педагога состоит из научно обоснованного «багажа» профессиональных знаний, умений, навыков, освоенных способов педагогической деятельности. Профессиональная квалификационная характеристика деятельности учителя русского языка — это свод обобщенных требований к педагогу на уровне его теоретических знаний и практического опыта в обучении.
Литература
1. Бурцева Ю. А. Структура компетентности педагогического явления в контексте современного учебно-воспитательного процесса // Педагогика высшей школы: методология, теория, технологии. 2011. № 3, Т. 1. С. 576-582.
2. Макаусова Г. В. Развитие профессиональной компетентности в преподавании специальных дисциплин [Электронный ресурс]. URL: http://vikiedu.nu/docs/index-514025.html.
3. Михайлова H. H., Орлова В. Н., Шеламова Г. М. Повышение профессиональной компетентности педагога в условиях освоения образовательной технологии // Профессиональное образование. Столица. 2008. № 12. С. 27-37.
4. Сиренко А. Н. Формирование профессиональных компетенций учителя русского языка и литературы [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2013. № 6. С. 509-510. URL: https://moluch.nu/anchive/53/7159/ (дата обращения: 04.07.2018).
5. Зиновьев А. В. Профессиональная компетентность педагога в системе СПО [Электронный ресурс]. URL: http://www. stvcc.nu/about/publications/Директор_СКС.
6. Плотникова С. В. Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров на уровне современных требований [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1septemben.nu/anticles/413205/.
7. Ковалева Е. Е. Предметная компетентность учителя русского языка [Электронный ресурс]. URL: https://nspontal.nu/ shkola/nusskiy-yazyk/libnany/2015/03/12/pnedmetnaya-kompetentnost-uchitelya-nusskogo-yazyka.
References
1. Buntseva Yu. A. Stnuktuna kompetentnosti pedagogicheskogo yavleniya v kontekste sovnemennogo uchebno-vospitatel'nogo pnocessa [The stnuctune of the competence of the pedagogical phenomenon in the context of the modenn educational pnocess]. Higher School Pedagogy: methodology, theory, technology, 2011, no. 3, vol. 1, pp. 576-582. (In Russian).
2. Makausova G. V. Razvitie pnofessional'noj kompetentnosti v pnepodavanii special'nyh disciplin [Development of pnofessional competence in the teaching of special disciplines]. Available at: http://vikiedu.nu/docs/index-514025.html. (In Russian).
3. Mikhailov H. H., Onlova V. N., Shelamova G. M. Povyshenie pnofessional'noj kompetentnosti pedagoga v usloviyah osvoeniya obnazovatel'noj tekhnologii [Impnoving the pnofessional competence of the teachen in tenms of the development of educational technology]. Professional Education. Capital, 2008, no. 12, pp. 27-37. (In Russian).
4. Sinenko A. N. Fonminovanie pnofessional'nyh kompetencij uchitelya nusskogo yazyka i litenatuny [Fonmation of pnofessional competencies of a teachen of Russian language and litenatune]. Young Scientist, 2013, no. 6, pp. 509-510. Available at: https://moluch.nu/anchive/53/7159/ (accessed 07.04.2018). (In Russian).
5. Zinoviev A.V. Pnofessional'naya kompetentnost' pedagoga v sisteme SPO [Pnofessional competence of the teachen in the system of open vocational education]. Available at: http://www.stvcc.nu/about/publications/Директор_СКС. (In Russian).
6. Plotnikova S. V. Povyshenie pnofessional'noj kompetentnosti pedagogicheskih kadnov na unovne sovnemennyh tnebovanij [Incneasing the pnofessional competence of teaching staff at the level of modenn nequinements]. Available at: http:// festival.1septemben.nu/anticles/413205/. (In Russian).
7. Kovalyova E. E. Pnedmetnaya kompetentnost' uchitelya nusskogo yazyka [Subject competence of a Russian language teachen]. Available at: https://nspontal.nu/shkola/nusskiy-yazyk/libnany/2015/03/12/pnedmetnaya-kompetentnost-uchitelya-nusskogo-yazyka. (In Russian).
