Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА СТУДЕНТОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ'

ВОСПИТАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА СТУДЕНТОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / БУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байкалова Любовь Владимировна, Мальченкова Виктория Валерьевна, Меннер Марсель Олегович

В статье представлен теоретический и практический аспект проблемы воспитания профессионально-педагогического мастерства студентов во внеучебное время. Поиск путей формирования основ профессионального мастерства, воспитание интереса к избранной специальности учителя по-прежнему волнуют исследователей, занимающихся проблемами педагогики высшей школы. Наряду с дальнейшим совершенствованием учебно-воспитательного процесса, обусловленного учебным планом по специальности «физическая культура», мы попытались разработать рекомендации по использованию массовых мероприятий, проводимых во внеучебное время, с целью формирования у студентов умений и навыков, необходимых для предстоящей учительской деятельности. В работе использовались следующие методы исследования: ретроспективный анализ литературы по избранной теме, наблюдения, беседы, анкетный опрос студентов, учителей школы, преподавателей, оценка экспертов педагогического вуза, статистическая обработка полученных данных, экстраполирование результатов и др. В основу исследовательского предположения (гипотезы) положено мнение о том, что научно обоснованная организация внеучебного времени студентов окажет положительное влияние на профессиональный облик выпускников, будет способствовать их ранней педагогической зрелости, сократит период адаптации после окончания вуза. В процессе поэтапного решения поставленных задач было проведено экспериментальное исследование деятельности студентов института физической культуры и спорта, проводящих педагогическую практику в подшефных школах и по месту жительства учащихся. Анализ экспертной оценки проведенной педагогической практики показывает, что у студентов в процессе ее прохождения формируются основные структурные компоненты деятельности, необходимые учителю физической культуры в его профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байкалова Любовь Владимировна, Мальченкова Виктория Валерьевна, Меннер Марсель Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL SKILLS OF STUDENTS IN EXTRACURRICULAR TIME

The article presents the theoretical and practical aspect of the problem of educating students' professional and pedagogical skills during extracurricular time. The search for ways to form the foundations of professional skill, the education of interest in the chosen specialty of the teacher is still of concern to researchers dealing with the problems of higher school pedagogy. Along with further improvement of the educational process due to the curriculum in the specialty "physical culture", we tried to develop recommendations for the use of mass events held during extracurricular time in order to form students' skills and abilities necessary for the upcoming teaching activities. The following research methods were used in the work: retrospective analysis of the literature on the chosen topic, observations, conversations, questionnaire survey of students, school teachers, teachers, evaluation of experts of a pedagogical university, statistical processing of the data obtained, extrapolation of results, etc. The research assumption (hypothesis) is based on the opinion that the scientifically based organization of extracurricular time of students will have a positive impact on the professional appearance of graduates, will contribute to their early pedagogical maturity, will shorten the period of adaptation after graduation. In the process of step-by-step solution of the tasks set, an experimental study of the activities of students of the Institute of Physical Culture and Sports conducting pedagogical practice in sponsored schools and at the place of residence of students was conducted. The analysis of the expert assessment of the conducted pedagogical practice shows that students in the process of its passage form the main structural components of the activity necessary for a physical education teacher in his professional activity.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА СТУДЕНТОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ»

Рисунок 5. Данные опроса учителей школ ЕМР РТ по вопросу об осознанности выбора обучающимися психолого-педагогических классов будущей профессии

Выводы. Таким образом, полученные результаты анкеты по выявлению дефицитов профессиональных компетенций учителей в построении образовательных стратегий обучающихся профильных психолого-педагогических классов показали устойчивые затруднения респондентов в методическом, психолого-педагогическом, коммуникативном, организаторском и других компонентах педагогической деятельности.

Эти данные могут послужить основой для построения индивидуальных маршрутов профессионального развития педагогов и оказания адресной помощи педагогам, испытывающим профессиональные затруднения, преодоления профессиональных дефицитов в организации деятельности профильных классов психолого-педагогической направленности.

