Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ КУРСА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» В ФОРМИРОВАНИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА ГОТОВНОСТИ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ'

ВОЗМОЖНОСТИ КУРСА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» В ФОРМИРОВАНИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА ГОТОВНОСТИ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ / СТРУКТУРА ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булдашева Ольга Викторовна

Статья посвящена актуальной проблеме сохранения здоровья будущих педагогов. В настоящее время наблюдаются неблагоприятные изменения в здоровье учащейся молодежи в связи с высокой учебной нагрузкой, воздействием гиподинамии, недостаточным количеством занятий физической культурой, недостаточной мотивацией к соблюдению здорового образа жизни и др. Выявлена необходимость проведения систематической работы по подготовке студентов к здоровьесбережению. В статье рассматривается сущность понятия «готовность к здоровьесберегающей деятельности», выделяются структурные компоненты рассматриваемого вида готовности (когнитивный, праксикологический, личностный). Автор обращает внимание на потенциал предмета «Физическая культура и спорт» в подготовке студентов к сохранению и укреплению собственного здоровья. В работе обобщается практический опыт по формированию готовности студентов педвуза к здоровьесбережению, предлагаются различные формы, методы и средства, способствующие развитию выделенных компонентов готовности в процессе освоения дисциплины «Физическая культура и спорт».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булдашева Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OPPORTUNITIES OF THE COURSE “PHYSICAL CULTURE AND SPORT” IN THE FORMATION OF READINESS FOR HEALTH CARE IN STUDENTS OF THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article is devoted to the actual problem of preserving the health of future teachers. Currently, there are unfavorable changes in the health of young students due to high academic load, exposure to physical inactivity, insufficient number of physical education classes, insufficient motivation to observe a healthy lifestyle, etc. The necessity of carrying out systematic work to prepare students for health care is revealed. The article examines the essence of the concept of "readiness for health-saving activities", identifies the structural components of the considered type of readiness (cognitive, praxicological, personal). The author draws attention to the potential of the subject “Physical Culture and Sports” in preparing students to preserve and strengthen their own health. The paper summarizes the practical experience in the formation of the readiness of students of the pedagogical university for health care, offers various forms, methods and tools that contribute to the development of the selected components of readiness in the process of mastering the discipline “Physical Culture and Sports”.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ КУРСА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» В ФОРМИРОВАНИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА ГОТОВНОСТИ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ»

PEDAGOGICAL SCIENCES

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Н.Б. Булдакова, кандидат географических наук, доцент кафедры биологии и географии с методикой преподавания, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: cunami1976@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-9614-7944.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

N.B. Buldakova, Ph. D. in Geographical Sciences, Associate Professor, Department of Biology and Geography with Teaching Methods, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: cunami1976@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-9614-7944.

УДК 378 DOI 10.52772/25420291_2021_2_35

Ольга Викторовна Булдашева г. Шадринск

Возможности курса «Физическая культура и спорт» в формировании у студентов педвуза готовности к здоровьесбережению

Статья посвящена актуальной проблеме сохранения здоровья будущих педагогов. В настоящее время наблюдаются неблагоприятные изменения в здоровье учащейся молодежи в связи с высокой учебной нагрузкой, воздействием гиподинамии, недостаточным количеством занятий физической культурой, недостаточной мотивацией к соблюдению здорового образа жизни и др. Выявлена необходимость проведения систематической работы по подготовке студентов к здоровьесбережению. В статье рассматривается сущность понятия «готовность к здоровьесбере-гающей деятельности», выделяются структурные компоненты рассматриваемого вида готовности (когнитивный, праксикологический, личностный). Автор обращает внимание на потенциал предмета «Физическая культура и спорт» в подготовке студентов к сохранению и укреплению собственного здоровья. В работе обобщается практический опыт по формированию готовности студентов педвуза к здоровьесбережению, предлагаются различные формы, методы и средства, способствующие развитию выделенных компонентов готовности в процессе освоения дисциплины «Физическая культура и спорт».

