Научная статья на тему 'Сюжетно-ролевая игра как средство адаптации детей-сирот дошкольного возраста'

Сюжетно-ролевая игра как средство адаптации детей-сирот дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
467
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ADAPTABILITY / ROLE-PLAYING GAME / INDIVIDUAL APPROACH / COMMUNICATION SKILLS / EMOTIONAL WELL-BEING / АДАПТИРОВАННОСТЬ / СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агарагимова В. К., Даудова П. А.

В статье поднимается актуальная проблема адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Авторы утверждают, что применение творческого подхода к поэтапной методике сюжетно-ролевой игры, с включением элементов знакомства с народным творчеством, способствует не только установлению коммуникативных связей между детьми, детьми и педагогами, детьми и студентами-волонтёрами, но и значительно расширяет знания детей о профессиях, народных промыслах и традициях своего региона и страны в целом. Результатом работы является теоретическое обоснование проблемы и выделение творческой среды в качестве фактора, влияющего на социализацию детей и развитие способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE-PLAY AS A TOOL OF ADAPTATION OF CHILDREN-ORPHANS OF PRESCHOOL AGE

The article raises an urgent problem of adapting orphans and children without parental care. The authors argue that the application of a creative approach to the phased methodology of the role-playing game, with the inclusion of elements of acquaintance with folk art, contributes not only to the establishment of communication links between children, children and teachers, children and students-volunteers, but also significantly expands children's knowledge about professions, folk crafts and traditions of their region and the country as a whole. The result of the work is a theoretical justification of the problem and the allocation of the creative environment as a factor affecting the socialization of children and the development of abilities.

Текст научной работы на тему «Сюжетно-ролевая игра как средство адаптации детей-сирот дошкольного возраста»

11. Козлова Т.С. Мастерская как одна из форм реализации идей «экспериментальной педагогики» в современной школе России. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2007; 3: 202 - 206.

12. Крысов В.В. Методологическое обоснование учебного процесса нового типа. Междисциплинарный круглый стол «Гуманитарное знание и образование: технологии развития студенческих компетенций». Материалы подготовительных мероприятий. Тезисы докладов (30 марта 2010 г). Москва: РГГУ 2010: 11 - 12.

13. Алексеев А.И., Лиходей М.В. Подготовка к творческим заданиям в театре эстрадных миниатюр. Креативная педагогика и педагогический поиск. Материалы Международной научно-практической конференции. Чебоксары: Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Экспер-тно-методический центр», 2017: 6 - 8.

14. Савенкова Л.Г. Творческое задание в практике работы педагога образовательной области «Искусство». Педагогика искусства. 2007; 1: 62 - 72. Available at: http://www. art-education.ru/electronic-journal/tvorcheskoe-zadanie-v-praktike-raboty-pedagoga-obrazovatelnoy-oblasti-iskusstvo

15. Лебедев О.Е. Результаты школьного образования в 2020 г. Вопросы образования. 2009; 1: 40 - 59.

16. Агапова Д. Культура участия: миллионы диалогов. Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия. Отв. ред. А. Щербакова. Сост. Н. Копелян-ская. Москва: б.и., 2012: 8 - 20.

17. Ванюшкина Л.М., Тихомиров С.А. Творческие задания как приоритет обучения студентов - будущих художников традиционного прикладного искусства. Мир науки, культуры, образования. 2018; 1 (68): 213 - 214.

18. Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы качества научной работы и академический плагиат». Часть II. Секция «Тексты». Текстовая расшифровка выступлений. Вольное сетевое сообщество «Диссернет». Available at: https://www.dissernet.org/publications/ivgi_rggu_26.09.2018_iitxt.htm

19. Моисеев А.М. Командная работа над творческими заданиями как способ освоения стратегического управления школой. Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Москва, 2017; 2: 532 - 541.

