Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 11. С. 119-124. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 11. P. 119-124.
Научная статья УДК 373.2.016
https://doi.org/10.24158/spp.2021.11.18 Готовность педагогов к развитию коллективизма в группе детей дошкольного возраста
Ольга Владимировна Удова1, Лидия Александровна Кананчук2
12Иркутский государственный университет, Иркутск, Россия 1udovao@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-0422-3175 2kananchuk.la@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001 -6615-9645
Аннотация. Статья посвящена изучению готовности педагогов к развитию коллективизма у детей дошкольного возраста, что определяется необходимостью подготовки их к овладению учебной деятельностью, по своей сути являющейся коллективной. С помощью опроса, анализа календарно-тематического плана, наблюдения были выявлены когнитивный, деятельностный и эмоциональный компоненты готовности педагогов к формированию коллективизма у дошкольников. Осуществлено соотнесение уровней готовности педагогов и развития коллективизма у детей старшего дошкольного возраста. В результате анализа полученных данных выявлено преобладание среднего уровня развития коллективизма у дошкольников. У большинства педагогов также отмечен средний (базовый) уровень готовности к развитию коллективизма. Они обладают теоретическими знаниями в области формирования коллективизма у дошкольников, умеют использовать с этой целью некоторые средства и методы, но систематически этому внимания не уделяют. Заключается, что важно заинтересовать педагогов, помочь им осознать необходимость развития коллективизма у детей дошкольного возраста, актуализировать формы, методы, средства для организации соответствующей деятельности с воспитанниками.
Ключевые слова: коллективизм, развитие коллективизма, психолого-педагогические условия развития коллективизма, готовность педагога, деятельность педагога по развитию коллективизма
Для цитирования: Удова, О.В., Кананчук, Л.А. Готовность педагогов к развитию коллективизма в группе детей дошкольного возраста // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 11. С. 119-124. https://doi.org/10.24158/spp.2021.11.18.
Original article
Teachers' readiness to develop collectivism in a group of preschool children
Olga V. Udova1, Lidiya A. Kananchuk2
12Irkutsk State University, Irkutsk, Russia 1udovao@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-0422-3175 2kananchuk.la@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001 -6615-9645
Abstract. The article reveals the teacher's readiness for the development of collectivism in preschool children, which is determined by the need to prepare the pupil to master at the next stage of education educational activities, which are inherently collective. The purpose of the article is to describe the influence of a teacher as one of the necessary psychological and pedagogical conditions for the formation of collectivism in preschool children. As a result of the analysis of the data obtained, the predominance of the average level of development of collectivism among preschoolers was revealed. The majority of teachers also have an average (basic) level of readiness for the development of collectivism. They have theoretical knowledge in the field of the formation of collectivism among preschoolers, are able to use some means and methods for this purpose, but systematically do not pay attention to this. It is important to interest teachers, to help them realize the need to develop collectivism in preschool children, to actualize forms, methods, and means for organizing appropriate activities with pupils.
Keywords: collectivism, development of collectivism, psychological and pedagogical conditions for the development of collectivism, teacher's readiness, teacher's activity for the development of collectivism
For citation: Udova, O.V., Kananchuk, L.A. (2021) Teachers' readiness to develop collectivism in a group of preschool children. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (11), 119-124. Available from: doi: 10.24158/spp.2021.11.18 (In Russian).
В настоящее время развитие коллективизма у детей 6-7 лет вновь стало значимым, поскольку в процессе воспитания согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» и «Примерной рабочей программе воспитания для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования», должно осуществляться формирование первичного
© Удова О.В., Кананчук Л.А., 2021
опыта деятельности в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе. Социальное направление воспитания предполагает решение задач, связанных с формированием навыков поведения в обществе, развитием умения сотрудничать в групповых видах деятельности; организацией коллективных проектов заботы и помощи; созданием доброжелательного психологического климата в коллективе1. В комплексных основных образовательных программах выделены черты, связанные с коллективизмом (Абатурова, Удова, 2020).
