Научная статья на тему 'Профессионально-прикладная физическая подготовка юристов'

Профессионально-прикладная физическая подготовка юристов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3014
339
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ЮРИСТА / ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА / ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА / ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL TRAINING / FEATURES OF THE IDENTITY OF THE LAWYER / PHYSICAL PROPERTIES / MENTAL PROPERTIES / PROBLEMS OF PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL TRAINING / ACTUAL PROBLEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкерина Кристина Сергеевна, Иванов Валентин Дмитриевич

Изучена проблема недостаточной профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) студентов юридической специальности. В ходе исследования рассматривались понятие, особенности, задачи ППФП, пути её реализации, а также предложены варианты преодоления проблем формирования ППФП на стадии обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional and Applied Physical Training of Lawyers

The problem of insufficient professional and applied physical training of students of legal specialty is considered. During research the concept, features, problems of PPFP, a way of its realization were considered, and also options of overcoming of problems of formation of PPFP at a training stage in higher education institution are offered.

Текст научной работы на тему «Профессионально-прикладная физическая подготовка юристов»

УДК 796.06:34 ББК Ч517

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮРИСТОВ

К. С. Шкерина, В. Д. Иванов

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Изучена проблема недостаточной профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) студентов юридической специальности. В ходе исследования рассматривались понятие, особенности, задачи ППФП, пути её реализации, а также предложены варианты преодоления проблем формирования ППФП на стадии обучения в вузе.

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, особенности личности юриста, физические свойства, психические свойства, задачи профессионально-прикладной физической подготовки, актуальные проблемы.

Актуальность темы исследования. Каждая профессия предъявляет своим специалистам определённые требования. Например, работа в правоохранительных органах является одной из напряжённых и экстремальных. Она требует от своих сотрудников умения действовать в чрезвычайных условиях, условиях высоких физических и психических нагрузок [4].

Повышение уровня преступности в стране и мире приводит к росту числа работников государственных силовых структур, погибающих при преследовании преступников. Всего в России в 2010 г. МВД России потеряло 410 офицеров, которые погибли при выполнении служебного долга. В 2011 г. погибло 322 сотрудника органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск [1].

Для сравнения, данные по смертности сотрудников полиции США: в 2009 г. было убито 48 полицейских, а при исполнении в целом умерло 124 сотрудника правоохранительных органов. В 2010 г. от вооружённых нападений было убито 59 сотрудников полицейских ведомств США [1].

Чаще всего при исполнении служебных обязанностей погибают молодые сотрудники. Одной из причин является недостаточная профессионально-прикладная физическая подготовка.

Цель исследования. Изучение проблемных моментов в формировании ППФП у будущих юристов.

Задачи исследования:

- определить, что такое ППФП;

- определить особенности личности, важные для профессии юриста, которые развиваются посредством ППФП;

- выявить задачи ППФП;

- выяснить, какими способами формируется ППФП на уроках физической культуры;

- исследовать проблемы формирования ППФП;

- рассмотреть пути решения этих проблем.

Понятие профессионально-прикладной физической подготовки можно рассматривать в широком и узком смыслах.

«В широком смысле слова ППФП—это компо-нент всей системы физического воспитания, главная цель которого—формирование физической культуры личности. Она должна быть направлена на создание высокого уровня сформированно-сти специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориен-таций и социально-духовных ценностей, создающих условия для формирования культуры образа жизни, духовного и психофизического здоровья.

В узком смысле слова ППФП—это процесс, имеющий прикладной характер, основной задачей которого является формирование двигательных умений и навыков, способствующих освоению профессии и развитию профессионально важных способностей» [6].

Иными словами, сотрудник правоохранительных органов, силовых подразделений и т. д. должен быть не только физически и психически подготовлен к различным экстремальным ситуациям, но ему и развиваться необходимо в гармонии с культурой общества (в том числе и с физической культурой). Достижение такой гармонии гарантирует личности социальную уверенность, психическое спокойствие.

Чтобы раскрыть задачи ППФП юристов, нужно выяснить, какие особенности личности предпочтительны для работы в данной сфере.

В своей научной статье А. Г Миронов поднимает этот вопрос [3] и, в сравнении с другими авторами, достаточно полно его раскрывает. Он разделяет особенности личности на психические и физические свойства. От себя хотелось бы пояснить: психические свойства—это наи-более существенные особенности личности, они влияют на эмоции, свойства характера, темперамента и проявляются во взаимоотношениях с людьми; физические свойства—это качества, которые характеризуют физическую подготовку человека, готовность совершать те или иные действия. К психическим свойствам А. Г. Миронов относит высокую психическую работоспособность в ситуациях длительных, интенсивных физических и психических перегрузок; высокую нервно-психическую устойчивость, самообладание, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением; самостоятельность и инициативность, настойчивость и упорство, целеустремлённость, смелость и решительность; уверенность в себе, низкую тревожность. К физическим свойствам относит хорошее физическое здоровье, специальные физические качества, такие как способность проявлять быстроту во всех её элементарных формах и силовые и скоростно-силовые качества, необходимые в условиях силового противоборства с правонарушителем, скорость бега и выносливость, проявляющиеся в погоне за правонарушителем, ловкость как способность действовать в вариативных ситуациях в условиях дефицита пространства и времени, профессионально-прикладные двигательные умения и навыки, позволяющие обеспечивать общественную и личную безопасность, и, прежде всего, навыки силового противоборства.