20. Полюдова Е.Н. Изучение искусства в системе дошкольного образования США: к вопросу о формировании новых стандартов. Педагогика искусства и современное художественное образование: монография. Е.М. Акишина (рук. авт. колл.) и др.; рук. проекта Е.М. Акишина; науч. ред. Л.Л. Алексеева; общ. ред. Е.В. Боякова. Москва: ТЦ Сфера, 2017: 258 - 269.

21. Ванюшкина Л.М., Коробкова Е.Н. Образование в пространстве культуры: монография. Санкт-Петербург: СПб АППО, 2012.

References

1. Pryamikova E.V. Kompetentnostnyj i deyatel'nostnyj podhody k shkol'nomu obrazovaniyu: problemy i perspektivy. Social'no-gumanitarnye znaniya. 2009; 2: 192 - 206.

2. Popov D.S. Internet v zhizni shkol'nika. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2008; 36: 366 - 370.

3. Simanovskij D.L. V poiskah cifrovogo bar'era: kak shkol'niki Sankt-Peterburga ispol'zuyut Internet v obrazovatel'nyh celyah? Sociologiya obrazovaniya. 2016; 10: 90 - 103.

4. Gracheva O.O., Zaharina Yu.Yu., Kolbysheva S.I., Morunov A.A. Iskusstvo. Otechestvennaya i mirovaya hudozhestvennaya kul'tura. 6 klass. Rabochaya tetrad'. Minsk: Avers'ev, 2017.

5. Emohonova L.G. Mirovaya hudozhestvennaya kul'tura (bazovyj uroven'): rabochaya tetrad' dlya 10 klassa: srednee obschee obrazovanie. Moskva: Izdatel'skij centr «Akade-miya», 2014.

6. Emohonova L.G. Mirovaya hudozhestvennaya kul'tura (bazovyj uroven'): rabochaya tetrad' dlya 11 klassa: srednee obschee obrazovanie. Moskva: Izdatel'skij centr «Akade-miya», 2014.

7. Chursina V.G. Mirovaya hudozhestvennaya kul'tura. Rabochaya tetrad'. 10 klass. Moskva: Nasha shkola; Arkti, 2014.

8. Kraeva N.G. Tetrad' tvorcheskih zadanij po mirovoj hudozhestvennoj kul'ture 10 klass k uchebniku G.I. Danilovoj. Social'naya set'rabotnikov obrazovaniya nsportal.ru. Available at: http://nsportal.ru/shkola/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/library/2016/11/16/tetrad-tvorcheskih-zadaniy-po-mirovoy

9. Men'shenina V.V. Tetrad' tvorcheskih zadanij po mirovoj hudozhestvennoj kul'ture k uchebnikam G.I. Danilovoj: Mirovaya hudozhestvennaya kul'tura. Ot istokov do XVII veka. 10 klass. Bazovyj uroven'; Mirovaya hudozhestvennaya kul'tura: ot XVII veka do sovremennosti. 11 klass. Bazovyj uroven'. 2011. Pedsovet. Available at: https://pedsovet.org/ component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,73581

10. Mel'nikova T. Rabochaya tetrad' po mirovoj hudozhestvennoj kul'ture. Setevoe izdanie «Mogarif-uku». Available at: http://magarif-uku.ru/teachers-room/rabochaya-tetrad-po-mirovojj-khudozhestv/

11. Kozlova T.S. Masterskaya kak odna iz form realizacii idej «'eksperimental'noj pedagogiki» v sovremennoj shkole Rossii. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya: pedagogika. Psihologiya. Social'naya rabota. Yuvenologiya. Sociokinetika. 2007; 3: 202 - 206.

12. Krysov V.V. Metodologicheskoe obosnovanie uchebnogo processa novogo tipa. Mezhdisciplinarnyj kruglyj stol «Gumanitarnoe znanie i obrazovanie: tehnologii razvitiya studencheskih kompetencij». Materialy podgotovitel'nyh meropriyatij. Tezisy dokladov (30 marta 2010 g.). Moskva: RGGU, 2010: 11 - 12.

