Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ'

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ППФП) / НАУЧНАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / СРЕДСТВА ППФП

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Решетин Александр Александрович, Казакова Ольга Александровна, Азаров Дмитрий Николаевич, Иванова Лидия Александровна

В настоящее время особую актуальность приобретает быстро меняющиеся процесс образования, который должен опережать стремительные изменения рынка труда. Вследствие чего, изменяется и подход к обучению будущих специалистов. В данной статье авторы затрагивают вопрос профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП). Авторы утверждают, что только целостная организационная система ППФП обеспечивает последовательное освоение, закрепление и совершенствование студентами необходимых профессиональных знаний, двигательных, психических и специальных качеств, умений и навыков. Однако, современные тенденции в развитии экономики страны, добавили на рынок труда ряд новых профессий, увеличивается доля интеллектуальных специальностей. Качественным изменениям подвергается и умственный труд. Поэтому, современные аспекты ППФП получили отражение в новом рассмотрении вопросов привития навыков научных исследований, их положительному переносу в практику профессионального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Решетин Александр Александрович, Казакова Ольга Александровна, Азаров Дмитрий Николаевич, Иванова Лидия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EDUCATION IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS AT THE UNIVERSITY

At present, the rapidly changing process of education, which should be ahead of the rapid changes in the labor market, is of particular relevance. As a result, the approach to training future specialists is also changing. In this article, the authors address the issue of professional and applied physical training. The authors argue that only a holistic organizational system of professional and applied physical training ensures the consistent development, consolidation and improvement of students' necessary professional knowledge, motor, mental and special qualities, skills and abilities. However, modern trends in the devel opment of the country's economy have added a number of new professions to the labor market, and the share of intellectual specialties is increasing. Mental work is also undergoing qualitative changes. Therefore, the modern aspects of the professional and applied physical training are reflected in a new consideration of the issues of instilling research skills, their positive transfer into the practice of professional training.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ»

4. Zhigun, E.E. (2010), A technical and tactical readiness formation of young orienteers based on modeling of various competitive distances, dissertation, Moscow.

5. Sobolev, S.V. (2018), Individualization of technical training of student-athletes specializing in walking distances in sports tourism, dissertation, Krasnoyarsk.

6. Sobolev, S.V., Soboleva, N.V. and Ryabinina, S.K. (2014), The training process improving in sports tourism in the discipline "walking distances, Siberian federal university, Krasnoyarsk.

Контактная информация: rebrovaelenka@gmail.com

Статья поступила в редакцию 26.02.2021

УДК 796.011.3

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ

Александр Александрович Решетин, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Александровна Казакова, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский национально исследовательский университет имени академика С.П. Королева; Дмитрий Николаевич Азаров, старший преподаватель, Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации; Лидия Александровна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный экономический университет

Аннотация

В настоящее время особую актуальность приобретает быстро меняющиеся процесс образования, который должен опережать стремительные изменения рынка труда. Вследствие чего, изменяется и подход к обучению будущих специалистов. В данной статье авторы затрагивают вопрос профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП). Авторы утверждают, что только целостная организационная система ППФП обеспечивает последовательное освоение, закрепление и совершенствование студентами необходимых профессиональных знаний, двигательных, психических и специальных качеств, умений и навыков. Однако, современные тенденции в развитии экономики страны, добавили на рынок труда ряд новых профессий, увеличивается доля интеллектуальных специальностей. Качественным изменениям подвергается и умственный труд. Поэтому, современные аспекты ППФП получили отражение в новом рассмотрении вопросов привития навыков научных исследований, их положительному переносу в практику профессионального обучения.

Ключевые слова: профессионально прикладная физическая подготовка (ППФП), научная работа, профессиональные стандарты, средства ППФП.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p263-267

PHYSICAL EDUCATION IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS AT THE UNIVERSITY

Alexander Alexandrovich Reshetin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Alexandrovna Kazakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Samara National Research University (Samara University); Dmitry Nikolaevich Azarov, the senior teacher, Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation; Lidiya Alexandrovna Ivanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Samara State

University of Economics, Samara

Abstract

At present, the rapidly changing process of education, which should be ahead of the rapid changes in the labor market, is of particular relevance. As a result, the approach to training future specialists is also changing. In this article, the authors address the issue of professional and applied physical training. The authors argue that only a holistic organizational system of professional and applied physical training ensures the consistent development, consolidation and improvement of students' necessary professional knowledge, motor, mental and special qualities, skills and abilities. However, modern trends in the devel-

opment of the country's economy have added a number of new professions to the labor market, and the share of intellectual specialties is increasing. Mental work is also undergoing qualitative changes. Therefore, the modern aspects of the professional and applied physical training are reflected in a new consideration of the issues of instilling research skills, their positive transfer into the practice of professional training.

