Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ РОСГВАРДИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ РОСГВАРДИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная коммуникация / коммуникативное взаимодействие / офицеры / военнослужащие / professional communication / communication interaction / officers / military personnel

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Живов Евгений Валерьевич

Рассматриваются особенности профессиональной коммуникации курсантов военных вузов Росгвардии по специальности «Материально-техническое обеспечение» и роль коммуникативной компетентности в формировании имиджа военнослужащего войск национальной гвардии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Живов Евгений Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION READINESS FOR PROFESSIONAL COMMUNICATION OF GRADUATES OF MILITARY UNIVERSITIES OF THE ROSGVARDIA IN THE PROCESS OF STUDYING

The article discusses the features of professional communication of cadets in the higher military universities of Regardie in the specialty «Logistics» and the role of communicative competence in the formation of the image of a serviceman of the national guard.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ РОСГВАРДИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»

УДК 378

DOI: 10.24412/2308-717Х-2020-2-114-119

Живов Евгений Валерьевич

адъюнкт адъюнктуры (очного и заочного обучения)

ФГКВОУ ВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», Пермь, Россия 614112, г. Пермь, ул. Гремячий Лог, 1 е-mail: zheka-2208@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ РОСГВАРДИИ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Evgeny V. Zhivov

Аssociate

Federal State Military Educational Institution of Higher Education «Perm Military Institute of Troops of the National Guard of the Russian Federation», Perm, Russia

614112, Perm, Gremyachy Logstr., 1 е-mail: zheka-2208@yandex.ru

FORMATION READINESS FOR PROFESSIONAL COMMUNICATION OF GRADUATES OF MILITARY UNIVERSITIES OF THE ROSGVARDIA

IN THE PROCESS OF STUDYING

Аннотация. Рассматриваются особенности профессиональной коммуникации курсантов военных вузов Росгвардии по специальности «Материально-техническое обеспечение» и роль коммуникативной компетентности в формировании имиджа военнослужащего войск национальной гвардии.

Ключевые слова: профессиональная коммуникация, коммуникативное взаимодействие, офицеры, военнослужащие.

Abstract. The article discusses the features of professional communication of cadets in the higher military universities of Regardie in the specialty «Logistics» and the role of communicative competence in the formation of the image of a serviceman of the national guard.

© Живов Е.В., 2020

Key words: professional communication, communication interaction, officers, military personnel.

Подготовка кадров для войск национальной гвардии осуществляется в военно-образовательных организациях высшего профессионального образования Вооруженных сил Российской Федерации и образовательных организациях высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел. Военные институты и университеты осуществляют учебно-воспитательную деятельность по формированию имиджа офицеров национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с процессами, происходящими на уровне заданной идеологии и государственной политики.

Оптимизация системы военного образования, ее интеграция в образовательное пространство России, внедрение ФГОС третьего поколения и реализация компетентностного подхода к подготовке будущих офицеров привели к необходимости разработки принципиально новых механизмов для обеспечения эффективного учебного процесса военного вуза. К выпускникам военных вузов предъявляются новые повышенные требования.

Принятые официальные документы (Стратегия социального развития Вооруженных сил Российской Федерации на период до 2020 г. [6], Концепция обучения военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации) направлены на модернизацию профессионального образования, обучение и совершенствование системы воспитательной работы с военнослужащими. Разработаны образовательные стандарты 3-го поколения.

Анализ отзывов выпускников воинских частей показал, что почти 40 % выпускников военных вузов испытывают трудности с выполнением служебных заданий при назначении на основные воинские должности. Современные Вооруженные силы России нуждаются в грамотных офицерах, готовых к профессиональной деятельности после окончания военного вуза.

Содержание подготовки военных специалистов в военных вузах формируется согласно требованиям государства и заказчика, т.е. тем положениям, которые определены для военного специалиста ФГОС в области подготовки, и квалификационным требованиям к военнослужащим. Положения и требования этих документов включают характеристику профессиональной деятельности, направления, объекты и виды профессиональной деятельности, к каким профессиональным задачам должен быть подготовлен специалист, а также требования к результатам освоения основных образовательных программ.

В ходе компаративного анализа литературы по исследуемой проблеме был выявлен ряд направлений ее изучения.

