Научная статья на тему 'Роль сюжетно-ролевой игры в развитии коллективизма старших дошкольников в условиях детского с'

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии коллективизма старших дошкольников в условиях детского с Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольный возраст / индивидуальный подход / социализация / коллективизм / эмоциональное благополучие / preschool age / individual approach / socialization / collectivism / emotional well-being

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.К. Агарагимова, П.В. Валиева, С.С.-Г. Гасанова

В статье поднимается актуальная проблема формирования коллективных взаимоотношений детей дошкольного возраста, способствующих развитию уровня коммуникативности каждого ребенка. Повышение эффективности содержания сюжетно-ролевой игры, индивидуальная работа с детьми, продуман ное, целенаправленное планирование педагогического руководства позволили авторам утверждать, что длительную сюжетно-ролевую игру необходимо сделать неотъемлемой частью всей воспитательной работы в группе, что способствует созданию условий для формирования у детей начал коллективизма. Авторы пришли к выводу, что существует органическая связь между развитием коллективных взаимоотношений, обогащением содержания игр и устойчи востью общего замысла ролей. Содержательная, эмоционально насыщенная игра, захватившая мысли и чувства детей, может дать наибольший эффект в воспитании коллективизма и развития коммуникативных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE PLOT ROLE-PLAYING GAME IN THE DEVELOPMENT OF COLLECTIVISM OF SENIOR PRESCHOOLERS IN KINDERGARTEN

The article raises the urgent problem of the formation of collective relationships of preschool children, contributing to the development of the level of communication of each child. Increasing the effectiveness of the content of the role-playing game, individual work with children, thoughtful, purposeful planning of the pedagogical leadership allowed the authors to argue that it is necessary to make a long story-role play an integral part of all educational work in the group, which helps to create conditions for the formation of the principles of collectivism in children. The authors concluded that there is an organic link between the development of collective relationships, the enrichment of game content and the sustainability of the overall role plan. A content, emotionally rich game that captures the thoughts and feelings of children can have the greatest effect in the education of collectivism and the development of communicative relationships.

Текст научной работы на тему «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии коллективизма старших дошкольников в условиях детского с»

УДК 371

Agaragimova V.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Pedagogy and Psychology of DSPU (Makhachkala, Russia), E-mail: beror63@mail.ru

Valieva P.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Faculty of special (defectological) education, DSPU (Makhachkala, Russia), E-mail: beror63@mail.ru Gasanova S.S.-G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Faculty of special (defectological) education, DSPU (Makhachkala, Russia), E-mail: beror63@mail.ru

THE ROLE OF THE PLOT ROLE-PLAYING GAME IN THE DEVELOPMENT OF COLLECTIVISM OF SENIOR PRESCHOOLERS IN KINDERGARTEN. The

article raises the urgent problem of the formation of collective relationships of preschool children, contributing to the development of the level of communication of each child. Increasing the effectiveness of the content of the role-playing game, individual work with children, thoughtful, purposeful planning of the pedagogical leadership allowed the authors to argue that it is necessary to make a long story-role play an integral part of all educational work in the group, which helps to create conditions for the formation of the principles of collectivism in children. The authors concluded that there is an organic link between the development of collective relationships, the enrichment of game content and the sustainability of the overall role plan. A content, emotionally rich game that captures the thoughts and feelings of children can have the greatest effect in the education of collectivism and the development of communicative relationships. Key words: preschool age, individual approach, socialization, collectivism, emotional well-being.

B.К. Агарагимоеа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, Е-mail: beror63@mail.ru

П.В. Валиееа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, Е-mail: beror63@mail.ru

C.С.-Г. Гасаноеа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: beror63@mail.ru

РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ КОЛЛЕКТИВИЗМА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

В статье поднимается актуальная проблема формирования коллективных взаимоотношений детей дошкольного возраста, способствующих развитию уровня коммуникативности каждого ребенка. Повышение эффективности содержания сюжетно-ролевой игры, индивидуальная работа с детьми, продуманное, целенаправленное планирование педагогического руководства позволили авторам утверждать, что длительную сюжетно-ролевую игру необходимо сделать неотъемлемой частью всей воспитательной работы в группе, что способствует созданию условий для формирования у детей начал коллективизма. Авторы пришли к выводу, что существует органическая связь между развитием коллективных взаимоотношений, обогащением содержания игр и устойчивостью общего замысла ролей. Содержательная, эмоционально насыщенная игра, захватившая мысли и чувства детей, может дать наибольший эффект в воспитании коллективизма и развития коммуникативных отношений.

Ключевые слова: дошкольный возраст, индивидуальный подход, социализация, коллективизм, эмоциональное благополучие.

