Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО / СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бутенко Максим Владимирович, Агишев Александр Анатольевич, Бобров Андрей Дмитриевич

В статье представлены теоретические и практические аспекты совершенствования профессионального мастерства специалистов физической культуры. Анализируются литературные источники, на основе которых раскрываются основные характеристики определений процесса совершенствования, физическое воспитание, профессиональная деятельность, профессиональное мастерство, специалист в области физической культуры и спорта. Для самосовершенствования, так и для организованных форм повышения педагогического мастерства важно учитывать развитость личностных способностей и качеств, необходимых для выполнения профессиональных функций. Выявление этих качеств - объект диагностики профессионализма. Рассмотрена педагогическая диагностика как фактор совершенствования профессионального мастерства специалистов физической культуры. Профессиональная диагностика специалистов физической культуры и спорта включает следующие методы: анкетный опрос; тест профессиональной грамотности специалиста; интервьюирование специалистов. Авторская позиция заключается в том, что на основании проведенных исследований можно сделать вывод, что данная методика позволяет выявить сильные и слабые стороны деятельности педагогов, что равносильно разработка программы повышения их квалификации и стимулировать профессиональный рост педагогов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бутенко Максим Владимирович, Агишев Александр Анатольевич, Бобров Андрей Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS AS A FACTOR OF IMPROVING THE PROFESSIONAL SKILLS OF PHYSICAL EDUCATION SPECIALISTS

The article presents theoretical and practical aspects of improving the professional skills of physical education specialists. Literary sources are analyzed, on the basis of which the main characteristics of the definitions of the improvement process, physical education, professional activity, professional skills, a specialist in the field of physical culture and sports are revealed. For self-improvement, as well as for organized forms of improving pedagogical skills, it is important to take into account the development of personal abilities and qualities necessary to perform professional functions. The identification of these qualities is the object of the diagnosis of professionalism. Pedagogical diagnostics is considered as a factor of improving the professional skills of physical culture specialists. Professional diagnostics of physical culture and sports specialists includes the following methods: questionnaire survey; professional literacy test of a specialist; interviewing specialists. The author's position is that on the basis of the conducted research, it can be concluded that this technique allows to identify the strengths and weaknesses of teachers' activities, which is equivalent to developing a program to improve their qualifications and stimulate the professional growth of teachers

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Бутенко Максим Владимирович

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул); доцент Агишев Александр Анатольевич Алтайский государственный университет (г. Барнаул); магистрант Бобров Андрей Дмитриевич

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. В статье представлены теоретические и практические аспекты совершенствования профессионального мастерства специалистов физической культуры. Анализируются литературные источники, на основе которых раскрываются основные характеристики определений процесса совершенствования, физическое воспитание, профессиональная деятельность, профессиональное мастерство, специалист в области физической культуры и спорта. Для самосовершенствования, так и для организованных форм повышения педагогического мастерства важно учитывать развитость личностных способностей и качеств, необходимых для выполнения профессиональных функций. Выявление этих качеств - объект диагностики профессионализма. Рассмотрена педагогическая диагностика как фактор совершенствования профессионального мастерства специалистов физической культуры. Профессиональная диагностика специалистов физической культуры и спорта включает следующие методы: анкетный опрос; тест профессиональной грамотности специалиста; интервьюирование специалистов. Авторская позиция заключается в том, что на основании проведенных исследований можно сделать вывод, что данная методика позволяет выявить сильные и слабые стороны деятельности педагогов, что равносильно разработка программы повышения их квалификации и стимулировать профессиональный рост педагогов.

Ключевые слова: процесс совершенствования, физическое воспитание, профессиональная деятельность, профессиональное мастерство, специалист в области физической культуры и спорта, педагогическая диагностика.

Annotation. The article presents theoretical and practical aspects of improving the professional skills of physical education specialists. Literary sources are analyzed, on the basis of which the main characteristics of the definitions of the improvement process, physical education, professional activity, professional skills, a specialist in the field of physical culture and sports are revealed. For self-improvement, as well as for organized forms of improving pedagogical skills, it is important to take into account the development of personal abilities and qualities necessary to perform professional functions. The identification of these qualities is the object of the diagnosis of professionalism. Pedagogical diagnostics is considered as a factor of improving the professional skills of physical culture specialists. Professional diagnostics of physical culture and sports specialists includes the following methods: questionnaire survey; professional literacy test of a specialist; interviewing specialists. The author's position is that on the basis of the conducted research, it can be concluded that this technique allows to identify the strengths and weaknesses of teachers' activities, which is equivalent to developing a program to improve their qualifications and stimulate the professional growth of teachers.

