Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К САМОКОНТРОЛЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ТЕХНИКУМА'

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К САМОКОНТРОЛЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ТЕХНИКУМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОКОНТРОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГОТОВНОСТЬ К САМОКОНТРОЛЮ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ ТЕХНИКУМА / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новиков Сергей Александрович, Шкуропий Константин Викторович

Одной из значимых задач реформирования российской системы профессионального образования является поиск эффективных путей повышения профессиональной подготовки будущих специалистов. В качестве одного из признаков успешности овладения профессиональной деятельностью обучающихся является контроль собственной образовательной деятельности, который проявляется умениях и навыках самоконтроля от постановки образовательной цели до конечных результатов её реализации. В этой связи актуальным направлением исследований является научное обоснование процесса формирования готовности к самоконтролю образовательной деятельности обучающихся учреждений среднего профессионального образования (СПО). Цель исследования состоит научном обосновании организации процесса формирования готовности к самоконтролю образовательной деятельности у обучающихся техникума железнодорожного транспорта. Задача исследования заключается в выявлении и апробации организационно-педагогических условий, обеспечивающей эффективность процесса формирования готовности к самоконтролю образовательной деятельности у обучающихся техникума. В содержании статьи раскрывается авторский подход к организации процесса формирования готовности к самоконтролю образовательной деятельности у обучающихся техникума железнодорожного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новиков Сергей Александрович, Шкуропий Константин Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF READINESS FOR SELF-CONTROL EDUCATIONAL ACTIVITIES OF STUDENTS TECHNICAL SCHOOL

One of the significant tasks of reforming the Russian system of vocational education is the search for effective ways to improve the professional training of future specialists. As one of the signs of the success of mastering the professional activity of students is the control of their own educational activities, which manifests itself in the skills and skills of self-control from setting the educational goal to the final results of its implementation. In this regard, the actual direction of research is the scientific substantiation of the process of formation of readiness for self-control of educational activities of students of secondary vocational education institutions (SPE). The purpose of the study is the scientific substantiation of the organization of the process of formation of readiness for self-control of educational activities among students of the technical college of railway transport. The objective of the study is to identify and test organizational and pedagogical conditions that ensure the effectiveness of the process of formation of readiness for self-control of educational activities among college students. The content of the article reveals the author's approach to the organization of the process of formation of readiness for self-control of educational activities among students of the railway transport technical school.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К САМОКОНТРОЛЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ТЕХНИКУМА»

УДК 796.082

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К САМОКОНТРОЛЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ТЕХНИКУМА

Сергей Александрович Новиков, аспирант, Константин Викторович Шкуропий, кандидат педагогических наук, доцент, Армавирский государственный педагогический университет, г. Армавир

Аннотация

Одной из значимых задач реформирования российской системы профессионального образования является поиск эффективных путей повышения профессиональной подготовки будущих специалистов. В качестве одного из признаков успешности овладения профессиональной деятельностью обучающихся является контроль собственной образовательной деятельности, который проявляется умениях и навыках самоконтроля от постановки образовательной цели до конечных результатов её реализации. В этой связи актуальным направлением исследований является научное обоснование процесса формирования готовности к самоконтролю образовательной деятельности обучающихся учреждений среднего профессионального образования (СПО). Цель исследования состоит научном обосновании организации процесса формирования готовности к самоконтролю образовательной деятельности у обучающихся техникума железнодорожного транспорта. Задача исследования заключается в выявлении и апробации организационно-педагогических условий, обеспечивающей эффективность процесса формирования готовности к самоконтролю образовательной деятельности у обучающихся техникума. В содержании статьи раскрывается авторский подход к организации процесса формирования готовности к самоконтролю образовательной деятельности у обучающихся техникума железнодорожного транспорта.

Ключевые слова: самоконтроль образовательной деятельности, готовность к самоконтролю, обучающиеся техникума, концептуальная модель, организационно-педагогические условия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p259-262

FORMATION OF READINESS FOR SELF-CONTROL OF EDUCATIONAL ACTIVITIES OF TECHNICAL SCHOOL STUDENTS

Sergey Alexandrovich Novikov, the post-graduate student, Konstantin Viktorovich Shkuropiy,

the candidate of pedagogical sciences, docent, Armavir State Pedagogical University, Armavir

Abstract

One of the significant tasks of reforming the Russian system of vocational education is the search for effective ways to improve the professional training of future specialists. As one of the signs of the success of mastering the professional activity of students is the control of their own educational activities, which manifests itself in the skills and skills of self-control from setting the educational goal to the final results of its implementation. In this regard, the actual direction of research is the scientific substantiation of the process of formation of readiness for self-control of educational activities of students of secondary vocational education institutions (SPE). The purpose of the study is the scientific substantiation of the organization of the process of formation of readiness for self-control of educational activities among students of the technical college of railway transport. The objective of the study is to identify and test organizational and pedagogical conditions that ensure the effectiveness of the process of formation of readiness for self-control of educational activities among college students. The content of the article reveals the author's approach to the organization of the process of formation of readiness for self-control of educational activities among students of the railway transport technical school.

