Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАРОДНОЙ СКАЗКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАРОДНОЙ СКАЗКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
465
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / НАРОДНАЯ СКАЗКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милованова Надежда Юрьевна, Андреева Алена Алексеевна

Цель исследования - обосновать необходимость и возможность формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС) с использованием народной сказки. В статье обобщены взгляды современных зарубежных и отечественных исследователей по проблеме формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с РАС, определены задачи, основные этапы педагогической работы, формы, методические приемы использования народной сказки в педагогической работе по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с РАС. Проанализированы психолого-педагогические особенности, приводящие к трудностям формирования коммуникативных навыков у детей указанной категории: глубокие нарушения социального развития; поведенческая стереотипность; речевые нарушения, которые создают барьер для использования речи в целях коммуникации; когнитивные нарушения, которые отражаются в невозможности декодирования и кодирования информации и применения символических, знаковых систем для передачи информации; неспособность к восприятию других людей как субъектов общения со своей системой ценностей, взглядов, представлений; неспособность адекватно выражать свои эмоциональные переживания и транслировать собственные эмоции партнерам по общению; повышенная чувствительность (сензитивность) к сенсорным стимулам. Научная новизна исследования заключается в определении необходимости формирования коммуникативных навыков у дошкольников с РАС как условия преодоления трудностей их социальной адаптации. В результате дано обоснование народной сказке как средству формирования коммуникативных навыков у дошкольников с РАС, представлена методика педагогической работы по формированию коммуникативных навыков у детей указанной категории с использованием народной сказки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Милованова Надежда Юрьевна, Андреева Алена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATION SKILLS FORMATION IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS USING FOLK TALES

The study aims to substantiate the necessity and possibility of communication skills formation in older preschool children with autism spectrum disorders (ASD) using folk tales. The paper summarises the views of modern foreign and Russian researchers on the issue of communication skills formation in preschool children with ASD, identifies the tasks, main stages of pedagogical work, forms, methodological techniques of using folk tales in pedagogical work on communication skills formation in older preschool children with ASD. The psychological and pedagogical specificities that lead to difficulties in communication skills formation among children of the said category are analysed. These include profound social development disorders; behavioural stereotypy; speech disorders that hamper the use of speech for communication purposes; cognitive disorders that are reflected in the inability to decode and encode information and use symbolic and sign systems for information transmission; the inability to perceive other people as subjects of communication with their own system of values, views, ideas; the inability to express emotional experiences adequately and convey emotions to communication partners; hypersensitivity to sensory stimuli. Scientific novelty of the study lies in determining the need for communication skills formation in preschoolers with ASD as a condition for overcoming social adaptation difficulties. As a result, the researchers have provided rationale for folk tales as a means of communication skills formation in preschoolers with ASD, have presented the methodology of pedagogical work on communication skills formation using folk tales in children of the said category.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАРОДНОЙ СКАЗКИ»

ИЗДАТЕЛЬСТ

$ rpomoTQ

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2022. Том 7. Выпуск 7. С. 756-763 | 2022. Volume 7. Issue 7. P. 756-763

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра с использованием народной сказки

Милованова Н. Ю., Андреева А. А.

Аннотация. Цель исследования - обосновать необходимость и возможность формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС) с использованием народной сказки. В статье обобщены взгляды современных зарубежных и отечественных исследователей по проблеме формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с РАС, определены задачи, основные этапы педагогической работы, формы, методические приемы использования народной сказки в педагогической работе по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с РАС. Проанализированы психолого-педагогические особенности, приводящие к трудностям формирования коммуникативных навыков у детей указанной категории: глубокие нарушения социального развития; поведенческая стереотипность; речевые нарушения, которые создают барьер для использования речи в целях коммуникации; когнитивные нарушения, которые отражаются в невозможности декодирования и кодирования информации и применения символических, знаковых систем для передачи информации; неспособность к восприятию других людей как субъектов общения со своей системой ценностей, взглядов, представлений; неспособность адекватно выражать свои эмоциональные переживания и транслировать собственные эмоции партнерам по общению; повышенная чувствительность (сензитивность) к сенсорным стимулам. Научная новизна исследования заключается в определении необходимости формирования коммуникативных навыков у дошкольников с РАС как условия преодоления трудностей их социальной адаптации. В результате дано обоснование народной сказке как средству формирования коммуникативных навыков у дошкольников с РАС, представлена методика педагогической работы по формированию коммуникативных навыков у детей указанной категории с использованием народной сказки.

