УДК 796.06:34 ББК Ч517
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮРИСТОВ
К. С. Шкерина, В. Д. Иванов
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
Изучена проблема недостаточной профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) студентов юридической специальности. В ходе исследования рассматривались понятие, особенности, задачи ППФП, пути её реализации, а также предложены варианты преодоления проблем формирования ППФП на стадии обучения в вузе.
Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, особенности личности юриста, физические свойства, психические свойства, задачи профессионально-прикладной физической подготовки, актуальные проблемы.
Актуальность темы исследования. Каждая профессия предъявляет своим специалистам определённые требования. Например, работа в правоохранительных органах является одной из напряжённых и экстремальных. Она требует от своих сотрудников умения действовать в чрезвычайных условиях, условиях высоких физических и психических нагрузок [4].
Повышение уровня преступности в стране и мире приводит к росту числа работников государственных силовых структур, погибающих при преследовании преступников. Всего в России в 2010 г. МВД России потеряло 410 офицеров, которые погибли при выполнении служебного долга. В 2011 г. погибло 322 сотрудника органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск [1].
Для сравнения, данные по смертности сотрудников полиции США: в 2009 г. было убито 48 полицейских, а при исполнении в целом умерло 124 сотрудника правоохранительных органов. В 2010 г. от вооружённых нападений было убито 59 сотрудников полицейских ведомств США [1].
Чаще всего при исполнении служебных обязанностей погибают молодые сотрудники. Одной из причин является недостаточная профессионально-прикладная физическая подготовка.
Цель исследования. Изучение проблемных моментов в формировании ППФП у будущих юристов.
Задачи исследования:
- определить, что такое ППФП;
- определить особенности личности, важные для профессии юриста, которые развиваются посредством ППФП;
- выявить задачи ППФП;
- выяснить, какими способами формируется ППФП на уроках физической культуры;
- исследовать проблемы формирования ППФП;
- рассмотреть пути решения этих проблем.
Понятие профессионально-прикладной физической подготовки можно рассматривать в широком и узком смыслах.
«В широком смысле слова ППФП—это компо-нент всей системы физического воспитания, главная цель которого—формирование физической культуры личности. Она должна быть направлена на создание высокого уровня сформированно-сти специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориен-таций и социально-духовных ценностей, создающих условия для формирования культуры образа жизни, духовного и психофизического здоровья.
В узком смысле слова ППФП—это процесс, имеющий прикладной характер, основной задачей которого является формирование двигательных умений и навыков, способствующих освоению профессии и развитию профессионально важных способностей» [6].
Иными словами, сотрудник правоохранительных органов, силовых подразделений и т. д. должен быть не только физически и психически подготовлен к различным экстремальным ситуациям, но ему и развиваться необходимо в гармонии с культурой общества (в том числе и с физической культурой). Достижение такой гармонии гарантирует личности социальную уверенность, психическое спокойствие.
Чтобы раскрыть задачи ППФП юристов, нужно выяснить, какие особенности личности предпочтительны для работы в данной сфере.
В своей научной статье А. Г Миронов поднимает этот вопрос [3] и, в сравнении с другими авторами, достаточно полно его раскрывает. Он разделяет особенности личности на психические и физические свойства. От себя хотелось бы пояснить: психические свойства—это наи-более существенные особенности личности, они влияют на эмоции, свойства характера, темперамента и проявляются во взаимоотношениях с людьми; физические свойства—это качества, которые характеризуют физическую подготовку человека, готовность совершать те или иные действия. К психическим свойствам А. Г. Миронов относит высокую психическую работоспособность в ситуациях длительных, интенсивных физических и психических перегрузок; высокую нервно-психическую устойчивость, самообладание, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением; самостоятельность и инициативность, настойчивость и упорство, целеустремлённость, смелость и решительность; уверенность в себе, низкую тревожность. К физическим свойствам относит хорошее физическое здоровье, специальные физические качества, такие как способность проявлять быстроту во всех её элементарных формах и силовые и скоростно-силовые качества, необходимые в условиях силового противоборства с правонарушителем, скорость бега и выносливость, проявляющиеся в погоне за правонарушителем, ловкость как способность действовать в вариативных ситуациях в условиях дефицита пространства и времени, профессионально-прикладные двигательные умения и навыки, позволяющие обеспечивать общественную и личную безопасность, и, прежде всего, навыки силового противоборства.
На основе особенностей можно выделить задачи ППФП:
1) формирование прикладных психофизических качеств;
2) развитие прикладных специальных качеств;
3) освоение прикладных умений и навыков.