Keywords: self-control of educational activity, readiness for self-control, college students, conceptual model, organizational and pedagogical conditions.

ВВЕДЕНИЕ

Профессиональная деятельность специалиста железнодорожного транспорта предъявляет к его личностным качествам и особенностям организации профессиональ-

ной подготовки ряд требований, значимое место среди которых отведено владению приёмами и навыками самоконтроля. В свою очередь самоконтроль способствует эффективному формированию значимых для профессии личностных качеств (критического мышления, рефлексии, профессиональной самоорганизации, ответственности, самостоятельности в принятии решений и др.).

В теории педагогики вопросам формирования у обучающихся самоконтроля образовательной деятельности посвящены работы С.И. Архангельского, Ю.К. Бабанского, И.А. Зимней, А.И. Кочетова, П.П. Пидкасистого, Л.Е Плескача, М.И. Скаткина, Н.Ф. Талызиной и др.). Выполненный нами анализ специальной литературы показал, что в настоящее время не нашла решения проблема формирования готовности будущих специалистов железнодорожного транспорта к самоконтролю в процессе профессиональной подготовки в учреждении СПО.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Опытно-экспериментальная работа организовывалась и проводилась в 2018-2022 годах на базе Тихорецкого техникума железнодорожного транспорта. В ней приняло участие 140 студентов 1-4 курсов.

Исследование состояло из трёх взаимосвязанных этапов: 1) пропедевтический этап - включал в себя теоретический анализ уровня разработанности проблемы и имеющегося практического опыта; 2) организационно-технологический этап - включал разработку и реализацию содержания программы опытно-экспериментальной работы; 3) рефлексивно-коррекционный - предполагал анализ, оценку и реализацию коррекционных мероприятий. Содержание опытно-экспериментальной работы было направлено на апробацию авторской технологии, целью которой являлось формирование у обучающихся самоконтроля образовательной деятельности. Достижение цели осуществлялось решением задач углублённого теоретического и методического изучения вопросов, связанных с индивидуально-ориентированным подходом на примере учебной дисциплины «Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава».

В работе использовались следующие методы: анализ литературных источников, педагогическое наблюдение; интервью, анкетирование, опрос, анкетирование, методы математической статистики и др.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ психолого-педагогической литературы и имеющегося опыта деятельности учреждений СПО по исследуемой проблеме [1-3] позволил дать определение основным базовым понятиям исследования: «самоконтроль образовательной деятельности студента», «готовность обучающегося к самоконтролю образовательной деятельности».

Самоконтроль образовательной деятельности обучающегося является свойством субъекта, проявляющимся в рефлексии процесса собственной учебно-профессиональной деятельности, включающей в себя:

- анализ реальных и планируемых учебных действий и достижений (от цели до результата);

- установление уровня соответствия реальных и идеальных (эталонных) состояний «Я-профессионального»;

- осознание значимости профессиональных интересов, потребностей, ценностей и мотивов в профессионально-личностном становлении и развитии;

- субъективный контроль профессионального поведения в соответствии с деон-тологическими принципам, нормами и правилам).

Готовность к самоконтролю образовательной деятельности студента представляет собой системное динамическое образование (качество), в структуру которого входят мо-тивационно-ценностный, познавательный и операционально-деятельностный компонен-

ты, позволяющие обучающемуся осуществлять анализ уровня соответствия реализуемых образовательных действий (от формулировки цели до её итоговых результатов) установленным нормативным требованиям, умения объективно оценивать собственные учебные достижения и корректировать учебную деятельность.

Процесс формирования готовности обучающихся учреждения СПО к самоконтролю образовательной деятельности - процесс специфический, протекающий в условиях постановки и решении задач профессиональной подготовки.

Для оценки сформированности готовности обучающихся учреждения СПО к самоконтролю образовательной деятельности нами были разработаны критерии и показатели (индикаторы) оценки этого качества. В качестве показателей были определены:

- по мотивационно-ценностному компоненту готовности - мотивы личностного и профессионального роста; интерес к содержанию, формам и методам развития самоконтроля; потребность в развитии самоконтроля образовательной деятельности; осознание самоконтроля как личностной и профессиональной ценности;

- по познавательному компоненту - понимание сущности и значения самоконтроля в профессионально-личностном развитии специалиста; знания о способах эффективного развития самоконтроля;

- по операционально-деятельностному компоненту - навыки и умения практического применения методов самоконтроля: самоанализ учебно-познавательной и профессиональной деятельности, умения сличать проявления самоконтроля с эталоном, владение приёмами адекватной самооценки; проявления активности в развитии профессионально важных качеств личности; опыт оценочной и рефлексивной деятельности.