EN

Communication Skills Formation in Older Preschool Children with Autism Spectrum Disorders Using Folk Tales

Milovanova N. I., Andreeva A. A.

Abstract. The study aims to substantiate the necessity and possibility of communication skills formation in older preschool children with autism spectrum disorders (ASD) using folk tales. The paper summarises the views of modern foreign and Russian researchers on the issue of communication skills formation in preschool children with ASD, identifies the tasks, main stages of pedagogical work, forms, methodological techniques of using folk tales in pedagogical work on communication skills formation in older preschool children with ASD. The psychological and pedagogical specificities that lead to difficulties in communication skills formation among children of the said category are analysed. These include profound social development disorders; behavioural stereotypy; speech disorders that hamper the use of speech for communication purposes; cognitive disorders that are reflected in the inability to decode and encode information and use symbolic and sign systems for information transmission; the inability to perceive other people as subjects of communication with their own system of values, views, ideas; the inability to express emotional experiences adequately and convey emotions to communication partners; hypersensitivity to sensory stimuli. Scientific novelty of the study lies in determining the need for communication skills formation in preschoolers with ASD as a condition for overcoming social adaptation difficulties. As a result, the researchers have provided rationale for folk tales as a means of communication skills formation in preschoolers with ASD, have presented the methodology of pedagogical work on communication skills formation using folk tales in children of the said category.

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20220112

© 2022 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2022 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

Введение

Актуальность. Расстройства аутистического спектра (РАС) - это клинически разнородная группа расстройств психического развития, характеризующаяся качественными отклонениями в социальном взаимодействии и способах общения, а также ограниченными, стереотипными, повторяющимися интересами и действиями. Качественное ухудшение в сфере социального взаимодействия; качественное ухудшение в сфере вербальной и невербальной коммуникации и в сфере воображения; крайне ограниченный репертуар видов активности - три важнейшие составляющие состояния РАС, на которые указывала в своих работах известный английский ученый Лора Винг (Wing, 1996).

Исследователи М. К. Бардышевская, В. В. Лебединский (2019), О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, И. Е. Гусева (2019) в своих научных трудах отмечают, что содержание коммуникативной деятельности детей с РАС не соответствует как календарному возрасту, так и социальной ситуации. В этой связи особую актуальность приобретает поиск эффективных средств формирования коммуникативных навыков, так как они в целом определяют успешность социальной адаптации детей данной категории. Под социальной адаптацией детей с РАС мы понимаем вхождение ребенка в социум, принятие и соблюдение им социальных норм, правил поведения в обществе, формирование способности к самоконтролю, к взаимодействию с окружающими людьми, адекватному ситуации общения, способности к активному использованию средств вербальной и невербальной коммуникации.

Таким образом, актуальность исследования не вызывает сомнения, поскольку без проведения планомерной педагогической работы посредством доступных эффективных средств у детей указанной категории не происходит формирование необходимых для успешной социальной адаптации коммуникативных навыков.

Задачи исследования:

- выявить трудности формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра;

- провести эмпирическое исследование по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра с использованием народной сказки и оценить его результаты;

- представить методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра с использованием народной сказки.

Теоретической базой исследования послужили идеи о ведущей роли общения в формировании и развитии личности (Андреева, 2008; Выготский, 1984; Лисина, 1997; Лубовский, Коробейников, Валявко, 2016; Лу-рия, 2018); концепция развития коммуникативных способностей личности А. А. Кидрона (1981); психодиагностический подход к определению типологических групп дошкольников с РАС и оценке уровня развития их коммуникативных способностей (Бессмертная, 2008; Сорокин, Давыдова, Самарина и др., 2021; Хаустов, 2004). Также исследование базируется на комплексном подходе к коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (Забрамная, Боровик, 2016; Екжанова, Стребелева, 2016) и представлении об аутизме как искажённом типе психического развития, главным проявлением которого являются нарушения коммуникативной сферы (Бардышевская, Лебединский, 2019; Никольская, Баенская, Гусева, 2019; Wing, 1996).

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы); количественный и качественный анализ полученных данных.

