Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В НЕФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗАХ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В НЕФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ППФП)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золотухина Инна Анатольевна, Климов Михаил Юрьевич, Бобров Андрей Дмитриевич

В статье представлены теоретические и практические аспекты совершенствования процесса физического воспитания в нефизкультурных вузах. Анализируются литературные источники, на основе которых раскрываются основные характеристики определений процесса совершенствования, физическое воспитание, профессиональная деятельность, профессионально-прикладная физическая подготовка. Проведены специальные профессио-графические исследования, которые показали, что профессиональная деятельность будущих специалистов в Алтайском государственном университете протекает в экстремальных условиях и требует от них высокого уровня физической и психической подготовленности. Каждая профессия и специальность будущих специалистов АлтГУ предъявляет к организму свои специфические психофизические требования. Провели обследование будущих специалистов Алтайского государственного университета (427 студентов разных специальностей). Для реализации задач предложены теоретические и практические занятия, разделы ППФП которых реализуются на специальных занятиях, проводимых 2-3 раза в неделю. Эффективность ППФП для будущих специалистов разработанной программы этой подготовки были подтверждены в сравнительном педагогическом эксперименте, в котором приняли участие 74 студента разных специальностей Алтайского государственного университета. Авторская позиция заключается в том, что результаты эксперимента позволяют говорить о целесообразности обязательных занятий ППФП, которые успешно могут проводиться на базе системы образования нефизкультурных вузов: на курсах подготовки и переподготовки, обучения новым специальностям. На основании проведенных исследований можно сделать вывод о большой эффективности в обеспечении трудоспособности будущих специалистов ППФП, которая должна широко внедряться в их деятельности в форме обязательных и добровольных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Золотухина Инна Анатольевна, Климов Михаил Юрьевич, Бобров Андрей Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS IN NON-PHYSICAL EDUCATION INSTITUTIONS

The article presents theoretical and practical aspects of the formation of professional and value orientations of future physical education teachers. Literary sources are analyzed, on the basis of which the main characteristics of the definitions of profession, value orientations, career guidance, personal abilities revealed in professional activity are revealed. The theoretical issues of personality structure are considered, appearing in its value orientations, needs, inclinations, abilities, character traits, temperament. Career guidance is, on the one hand, the dissemination of information about vocational education, that is, about the specialty of higher education; on the other hand, the formation of interest in a particular specialty. It promotes professional self-determination of a person in accordance with his abilities and taking into account the needs of society, as well as the formation of specific professional qualities of a person. In order to resolve this contradiction, the following tasks are set before the work: to identify the component composition of pedagogical abilities; to determine the relationship of the level of development of these abilities with the success of pedagogical activity of future teachers of physical culture. 26 teachers took part in the study, they included physical education teachers and trainers working with training groups. To identify the component composition of the teacher's professional abilities, a special referencing of the relevant scientific literature was carried out, followed by a logical analysis of the material obtained. The author's position is that taking into account the identified relationships will contribute to a more correct construction of educational and practical classes with students, the selection of the right game situations that simulate certain elements of their upcoming professional activity, which will activate the process of developing the necessary professional qualities and form professional value orientations for the future profession.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В НЕФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗАХ»

Таблица 2

Показатели репродуктивного числа

Заболевание Базовое репродуктивное число

Грипп (сезонные вариации) 0,9-2,1

Корь 12-18

Краснуха 5-7

Полиомиелит 5-7

Дифтерия 1,7-4,3

Коклюш 5,5

Дифтерия 1,7-4,3

Коронавирус 2-2,5

Определите, насколько опасен коронавирус по сравнению с корью и краснухой.

Зависит ли величина индекса репродукции от носительства возбудителя вируса (бактерии или вирусы)?

Выводы. Включение в учебный процесс визуализации в виде заданий по проектированию «ментальных карт», инфографики направлено на формирование и развитие «прикладного мышления». Применение PISA-подобных заданий при изучении естественнонаучных дисциплин наряду с использованием традиционных заданий «оживляет» учебный процесс и позволяет формировать компетенции в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. На примере учебного предмета биология автором были показаны инструменты в виде практико-ориентированных заданий, составленных на базе реальных ситуаций, освещенных средствами массовой информации.

