. Челябинске; e-mail: [email protected]
Oksana S. Perederiy - postgraduate student of the Department of Pedagogy and Psychology of the South Ural State Humanitarian and Pedagogical University; Teacher of English at the branch of the Military Educational and Scientific Center of the Air Force "The Air Force Academy named after Professor N. Ye. Zhukovsky and Yu. A. Gagarin" in Chelyabinsk; e-mail: [email protected]
Передерий О. С. Формирование готовности курсантов к международному взаимодействию как современная педагогическая проблема // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. № 1. С. 71-78. БО!: 10.18384/2310-7219-2019-1-71-78
Perederiy O. S. The Formation of Cadets' Readiness for International Interaction as a Modern Pedagogical Problem. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2019, no. 1, pp. 71-78.
DOI: 10.18384/2310-7219-2019-1-71-78
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
FOR CITATION