Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
процесс формирования / готовность / профессиональная подготовка / профессионально-педагогическое мастерство / внеучебное время / профессиональное образование / formation process / readiness / professional training / professional and pedagogical skills / extracurricular time / vocational education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Наталья Владимировна, Иванов Петр Александрович

В статье представлены теоретические и практические аспекты формирования готовности будущих специалистов к проведению занятий во внеучебное время. Анализируются литературные источники, на основе которых раскрываются основные характеристики определения процесса формирования, профессионально-педагогическое мастерство, внеучебное время. Настоящая работа ставит своей целью исследовать учебный процесс в вузе как автономный сложно-структурированный процесс. При организации исследования были учтены принципы: осуществление тесной связи педагогической работы студентов с теоретическими знаниями, предусмотренными профилем приобретаемой специальности; профессионально-педагогическая направленность содержания работы, которая в наибольшей степени должна формировать личность будущего учителя физической культуры; разумное сочетание решающей роли образовательных организаций, педагогов в руководстве педагогической работой. В процессе поэтапного решения поставленных задач было проведено экспериментальное исследование деятельности студентов института физической культуры и спорта, проводящих педагогическую практику в школах и по месту жительства учащихся. Авторская позиция заключается в том, что дальнейшее совершенствование процесса подготовки специалистов в институте физической культуры и спорта будет зависеть от научно обоснованной взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Наталья Владимировна, Иванов Петр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents theoretical and practical aspects of the formation of the readiness of future specialists to conduct classes during extracurricular time. Literary sources are analyzed, on the basis of which the main characteristics of the definition of the formation process, professional and pedagogical skills, extracurricular time are revealed. The present work aims to investigate the educational process at the university as an autonomous complex structured process. When organizing the research, the following principles were taken into account: the implementation of a close connection between the pedagogical work of students with theoretical knowledge provided by the profile of the acquired specialty; the professional and pedagogical orientation of the content of the work, which should most form the personality of the future teacher of physical culture; a reasonable combination of the decisive role of educational organizations, teachers in the management of pedagogical work. In the process of step-by-step solution of the tasks set, an experimental study of the activities of students of the Institute of Physical Culture and Sports conducting pedagogical practice in schools and at the place of residence of students was conducted. The author's position is that further improvement of the process of training specialists at the Institute of Physical Culture and Sports will depend on the scientifically based relationship between the educational and extracurricular activities of students.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ»

организовывать научные состязания, создавать вызовы для студента, помогать увидеть и раскрыть предприимчивость (27% и 14%). Преподаватели не готовы и практически не представляют, как это реализовывать (Таблица 1).

Выводы. Таким образом, согласно концепции «Университет 3.0», для подготовки специалиста, способного не только владеть профессиональными компетенциями, но и успешно их реализовывать в готовом коммерческом продукте, студенту необходимо уже в процессе обучения в вузе формировать у себя способности к самоактуализации, самоопределению, самоорганизации и конкурентоспособности на рынке труда, а также профессиональное мировоззрение. Помощниками в этом имеют все шансы стать преподаватели - наставники. Именно они смогут помогать студентам формировать у себя кроме профессиональных и научных знаний, ценности, директивные действия, систему представлений о цели и смысле жизни, ценности и нормы в практических поступках и действиях, реальную готовность к определенному типу профессионального поведения. Но для этого преподавателей, способных осуществлять функцию наставника, нужно отбирать и готовить, развивая и формируя у них, кроме профессиональных знаний и способов их передачи, основные универсальные компетенции: коммуникативные навыки; хорошие административные навыки; умение предоставлять эффективную обратную связь; позитивный эмоциональный настрой; личное желание, мотивацию.

Литература:

1. Артемьева, E.H. Наставник 2.0: девять ключевых компетенций / E.H. Артемьева // Вестник Университета Талантов.

- 2016. - №3. - С. 67-69

2. Веселов, А.Н. Профессионально-техническое образование в СССР: Очерки по истории среднего и низшего профтехобразования. / А.Н. Веселов. - М., 1961. -435 с.