Практическая значимость исследования заключается в том, что представленный в статье материал может использоваться учителями-дефектологами, учителями-логопедами, психологами, воспитателями, родителями с целью формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Основная часть

Трудности формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

Выдающиеся педагоги, психологи Г. М. Андреева (2008), С. Д. Забрамная, О. В. Боровик (2016), М. И. Лисина (1997), И. Ю. Левченко, Н. Л. Киселева (2007), В. А. Лабунская (2021), Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева (2016) в своих научных трудах подчеркивают необходимость формирования коммуникативных умений и навыков в развитии ребенка, как нормативно развивающегося, так и с особыми образовательными потребностями. При этом исследователи отмечают важность формирования коммуникативных навыков именно у детей с ограниченными возможностями здоровья, т.к. без них невозможно «вхождение» в мир многогранных человеческих отношений, и так затрудненное в силу нарушений психического развития.

Отечественный исследователь Г. М. Андреева (2008) под коммуникацией понимает процесс передачи информации и активный обмен ею; соответственно, коммуникативные навыки - это навыки эффективного общения, способность ребенка адекватно взаимодействовать с другими людьми, социальными группами, обществом в целом, умение прогнозировать последствия своих слов и поступков. Она подчеркивает, что коммуникация является важной составляющей общения, которое представляет собой три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную (социальную перцепцию).

В научных трудах А. А. Леонтьева (2014), Б. Д. Эльконина (2004) общение рассматривается с позиции дея-тельностного подхода, в рамках которого деятельность определяется как важное условие общения.

Б. Д. Эльконин (2004) в ситуации общения выделяет два вида коммуникации: вербальную и невербальную. Вербальная коммуникация в качестве знаковой системы использует речь и предполагает усвоение языка. Только при помощи речи - универсального средства коммуникации - происходит кодирование и декодирование информации, так необходимые для успешного взаимодействия с окружающими людьми. Невербальная коммуникация - это общение с помощью жестов, мимики и пантомимики, а также с помощью прямых сенсорных или телесных контактов. Как отмечает В. А. Лабунская (2021), невербальная коммуникация состоит из следующих знаковых систем, которые обогащают и дополняют речь, подчеркивают эмоциональные состояния партнеров по общению: оптико-кинетическая, пара- и экстралингвистическая система знаков; организация пространства и времени коммуникативного процесса; визуальный контакт.

Исследователи М. К. Бардышевская, В. В. Лебединский (2019), Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг, О. С. Никольская (2017), К. Е. Панасенко (2018), М. М. Семаго, Н. Я. Семаго (2018) доказывают, что нарушение в развитии аффективной сферы ребенка с РАС влечет за собой не только нарушение социального взаимодействия, изменения в развитии психических функций, но и нарушение в развитии коммуникации. В связи с этим авторы отмечают, что одной из основных проблем, препятствующих успешной социальной адаптации детей с РАС, является проблема, связанная с несформированностью у них коммуникативных навыков. Она проявляется в виде отставания или отсутствия разговорной речи, неспособности вести диалог, а также в виде стереотипных высказываний, несформированности у детей представлений о себе и другом человеке как партнере по общению (Никольская, Баенская, Гусева, 2019; Морозов, Морозова, Морозова, 2021).

Слабая переносимость глазного, тактильного контакта, отсутствие базовых жестов, сенсорная чувствительность, на которую обращают внимание в своих научных трудах Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг, О. С. Никольская (2017), С. А. Морозов и его коллеги (Морозов, Морозова, Морозова, 2021), препятствуют успешной невербальной коммуникации детей с РАС. Дети с РАС нередко имеют сохранный или даже высокий интеллект, что дает им возможность освоить учебную программу, но при этом трудностью для них остается овладение коммуникативными навыками, а следовательно, и вхождение в социум.

Нарушения функциональной речи, семантические нарушения прослеживаются почти у трети детей с РАС, что создает трудности при коммуникации. Следует отметить, что многие дети указанной категории с успехом осваивают речь, но в данном случае наблюдаются затруднения в усвоении экспрессивной речи, в понимании интонации и в выражении собственных эмоций. Ученые (Беттельхейм, 2013; Баенская, Либлинг, Никольская, 2017; Морозов, Морозова, Морозова, 2021) описывают спектр особенностей, которые создают существенные барьеры для успешной коммуникации этих детей: прямые и отсроченные эхолалии; трудности при употреблении личных местоимений; использование стереотипных выражений без какого-либо смысла и т.п. В случае если речь у ребенка сформирована, то она не используется в соответствии с ее функциональным значением.

Современные эмпирические исследования А. В. Хаустова и коллег (Сорокин, Давыдова, Самарина и др., 2021; Хаустов, 2004) подтвердили, что при детском аутизме отмечаются нарушения коммуникативных навыков, которые проявляются в виде несформированности базовых коммуникативных функций, социоэмоциональных и диалоговых навыков. При этом ученые описывают три уровня овладения коммуникативными навыками:

1. Дети с РАС с низким уровнем овладения коммуникативными навыками неспособны привлечь внимание других людей адекватным способом, не умеют выражать просьбы или требования общепринятыми средствами, тем самым показывают несформированность адекватной социальной реакции, что значительно препятствует их вхождению в социум.

