Vol. 15 No. 2 2021 The Science of Person: Humanitarian Researches ISS'NSi1N51897^98433x2(onPliinn<!)
Part 2. Pedagogical Science
УДК 378.4 DOI: 10.17238/issn1998-5320.2021.15.2.20
Ю. Ю. Раянова1
'Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск, Российская Федерация
Формирование готовности к профессионально-педагогической деятельности у студентов физкультурного вуза
Аннотация. Недостаточная разработанность в теории и практике высшего образования проблемы профессиональной готовности показала необходимость в обновлении содержания, поиске новых методов, форм, средств её формирования и позволило поставить цель - теоретическое и экспериментальное обоснование комплекса методов и средств формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности у студентов физкультурного вуза. Исследование проводится на основе методов тестирования и педагогического эксперимента. В исследовании принимали участие 50 студентов СибГУФК 3 курса направления «Физическая культура». Автором представлены результаты исследования профессионально-педагогической мотивации, когнитивной сферы, готовности к саморазвитию, локуса контроля, личностных качеств как показателей готовности. Авторы пришли к выводу, что для достижения поставленных целей в экспериментальной группе на занятиях по дисциплине «Педагогика физической культуры» применяются методы моделирования квазипрофессионналь-ной деятельности, работы в микрогруппах, использования деловых игр, интеллектуальных карт, рефлексивных дневников и др.
Ключевые слова: педагог физической культуры, готовность к будущей профессионально-педагогической деятельности, компоненты готовности.
Дата поступления статьи: 4 февраля 2021 г.
Для цитирования: Раянова Ю. Ю. (2021) Формирование готовности к профессионально-педагогической деятельности у студентов физкультурного вуза // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т. 15. № 2. С. 159-164. DOI: l0Л72з8/issm998-5320.202l.l5.2.20.
Введение. В современных быстро меняющихся реалиях просто необходима незамедлительная реакция на вызов со стороны современного общества. Требуется внедрение новейших обучающих методов, помогающих в физическом развитии, развитии интеллекта, а также нравственного компонента воспитания. Данные факторы предполагают необходимый уровень ответственности при подготовке будущих педагогов, которые были бы готовы обеспечить высокий уровень образования в будущем в стране. Это также относится и к формированию компетентности будущего педагога физической культуры. Результаты научных исследований показывают, что сегодня в системе физкультурного образования доминирует тенденция, ориентированная на развитие соматической природы человека. Игнорируются его психическая и социокультурная стороны, что приводит к издержкам образовательно-воспитательного процесса и исключает многогранную, интегративную роль физической культуры в целостной методоло-
гии, которая направлена на развитие человека в единстве телесного и духовного. Поэтому качественное совершенствование процесса и результата подготовки современного учителя физической культуры требует нового научного подхода к её организации и содержанию. Внедрение новых подходов в педагогический процесс ставит перед высшими учебными заведениями задачи, позволяющие работать над улучшением уровня профессиональной подготовки будущих преподавателей физической культуры и спорта с помощью применения инноваций[1, 2, 3].
При рассмотрении проблемы готовности к педагогической деятельности основной акцент учёные делают на определении необходимого и достаточного количества профессиональных знаний, педагогических умений и качеств, необходимых личности для осуществления педагогической деятельности как в общем, так и в рамках конкретной педагогической профессии. В научно-методической литературе авторы уделяют большое внимание различным аспектам профес-
Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 15 № 2 2021
Раздел 2. Педагогические науки
сиональной подготовленности будущего специалиста по физической культуре: дано определение профессиональной готовности, характеристика необходимых знаний, умений и навыков, определены структурные компоненты [4, 5].
Состояние вопроса показало необходимость обновления содержания, поиска новых методов, форм, средств формирования профессиональной готовности.
Изучив научно-методическую литературу, мы понимаем, как влияет на готовность специалиста к будущей профессиональной деятельности положительное отношение к профессии, содержанию и процессу саморазвития в ней, способность к планированию, осуществлению своей будущей профессиональной деятельности, а также к её оценке и самооценке личности. Кроме того, нами были выделены такие компоненты готовности, как мотивационно-целевой, когнитивный, личностный, конструктивно-деятельност-ный, рефлексивный [6, 7].
Цель исследования - выявление готовности к будущей профессионально-педагогической деятельности студентов направления «Физическая культура».
Программа исследования. Для проведения исследования компонентов готовности мы использовали следующие методики.
1. Мотивационно-целевой компонент - методика «Изучение самооценки профессионально-педагогической мотивации» (адаптированная Н. П. Фетискиным) [8].