Литература:

1. Байбородова, Л.В. Психолого-педагогический класс в воспитательной системе образовательной организации / Л.В. Байбородова // Известия ВГПУ. - 2022. - №4 (167). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskiy-klass-v-vospitatelnoy-sisteme-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 12.01.2023).

2. Вороткова, И.Ю. Диагностика профессиональных дефицитов современных педагогов на основании результатов профессиональной деятельности / И.Ю. Вороткова, А.В. Усачева // Педагогическое образование в России. - 2022. - №2. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-professionalnyh-defitsitov-sovremennyh-pedagogov-na-osnovanii-rezultatov-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 27.01.2023).

3. Ильин, В.С. Целостный подход к трактовке органического единства учебного и воспитательного процессов / В.С. Ильин // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. - 2012. - № 10(74). - С. 4-9

4. Какие ошибки допускают родители при профориентации ребенка // РБК. - URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/606573e79a794759466ad6b7 (дата обращения: 17.01.2023).

5. Распоряжение Минпросвещения России от 17.12.2019 N Р-140 "Об утверждении методических рекомендаций по созданию центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центров оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование". - URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-minprosveshchenija-rossii-ot-17122019-n-r-140-ob-utverzhdenii/ (дата обращения: 23.01.2023).

6. Распоряжение Минпросвещения России от 27.08.2021 N Р-201 "Об утверждении методических рекомендаций по порядку и формам диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций с возможностью получения индивидуального плана". - URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-minprosveshchenija-rossii-ot-27082021-n-r-201-ob-utverzhdenii/ (дата обращения: 23.01.2023).

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Байкалова Любовь Владимировна

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул); кандидат педагогических наук, доцент Мальченкова Виктория Валерьевна Барнаульский юридический институт МВД России (г. Барнаул); аспирант Меннер Марсель Олегович

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул)

ВОСПИТАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА СТУДЕНТОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЕ

ВРЕМЯ

Аннотация. В статье представлен теоретический и практический аспект проблемы воспитания профессионально-педагогического мастерства студентов во внеучебное время. Поиск путей формирования основ профессионального мастерства, воспитание интереса к избранной специальности учителя по-прежнему волнуют исследователей, занимающихся проблемами педагогики высшей школы. Наряду с дальнейшим совершенствованием учебно-воспитательного процесса, обусловленного учебным планом по специальности «физическая культура», мы попытались разработать рекомендации по

использованию массовых мероприятий, проводимых во внеучебное время, с целью формирования у студентов умений и навыков, необходимых для предстоящей учительской деятельности. В работе использовались следующие методы исследования: ретроспективный анализ литературы по избранной теме, наблюдения, беседы, анкетный опрос студентов, учителей школы, преподавателей, оценка экспертов педагогического вуза, статистическая обработка полученных данных, экстраполирование результатов и др. В основу исследовательского предположения (гипотезы) положено мнение о том, что научно обоснованная организация внеучебного времени студентов окажет положительное влияние на профессиональный облик выпускников, будет способствовать их ранней педагогической зрелости, сократит период адаптации после окончания вуза. В процессе поэтапного решения поставленных задач было проведено экспериментальное исследование деятельности студентов института физической культуры и спорта, проводящих педагогическую практику в подшефных школах и по месту жительства учащихся. Анализ экспертной оценки проведенной педагогической практики показывает, что у студентов в процессе ее прохождения формируются основные структурные компоненты деятельности, необходимые учителю физической культуры в его профессиональной деятельности.

Ключевые слова: процесс воспитание, профессионально-педагогическое мастерство, будущий специалист, профессиональная деятельность, внеучебная деятельность.