Ключевые слова: здоровьесбережение, готовность студентов педвуза к здоровьесбережению, структура готовности студентов педвуза к здоровьесбережению.

Olga Viktorovna Buldasheva

Shadrinsk

The opportunities of the course "Physical culture and sport" in the formation of readiness for health care in students of the pedagogical university

The article is devoted to the actual problem of preserving the health of future teachers. Currently, there are unfavorable changes in the health of young students due to high academic load, exposure to physical inactivity, insufficient number of physical education classes, insufficient motivation to observe a healthy lifestyle, etc. The necessity of carrying out systematic work to prepare students for health care is revealed. The article examines the essence of the concept of "readiness for health-saving activities", identifies the structural components of the considered type of readiness (cognitive, praxicological, personal). The author draws attention to the potential of the subject "Physical Culture and Sports" in preparing students to preserve and strengthen their own health. The paper summarizes the practical experience in the formation of the readiness of students of the pedagogical university for health care, offers various forms, methods and tools that contribute to the development of the selected components of readiness in the process of mastering the discipline "Physical Culture and Sports".

Keywords: health care, readiness of students of pedagogical university to health care, structure of readiness of students of pedagogical university to health care.

Проблема сохранения здоровья студентов является актуальной сегодня. В исследованиях указывается, что около 60% обучающихся имеют различные нарушения здоровья, только 14% выпускников школ являются практически здоровыми. Дальнейшее обучение в вузе ситуацию только усугубляет, поскольку появляются факторы риска, не способствующие сохранению и укреплению здоровья. К ним можно отнести:

- стрессовые ситуации в связи с экзаменационными сессиями, адаптацией к новым условиям обучения у студентов первого курса;

- напряженную умственную работу, большую долю самостоятельной работы, неумение

рационально организовать самостоятельную подготовку;

- нарушения режима питания, сна, чередования труда и отдыха;

- употребление алкоголя и табакокурение;

- недостаточную двигательную активность

и др.

Важность работы по здоровьесбережению студентов объясняется еще и тем, что успешное выполнение профессиональных обязанностей выпускниками вузов помимо сформированных профессиональных компетенций будет во многом зависеть и от уровня здоровья. Работодатели заинтересованы в здоровых специалистах, обладающих необходимым

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (50) 2021

35

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

набором психологических и физических качеств, соответствующих требованиям профессии и позволяющим выполнять трудовые нагрузки.

Отсюда проблема сохранения здоровья молодого поколения рассматривается как важнейший компонент потенциала страны. В ряде нормативно-правовых документов (ФЗ «Об образовании», ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 г., государственная программа РФ «Развитие физической культуры и спорта», Национальная доктрина развития образования в РФ на период до 2025 г. и др.) определены основные положения образовательной политики страны в сфере здоровьесбережения обучающихся.

Так, целью стратегии является «формирование приоритетов государственной политики в сфере физической культуры и спорта, основных направлений и механизмов, способствующих созданию условий, обеспечивающих равные возможности гражданам страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом» [4].

В силу сказанного выше формирование у студентов готовности к сохранению собственного здоровья имеет приоритетное значение. Кроме того, следует отметить и тот факт, что время обучения в вузе является важным периодом в здоровьесбере-жении, а также формировании навыков ведения здорового образа жизни, поскольку в этот период происходит усвоение системы ценностей и их включение в систему социокультурных отношений.

Теоретические и методологические аспекты формирования готовности студентов к сохранению собственного здоровья, ведению здорового образа жизни находят отражение в работах В.К. Бальсевич, О.А. Деминцевой, Н.В. Замятиной, А.С. Потужновой, М.Н. Федоровой, И.А. Ушаковой и др.

В целях исследования обратимся к рассмотрению сущности основных понятий.

Здоровьесбережение - это активность студентов, направленная на улучшение и сохранение здоровья, а также согласованность и единство всех уровней их жизнедеятельности.