Как считает Л.В. Карпушкина, в детском саду необходимо прививать детям чувство любви к Родине, чувство коллективизма, воспитывать подрастающее поколение в духе полной ответственности за свое поведение (Карпушкина, 2008).
По мнению А.А. Рояк, ребенок уже в дошкольном возрасте должен понимать, что важно быть частью общества, стремиться приносить ему пользу, уметь принимать помощь и помогать самому. Помимо этого нужно уметь понимать окружающих, сочувствовать, вместе с ними радоваться или переживать, тогда взаимоотношения с людьми будут доброжелательными и искренними (Рояк, 1974). Коллективизм также предполагает чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества.
С.С. Куроплин отмечал такие признаки коллективизма, как высокая сплоченность, общее самоопределение, коллективистская идентификация, высокая референтность членов группы по отношению друг к другу, объективность в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности (Куроплин, 2019).
Таким образом, коллективизм - нравственное качество, которое проявляется в чувстве товарищества, принадлежности к коллективу, обязанности перед ним, умении при необходимости подчинять личные интересы общественным.
В деле формирования и развития коллективизма в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) ключевая роль отводится воспитателю, который создает психолого-педагогические условия в группе, организует жизнь детей, обозначает мотивы и цели деятельности, способствует формированию позитивных взаимоотношений между детьми и развитию каждой личности (Дмитриева, 2016).
Задача педагога состоит в том, чтобы создать большой дружный детский коллектив, а это зависит от того, какие условия он создал в группе. Необходимо развивать способности каждого ребенка, чтобы дети смогли их проявить и оценить друг у друга, демонстрируя доброжелательность и сплоченность (Толстошеева, 2016).
Развивающий эффект совместной деятельности дошкольников в полной мере зависит от того, как проектируются педагогом задачи взаимодействия. Если эти ориентиры определены правильно, то к коллективной деятельности удается привлечь всех воспитанников, сделав ее привлекательной для каждого, но оставляя направленность на общий результат (Репина, 2016).
Решению задачи воспитания коллективистской направленности личности дошкольника посвящено исследование Т.Б. Захараш, в котором определена последовательность действий по реализации данной задачи:
- поддержка деятельности каждого ребенка и положительная оценка ее значимости для всей группы. Такая позиция педагога позволяет воспитывать желание действовать среди сверстников, поддерживать интересы и потребности каждого ребенка;
- объединение детей в небольшие группы (от 2 до 5-6 участников) на основе совпадающих интересов и симпатий;
- расширение детских интересов, положительная оценка результатов совместных действий, случаев взаимопомощи, доброжелательности на основе сочетания приемов индивидуальной работы с ребенком и коллективной работы со всей группой;
- объединение детей на основе содержания деятельности, позволяющей всем реализовать свои интересы (например, театрализованная игра), сотрудничества, сотворчества (Заха-раш, 2004).
Учитывая, что детский сад - первый институт социализации ребенка, и то, что дети проводят в дошкольном учреждении достаточно много времени, взаимодействуя с педагогом, роль воспитателя в развитии коллективизма очевидна. Поэтому целью нашего исследования явилось определение степени готовности педагогов детского сада к воспитанию коллективизма у дошкольников. Мы применили опросник для педагогов, позволяющий выявить их отношение к дан-
1 Примерная рабочая программа воспитания для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования [Электронный ресурс] // Городской методический центр. URL: https://mosmetod.ru/files/metod/doshkolnoe/Egorova/Примерная_рабочая_программа_воспитания_для_ДОО.pdf (дата обращения: 24.11.2021).
ному качеству, способность и возможности для его развития, а также проанализировали кален-дарно-тематические планы на предмет отражения в них совместной деятельности с интересующей нас целью и осуществили наблюдение за деятельностью педагогов.
Вслед за В.А. Сластениным (2002) выделяем в структуре готовности педагога следующие компоненты: мотивационно-ценностный - установки, мотивы, ценности педагога, отражающие его отношение к профессии и стимулирующие процесс профессионального роста и развития; когнитивный - знания, помогающие осуществлять профессиональную деятельность; операционно-деятельностный - совокупность практических умений и навыков педагогов в профессиональной деятельности. Уровневая характеристика выраженности компонентов готовности педагога к формированию чувства коллективизма у детей представлена в табл. 1.