В современных условиях российского общества все более актуальной становится проблема общественного дошкольного воспитания, которое получило широкое развитие и стало важным фактором формирования личности подрастающего поколения. Исследования в области педагогики, психологии, физиологии подтверждают, что дошкольный возраст является наиболее ответственным в формировании личности человека. Ученые разрабатывают ряд проблем, связанных с воспитанием и обучением детей дошкольного возраста, одной из которых является воспитание коллективизма, так как только в процессе общения между людьми создаются благоприятные условия для формирования личности [1 - 6].

Проблемой, объединяющей вокруг себя усилия многих специалистов, работающих с дошкольниками, в последнее время становится проблема влияния взаимоотношений детей на формирование начал коллективизма, зависимости возникающих игровых отношений на характер взаимоотношений детей в группе, а также планирование приемов воспитания у детей начал коллективизма в ходе сюжетно-ролевой игры [2]. Эти вопросы стали предметом нашего изучения. В соответствии с основными направлениями экспериментальной работы нами была определена задача, которая заключалась в том, чтобы определить степень влияния сюжетно-ролевой игры на формирование у детей некоторых черт коллективизма (умение договариваться об игре, согласование своих действий с действиями товарищей, распределение ролей, игрового материала, проявление активности в выполнении взятой на себя роли).

В сюжетно-ролевой игре ребенок объединяется с другими детьми для достижения совместной цели, дети согласовывают свои действия, приучаются к сотрудничеству и взаимопомощи, учатся работать в команде. В игре создаются благоприятные условия, способствующие развитию коммуникативных качеств, наличие и воспитание которых зависят от среды, умения ребенка входить в общество сверстников и взрослых, взаимодействовать с ними и т.д. Отечественными учеными определены основные условия формирования коммуникативных взаимоотношений, стороны поведения детей, характерные для коллективной игры. Доказано, что наиболее эффективной в воспитании коллективных взаимоотношений является длительная сюжетно-ролевая игра. Большое значение приобретает не только содержательность игры, но и умение педагога научить и далее развивать в игре избирательные интересы детей. Исследователи установили связь и зависимость между сознательной, целенаправленной деятельности детей в игре и формированием коллективных коммуникативных отношений. В нашем исследовании рассматривались особенности сюжетно-ролевой игры у пятилетних детей, а также наиболее эффективные приемы воспитания в игре и планирования педагогического руководства, направленные на формирование коллективизма и коммуникативной активности дошкольников старшей группы.

В результате экспериментального исследования проблемы в детских садах было установлено, что сюжетно-ролевая игра еще недостаточно широко используется в качестве формирования коммуникативных качеств личности дошкольника. Игры, возникающие по инициативе детей, не всегда включаются воспитателем в педагогический процесс, а существуют самостоятельно. В основе их часто лежит стихийный опыт ребенка, он привносит в игру не всегда педагогически оправданное содержание. Так, отрадное явление - возникновение сюжет-но-ролевой игры по инициативе ребенка - не всегда способствует воспитанию положительных качеств личности. Кроме того, ежедневно повторяясь, содержание игры без вмешательства воспитателя не развивается, поэтому игры превращаются просто в функциональную деятельность. Многие педагоги затрудняются в выборе наиболее эффективных приемов воспитания детей в игре, а также в планировании педагогического руководства по воспитанию у детей коллективизма в сюжетно-ролевой игре.

Учитывая эти недостатки и трудности, нами было пересмотрено содержание и методы работы воспитателей в экспериментальных группах с позиции создания благоприятных условий для воспитания коллективных взаимоотношений, что позволило разработать методику работы применительно к детям старшей группы детского сада. Экспериментальная работа проводилась в детских садах г. Махачкалы Республики Дагестан. Первым этапом было изучение игровых интересов детей, методика которого включала в себя беседы, наблюдения за играми детей, взаимоотношениями, складывающимися между детьми в процессе игр, интересы (по классической методике РИ. Жуковской). Оказалось, что игры длились до пятнадцати минут, между детьми не возникало устойчивых взаимоотношений, содержание игр было однообразным, поэтому они быстро распадались, дети спонтанно распределяли роли, не договаривались о способах действия.

Для определения характера личностных взаимоотношений детей широко использовались наблюдения за их поведением и взаимоотношениями в игре и других видах деятельности. Дополнительно была использована разработанная Я.Л. Коломинским методика «Выбор в действии». В соответствии с нею было проведено рисование на тему «Два жадных медвежонка». У каждого ребенка экспериментатор спросила, кому бы из детей он хотел подарить свой рисунок. Имя ребенка, которому дарился рисунок, подписывалось на обратной стороне работы. Результаты детям не объявлялись. Анализ полученных работ позволил подвести итоги. Не получили выбора тринадцать детей, всего девять детей были авторитетны для товарищей. Наблюдения за детьми, не получивших выбора, показали, что это, как правило, дети безынициативные, они играют и занимаются чаще всего одни, а если присоединяются к совместным играм детей, то все равно недостаточно общительны. Следовательно, необходимо использовать активную

детскую деятельность - сюжетно-ролевую игру для воспитания у детей общительности, желания поделиться игрушкой, помочь, целеустремленности. Совершенно очевидно, что эффективным средством воспитания игра может быть в том случае, если она содержательна и формирует устойчивые интересы, если дети будут знать, что и как они должны отразить в ней.