Annotation. The article presents the theoretical and practical aspect of the problem of educating students' professional and pedagogical skills during extracurricular time. The search for ways to form the foundations of professional skill, the education of interest in the chosen specialty of the teacher is still of concern to researchers dealing with the problems of higher school pedagogy. Along with further improvement of the educational process due to the curriculum in the specialty "physical culture", we tried to develop recommendations for the use of mass events held during extracurricular time in order to form students' skills and abilities necessary for the upcoming teaching activities. The following research methods were used in the work: retrospective analysis of the literature on the chosen topic, observations, conversations, questionnaire survey of students, school teachers, teachers, evaluation of experts of a pedagogical university, statistical processing of the data obtained, extrapolation of results, etc. The research assumption (hypothesis) is based on the opinion that the scientifically based organization of extracurricular time of students will have a positive impact on the professional appearance of graduates, will contribute to their early pedagogical maturity, will shorten the period of adaptation after graduation. In the process of step-by-step solution of the tasks set, an experimental study of the activities of students of the Institute of Physical Culture and Sports conducting pedagogical practice in sponsored schools and at the place of residence of students was conducted. The analysis of the expert assessment of the conducted pedagogical practice shows that students in the process of its passage form the main structural components of the activity necessary for a physical education teacher in his professional activity.

Key words: process of education, professional and pedagogical skills, future specialist, professional activity, extracurricular activities.

Введение. Поиск путей формирования основ профессионального мастерства, воспитание интереса к избранной специальности учителя по-прежнему волнуют исследователей, занимающихся проблемами педагогики высшей школы. Эти проблемы получили новое звучание в связи с ответственными задачами.

В последние годы значительно возрос интерес ученых и практических работников к личности специалиста физического воспитания [2]. Наиболее актуальными и социально значимыми стали вопросы совершенствования подготовки учителя физического воспитания.

Научные работники в области педагогики уже сделали в этом направлении конкретные практические шаги. Отдельные стороны подготовки учителя физического воспитания довольно подробно исследовались Ю.А. Янсоном, В.И. Астраханцевой, С.Ю. Балбенко, И.А. Вальковской и др [6; 1; 4]. Воспитание же у будущих учителей умений и навыков организации внеучебной деятельности учащихся находится вне поля зрения исследователей [3].

Наряду с дальнейшим совершенствованием учебно-воспитательного процесса, обусловленного учебным планом по специальности «физическая культура», мы попытались разработать рекомендации по использованию массовых мероприятий, проводимых во внеучебное время, с целью формирования у студентов умений и навыков, необходимых для предстоящей учительской деятельности.

Цель данного исследования - поиск и экспериментальное обоснование форм и методов внеучебной деятельности студентов, позволяющих формировать основы профессионального мастерства учителя школы, которые определены структурой педагогических способностей, разработанных Н.В. Кузьминой [5].

Поставленная цель реализовалась с помощью последовательного решения ряда конкретных задач:

1. Обосновать возможность использования массово-физкультурных и спортивных мероприятий, проводимых по плану спортивного клуба, для формирования у студентов умений и навыков ведения внеклассной и внеучебной работы.

2. Уточнить по годам обучения структуру умений, формируемых у студентов в процессе внеучебной деятельности.

3. Внести рекомендации по дальнейшему совершенствованию процесса подготовки специалистов в рамках института физической культуры и спорта.

В работе использовались следующие методы исследования: ретроспективный анализ литературы по избранной теме, наблюдения, беседы, анкетный опрос студентов, учителей школы, преподавателей, оценка экспертов педагогического вуза, статистическая обработка полученных данных, экстраполирование результатов и др.

Изложения основного материала статьи. В основу исследовательского предположения (гипотезы) положено мнение о том, что научно обоснованная организация внеучебного времени студентов окажет положительное влияние на профессиональный облик выпускников, будет способствовать их ранней педагогической зрелости, сократит период адаптации после окончания вуза.

В процессе поэтапного решения поставленных задач было проведено экспериментальное исследование деятельности студентов института физической культуры и спорта, проводящих педагогическую практику в подшефных школах и по месту жительства учащихся.