Таблица 1 - Уровни готовности педагогов к развитию коллективизма у детей
Критерий Уровень
низкий средний (базовый) высокий
Когнитивный компонент -наличие теоретических знаний в области развития коллективизма у дошкольников Педагог не может ответить, что такое коллективизм, не знает, какими средствами и технологиями можно развить данное качество Педагог имеет представление о развитии коллективизма у дошкольников, может перечислить некоторые средства и технологии развития коллективизма Педагог знает, что такое коллективизм, что является психолого-педагогическими условиями развития коллективизма, какие технологии и средства необходимо использовать. Свободно ориентируется в области развития коллективизма у дошкольников. Активно применяет данные знания в своей работе
Деятельностный компонент - владение технологиями развития коллективизма В деятельности педагога отсутствует работа по развитию коллективизма детей В работе педагога по развитию коллективизма детей отсутствует определенная система Педагог ведет системную работу по развитию коллективизма дошкольников. Это отражается в режимных моментах, воспитательной работе
Мотивационный компонент - понимание необходимости развития коллективизма у дошкольников Педагог не заинтересован в развитии коллективизма у детей и не уделяет этому времени в своей работе Педагог заинтересован в развитии коллективизма у детей, но не уделяет этому особого внимания Педагог заинтересован в развитии коллективизма у детей и ежедневно занимается формированием данного качества у детей
Уровень развития коллективизма в детском коллективе выявляли по следующим параметрам: сотрудничество (методика «Лабиринт» Е.Е. Кравцовой), взаимопомощь (методика «Помощник» В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой), элементарная ответственная взаимозависимость и контроль (методика «Неоконченные рассказы» Т.П. Гавриловой), коллективистические признаки у дошкольников (методика «Совместная сортировка» Г.В. Бурменской).
В исследовании приняли участие 16 педагогов подготовительных к школе групп дошкольных образовательных учреждений, работающих попарно на одной группе. Возраст педагогов -от 28 до 56 лет, педагогический стаж - от 3 до 35 лет. Количество дошкольников в возрасте 6-7 лет, принявших участие в исследовании, - 160 человек (по 20 детей из каждой группы).
Представим полученные в процессе опроса данные о готовности педагогов к развитию коллективизма детей по каждому компоненту (табл. 2).
Таблица 2 - Выраженность компонентов готовности педагогов к развитию коллективизма у детей, %_
Уровень готовности Компоненты готовности
когнитивный деятельностный эмоциональный
Высокий 9 (56,25%) 4 (25%) 2 (12,5%)
Средний (базовый) 7 (43,75%) 12 (75%) 12 (75%)
Низкий 0 0 2 (12,5%)
К базовому уровню когнитивного компонента готовности к развитию коллективизма у детей было отнесено 7 (43,75 %) педагогов. Эти воспитатели имеют представление о развитии коллективизма у дошкольников: дают точное или примерное определение понятию «коллективизм»; знают, какие качества необходимо воспитывать в детях для развития коллективизма и как они
проявляются, но не могут перечислить все средства и технологии развития коллективизма, либо перечисляют некоторые. Например, в понимании Дарьи С. (педагогический стаж - 8 лет) коллективизм - это «нравственное качество, проявляющееся в чувстве товарищества».
Повышенный уровень когнитивного компонента готовности к развитию коллективизма был выявлен у 9 (56,25 %) педагогов. Специалисты, отнесенные к этому уровню, знают, что такое коллективизм и владеют другими теоретическими знаниями в этой области, а также определяют психолого-педагогические условия развития коллективизма. Например, Анна Б. (педагогический стаж - 14 лет) называет такие условия формирования данного качества: специальную организацию различных игр, из которых особенное значение имеют сюжетно-ролевые; организацию праздников, обеспечение совместной деятельности детей (по заданию воспитателя), создание ситуаций, где нужно проявить сопереживание.