3. Данилов, C.B. Центр сопровождения молодых педагогов как акмеологическая модель наставничества в университетском комплексе / C.B. Данилов, Л.П. Шустова, М.И. Лукьянова, В.В. Зарубина // Современные проблемы науки и образования. - 2019,- № 5. - С. 15-21

4. Игнатьева, Е.В. Актуальность внедрения менторинга в систему высшего педагогического образования / Е.В. Игнатьева, Ю.В. Рябкова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. -Сборник научных трудов. Ялта: РИО ГПА. - 2017. - Вып. 57. - С. 209-215

5. Игнатьева, Е.В. Исследование готовности преподавателей университета к осуществлению наставнической деятельности / Е.В. Игнатьева, Ю.В. Рябкова // Перспективы науки и образования. - 2018. - № 4(34). - С. 45-51. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/issledovanie-gotovnosti-prepodavateley-universiteta-k-osuschestvleniyu-nastavnicheskoy" deyatelnosti (дата обращения: 02.04.2023)

6. Карташова, A.A. Модель компетенций наставника на предприятии как основа построения корпоративной системы наставничества / A.A. Карташова, Б.И. Камалиев // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. - 2018. - № 4. - С. 80-85. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/model-kompetentsiy-nastavnika-na-predpriyatii-kak-osnova-postroeniya-korporativnoy-sistemy" nastavnichestva (дата обращения: 08.02.2023)

7. Липатов, С.Е. Наставничество как процесс развития и мотивации молодых специалистов и наставников / С.Е. Липатов // Национальные приоритеты России. - 2014. - №2 (12). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-kak-protsess-razvitiya-i-motivatsii-molodyh-spetsialistov-i-nastavnikov (дата обращения: 29.03.2023)

8. Лопушенко, А.Я. Сущность, содержание и структура профессионального мировоззрения обучающихся / А.Я. Лопушенко // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2009. - №4. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/suschnost-soderzhanie-i-struktura-professionalnogo-mirovozzreniya-obuchayuschihsya (дата обращения: 29.03.2023)

9. Пастухова, Л.С. Наставничество как социально-педагогический ресурс повышения качества подготовки будущих специалистов / Л.С. Пастухова, Т.В. Сорокина-Исполатова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2013. - № 6(15). -С. 26-31

10. Помельникова, Е.А. Успешная профессиональная деятельность специалистов информационной безопасности / Е.А. Помельникова, М.Г. Резниченко. - Самара: Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 2021. - 200 с.

11. Помельникова, Е.А. Формирование готовности будущего специалиста к профессиональной самореализации / Е.А. Помельникова // Образование в современном мире: практики цифровой трансформации: сборник научных трудов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, Самара, 25 февраля 2021 года. - Самара: Ваш Взгляд, 2021. - С. 449-454

12. Семёнова, И.А. Психологические аспекты наставничества / И.А. Семенова // Новое поколение профессионалов: современный формат педагогической деятельности: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (Ульяновск, 26 октября 2017 г.). - Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. ИН. Ульянова», 2017. - С. 71-74

13. 4К современного мира. Формирование компетенций XXI века и оценка индивидуального прогресса в их развитии.

- URL: https://ioe.hse.ru/monitoring/4k (дата обращения: 01.03.2023)

14. Popper, A.N. Mentoring of Junior Faculty / A.N. Popper II College of Chemical and Life Science. - 2007. - URL: http://www.life.umd. edu/faculty/Mentoring.pdf (accessed 20.01.2023)

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Попова Наталья Владимировна

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул); магистрант Иванов Петр Александрович

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул)

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ВО

ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ

Аннотация. В статье представлены теоретические и практические аспекты формирования готовности будущих специалистов к проведению занятий во внеучебное время. Анализируются литературные источники, на основе которых раскрываются основные характеристики определения процесса формирования, профессионально-педагогическое мастерство, внеучебное время. Настоящая работа ставит своей целью исследовать учебный процесс в вузе как автономный сложно-структурированный процесс. При организации исследования были учтены принципы: осуществление тесной связи педагогической работы студентов с теоретическими знаниями, предусмотренными профилем приобретаемой

специальности; профессионально-педагогическая направленность содержания работы, которая в наибольшей степени должна формировать личность будущего учителя физической культуры; разумное сочетание решающей роли образовательных организаций, педагогов в руководстве педагогической работой. В процессе поэтапного решения поставленных задач было проведено экспериментальное исследование деятельности студентов института физической культуры и спорта, проводящих педагогическую практику в школах и по месту жительства учащихся. Авторская позиция заключается в том, что дальнейшее совершенствование процесса подготовки специалистов в институте физической культуры и спорта будет зависеть от научно обоснованной взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности студентов.