13. Alekseev A.I., Lihodej M.V. Podgotovka k tvorcheskim zadaniyam v teatre 'estradnyh miniatyur. Kreativnaya pedagogika i pedagogicheskij poisk. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Cheboksary: Negosudarstvennoe obrazovatel'noe uchrezhdenie dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya «'Ekspertno-metodicheskij centr», 2017: 6 - 8.

14. Savenkova L.G. Tvorcheskoe zadanie v praktike raboty pedagoga obrazovatel'noj oblasti «Iskusstvo». Pedagogika iskusstva. 2007; 1: 62 - 72. Available at: http://www.art-education.ru/electronic-journal/tvorcheskoe-zadanie-v-praktike-raboty-pedagoga-obrazovatelnoy-oblasti-iskusstvo

15. Lebedev O.E. Rezul'taty shkol'nogo obrazovaniya v 2020 g. Voprosy obrazovaniya. 2009; 1: 40 - 59.

16. Agapova D. Kul'tura uchastiya: milliony dialogov. Muzejkakprostranstvo obrazovaniya: igra, dialog, kul'tura uchastiya. Otv. red. A. Scherbakova. Sost. N. Kopelyanskaya. Moskva: b.i., 2012: 8 - 20.

17. Vanyushkina L.M., Tihomirov S.A. Tvorcheskie zadaniya kak prioritet obucheniya studentov - buduschih hudozhnikov tradicionnogo prikladnogo iskusstva. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 1 (68): 213 - 214.

18. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Problemy kachestva nauchnoj raboty i akademicheskij plagiat». Chast' II. Sekciya "Teksty". Tekstovaya rasshifrovka vystuplenij. Vol'noe setevoe soobschestvo «Dissernet». Available at: https://www.dissernet.org/publications/ivgi_rggu_26.09.2018_iitxt.htm

19. Moiseev A.M. Komandnaya rabota nad tvorcheskimi zadaniyami kak sposob osvoeniya strategicheskogo upravleniya shkoloj. Konferencium ASOU: sbornik nauchnyh trudov i materialov nauchno-prakticheskih konferencij. Moskva, 2017; 2: 532 - 541.

20. Polyudova E.N. Izuchenie iskusstva v sisteme doshkol'nogo obrazovaniya SShA: k voprosu o formirovanii novyh standartov. Pedagogika iskusstva isovremennoehudozhestvennoe obrazovanie: monografiya. E.M. Akishina (ruk. avt. koll.) i dr.; ruk. proekta E.M. Akishina; nauch. red. L.L. Alekseeva; obsch. red. E.V. Boyakova. Moskva: TC Sfera, 2017: 258 - 269.

21. Vanyushkina L.M., Korobkova E.N. Obrazovanie vprostranstve kul'tury: monografiya. Sankt-Peterburg: SPb APPO, 2012.

Статья поступила в редакцию 22.07.19

УДК 371

Agaragimova V.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan state pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Daudova P.A., MA Student, Faculty of Social Pedagogy and Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

ROLE-PLAY AS A TOOL OF ADAPTATION OF CHILDREN-ORPHANS OF PRESCHOOL AGE. The article raises an urgent problem of adapting orphans and children without parental care. The authors argue that the application of a creative approach to the phased methodology of the role-playing game, with the inclusion of elements of acquaintance with folk art, contributes not only to the establishment of communication links between children, children and teachers, children and students-volunteers, but also significantly expands children's knowledge about professions, folk crafts and traditions of their region and the country as a whole. The result of the work is a theoretical justification of the problem and the allocation of the creative environment as a factor affecting the socialization of children and the development of abilities.

Key words: adaptability, role-playing game, individual approach, communication skills, emotional well-being.

В.К. Агарагимоеа, канд. пед. наук, доц. факультета социальной педагогики и психологии, Дагестанский государственный университет,

г. Махачкала, E-mail: [email protected]

П.А. Даудоеа, магистрант факультета социальной педагогики и психологии, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала,

E-mail: [email protected]

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье поднимается актуальная проблема адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Авторы утверждают, что применение творческого подхода к поэтапной методике сюжетно-ролевой игры, с включением элементов знакомства с народным творчеством, способствует не только установлению коммуникативных связей между детьми, детьми и педагогами, детьми и студентами-волонтёрами, но и значительно расширяет знания детей о профессиях, народных промыслах и традициях своего региона и страны в целом. Результатом работы является теоретическое обоснование проблемы и выделение творческой среды в качестве фактора, влияющего на социализацию детей и развитие способностей.