При организации исследования были учтены принципы, уже нашедшие отражение на страницах педагогической печати:

1. Осуществление тесной связи педагогической работы студентов с теоретическими знаниями, предусмотренными профилем приобретаемой специальности.

2. Профессионально-педагогическая направленность содержания работы, которая в наибольшей степени должна формировать личность будущего учителя физической культуры.

3. Разумное сочетание решающей роли спортивных организации, педагогов и общественности в руководстве педагогической работой.

Эффективность педагогической деятельности студентов оценивалась экспертами из числа руководящих работников института, работников спорткомитетов города и области, ученых и наиболее квалифицированных преподавателей вуза.

Результаты оценки приведены в таблице 1.

Таблица 1

Определение эффективности педагогической практики студентов методом экспертной оценки

(% к числу опрашиваемых)

Высказанные мнения Результаты, %

Считают, что педагогические отряды студентов

выполняют ответственную социально-педагогическую

функцию 98,0

Оценка деятельности по пятибалльной системе (средний

балл) 3,94 ± 0,06

В том числе оценок:

отличных 22,2

хороших 61,0

удовлетворительных 16,8

Считают, что приобретаемые знания, умения и навыки

пригодятся студентам в предстоящей педагогической

деятельности

Внесли предложения по улучшению деятельности 100,0

педагогических отрядов

Считают, что практика: 96,0

- научила общению с детьми

- дала первоначальные навыки управления детскими 100,0

коллективами

- подтвердила эффективность средств физической 93,4

культуры и спорта в организации воспитательной работы

по месту жительства

- позволила установить контакты с родителями

«трудных» подростков 100,0

- дала возможность проверить свои педагогические

способности в работе с «педагогически запущенными» 74,5

детьми и подростками

- научила другим умениям и навыкам 33,4 13,3

Анализ экспертной оценки проведенной педагогической практики показывает, что у студентов в процессе ее прохождения формируются основные структурные компоненты деятельности, необходимые учителю физической культуры в его профессиональной деятельности.

Поставленная в начале исследования цель решалась также через систему педагогических заданий в подшефных школах, в городских и загородных оздоровительных лагерях, на педагогической практике, а в дальнейшем и при самостоятельной деятельности в период стажировки.

В исследовании участвовали студенты института физической культуры и спорта (около 300 человек), учителя школ города и области, преподаватели профилирующих кафедр, представители общественных организаций. Всего около 350 человек.

Проводимая нами многолетняя работа позволила дифференцировать задания студентам с учетом курса, уровня спортивной квалификации и требований, предъявляемых предстоящей учительской деятельностью. Результаты педагогической работы учитывались преподавателями, кураторами групп и проставлялись в зачетных книжках по педагогической практике, отмечались в характеристиках, представляемых на государственные экзамены при окончании полного курса обучения.

Разработанная система поэтапного формирования у студентов знаний, умений и навыков во внеучебное время показана в таблице 2.

Таблица 2

Примерный перечень задании, выполняемых студентами по годам обучения в период педагогической деятельности

Курсы Виды умений и навыков, осваиваемых студентами в процессе внеучебной деятельности Примечание

I Подготовка мест для проведения физкультурно-спортивных мероприятий. Организация рекламы. Выполнение обязанностей помощника судьи по определенному виду спорта, судьи при участниках и т.п. Шефская помощь педагогам-организаторам домоуправления. Задания даются с учетом вида спортивной специализации студента.

II Выполнение обязанностей судьи, секретаря, информатора спортивных мероприятий, проводимых в стенах вуза (факультета). Самостоятельное выполнение отдельных обязанностей под контролем преподавателей и студентов старших курсов. Организация спортивно-массовой работы с учащимися по месту их жительства. По видам спорта, входящим в школьную программу.