Готовность студентов к сохранению и укреплению собственного здоровья в научных источниках рассматривается как:

- «мобилизация всех психофизиологических систем человека, направленных на профилактику болезней и укрепление здоровья» [2];

- «состояние личности, характеризующееся наличием знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления здоровьесберегающей деятельности, способствующее саморазвитию, самообразованию студентов, их адаптации в условиях изменяющейся внешней среды и эффективному овладению профессиональными

навыками в условиях целостного образовательного процесса вуза» [5].

Понятие «готовность» является интегратив-ным и включает в себя представления о готовности к отдельным видам деятельности: готовность к обучению, к профессиональной деятельности, к самообразованию, к сохранению здоровья и т. д.

Мы в трактовке данного понятия будем придерживаться точки зрения Н.В. Ипполитовой, которая указывает, что готовность - это «сложное интегративное личностное качество, характеризующее активно-действенное субъективное состояние личности и мобилизованность сил для выполнения поставленной профессионально-педагогической задачи» [3, С. 24].

Исходя из этого, под готовностью студентов педвуза к здоровьесбережению мы понимаем ин-тегративное личностное образование, представленное единством теоретической, практической и личностной составляющих, взаимосвязь которых обеспечивает ценностное отношение студентов к собственному здоровью.

Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования структуры готовности студентов педвуза к здоровьесбережению позволил выяснить, что специалисты выделяют различное количество компонентов. Так, в работах М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович выделяются следующие структурные компоненты готовности:

- мотивационный (характеризует положительное отношение и интерес к профессиональной деятельности);

- ориентационный (отражает профессиональные требования к личности);

- операционный (характеризует владение способами и приемами профессиональной деятельности, необходимыми навыками и умениями);

- волевой (предусматривает наличие навыков самоконтроля при выполнении профессиональных действий);

- оценочный (позволяет обеспечить самооценивание собственной подготовки и определить степень ее соответствия профессиональным требованиям) [1].

В работах О.А. Деминцевой выделяется четыре компонента готовности студентов к ведению здорового образа жизни: мотивационно-ценностный, познавательный (когнитивный), дея-тельностный и оценочно-рефлексивный.

Обобщая изложенное выше, в структуре готовности студентов педвуза к здоровьесбереже-нию мы будем выделять три взаимосвязанных компонента:

- личностный (характеризует степень сформированности ценностных ориентаций, интереса, уровень развития мотивации к деятельности по здоровьесбережению);

- когнитивный (представляет собой совокупность знаний теоретического характера в обла-

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (50) 2021_2542-0291

PEDAGOGICAL SCIENCES

сти ведения здорового образа жизни, профилактики заболеваний, методических основ организации занятий физической культурой и др.);

- праксикологический (отражает умения и навыки студентов, необходимые для эффективного осуществления здоровьесберегающей деятельности).

Обратимся к рассмотрению возможностей теоретического курса «Физическая культура и спорт» в формировании у студентов педвуза готовности к здоровьесбережению.

В рамках курса будущие педагоги знакомятся с основными аспектами, необходимыми для собственного здоровьесбережения, а именно с составляющими здорового образа жизни; гигиеническими мероприятиями, способствующими сохранению здоровья; оздоровительным эффектом физических упражнений. Поскольку сохранению и укреплению здоровья в большой степени способствуют занятия физической культурой, то при изучении данного предмета особое внимание уделяется гигиеническим аспектам, связанным с физкультурными занятиями: требования к режиму дня, питанию занимающихся физической культурой, структурным элементам занятий, одежде и обуви занимающихся и др. Дисциплина «Физическая культура и спорт» знакомит студентов с профессиональными заболеваниями, деформациями опорно-двигательного аппарата, а также способами их предупреждения.

С целью формирования когнитивного компонента готовности студентов педвуза к здоро-вьесбережению на семинарских занятиях студенты участвуют в дискуссиях, круглых столах («Влияние двигательной активности на здоровье человека», «Системы питания: плюсы и минусы», «Профилактика профессиональных заболеваний средствами физической культуры» и др.), разрабатывают презентации, пишут эссе («Спорт или физическая культура?»).