Ключевые слова: процесс формирования, готовность, профессиональная подготовка, профессионально-педагогическое мастерство, внеучебное время, профессиональное образование.

Annotation. The article presents theoretical and practical aspects of the formation of the readiness of future specialists to conduct classes during extracurricular time. Literary sources are analyzed, on the basis of which the main characteristics of the definition of the formation process, professional and pedagogical skills, extracurricular time are revealed. The present work aims to investigate the educational process at the university as an autonomous complex structured process. When organizing the research, the following principles were taken into account: the implementation of a close connection between the pedagogical work of students with theoretical knowledge provided by the profile of the acquired specialty; the professional and pedagogical orientation of the content of the work, which should most form the personality of the future teacher of physical culture; a reasonable combination of the decisive role of educational organizations, teachers in the management of pedagogical work. In the process of step-by-step solution of the tasks set, an experimental study of the activities of students of the Institute of Physical Culture and Sports conducting pedagogical practice in schools and at the place of residence of students was conducted. The author's position is that further improvement of the process of training specialists at the Institute of Physical Culture and Sports will depend on the scientifically based relationship between the educational and extracurricular activities of students.

Key words: formation process, readiness, professional training, professional and pedagogical skills, extracurricular time, vocational education.

Введение. В предшествующей работе, посвященной подготовке, специалиста с высшим физкультурным образованием, учебный процесс (обучение и воспитание в вузе) рассматривался в общем виде как одна из подсистем подготовки. Настоящая работа ставит своей целью исследовать учебный процесс в вузе как автономный сложно-структурированный процесс. Подобное исследование должно включать в себя анализ структуры учебного процесса, выявление в его рамках структур всех составляющих его компонентов и их взаимодействия, а также особенности их функционирования и развития.

Сущностью учебного процесса является специфическая целенаправленная учебная деятельность по подготовке специалиста в единстве ее теоретических и практических сторон. Четкая структурированность учебного процесса, сложная функциональная взаимосвязь всех его компонентов служат достаточным основанием для квалификации учебного процесса одновременно и как системы.

Учебный процесс представляет собой сложную многокомпонентную развивающуюся систему, включающую в качестве подсистем объект и субъект учебной деятельности; модели объекта и субъекта, планы и программы учебного процесса, учебно-информационное и материально-техническое обеспечение, а также управление учебным процессом в вузе [2; 8].

Каждая из подсистем системы «Учебный процесс» может быть рассмотрена как автономная, так как состоит из элементов, качественно отличных от элементов остальных подсистем, со своими специфическими связями и отношениями между элементами, с различными для каждой подсистемы функциональными и содержательными характеристиками. Однако, обладая относительной самостоятельностью, они тесно взаимосвязаны внутри объединяющей их системы.

Объект учебной деятельности как система выступает исходной по отношению к остальным системам, потому что именно на ее преобразование направлен весь учебный процесс. Согласно схеме, объект учебной деятельности представляет собой многокомпонентную многоуровневую материальную систему. Уровней, как и компонентов, в ней три, причем второй компонент функционирует на нескольких подуровнях. Каждый из компонентов системы представляет собой, в свою очередь, материальную подсистему системы «Объект учебной деятельности».

Именно на нее в течение ряда лет направлена конкретная преобразующая деятельность субъекта. Подобное преобразование производится последовательно на четырех подуровнях, соответствующих годам обучения в вузе. При этом преобразование объекта субъектом осуществляется в рамках неизменного качества: объект на всех подуровнях остается однородным множеством, состоящим из одних и тех же элементов - студентов. При переходе с одного подуровня на следующий, высший, происходит акт отбора: объект должен соответствовать определенному, обусловленному моделью студента набору требований к его знаниям, умениям и навыкам. Подобным актом отбора является определенная совокупность экзаменов и зачетов при переходе с курса на курс.

Система управления учебным процессом в вузе - та система, которая окончательно структурирует учебный процесс, давая полное основание рассматривать его в целом как систему.

Важность разработки и внедрения систем менеджмента качества образования в педагогическом вузе определяется не только необходимостью совершенствования образования в меняющихся условиях, связанных с гуманизацией и демократизацией общества, внедрением новой педагогической парадигмы, основанной на концепции индивидуального образования, но и ее характером. Высшая педагогическая система образования, в котором выпускники педагогических вузов получают профессиональную подготовку по будущим специальностям.