Литература:

1. Афанасьева, С.Г. Информационно-образовательная среда по формированию и оценке развития функциональной грамотности / С.Г. Афанасьева, О.Ю.Ерофеева, Л.Ю.Панарина // Международно-исследовательский журнал. - 2020. -№10-2. - С. 6-11

2. Борщевская, А.Ю. Функциональная грамотность в контексте современного этапа развития образования / А.Ю. Борщевская // Наука и Школа. - 2021. - № 1. - С. 199-208

3. Педагогика здравого смысла: сб. материалов / под науч. ред. А.А. Леонтьева. - М.: Баласс: Изд. дом РАО, 2003. -368 с.

4. Твердохлебова, Т.И. Эхинококкоз на юге России: эпидемиологические и эпизоотологические аспекты / Т.И. Твердохлебова, Е.В. Ковалев, Г.В. Карпущенко и [и др.] // Инфекционные болезни. - 2022. - Т. 20. - № 2. - С. 68-74

5. Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2021 году». - URL: https://www.rospotrebnadzor.ru

6. Как сформулировать цель и задачи исследовательского проекта. - URL: https://umr.rcokoit.ru/content/files/methodicalwork/

7. Меры по общественному здоровью и репродуктивное число SARS-CoV-2. - https://roscongress.org/materials/mery-po-obshchestvennomu-zdorovyu-i-reproduktivnoe-chislo-sars-cov-2/

8. The COVID-19 Pandemic: Shocks to Education and Policy Responses. May 2020. - URL: https://www.worldbank.org/en/topic/education/publication/the-covid19-pandemic-shocks-to-education-and-policy-responses

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Золотухина Инна Анатольевна

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул); кандидат философских наук, доцент Климов Михаил Юрьевич Алтайский государственный университет (г. Барнаул); магистрант Бобров Андрей Дмитриевич

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В НЕФИЗКУЛЬТУРНЫХ

ВУЗАХ

Аннотация. В статье представлены теоретические и практические аспекты совершенствования процесса физического воспитания в нефизкультурных вузах. Анализируются литературные источники, на основе которых раскрываются основные характеристики определений процесса совершенствования, физическое воспитание, профессиональная деятельность, профессионально-прикладная физическая подготовка. Проведены специальные профессио-графические исследования, которые показали, что профессиональная деятельность будущих специалистов в Алтайском государственном университете протекает в экстремальных условиях и требует от них высокого уровня физической и психической подготовленности. Каждая профессия и специальность будущих специалистов АлтГУ предъявляет к организму свои специфические психофизические требования. Провели обследование будущих специалистов Алтайского государственного университета (427 студентов разных специальностей). Для реализации задач предложены теоретические и практические занятия, разделы ППФП которых реализуются на специальных занятиях, проводимых 2-3 раза в неделю. Эффективность ППФП для будущих специалистов разработанной программы этой подготовки были подтверждены в сравнительном педагогическом эксперименте, в котором приняли участие 74 студента разных специальностей Алтайского государственного университета. Авторская позиция заключается в том, что результаты эксперимента позволяют говорить о целесообразности обязательных занятий ППФП, которые успешно могут проводиться на базе системы образования нефизкультурных вузов: на курсах подготовки и переподготовки, обучения новым специальностям. На основании проведенных исследований можно сделать вывод о большой эффективности в обеспечении трудоспособности будущих специалистов ППФП, которая должна широко внедряться в их деятельности в форме обязательных и добровольных занятий.

Ключевые слова: процесс совершенствования, физическое воспитание, профессиональная деятельность, профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП).