В общепедагогическом смысле компетентность - это уровень владения предметом соответствующей компетентности, характеризующий личностные качества человека. Компетентность в военной сфере - готовность выполнять

профессиональную деятельность, необходимую для успешного решения поставленных задач.

Авторы исследования по проблеме компетентностного подхода в образовании единодушно считают коммуникативную компетенцию ключевой (т.е. наиболее универсальной по характеру и степени применимости), одним из основных показателей профессиональной компетентности военных специалистов [2].

Коммуникативная компетентность - это способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, получать и обмениваться информацией, т.е. способность общаться.

Многие исследователи отмечают, что коммуникативная компетентность -это ориентация человека в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и сенсорном опыте человека; способность эффективно взаимодействовать с другими через понимание себя и других с постоянными изменениями психического состояния, межличностных отношений и условий социальной среды [7]. Среди проблем, непосредственно влияющих на существенные аспекты профессионального и личностного развития курсантов, одно из центральных мест занимают те, которые связаны с характером и способами педагогического взаимодействия в системе «командир -подчиненный».

В состав коммуникативной компетенции входят: знания, умения, навыки, обеспечивающие эффективное общение; социальные установки; коммуникативные свойства личности. Коммуникативная компетентность не является врожденной способностью, она в первую очередь формируется в процессе социального и коммуникативного опыта. Кроме того, коммуникативная компетенция формируется в учебном процессе в рамках каждой учебной дисциплины [2].

Таким образом, процесс подготовки курсантов осуществляется посредством коммуникативного воздействия. Коммуникация в военном вузе -это элемент взаимодействия между командованием, преподавательским составом и самими курсантами военного института, как в общении друг с другом, так и во взаимодействии с другими вузами и воинскими частями. Коммуникационная составляющая считается эффективной при наличии определенной корпоративной культуры, имиджа командного и педагогического состава.

Коммуникационное взаимодействие предполагает следующие направления [2]:

- взаимодействие с воинскими частями для продуктивного распределения выпускников институтов;

- организация взаимодействия с использованием средств массовой информации для предоставления достоверной информации об учебной и научной деятельности военного института;

- осуществление взаимоотношений курсантов с командованием и офицерами, преподавателями, другими вузами, а также патриотическими и общественными организациями в целях взаимовыгодного сотрудничества;

- осуществление согласованных действий с различными общественными, государственными и иными организациями по общим проблемным вопросам.

К моменту поступления в военный институт характер юного курсанта обладает свойством динамичного развития, смены убеждений, личностной ориентации, стереотипов взаимоотношений, что учитывается в системе воспитательной работы с военнослужащими [3].

В целом для этого возраста характерны следующие противоречия:

- большое количество интересов, любознательность, ощущение нового, желание проявить себя и одновременно проявление лени и пессимизма;

- склонность к исключительности и оригинальности суждений и действий на фоне привязанности к коллективному мнению;

- самоутверждение как потребность при недостаточном запасе форм, методов и средств личного выражения, отсутствии жизненного опыта;

- юношеский максимализм, характеризующийся стремлением к определенности, ясности в высказываниях, оценках и отношениях;

- формирование к 18-20 годам большинства собственных жизненных ориентаций.

Эти противоречия могут отражать как положительные, так и отрицательные тенденции. Сформированные привычки часто становятся началом целенаправленных действий, отношения молодого человека к жизни, обществу, профессиональной деятельности и самому себе [5].

На этом этапе важно учитывать не только индивидуальные и возрастные особенности личности учащихся, но и социально-психологические процессы в военном коллективе, формы общения, влияющие на развитие личности, формирование военного партнерства.

Военное партнерство демонстрирует мнение коллектива, готовность к взаимопомощи, общие цели, интересы и ценности. Формирование профессиональной коммуникативной компетентности будущего офицера происходит в результате взаимодействия курсантов с преподавателями и офицерами в определенных условиях в военном вузе.

Исходя из этого обучение и воспитание должны быть неотъемлемыми составляющими целостного педагогического процесса в военном вузе.

Задачи образовательного процесса в рамках направленности формирования профессиональной коммуникативной компетентности будущего офицера в военном вузе можно выразить следующими этическими категориями

[4]:

- формирование у курсантов идеологии патриотизма, профессионализма и нравственности;

- развитие моральных качеств и ориентированности на службу, добросовестность при выполнении служебных задач;

- планомерное развитие личности каждого курсанта как будущего офицера.

