Научная статья на тему 'Оценка готовности курсантов военных вузов к самоконтролю'

Оценка готовности курсантов военных вузов к самоконтролю Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЙ ВУЗ / MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION / ГОТОВНОСТЬ К САМОКОНТРОЛЮ / READINESS TO SELF-CONTROL / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / VOCATIONAL TRAINING / ЭКСПЕРИМЕНТ / EXPERIMENT / ЭТАП / PHASE / КОМПОНЕНТ / COMPONENT / НАВЫК / SKILL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баннов Вадим Владимирович

Инновационные изменения в военно-педагогических системах определяют потребность их интенсификации в силу содержательной нагрузки. Включение готовности курсанта к самоконтролю в число целей образовательного процесса, построение на этой основе целенаправленного педагогического взаимодействия, обеспечивающего развитие этой готовности, требуют дополнительных ресурсов: объема, времени, кадров, материального и методического обеспечения, а в силу их нехватки использования интенсивных форм и методов целенаправленного развития готовности курсантов к самоконтролю. Изменение системы управления образовательным процессом военного вуза таким образом, чтобы главным его субъектом становился сам курсант, обеспечивают инновационные системы оценки и учета результатов учебно-профессиональной деятельности, активно внедряемые в профессиональном военном образовании и основанные на самоконтроле. Однако их эффективность зависит от опережающего развития самого курсанта как субъекта образовательного процесса, что не является решенной научной задачей. Кроме того, оценка готовности к самоконтролю, является одной из наиболее проблематичных областей учебной деятельности военного вуза, поскольку её можно оценить только через проявления в реальной деятельности. В статье приведены результаты исследования и оценки, которая проводилась в экспериментальной группе, где такая деятельность была специально организована. Тем не менее представленные результаты, следует считать приблизительными и использовать исключительно в исследовательских целях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of readiness of cadets of military higher educational institutions to self-control

Innovative changes in the military educational system determine the need for their intensification in the power of meaningful load. The inclusion of the readiness of the trainee to selfcontrol among the objectives of the educational process, building on this basis, the purposeful pedagogic interactions leading to the development of this readiness require additional resources: volume, time, personnel, material and methodological support, and because of their lack of use of intensive forms and methods of purposeful development of readiness of students to self-control. The change in the system of management of educational process of the military institution so that his main subject was himself a student, provide an innovative system for assessing and recording the results of educational-professional activity, actively introduce professional military education and is based on self-control. However, their effectiveness depends on the advanced development of the student as a subject of educational process, which is not solved scientific problem. In addition, assessment of readiness to self-control, is one of the most problematic areas of educational activity of the military institution, as it can be assessed only through a manifestation in the real activity. In the article the results of research and evaluation, which was conducted in the experimental group, where such activity was specially organized. However, the provided results should be considered approximate and used for research purposes only.

Текст научной работы на тему «Оценка готовности курсантов военных вузов к самоконтролю»

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, №2 (март - апрель) http://mir-nauki.com/vol5-2.htmI URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/34PDMN217.pdf Статья опубликована 20.04.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:

Баннов В.В. Оценка готовности курсантов военных вузов к самоконтролю // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, №2 http://mir-nauki.com/PDF/34PDMN217.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 378

Баннов Вадим Владимирович

ФГКВОУ ВО «Омский автобронетанковый инженерный институт», Россия, Омск1

Старший преподаватель E-mail: wwb2@list.ru

Оценка готовности курсантов военных вузов к самоконтролю

Аннотация. Инновационные изменения в военно-педагогических системах определяют потребность их интенсификации в силу содержательной нагрузки. Включение готовности курсанта к самоконтролю в число целей образовательного процесса, построение на этой основе целенаправленного педагогического взаимодействия, обеспечивающего развитие этой готовности, требуют дополнительных ресурсов: объема, времени, кадров, материального и методического обеспечения, а в силу их нехватки - использования интенсивных форм и методов целенаправленного развития готовности курсантов к самоконтролю. Изменение системы управления образовательным процессом военного вуза таким образом, чтобы главным его субъектом становился сам курсант, обеспечивают инновационные системы оценки и учета результатов учебно-профессиональной деятельности, активно внедряемые в профессиональном военном образовании и основанные на самоконтроле. Однако их эффективность зависит от опережающего развития самого курсанта как субъекта образовательного процесса, что не является решенной научной задачей. Кроме того, оценка готовности к самоконтролю, является одной из наиболее проблематичных областей учебной деятельности военного вуза, поскольку её можно оценить только через проявления в реальной деятельности. В статье приведены результаты исследования и оценки, которая проводилась в экспериментальной группе, где такая деятельность была специально организована. Тем не менее представленные результаты, следует считать приблизительными и использовать исключительно в исследовательских целях.