В процессе освоения дисциплины «Физическая культура и спорт» студенты овладевают умениями и навыками:

- определять положительное и отрицательное действие факторов окружающей среды на состояние здоровья;

- оценивать собственный уровень физического развития организма и функциональное состояние систем органов;

- использовать соответствующие функциональным, возрастным и половым особенностям физические упражнения оздоровительной и лечебной физической культуры;

- применять в соответствии с возрастом, уровнем здоровья способы закаливания;

- проводить самостоятельные занятия физической культурой, учитывая гигиенические нормы, возрастно-половые и индивидуальные особенности организма, а также состояние здоровья;

- применять правила безопасного выполнения физических упражнений.

Формированию праксикологического компонента готовности студентов педвуза к здоро-вьесбережению способствует включение в семинары таких заданий, как работа над проектами, анализ ситуаций, решение задач. Так, студенты работают над проектами по следующим темам «Рациональный режим дня как основа высокой работоспособности студентов», «Активный отдых в сохранении и укрепления здоровья студентов», «Стресс, его влияние на организм студента, способы преодоления», «Гигиенические требования к организации ночного сна студента» и др.

Для анализа студентам предлагаются ситуации следующего типа: девушка 20 лет, занимается малоподвижной работой в офисе, имеет лишний вес. С целью снижения веса три раза в неделю ходит на занятия в фитнес-клуб. Физическая нагрузка соответствует уровню физической подготовленности, повышается постепенно. За месяц занятий снижения веса не произошло. Анализ пищевого рациона и двигательной активности показал: суточные энерготраты составляют 1900 ккал, калорийность пищевого рациона 2455ккал.

Дисциплина «Физическая культура и спорт» также решает и следующие задачи:

- содействовать формированию у студентов педвуза ценностного отношения к здоровьсбере-гающей деятельности, к физическому совершенствованию, а также потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

- способствовать осознанию будущими педагогами роли физической культуры в становлении личности, а также сохранении и укреплении здоровья, подготовке к будущей профессии.

Формированию личностного компонента готовности будущих педагогов к здоровьесберега-ющей деятельности способствовало проблемный характер обучения, многообразие организационных форм обучения, вовлечение студентов в исследовательскую, творческую деятельность, конкурсы («Конкурс проектов», «Конкурс кейсов»), привлечение студентов к проведению физкультурных минуток во время лекционных и семинарских занятий, пауз активного отдыха и др. Развитию интереса у студентов к здоровьесберегающей деятельности способствовало создание возможности использовать усвоенное в практической деятельности:

- проведение исследований собственного физического развития и составление программы дальнейшего физического самосовершенствования с учетом требований будущей профессии;

- составление комплексов утренней гигиенической гимнастики с учетом индивидуальных особенностей (занятий спортом, наличия хронических заболеваний и др.);

- составление комплексов физминуток для людей, занимающихся умственным трудом;

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (50) 2021

37

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

- анализ суточного пищевого рациона для сравнения калорийности пищевого рациона с собственными энерготратами с последующим составлением рекомендаций по организации питания и режима двигательной активности и др.).

Подводя итоги, отметим, что во время обучения студентов в вузе увеличивается число факторов, негативно влияющих на состояние здоровья буду-

щих специалистов, кроме того, не все студенты знают, как правильно организовать свою жизнедеятельность, чтобы сохранить собственное здоровье. Важным направлением деятельности вуза становится работа по формированию у будущих выпускников готовности к здоровьесбережению. Осуществляется эта работа, в том числе, в процессе освоения дисциплины «Физическая культура и спорт».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Дьяченко, М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. -Минск : Изд-во БГУ, 1976. - 175 с. - Текст : непосредственный.