2. Дети с РАС со средним уровнем овладения коммуникативными навыками могут активно выражать свои просьбы, часто показывают адекватную ответную реакцию на действия и словесные высказывания других людей; умеют комментировать окружающие их события; способны отвечать на простейшие вопросы, стараются задавать их сами, но не умеют описывать свойства предметов, прошедшие и будущие события; не могут отвечать на вопросы, которые предполагают понимание причинно-следственных связей и временных представлений; показывают несформированность просоциального поведения и навыков в диалоге.

3. Дети с РАС с высоким уровнем овладения коммуникативными навыками умеют выражать разные просьбы; показывают адекватную реакцию на высказывания, действия и просьбы взрослых; умеют трактовать свои поступки и поступки других людей; называть различные предметы; описывать местонахождение и свойства предметов, прошедшие и будущие события. Но дети этого уровня показывают высокую компетентность в основном в ситуациях, хорошо знакомых им. А успешная социальная адаптация данной категории детей предполагает приспособление к новым социальным условиям, выходящим за рамки привычных условий жизнедеятельности.

Ключевыми трудностями для детей всех трех групп является неспособность адекватно выражать собственные эмоциональные состояния и транслировать их окружающим людям (Сорокин, Давыдова, Самарина и др., 2021; Хаустов, 2004). Критерии, заложенные в уровневой системе овладения дошкольниками с РАС коммуникативными навыками, легли в основу нашего дальнейшего эмпирического исследования.

Таким образом, дети с РАС независимо от уровня умственного развития и усвоения языковых средств испытывают трудности при общении и коммуникации. Для преодоления названных трудностей необходимо проведение систематической педагогической работы по формированию у них коммуникативных навыков доступными средствами, которыми, на наш взгляд, могут выступать народные сказки.

Эмпирическое исследование формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

с использованием народной сказки

Исследование сформированное™ коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с РАС осуществлялось в 2019-2022 гг. в три этапа. В исследовании приняло участие 30 детей 5-6 лет с расстройствами аутистического спектра. База исследования - Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» (дошкольное отделение).

На первом - констатирующем этапе исследования были осуществлены: поиск и разработка методологической основы исследования, формирование контингента участников исследования, проводились обоснование и отбор методов исследования. Был выявлен исходный уровень сформированности коммуникативных навыков у воспитанников, участвующих в педагогическом эксперименте, в соответствии с выделенными критериями. Для выявления уровня сформированности коммуникативных навыков у испытуемых мы подобрали комплекс диагностических методик, проводилось организованное наблюдение за воспитанниками на занятиях и во время свободной деятельности в условиях Центра, осуществлялась рефлексивная беседа. Так, детям были предложены следующие задания:

- Методика «Опиши картинки»: испытуемым демонстрируют две картинки и педагог просит описать словами, что изображено на каждой картинке, и найти разницу между ними. Оценивалось, насколько ребенок был готов взаимодействовать с педагогом, насколько правильно и самостоятельно описал сюжет картинок, объяснил разницу между ними. Также фиксировалось, обращался ли ребенок за помощью к педагогу, если он испытывал трудности при выполнении задания, и какой характер и форму имели эти просьбы и обращения.

- Методика «Собираемся на пикник»: испытуемым давалась инструкция: «Давай представим, что мы идем на пикник. Кого ты возьмешь с собой? А какие вещи ты возьмёшь? Чем мы будем заниматься на пикнике? А что мы можем увидеть?», «Какие чувства ты испытываешь при ожидании поездки на пикник?», «А раньше ты с родителями ездил на пикник?». Оценивалось, насколько ребенок был готов взаимодействовать с педагогом, поддерживать общение, насколько хорошо ребенок может выстраивать развернутую фразу, его запас слов, насколько хорошо он может описать свое эмоциональное отношение к определенной ситуации. Также фиксировалось, обращался ли ребенок за помощью к педагогу, если он испытывал трудности при ответах на вопросы, и какой характер и форму имели эти просьбы и обращения.

- Методика «Расскажи»: детям было необходимо составить рассказ по картинке. Оценивалось, насколько ребенок был готов взаимодействовать с педагогом, поддерживать общение, насколько хорошо ребенок мог выстраивать развернутую фразу, был способен строить связный рассказ. Также фиксировалось, обращался ли ребенок за помощью к педагогу, если он испытывал трудности при выполнении задания, и какой характер и форму имели эти просьбы и обращения.