III Самостоятельное проведение работы по организации спортивных мероприятий в школе, оздоровительном лагере, ЖЭКе, ДЮСШ и т.п. Руководство спортивными командами классов, ЖЭКов, отрядов в оздоровительных лагерях. Подготовка отчетов о работе. По видам спорта, входящим в школьную программу.

IV Выполнение обязанностей главных (старших) судей, секретарей соревнований, комендантов на первенствах института, города и области. Подготовка отчетов. Самостоятельное проведение заседаний судейской коллегии, инструктажа участников и судей. Руководство работой студентов I курса в домоуправлениях. Работа проводится под контролем преподавателя, ведущего курс спортивного совершенствования.

Выводы. Проведенные исследования дают основание для следующих выводов:

1. Использование внеучебных массово-физкультурных и спортивных мероприятий, проводимых кафедрами совместно с общественными организациями вуза, оказывает несомненное положительное влияние на профессиональный облик молодых специалистов.

Результаты этой работы отчетливо проявляются в период педагогической практики в школах и оздоровительных лагерях, а в дальнейшем и при самостоятельной работе учителя.

Воспитание у студентов навыков ведения внеклассной и внешкольной массово-физкультурной и спортивной работы позволяет в значительной степени, превращает физическую культуру и спорт из зрелища в необходимый компонент социально-культурной деятельности, основы которой закладываются в школе.

2. Массово-физкультурная и спортивная работа студентов факультета, спланированная с учетом требований предстоящей профессиональной деятельности учителя, не только является эффективной формой разумного досуга, но и способствует воспитанию основ профессионального мастерства молодых специалистов. Она формирует основные компоненты, входящие в структуру педагогической деятельности, и в первую очередь организаторские, что, по мнению большинства опрошенных учителей и педагогов вуза, является ведущим в работе молодого учителя. Систематическое привлечение студентов к указанной деятельности способствует расширению коммуникативных способностей будущих педагогов; формирует основы профессионального мастерства.

3. Дальнейшее совершенствование процесса подготовки специалистов в институте физической культуры и спорта будет зависеть от научно-обоснованной взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности студентов.

Последняя должна получить отражение в зачетных книжках по педагогической практике, а также в характеристиках, представляемых на государственных экзаменах, и учитываться преподавателями, ведущими курс повышения спортивного мастерства.

Литература:

1. Балакин, Ю.П. Мониторинг психоэмоционального состояния студенческой молодежи на занятиях физической культурой / Ю.П. Балакин, Е.М. Колпакова, М.А. Гнездилов // Современные вопросы биомедицины. - 2022. - Т. 6. -№ 2 (19).

2. Губарева, Н.В. Современные аспекты профессиональной подготовки учителей физической культуры / Н.В. Губарева, Е.В. Колтыгина // В сборнике: Актуальные вопросы физической культуры и спорта. материалы XXIV Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой памяти профессора Ю.Т. Ревякина. Томск, 2022. -С. 247-249.

3. Емелин, К.Г. Реализация смешанного обучения на современном этапе развития образования в вузе / К.Г. Емелин, Л.М. Бартенева // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-3. - С. 127-130

4. Иванова, М.М. Организация спортивной подготовки с учетом индивидуально-типологических особенностей спортсменов (теоретический анализ проблемы) / М.М. Иванова, И.И. Самсонов, Г.А. Тарасевич // Современные вопросы биомедицины. - 2022. - Т. 6. - № 4 (21).

5. Попова, Н.В. Программированные учебные материалы как дидактические средства активной познавательной деятельности обучающихся / Н.В. Попова, В.В. Желонкин, А.Г. Завгородний // Евразийский юридический журнал. - 2021. -№ 4 (155). - С. 423-425

6. Самсонов, И.И. О порядке комплектования (формирования) групп обучения (спортивной подготовки) / И.И. Самсонов, Г.А. Тарасевич // В сборнике: Спортивное право в России и мире: актуальные вопросы. Материалы круглого стола с международным участием. Отв. редактор А.А. Коренная. - Барнаул, 2022. - С. 99-113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.