На среднем (базовом) уровне деятельностного компонента находится большинство педагогов - 12 (75 %). Они проводят работу по развитию коллективизма в своих группах, но в их действиях нет определенной системы. Педагоги предлагают детям ту деятельность, которую реализует каждый воспитатель, не организуя четкой работы для своей группы и не используя специальных технологий для развития коллективизма. Например, Т. Клеопатра (педагогический стаж - 1 год 3 месяца) выделяет из своей работы «совместные игры, танцы, трудовую деятельность, занятия спортом».
Высокий уровень деятельностного компонента характерен для 4 (25 %) педагогов, которые организуют системную работу в своей группе по развитию коллективизма, что отражено в календарно-тематическом плане. Они ставят конкретные цели и знают, какого результата хотят добиться в развитии коллективизма. Например, Ирина З. (педагогический стаж - 1 год) говорит о том, что в процессе работы в группе «учит детей дружить и заботиться друг и друге, слушать друг друга». Её коллега Анна Б. (педагогический стаж - 14 лет) дополняет, что в группе «организуются различные ситуации, специальная совместная деятельность детей (в том числе без участия взрослого)».
12 (75 %) педагогов, отнесенных к среднему уровню мотивационного компонента готовности к развитию коллективизма, заинтересованы в формировании данного качества у детей своей группы, но не придают этому большого значения. Например, Ирина З. и Ирина Л. (педагогический стаж одинаковый - 4 года) считают, что коллективизм важен для облегчения работы воспитателя, чтобы дети были организованы и дружны.
На высоком уровне мотивационного компонента готовности педагогов к развитию коллективизма находится 2 (12,5 %) воспитателя. Педагоги заинтересованы в развитии коллективизма у детей и стараются ежедневно заниматься воспитанием данного качества. Например, Анна Б. и Надежда Б. (педагогический стаж 12 и 14 лет соответственно) считают, что благодаря развитию коллективизма педагоги готовят детей к жизни, социуму, поэтому данный процесс нуждается во внимании воспитателя.
Низкий уровень мотивационного компонента выявлен у 2 (12,5 %) педагогов, которые не заинтересованы в развитии коллективизма у детей и не уделяют этому времени в своей работе. Из беседы с ними было установлено, что воспитатели считают развитие коллективизма бессмысленным занятием, когда в группе очень высокая посещаемость.
Таким образом, наименее сформированным является эмоциональный компонент, связанный с отношением педагогов к развитию коллективизма у детей дошкольного возраста и желанием действовать в этом направлении. Наиболее выражен когнитивный компонент, предполагающий наличие у воспитателей представлений о процессе и технологиях развития коллективистических чувств у дошкольников. Однако применение знаний в профессиональной деятельности сотрудниками ДОУ осуществляется периодически.
Выявление признаков коллективизма у детей 6-7 лет показало следующее. На высоком уровне оказались 28 (17,5 %) детей. Им нравится взаимодействовать с другими воспитанниками. Они выслушивают своих сверстников, предлагают интересные идеи в группе. Дети всегда рады другим, независимо от разногласий; говорят об успехах всей группы, не выделяя кого-то.
У 51 ребенка (31,88 %) определен средний уровень развития коллективизма. Эти дети рады взаимодействовать со сверстниками, но не всегда осознают значимость всей группы в целом, выделяют себя, стремятся сделать лучше для себя, не задумываются о других. Дети не придают значения оказанию помощи другим. Не сразу принимают нового члена группы, вступают в разногласия, споры.
Низкий уровень развития коллективизма был диагностирован у 81 ребенка (50,62 %). Такие дети редко взаимодействуют с коллективом. Предпочитают контактировать с кем-то одним или общаться в небольшой подгруппе. Они не любят помогать другим и сами не принимают помощи, думают, что справятся самостоятельно. Не стараются влиться в коллектив, отталкивая сверстников.
Мы соотнесли уровни сформированности чувства коллективизма у детей и уровни готовности педагогов к его развитию. Низкий уровень развития коллективизма у детей (46,25 %) в большинстве своем соответствует среднему уровню готовности педагогов к формированию данного качества у воспитанников.