Ключевые слова: военный вуз; готовность к самоконтролю; образовательный процесс; профессиональная подготовка; эксперимент; этап; компонент; навык

С позиций деятельностного подхода самоконтроль понимается как системный компонент образовательного процесса военного вуза, который, находясь во взаимосвязи с необходимым и достаточным составом других его компонентов, обеспечивает появление системного свойства - опережающей, самоуправляемой и мотивированной профессиональной подготовки будущего офицера [3]. Эффективность самоконтроля во многом определяется готовностью курсанта к самоконтролю, которая понимается как профессиональная

1 644112, г. Омск, бульвар Архитекторов 4, корп. 1, кв. 235

2017, Том 5, №2 (499) 755 50 99

научный интернет-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom

компетенция будущего офицера, обеспечивающая мотивированный и грамотный самоанализ, самооценку, планирование и прогнозирование, коррекцию учебно-профессиональной деятельности и в более широком смысле - процесса формирования профессиональной компетентности [1].

Процесс формирования готовности курсантов к самоконтролю проходит специально организованные этапы [8]. Для проверки эффективности опытной работы по формированию готовности курсантов Омского автобронетанкового инженерного института к самоконтролю нами было проведено диагностическое исследование в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах курсантов численностью 79 и 76 человек соответственно.

На этапе мотивации и ориентировки происходит преодоление противоречия между действительной ролью готовности к самоконтролю в профессиональной деятельности офицера и уровнем ее осознания курсантами. Подчеркнем, что в широкой практике актуализация развития самоконтроля и мотивация курсантов без работы в данном направлении невозможны, в силу этого в КГ данная работа не осуществлялась.

Ряд мероприятий воспитательной работы, освоение специального интерактивного курса не только позволили выявить актуальность знаний и представлений курсантов ЭГ о профессиональных компетенциях, которыми они должны обладать, квалификационных требованиях к военному специалисту, но и добиться более высокой оценки курсантами важности готовности к самоконтролю в профессиональной компетентности и, в целом, в достижении профессионального успеха. Сравним результаты начальной (3 курс обучения) и итоговой диагностики (5 курс обучения), проведенной в КГ и ЭГ (рисунок 1).

Мир Науки

40 35 30 25 20 15 10 5 0

37

5 5

2

3 курс (контрольная группа) 3 курс (экспериментальная группа)

I Критически важна

I Играет важную роль

I Не важнее, чем все остальные

I Не так уж и важна Не важна

' Затрудняюсь ответить

Рисунок 1. Результаты оценки курсантами важности готовности к самоконтролю в профессиональной компетентности офицера, человек (рисунок автора)

В течение этапа мотивации и ориентировки, как это видно из данных, представленных на рисунке 1, удалось повлиять на оценки курсантов ЭГ в отношении готовности к самоконтролю и необходимости ее развития. Группа респондентов, признающих ее безусловно важную роль в профессионализме современного офицера, численно увеличилась в 4 раза (с 13 до 53 человек), по сравнению с начальным обследованием в КГ.

Ключевым новообразованием этапа мы считаем мотивацию развития собственной готовности к самоконтролю, которая выявлялась в процессе бесед с курсантами ЭГ, проведения дискуссионных мероприятий в системе воспитательной работы военного вуза. Объективно мотивация проявилась в появлении интереса к овладению методами самоконтроля и методами развития собственной готовности к нему.