- Методика «Мне нравится / мне не нравится». Педагог просил детей рассказать, что им нравится, а что не нравится делать, есть, пить и т.п., описать то эмоциональное состояние, которое они испытывают, когда им что-то нравится и что-то не нравится. Оценивалось, насколько ребенок был готов взаимодействовать с педагогом, поддерживать общение, насколько хорошо ребенок может выстраивать развернутую фразу, его запас слов, насколько хорошо ребенок может описать свое эмоциональное отношение к определенной ситуации. Также фиксировалось, обращался ли ребенок за помощью к педагогу, если он испытывал трудности при ответах на вопросы, и какой характер и форму имели эти просьбы и обращения.

Опираясь на исследовательскую работу А. В. Хаустова (2004), мы составили протоколы наблюдения за коммуникативным поведением старших дошкольников с РАС, как в условиях свободной деятельности, так и в условиях организованных занятий. В основе наблюдения лежали две важные составляющие коммуникативного поведения детей: способность привлекать внимание социально приемлемыми / социально неприемлемыми способами и способность выражать просьбы общепринятыми/необщепринятыми средствами.

Для оценивания уровня сформированности коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с РАС была выбрана трехбалльная система, где:

3 балла - высокий уровень сформированности (испытуемые были готовы взаимодействовать с педагогом, поддерживать общение, могли выстраивать развернутую фразу, демонстрировали запас слов в соответствии с возрастной нормой, могли описать свое эмоциональное отношение к определенной ситуации, демонстрировали способность привлекать внимание социально приемлемыми способами и способность выражать просьбы общепринятыми средствами);

2 балла - средний уровень сформированности (испытуемые в целом были готовы взаимодействовать с педагогом при особой поддержке со стороны педагога, были готовы поддерживать формальное общение, демонстрировали запас слов чуть ниже, чем в соответствии с возрастной нормой, с помощью наводящих вопросов педагога могли описать свое эмоциональное отношение к определенной ситуации, демонстрировали способность привлекать внимание социально приемлемыми способами и способность выражать просьбы общепринятыми средствами, но делали это крайне редко);

1 балл - низкий уровень сформированности (испытуемые не были готовы взаимодействовать с педагогом даже при особой поддержке со стороны педагога, демонстрировали запас слов ниже, чем в соответствии с возрастной нормой, даже с помощью наводящих вопросов педагога не могли описать свое эмоциональное отношение к определенной ситуации, демонстрировали неспособность привлекать внимание социально приемлемыми способами и неспособность выражать просьбы общепринятыми средствами).

В результате психолого-педагогической диагностики мы получили следующие результаты: 70% испытуемых имеют низкий уровень и 30% - средний уровень сформированное™ коммуникативных навыков, что свидетельствует о необходимости разработки методики педагогической работы по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с РАС.

На втором - формирующем этапе исследования была реализована разработанная нами методика формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра с использованием народной сказки. В качестве основного средства формирования данных навыков мы выбрали народную сказку. Использование народной сказки в процессе педагогической работы по формированию коммуникативных навыков у детей указанной категории позволяет:

- вызвать интерес к игровой деятельности по мотивам народных сказок;

- формировать мотивацию к общению в процессе совместной работы над сюжетами народных сказок;

- формировать вербальные и невербальные средства коммуникации;

- формировать умения «выступать» в разных коммуникативных ролях: «слушающего», «говорящего», «действующего»;

- развивать умение ставить себя на место другого человека, объяснять мотивы его поступков в той или иной социальной ситуации;

- учить детей преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе;

- воспитывать доброжелательность, развивать положительные эмоции;

- формировать социально активную личность ребенка, развивать нравственные и эстетические качества на примере поступков героев сказок;

- учить сравнивать, анализировать и выражать свое мнение о деятельности героев сказок.

Следует отметить, что необходимо соблюдать ряд требований к организации занятий на основе использования народной сказки. Занятия следует строить на позитивной, доброжелательной основе. Длительность занятий - 30 минут, 2 раза в неделю. Занятия должны проводиться в индивидуальной форме, при этом необходимо учитывать индивидуальные, психологические особенности ребенка, его потребности и интересы, поэтому материал должен быть доступным и наглядным. Каждое занятие должно начинаться с выработанного с ребенком ритуала приветствия и заканчиваться ритуалом прощания. Само занятие должно быть четко структурированным, а используемый дидактический материал должен соответствовать возрасту ребенка и учитывать возможности его развития.