Keywords: professionally applied physical training, scientific work, professional standards, professional and applied physical training tools.

ВВЕДЕНИЕ

Высокий темп изменений жизни общества, всегда сопровождается бурным научно-техническим и социальным прогрессом, совершенствованием социального образа жизни, формированием всесторонне и гармонически развитой личности, имеет определяющее значение для воспитания и подготовки к трудовой деятельности и жизни немалого отряда студенчества. Физическое воспитание как составная часть подготовки будущих специалистов оказывает на их личность столь специфическое воздействие, что оно не может быть заменено, или компенсировано другими средствами воспитания. Последствия такой подготовки проявляются в повышении эффективности использования трудовых ресурсов, формировании необходимых профессиональных и личностных характеристик специалистов. Этим было определено введение в учебную программу по физическому воспитанию студентов вузов раздела «Профессионально-прикладная физическая подготовка» (ППФП). Термин «ППФП» подчеркивает профильность части физической культуры применяемый в основной жизни человека, связанной с его будущей профессией.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ научно-исследовательских и методических работ различных авторов показывает, что наиболее полным определением понятия ППФП будет следующее: профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой одно из направлений системы физического воспитания, которое должно формировать определенные прикладные знания, физические, психические и специальные качества, умения и навыки, способствующие достижению объективной готовности человека к успешной профессиональной деятельности [1].

Вместе с тем многообразие видов профессиональной деятельности и специально -стей, по которым ведется подготовка специалистов в вузах, потребовала, прежде всего, разработки интегральных научно-методических и организационных основ ППФП, руководствуясь которыми, можно в едином методологическом ключе решать все вопросы применительно к группам однородных и разнохарактерных специальностей [3, 6, 7].

На сегодняшний день сформированы общие формы ППФП в системе физического воспитания в вузах, которые можно сгруппировать по следующему принципу [1, 2]: обязательные учебные занятия физической культурой; самостоятельные занятия физическими упражнениями в режиме дня; массовые спортивные и физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Каждая из этих форм ППФП обязательно реализуется студентами всех вузов и прописана в учебных планах и программах каждого учебного учреждения, а следовательно, должна выполняться всем контингентом студентов, хотя на практике далеко не все студенты выполняют вторую и третью формы ППФП.

При этом только целостная организационная система ППФП обеспечивает последовательное освоение, закрепление и совершенствование студентами необходимых профессиональных знаний, двигательных, психических и специальных качеств, умений и навыков.

Однако, современные тенденции в развитии экономики страны, добавили на рынок труда ряд новых профессий, постепенно сокращается сфера применения тяжелого и однообразного физического труда и увеличивается доля интеллектуальных усилий. Каче-

ственным изменениям подвергается и умственный труд.

Кроме этого, развитие автоматики, комплексной автоматизации, электроники, робототехники предъявляет к человеку повышенные требования устойчивости к психическим напряжениям, к срочному восприятию и осмысливанию большого потока информации о ходе производства.

Поэтому Министерство труда продолжает совершенствовать профессиональные стандарты, в которых прописаны актуальные требования к специалисту в той или иной области, и в том числе требования к уровню физической подготовленности специалиста в разных направлениях специальностей, по этой причине преподаватели кафедр физического воспитания должны искать новые формы, средства и методы ППФП применительно к новым потребностям.

Таким образом, современный мир предъявляет свои требования к системе образования, в том числе и к профессионально-прикладной физической подготовке студентов.

Глубокий диалектический анализ позитивных и негативных явлений развития современного производства и трудовой деятельности позволил обосновать необратимый процесс повышения требований к ППФП студентов, требующий опережающего прогнозирования условий, характера и содержания труда, учитывающий его динамизм, усиление роли человеческого фактора и др. [5].

К задачам ППФП относят: обеспечение психофизической готовности молодых специалистов к современным требованиям производства; содействие успешному совершенствованию профессиональной квалификации; создание условия для поддержания и восстановления работоспособности в рабочее время, после трудового дня и др. [1].