2. Деминцева, О.А. Критериальная оценка готовности будущих педагогов к здоровому образу жизни /

0.А. Деминцева. - Текст : непосредственный // Вестник Марийского государственного университета. - 2019. - № 4. - С. 473-479.

3. Развитие личности будущего педагога в контексте профессиональной подготовки : монография / Н.В. Ипполи-това [и др.]. - Шадринск : ШГПИ, 2010. - 240 с. - Текст : непосредственный.

4. Министерство спорта Российской Федерации : офиц. сайт. - Москва, 2021. - URL: https://minsport.gov.ru/activities/proekt-strategii-2030/ (дата обращения: 10.05.2021). - Текст : электронный.

5. Щур, С.Н. Формирование у студентов вуза готовности к здоровьесбережению / С.Н. Щур, Е. С. Астрейко. -Текст : непосредственный // Вестник МГПУ. - 2009. - № 2. - С. 118-122.

REFERENCES

1. D'jachenko M.I., Kandybovich L.A. Psihologicheskie problemy gotovnosti k dejatel'nosti [Psychological problems of readiness for activity]. Minsk: Izd-vo BGU, 1976. 175 p.

2. Deminceva O.A. Kriterial'naja ocenka gotovnosti budushhih pedagogov k zdorovomu obrazu zhizni [Criteria assessment of the readiness of future teachers for a healthy lifestyle]. VestnikMarijskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of the Mari State University], 2019, no. 4, pp. 473-479.

3. Ippolitova N.V., et al. Razvitie lichnosti budushhego pedagoga v kontekste professional'noj podgotovki: monografija [Personal development of the future teacher in the context of professional training]. Shadrinsk: ShGPI, 2010. 240 p.

4. Ministerstvo sporta Rossijskoj Federacii: ofic. sajt [Ministry of Sports of the Russian Federation]. Moskva, 2021. URL: https://minsport.gov.ru/activities/proekt-strategii-2030/ (Accessed 10.05.2021).

5. Shhur S.N., Astrejko E.S. Formirovanie u studentov vuza gotovnosti k zdorov'esberezheniju [Formation of students' readiness for health care]. Vestnik MGPU [Vestnik of Mozur State Pedagogical University named after I.P. Shamyakin], 2009, no. 2, pp. 118-122.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

О.В. Булдашева, ст. преподаватель кафедры теоретических основ физического воспитания и безопасности жизнедеятельности, ФГБОУ ВО «Шадринской государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: buldasheva.olya@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-0534-4358.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

O.V. Buldasheva, Senior Lecturer, Department of Theoretical Foundations of Physical Education and Life Safety, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: buldasheva.olya@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-0534-4358.

УДК 796.323.2 Б01 10.52772/25420291_2021_2_38

Алексей Леонидович Вавилов, Владимир Сергеевич Парфенов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г. Киров

Развитие скоростно-силовых способностей у юношей-баскетболистов 14-16 лет в тренировочном процессе с использованием утяжелителей

В данной статье рассматривается актуальная тема развития скоростно-силовых способностей баскетболистов 14-16 лет. Современный баскетбол - это сложно координированный вид спорта, поэтому баскетболисты в данное время отличаются большой требовательностью в развитии скоростно-силовых способностей. Для сегодняшнего баскетболиста характерна мобильность, хорошо развитая координация, способность молниеносно и стремительно мыслить на игровой площадке. Баскетболисту во время игры приходится выполнять большое количество прыжков, которые позволяют овладевать мячом при подборе, накрывать мяч при передаче и броске в кольцо, эффективно выполнять броски в прыжке и т.д.

Поэтому мы разработали методику развития скоростно-силовых способностей баскетболистов с использованием утяжелителей, где описываются комплексы упражнений, которые использовались в педагогическом эксперименте и представлены показатели скоростно-силовой подготовленности баскетболистов 14-16 лет на начало и конец эксперимента.

Ключевые слова: баскетбол, тренировочный процесс, скоростно-силовые способности, утяжелители.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 38_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (50) 2021_2542-°291

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.