УДК/UDC 378.147 Н. В. Съедина, Т. М. Чурекова
N. Sedina, T. Churekova
АКТУАЛИЗАЦИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К САМОКОНТРОЛЮ УЧЕБНОЙ И БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
ACTUALIZATION OF STUDENTS READINESS FOR SELF-CONTROL OF EDUCATIONAL AND FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITIES IN THE PROCESS OF STUDYING THE LEGAL DISCIPLINES
Введение. В статье раскрыты основные теоретические и прикладные аспекты актуализации готовности студентов к самоконтролю. Обозначена сущностная характеристика понятий «самоконтроль», «готовность к самоконтролю», «актуализация готовности к самоконтролю». Определен
комплекс заданий, способствующий актуализации готовности студентов к самоконтролю в процессе изучения правовых дисциплин.
Методология. Исследование проводилось на основе общетеоретических (анализ, синтез и обобщение философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы, нормативно-программной документации по тематике исследования) и эмпирических (изучение и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, а также педагогическая диагностика) методов исследования.
Результаты заключаются в уточнении сущностной характеристики актуализации готовности студентов к самоконтролю; разработке комплекса заданий по правовым дисциплинам, который включает в себя: решение задач на знание фактического материала и логических задач, заполнение таблиц, составление структурно-логических схем.
Заключение. Авторами отмечается, что представленный комплекс заданий является активным рычагом актуализации готовности студентов к самоконтролю, поскольку в ходе его выполнения студент ориентирован не столько на конечный результат, сколько на путь к результату.
Introduction. The article reveals the main theoretical and applied aspects of the actualization of students' readiness for self-control. The essential characteristic of the concepts "self-control", "readiness for self-control", "actualization of readiness for self-control" is indicated. A set of tasks has been identified that contributes to the actualization of students' readiness for self-control in the process of studying legal disciplines.
Materials and Methods. The study was conducted on the basis of general theoretical (analysis, synthesis and synthesis of philosophical, psychological, educational, scientific and methodological literature, normative and program documentation on the subject of research) and empirical research methods (study and synthesis of pedagogical experience, pedagogical observation, questioning, testing, and pedagogical diagnostics).
Results. The results consist in clarifying the essential characteristics of updating students' readiness for self-control, developing a set of tasks in legal disciplines, which includes: solving problems of knowledge of factual material, solving logical problems, filling in tables, drawing up structural-logical schemes.
Conclusions. The authors note that the presented set of tasks is an active lever for the actualization of students' readiness for self-control, since in the course of its implementation the student is focused not so much on the final result, but on the path to the result.
Ключевые слова: самоконтроль, готовность к самоконтролю, актуализация, правовые дисциплины, решение задач на знание фактического материала, решение логических задач, заполнение таблиц, составление структурно-логических схем.
Keywords: self-control, readiness for self-control, actualization, legal disciplines, solving problems of knowledge of factual material, solving logical problems, filling in tables, drawing up structural-logical schemes.
Введение
Ускоряющееся развитие наукоемких технологий, автоматизация производства, масштабная информатизация общества приводят к росту потребности в высококвалифицированных кадрах, способных не только эффективно решать профессиональные задачи, но и прогнозировать возможные социально-экономические и правовые последствия принятых и осуществленных на практике решений.
Подготовка высококвалифицированных кадров, адаптированных к условиям рыночной экономики и владеющих новейшими технологиями, является задачей стратегической важности, от решения которой в немалой степени зависят темпы роста экономики, ее конкурентоспособность и в целом будущее России [12].
Новому рынку труда нужны новые специалисты, нужны инженеры, обладающие умениями и навыками, которые еще недавно не рассматривались как необходимые в инженерной деятельности. Мы должны констатировать, что основной тенденцией развития новых специальностей является размывание границ между традиционными дисциплинами и профессиями, отметить междисциплинарный характер вновь возникающих профессий. Математик-техник-управленец-экномист-
юрист со знаниями материаловедения и программирования — это реальный пример модели инженера близкого будущего. В практической работе инженера все больше востребованы универсальные умения и навыки и все меньше — умения и навыки, специфичные для конкретной отрасли [2]. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций — определяющая цель современного профессионального образования, где используются различные технологии для создания условий, обеспечивающих подготовку кадров, способных решать проблемы социально-экономического развития общества, самореализоваться профессионально и личностно.
В связи с обозначенной миссией высшей школы целью данной статьи является обоснование сущностной характеристики готовности студентов к самоконтролю как основы самореализации через использование в воспитательно-образовательном процессе комплекса заданий по правовым дисциплинам, направленном на ее актуализацию.