Системы управления качеством образования в педагогическом вузе направлены на достижение и повышение качества подготовки специалистов-преподавателей. Соответствие диплома вуза требованиям государственного образовательного стандарта является бесценным показателем качества профессионального педагогического образования.

В настоящее время наиболее полная картина управления качеством формируется при разработке основ национальной системы качества высшего образования [1; 3]. В последние годы многие учебные заведения России пришли к идее тотального менеджмента качества, подчеркнув необходимость использования ресурсов отечественной системы для достижения необходимого качества образования. Выполнение комплекса задач, связанных с управлением качеством образования, осуществляется, как правило, с помощью контрольно-оценочных мероприятий.

Поиск путей формирования основ профессионального мастерства, воспитание интереса к избранной специальности учителя по-прежнему волнуют исследователей, занимающихся проблемами педагогики высшей школы.

В последние годы значительно возрос интерес ученых и практических работников к личности специалиста физической культуры и спорта.

Наиболее актуальными и социально значимыми стали вопросы совершенствования подготовки учителя физической культуры. Научные работники в области педагогики уже сделали в этом направлении конкретные практические шаги. Отдельные стороны подготовки учителя физической культуры довольно подробно исследовались Ю.А. Янсоном,

B.И. Астраханцевой, С.Ю. Балбенко, ИА. Вальковской и др [4; 5; 6; 7; 9]. Воспитание же у будущих учителей умений и навыков организации внеучебной деятельности учащихся находится вне поля зрения исследователей.

Наряду с дальнейшим совершенствованием учебно-воспитательного процесса, обусловленного учебным планом по специальности «физическая культура», мы попытались разработать рекомендации по использованию массовых мероприятий, проводимых во внеучебное время, с целью формирования у студентов умений и навыков, необходимых для предстоящей учительской деятельности.

Изложения основного материала статьи. В процессе поэтапного решения поставленных задач было проведено экспериментальное исследование деятельности студентов института физической культуры и спорта, проводящих педагогическую практику в школах и по месту жительства учащихся.

При организации исследования были учтены принципы, уже нашедшие отражение на страницах педагогической печати:

1. Осуществление тесной связи педагогической работы студентов с теоретическими знаниями, предусмотренными профилем приобретаемой специальности.

2. Профессионально-педагогическая направленность содержания работы, которая в наибольшей степени должна формировать личность будущего учителя физической культуры.

3. Разумное сочетание решающей роли образовательных организаций, педагогов в руководстве педагогической работой.

Анализ экспертной оценки проведенной педагогической практики показывает, что у студентов в процессе ее прохождения формируются основные структурные компоненты деятельности, необходимые учителю физической культуры в его профессиональной деятельности.

Поставленная в начале исследования цель решалась также через систему -педагогических заданий в школах, в городских и загородных оздоровительных лагерях, на педагогической практике, а в дальнейшем и при самостоятельной деятельности в период стажировки.

В исследовании участвовали студенты института физической культуры и спорта (около 300 человек), учителя школ города и области, преподаватели профилирующих кафедр, представители общественных организаций. Всего около 350 человек.

Проводимая нами многолетняя работа позволила дифференцировать задания студентам с учетом курса, уровня спортивной квалификации и требований, предъявляемых предстоящей учительской деятельностью. Результаты педагогической работы учитывались преподавателями, кураторами групп и проставлялись в зачетных книжках педагогической практики, отмечались в характеристиках, представляемых на государственные экзамены при окончании полного курса обучения.

Выводы. Проведенные исследования дают основание для следующих выводов:

1. Использование внеучебных массово-физкультурных и спортивных мероприятий, проводимых кафедрами совместно с общественными организациями вуза, оказывает несомненное положительное влияние на профессиональный облик молодых специалистов.

Результаты этой работы отчетливо проявляются в период педагогической практики в школах и оздоровительных лагерях, а в дальнейшем и при самостоятельной работе учителя.

Воспитание у студентов навыков ведения внеклассной и внешкольной массово-физкультурной и спортивной работы позволяет в значительной степени реализовать цели и задачи, превращает физическую культуру и спорт из зрелища в необходимый компонент социально-культурной деятельности, основы которой закладываются в школе.