Предъявляются определенные требования к кадровому обеспечению. Данную методику могут реализовывать учителя-дефектологи, учителя-логопеды, психолог, воспитатели, музыкальный руководитель. Помимо специалистов в работу с детьми необходимо включать и родителей. Соблюдение этого условия значительно увеличит эффективность педагогической работы. По предлагаемой методике специалисты (учитель-дефектолог, психолог) знакомят родителей с возможностями использования народной сказки как средства формирования коммуникативных навыков их детей, с дидактическим материалом, принципами и формами работы, которые возможно реализовать в домашних условиях. Специалисты проводят для родителей лектории, мастер-классы, индивидуальные консультации, если у родителей возникают сложности в организации такой работы. На заключительном этапе педагогической работы родителей привлекают к участию в викторинах, конкурсах совместно с детьми.

Реализация разработанной нами методики предполагает подбор картотеки народных сказок в соответствии с поставленными задачами и возрастом ребенка и подбор интересных форм работы. Небольшие по объему народные сказки с четким несложным сюжетом, в которых герои имеют яркие черты характера, определенный рисунок поведения, выражают свои мысли в словах и действиях, используются на первоначальном этапе работы, когда ребенка «погружают» в мир сказок, учат обозначать ключевые моменты сюжета, формируют интерес к совместному чтению, а также обучают анализировать образ героев, внешний рисунок их поведения, слова и поступки в конкретных ситуациях. На данном материале народных сказок педагог устанавливает эмоциональный контакт с ребенком с РАС, привлекает к совместному занятию - чтению народной сказки, побуждает воспитанника к обсуждению сказки: знакома ли эта сказка ребенку, нравится ли она ему или нет, какие именно герои привлекают внимание и почему; знакомят с методикой составления рассказа по картинкам и т.п. Используемые формы работы на этом этапе: совместное чтение, рассматривание картинок, обсуждение, сюжетное рисование с эмоционально-смысловым комментированием по материалам конкретной народной сказки, упражнения с использованием мнемотаблиц по воспроизведению сюжета народной сказки.

На третьем - контрольном этапе исследования осуществлялся анализ полученных результатов и была дана оценка эффективности предложенной нами методики. После реализации разработанной методики в условиях контрольного этапа педагогического эксперимента была проведена повторная психолого-педагогическая диагностика с целью выявить уровень сформированности коммуникативных навыков у испытуемых. Были получены следующие результаты: 80% испытуемых имеют средний уровень (это на 50% больше, чем по результатам первичной психолого-педагогической диагностики) и 20% - низкий уровень сформированности коммуникативных навыков (это на 50% меньше, чем по результатам первичной психолого-педагогической диагностики). При этом необходимо отметить, что в 20% испытуемых с низким уровнем вошли дети, которые часто отсутствовали на занятиях по причине плохого самочувствия (это отражено в журналах посещаемости детей).

После проведенной работы у испытуемых была сформирована устойчивая мотивация к общению, их реакции на высказывания, действия и просьбы взрослых стали более адекватными, они научились трактовать свои поступки и действия других людей. Различные формы работы по мотивам народных сказок развили

способность к сопереживанию, повысили уверенность детей в своих силах, позволили сформировать положительные эмоции и доброжелательное поведение без агрессивных тенденций. В ходе игровых упражнений по сюжетам народных сказок у детей с РАС сформировались вербальные и невербальные средства общения (мимика, пантомимика, жесты и др.), появилась диалоговая речь. А участие в простых театрализованных играх позволило воспитанникам получить опыт «выступления» в различных коммуникативных ролях. Сю-жетно-ролевые игры, построенные на материале народных сказок, научили детей преодолевать застенчивость, нерешительность; научили сравнивать и выражать свое мнение о прочитанной народной сказке.

Анализ прочитанных и инсценированных народных сказок, поступков героев, поиск «доброго начала» в сюжете сказки, на наш взгляд, и в дальнейшем позволят детям формироваться как социально активной личности, наделенной нравственными, эстетическими качествами.

После реализации разработанной методики также проводилось анкетирование родителей с целью оценить эффективность проделанной работы. 90% родителей (из общего количества 30 человек), принимавших участие в педагогическом эксперименте, отметили, что занятия в домашних условиях по разработанной методике с использованием народных сказок улучшили психологический климат в семье и повысили уровень доверия между родителем и ребенком с РАС. 90% родителей выразили готовность и в дальнейшем заниматься с детьми по данной методике.