Методология
Методологическую основу данного исследования составили: системный подход к изучению педагогических процессов (С. И. Архангельский, В. П. Беспалько, Н. В. Кузьмина и др.); психологические концепции целостного процесса формирования личности (Б. Г Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский и др.); теории развития личности в деятельности (В. В. Давыдов, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.); личностно-деятельностный подход в профессиональной подготовке будущего специалиста (К. А. Абульханова-Славская, А. А. Вербицкий, А. А. Деркач и др.); концепция о единстве целевого, содержательного и процессуального компонентов профессионального образования (А. К. Маркова, В. А. Сластенин и др.).
В связи с заявленной целью использовались взаимодополняющие методы исследования:
• общетеоретические: анализ, синтез и обобщение философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы, нормативно-программной документации по тематике исследования;
• эмпирические: изучение и обобщение педагогического опыта; педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, а также педагогическая диагностика и педагогический эксперимент.
Объектом данного исследования является самоконтроль студентов, предметом — готовность студентов к самоконтролю и педагогические условия ее актуализации.
Данное исследование включало в себя три этапа:
• поисково-теоретический этап — сформулирована цель, разработан понятийный аппарат.
• опытно-экспериментальный этап — создание и апробация на практике комплекса педагогических условий актуализации готовности студентов к самоконтролю;
• обобщающий этап — анализ, систематизация и уточнение теоретических выкладок и экспериментальных данных.
Результаты
Анализ психолого-педагогической литературы, в частности работ И. А. Галкиной, А. К. Марковой, О. В. Нюман, М. П. Филипповой и других практиков, позволил нам выявить значительное многообразие подходов к уяснению сущности самоконтроля и дал возможность утвердиться в понимании, что полноценное использование полученных и интериоризированных знаний и умений в будущей профессиональной деятельности невозможно без самоконтроля, под которым мы понимаем совокупность взаимосвязанных и последовательно выполняемых действий, дающих возможность выполнить каждый новый вид работы с минимальным количеством ошибок, то есть результативно и качественно: планирование, регулирование, оценивание, корректирование (если таковое потребуется).
В свою очередь любое действие, совокупность действий, деятельность в целом найдут свое реальное воплощение, если у личности актуализирована предпосылка к их выполнению — готовность. Готовность студентов к самоконтролю рассматривается нами как динамическое и целостное состояние личности, характеризующееся осознанной направленностью на выполнение комплекса взаимосвязанных и последовательно выполняемых действий в рамках решения обучающимся субъектом учебной задачи. Динамическая характеристика изучаемого состояния отражает его изменение под влиянием действующих условий. Целостная характеристика подразумевает объединение в единое образование эмоционально-волевого, информационно-деятельного, рефлексивно-оценочного компонентов.
Готовность к самоконтролю предполагает актуализацию, то есть процесс педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса вуза, направленный на продвижение обучающихся от этапа формирования до этапов развития и активизации обозначенной готовности в зависимости от уровня ее сформированности.
Педагогический эксперимент включал с себя создание и апробацию на практике комплекса педагогических условий:
• ориентирование студентов на осознание значимости самоконтроля в учебной деятельности;
• реализация студентами взаимоконтроля индивидуальной и групповой учебной деятельности;
• организация самостоятельной работы студентов, включающей самоконтроль учебной деятельности.
Выделенные нами педагогические условия нацелены на актуализацию всех компонентов рассматриваемой готовности, поэтому они были внедрены в воспитательно-образовательный процесс вуза одновременно.
Более подробно остановимся на реализации последнего обозначенного условия — организации самостоятельной работы студентов посредством комплекса заданий в процессе изучения правовых дисциплин:
• решение задач на знание фактического материала;
• решение логических задач и проблемных ситуаций;
• заполнение таблиц;
• составление структурно-логических схем.
Решение задач на знание фактического материала. Выполнение данного задания ориентировано на непосредственное знание учебного материала (понятий, законов, признаков и характеристик того или иного явления), а также на его повторение и закрепление. Такие задания позволяют выявить степень подготовки студента к предмету и оценить уровень его теоретических знаний, поскольку для того, чтобы ответить на конкретно поставленный вопрос (озвучить понятие, раскрыть суть закона, обозначить признак классификации), необходимо досконально разбираться в учебном материале. Постановка перед студентами задач такого типа позволяет определить непонимание той или иной стороны проблемы, которая преподавателю порой кажется ясной. Решение студентами задач на знание фактического материала дает им возможность объективно определить уровень своих знаний и практических умений, позволяет обнаружить и устранить допущенные ошибки и недостатки, проверить, проанализировать и скорректировать свою работу. В таблице 1 представлен один из примеров задачи на знание фактического материала по дисциплине «Уголовное право».