Key words: improvement process, physical education, professional activity, professional skills, specialist in the field of physical culture and sports, pedagogical diagnostics.

Введение. Внедрение многоуровневой системы подготовки специалистов предполагает всестороннюю апробацию и экспериментальную проверку предлагаемой государственным стандартом методики перехода на реформированную форму обучения [2; 4].

Институт физической культуры и спорта Алтайского государственного педагогического университета принимает активное участие в общеуниверситетском эксперименте по внедрению элементов многоуровневой системы подготовки специалистов физической культуры и спорта [1; 9].

В рамках обучения студентов института по второй дополнительной специальности 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями): Физическая культура и Дополнительное образование (спортивная подготовка) особенно актуальна обоснование программы курса спортивно-педагогического совершенствования (СПС), так как данный курс определяет уровень подготовленности специалиста [3; 6].

Перечень дисциплин курса СПС в институте физической культуры и спорта учитывает: учебные планы как общеобразовательных школ, так и ДСП; местные (региональные) условия; материально-техническую базу института; кадровый состав преподавателей.

Исходя из вышеперечисленных условий, в институте физической культуры и спорта Алтайского государственного педагогического университета определены и функционируют следующие дисциплины СПС [5; 10].

1. Но кафедре гимнастики: спортивная гимнастика; атлетическая гимнастика; спортивная аэробика.

2. По кафедре спортивных дисциплин: легкая атлетика; лыжный спорт; спортивное ориентирование.

3. По кафедре спортивных игр: баскетбол; волейбол; футбол.

Нами в деканат института физической культуры и спорта было внесено предложение по распределению нагрузки по курсу спортивно-педагогического. совершенствования.

Всего на курс СПС на пять лет обучения отводится 780 часов учебного времени, из них 390 часов аудиторных занятий, на теоретический курс - 50 часов, семинарские занятия - 26 часов, учебная практика - 48 часов, обзорно-методические занятия - 80 часов, лабораторные занятия и научно-исследовательская работа - 60 часов и на практические занятия отводится до 126 часов учебного времени.

Практическая часть курса СПС может быть значительно усилена за счет факультативного курса «Профессионально-прикладная физическая подготовка».

Большую роль в развитии физической культуры и спорта на Алтае сыграл введенный в 1931 году комплекс ГТО и его ступени. Для подготовки и сдачи норм комплексов ГТО строились стадион, водные станции и другие спортивные сооружения в городах и селах Алтайского края [7; 8].

В тридцатые годы на Алтае появляются работники физической, культуры со средним и высшим специальным образованием.

В послевоенные годы физическая культура и сперт на Алтае продолжает развиваться. Нужны были физкультурные кадры. В 1946 году в Барнаульском педучилище открывается отделение физического воспитания. В 1965 году был открыт факультет физического воспитания в Барнаульском государственном педагогическом институте.

В конце 40-х и 50-х годов растет мастерство алтайских спортсменов. Появляются первые мастера спорта. В связи с созданием сельских ДСО растет мастерство сельских спортсменов. Гордостью Алтая являются спортсмены, которые участвовали на Зимних и Летних Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы.

Приведенные выше данные в лекционном изложении наглядно показывают студентам развитие народной физической культуры и спорта на Алтае.

Изложения основного материала статьи. На современном этапе многоуровневой системы обучения с введением в институте физической культуры второй специальности, важное значение на профилирование на будущую профессию приобретает мотивационная ориентация абитуриентов. Будущая профессиональная деятельность не должна являться каким-то абстрактным символом, она должна быть четко выражена в границах и определена конкретным смысловым выражением.

Для большинства абитуриентов, поступающих в институт, этим смысловым выражением является основная деятельность - спортивная. Для тех, кто имеет высокие спортивные достижения, это норма, они не мыслят свою будущую профессиональную деятельность вне спорта. Другие желают повысить свое спортивное мастерство, наряду с приобретением профессии учителя, но есть и категория абитуриентов с четкой ориентацией на профессию учителя и желанием разносторонней подготовленности по профилирующим видам спорта. Однако встречаются и категория абитуриентов без четкой ориентации на будущую профессию и спортивную деятельность с интересами далекими от специальности.

Наиболее серьезным звеном в последнее время стала категория студентов не имевших высоких спортивных достижений, слабо ориентированных на профессию учителя, но имевших «протекцию». Вполне естественно, что эта категория абитуриентов, при прочих равных условиях, без «протекции» извне, не смогла бы составить конкуренции тем, у кого уже имеется устоявшиеся мотивы и ценностные ориентации на будущую профессию. Вполне закономерно, что «спортсмены» имеет ниже средний балл аттестата из-за частых соревнований, сборов и отсутствия навыков самоподготовки, однако спортивная деятельность приучила их к самодисциплине, упорству и настойчивости в достижении цели, что достигается постоянным и кропотливым трудом. А труд учителя - это систематическая работа, порой на пределе, часто неблагодарная, требующая полной отдачи и постоянного самостоятельного образования.

