Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К СОВМЕСТНЫМ ИГРАМ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ СКАЗКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К СОВМЕСТНЫМ ИГРАМ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ СКАЗКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / ГОТОВНОСТЬ / ИГРА / СВЕРСТНИКИ / ДЕТИ / СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / СРЕДСТВА / НАРОДНАЯ СКАЗКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махаева Гюльнара Магомедтагировна, Абдуллаева Нурьян Абдулкагировна, Абуталимова Аида Абдулмуслимовна

В статье раскрыт процесс формирования готовности к совместным играм со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста средствами народной сказки. Проведен анализ психолого-педагогической и методической литературе по данной проблеме; перечислены принципам работы педагогов при проведении совместных игр, иной совместной деятельности педагога и детей, что дает возможность создать комфортные и оптимальные условия для детского развития, принимая во внимание его личностные особенности и качества. В целях формирования у дошкольников готовности к совместным играм за счет такого средства, как сказки, важно, чтобы ребенок проникся их содержанием, перенес через себя ее смысловой посыл. Автор пришел к выводу, что народная сказка является средством формирования готовности к совместным играм средних дошкольников, представляющая собой произведение устного творчества русского народа, направленное на формирование отношения к себе и окружающему миру, сущность которого представлена в умении давать оценку своим поступкам и поступкам других.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Махаева Гюльнара Магомедтагировна, Абдуллаева Нурьян Абдулкагировна, Абуталимова Аида Абдулмуслимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING READINESS FOR COOPERATIVE PLAY WITH PEERS IN PRE-SCHOOL CHILDREN BY MEANS OF A FAIRY TALE

The paper reveals the process of formation of readiness for joint play with peers in medium preschool children by means of folk tales. The analysis of psychological, pedagogical and methodological literature on the problem is carried out; the principles of work of teachers when playing common games and other joint activities of a teacher and children are listed which make it possible to create comfortable and optimum conditions for the development of children taking into account their personal features and qualities. In order to form preschool children's readiness for cooperative play through such means as fairy tales, it is important that the child imbibes their content, carries its message through him or herself. The author came to the conclusion that a folk tale is a means of readiness formation for joint play of medium preschool children, which is a work of oral tradition of Russian people, aimed at forming the attitude to themselves and the world, the essence of which is represented in the ability to assess their actions and the actions of others.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К СОВМЕСТНЫМ ИГРАМ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ СКАЗКИ»

Литература:

1. Болдырихина, Н.В. Различные направления краеведческой работы в дошкольной образовательной организации / Н.В. Болдырихина // сборник статей победителей IV Международного научно-практического конкурса. - Пенза: Наука и Просвещение. - 2016. - С. 116-121

2. Ефремцева, П.В. Возможности урока математики в начальной школе для осуществления патриотического воспитания (на примере урока, посвященного 60-летнему юбилею первого полета человека в космос) / П.В. Ефремцева, И.О. Габдулина // Вопросы педагогики. - 2021. - № 10-1. - С. 98-104

3. Сорокова, М.Г. Система М. Монтессори: Теория и практика: учеб. пособие для студ. учреждений высшего образования / М.Г. Сорокова. - 6-е изд., стер. - Москва: Изд. центр «Академия», 2014. - 384 с.

4. Строев, К.Ф. Краеведение: учеб. пособие для студентов естественно-геогр. фак. пед. ин-тов / К.Ф. Строев. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Москва: Просвещение, 1974. - 144 с.

5. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155: зарегистрирован приказом Минюста РФ № 30384 от 14 ноября 2013 г. Редакция от 21.01.2019].

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования Махаева Гюльнара Магомедтагировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования Абдуллаева Нурьян Абдулкагировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования Абуталимова Аида Абдулмуслимовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К СОВМЕСТНЫМ ИГРАМ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ СКАЗКИ

Аннотация. В статье раскрыт процесс формирования готовности к совместным играм со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста средствами народной сказки. Проведен анализ психолого-педагогической и методической литературе по данной проблеме; перечислены принципам работы педагогов при проведении совместных игр, иной совместной деятельности педагога и детей, что дает возможность создать комфортные и оптимальные условия для детского развития, принимая во внимание его личностные особенности и качества. В целях формирования у дошкольников готовности к совместным играм за счет такого средства, как сказки, важно, чтобы ребенок проникся их содержанием, перенес через себя ее смысловой посыл. Автор пришел к выводу, что народная сказка является средством формирования готовности к совместным играм средних дошкольников, представляющая собой произведение устного творчества русского народа, направленное на формирование отношения к себе и окружающему миру, сущность которого представлена в умении давать оценку своим поступкам и поступкам других.