Annotation. The article presents theoretical and practical aspects of the formation of professional and value orientations of future physical education teachers. Literary sources are analyzed, on the basis of which the main characteristics of the definitions of

profession, value orientations, career guidance, personal abilities revealed in professional activity are revealed. The theoretical issues of personality structure are considered, appearing in its value orientations, needs, inclinations, abilities, character traits, temperament. Career guidance is, on the one hand, the dissemination of information about vocational education, that is, about the specialty of higher education; on the other hand, the formation of interest in a particular specialty. It promotes professional self-determination of a person in accordance with his abilities and taking into account the needs of society, as well as the formation of specific professional qualities of a person. In order to resolve this contradiction, the following tasks are set before the work: to identify the component composition of pedagogical abilities; to determine the relationship of the level of development of these abilities with the success of pedagogical activity of future teachers of physical culture. 26 teachers took part in the study, they included physical education teachers and trainers working with training groups. To identify the component composition of the teacher's professional abilities, a special referencing of the relevant scientific literature was carried out, followed by a logical analysis of the material obtained. The author's position is that taking into account the identified relationships will contribute to a more correct construction of educational and practical classes with students, the selection of the right game situations that simulate certain elements of their upcoming professional activity, which will activate the process of developing the necessary professional qualities and form professional value orientations for the future profession.

Key words: profession, value orientations, professional interest, personality, career guidance, abilities, professional activity.

Введение. Проведенные нами специальные профессио-графические исследования показали, что профессиональная деятельность будущих специалистов в Алтайском государственном университете протекает в экстремальных условиях и требует от них высокого уровня физической и психической подготовленности.

Каждая профессия и специальность будущих специалистов АлтГУ предъявляет к организму свои специфические психофизические требования. Однако в силу общих условий труда, физических и психических напряжений в работе целый ряд требований к физической и психической подготовленности является общим для всех будущих специалистов. Специфика работы делает необходимым овладение смежными специальностями, что также обусловливает необходимость развития у каждого будущего специалиста определенных качеств и навыков [2; 7; 10].

Педагогические наблюдения, анализ травматизма, опрос экспертов выявили, что для успешной работы будущих специалистов необходимы высокий уровень общей и силовой выносливости, силы, ловкости, координация движений, хорошая реакция, вестибулярная устойчивость, выносливость и устойчивость к неблагоприятным метеорологическим факторам, объем внимания, оперативное мышление, эмоциональная устойчивость, смелость, решительность, стойкость. Участие в профессиональной специфики работы каждого специалиста требует определенных умений и навыков деятельности [1; 3; 5].

Изложения основного материала статьи. Обследование будущих специалистов Алтайского государственного университета (427 студентов разных специальностей) показало, что у 33,4% из них уровень физической и психической подготовленности очень мало соответствует требованиям профессии. Критерием служил процент невыполнения или некачественного выполнения производственных заданий по причине недостаточного уровня развития психофизических качеств, необходимых в этих случаях. Наиболее часто отмечается недостаточный уровень развития таких качеств, как общая, силовая и статическая выносливость (соответственно у 39,1, 44,7 и 55,5% обследованных будущих специалистов), вестибулярная устойчивость (у 53,6%), выносливость и устойчивость к высокой и низкой температурам (у 67,0 и 67,9%), оперативное мышление (у 45,3%), эмоциональная устойчивость (у 60,5%). Уровень развития других профессионально важных качеств отстает у 13,3-37,7% будущих специалистов.

49,8% обследованных студентов разных специальностей оценили свою профессиональную работоспособность как среднюю и пониженную. 33,5% болели один и более раз в году, 23,4% пропустили по болезни в течение года свыше 3 дней. Установлено, что 77,1% травм в большей или меньшей степени связаны с недостаточным уровнем физической и психической подготовленности. Причиной травм часто являются низкий уровень проявления внимания, реакции, быстроты движений, ловкости, отсутствие навыков работы на высоте.

Проведенные исследования позволили предположить важное значение профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) в обеспечении профессиональной дееспособности будущих специалистов и обосновать ее программу, а также совершенствовать процесс физического воспитания студентов в нефизкультурных вузах.