Данная динамика подтверждает идею о необходимости организации планомерной педагогической работы по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с РАС. А средством формирования может выступать народная сказка, обладающая коррекционными возможностями, огромным социализирующим и воспитательным потенциалом. Важно, что в условиях проведенного педагогического эксперимента родители испытуемых проявляли заинтересованное отношение к новой методике, посещали родительские собрания, мастер-классы, обращались за индивидуальными консультациями к специалистам.

Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

с использованием народной сказки

На первом этапе работы в рамках реализации методики формирования коммуникативных навыков старших дошкольников с РАС мы рекомендуем использовать такие народные сказки, как «Заяц-хваста», «Кот-ворток, Котофей Котофеич», «Лисичка-сестричка и волк», «Лиса и журавль» и т.п. Народные сказки со сложным сюжетом используются тогда, когда эмоциональный контакт с ребенком налажен, у него сформирована потребность в данных занятиях, когда у ребенка сложился алгоритм работы по народной сказке, т.е. на втором этапе педагогической работы.

На материале народной сказки со сложным сюжетом используются такие упражнения, как вербальная имитация, описание изображений по сюжетам народных сказок, работа с карточками с целью формирования у воспитанника навыка комментировать, отвечать на поставленные вопросы и умения задавать их, говорить о своих чувствах, а также для развития диалоговой речи. Кроме того, на материале народной сказки со сложным сюжетом применяются различные виды игр: имитационные, театральные, сюжетно-ролевые и т.д. Эти формы работы позволяют формировать мотивацию к общению; учат оценивать и сравнивать поступки героев, их личностные характеристики, оценивать направленность их личности; формировать вербальные и невербальные средства общения; развивают мимику, пантомимику, способность к сопереживанию; обучают различать эмоции и ставить себя на место того или иного героя народной сказки; развивают способность предположить, как закончится сказка и объяснить свое предположение, умение составлять содержательный эмоционально окрашенный рассказ на основе сюжета народной сказки.

На втором этапе работы в рамках реализации методики формирования коммуникативных навыков старших дошкольников с РАС мы рекомендуем использовать такие сказки, как «Волшебная дудочка», «Два мороза», «Бычок - черный бочок, белые копытца», «Жадный вельможа», «У страха глаза велики» и т.п.

На третьем этапе реализации предложенной методики можно использовать работу в малых группах (не более трех детей), причем рекомендовано включать в совместную деятельность детей с одним и тем же нарушением развития и их родителей. На этом этапе проводятся различные конкурсы, викторины по сюжетам народных сказок: по словесному описанию назвать героя народной сказки; отгадать загадки, придуманные на материале народных сказок; изобразить посредством пантомимы героя, действующего в какой-то конкретной ситуации, описанной в народной сказке; отгадать изображенного посредством мимики и жестов героя народной сказки; последовательно сложить сюжет народной сказки с помощью карточек; придумать свою сказку по народным мотивам и т.п. При этом важно создать атмосферу взаимопомощи, взаимоподдержки, сотрудничества всех участников конкурсов и викторин. Обязательным условием является поощрение детей грамотами, дипломами и памятными подарками. На третьем этапе педагогической работы рекомендуется активно привлекать родителей к совместным занятиям с детьми, участвовать в конкурсах, викторинах по материалам народных сказок.

Заключение

Итак, в результате проведенного исследования по проблеме формирования коммуникативных навыков старших дошкольников с РАС были сделаны следующие выводы:

- К трудностям формирования коммуникативных навыков у дошкольников с РАС относятся: отсутствие мотивации к общению, поведенческая стереотипность, речевые нарушения, неспособность адекватно выражать свои эмоции и транслировать их окружающим, неумение прогнозировать свои поступки и поступки партнеров по общению в различных социальных ситуациях, повышенная чувствительность (сензитивность) к сенсорным стимулам.

- Эмпирическое исследование показало, что использование народной сказки как средства формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с РАС позволяет: формировать мотивацию к общению в процессе совместной работы над сюжетами народных сказок; вербальные и невербальные средства коммуникации; умения «выступать» в разных коммуникативных ролях: «слушающего», «говорящего», «действующего»; учить детей преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе; воспитывать доброжелательность, развивать положительные эмоции.