2. Когнитивный компонент - методика «Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию» (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов) [8].
3. Личностный компонент - «16-факторный личностный опросник» Р. Б. Кеттелла [9].
4. Конструктивно-деятельностный компонент - методика «Локус контроля» (Е. Г. Ксено-фонтова) [10].
5. Рефлексивный компонент - методика «Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности» Л. Н. Бе-режновой [11].
В исследовании принимало участие 50 студентов з курса СибГУФК направления «Физическая культура».
Результаты мотивационно-целевого компонента представлены на рис. 1.
На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что у большинства студентов преобладает средний уровень сформированности данного компонента по большинству показателей. Несмотря на оптимально сформированные показатели, мотивация у 50 % - 56 % студентов в большинстве случаев носит эпизодический и равнодушный характер. Это говорит о том, что студентам не хватает её в обучении для достижения более высоких целей и они готовы довольствоваться лишь частью своих возможностей и не стремятся достигнуть большего.
Рис.1. Профессионально-педагогические мотивы учения у студентов
Когнитивный компонент профессиональной готовности был исследован с помощью методики «Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию» (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов) (рис. 2).
Рис. 2. Показатели уровня сформированности когнитивного компонента у студентов
По полученным результатам можно сделать вывод, что по таким показателям, как общеобразовательные знания и умения, специальные
Vol. 15 No. 2 2021 The Science of Person: Humanitarian Researches
Part 2. Pedagogical Science
профессиональные знания у учащихся выявлен низкий уровень, что говорит о недостаточной наполняемости данного компонента.
Личностный компонент профессиональной готовности измерялся с помощью методики «16-факторный личностный опросник» Р. Б. Кет-телла. По полученным результатам мы можем сделать вывод о преобладании нормы (5-6 сте-нов) у большинства студентов применительно к таким личностным факторам, как общительность, экспрессивность, смелость, дипломатичность, склонность к тревожности, радикализму. Факторы, набравшие 4 стена, свидетельствуют о склонности к эмоциональной нестабильности, подчинённости, конформизму, реалистичности, нефрустрированности. По факторам, набравшим 7 стенов, можно сделать вывод о проявлении высокой способности к обучению, сознательности и настойчивости, наличии собственного мнения, с развитом воображении, высоком контроле за поведением, недостаточной самостоятельности. Низкие и высокие показатели по личностным факторам (1-3 и 8-10 стенов) отсутствуют.
Конструктивно-деятельностный компо-
нент изучался по методике «Локус контроля» Е. Г. Ксенофонтовой по показателям интерналь-ности. Результаты представлены на рис. 3.
Уровень стремления к
С саморазвитию
9
Ниже среднего Средний Выше среднего
Рис. 3. Исследование локуса контроля у студентов
Можно сделать вывод о том, что у 83 % обучающихся есть готовность только к планированию своего профессионального будущего, но не к осуществлению профессиональной деятельности. На высоком уровне были выявлены показатели по шкалам «Общая интернальность», «Личный опыт», «Сфера достижений, неудач», «Межличностное общение», что свидетельствует об общей развитости и вовлечённости респондентов.
Рис. 4. Сформированность рефлексивного компонента у студентов
Сформированность рефлексивного компонента изучалась с помощью методики Л. Н. Береж-нова «Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности». Исследовались такие показатели, как уровень стремления к саморазвитию, самооценка своих качеств, способствующих саморазвитию, оценка возможностей реализации себя в профессиональной деятельности. Результаты представлены на рис. 4.
По шкале «Уровень стремления к саморазвитию» у 50 % исследуемых был выявлен показатель ниже среднего, что свидетельствует о том, что эти учащиеся не хотят совершенствоваться самостоятельно вне учебной программы и, возможно, не будут этого делать и после окончания учёбы. По шкале «Самооценка личностью своих качеств» преобладающей у 60 % студентов является заниженная самооценка. По шкале «Оценка возможности профессиональной самореализации» у 62 % респондентов выявлен уровень выше среднего - это свидетельствует о том, что учащиеся имеют базу для самореализации. Таким образом, данные показатели в целом говорят о том, что у большинства учащихся занижена оценка своих личностных качеств, почти отсутствует стремление к саморазвитию, но в
Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 15 № 2 2021
Раздел 2. Педагогические науки
тоже время имеются возможности для профессиональной самореализации.
По полученным результатам можно сделать вывод о недостаточной сформированности когнитивного, рефлексивного, конструктивно-де-ятельностного компонентов и о необходимости их совершенствования.