Ключевые слова: формирование, готовность, игра, сверстники, дети, средний дошкольный возраст, средства, народная сказка.

Annotation. The paper reveals the process of formation of readiness for joint play with peers in medium preschool children by means of folk tales. The analysis of psychological, pedagogical and methodological literature on the problem is carried out; the principles of work of teachers when playing common games and other joint activities of a teacher and children are listed which make it possible to create comfortable and optimum conditions for the development of children taking into account their personal features and qualities. In order to form preschool children's readiness for cooperative play through such means as fairy tales, it is important that the child imbibes their content, carries its message through him or herself. The author came to the conclusion that a folk tale is a means of readiness formation for joint play of medium preschool children, which is a work of oral tradition of Russian people, aimed at forming the attitude to themselves and the world, the essence of which is represented in the ability to assess their actions and the actions of others.

Key words: formation, readiness, game, peers, children, middle preschool age, means, folk tale.

Введение. Одной из самых серьезных и значимых проблем развития человечества всегда оставался вопрос о воспитании молодого поколения. С конца ХХ века в нашей стране произошли коренные изменения во всех сферах жизни, изменилась политическая и экономическая обстановка, что повлекло и большие социальные изменения. Увеличился информационный поток, который оказывает по большей части негативное влияние на развитие подрастающего поколения. Педагоги все чаще говорят о том, что дети становятся более тревожными, неуправляемыми, агрессивными, замкнутыми, эмоционально нестабильными, равнодушными. Учитывая это, вопрос воспитания коммуникативных навыков и готовности к совместным играм у детей становится первостепенным. Наше время характеризуется разнообразием многочисленных инноваций. Многое из народной культуры и быта постепенно уходит в прошлое, некоторые нравственные правила и нормы заменяются новыми.

Нужно отметить, что совместные игры детей каждого поколения не обходились без народной культуры и фольклора, ведь они обладают значимым воспитательным потенциалом. А для воспитания детей в особенности важны народные сказки, о чем говорили специалисты и педагоги в разные времена. Мы поддерживаем идею о том, что сказки - одно из наиболее эффективных средств формирования готовности к совместным играм детей среднего дошкольного возраста.

Изложение основного материала статьи. Раскроем проблему формирования готовности к совместным играм со сверстниками у дошкольников в психолого-педагогической и методической литературе.

Роль и значимость общения в жизни дошкольника как неотъемлемый фактор, влияющие на его развитие, невозможно переоценить. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования отечественных ученых (Л. Выготский, Д. Эльконин, А. Запорожец, М. Лисина и др.). Ребенок в дошкольном возрасте чрезвычайно чувствителен к тому, как его оценивают

другие, к стороннему мнению, легко восприимчив к характеру общения со другими детьми, со взрослыми, при этом он не может защищаться от внешних негативных проявлений в свою сторону и давления.

Следует признавать, что каждый ребенок имеет право жить свою жизнь, проходить свою дорогу развития, социализации, личностного становления, реализации.

Для того, чтобы дошкольник понимал сущность и значение общепринятых норм поведения, принимал их и относится к ним адекватно, ребенок должен участвовать в совместной деятельности со своими ровесниками. Это доказано во многих исследовательских работах, в т.ч. А.В. Запорожца, отмечающего, что данное участие позволяет ребенку переживать и ощущать необходимость реализации данных правил и установок, в целях выполнения различных задач, достижения побед и успехов, как командой, так и каждым из участников общего дела отдельно [5].

В этом смысле подразумевается важность организации и осуществления на практике педагогами совместной деятельности детей в условиях детского дошкольного учреждения в качестве одного из важнейших средств развития ребенка, как личности.

Роль педагога дошкольной организации в современной системе пересматривается: теперь с точки зрения федерального государственного образовательного стандарта (далее по тексту ФГОС ДО) его позиционируют как наставника, организатора, координатора. При этом меняется и позиция педагога в отношениях с его воспитанниками: это две стороны, сотрудничающие друг с другом, равноценные партнеры в общении и взаимодействии.