- Представленная методика содержит задачи, основные этапы педагогической работы, формы, методические приемы использования народной сказки в педагогической работе по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с РАС. К основным формам и методам данной работы относятся: совместное чтение; рассматривание репродукций; обсуждение; сюжетное рисование с эмоционально-смысловым комментированием на материалах конкретной народной сказки; упражнения с использованием мнемотаблиц по воспроизведению сюжета народной сказки; различные упражнения, такие как вербальная имитация, описание изображений по сюжетам народных сказок; имитационные, театральные, сюжетно-ролевые игры, построенные на материале народной сказки; загадки, викторины и конкурсы. Разработанная методика предполагает как индивидуальную форму работы с воспитанником, так и работу в малых группах с привлечением других детей и родителей. Участие родителей, обученных специалистами работать с детьми по данной методике, повышает эффективность педагогической работы, улучшает психологический климат в семье и уровень доверия между родителями и ребенком с РАС.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в изучении возможностей использования других инновационных средств в формировании коммуникативных навыков у детей с РАС. Дошкольники указанной категории испытывают серьезные трудности в коммуникативной сфере, а инновационным средствам и методам формирования их коммуникативных навыков уделено, на наш взгляд, недостаточно внимания в современных научных исследованиях.

Источники | References

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2008.

2. Баенская Е. Р., Либлинг М. М., Никольская О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 2017.

3. Бардышевская М. К., Лебединский В. В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей. М.: Когито-центр, 2019.

4. Бессмертная Ю. В. Работа психолога по развитию социально-психологической компетентности дошкольников с нарушениями в коммуникативно-аффективной сфере личности // Психологизация образовательного процесса: поиски, опыт, перспективы: мат. XII Обл. науч.-практ. конф. Новоуральск, 2008.

5. Беттельхейм Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я. М.: Академический Проект, 2013.

6. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4.

7. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. М.: Каро, 2016.

8. Забрамная С. Д., Боровик О. В. От диагностики к развитию: пособие для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. М.: Интермедиатор, 2016.

9. Кидрон А. А. Коммуникативная способность и ее совершенствование: дисс. ... к. психол. н. Л., 1981.

10. Лабунская В. А. Тренды изучения отношения к внешнему облику с позиций прикладной социальной психологии // Социальная психология и общество. 2021. Т. 12. № 3.

11. Левченко И. Ю., Киселева Н. Л. Психологическое изучение детей с нарушением развития. М.: Книголюб, 2007.

12. Леонтьев А. А. Язык, речь и речевая деятельность. M.: URSS, 2014.

13. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. А. Г. Рузской. М.: Институт практической психологии, 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Лубовский В. И., Коробейников И. А., Валявко С. М. Новая концепция психологической диагностики нарушений развития // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 4.

15. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. СПб.: Питер, 2018.

16. Морозов С. А., Морозова Т. И., Морозова С. С. Аутизм: опыт и возможные решения актуальных задач. Взгляд из России // Аутизм и нарушения развития. 2021. Т. 19. № 3.

17. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Гусева И. Е. Задачи и методы коррекционной помощи ребенку с аутизмом // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 1.

18. Панасенко К. Е. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4.

19. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Типология отклоняющегося развития. Варианты аутистических расстройств. М.: Генезис, 2018.

20. Сорокин А. Б., Давыдова Е. Ю., Самарина Л. В., Ермолаева Е. Е., Антохина К. Ю., Кузембаева Е. А., Хаустов А. В., Баландина О. В., Мамохина У. А. Стандартизированные методы диагностики аутизма: опыт использования ADOS-2 и ADI-R // Аутизм и нарушения развития. 2021. Т. 19. № 1.

21. Хаустов А. В. Исследование коммуникативных навыков у детей с синдромом раннего детского аутизма // Дефектология. 2004. № 4.

22. Эльконин Б. Д. Действие как единица развития // Вопросы психологии. 2004. № 1.

23. Wing L. The Autistic Spectrum: A Guide for Parents and Professionals. L., 1996.

Информация об авторах | Author information

RU

Милованова Надежда Юрьевна1, к. пед. н. Андреева Алена Алексеевна2, к. психол. н.

1 2 Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина

EN

Milovanova Nadezhda Iurevna1, PhD Andreeva Alena Alekseevna2, PhD 1 2 Derzhavin Tambov State University

1 mil.nadezhda@gmail.com, 2 andreevaliona@mail.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 15.07.2022; опубликовано (published): 25.08.2022.

Ключевые слова (keywords): формирование коммуникативных навыков; дети старшего дошкольного возраста; расстройства аутистического спектра; народная сказка; communication skills formation; older preschool children; autism spectrum disorders; folk tales.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.