Оказание педагогической поддержки процесса воспитания коллективизма основано на принципах доступности, научной обоснованности, системности, индивидуального и дифференцированного подхода.

На рассматриваемом в нашем исследовании этапе дошкольного возраста педагогическая поддержка предполагает следующие направления работы: совершенствование планирования и установление преемственности во всей воспитательной работе, что способствовало организации интересных содержательных игр и вовлечению детей в игры, а также дифференцированное использование приемов руководства по воспитанию в игре. Правильность такой постановки вопроса подтвердилась в ходе эксперимента.

В течение года в экспериментальной группе дети играли в семь сюжетно-ро-левых игр, каждую из которых мы старались использовать в качестве средства их нравственного воспитания. Так, на первом этапе, когда дети только начали играть, трое из них, ставшие инициаторами, принимали в игре активное участие. Уже через полторы недели после проведения воспитательной работы по развитию и обогащению содержания игры в ней принимали участие двенадцать детей. На третьем этапе совершенно другим стал характер объединения. Если вначале дети почти не договаривались, каждый выполнял свою задачу, и перед ними не стояла общая цель, то на третьем этапе игры почти все дети были объединены общей целью. Также повторно проведенный эксперимент по выявлению уровня личностных взаимоотношений показал, насколько повысился уровень этих отношений на третьем этапе по сравнению с первым. Интерес представляли мотивы детских выборов. Если на первом этапе они носили общий характер, то на третьем этапе дети определяли свой выбор дифференцированно.

Проведенное нами изучение состояния игровой деятельности и использование сюжетно-ролевой игры в качестве средства воспитания коллективизма и коммуникативности детей пяти лет дает основание утверждать, что одним из условий, повышающих роль игры как средства воспитания, является формирование игровых интересов. Чаще всего сюжетно-ролевая игра возникает в том случае, когда дети имеют уже определенные представления о ее содержании и интерес к нему. Чем конкретнее и шире знания об определенном явлении, тем устойчивее интерес к содержанию игры. Значение интереса к игре для воспитания ребенка огромно. Интересуясь содержанием игры или ролью, дети хотят больше узнать, уточнить свои действия в игре. Имея интерес к роли, ребенок не будет к ней безразличен; будет долго играть, спрашивать, что еще делать. Интерес к игре как бы добавит ему знаний, умений и, что особенно важно, глубокий, устойчивый интерес, способствующий развитию длительной игры.

Необходимо знать, что интерес возникает под влиянием как внутренних, так и внешних причин. Внутренней причиной, например, является потребность ребенка в игре. Поэтому дошкольник всегда играет, независимо от желания окружающих его людей. У него постоянно рождаются новые игры, новые замыслы. Внутренними причинами возникновения интереса может быть любознательность ребенка, его эмоциональные переживания. Поэтому очень важно не просто стремиться накапливать знания, пополнять их у детей, знакомя с конкретными явлениями, людьми, взаимоотношениями между ними, а воспитывать положительное отношение к наблюдаемому, стремиться вызвать у детей эмоциональные переживания, желание самому участвовать в игре. Педагог на увлекательном и конкретном материале может вызвать у детей интерес, который затем воплотится в увлекательную и интересную игру. Вся работа с детьми в дошкольном учреждении представляет систему занятий, наблюдений, направленных на сообщение

Библиографический список

им в увлекательной, эмоциональной форме конкретных знаний об окружающей среде, социуме, взаимоотношениях в процессе разнообразного общения друг с другом. Это дает возможность концентрировать чувства детей вокруг содержания игры, формировать у них устойчивые интересы и на этой основе развивать коммуникативные качества и воспитывать коллективизм. Но надо иметь в виду, что формирование игровых интересов не исключает и другие источники возникновения сюжетно-ролевых игр в детском саду. Дети дошкольного возраста впечатлительны и очень восприимчивы ко всему, что их окружает. Прослушав интересную книгу, посмотрев фильм, они хотят отразить в своих играх то, что больше понравилось. Задача воспитателя заключается в том, чтобы, учитывая детские интересы, отбирать наиболее полезные в воспитательном отношении игры, развивать их содержание и использовать в формировании личности дошкольника.