Сегодня организация и ведение совместной деятельности дошкольников выступает основополагающей моделью воспитательно-образовательного процесса детей. Воспитатель и дети - это участники взаимного процесса общения, в котором решаются образовательные задачи в рамках одной среды. Важная особенность: взрослые и дети - это партнёры в общении и совместной деятельности.

Как отмечает Д.Б. Эльконин, именно в процессе игровой деятельности у детей образуются, укрепляются и совершенствуются определенные умственные процессы и операции, проходит свое формирование позиция детей касательно других людей, окружающего мира и происходящих событий [7, С. 41].

С точки зрения С.Д. Гуриевой [3, С. 75] для всех этих понятий совместная деятельность выступает исторически исходным понятием развития. Существует понятие готовности к совместной деятельности, которое распространено в педагогике и психологии, правда, можно встретить разное его осмысление у разных ученых. «Готовность» считается понятием многосложным, совокупным, т.к. используется при изучении самых разных состояний, явлений, возможностей и стремлений индивида. При этом в реалиях обычной жизни понятие готовность либо неготовность к реализации чего-либо вполне понятно нам в качестве состояния, которое либо стимулирует активное исполнение, либо препятствует ему. Готовность «собирает» в человеке различные элементы в нечто единое, что поможет эффективно достичь поставленной им цели. Готовность ребенка играть совместно с кем-то, что-либо вместе делать - это неотъёмное условие проведения совместной игровой деятельности.

Сформировалась определенная практика выстраивания состояния готовности к играм. Последнее являет собой состояние человека в активной фазе с установкой на конкретные формы и виды поведения в рамках игры, подразумевающее собранность сил и настроя для достижения поставленной в игре цели совместно с кем-то. Чтобы быть готовым к совместным играм нужно обладать необходимыми умениями и знаниями, настроем, желанием участвовать в игре, проявлять активность, играть определенную роль в ней.

Фактически широко распространено объединения дошкольников: в команды по поставленным задачам; деление на мальчиков и девочек; деление по интересам; деление на базе используемых дидактических материалов; объединение ребят вокруг определенных лидеров.

В играх педагог должен быть партнёром, а значит дети и педагог - это равноправные участники одного игрового процесса, в связи с чем:

- у педагога меняется образ его поведения: от надзирательного и регулирующего оно становится доверительным и естественным;

- меняется пространство, в рамках которого ведется совместное действо; педагог от своего личного места отказывается, садясь за общий стол с воспитанниками;

- меняется отношение педагога к реализации его работы в целом: он не только руководит, он становится непосредственным участником к конкретной области деятельности с детьми.

В рамках совместной работы перед ее участниками ставится определенная проблемная или учебная ситуация (либо познавательная задача), игровая цель и т.п. Ведение совместной деятельности в условиях детского сада осуществляются в различных формах: игры; проведение экспериментов; проектная деятельность; творчество; продуктивная деятельность -создание дизайна дошкольниками.

Если мы говорим о партнёрстве в рамках совместных игр, то в них положение дошкольников также меняется:

1) Свободный выбор: ребенок в праве решать, будет ли принимать участие в совместных играх с кем-то, либо выберет себе другое занятие.

2) Установление определенного порядка совместных игр и их организация: дети могут спокойно и свободно двигаться в пространстве, садиться за столом без ограничений рассадки, разговаривать со сверстниками, если нужно обсуждать что-то в рамках игры.

3) Ритм игры может быть разным. Выполнение объема игры дети могут устанавливать для себя самостоятельно, но с условием, что выбранное они должны хорошо выполнить, завершить то, что начали.

Педагоги должны следовать следующим принципам работы:

1. Спокойное обращение к ребенку, проявление заинтересованности к его деятельности, позитивного отношения к его личности; готовность оказать поддержку и помощь, недопустимость раздражительного и иного негативного обращения, приказного и повышенного тона.

2. Общение не должно быть монотонным, чтобы максимально снизить утомляемость детей. Выражение эмоций в общении позволяет развивать познавательную активность. Занятие строится по правилу постепенного нарастания эмоциональной насыщенности, так что самое «захватывающее» приходится уже на время, когда детская усталость увеличивается.

3. Детей нужно чаще хвалить и поддерживать, нежели делать замечания и указывать на недостатки работы, поскольку у детей высокая чувствительность к критике и оценке их со стороны. Следует стараться раскрыть у каждого ребенка его достоинства, открыть и его слабые стороны, чтобы принимать во внимание все это в дальнейшем для разрешения воспитательных задач.