2. Массово-физкультурная и спортивная работа студентов института физической культуры и спорта, спланированная с учетом требований предстоящей профессиональной деятельности учителя, не только является эффективной формой разумного досуга, но и способствует воспитанию основ профессионального мастерства молодых специалистов. Она формирует основные компоненты, входящие в структуру педагогической деятельности, и в первую очередь организаторские, что, по мнению большинства опрошенных учителей и педагогов вуза, является ведущим в работе молодого учителя. Систематическое привлечение студентов к указанной деятельности способствует расширению коммуникативных способностей будущих педагогов, формирует основы профессионального мастерства.

3. Дальнейшее совершенствование процесса подготовки специалистов в институте физической культуры и спорта будет зависеть от научно обоснованной взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности студентов.

Последняя должна получить отражение в зачетных книжках по педагогической практике, а также в характеристиках, представляемых на государственные экзамены, и учитываться преподавателями, ведущими курс повышения спортивного мастерства.

Литература:

1. Блинова, Ю.В. К вопросу о систематизации факторов, влияющих на эффективность деятельности спортивных школ / Ю.В. Блинова // В книге: Человек в экономико-правовом и политическом пространстве, сборник научных статей XXVI научно-практической конференции. - Барнаул, 2022. - С. 68-78

2. Губарева, Н.В. О порядке комплектования (формирования) групп обучения (спортивной подготовки) / Н.В. Губарева, М.М. Иванова, И.И. Самсонов, Г.А. Тарасевич // В сборнике: Спортивное право в России и мире: актуальные вопросы. Материалы круглого стола с международным участием. Отв. редактор A.A. Коренная. - Барнаул, 2022. -

C. 99-113

3. Кичигин, C.B. Обособленные подразделения региональных организаций системы спортивной подготовки: повышение актуальности и противоречивость в регулировании / C.B. Кичигин, С.А. Рыбакова // Спорт: экономика, право, управление. - 2023. - № 1. - С. 24-30

4. Коновалов, М.Ю. Модернизация в системе дополнительного образования / М.Ю. Коновалов, A.A. Медведенко, C.B. Ефремов // В сборнике: Актуальные вопросы физической культуры и спорта, материалы XXIV Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Ю.Т. Ревякина. - Томск, 2022. - С. 125-128

5. Подберезко, H.A. Эффективность реализации ВФСК ГТО в Сибирском федеральном округе на примере Алтайского края / H.A. Подберезко, И.И. Самсонов, К.Г. Клецов, Е.А. Труевцева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2023. - № 1 (215). - С. 384-390

6. Попова, Н.В. О кризисе оплаты труда тренеров спортивных школ: приглашение к дискуссии / Н.В. Попова // Экономика. Профессия. Бизнес. -2022. -№ 1. - С. 81-90

7. Самсонов, И.И. Управление персоналом спортивных школ в условиях стратегической модернизации / И.И. Самсонов // В сборнике: Новая реальность: экономика, менеджмент, социальные коммуникации, материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2-х частях. Новосибирский государственный педагогический университет. - Новосибирск, 2022. - С. 166-174

8. Самсонов, И.И. К вопросу о необходимости гармонизации дополнительного профессионального образования и тренерских лицензий РФС и УЕФА для тренеров (тренеров-преподавателей) / И.И. Самсонов // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2022. - № 4 (28). - С. 94-101

9. Самсонов, И.И. О новой концепции «Дополнительного образования» в области физической культуры и спорта в России / И.И. Самсонов // В сборнике: Образовательное право и законодательство: тренды и стратегия развития. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Под редакцией C.B. Ведяшкина, Д.В. Сенниковой. - Томск, 2022.-С. 55-59

Педагогика

УДК 372.881.161.1

кандидат филологических наук, доцент Радкевич Анна Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет» (г. Нижний Новгород); кандидат филологических наук, доцент Шевелева Татьяна Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет» (г. Нижний Новгород); кандидат филологических наук, доцент Пардаева Дилфуза Раимовна Каршинский государственный университет (г. Карши)

ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА ПИСАТЕЛЯ: К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ В ИНОСТРАННОЙ АУДИТОРИИ