Профессионально-прикладная физическая подготовка у юристов формируется ещё во время обучения в вузе. Существенный вклад в этот процесс вносит дисциплина «физическая культура». Во время выполнения предусмотренных учебным планом заданий у студентов формируются соответствующие психофизические качества, необходимые в дальнейшей работе.
Для развития внимательности можно использовать такие виды деятельности, как спортивные игры (волейбол, футбол, баскетбол, настольный теннис). Студенту в процессе игры приходится фокусировать своё внимание на разных объектах, для успешной игры он должен уметь быстро переводить своё внимание с одного объекта на другой. Для воспитания поведения в ситуациях высокой эмоциональной напряжённости возможно использовать гимнастические и акробатические упражения, эстафеты. Выносливость развивается благодаря кроссовой, лыжной подготовке и т. д.
В чём же заключается актуальная проблема ППФП?
1. Современные методические комплексы предусматривают такие темы и задания, которые многим студентам неинтересны. Отсюда низкая посещаемость занятий по физической культуре. Например, согласно РПД на гимнастику и лыжную подготовку отведено 15 ч, на спортивные игры — 21 ч, хотя в то же время на единоборства выделено всего 8 ч [5]. При этом студенты отдают предпочтение таким направле -ниям физической подготовки, как рукопашный бой, самбо, айкидо, и намного меньшее количество студентов предпочитают заниматься лыжными гонками и гимнастикой. Возможно, следует изменить средства ППФП, сделать перерасчёт часов для изучения видов спорта исходя из пожеланий студентов.
2. На последних курсах обучения в вузах нет не только такого раздела, как ППФП, но и вообще дисциплины «физическая культура». Это приводит к весьма быстрому снижению уровня физической подготовки выпускников.
3. Несмотря на то что государственные стандарты высшего профессионального образования требуют более активного внедрения ППФП в процесс обучения, в юридических вузах она практически не реализуется. Это, пожалуй, самая главная проблема. В соответствии с методическими рекомендациями обязательное обучение на основе ФГОС на ступени основного общего образования начало осуществляться с 2015/16 учеб. года, на ступени среднего (полного) общего образования планируется с 2020/21 учеб. года [2]. Про обязательное обучение на основе ФГОС в высших учебных заведениях ничего не говорится. Мы полагаем, что эту проблему нужно решать на законодательном уровне путём внесения изменений в законы об образовании.
88
Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. Т. 1, 3
Профессионально-прикладная физическая подготовка юристов
Выводы. Профессионально-прикладная физическая подготовка играет большую роль в деятельности будущего юриста. Она формирует личностные качества специалиста, такие как характер, выдержка, готовность к экстремальным ситуациям, а также улучшает его физическую подготовку и т.д. В настоящее время существуют проблемы, касающиеся осуществления ППФП в вузах.
Список литературы
1. Право на оружие и статистика гибели полицейских [Электронный ресурс] // Вооружён, значит защищён. — URL: http://vooruzhen.ru/news/95/5317/ (дата обращения 18.03.2016)
2. Методические рекомендации по разработке учебных программ по предмету «Физическая культура» для общеобразовательных учреждений [Электронный ресурс] // Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ресурсный центр» г. Тольятти. - URL: http://rcentr.tgl.ru/images/FGOS/ Fizra/fizramedrecprog.pdf (дата обращения 18.03.2016)
Поступила в редакцию 26 марта 2016 г.
3. Миронов, А. Г. Педагогические условия совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки будущих юристов на основе применения айкидо / А. Г. Миронов // Образование и саморазвитие.- 2011.- Т. 5, № 27. - С. 64-69.
4. Муханов, Ю. В. Особенности профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов органов внутренних дел / Ю. В. Муха-нов, В. А. Золотенко // Вестн. С.-Петерб. ун-та МВД России.- 2011.- № 50. - С. 119-122.
5. Примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала по физической культуре (сетка часов) при трёхразовых занятиях в неделю [Электронный русурс] / Муни-цип. казён. образоват. учреждение доп. профес. образования «Ресурсный центр» г. Тольятти. - URL: http://rcentr.tgl.ru/images/FGOS/Fizra/fizraraspvrem. pdf (дата обращения 18.03.2016)
6. Чермит, К. Д. Семантика и взаимосвязь понятий «физическая культура личности», «профессионально-прикладная физическая культура личности», «профессионально-прикладная физическая подготовка» / К. Д. Чермит, М. М. Эбзеев, Н. Х. Хакунов, Д. Е. Бахов // Учён. зап. ун-та им. П. Ф. Лесгафта. -2007.- № 6. - С. 93-98.