Весь этот процесс нравственного воспитания предполагает формирование нравственных потребностей личности, направленных на нравственное самосовершенствование, стремление к нравственному идеалу и высокоморальному поведению как устойчивую черту характера, стремление служить Родине и реализовывать обязанность военной службы.

При рассмотрении коммуникативного взаимодействия курсантов внутри коллектива важно отметить, что оно делится на уставные, формальные и неформальные отношения. Необходимо также выделить отдельный тип взаимоотношений в военном коллективе (а именно следование авторитету), выражающихся в психологическом воздействии одного человека или группы на личность, например, командира - на подчиненных или коллектива - на отдельного курсанта [1, 2].

Авторитет офицера в воинском коллективе как субъекта педагогического воздействия обеспечивается совокупностью нескольких взаимосвязанных частей: должности и воинского звания, личностных характеристик и требований воинского устава. И каждая из этих частей играет важную роль в определении имиджа будущих офицеров, стремящихся к обладанию авторитетом в роли командира. Рассматривая место офицеров в армии, следует отметить высокую ценность и большую ответственность не только за процесс воспитания подчиненных, но и за процесс проявления идеала службы, к которому следует стремиться.

Важными функциями коммуникации как средства улучшения положительного имиджа будущих офицеров являются:

- постановка правильно разработанных целей и задач для качественной передачи информации между субъектами;

- создание необходимых условий для достижения эффективности.

Важно обратить внимание на значимость систематического

диагностирования готовности курсантов к профессиональной коммуникации и корректировку процесса формирования коммуникативной компетентности с учетом индивидуальных проблем [5].

Офицер одновременно является субъектом общения и активным участником формирования не только своего имиджа, но и имиджа воинской части, что в дальнейшем создает целостный образ войск. Офицер проводит тренировки, направленные на изменение поведения курсантов и взаимоотношений между ними. Такие отношения имеют не только субъект-объектную, но и субъект-субъектную направленность. Стоит отметить, что организация учебной среды - важнейшее условие успешности и реализации имиджа курсантов, в том числе и в рамках проявления профессиональной коммуникации.

Подготовка военнослужащих в системе военного образования предполагает, с одной стороны, специальные знания и умения, формирование личностных качеств и компетенций, обеспечивающих возможность успешного

выполнения воинского долга по определенным профессиям и должностям, в частности, по специальным предметам - в сфере логистики, с другой стороны, передачу актуальных общекультурных знаний и навыков будущим специалистам, формирование личностных качеств и компетенций.

Таким образом, формирование готовности к профессиональной коммуникации является необходимым элементом подготовки курсантов высших военных вузов Росгвардии по специальности «Материально-техническое обеспечение».

Список литературы

1. Балаховская Ю.И. Роль невербальной коммуникации в профессиональной деятельности военного специалиста за рубежом // Актуальные вопросы изучения иностранного языка в вузе: материалы Всерос. науч.-метод. конф. (28 февраля 2018 г.). - Рязань, 2018. - С. 25-31.

2. Бережнова Л.Н., Маклачков Е.А. Особенности коммуникации в военных институтах войск национальной гвардии как условие формирования профессионального имиджа будущего офицера // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-4. - С. 55-57.

3. Галактионова Н.А. Речевая культура в военно-профессиональной сфере // Русская речевая культура и текст: материалы X Междунар. науч. конф. (17-18 мая 2018 г.). - Томск: Изд-во Томск. ЦНТИ, 2018. - С. 218-221.

4. Кожагулова К.К. Формирование языковой компетенции будущих офицеров // Направления и перспективы развития образования в военных институтах внутренних войск МВД России: сб. науч. ст. VII Междунар. науч.-практ. конф. (28 декабря 2015 г.). - Новосибирск, 2016. - С. 198-201.

5. Косолапова Л.А., Шеремета Т.В. Использование современных технологий оценивания результативности обучения в вузе в контексте компетентностного подхода // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 5 (47). - Ч. 4. Май. - С. 60-63.

6. Стратегия социального развития Вооруженных сил Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://federalbook.ru/

7. Устичев О.Г. Особенности профессиональной коммуникации преподавателей военного вуза // Актуальные проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (27 апреля 2018 г.). - Омск: Омск. юрид. акад., 2018. - С. 79-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.