Таблица 1
Дисциплина «Уголовное право»
Задание по теме «Состав преступления. Виды составов преступления»: определите, к каким элементам состава преступления относятся данные примеры (отметьте знаком «+»).
Объект Объективная сторона Субъект Субъективная сторона
Предмет преступления
Общественно опасное деяние (в форме действия или бездействия)
Физическое лицо
Достижение установленного законом возраста уголовной ответственности
Вменяемость
Вина в форме умысла или неосторожности
Эмоциональное состояние
Потерпевший
При работе над данным видом задания студенту необходимо: изучить учебную информацию по теме и провести ее системный анализ, рассмотреть условия задачи, критически осмыслить возможные варианты ответов, оформить работу.
Решение логических задач. Данный вид задания рассчитан на мобилизацию всех теоретических и практических знаний студента по решаемому вопросу, а также включение логики. Как правило, логические задачи построены таким образом, что для их решения необходимо владеть материалом не только нескольких тем курса, но и общетеоретическими знаниями. Логическая задача — задача, требующая для своего решения формулирования суждений (высказываний), построения умозаключений и их цепочек [13].
Решение студентами логических задач способствует развитию умений сравнивать, проводить аналогии, обобщать, делать выводы и обосновывать их, а также высказыванию собственных суждений и правильному использованию понятий и терминов, которые специфичны для изучаемого курса. Для успешного решения логической задачи студенту необходимо проработать, запомнить и сделать анализ материала, полученного на протяжении значительного промежутка времени. Отметим, что устные ответы для такого вида заданий всегда предпочтительнее, поскольку позволяют услышать точку зрения студента, проследить логику его рассуждений. В таблице 2 представлен пример логической задачи по дисциплине «Гражданское право».
Таблица 2
Дисциплина «Гражданское право»
Задание по теме «Право собственности»: решите задачу со ссылками на нормы права.
Гражданка Замятина после трехлетнего замужества потребовала от своего мужа, Сенцова, развода. Последний не возражал, но в ЗАГС не явился. Тогда Замятина подала в суд иск о расторжении брака и разделе общего имущества. Во время судебного разбирательства было установлено, что Замятина в период замужества нигде не работала, занималась ведением домашнего хозяйства, а все свободные деньги, остававшиеся от заработка мужа, она тратила на приобретение ювелирных украшений. Кроме того, было установлено, что квартира, в которой жили супруги, была приватизирована супругом до женитьбы.
Являются ли квартира и ювелирные украшения общей собственностью? Какое решение должен вынести суд по вопросу о разделе имущества?
Заполнение таблиц. Данный вид задания направлен на систематизацию и упорядочивание знаний, подталкивающих студента к анализу изучаемого материала, что способствует: совершенствованию навыков анализа текста, переработке и систематизации информации, развитию умений выделять главное в тексте, повторению и закреплению изучаемого материала. В таблице 3 представлен пример данного вида задания по дисциплине «Трудовое право».
Таблица 3
Дисциплина «Трудовое право»
Задания по теме «Правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха»: заполните таблицы.
Норма права Особенности
Нормальное рабочее время
Сокращенное рабочее время
Неполное рабочее время
Норма права Особенности
Перерывы для отдыха и питания
Выходные дни — еженедельный отдых
Нерабочие праздничные дни
Составление структурно-логических схем. Графическая структура излагаемого материала позволяет с помощью символов и схем наглядно представить логическую связь между отдельными образами и понятиями, выявить в них главное, тем самым способствует формированию системных знаний. Кроме того, необходимо отметить, что составление структурно-логических схем — это продуктивный вид работы студентов по систематизации информации с ее наглядным графическим изображением. В отличие от других способов графического изображения информации (таблиц, рисунков), структурно-логическая схема делает упор на связь элементов между собой, а графика выступает в роли средства выражения (наглядности).