Аннотация. В статье речь идёт о языковой картине мира С. Есенина в контексте преподавания русского языка в иностранной аудитории. Актуальность статьи определяется ее тематикой и проблематикой, опирающейся на тенденции современной антропологически ориентированное лингвистики - выявление индивидуального авторского фактора в языке. В статье предлагается методика работы с произведением автора, отражающим его языковую картину мира, которая может быть применима к любому поэтическому тексту, который служит дидактическим материалом при изучении русского языка как иностранного. Обращение к творчеству Есенина объясняется, прежде всего, тематическим содержанием его произведений, значительную часть которых представляют стихотворения о родине и любви, пейзажная лирика. Данные темы, являющиеся ключевыми в поэтическом наследии поэта, универсальны, поэтому представляют особый интерес для обсуждения в условиях работы в иноязычной многонациональной аудитории. Вторым фактором являются стилистические особенности творчества писателя. Их языковой потенциал позволяет сообщить инофонам новые и активизировать уже имеющиеся лингвострановедческие сведения, стимулировать открытый диалог и осуществлять обучение русскому языку как иностранному в аспекте межкультурной коммуникации.

Ключевые слова: языковая картина мира, коммуникативная компетенция, уровни владения языком, лексико-грамматические задания, педагогическое мастерство.

Annotation. The article deals with the linguistic worldview of S. Yesenin in the context of teaching Russian in a foreign audience. The relevance of the article is determined by its subject and problems, based on the trends of modern anthropologically oriented linguistics - the identification of an individual author's factor in language. The authors of the article suggest a method of working with the author' texts reflecting his linguistic worldview, which can be applied to any poetic text that serves as didactic material while learning Russian as foreign language. The appeal to Yesenin's work is explained, first of all, by the thematic content of his works, a significant part of which is presented by poems devoted to the motherland and love, landscape lyrics. These topics, which are key in the poet's heritage, are universal, therefore they are of particular interest for discussion while teaching Russian for a foreign-speaking multinational audience. The second factor are the stylistic features of the writer's work. Their linguistic potential allows to inform foreign speakers of new and activate existing linguistic and cultural information, to stimulate the open dialogues, and to teach Russian as a foreign language in the aspect of intercultural communication.

Key words: linguistic worldview, communicative competence, grammar and vocabulary tasks, language proficiency levels, pedagogical skills

Введение. Обращение к поэтическим текстам занимает особое место в практике и методике преподавания русского языка как иностранного, так как работа с ними вводит иностранных учащихся в реальную жизнь языка, его действительное функционирование, способствует оптимизации грамматических и фонетических навыков, способности к вероятностному прогнозированию и развитию языковой догадки. Методика преподавания русского языка как иностранного ориентируется не только на грамотное владение иностранным языком, но и на изучение мира и культуры народа, говорящего на этом языке. Сочетание изучения языка и культуры в иностранной аудитории является краеугольным камнем методического аспекта межкультурных контактов.

Текстоцентрический подход в процессе обучения русскому языку и формирования коммуникативной компетенции учащихся отмечали Т.А. Ладыженская, Г.А. Золотова, И.Р. Гальперин, понимая текст как своеобразную систему, в которой органично соединяются лексические, грамматические и синтаксические средства языка. По справедливому замечанию Е.А. Яцевич, с самых первых уроков по русскому языку как иностранному преподаватель демонстрирует учащимся различные речевые образцы и модели построения фразы, «чтобы на данной основе продуцировать множество словосочетаний и предложений» [12, С. 144]. Тем самым поддерживается мысль о том, что текст является основной единицей обучения РКП, а все единицы языка подчинены единой цели - созданию речевого произведения (текста). Производя отбор стихотворений С. Есенина для работы в иностранной аудитории, мы опирались на актуальность содержания текстов, их информативность (для познавательной деятельности инофонов), разнообразие тематики (для поддержания мотивации к обучению), учёт жанровых особенностей лирики (для разработки системы заданий предтекстового, притекстового и послетекстового характера), лингвострановедческую и социокультурную ценность текста. Кроме того, обязательна соотнесенность лексико-грамматических конструкций с уровнем владения языка и регламентация количества неизвестной лексики.

В этой связи творчество С.А. Есенина представляет собой особый интерес. Наиболее ярко влияние русской культуры на его мировоззрение выражено в пейзажной лирике, которая характеризуется неповторимыми языковыми средствами образности, богатством лексики, концептами, функционирование которых обусловлено традициями мифологии, фольклора, религии. В его творчестве присутствует мотивация, заключающаяся в новой информации, и педагогический потенциал для создания разноуровневых лексико-грамматических заданий и заданий методического типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.