В табл. 3 показана связь компонентов готовности педагогов к развитию коллективизма у детей с показателями.
Таблица 3 - Связь компонентов готовности педагогов к развитию коллективизма
у детей с показателями (по r - Спирмена)
Показатели готовности Когнитивный Деятельностный Эмоциональный
Когнитивный 1,000 0,24* 0,06
Деятельностный 0,02 1,000 0,21*
Эмоциональный 0,28* -0,18 1,000
Приведенные данные показывают, что чем более выражен когнитивный показатель готовности, тем более выражены деятельностный (0,24) и эмоциональный компоненты (0,28). Это значит, что чем более выражены у педагогов представления об образовании (о выгоде, собственной эффективности, возможности творчески реализоваться, о качестве образования, о том, дает ли образование уверенность в будущем), тем более эмоциональное у них отношение к образованию и выбранной профессии (положительные и отрицательные эмоции).
Чем более выражен деятельностный показатель, тем более выражен эмоциональный компонент (0,21). Чем более педагоги склонны прикладывать усилия и проявлять активность в образовательном процессе, взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса, тем более они увлечены работой, считают ее эмоционально привлекательной и тем более они заинтересованы в развитии коллективизма у детей.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что необходимо создавать условия для заинтересованности педагогов в развитии коллективизма у детей, предоставлять возможности для формирования психолого-педагогических условий развития данного качества. Нами был разработан план мероприятий, включающий круглые столы, семинары-практикумы, мастер-классы, который призван помочь повысить профессиональный уровень воспитателей ДОУ, обогатить их педагогический опыт для более высокой эффективности работы по развитию коллективизма у детей. Следуя ему, педагоги смогут больше уделять внимания развитию этого качества у дошкольников и применять различные формы и методы воспитания для обеспечения большей активности детей, их сплочения и развития качеств, характеризующих коллективизм.
Следовательно, недостаточно знать технологию организации процесса воспитания и развития изучаемого нами качества, владеть соответствующими приемами и методами, важно еще и вести систематическую работу в данном направлении, быть заинтересованным в развитии коллективизма у детей и ежедневно заниматься воспитанием данного качества у дошкольников, уделяя достаточно времени совместной деятельности. Педагоги, отнесенные к высокому уровню готовности к воспитанию коллективизма, регулярно проводят мероприятия с родителями, осуществляют взаимодействие с семьей, объясняя значимость развития личностных качеств и чувства коллективизма у детей, обращаются к родителям с просьбой поддержать их педагогические стремления. В календарно-тематическом плане таких воспитателей указаны не только мероприятия с детьми, целью которых является развитие коллективизма, но и работа с родителями (консультация «Коллективизм - это важно», круглый стол «Индивидуализм или коллективизм: взгляд родителей», конкурс «Действуем вместе, делаем сообща» и т. п.).
Таким образом, не подлежит сомнению тот факт, что педагог дошкольного образовательного учреждения оказывает непосредственное и ключевое влияние на уровень проявлений коллективизма у детей 6-7 лет. В прямой зависимости от степени готовности педагога к развитию данного качества (наличия представлений о процессе развития коллективизма, владения технологией организации совместной детской деятельности, обеспечения систематического взаимодействия сверстников, оценки коммуникации детей, создания психологического микроклимата в коллективе, проведения работы с родителями по данному направлению) находится сформиро-ванность коллективизма у детей. Следовательно, необходимо оказывать педагогам методическую помощь, направленную на повышение их компетентности в вопросах воспитания, в том числе в плане формирования коллектива сверстников.
В качестве перспектив исследования следует указать разработку программы повышения квалификации педагогов, где в одном из основных разделов будут рассмотрены вопросы развития коллективизма.
* При р < 0,05
Список источников:
Абатурова Е.И., Удова О.В. Воспитание у дошкольников чувства коллективизма в условиях индивидуализации образования // Вестник Иркутского университета. 2020. № 23. С. 154-155.