2017, Том 5, №2 (499) 755 50 99

научный интернет-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom

Этап обучения и подготовки по многим показателям личностного развития курсантов можно считать ключевым, т.к. в процессе реализации экспериментального содержания курсант формировался как субъект самоконтроля, т.е. изменения позволяли «включить» главное условие формирования готовности - собственно деятельность самоконтроля.

Первая задача - освоение системы норм и представлений о процессе профессионального развития будущего офицера решалась достаточно трудно, поскольку в военных вузах, как правило, нет единого понимания о нем [2]. Несомненным успехом является методическая разработка паспортов профессиональных компетенций, обучение курсантов самооценке успешности формирования компетенций. Безусловно, удалось сформировать некоторый опыт рефлексивной деятельности на основе использования технологических карт учебных дисциплин. С другой стороны, нельзя считать полностью решенной задачу формирования адекватных представлений курсанта о себе как субъекте учебно-профессиональной деятельности, поскольку эта задача требует приложения воспитательного воздействия на личность, начиная с первого курса обучения, с целью развития самокритичности, требовательности к себе, ответственности.

Вторая задача - овладение умениями и навыками самоконтроля с использованием информационных технологий - решалась более успешно, поскольку опиралась на присущий современной молодежи интерес к информационным и коммуникационным технологиям.

Новообразованием этапа мы считаем сложившуюся систему знаний и представлений в области самоконтроля и формирования готовности курсантов ЭГ к самоконтролю, о чем говорят результаты контрольных занятий в ЭГ и КГ в конце этапа обучения и подготовки, выразившиеся в более высоких средних арифметических оценок за выполнение заданий, чем у курсантов КГ (рисунок 2).

Этап сопровождения проводился не линейно, а одновременно с предыдущим. Опыт самоконтроля при поддержке командиров и начальников, который являлся основной целью этапа, курсанты ЭГ получали практически с самого начала обучения. Оценивая полученный опыт самоконтроля, мы обратились к трактовке его сущности и структуры, разработанной в современной психологии труда [5], а затем опирались на их понимание при анализе изменений, происходящих с личностью курсанта [9].

Удалось в основном воздействовать на ту часть профессионального опыта, которая включает знания и представления в области самоконтроля, образцы правильных, целесообразных действий, обеспечивающие решение задач самоконтроля, правила использования средств самоконтроля, прежде всего, информационных.

Мир Науки

Формы и методы готовности к самоконтролю

Структура готовности к самоконтролю

Сущность готовности курсантов к самоконтролю

Представления о проявлениях в деятельности

Представления о базовых качествах личности

Категории и понятия предметной области

■ 4 курс (контрольная группа)

4,20

4,20

4,20

4,00 3,95

4 курс (экспериментальная группа)

Рисунок 2. Результаты оценки системы знаний и представлений в области самоконтроля и формирования готовности курсантов к самоконтролю, баллы человек (рисунок автора)

Особое внимание в структуре опыта было уделено эмоциональной окраске самоконтроля, которая по большей части определяет отношение курсантов к самоконтролю и мотивирует их к формированию готовности к самоконтролю [7]. Достаточно условно устойчивое эмоциональное отношение курсантов ЭГ к самоконтролю можно отнести к четырем группам (рисунок 3). Наибольший интерес для нас представляет часть курсантов ЭГ, у которых в процессе эксперимента сформировалось устойчивое положительное или в основном положительное отношение к самоконтролю (83,5%, т.е. подавляющее большинство). Самоконтроль, которым занимались данные курсанты, оставил у них в основном положительные эмоции, эту деятельность курсанты оценивают, как успешную, интересную и полезную. В то же время есть и другая группа курсантов (16,5%), которым эта деятельность не нравится, и они вряд ли станут заниматься ею самостоятельно.

К концу этапа оценка курсантами опыта самоконтроля явно повышается и отражает общее позитивное отношение к опыту. Однако формирование и развитие таких компонентов профессионального опыта, как привычки, установки, стереотипы, способы усовершенствования деятельности самоконтроля, в большей степени характерно для следующего этапа, а также для профессиональной деятельности офицера после окончания военного института.

Этап самостоятельности предполагал самостоятельное и мотивированное применение самоконтроля в управлении собственной профессиональной деятельностью и собственным профессиональным развитием. Новообразованием этапа является собственно готовность курсанта к самоконтролю в ее сформированном виде.