Структурно-логические схемы кратко и наглядно отражают содержание основных тем, разделов учебной дисциплины, логику курса в целом и методику его изложения. На каждой из таких схем изучаемый материал представлен в конкретной и структурированной форме, отражая содержание отдельных вопросов темы или раздела, в виде схем, графиков, чертежей, формул, уравнений [20].
Составление структурно-логических схем способствует расширению научных знаний, их воспроизведению и запоминанию; ориентирует на выделение главного в учебном материале; облегчает понимание; нацеливает на выявление причинно-следственных связей, логики событий и явлений; повышает познавательную активность студентов; воспитывает аккуратность и четкость мысли; способствует развитию приемов системного анализа, выделению общих и фиксированию дополнительных элементов учебного материала; позволяет не только пройти весь путь решения задачи — от самого задания непосредственно до его воплощения в материальном виде (в тетради или в электронном варианте), но и многократно воспроизвести процесс, отработать необходимые умения.
В таблице 4 приведены названия некоторых возможных структурно-логических схем по дисциплине «Правонарушения в сфере экономики».
Таблица 4
Дисциплина «Правонарушения в сфере экономики»
Задания по теме «Преступления в сфере банкротства»: составьте структурно-логические схемы.
1. Юридический состав преступления — Неправомерные действия при банкротстве.
2. Юридический состав преступления — Преднамеренное банкротство.
3. Юридический состав преступления — Фиктивное банкротство.
4. Основные меры противодействия незаконным действиям в сфере банкротства.
5. Банкротство по общей процедуре.
Заключение
Таким образом, на основе теоретико-методологического анализа психолого-педагогической литературы нами уточнено понятие «готовность студентов к самоконтролю», рассматриваемое как динамическое и целостное состояние личности, характеризующееся осознанной направленностью на выполнение комплекса взаимосвязанных и последовательно выполняемых действий в рамках решения обучающимся субъектом учебной задачи. Также отметим, что разработанный нами комплекс заданий является стимулирующим актуализацию готовности студентов к самоконтролю, поскольку в ходе выполнения задания студент ориентирован не столько на конечный результат, сколько на путь к результату. Путь к результату, в свою очередь, подразумевает осмысление и планирование ближайших целей и задач, корректирование возникших ошибок и трудностей, а также анализ причин, их породивших, самооценку выполненной работы.
Литература
1. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности. М. ; Воронеж, 1999. 224 с.
2. Агамирзян И. Р., Круг Е. А, Прохорова В. Б. Некоторые современные подходы к инженерному образованию // Высшее образование в России. 2017. № 11. С. 43-48.
3. Ананьев Б. Г. Избранные труды по психологии. Т. 2. СПб., 2007. 546 с.
4. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980. 368 с.
5. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. 192 с.
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб., 2008. 400 с.
7. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции. М., 2009. 336 с.
8. Выготский Л. С. Психология развития человека. М., 2005. 1136 с.
9. Галкина И. А. Роль самоконтроля в процессе обучения // Управление начальной школой. 2009. № 12. С. 18-26.
10. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996. 544 с.
11. Деркач А. А., Михайлов О. В., Селезнева Е. В. Готовность к деятельности как акмеологический подход. М., 2008. 94 с.
12. Золотухин В. М., Чигаева В. Ю. Угрозы социальной безопасности выпускников вузов при трудоустройстве: реальные и потенциальные // Социология образования. 2015. № 4. С. 67-77.
13. Канин Е. С. Логические задачи // Математика для школьников. 2011. № 3. С. 17-30.
14. Кузьмина Н. В. Методы системного педагогического исследования. Л., 1980. 156 с.
15. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1981. 593 с.
16. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983. 96 с.
17. Нюман О. В. Самоконтроль как условие развития рефлексивных умений учащихся начальных классов // Начальная школа. 2009. № 7. С. 108-112.
18. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М., 1997. 270 с.
19. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика. Инновационная деятельность. М., 1997. 224 с.
20. Соколова И. Ю. Структурно-логические схемы - дидактическое основание информационных технологий, электронных учебников и комплексов [Электронный ресурс] // Современных проблемы науки и образования. 2012. № 6. Ш1_: https://science-education.nu/nu/anticle/view?id=7920.
21. Филиппова М. П. Самоконтроль как фактор успешности студентов технических специальностей в процессе изучения математики // Женщины в реализации приоритетных национальных проектов. Якутск, 2009. С. 276-281.