Определены следующие задачи ППФП:

1) повышение физической динамической работоспособности;

2) обеспечение высокого уровня функционирования сердечно-сосудистой, дыхательной систем, системы терморегуляции, вестибулярного аппарата, защитных функций организма;

3) укрепление здоровья, профилактика простудных заболеваний;

4) формирование и совершенствование психофизических качеств и двигательных навыков: силы, силовой и общей выносливости, ловкости, координации движений рук, гибкости, чувства равновесия, вестибулярной устойчивости, функций внимания, оперативного мышления, эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, стойкости, навыков работы на высоте, в условиях ограниченной опоры, лазанье, переноске грузов, страховке и самостраховке [4; 9];

5) приобретение знаний по теории и методике ППФП.

Для реализации этих задач предложены теоретические и практические занятия.

Теоретические занятия носят характер бесед и самостоятельного изучения литературных источников. Изучаются следующие темы: требования к психофизической подготовленности будущих специалистов; роль производственной физической культуры и ППФП в обеспечении профессиональной дееспособности будущих специалистов; ППФП в системе физического воспитания нефизкультурных вузов и ее содержание для будущих специалистов; средства и формы физического воспитания для формирования профессионально важных качеств будущих специалистов разных специальностей и направлений будущей профессиональной деятельности [6; 8].

Практические занятия включают общеразвивающие и специальные упражнения для целенаправленного формирования и совершенствования профессионально важных для будущих специалистов органов, систем организма, психофизических качеств и навыков, закаливающие процедуры. Используются основные подготовительные и специальные упражнения из легкой атлетики, плавания, гимнастики, тяжелой атлетики, элементы акробатики, альпинизма, скалолазания, борьбы, прыжки на батуте, игровые упражнения и спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол). В целях закаливания занятия круглогодично проводятся на открытом воздухе, после них широко применяются водные процедуры, контрастный душ.

Теоретические и практические разделы ППФП реализуются на специальных занятиях, проводимых 2-3 раза в неделю.

Эффективность ППФП для будущих специалистов разработанной программы этой подготовки были подтверждены в сравнительном педагогическом эксперименте, в котором приняли участие 74 студента разных специальностей Алтайского государственного университета.

Экспериментальной проверке подвергались два режима физического воспитания будущих специалистов. Занятия в первом режиме (А) проводились согласно разработанной программе ППФП, во втором режиме (Б) предусматривалось осуществление общей теоретической, методической и практической физической подготовки (ОФП) без учета требований со стороны будущей профессии.

Для определения эффективности этих режимов было создано четыре группы: две из них занимались в режиме А, две -в режиме Б.

Занятия в группах проводились в течение 3 месяцев, два раза в неделю по 90 мин. Они были включены в учебный план курсов и являлись обязательными для участников эксперимента.

В процессе педагогического эксперимента были получены данные, которые показали, что занятия в режиме А и Б улучшили ППФП будущих специалистов. Однако режим А привел к более существенным сдвигам в развитии профессионально важных качеств, чем режим Б (см. таблицу 1). Во второй группе средний прирост результатов составил 25,1, а в первой, занимавшейся ППФП, 36,5%.

Таблица 1

Улучшение результатов тестовых испытаний профессионально-прикладной психофизической подготовленности

в группах ППФП и ОФП (в % к началу эксперимента)

Качества Группы

ППФП ОФП

Физическая работоспособность, ИГСТ* 125,7 113,3

Динамометрия, кг 118,5 110,1

Становая сила, кг 110,2 101,9

Силовая выносливость, с 215,8 155,0

Реакция на свет, мс 111,2 102,20

Реакция на звук, мс 113,4 107,4

Точность движения, кол-во касаний 116,1 114,0

Вестибулярная устойчивость, с 299,8 230,3

Оперативное мышление, с 127,5 131,2

* Индекс Гарвардского степ-теста

Обследования слушателей курсов, не занимавшихся физическим воспитанием, выявили, что за период, в течение которого проводился педагогический эксперимент, показатели физической подготовленности остались у них практически неизменными.