Ключевые слова: адаптированность, сюжетно-ролевая игра, индивидуальный подход, коммуникативные навыки, эмоциональное благополучие.

Введение

В современных условиях крайней нестабильности ситуации российского общества всё более актуальной становится задача сохранения личности, её адаптированности, охраны психического здоровья, наиболее полного раскрытия потенциальных возможностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проблемой, объединяющей вокруг себя усилия многих специалистов, работающих с детьми, в последнее время становится проблема адаптации к условиям современного социума [1 - 14]. В соответствии с основными направлениями экспериментальной работы нами были проанализрованы содержание и методы работы педагогического коллектива детского дома № 7 г Избербаш (ул. Маяковского, 139 В) с точки зрения влияния на адаптацию ребёнка, что позволило разработать методику работы по поддержке обозначенного процесса для ребёнка-сироты средствами сюжетно-ролевой игры.

Основное содержанпие статьи

Проблема формирования адаптации в сюжетно-ролевой игре разрабатывалась относительно дошкольного и младшего школьного возраста в течение длительного периода отечественными учёными, которыми установлено, что решающим в приобретении адаптационного опыта ребёнка являются коллективные игры, занятия, труд и необходимые для детей качества развиваются главным образом в процессе общения детей друг с другом и взрослыми в повседневной жизни [2 - 4]. В сюжетно-ролевой игре ребёнок объединяется с другими детьми для достижения совместной цели, в ходе игры дети согласовывают свои действия, приучаются к сотрудничеству, взаимопомощи. В игре создаются благоприятные условия, способствующие развитию социальных навыков, наличие которых зависит от среды, от умения ребёнка входить в общество сверстников и взрослых.

Доказано, что наиболее эффективной для адаптации и развития коммуникативных отношений для детей рассматриваемого нами возраста является длительная сюжетно-ролевая игра. При этом большое значение приобретает не только содержание игры, но и умение педагога научить и развивать в игре избирательные интересы детей. Исследователи установили связь и зависимость между ростом сознательной, целенаправленной деятельности детей в игре и формированием коммуникативных отношений [5; 7]. Однако в исследованиях не нашли должного освещения вопросы влияния взаимоотношений детей на процессы адаптации, социализации, коллективизма и зависимости возникающих игровых отношений на характер взаимоотношений детей в группе, а также планирование приёмов начал коллективизма в сюжетно-ролевой игре. Эти вопросы стали предметом нашего изучения. Задача заключалась в том, чтобы определить степень влияния сюжетно-ролевой игры на формирование у детей-сирот адаптированно-сти, умения договариваться в игре, согласования своих действий с действиями товарищей, распределение ролей, игрового материала, проявление активности в выполнении взятой на себя роли, а также степень влияния возникающих игровых отношений на характер личностных взаимоотношений в группе. Также в исследовании рассматриваются особенности сюжетно-ролевой игры у пятилетних детей, а также выделены наиболее эффективные приёмы воспитания в игре и некоторые приемы планирования педагогического руководства. В результате экспериментального исследования было установлено, что сюжетно-ролевая игра недостаточно используется в качестве средства адаптации и формирования личности детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей. Игры, возникающие по инициативе детей, не всегда включаются воспитателем в педагогический процесс, а существуют самостоятельно. В основе их часто лежит стихийный опыт ребёнка, он привносит в игру не всегда педагогически оправданное содержание. Так, отрадное явление-возникновение сюжетно-ролевой игры по инициативе ребёнка - не всегда способствует воспитанию положительных качеств личности. Кроме того, изо дня в день, повторяя содержание игры без вмешательства взрослого (косвенного или непосредственного), ребёнок не развивается, поэтому игры превращаются просто в функциональную деятельность. Иногда неудовлетворительно осуществляется формирование игровых интересов, и план воспитателя представляет собой ряд совершенно не связанных между собой занятий.