Одним из условий успешного воспитания дошкольника в игре является умение педагога правильно пользоваться приемами руководства, помогающими решать стоящие перед дошкольным учреждением задачи по воспитанию у детей коммуникативности, коллективизма. Приемы руководства должны дифференцироваться педагогом в зависимости от возраста детей и содержания, отображаемого ими в игре.

Если же игра возникла по инициативе детей, замысел ее опирается на разрозненные поверхностные знания, то подход педагога к выбору приемов должен быть совершенно другим. Задача педагога в данном случае заключается в том, чтобы углубить возникший интерес, помочь приобрести необходимые знания. Педагогика располагает рядом приемов, направленных на формирование игровых интересов, на обогащение содержания игры и воспитания у детей умения жить в коллективе. Это экскурсии, чтение, наблюдения за деятельностью людей, разговор с детьми во время игры и до ее возникновения, совет воспитателя, подбор, поделка и внесение игрушек-самоделок, предложение вспомнить увиденное или прочитанное, рассматривание иллюстраций, слайдов и т.д. В работе по формированию личности ребенка в игре необходимо во взаимодействии использовать разнообразные приемы, один из которых можно предусмотреть заранее, в применении других возникает необходимость в процессе развития игры.

Экспериментальная работа позволила определить наиболее эффективные приемы воспитания у детей навыков коллективизма в сюжетно-ролевой игре. В работе с детьми старшей группы это преимущественно приемы опосредованного руководства. К ним можно отнести совет, которым педагог пользуется часто, поскольку дети иногда, даже имея представления о том или ином явлении, не могут организовать игру. Причиной этого бывает робость, незнание, как и с чего начать. Иногда дети играют в одиночку только потому, что не могут включиться в игры сверстников. Совет воспитателя помогает ребенку найти применение своим силам, умениям. Использование совета может привести к хорошим результатам только при условии, если педагог знает интересы ребенка, особенности его характера и поведения в игре.

Расширению круга обязанностей в игре, налаживанию взаимоотношений, в основе которых лежит внимание и забота о партнере по игре, помогают вопросы педагога. Прием вопроса чаще и шире используется в том случае, когда игра возникает по инициативе детей. В такой игре бывает много неясного, часто действия детей в ней нецеленаправленны. И тогда воспитатель уточняет, конкретизирует с помощью вопросов, что и как дети должны делать в игре.

Таким образом, на основе проведенной экспериментальной работы мы подтвердили предположение о том, что существует органическая связь между развитием коллективных взаимоотношений, обогащением содержания игр и устойчивостью общего замысла ролей. Поэтому только содержательная, эмоционально насыщенная игра, захватившая мысли и чувства детей, может дать наибольший эффект в воспитании коллективизма и развития коммуникативных отношений.

1. Агарагимова В.К., Даудова П.А. Сюжетно-ролевая игра как средство адаптации детей-сирот дошкольного возраста. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 4 (77): 249 - 251.

2. Агарагимова В.К., Магомедова М.С. Повышение эффективности подготовки бакалавров социальной педагогики к психолого-педагогическому сопровождению учащихся сельских школ. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 4 (77): 251 - 253.

3. Агарагимова В.К., Зайпуллаева М.А. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности девиантного подростка. Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78): 68 - 70.

4. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. Москва, 2013.

5. Швалева Н.М. Среда развития личности как психолого-педагогический феномен. Научная мысль Кавказа. 2005; № 13: 188 - 197.

6. Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Айтмагамбетова РХ. и др. Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность: коллективная монография. Москва, 2020.

References

1. Agaragimova V.K., Daudova P.A. Syuzhetno-rolevaya igra kak sredstvo adaptacii detej-sirot doshkol'nogo vozrasta. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 4 (77): 249 - 251.

2. Agaragimova V.K., Magomedova M.S. Povyshenie 'effektivnosti podgotovki bakalavrov social'noj pedagogiki k psihologo-pedagogicheskomu soprovozhdeniyu uchaschihsya sel'skih shkol. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 4 (77): 251 - 253.

3. Agaragimova V.K., Zajpullaeva M.A. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie razvitiya lichnosti deviantnogo podrostka. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019. № 5 (78): 68 - 70.

4. Shapovalenko I.V. Psihologiya razvitiya i vozrastnaya psihologiya. Moskva, 2013.

5. Shvaleva N.M. Sreda razvitiya lichnosti kak psihologo-pedagogicheskij fenomen. Nauchnaya mysl'Kavkaza. 2005; № 13: 188 - 197.

6. Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Ajtmagambetova R.H. i dr. Aktual'nye problemy gumanitarnyh nauk: istoriya isovremennost': kollektivnaya monografiya. Moskva, 2020.

Статья поступила в редакцию 10.06.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.