На основе особенностей можно выделить задачи ППФП:

1) формирование прикладных психофизических качеств;

2) развитие прикладных специальных качеств;

3) освоение прикладных умений и навыков.

Профессионально-прикладная физическая подготовка у юристов формируется ещё во время обучения в вузе. Существенный вклад в этот процесс вносит дисциплина «физическая культура». Во время выполнения предусмотренных учебным планом заданий у студентов формируются соответствующие психофизические качества, необходимые в дальнейшей работе.

Для развития внимательности можно использовать такие виды деятельности, как спортивные игры (волейбол, футбол, баскетбол, настольный теннис). Студенту в процессе игры приходится фокусировать своё внимание на разных объектах, для успешной игры он должен уметь быстро переводить своё внимание с одного объекта на другой. Для воспитания поведения в ситуациях высокой эмоциональной напряжённости возможно использовать гимнастические и акробатические упражения, эстафеты. Выносливость развивается благодаря кроссовой, лыжной подготовке и т. д.

В чём же заключается актуальная проблема ППФП?

1. Современные методические комплексы предусматривают такие темы и задания, которые многим студентам неинтересны. Отсюда низкая посещаемость занятий по физической культуре. Например, согласно РПД на гимнастику и лыжную подготовку отведено 15 ч, на спортивные игры — 21 ч, хотя в то же время на единоборства выделено всего 8 ч [5]. При этом студенты отдают предпочтение таким направле -ниям физической подготовки, как рукопашный бой, самбо, айкидо, и намного меньшее количество студентов предпочитают заниматься лыжными гонками и гимнастикой. Возможно, следует изменить средства ППФП, сделать перерасчёт часов для изучения видов спорта исходя из пожеланий студентов.

2. На последних курсах обучения в вузах нет не только такого раздела, как ППФП, но и вообще дисциплины «физическая культура». Это приводит к весьма быстрому снижению уровня физической подготовки выпускников.

3. Несмотря на то что государственные стандарты высшего профессионального образования требуют более активного внедрения ППФП в процесс обучения, в юридических вузах она практически не реализуется. Это, пожалуй, самая главная проблема. В соответствии с методическими рекомендациями обязательное обучение на основе ФГОС на ступени основного общего образования начало осуществляться с 2015/16 учеб. года, на ступени среднего (полного) общего образования планируется с 2020/21 учеб. года [2]. Про обязательное обучение на основе ФГОС в высших учебных заведениях ничего не говорится. Мы полагаем, что эту проблему нужно решать на законодательном уровне путём внесения изменений в законы об образовании.

88

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. Т. 1, 3

Профессионально-прикладная физическая подготовка юристов

Выводы. Профессионально-прикладная физическая подготовка играет большую роль в деятельности будущего юриста. Она формирует личностные качества специалиста, такие как характер, выдержка, готовность к экстремальным ситуациям, а также улучшает его физическую подготовку и т.д. В настоящее время существуют проблемы, касающиеся осуществления ППФП в вузах.

Список литературы

1. Право на оружие и статистика гибели полицейских [Электронный ресурс] // Вооружён, значит защищён. — URL: http://vooruzhen.ru/news/95/5317/ (дата обращения 18.03.2016)

2. Методические рекомендации по разработке учебных программ по предмету «Физическая культура» для общеобразовательных учреждений [Электронный ресурс] // Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ресурсный центр» г. Тольятти. - URL: http://rcentr.tgl.ru/images/FGOS/ Fizra/fizramedrecprog.pdf (дата обращения 18.03.2016)

Поступила в редакцию 26 марта 2016 г.

3. Миронов, А. Г. Педагогические условия совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки будущих юристов на основе применения айкидо / А. Г. Миронов // Образование и саморазвитие.- 2011.- Т. 5, № 27. - С. 64-69.

4. Муханов, Ю. В. Особенности профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов органов внутренних дел / Ю. В. Муха-нов, В. А. Золотенко // Вестн. С.-Петерб. ун-та МВД России.- 2011.- № 50. - С. 119-122.

5. Примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала по физической культуре (сетка часов) при трёхразовых занятиях в неделю [Электронный русурс] / Муни-цип. казён. образоват. учреждение доп. профес. образования «Ресурсный центр» г. Тольятти. - URL: http://rcentr.tgl.ru/images/FGOS/Fizra/fizraraspvrem. pdf (дата обращения 18.03.2016)

6. Чермит, К. Д. Семантика и взаимосвязь понятий «физическая культура личности», «профессионально-прикладная физическая культура личности», «профессионально-прикладная физическая подготовка» / К. Д. Чермит, М. М. Эбзеев, Н. Х. Хакунов, Д. Е. Бахов // Учён. зап. ун-та им. П. Ф. Лесгафта. -2007.- № 6. - С. 93-98.

Для цитирования: Шкерина, К. С. Профессионально-прикладная физическая подготовка юристов / К. С. Шкерина, В. Д. Иванов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2016.Т. 1, № 3.- С. 87-90.

Сведения об авторах

Шкерина Кристина Сергеевна — студентка Института права, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. kristya_shkerina@mail.ru

Иванов Валентин Дмитриевич — кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. vdy-55@mail.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2016, vol. 1, no. 3, pp. 87-90.

Professional and Applied Physical Training of Lawyers

K. S. Shkerina1, V. D. Ivanov2

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia 1 kristya_shkerina@mail.ru; 2 vdy-55@mail.ru

The problem of insufficient professional and applied physical training of students of legal specialty is considered. During research the concept, features, problems of PPFP, a way of its realization were considered, and also options of overcoming of problems of formation of PPFP at a training stage in higher education institution are offered.

Keywords: professional and applied physical training, features of the identity of the lawyer, physical properties, mental properties, problems ofprofessional and applied physical training, actual problems.

References

1. Pravo na oruzhiye i statistika gibeli politseyskih [The Right for the Weapon and Statistics of Death of Police Officers]. Vooruzhyon, znachit zashhishhyon [It is Armed, Means it is Protected]. Available at: http://vooru-zhen.ru/news/95/5317/, accessed 23.06.2016. (In Russ.).

2. Metodicheskiye rekomendatsii po razrabotke uchebnyh programm po predmetu «Fizicheskaya kul'tura» dlya obshheobrazovatel'nyh uchrezhdeniy [Methodical Recommendations about Development of Training Programs about the Subject "Physical Culture" for Educational Institutions]. Municipal'noye kazyon-noye obrazovatel'noye uchrezhdeniye dopolnitel 'nogo professional'nogo obrazovaniya «Resursnyy tsentr» g. Tol'yatti [Local State Educational Institution of additional Professional Education "Resource Center" of the Tolyatti]. Available at: http://rcentr.tgl.ru/images/ FGOS/Fizra/fizramedrecprog.pdf, accessed 23.06.2016. (In Russ.).

3. Mironov A.G. Pedagogicheskiue usloviua sover-shenstvovaniya professional'no-prikladnoy fizicheskoy podgotovki budushhih yuristov na osnove primeneniya aykido [Pedagogical Conditions of Improvement of Professional and Applied Physical Training of Future Lawyers on the Basis of Application Aikido]. Obrazovaniye i samorazvitiye [Education and Self-development], 2011, vol. 5, no. 27, pp. 64-69. (In Russ.).

4. Mukhanov Y.V., Zolotenko V.A. Osobennosti professional'no-prikladnoy fizicheskoy podgotovki budushhih spetsialistov organov vnutrennih del [Features

of Professional and Applied Physical Training of Future Specialists of Department of Internal Affairs]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta Ministerstva vnutrennih del Rossii [Bulletin of the St. Petersburg University Ministry of Internal Affairs of Russia], 2011, no. 50, pp. 119-122. (In Russ.)

5. Primernoye raspredeleniye uchebnogo vremeni na razlichnyye vidy programmnogo materiala po fiziches-koy kul'ture (setka chasov) pri tryohrazovyh zanyatiyah v nedelyu [Approximate Distribution of School Hours to Different Types of Program Material on Physical Culture (a Grid of Hours) at Thrice Occupations in a Week]. Municipal'noye kazyonnoue obrazovatel'noye uchrezhdeniye dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya «Resursnyy tsentr» g. Tol 'yatti. [Local State Educational Institution of Additional Professional Education "Resource Center" of the Tolyatti]. Available at: http://rcentr. tgl.ru/images/FGOS/Fizra/fizraraspvrem.pdf, accessed 23.06.2016. (In Russ.).

6. Chermit K.D., Ebzeev M.M., Hakunov N.H., Bak-hov D.E. Semantika i vzaimosvyaz' ponyatiy «Fiziches-kaja kul'tura lichnosti», «Professional'no-prikladnaya fizicheskaya kul'tura lichnosti», «Professional'no-prikladnaya fizicheskaya podgotovka» [Semantik and Interrelation of the Concepts "Physical Culture of the Personality", "Professional and Applied Physical Culture of the Personality", "Professional and Applied Physical Training"]. Uchyonye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta [Scientific Notes of University of P. F. Les-gaft], 2007, no. 6, pp. 93-98. (In Russ.).

90

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. Т. 1, N№ 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.