Средствами ППФП студентов являются: физические упражнения и отдельные элементы из различных видов спорта прикладного характера; прикладные виды спорта (легкая атлетика, спортивные игры, акробатика и др.), их целостное применение; оздоровительные силы природы и гигиенические факторы; вспомогательные средства, обеспечивающие рационализацию учебного процесса по разделу ППФП [1, 2].

Как показали наши исследования и опыт преподавания дисциплины «Физическая культура и спорт», куда неотъемлемой частью входит ППФП, использование выше перечисленных форм хорошо реализуется в образовательных педагогических технологиях в вузе. При которых, преподаватель консультирует и координирует индивидуальную учебно-познавательную деятельность студентов во время прохождения раздела ППФП, составляет профессиограмму будущего специалиста, так же помогает тщательно разработать методические принципы акцентированного развития двигательных и специальных качеств студентов в соответствии с требованиями ППФП по выбранной ими специальности [1, 2].

Качественное отличие такого преподавания ППФП - синтез различных педагогических технологий, особое внимание к профессиональному выбору каждого студента, ориентирование его с помощью физкультурно-оздоровительных задач и упражнений на будущую профессиональную деятельность, психофизическое развитие, создание атмосферы сотрудничества, совместного творчества, коллективизма, дифференциация и индивидуализация обучения [4, 5].

В настоящее время при организации учебного процесса перед каждым высшим учебным заведением ставится задача - вести подготовку специалистов на высоком научно-техническом уровне с применением современных методов организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающих использование ими полученных знаний и умений в практической работе или научных исследованиях.

Обучение осуществляется, начиная с теоретической информации и решения опорных задач (через консультирование и обзор разнообразных средств и методов возможного выполнения научного исследования) до обобщения теоретических и практических знаний, а затем и их применения в процессе ППФП как на обязательных занятиях, так и при

самостоятельном их использовании. Обобщение полученных знаний, приобретенных во время учебной деятельности по дисциплине продолжается во внеучебное время. Результаты выполненных исследований, находят свое отражение в публикациях (книгах, научных статьях, журналах). Таким образом, эффективность используемого нами подхода достигается за счет системной реализации его как в обязательной, так и внеучебной деятельности обучающегося.

К примеру, при систематизации поставленных задач по ППФП на занятии по физической культуре и спорту предлагается составить комплекс упражнений на группу мышц спины и показать его во время учебного занятия. Далее дается задание, выяснить экспериментальным путем влияние данного комплекса на самочувствие, работоспособность студента после регулярного применения его в течении месяца. Проводиться исследование, делаются выводы, которые описываются в научно-исследовательской работе.

В процессе такой работы студенты овладевают основными методами исследования, повышают свой интеллектуальный потенциал, приобретают навыки научной работы, учатся анализировать, систематизировать и обобщать полученные знания, умения и навыки, а также применять их при решении прикладных задач, что способствует их профессиональной направленности.

По статистическим данным университетов Самарской области до 52% выпускников бакалавриата продолжают обучение в магистратуре по выбранным специальностям, а 8% продолжают обучение в магистратурах по специальности «физическая культура и спорт», т.е. кардинально меняют сферу профессиональной деятельности. Что, по нашему мнению, является основанием реализации нашей успешной работы, при которой студенты накапливают и обогащают свой ментальный опыт, т.к. учатся использовать свой интеллект в анализе и оценке происходящего на занятиях физической культурой и спортом.

ВЫВОД

Таким образом, современные аспекты ППФП получили отражение в тщательном рассмотрении нами вопросов привития навыков научных исследований; их положительному переносу в практику профессионального обучения; обсуждению результатов научных исследований будущих специалистов на научно-методических и научных конференциях, симпозиумах. Подчеркнута объективная возможность через физкультурно-спортивную деятельность осуществлять направленное формирование профессионалов -будущих специалистов, в том числе и руководителей производственных коллективов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ветков, Н.Е. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) будущих специалистов / Н.Е. Ветков // НАУКА-2020. - 2015. - № 2(6). - С. 6-13.

2. Виленский, М. Я. Физическая культура в профессионально-ценностных ориентациях студентов и процесс их формирования: методология и теория / М. Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 11. - С. 27-30.