Следует отметить, что многие педагоги затрудняются в выборе наиболее эффективных приёмов воспитания в игре, а также в планировании педагогического руководства по адаптации детей-сирот дошкольного возраста в сюжет-но-ролевой игре.

Учитывая эти недостатки и трудности, мы использовали в экспериментальной работе разнообразные средства руководства сюжетно-ролевой игрой и в первую очередь стремились к тому, чтобы создать при этом благоприятные условия

для воспитания коллективных взаимоотношений, что является важным условием осуществления адаптации к окружающему социуму. Условно работа была разделена на три этапа.

На первом этапе мы изучили уровни игры, состояния взаимоотношений детей, игровые интересы доэкспериментального периода. Методика работы с детьми включала беседы, наблюдения. На втором этапе изучались уровни игры и состояния в ней взаимоотношений после целенаправленного руководства педагога по повышению эффективности сюжетно-ролевой игры в воспитании детей-сирот. На третьем, заключительном этапе проводился анализ сюжет-но-ролевой игры и взаимоотношений в ней после использования предусмотренных экспериментом приёмов по повышению эффективности сюжетно-ролевой игры.

Сравнение показателей на разных этапах даёт наглядную картину повышения уровня игры и характера взаимоотношений в ней, складывающимися между детьми в процессе игр («Больница», «Дом», «Шоферы», «Моряки», «Магазин», «Пограничники», «Строители»). Оказалось, что наиболее интересными были для детей игры в «дом», «магазин», «моряков». Несмотря на то, что эти игры вызывали неизменный интерес, длились они недолго - 12 - 15 минут, между детьми не возникало устойчивых взаимоотношений. Содержание игр было однообразным, поэтому возникнув, они быстро распадались. Часто дети в них не распределяли роли, не договаривались о способах действия.

Для определения характера личностных взаимоотношений детей широко использовались наблюдения за их поведением и взаимоотношениями в игре и других видах деятельности. Дополнительно была использована разработанная Я.Л. Коломинским методика «Выбор в действии». В соответствии с нею было проведено рисование на тему «Два жадных медвежонка». У каждого в отдельности воспитатель спросила, кому бы из детей он захотел подарить работу. Имя ребёнка записывалось на обратной стороне рисунка. Результаты детям не объявлялись. Анализ полученных данных позволил подвести итоги. Всего 9 детей были авторитетны у товарищей. Остальные 10, не получивших выборов товарищей, отмечены как безинициативные, не присоединяющиеся к коллективным играм, замкнутые. Следовательно, необходимо было использовать активную детскую деятельность - сюжетно-ролевую игру для воспитания у детей общительности, целеустремленность, взаимопомощи. Доказано, что эффективным средством воспитания игра может быть только в том случае, если она содержательна и формирует устойчивые интересы, если дети будут знать, что и как они должны отразить в ней [10; 12]. Поэтому работа по формированию навыков социализации у детей была организована в двух направлениях: совершенствование планирования и установление преемственности во всей воспитательной работе, что способствовало организации интересных, содержательных игр и вовлечению детей в игры, а также дифференцированное использование приёмов руководства по воспитанию детей-сирот в игре.