Рисунок 3. Результаты выявления устойчивого эмоционального отношения курсантов к

самоконтролю, % человек (рисунок автора)

В структуру готовности курсанта военного вуза к самоконтролю входят когнитивно-познавательный, организационно-деятельностный и мотивационно-волевой компоненты [10].

Поскольку знания и представления в области самоконтроля (когнитивно-познавательный компонент) выступали первичным новообразованием личности, они подлежали оценке в первую очередь. Кроме того, данный компонент - едва ли не единственная структурная составляющая готовности курсантов к самоконтролю, которая оценивается через объективные показатели.

Знания и представления курсантов о самоконтроле оценивались на контрольных занятиях. Для оценки использовались такие методы, как тестирование и собеседование с преподавателем. Сравнительные оценки показали изменение оценок готовности курсантов ЭГ к самоконтролю уже на этапе мотивации и ориентировки (рисунок 4).

Те показатели оценки, по которым получено максимальное различие оценки, можно считать проблемными областями традиционной практики, в которой стихийное формирование готовности курсантов к самоконтролю не дает нужного эффекта. Результаты, полученные на контрольных занятиях, у курсантов КГ в целом совпали с результатами, которые были получены в начале эксперимента, а значит, это предел, достигаемый в сложившейся практике военного вуза, который не зависит от самих курсантов. Как показали результаты курсантов ЭГ, позитивная динамика в формировании их готовности к самоконтролю требует научно обоснованных изменений в организации образовательного процесса.

Категории и понятия предметной области

Сущность готовности к

самоконтролю ЭГ КГ

Рисунок 4. Результаты оценки знаний и представлений курсантов в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах о самоконтроле человек (рисунок автора)

Не менее ожидаемыми являлись изменения в оценке знаний и представлений курсантов о нормах и эталонных результатах профессиональной деятельности, в особенности о нормах формирования отдельных компетенций. Оценка носила качественный характер и выставлялась на основе личных наблюдений, бесед и анализа эссе, где курсанту предлагалось описать профессиональный облик современного офицера. Наибольшая разница в оценке, как и ожидалось, была получена в конце обучения (рисунок 5).

■ Полные ■ Частичные

■ Отрывочные ■ Отсутствуют

а) экспериментальная группа б) контрольная группа

Рисунок 5. Оценка представлений курсантов о нормах и эталонных результатах профессиональной деятельности, % человек (рисунок автора)

К этому моменту полными представлениями о нормах и эталонных результатах профессиональной деятельности, в ЭГ обладали 42 человека (53,2%), а в КГ - только 4 (5,2%). Противоположную оценку, свидетельствующую об отсутствии у курсантов представлений о нормах и эталонах оценки профессиональной деятельности, в ЭГ получил только 1 человек (1,3%), а в КГ - 17 (22,4% от общего числа респондентов). Остальные курсанты получили усредненную оценку по данному показателю, что позволило отнести их знания и представления к категориям «частичные» и «отрывочные». В обеих группах число курсантов с такими знаниями и представлениями приблизительно равны.

Ориентируясь на среднее арифметическое, оценок, можно утверждать, что развитие когнитивно-познавательного компонента готовности курсантов к самоконтролю, начиная с этапа обучения и подготовки, в ЭГ оценивается выше, чем в КГ. Обращаясь к динамике среднего арифметического оценок курсантов ЭГ, можно выявить этап интенсивного развития знаний и представлений в предметной области самоконтроля, совпадающий с экспериментальным этапом обучения и подготовки. В КГ участков интенсивного развития нет.

Оценка умений и навыков самоконтроля (организационно-деятельностный компонент) проводилась непосредственно в ходе учебно-профессиональной деятельности курсантов, при этом курсанты КГ сталкивались с необходимостью вести самоконтроль только на выпускных курсах, при проведении войсковой практики и стажировки. Курсанты ЭГ готовились к осуществлению самоконтроля целенаправленно. Оценка за выполнение задач самоконтроля в программе войсковой стажировки в исследовательских целях выставлялась отдельно.