3. Загревская, А. И. Физкультурно-спортивное образование студентов на основе кинезио-логического подхода : монография / А. И. Загревская; Томский государственный университет. -Томск : [б. и.], 2015. - 276 с.

4. Иванова, Л.А. Роль учебной дисциплины "Физическая культура" в формировании профессиональной компетентности будущих экономистов / Л.А. Иванова, С.А. Самсонов // Научные исследования Самарского государственного экономического университета: итоги и перспективы. Сборник научных трудов: к 80-летию СГЭУ. - Самара, 2011. - С. 209-213.

5. Анализ правового регулирования спорта на примере России и Великобритании / О.А. Казакова, А.А. Решетин, Л.А Иванова, Д.Н. Азаров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 4 (182). - С. 10-14.

6. Овчинников, В.А. Теоретические аспекты формирования двигательных навыков у сотрудников ОВД России / В.А. Овчинников, Р.Г. Логинов, В.В. Крючков // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2014. - № 2 (29). - С. 133-136.

7. Якимович, В.С. Сравнительный анализ методик физической подготовки претендентов на службу в полиции России и США / В.С. Якимович, В.А. Овчинников // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2017. - № 3 - С. 133-136.

REFERENCES

1. Vetkov, N.E. (2015), "Professional applied physical preparation (PPFP) future specialists", Science-2020, No (6), pp. 6-13.

2. Vilensky, M. (1999). "Physical culture and professionally valuable orientations of students and the process of their formation: methodology and theory", Theory and practice ofphysical culture, No. 11, pp. 27-30.

3. Zagrevskaya, A. I. (2015), Physical culture and sports education of students on the basis of the kinesiological approach: monograph, Tomsk State University, Tomsk.

4. Ivanova, L. A. and Samsonov, S. A. (2011), "The role of the academic discipline "Physical culture" in the formation of professional competence of future economists", Scientific research of the Samara State University of Economics: results and prospects. collection of scientific papers: to the 80th anniversary of SSEU, Samara State University of Economics, Samara, pp. 209-213.

5. Kazakova, O. A., Reshetin, A. A., Ivanova, L. A. and Azarov D. N. (2020), "Analysis of the legal regulation of sports on the example of Russia and Great Britain", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 4 (182), pp. 10-14.

6. Ovchinnikov, V.A., Loginov, R. G. and Kryuchkov, V. V. (2014), "Theoretical aspects of the formation of motor skills in the employees of the Internal Affairs Department of Russia", Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, No. 2 (29), pp. 133-136.

7. Yakimovich, V. S. and Ovchinnikov V. A. (2017), "Comparative analysis of methods of physical training of applicants for service in the police of Russia and the USA, Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, No. 3, pp. 133 -136.

Контактная информация: kfv2012@mail.ru

Статья поступила в редакцию 08.02.2021

УДК 373.51

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА КАК ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ШКОЛЬНИКОВ

Наталья Геннадьевна Розломий, кандидат биологических наук, доцент, Приморская государственная сельскохозяйственная академия, г. Уссурийск; Наталья Викторовна Репш, кандидат биологических наук, доцент, Александр Никитович Белов, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, Татьяна Николаевна Шурухина, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток; Светлана Анатольевна Берсенева, кандидат биологических наук, доцент, Приморская государственная сельскохозяйственная академия, г. Уссурийск

Аннотация

В статье поднимаются вопросы экологического образования школьников через обращение к нетрадиционным формам воспитания и обучения. Среди таких форм воспитания и обучения авторы обращаются к проблемам организации и проведения экологических троп. Цель исследования: выявление и описание форм и методов деятельности на экологической тропе, направленных на формирование экологического образования школьников Приморского края (Дальний Восток России). Представлен собственный опыт по организации работы экологической тропы «На стыке эпох» для обучающихся Приморского края (Дальний Восток России); описаны экскурсионные маршруты, где школьники знакомятся с представителями флоры и фауны родного края, а также с редкими и охраняемыми видами растений. Отмечено, что данная форма образования используется и как площадка для проведения различного рода экологических мероприятий, учебных занятий, научно-исследовательских работ, полевых практик с обучающимися общеобразовательных и высших учебных заведений. Результаты проведенных исследований показывают, что экологическая тропа «На стыке эпох» позволяет сохранить экологическое направление в воспитательной работе школы; по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.