Разработанная нами концептуальная модель формирования готовности обучающихся техникума к самоконтролю образовательной деятельности содержит следующую совокупность взаимосвязанных компонентов: цель, задачи, формы и методы, содержание процесса, основные процессуально-технологические элементы (этапы и стадии), критериально-оценочный аппарат (критерии, показатели-индикаторы, уровни и диагностический инструментарий) соотнесённый со структурными компонентами формируемой готовности, способы педагогической коррекции.

ВЫВОДЫ

Реализация в образовательном процессе техникума авторской модели позволила улучшить качество и эффективность профессиональной подготовки будущих специалистов об этом свидетельствует позитивная динамика развития структурных компонентов готовности к самоконтролю образовательной деятельности обучающихся экспериментальной группы, по сравнению с обучающимися контрольной группы.

Анализ динамики развития мотивационно-ценностного компонента готовности обучающихся экспериментальной группы позволяет констатировать значительный рост показателей «потребность в развитии самоконтроля образовательной деятельности» - на 23 % и показателя «осознание самоконтроля как личностной и профессиональной ценности» - на 18%. В контрольной группе рост этих показателей составил 8 и 10 % соответственно.

О положительной динамике развития познавательного компонента готовности в экспериментальной группе можно судить по росту показателей «понимание сущности и значения самоконтроля в профессионально-личностном развитии специалиста» - на 26 % и «знания о способах эффективного развития самоконтроля» - на 28%. В контрольной группе рост этих показателей составил 6 и 9 % соответственно.

Позитивная динамика развития операционально-деятельностного компонента в экспериментальной группе подтверждается существенным ростом показателей «навыки и умения практического применения методов самоконтроля» - на 31%; «опыт оценочной и

рефлексивной деятельности» - на 29% и «проявления активности в развитии профессионально важных качеств личности» - на 27%. В контрольной группе рост этих показателей составил 3, 5 и 7 % соответственно.

Выполненная нами статистическая обработка материалов эксперимента по методу Стъюдента показала достаточный уровень их достоверности, что позволяет сделать вывод об эффективности предложенного нами подхода.

В ходе исследования установлено, что процесс формирования готовности обучающихся техникума к самоконтролю образовательной деятельности станет эффективен при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

- знания и навыки образовательного самоконтроля реализуются в освоении содержания дисциплин общепрофессиональной и специальной подготовки обучающихся;

- в процессе формирования готовности обучающихся к самоконтролю образовательной деятельности обеспечивается установка на развитие их профессиональной субъектной позиции;

- разработана и реализована в практике концептуальная модель формирования готовности обучающихся к самоконтролю образовательной деятельности;

- процесс формирования готовности обучающихся к самоконтролю образовательной деятельности интегрирован в систему практико-ориентированной подготовки специалиста, обеспечивающей комплексное развитие мотивационно-ценностного, познавательного и операционально-деятельностного компонентов готовности обучающихся к реализации самоконтроля в образовательной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Деркач А.А. Готовность к деятельности как акмеологический подход / А.А. Декач, Е.В. Селезнева. Москва : РАГС, 2008. - 94 с.

2. Петьков В.А. Образовательно-производственный кластер как форма государственно-частного партнёрства техникума и работодателя / В.А. Петьков // Теория и практика общественного ра-звития. - 2015. -№ 21. - С. 265-267.

3. Съедина Н.В. Актуализация готовности студентов к самоконтролю в воспитательно-образовательном процессе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Съедина Наталья Валерьевна. - Кемерово , 2013. - 21 с.

REFERENCES

1. Derkach, A.A. and Selezneva E.V. (2008), Readiness for activity as an acmeological approach, RAGS, Moscow.

2. Petkov, V.A. (2005), "Educational and production cluster as a form of public-private partnership between a technical school and an employer", Theory and practice of social development, No. 21, pp. 265-267.

3. Sedina, N.V. (2013), Actualization of students' readiness for self-control in the educational process, dissertation, Kemerovo.

Контактная информация: valerype@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.06.2022

УДК 796.011.3

АНАЛИЗ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ III-ГО КУРСА КУЗБАССКОГО ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

Геннадий Александрович Обыденников, доцент, Зинаида Ивановна Добрянская,

старший преподаватель. Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Кемеровского государственного университета, Новокузнецк; Евгений Геннадьевич Гордиенко, преподаватель, Кузбасский институт ФСИН России, Новокузнецк

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.