4. Следует давать детям ощущение, что педагог рядом, поддерживать зрительный контакт, а также аккуратно выражать участие в тактильном контакте: брать за руки в играх и занятиях; погладить по спине, по плечу, чтобы поддержать; позвать, дотронувшись до плеча и т.д.

5. Не допустимо позволять детям все, попустительствовать поведению, заискивать перед детьми.

6. В процессе общения и взаимодействия педагог занимает позицию партнера. Он находится рядом с ребятами, но не «над» ними. Дошкольники могут свободно двигаться в группе, определять для себя комфортное местоположение, место для игры и работы. Воспитанники могут выбирать. Педагог располагается рядом с ребятами, в поле их зрения. Данное партнерство воспитывает у детей понятие свободы выбора, навыки принятия решений, помогает воспитывать самостоятельность, пробовать новое, не боясь неверного результата и чужого мнения.

7. На конечном стадии совместной деятельности существует «открытый конец», т.е. дошкольник занят чем-то в собственном темпе, должен сам принять решение - выполнил ли он свою долю в совместной игре либо еще не выполнил. Нельзя «подгонять» ребенка. Если ребенок не довел до конца сегодня свое дело (игру), сделает это в следующий раз.

Стоит подчеркнуть, что грамотный подход к проработке и проведению совместных игр, иной совместной деятельности педагога и детей дает возможность создать комфортные и оптимальные условия для детского развития, принимая во внимание его личностные особенности и качества, что является важнейшей задачей, задаваемой педагогам современными образовательными стандартами.

В контексте нашей работы структура создания и развития готовности к совместным играм с ровесниками у детей среднего дошкольного возраста представляется определенными видами отношений: дошкольник+педагог; родители+педагог; дошкольник+родители.

Также следует назвать следующие составляющие указанной структуры в соответствии с:

1) Когнитивный критерий, включающий умения детей вступать в общение с другими людьми; знание общепринятых правил поведения и общения и нравственных норм при взаимодействии, которые должны стать ценностями детской личности; их понимание, принятие и оценка.

2) Поведенческий критерий, подразумевающий умение ребенка оценивать свое поведение и действия, оценивать чужие поступки; осуществление деятельности, согласующейся со своими личными нравственными установками, которые сформировались под влиянием привитых норм поведения и морали.

3) Эмоционально-личностный критерий, выражаемый в умении ребенка проявлять позитивное отношение к другим, эмпатию, сопереживание, заботу, соучастие; коммуникабельность, умение легко вступать в контакт с новыми людьми.

Среди существующих точек зрения, определяющих понятие и особенности сказки, выделим несколько концепций. Одна из них принадлежит Б.М. и Ю.М. Соколовым. Они характеризуют сказку как «устно-поэтический рассказ», что показывает ее принадлежность к повествовательным жанрам. Далее они добавляют, что сказка носит фантастический, авантюрно-новеллистический и бытовой характер [6, С. 84]. Такое определение представляется чрезмерно широким. К повествовательным жанрам относится любое литературное произведение, кроме того данная концепция не охватывает в полной мере всех признаков сказки.

По мнению автора, особенность сказки как жанра - в композиционном построении. Хотя это определение и является более конкретным по сравнению с определением братьев Соколовых, оно все равно остается достаточно широким и не выделяет сказку как нечто особенное среди эпических жанров.

Определение, данное В.П. Аникиным, определяет нам сказку как эпическое сюжетное повествование, т.е. он рассматривает сказку более узко, называя одной из ее важных особенностей принадлежность к эпосу. Далее автор выделяет такой важный признак сказки, связанный с содержанием, как ее нравственно-этические и социально-политические функции. Аникин рассматривает сказку не просто как развлекательный жанр, а как более серьезную значимую единицу, раскрывающую проблемы, волнующие общество, хотя и переданные в шутливой, иносказательной форме. Он отмечает такой признак сказки, как наличие в ней «художественного вымысла», что в общем не является отличительным признаком именно сказки. Поэтому данное определение не дает четкого представления об отличительных особенностях, присущих сказке и о том, чем она отличается от других эпических произведений [1, С. 65].

По мнению Э.В. Померанцева, сказка представляет собой эпическое художественное произведение в прозаической форме, имеющее волшебный, авантюрный или бытовой характер. Очень важным в данном определении является утверждение, что главным признаком сказки является установка на вымысел [5, С. 74].