Педагогические наблюдения показали, что активные занятия физическим воспитанием на курсах с будущими специалистами повлияли не только на физическую подготовленность студентов: они стали бодрее, жизнерадостнее, живее интересовались всеми формами физической культуры и спорта, различными вопросами физкультурного движения в нашей стране; меньше употребляли алкогольных напитков, курили. По окончании курсов эти студенты стали пропагандистами физической культуры и спорта в своих коллективах. У них повысилась производительность труда, которые уже работают по специальности, значительно сократилось количество производственных травм, а у занимающихся студентов мотивация к учебной деятельности и самоорганизации здорового образа жизни. Все это в большей степени характерно для будущих специалистов, занимавшихся по программе ППФП. Среди не занимавшихся физическим воспитанием названных изменений не наблюдалось.

Исследования дали возможность обосновать наиболее эффективные формы реализации ППФП среди студентов разных специальностей Алтайского государственного университета.

Результаты эксперимента позволяют сделать вывод о целесообразности обязательных занятий ППФП, которые успешно могут проводиться на базе системы образования нефизкультурных вузов: на курсах подготовки и переподготовки, обучения новым специальностям. Идею таких занятий поддерживают многие преподаватели физической культуры и спорта, 27,6 % опрошенных нами будущих специалистов, а также администрация университета.

Вместе с тем значительная часть будущих специалистов (60,7%) стоит за добровольные занятия всеми видами производственной физической культуры и за сам процесс совершенствования физического воспитания в нефизкультурных вузах. В группах ППФП выразили желание заниматься 17,3% студентов разных специальностей. Отсюда можно сделать вывод, что наряду с обязательными занятиями ППФП для студентов следует организовывать занятия ППФП на добровольных началах.

Важной формой реализации ППФП среди будущих специалистов на добровольных началах могут быть занятия профилированными видами физической культуры и спорта и соревнования. В спортивных секциях хотят заниматься 21,1% из числа опрошенных нами 427 студентов разных специальностей, соревноваться - свыше 80%. В связи с этим очень важно развивать в коллективах вуза виды физической культуры и спорта, в наибольшей степени содействующие достижению высокого уровня профессиональной дееспособности занимающихся. Так считают и многие опрошенные нами будущие социалисты. Эксперимент показал, что наибольший прикладной эффект даст развитие среди студентов альпинизма, скалолазания, массовой гимнастики, спортивных игр, единоборств, тяжелой атлетики, предъявляющих к организму те же требования, что и профессиональная деятельность будущих специалистов.

Целесообразно в период каникулах и отпуска использовать в целях ППФП различные формы активного отдыха: пребывание в оздоровительно-спортивных, туристских и альпинистских лагерях, туристские путешествия. В их пользу высказались до 30% будущих специалистов.

Выводы. На основании проведенных исследований можно сделать вывод о большой эффективности в обеспечении трудоспособности будущих специалистов ППФП, которая должна широко внедряться в их деятельности в форме обязательных и добровольных занятий, а также о целесообразности обязательных занятий ППФП, которые успешно могут проводиться на базе системы образования нефизкультурных вузов: на курсах подготовки и переподготовки, обучения новым специальностям.

Литература:

1. Баянкин, О.В. Анализ практики внеучебных занятий по физической подготовке со студентами института физической культуры и спорта / О.В. Баянкин // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. -2020. - № 3 (44). - С. 34-38

2. Грабиненко, Е.В. Практический аспект использования технологии оценки уровня развития профессиональной компетентности бакалавров в процессе учебной деятельности / Е.В. Грабиненко, П.Г. Воронцов // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-1. - С. 258-262

3. Губарева, Н.В. Современные аспекты профессиональной подготовки учителей физической культуры / Н.В. Губарева, Е.В. Колтыгина // В сборнике: Актуальные вопросы физической культуры и спорта. материалы XXIV Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой памяти профессора Ю.Т. Ревякина. - Томск, 2022. -С. 247-249

4. Губарева, Н.В. Реализация смешанного обучения на современном этапе развития образования в вузе / Н.В. Губарева, К.Г. Емелин, Л.М. Бартенева // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-3. -С. 127-130

5. Дроздов, Д.И. Производственная физическая культура студента / Д.И. Дроздов, И.А. Золотухина // В сборнике: Новое слово в науке и практике. Сборник материалов VII-ой международной научно-практической конференции. - 2017. -С. 47-48