Правильность такой постановки вопроса подтвердилась в ходе эксперимента. В течение года дети играли в семь сюжетно-ролевых игр. Мы старались каждую из них использовать в качестве средств нравственного воспитания. Например, сюжетно-ролевая игра «Строители», длившаяся в течение четырёх недель, способствовала воспитанию у детей заботливого отношения детей друг к другу, умения договариваться об игре, распределить роли, подчинить свои интересы интересам общего дела. Она способствовала развитию у детей активности, умения играть вместе. Так, на первом этапе, когда дети начали играть, трое из них, ставшие инициаторами, принимали в игре активное участие. Уже через десять дней, после проведённой воспитательной работы по развитию и обогащению содержания игры, в ней принимали участие остальные дети. Возросла активность не только в игре. На третьем этапе совершенно другим стал и характер объединения. Если вначале дети почти не договаривались, каждый выполнял свою задачу и перед ними не стояла общая цель, то на третьем этапе игры почти все дети были объединены общей целью: они строили город с красивыми улицами, домами и площадями. Кроме мальчиков-строителей и архитекторов, девочки устроили столовую для сотрудников, медицинский пункт, библиотеку с фонотекой и аудиогидами по культурно-значимым селам и городам Дагестана. В этом направлении большую работу провели шефы - студенты-волонтёры факультета социальной педагогики и психологии Дагестанского государственного педагогического университета, которые организовали видео-экскурсии с применением аудиогидов, что являлось новым в работе с дошкольниками детского дома; помогали составлять фонотеку народных песен и произведений дагестанских компо-

зиторов, воспитывая в детях любовь и гордость за малую родину, родной край и расширяя познания детей в данной области.

Повторно проведённый эксперимент по выявлению уровня личностных взаимоотношений показал, что уровень значительно повысился на третьем этапе работы.

Таким образом, на основе проведённой экспериментальной работы, можно с уверенностью сказать, что содержание сюжетно-ролевой игры является важным фактором в формировании коллективных взаимоотношений как условия социализации детей-сирот.

Повышение эффективности содержания сюжетно-ролевой игры, индивидуальная работа с детьми, продуманное, целенаправленное планирование педагогического руководства позволили нам сделать сюжетно-ролевую игру неотъемлемой частью всей воспитательной работы в группе, создать благоприятные эмоциональные условия для развития личности и социализации детей-сирот. Планирование работы педагогом включает в себя:

- систему работы, направленную на формирование игровых интересов, обеспечивающую создание условий для возникновения сюжетно-ролевой игры;

- воспитательную работу, направленную на развитие и обогащение содержания конкретной игры, возникающей на основании личного опыта детей;

- планирование приёмов работы, способствующих формированию у отдельных детей навыков коллективизма, развитию коллектива группы.

Библиографический список

Следовательно, воспитание детей-сирот в сюжетно-ролевой игре - это воспитание действенное. В игре ребёнок на практике усваивает нравственные нормы поведения, приобретает навыки жизни в коллективе.

Выводы

Проведённое исследование влияния сюжетно-ролевой игры на адаптацию детей-сирот даёт основание утверждать, что решающее значение в воспитании детей имеет содержание игры. От его уровня зависит и качество складывающихся взаимоотношений. Следует также сказать и то, что особого внимания требуют игры, возникающие на основании личного опыта ребёнка, а также игры, к содержанию которых педагог формирует у детей интерес в процессе воспитательной работы. Поэтому длительность и устойчивость игровых интересов детей находится в прямой зависимости от того, как педагог планирует и осуществляет работу по воспитанию и обучению детей. Если формирование игровых интересов является главным условием для возникновения новых увлекательных и содержательных игр, то разработка методики руководства воспитанием ребёнка в игре обеспечит её эффективность в формировании личности.

Исследование проводилось в условиях многонационального детского коллектива, и присутствие сегодня в ценностном сознании дагестанской молодёжи общечеловеческих ценностей ненасилия является показателем богатого духовно-нравственного наследия страны гор. Это может служить достаточно надёжным индикатором прогнозирования характера будущей социальной активности детей, что особенно важно в данной обстановке в многонациональном Дагестане.

1. Aгарагимова В.К., Джаватова A.A. Применение сказкотерапии в процессе адаптации детей-сирот к условиям школы-интерната. Мир науки, культуры и образования. 2018; 6 (У3): 13У - 138.

2. Николаева Е.И. Психология детского творчества. Санкт-Петербург, 2006.

3. Петровский AE. Личность в психологии: феномен субъективности. Ростов-на-Дону, 1996.

4. Поливанова К.Н. Шестилетки: диагностика готовности к школе. Москва, 2009.