В рамках педагогического эксперимента были сформированы контрольная (п = 27) и экспериментальная (п = 25) группы. Эксперимент проводился со студентами 3 курса СибГУФК направления «Физическая культура» в рамках дисциплины «Педагогика физической культуры». Курс состоял из 11 семинарских занятий и проходил в течение двух месяцев.
Основное содержание аудиторных занятий в экспериментальной группе было направлено на развитие всех компонентов профессиональной готовности. Для достижения данной задачи в экспериментальной группе применялись методы моделирования квазипрофессионнальной деятельности, работы в микрогруппах, деловой игры, интелектуальных карт, рефлексивных дневников и др.
Формирование когнитивного компонента профессиональной готовности было направлено на осмысление и коррекцию знаний о воспитании и обучении в сфере физической культуры и спорта, о возрастных и индивидуально-типологических особенностях участников образовательного процесса. При проведении семинарских занятий и самостоятельной работы использовались дискуссионные методы. Студентам предлагалась серия профессионально-педагогических проблемных вопросов.
Для формирования конструктивно-деятель-ностного компонента применялся метод моделирования квазипрофессиональной деятельности. На учебных занятиях студентам предлагались ситуации, которые могли бы произойти в будущей профессиональной деятельности. Творческий процесс разрешения педагогических ситуаций, которые отражают какой-либо факт из жизни школы или из спортивной подготовки, всегда связан с поиском. Задачей учащихся было смоделировать данную ситуацию, вырабатывалось умение дать оценку ситуации, найти оптимальный вариант решения и предоставить алго-
ритм действий, которые бы они совершили для получения необходимого результата, что, в свою очередь, способствовало формированию профессионального мастерства будущего педагога по физической культуре. Примеры моделируемых ситуаций были следующие: составление плана урока физической культуры, разработка алгоритма работы с детьми в качестве педагога, составление плана по самовоспитанию учащихся.
Рефлексивный компонент профессиональной готовности включал самостоятельную работу обучающихся по составлению рефлексивного дневника, заполняемого после каждого занятия.
После внедрения комплекса методов и средств повышения уровня профессиональной готовности студентов направления «Физическая культура» нами была проведена повторная диагностика в экспериментальной и контрольной группах. Отмечается улучшение по большинству показателей когнитивного компонента, наибольшее - по методическим знаниям и умениям. По полученным результатам можно сделать вывод о повышении уровня сформированности конструктивно-деятельностного компонента профессиональной готовности в экспериментальной группе, так как после завершения эксперимента мы видим прирост по таким показателям, как «Профессиональная деятельность» (на 12 %), «Готовность к выполнению деятельности» (на 16 %), «Готовность к планированию» (на 12 %). Это говорит о повышении у обучащих-ся готовности к планированию и осуществлению будущей профессиональной деятельности. Повышение у студентов экспериментальной группы результатов по показателям «Самооценка своих качеств» и «Уровень стремления к саморазвитию» на 16 и 12 % соответственно говорит о том, что за время проведения эксперимента у учащихся поднялся уровень рефлексии и готовности к саморазвитию.
Выводы. Основываясь на повышении показателей большинства компонентов профессиональной готовности, можно считать внедрённый комплекс методов и средств готовности к будущей профессиональной деятельности студентов направления «Физическая культура» эффективным и способствующим повышению профессиональной готовности.
Vol. 15 No. 2 2021 The Science of Person: Humanitarian Researches issN_i998-532o_(Print)
ISSN 12587-943Х (Online)
Part 2. Pedagogical Science
Источники
1. Железняк Ю. Д. Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в системе педагогического образования // Теория и практика физической культуры. М., 2012. № 5. С. 47.
2. Ищук В. В. Модель профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры на основе контекстного и проектного обучения // Молодой ученый. Казань, 2014. № 2. С. 765-769.
3. Карпова Н. В. Особенности формирования профессиональной идентичности будущих учителей физической культуры// Теория и практика физической культуры и спорта. М., 2016. № 4. С. 52-53.
4. Тухтахужаев Х. Б., Мадаминов Х. Значение компетентностного подхода для формирования профессионализма будущего учителя физической культуры // Молодой ученый. Казань, 2016. № 4 (108). С. 843-845.
5. Федотенко И. Л., Туревская Е. И., Югфельд И. А. Подготовка будущих бакалавров физической культуры к превентивной профессионально-педагогической деятельности// Теория и практика физической культуры и спорта. М., 2015. № 3. С. 57-61.
6. Кузьмина Н. В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993. 172 с.
7. Сластенин В. А., Исаев И. Ф. [и др.]. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений. 4-е изд. М. : Школа-Пресс, 2002. 512 с.
8. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2005. 490 с.
9. Раянова Ю. Ю., Курагина О. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся: учебное пособие. Омск : Изд-во СибГУФК, 2019. 247 с.
10. Ксенофонтова Е. Г. Исследование локализации контроля личности - новая версия методики «Уровень субъективного контроля» // Психологический журнал. М. : Инст-т психологии РАН, 1999. Т. 20. № 2. С. 103-114.
11. Бережнова Е. В., Краевский В. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. М. : Наука, 2006. 260 с.
Информация об авторе
Раянова Юлия Юрьевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии. Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (644009, РФ, г. Омск, ул. Масленникова, 144). ORCID ID: https://0rcid.0rg/0000-0003-3109-1390. E-mail: [email protected]
Yu. Yu. Rayanova1
'Siberian State University of Physical Education and Sports, Omsk, Russian Federation
Formation of readiness for professional-pedagogical activities among students of physical education university
Abstract. Insufficient development of the problem of professional readiness in the theory and practice of higher education showed the need to update the content, search for new methods, forms, means of its formation and made it possible to set a goal - theoretical and experimental substantiation of a set of methods and means of forming readiness for professional and pedagogical activity among students of a physical culture university. The research is conducted on the basis of testing methods and pedagogical experiment. The research involved 50 students of the Siberian State University of Physical Culture of the 3rd year specialized in «Physical culture». The author presents the results of a study of professional and pedagogical motivation, cognitive sphere, readiness for self-development, locus of control, personal qualities as indicators of readiness. The authors came to the conclusion that in order to achieve the set goals in the experimental group in the classroom on the discipline «Pedagogy of physical culture» methods of modeling quasi-professional activity, work in micro groups, the use of business games, mind maps, reflective diaries, etc. are used.
Keywords: physical education teacher, readiness for future professional and pedagogical activity, readiness components.
!ssn i2587-943xPonhne) Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 15 № 2 2021
Раздел 2. Педагогические науки
Paper submitted: February 4, 2021.
For citation: Rayanova Yu. Yu. (2021). Formation of readiness for professional-pedagogical activities among students of physical education university. The Science of Person: Humanitarian Researches, vol. 15, no. 2, pp. 159-164. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2021.15.2.20.
References
1. Zheleznyak Yu. D. Training of specialists in physical culture and sports in the system of pedagogical education. Theory and practice of physical culture, 2012, no. 5, p. 47. (In Russian).
2. Ischuk V. V. Model of professional training of future physical education teachers based on contextual and project-based learning. Young Scientist, 2014, no. 2, pp. 765-769. (In Russian).
3. Karpova N. V. Features of the formation of professional identity of future physical culture teachers. Theory and practice of physical culture and sport, 2016, no. 4, pp. 52-53. (In Russian).
4. Tukhtakhuzhaev Kh. B., Madaminov Kh. The value of the competence-based approach for the formation of professionalism of the future teacher of physical culture. Young Scientist, 2016, no. 4 (108), pp. 843-845. (In Russian).
5. Fedotenko I. L., Turevskaya E. I., Jugfeld I. A. Preparation of future bachelors of physical culture for preventive professional-pedagogical activity. Theory and practice of physical culture and sports, 2015, no. 3, pp. 57-61. (In Russian).
6. Kuzmina N. V., Rean A. A. Professionalism of teaching activities. St. Petersburgh, 1993, 172 p. (In Russian).
7. Slastenin V. A., Isaev I. F. et al. Pedagogy: textbook for pedagogical students of educational institutions. Moscow, School Press Publ., 2002, 512 p. (In Russian).
8. Fetiskin N. P. Socio-psychological diagnostics of the development of personality and small groups. Moscow, 2005, 490 p. (In Russian).
9. Ryanova Yu. Yu., Kuragina O. V. Psychological and pedagogical support of students. Omsk, Siberian State University of Physical Culture and SportsPubl, 2019, 247 p. (In Russian).
10. Ksenofontova E. G. Study of the localization of personality control - a new version of the methodology "The level of subjective control". Psychological journal, 1999, vol. 20, no. 2, pp. 103-114. (In Russian).
11. Berezhnova E. V., Kraevsky V. V. Fundamentals of educational and research activities of students. Moscow, Science Publ, 2006, 260 p. (In Russian).
Information about the author
Yulia Yu. Ryanova
Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor. Siberian State University of Physical Education and Sports (144 Maslennikova St., Omsk, 644009, Russian Federation). ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-3109-1390. E-mail: [email protected]
© Ю. Ю. Раянова, 2021