Практический опыт работы показывает, что чаше всего эти студенты и те, кто избрал профессию учителя физической культуры не по наитию извне, а с учетом своих склонностей и способностей, являются серьезными учениками и быстрее адаптируются в новых условиях обучения.

Серьезным рычагом качественной подготовки является стойкая мотивация, формирование глубоких убеждений в необходимости приобретения прочных знаний, устойчивая привычка к самообразованию, саморазвитию, самоорганизации, иначе обучение будет порождением равнодушия и потеряет элемент привлекательности.

В результате проведенных в институте физической культуры и спорта исследований по мотивам поступления, студентов можно разделить, условно, на три группы:

- первая группа студентов - «случайные», без стойких интересов к будущей профессии, по «протекции» и с мотивом получить диплом любой ценой - 5-10%;

- вторая группа имеет явно выраженный спортивный интерес, однако их профессиональные интересы еще не до конца определены. Для них занятие спортом является главной целью, главным мотивом - 30-40%;

- третью группу составляют студенты с определившимися профессиональными интересами, для которых работа с детьми является главным мотивом, а спортивное совершенствование - сопутствующим - 60-60%.

От курса к курсу мотивация меняется в положительную сторону происходит переосмысливание первоначальных взглядов и интересов.

Система повышения квалификации и переподготовки кадров, основывающаяся на организованных формах работы, недостаточно сориентирована на личность специалиста; в отношении различных контингентов специалистов зачастую игнорируется принцип индивидуализации, то есть учет индивидуальных и профессиональных особенностей учителя, тренера, преподавателя. Поэтому, как для самосовершенствования, так и для организованных форм повышения педагогического мастерства важно учитывать развитость личностных способностей и качеств, необходимых для выполнения профессиональных функций. Выявление этих качеств - объект диагностики профессионализма.

Профессиональная диагностика специалистов физической культуры и спорта включает следующие методы:

1. Анкетный опрос специалистов с целью получения характеристик развития и проявления основных профессиональных и личностных качеств, способностей и умения (самооценка профессионального мастерства).

2. Тест профессиональной грамотности специалиста. Проводится с целью выявления знаний теории, методики физического воспитания, оценивается уровень владения профессиональными умениями и навыками.

3. Интервьюирование специалистов. Проводится с целью проверки, уточнения данных, полученных путем применения других методов (наблюдения, анкетирования, тестов), а также получения дополнительной информации по невыясненный вопросам.

Выводы. По этой методике нами были продиагностированы учителя средних общеобразовательных школ. Анализ результатов полученных данных позволяет сделать следующие выводы:

- 25% респондентов имеют завышенную самооценку уровня профессионального мастерства, у 8% - самооценка занижена;

- достаточно высоко у респондентов развиты коммуникативные и организаторские умения, умение находить выход из нестандартных педагогических ситуаций;

- 32% продиагностированных учителей имеют недостаточный уровень развития конструктивных и проектировочных умений;

- 27% учителей недооценивают в своей работе планирование учебного процесса, использование методических разработок по физической культуре, что влияет не уровень их профессионального мастерам;

- 75% диагностированных учителей указали, что основные трудности в работе вызывает неудовлетворительная организация труда;

- 16% отметило, что трудности вызваны недостатком в научно-методической информации и 9% указали на недостаточность теоретической подготовки.

На основании проведенных исследований можно сделать вывод, что данная методика позволяет выявить сильные и слабые стороны деятельности педагогов, что равносильно разработка программы повышения их квалификации и стимулировать профессиональный рост педагогов.

Литература:

1. Баянкин, О.В. Анализ практики внеучебных занятий по физической подготовке со студентами института физической культуры и спорта / О.В. Баянкин // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. -2020. - № 3 (44). - С. 34-38

2. Грабиненко, Е.В. Практический аспект использования технологии оценки уровня развития профессиональной компетентности бакалавров в процессе учебной деятельности / Е.В. Грабиненко, П.Г. Воронцов // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-1. - С. 258-262

3. Губарева, Н.В. Современные аспекты профессиональной подготовки учителей физической культуры / Н.В. Губарева, Е.В. Колтыгина // В сборнике: Актуальные вопросы физической культуры и спорта. материалы XXIV Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой памяти профессора Ю.Т. Ревякина. - Томск, 2022. -С. 247-249