5. Практическое руководство по терапии творческим самовыражением. Под редакцией М.Е. Бурно. Москва: Aкадемический Проект, ОППЛ, 2003.

6. Роджерс К.Р Взгляд на психотерапию. Становление человека. Москва: Педагогика, 1994. У. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Москва, 1980.

8. Селиванов В.С. Основы общей педагогики. Москва, 2002.

9. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Москва, 2003.

10. Сухомлинский ВА О воспитании. 4-е изд. Москва, 1982.

11. Фурманов ИА, Aладьин A.A., Фурманова Н.В. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства. Минск, 2009.

12. Хрисанова E.A., Сергеева Н.Ю. Aртпедагогика в системе современного воспитания. Народное образование. 2003; У: 13У - 141.

13. Хухлаева О.В. Радость творчества. Москва, 200У.

14. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. Москва, 200У. References

1. Agaragimova V.K., Dzhavatova A.A. Primenenie skazkoterapii v processe adaptacii detej-sirot k usloviyam shkoly-internata. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. 2018; 6 (У3): 13У - 138.

2. Nikolaeva E.I. Psihologiya detskogo tvorchestva. Sankt-Peterburg, 2006.

3. Petrovskij A.V. Lichnost' v psihologii: fenomen sub'ekiivnosti. Rostov-na-Donu, 1996.

4. Polivanova K.N. Shestiletki: diagnostika gotovnosti k shkole. Moskva, 2009.

5. Prakticheskoe rukovodstvo po terapii tvorcheskim samovyrazheniem. Pod redakciej M.E. Burno. Moskva: Akademicheskij Proekt, OPPL, 2003.

6. Rodzhers K.R. Vzglyad na psihoterapiyu. Stanovlenie cheloveka. Moskva: Pedagogika, 1994. У. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii. Moskva, 1980.

8. Selivanov V.S. Osnovy obschejpedagogiki. Moskva, 2002.

9. Stepanov E.N., Luzina L.M. Pedagogu o sovremennyh podhodah i koncepciyah vospitaniya. Moskva, 2003.

10. Suhomlinskij V.A. O vospitanii. 4-e izd. Moskva, 1982.

11. Furmanov I.A., Alad'in A.A., Furmanova N.V. Psihologicheskieosobennostidetej, lishennyh roditel'skogopopechitel'stva. Minsk, 2009.

12. Hrisanova E.A., Sergeeva N.Yu. Artpedagogika v sisteme sovremennogo vospitaniya. Narodnoe obrazovanie. 2003; У: 13У - 141.

13. Huhlaeva O.V. Radost' tvorchestva. Moskva, 200У.

14. Shushardzhan S.V. Muzykoterapiya irezervy chelovecheskogo organizma. Moskva, 200У.

Статья поступила в редакцию 08.08.19

УДК 371

Agaragimova V.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan state pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Magomedova M.S., MA Student, Faculty of Social Pedagogy and Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

THE INCREASE OF EFFICIENCY OF PREPARATION OF BACHELORS IN SOCIAL PEDAGOGY PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF PUPILS OF RURAL SCHOOLS. The article reveals the importance of the task of training specialists for rural schools. The problem is justified from the standpoint of psychological and pedagogical support, the main place in which is given to the use of innovative technologies, as well as pedagogical practice, organized taking into account the specifics of rural schools. The article notes that the issues of training future social pedagogue for vocational guidance of schoolchildren are reflected in the work plan of the Department, faculty; in the annual plans of the University this problem is given one of the important places. In the office of social pedagogy of the faculty and the University library are decorated card files of literature, video and audio funds that allow students to better prepare to assist students in the right choice of profession. The authors state that the result of the work is that a third of graduates of the faculty annually get a job in rural schools. Key words: practical skills, individual approach, innovative technologies.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В.К. Агарагимоеа, канд. пед. наук, доц. факультета социальной педагогики и психологии, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

М.С. Магомедоеа, магистрант факультета социальной педагогики и психологии, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.