Определений сказки существует огромное количество. Несомненно, выявление жанровых особенностей, признаков сказки является одной из центральных задач ее изучения.

Но ни один из исследователей не дает однозначного определения. Поэтому как рабочее определение мы возьмем следующее. Сказка - это устное эпическое произведение волшебного или бытового содержания, раскрывающая жизненную правду с помощью вымысла, содержащая несбыточное чудесное событие.

Для детей дошкольного возраста характерны: развитая фантазия, воображение, ожидание чудес и необычных явлений в жизни. Это можно наглядно увидеть в играх и в процессе восприятия детьми произведений художественной литературы. Дошкольники любят разные сказки, которые с самых первых месяцев жизни входят в нее. Среди специалистов бытует понятие «возраст сказок», охватывающее как раз период дошкольного развития. Именно при помощи сказки ребенок знакомиться с новым миром - с литературой, за счет которой осваивает мир отношений людей и природы, межличностных отношений, внутреннего пространства отдельного человека [2, С. 88].

Современными программами для средней группы рекомендован определенный перечень русских народных сказок. Например, для программы программе «От рождения до школы» к таким сказкам относятся: «Горе рыболовы», «Гуси-лебеди», «Зимовье зверей», «Лиса и козел», «Лиса-лапотница», «Лисичка сестричка и серый волк», «Петушок и бобовое зернышко», «Привередница», «Про Иванушку дурачка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др.

Детские психологи отмечают, что читать сказки детям нужно уже с самого раннего возраста. Дети, которые постоянно слушают сказки, быстрее начинают разговаривать, грамотнее формируют свои высказывания. Важное значение при чтении малышам имеет выразительность, проявление эмоций, когда сказка именно рассказывается. Так детям будет интереснее слушать, и учиться слышать чтение, прочитанное отразится в их ощущениях и чувствах. Когда чтение сказки завершено, нужно поговорить о ней с детьми, чтобы они лучше поняли ее суть и содержание, поступки героев.

Можно задавать вопросы, которые побуждают детей порассуждать, подумать над ответом, так рождаются навыки оценки, анализа ситуации. С помощью разных вопросов становится понятно, поняли ли дети идею, сюжетную линию, характеры персонажей; обратили ли внимание на явления, отдельные выражения; что вызвало наибольшие эмоции и т.д.

При использовании сказок хороший эффект дает их театрализация. Произведение воздействует на детей еще сильнее, если оно представляется в наглядных образах, имеет музыкальное сопровождение, иллюстрирование.

В целях формирования у дошкольников готовности к совместным играм за счет такого средства, как сказки, важно, чтобы ребенок проникся их содержанием, перенес через себя ее смысловой посыл, а затем и через совместную среду общения с детьми. Важно, чтобы сказка отражалась в разных видах активности ребенка. Применение сюжетов и мотивов из сказок и поучительных историй помогает эффективному развитию навыков коммуникации, раскрытию творческих способностей и развитию готовности к совместным играм у дошкольников.

Выводы. Таким образом, народная сказка является средством формирования готовности к совместным играм средних дошкольников. Она представляет собой произведение устного творчества русского народа, направленное на формирование отношения к себе и окружающему миру, сущность которого представлена в умении давать оценку своим поступкам и поступкам других.

Литература:

1. Аникин, В.П. Русская народная сказка / В.П. Аникин. - М.: Академия, 2018. - 545 с.

2. Волобуева, Л.О. Вопросы нравственного воспитания в педагогических концепциях И.А. Сикорского и В.М. Бехтерева / Л.О. Волобуева, Е.Н. Авилова // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 3. - С. 88-92

3. Гуриева, С.Д. Межгрупповые отношения как область социально-психологического исследования / С.Д. Гуриева // Общество. - 2014 - № 1(1). - С. 75-82

4. Запорожец, А.В. Развитие общения у дошкольников. / А.В. Запорожец, М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 1974. -Режим доступа: http://psychlib.m/mgppu/ZRo-1974/ZRo-288.htm#$p1 (дата обращения: 13.10.2022).

5. Померанцева, Э.В. Сказка / Э.В. Померанцева // Большая российская энциклопедия. - 2016. - Т. 23. -766 с.

6. Соколов, Б.М. Русский фольклор / Б.М. Соколов. - М.: Сириус, 2015. - 598 с.

7. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 2014. - 404 с.

Педагогика

УДК 004.9

кандидат педагогических наук, доцент Мелоян Владимир Георгиевич

Северо-Кавказский филиал российского государственного университета правосудия (г. Краснодар); студентка Кузьмина Алина Максимовна

Северо-Кавказский филиал российского государственного университета правосудия (г. Краснодар)

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КОРПОРАТИВНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КАМПАНИЙ

Аннотация. В статье отмечается, что применение современных цифровых технологий обеспечивают компаниям как эффективное развитие и так и получение конкурентного преимущества. Достижение конкурентоспособности компании возможно при условии адекватного реагирования на изменения во внешней среде организации. На основе исследований американской консалтинговой фирмы по глобальному управлению Boston Consulting Group (BCG), выделены пять элементов готовности к инновациям. По мнению экспертов данной фирмы, выделенные элементы способны обеспечить компаниям конкурентное преимущество. Рассмотрены вопросы инновационного развития кампаний, на основе применения цифровых технологий. Применение IT-технологий способствует созданию конкурентного преимущества на рынке. Достижение конкурентоспособности невозможно без быстрого внедрения инноваций и качественного обучения сотрудников. В условиях формирования цифровой экономики необходимы кардинальные изменения в процессе формирования и становления рынка труда. Эффективное функционирование рынка труда возможно в условиях формирования новых профессиональных компетенций, улучшении меж организационных связей, принятии самостоятельных решений персоналом организации. Рассмотрена роль корпоративных университеты в современных реалиях, как системы внутрифирменной подготовки персонала, обеспечивающей подготовку кадров и формирование качественного кадрового резерва. На основе деятельности компании Apple рассмотрено влияние цифровизации корпоративного университета на эффективность функционирования компании и её развитие.

Ключевые слова: цифровая экономика, корпоративный университет, конкурентное преимущество, профессиональные компетенции, цифровизация образования.

Annotation. The article notes that the use of modern digital technologies provides companies with both effective development and obtaining a competitive advantage. Achieving the competitiveness of the company is possible provided that it adequately responds to changes in the external environment of the organization. Based on research by the American global management consulting firm Boston Consulting Group (BCG), five elements of readiness for innovation have been identified. According to the experts of this company, the selected elements are able to provide companies with a competitive advantage. The issues of innovative development of companies based on the use of digital technologies are considered. The use of IT technologies contributes to the creation of a competitive advantage in the market. Achieving competitiveness is impossible without rapid innovation and high-quality employee training. In the context of the formation of the digital economy, fundamental changes are needed in the process of formation and formation of the labor market. Effective functioning of the labor market is possible in the conditions of formation of new professional competencies, improvement of inter-organizational relations, making independent decisions by the personnel of the organization. The role of corporate universities in modern realities, as a system of in-house training of personnel, providing training and the formation of a high-quality personnel reserve, is considered. Based on the activities of Apple, the impact of digitalization of the corporate university on the efficiency of the company's functioning and its development is considered.

Key words: digital economy, corporate university, competitive advantage, professional competencies, digitalization of education.

Введение. В условиях научно-технического прогресса, для эффективного функционирования и сохранения лидирующих позиций, кампаниям необходимо обладать конкурентными преимуществами. Одним из ключевых факторов конкурентного преимущества выступает процесс создания системы непрерывного развития персонала компании на основе функционирования корпоративных университетов, обеспечивающих этапы подготовки сотрудников к новым условиям труда и использование современных систем и технологий в рабочем процессе.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях цифровизации экономики «единственно возможным сценарием глобальной устойчивости предприятий является разумное и интенсивное применение научно-технического прогресса для достижения конкурентных преимуществ над прямыми конкурентами» [2].

Изложение основного материала статьи. В условиях высокой конкуренции в различных сферах экономики, для достижения конкурентоспособности «компаниям необходимо комплексно управлять инновационным процессом, поскольку то, что происходит в одной области, часто имеет последствия в других областях. Кроме того, глобализация и последние разработки в области технологий усугубили как проблемы, так и возможности, связанные с инновациями».

По данным исследований американской консалтинговой фирмы по глобальному управлению Boston Consulting Group (BCG), «организация может создать реальную ценность только в том случае, если ее базовая инновационная система готова преобразовать приоритеты и приверженность в результаты».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.