6. Золотухина, И.А. Здоровьесберегающая роль физической культуры в образовательном процессе / И.А. Золотухина // В сборнике: Воспитательно-патриотическая и физкультурно-спортивная деятельность в вузах: инновации в решении актуальных проблем. Материалы Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 112-116

7. Иванова, М.М. О порядке комплектования (формирования) групп обучения (спортивной подготовки) / М.М. Иванова, И.И. Самсонов, Г.А. Тарасевич // В сборнике: Спортивное право в России и мире: актуальные вопросы. Материалы круглого стола с международным участием. Отв. редактор А.А. Коренная. - Барнаул, 2022. - С. 99-113

8. Попова, Н.В. Образовательная среда как новая реальность развития института физической культуры и спорта в компетентностно-ориентированном обучении студентов / Н.В. Попова // В сборнике: Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Развитие образовательного пространства региональных вузов в системе координат приоритетных проектов РФ: лучшие практики". сборник материалов. Алтайский государственный университет. -2018. - С. 636-642

9. Тарасова, О.А. Проектная задача как инструмент формирования здоровьесберегающих образовательных компетенций у студентов педагогического университета / О.А. Тарасова, Н.Н. Козлова, Т.А. Линдт // Глобальный научный потенциал. - 2022. - № 11 (140). - С. 196-198

10. Тарасова, О.А. Технологии формирования готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья / О.А. Тарасова, П.Г. Вегнер // Глобальный научный потенциал. - 2021. - № 11 (128). - С. 149-151

Педагогика

УДК 378.048.2

доктор педагогических наук, профессор Игнатьева Галина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Тулупова Оксана Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

КОНЦЕПЦИЯ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. В статье представлена концепция персонализированного дополнительного профессионального образования, строящаяся на основании антропологического подхода. Разработанная методология персонализированного опережающего дополнительного профессионального образования педагогов встроена в контекст научно-образовательной повестки трансформации Нижегородского государственного педагогического университета как лидера изменений в региональной системе образования. Актуальность антропологической концепции персонализированного дополнительного профессионального образования обозначена в четырех аспектах: политико-стратегическом, научном, социокультурном и практическом. Раскрыт смысл идеи персонализированного опережающего дополнительного профессионального образования, который состоит в создании ориентировочной основы действий преподавателей-андрагогов в векторе построения коридора профессионально и жизненного взросления для взрослых обучающихся. В качестве ключевого условия внедрения базовой идеи определена разработка механизмов трансляции согласованных ценностей различных социальных и профессиональных, коллективных и индивидуальных субъектов, выступающих носителями антропологических ценностных установок. Установлены три линии персонализированного развития педагогов: линия «событийных встреч; линия профессионального развития и профессиогенеза и линия междисциплинарного синтеза. Обозначено, что концепция персонализированного опережающего дополнительного профессионального образования педагогов опирается на представление о возрастно-сообразном образовательном процессе. В соответствии с положением культурно-исторической теории о культурно генетическом коде развития и саморазвития человека выделены ключевые реперы стратегии научно-методического и организационно-управленческого сопровождения персонализированных траекторий профессионального развития педагогов. Определен комплекс системных эффектов: социального, научного и технологического, которые обеспечиваются внедрением данной идеи в условиях системы непрерывного педагогического образования.

Ключевые слова: персонализированное дополнительное профессиональное образование, опережающее образование, антропологический подход, непрерывное педагогическое образование, профессиональное развитие педагога.

Annotation. The article presents the concept of personalized additional professional education, based on the anthropological approach. The developed methodology of personalized advanced additional professional education of teachers is embedded in the context of the scientific and educational agenda of the transformation of Nizhny Novgorod State Pedagogical University as a leader of changes in the regional education system. The relevance of the anthropological concept of personalized additional professional education is indicated in four aspects: political-strategic, scientific, socio-cultural and practical. The meaning of the idea of personalized advancing additional professional education is revealed, which consists in creating an orientation basis for the actions of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.