Дмитриева А.В. Педагогический аспект влияния социально-культурной анимации на воспитание коллективизма у детей и подростков // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 115. С. 1270-1288.
Захараш Т.В. Формирование коллективистической направленности у детей дошкольного возраста // Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. 2004. № 1. С. 10-12.
Карпушкина Л.В. Общение старших дошкольников в условиях предшкольного образования // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2008. № 1. С. 157-162.
Куроплин С.С. Коллектив как фактор развития личности // World Science: Problems and Innovations : сборник статей XXXI Международной научно-практической конференции : в 2 ч. Пенза, 2019. Ч. 1. С. 160-163.
Репина Т.А. Межличностные отношения в группе детского сада // Актуальные проблемы образования и науки: традиции и перспективы : материалы международной научно-практической конференции. М., 2016. С. 26-29.
Рояк А.А. Психологическая характеристика трудностей в отношениях со сверстниками у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1974. № 4. С. 71-83.
Сластенин В.А. Профессионализм педагога: акмеологический контекст // Педагогическое образование и наука. 2002. № 4. С. 4-9.
Толстошеева К.Н. Общее понятие о коллективе и коллективизме // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 4-4. С. 132-135.
References:
Abaturova, E. I. & Udova O. V. (2020) Vospitanie u doshkol'nikov chuvstva kollektivizma v usloviyakh individualizatsii obra-zovaniya [Educating Preschoolers with a Sense of Collectivism in the Conditions of Individualization of Education]. Vestnik Ir-kutskogo universiteta. (23), 154-155 (in Russian).
Dmitrieva, A. V. (2016) Pedagogical Aspects of the Impact of Socio-Cultural Animation on Collectivism Developing for Children and Teenagers. . Politematicheskii setevoi elektronnyi nauchnyi zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. (115), 1270-1288 (in Russian).
Kuroplin, S. S. (2019) The Team as a Factor of Personality Development. In: World Science: Problems and Innovations : sbornik statei XXXI Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii : v 2 ch. Ch. 1. Penza, pp. 160-163 (in Russian).
^pushkina, L. V. (2008) Obshchenie starshikh doshkol'nikov v usloviyakh predshkol'nogo obrazovaniya [Communication of Senior Preschoolers in Pre-school Education]. Psikhologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya. (1), 157-162 (in Russian).
Repina, T. A. (2016) Mezhlichnostnye otnosheniya v gruppe detskogo sada [Interpersonal Relationships in a Kindergarten Group]. In: Aktual'nye problemy obrazovaniya i nauki: traditsii i perspektivy : materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Moscow, рр. 26-29 (in Russian).
Royak, A. A. (1974) Psikhologicheskaya kharakteristika trudnostey v otnosheniyakh so sverstnikami u detey doshkol'nogo vozrasta [Psychological Characteristics of Difficulties in Relationships with Peers in Preschool Children]. Voprosypsikhologii. (4), 71 -83 (in Russian).
Slastenin, V. A. Professionalizm pedagoga: akmeologicheskiy kontekst [Teacher's Professionalism: Acmeological Context]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. (4), 4-9 (in Russian).
Tolstosheeva, K. N. (2016) Obshchee ponyatie o kollektive i kollektivizme [The General Concept on Staff and Collectivism]. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk. (4-4), 132-135 (in Russian).
Zakharash, T. V. (2004) Formirovanie kollektivisticheskoi napravlennosti u detei doshkol'nogo vozrasta [Formation of a Collectivistic Orientation in Preschool Children]. Druzhnye rebyata: vospitanie gumannykh chuvstv i otnoshenii u doshkol'nikov. (1), 10-12.
Информация об авторах О.В. Удова - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования Иркутского государственного университета, Иркутск, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=456928.
Л.А. Кананчук - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования Иркутского государственного университета, Иркутск, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=581632.
Information about the authors O.V. Udova - PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy of Preschool Education of Irkutsk State University, Irkutsk, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=456928.
L.A. Kananchuk - PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy of Preschool Education of Irkutsk State University, Irkutsk, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=581632.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 05.11.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 24.11.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 25.11.2021.