4. Губарева, Н.В. Реализация смешанного обучения на современном этапе развития образования в вузе / Н.В. Губарева, К.Г. Емелин, Л.М. Бартенева // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-3. -С. 127-130

5. Дроздов, Д.И. Производственная физическая культура студента / Д.И. Дроздов, И.А. Золотухина // В сборнике: Новое слово в науке и практике. Сборник материалов УП-ой международной научно-практической конференции. - 2017. -С. 47-48

6. Золотухина, И.А. Здоровьесберегающая роль физической культуры в образовательном процессе / И.А. Золотухина // В сборнике: Воспитательно-патриотическая и физкультурно-спортивная деятельность в вузах: инновации в решении актуальных проблем. Материалы Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 112-116

7. Иванова, М.М. О порядке комплектования (формирования) групп обучения (спортивной подготовки) / М.М. Иванова, И.И. Самсонов, Г.А. Тарасевич // В сборнике: Спортивное право в России и мире: актуальные вопросы. Материалы круглого стола с международным участием. Отв. редактор А.А. Коренная. - Барнаул, 2022. - С. 99-113

8. Попова, Н.В. Образовательная среда как новая реальность развития института физической культуры и спорта в компетентностно-ориентированном обучении студентов / Н.В. Попова // В сборнике: Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Развитие образовательного пространства региональных вузов в системе координат приоритетных проектов РФ: лучшие практики". сборник материалов. Алтайский государственный университет. -2018. - С. 636-642

9. Тарасова, О.А. Проектная задача как инструмент формирования здоровьесберегающих образовательных компетенций у студентов педагогического университета / О.А. Тарасова, Н.Н. Козлова, Т.А. Линдт // Глобальный научный потенциал. - 2022. - № 11 (140). - С. 196-198

10. Тарасова, О.А. Технологии формирования готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья / О.А. Тарасова, П.Г. Вегнер // Глобальный научный потенциал. - 2021. - № 11 (128). - С. 149-151

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Светлана Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Коняева Елена Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» (г. Челябинск)

ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАКОМПЕТЕТНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СПО

Аннотация. В процессе исследования авторами рассматриваются существующие на данный момент подходы определения понятия и сущности медиакомпетентности личности, которые несмотря на свою разнородность, имеют общие черты. Рассмотрены основные аспекты, определяющие медиакомпетентность, которые предоставляют собой умение взаимодействовать с медиаобъектами, объективно воспринимать, анализировать, систематизировать медиаинформацию, а также иметь навыки поиска, передачи медиаданных, не поддаваться влиянию средств массовой информации. При этом, медиакомпетентность, являясь основным вектором медиаобразования, предоставляет собой средство познания окружающей среды, с помощью которого можно получить знания, самовыражаться, а также развить свои творческие способности. Кроме того, медиакомпетентность позволяет понять, что медиаобъекты, с которыми мы так или иначе взаимодействует на протяжении своей жизни, способствуют познанию мира в различных социальных, экономических и политических аспектах.

Ключевые слова: медиакомпетентность, профессиональное обучение, профессиональное образование.

Annotation. In the course of the study, the authors consider the currently existing approaches to defining the concept and essence of media competence of a person, which, despite their heterogeneity, have common features. The main aspects that determine media competence are considered, which provide the ability to interact with media objects, objectively perceive, analyze, systematize media information, as well as have the skills to search, transmit media data, and not be influenced by the media. At the same time, media competence, being the main vector of media education, provides a means of understanding the environment, with which you can gain knowledge, express yourself, and develop your creative abilities. In addition, media competence allows us to understand that the media objects with which we interact in one way or another throughout our lives contribute to the knowledge of the world in various social, economic and political aspects.

Key words: media competence, professional training, professional education.

Введение. На данный момент наблюдается высокий уровень влияния современных технологий на жизнь общества. Так, грамотное использование информационных технологий является неотъемлемой частью культуры человека в целом, обеспечивающее ему успешную жизнедеятельность. Специалист в постоянно развивающемся, современном мире, должен обладать множеством навыков в сфере применения электронных, цифровых средств, уметь находить, анализировать, а также систематизировать информацию в тот или иной вид, иметь навыки по модернизации вербальной информации в невербальную. Все представленные навыки и умения современного специалиста являются элементами такого понятия как медиакомпетентность.

Стоит отметить, что медиакомпетентность является не только неотъемлемой частью высококвалифицированного специалиста, но и катализатором для модернизации множеств сфер деятельности, в том числе образовательной и профессиональной. Значимость медиакомпетентности состоит как в умении пользоваться медиаресурсами, так и в умении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.