Как ожидалось, умения и навыки курсантов ЭГ (рисунок 6) в выполнении данного задания оценены выше, чем у их товарищей из КГ.

Так, в ЭГ не оказалось курсантов, которые бы вообще не справились с заданием, а в КГ их доля приближается к 10,0%. На операциональном уровне эти курсанты не готовы к осуществлению самоконтроля, а значит, как показало исследование, будут испытывать трудности в профессиональной адаптации.

Опыт самоконтроля как ключевая составляющая организационно-деятельностного компонента готовности курсантов к самоконтролю [4], напротив, не имеет объективных показателей оценки, поскольку здесь важен не его объем (в ЭГ он, естественно, выше), а сложившееся устойчивое положительное отношение к этой деятельности, появление своего стиля, индивидуально адаптированного инструментария и многие другие составляющие.

Формирование опыта самоконтроля при наличии педагогической поддержки в условиях целенаправленности данного процесса, естественно, обеспечило более высокую самооценку его успешности. Многократный опыт проб и ошибок, разборы действий и коррекция рефлексивной позиции привели к тому, что курсанты ЭГ смогли выработать те составляющие опыта (скрипты), которые позволяют им относительно успешно решать задачи самоконтроля. Вполне ожидаемо самооценка успешности тесно связана с устойчивой эмоциональной окраской опыта самоконтроля, по которому получены наиболее существенные изменения.

Этап обучения и подготовки прогнозируемо характеризуется интенсивным развитием компонента, связанным с получением дополнительных знаний, умений, навыков и опыта в области самоконтроля. Различия закрепляются в дальнейшем, в процессе войсковой практики и стажировки, к которым в плане самоконтроля курсанты экспериментальной группы оказались подготовленными лучше.

Мир Науки

35,4

■ Отлично

■ Хорошо

■ Удовлетворительно

■ Неудовлетворительно

а) экспериментальная группа б) контрольная группа

Рисунок 6. Оценка за выполнение заданий на самоконтроль в процессе войсковой стажировки

человек (рисунок автора)

По полученным оценкам можно судить о более успешном развитии организационно-деятельностного компонента готовности курсантов к самоконтролю в экспериментальных условиях, чем в традиционной практике. Результаты курсантов ЭГ выше, чем КГ, а динамические характеристики процесса формирования готовности позволяют связать эти различия с экспериментальными действиями.

Мотивация самоконтроля и готовность курсантов удерживать волевые процессы на данном виде деятельности (мотивационно-волевой компонент) не являются отдельными образованиями, а образуются общей мотивацией военно-профессиональной деятельности и профессионального развития [6]. На формирование этих мотивов направлена вся система воинского воспитания, достаточно эффективно развивающая профессионально важные качества личности, необходимые для совершенствования готовности к самоконтролю.

В целом, экспертная оценка групп, представленная через средние статистические показатели (рисунок 7), демонстрирует различия с самого начала обучения, причем мотивация самоконтроля у курсантов ЭГ формируется гораздо раньше, чем у курсантов КГ, для которых проблема самоконтроля не актуализирована вплоть до выпускного курса обучения в военном вузе.

При проведении оценки готовности курсантов к самоконтролю в целом, необходимо отметить, что в КГ и ЭГ изменения характеризуются поступательным и динамичным характером.

Проверка, позволила установить статистическую значимость и не случайность различий среднего арифметического итоговых экспертных оценок готовности курсантов к самоконтролю.

Мир Науки

46,00

41,00

36,00

31,00

26,00

21,00

41,24 43

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35,50 37,90

29,40 30

24,25 25,20

27,55 25,17

ЭГ КГ

Основной Основной Основной Основной Основной

среднее арифметическое оценок Рисунок 7. Экспертная оценка развития мотивационно-волевого компонента готовности к самоконтролю у курсантов контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп, балл человек

(рисунок автора)

Различия становятся заметнее, если представить результат в виде уровневых характеристик групп, как это сделано на рисунке 8.