References
1. Abulkhanova-Slavskaya K. A. Psihologiya i soznanie lichnosti [Psychology and consciousness of personality]. Moscow, Voronezh, 1999, 224 p. (In Russian).
2. Agamirzyan I. R., Krug E. A, Prokhorova V. B. Nekotorye sovremennye podhody k inzhenernomu obrazovaniyu [Some modern approaches to engineering education]. Higher Education in Russia, 2017, no. 11, pp. 43-48. (In Russian).
3. Ananiev B. G. Izbrannye trudy po psihologii [Selected Works on Psychology]. Vol. 2. St. Petersburg, 2007, 546 p. (In Russian).
4. Arkhangelsky S. I. Uchebnyj process v vysshej shkole, ego zakonomernye osnovy i metody [The educational process in higher education, its natural foundations and methods]. Moscow, 1980, 368 p. (In Russian).
5. Bespalko V. P. Slagaemye pedagogicheskoj tekhnologii [The components of educational technology]. Moscow, 1989, 192 p. (In Russian).
6. Bozovic L. I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste [Personality and its formation in childhood]. St. Petersburg, 2008, 400 p. (In Russian).
7. Verbitsky A. A., Larionova O. G. Lichnostnyj i kompetentnostnyj podhody v obrazovanii. Problemy integracii [Personal and competence-based approaches in education. Integration problems]. Moscow, 2009, 336 p. (In Russian).
8. Vygotsky L. S. Psihologiya razvitiya cheloveka [Psychology of human development]. Moscow, 2005, 1136 p. (In Russian).
9. Galkina I. A. Rol' samokontrolya v processe obucheniya [The role of self-control in the learning process]. Primary school management, 2009, no. 12, pp. 18-26. (In Russian).
10. Davydov V. V. Teoriya razvivayushchego obucheniya [The theory of developmental learning]. Moscow, 1996, 544 p. (In Russian).
11. Derkach A. A., Mikhailov O. V., Selezneva E. V. Gotovnost' k deyatel'nosti kak akmeologicheskij podhod [Readiness for Activities as an Acmeological Approach]. Moscow, 2008, 94 p. (In Russian).
12. Zolotukhin V. M., Chigaeva V. Yu. Ugrozy social'noj bezopasnosti vypusknikov vuzov pri trudoustrojstve: real'nye i potencial'nye [Threats to the social safety of university graduates in employment: real and potential]. Sociology of Education, 2015, no. 4, pp. 67-77. (In Russian).
13. Kanin E. S. Logicheskie zadachi [Logic problems]. Mathematics for schoolchildren, 2011, no. 3, pp. 17-30. (In Russian).
14. Kuzmina N. V. Metody sistemnogo pedagogicheskogo issledovaniya [Methods of systems pedagogical research]. Leningrad, 1980, 156 p. (In Russian).
15. Leontiev A. N. Problemy razvitiya psihiki [Problems of the development of the psyche]. Moscow, 1981, 593 p. (In Russian).
16. Markova A. K. Formirovanie motivacii ucheniya v shkol'nom vozraste [Formation of learning motivation at school age]. Moscow, 1983, 96 p. (In Russian).
17. Nyman O. V. Samokontrol' kak uslovie razvitiya refleksivnyh umenij uchashchihsya nachal'nyh klassov [Self-control as a condition for the development of the reflexive skills of primary school students]. Primary School, 2009, no. 7, pp. 108-112. (In Russian).
18. Rubinstein S. L. Chelovek i mir [Man and the world]. Moscow, 1997, 270 p. (In Russian).
19. Slastenin V. A., Podymova L. S. Pedagogika. Innovacionnaya deyatel'nost' [Pedagogy. Innovative activity]. Moscow, 1997, 224 p. (In Russian).
20. Sokolova I. Yu. Strukturno-logicheskie skhemy - didakticheskoe osnovanie informacionnyh tekhnologij, elektronnyh uchebnikov i kompleksov [Structural-logical schemes - the didactic basis of information technologies, electronic textbooks and complexes]. Modern problems of science and education, 2012, no. 6. Available at: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=7920. (In Russian).
21. Filippova M. P. Samokontrol' kak faktor uspeshnosti studentov tekhnicheskih special'nostej v processe izucheniya matematiki [Self-control as a factor in the success of students of technical specialties in the process of studying mathematics]. Women in the implementation of priority national projects. Yakutsk, 2009, pp. 276-281. (In Russian).