Для цитирования: Шкерина, К. С. Профессионально-прикладная физическая подготовка юристов / К. С. Шкерина, В. Д. Иванов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2016.Т. 1, № 3.- С. 87-90.
Сведения об авторах
Шкерина Кристина Сергеевна — студентка Института права, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. [email protected]
Иванов Валентин Дмитриевич — кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. [email protected]
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2016, vol. 1, no. 3, pp. 87-90.
Professional and Applied Physical Training of Lawyers
K. S. Shkerina1, V. D. Ivanov2
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia 1 [email protected]; 2 [email protected]
The problem of insufficient professional and applied physical training of students of legal specialty is considered. During research the concept, features, problems of PPFP, a way of its realization were considered, and also options of overcoming of problems of formation of PPFP at a training stage in higher education institution are offered.
Keywords: professional and applied physical training, features of the identity of the lawyer, physical properties, mental properties, problems ofprofessional and applied physical training, actual problems.
References
1. Pravo na oruzhiye i statistika gibeli politseyskih [The Right for the Weapon and Statistics of Death of Police Officers]. Vooruzhyon, znachit zashhishhyon [It is Armed, Means it is Protected]. Available at: http://vooru-zhen.ru/news/95/5317/, accessed 23.06.2016. (In Russ.).
2. Metodicheskiye rekomendatsii po razrabotke uchebnyh programm po predmetu «Fizicheskaya kul'tura» dlya obshheobrazovatel'nyh uchrezhdeniy [Methodical Recommendations about Development of Training Programs about the Subject "Physical Culture" for Educational Institutions]. Municipal'noye kazyon-noye obrazovatel'noye uchrezhdeniye dopolnitel 'nogo professional'nogo obrazovaniya «Resursnyy tsentr» g. Tol'yatti [Local State Educational Institution of additional Professional Education "Resource Center" of the Tolyatti]. Available at: http://rcentr.tgl.ru/images/ FGOS/Fizra/fizramedrecprog.pdf, accessed 23.06.2016. (In Russ.).
3. Mironov A.G. Pedagogicheskiue usloviua sover-shenstvovaniya professional'no-prikladnoy fizicheskoy podgotovki budushhih yuristov na osnove primeneniya aykido [Pedagogical Conditions of Improvement of Professional and Applied Physical Training of Future Lawyers on the Basis of Application Aikido]. Obrazovaniye i samorazvitiye [Education and Self-development], 2011, vol. 5, no. 27, pp. 64-69. (In Russ.).
4. Mukhanov Y.V., Zolotenko V.A. Osobennosti professional'no-prikladnoy fizicheskoy podgotovki budushhih spetsialistov organov vnutrennih del [Features
of Professional and Applied Physical Training of Future Specialists of Department of Internal Affairs]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta Ministerstva vnutrennih del Rossii [Bulletin of the St. Petersburg University Ministry of Internal Affairs of Russia], 2011, no. 50, pp. 119-122. (In Russ.)
5. Primernoye raspredeleniye uchebnogo vremeni na razlichnyye vidy programmnogo materiala po fiziches-koy kul'ture (setka chasov) pri tryohrazovyh zanyatiyah v nedelyu [Approximate Distribution of School Hours to Different Types of Program Material on Physical Culture (a Grid of Hours) at Thrice Occupations in a Week]. Municipal'noye kazyonnoue obrazovatel'noye uchrezhdeniye dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya «Resursnyy tsentr» g. Tol 'yatti. [Local State Educational Institution of Additional Professional Education "Resource Center" of the Tolyatti]. Available at: http://rcentr. tgl.ru/images/FGOS/Fizra/fizraraspvrem.pdf, accessed 23.06.2016. (In Russ.).
6. Chermit K.D., Ebzeev M.M., Hakunov N.H., Bak-hov D.E. Semantika i vzaimosvyaz' ponyatiy «Fiziches-kaja kul'tura lichnosti», «Professional'no-prikladnaya fizicheskaya kul'tura lichnosti», «Professional'no-prikladnaya fizicheskaya podgotovka» [Semantik and Interrelation of the Concepts "Physical Culture of the Personality", "Professional and Applied Physical Culture of the Personality", "Professional and Applied Physical Training"]. Uchyonye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta [Scientific Notes of University of P. F. Les-gaft], 2007, no. 6, pp. 93-98. (In Russ.).
90
Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. Т. 1, N№ 3