■ Ниже допустимого

■ Допустимый

■ Базовый

■ Продвинутый

а) экспериментальная группа б) контрольная группа

Рисунок 8. Уровневая характеристика КГ и ЭГ относительно готовности курсантов к

самоконтролю человек (рисунок автора)

Набольший интерес для нас представляет категория курсантов, обладающих перспективным уровнем готовности к самоконтролю, поскольку эта группа с высокой вероятностью будет успешно решать задачи самоконтроля в офицерской службе и управлять с их помощью профессиональной деятельностью и профессиональным развитием.

Сравнив данные об оценке формирования готовности курсантов ЭГ и КГ к самоконтролю между собой, а также сопоставив эмпирические данные о развитии отдельных компонентов готовности, мы смогли сделать выводы о том, что исследуемый процесс гораздо успешнее осуществляется в ЭГ, где удалось, если не разрешить, то снизить остроту противоречий, формирующих данную проблему. Реализация методов формирования готовности курсантов к самоконтролю дает возможность в большинстве случаев достигать

Мир Науки

2017, Том 5, №2 (499) 755 50 99

научный интернет-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom

такого результата, который востребован современной военно-профессиональной деятельностью специалиста авто- и танкотехнического обеспечения, а также поддерживает инновационные процессы в самом военном вузе.

С принятием Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования готовность офицера к самоконтролю приобретает характер профессиональной и объединяющей компетенции, что непременно должно вводить ее формирование в ряд целей образовательного процесса военного вуза. Об обоснованности данного вывода свидетельствуют результат проведенного нами исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баннов В.В. Формирование способности курсантов военных вузов к самоконтролю [Электронный ресурс] / В.В. Баннов // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. - 2016. - №4 (20). - С. 226-233. -Режим доступа: http://vestospu.ru/archive/2016/articles/ 22_20_2016.pdf.

2. Баранников А.В. Теория и практика самообразования учащихся: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / А.В. Баранников. - М., 2002. - 45 с.

3. Евдокимов А.А. Педагогические условия развития самоконтроля курсантов вузов внутренних войск МВД России в образовательном процессе: дис. ... канд. пед. наук / А.А. Евдокимов. - СПб., 2014. - 219 с.

4. Золотовская Л.А. Теория и практика профессиональной подготовки офицеров по работе с личным составом: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Л.А. Золотовская. -М., 2015. - 40 с.

5. Климов Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж; НПО «МО-ДЭК», 1996. - 400 с.

6. Клопов А.В. Дидактическая система профессиональной подготовки офицеров в вузах силовых ведомств: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / А.В. Клопов. - М., 2012. - 48 с.

7. Коуров А.В. Самоконтроль на базе адаптивных педагогических программных средств: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.В. Коуров. - Новосибирск, 1996. -21 с.

8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Книга по требованию, 2011. - 130 с.

9. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.

10. Репетуева Г.Н. Формирование готовности к самоконтролю учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов профессионального обучения: дис. ... канд. пед. наук / Г.Н. Репетуева. - Троицк, 2009. - 215 с.

Bannov Vadim Vladimirovich

Omsk tank-automotive engineering institute, Russia, Omsk

E-mail: wwb2@list.ru

Assessment of readiness of cadets of military higher educational institutions to self-control

Abstract. Innovative changes in the military educational system determine the need for their intensification in the power of meaningful load. The inclusion of the readiness of the trainee to self-control among the objectives of the educational process, building on this basis, the purposeful pedagogic interactions leading to the development of this readiness require additional resources: volume, time, personnel, material and methodological support, and because of their lack of use of intensive forms and methods of purposeful development of readiness of students to self-control. The change in the system of management of educational process of the military institution so that his main subject was himself a student, provide an innovative system for assessing and recording the results of educational-professional activity, actively introduce professional military education and is based on self-control. However, their effectiveness depends on the advanced development of the student as a subject of educational process, which is not solved scientific problem. In addition, assessment of readiness to self-control, is one of the most problematic areas of educational activity of the military institution, as it can be assessed only through a manifestation in the real activity. In the article the results of research and evaluation, which was conducted in the experimental group, where such activity was specially organized. However, the provided results should be considered approximate and used for research purposes only.

Keywords: military higher education institution, readiness to self-control; educational process; vocational training; experiment; phase; component; skill

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.