Научная статья на тему 'РОЛЬ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗКУЛЬТУРНОСПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ'

РОЛЬ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗКУЛЬТУРНОСПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ВУЗ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бренч Светлана Викторовна, Габдуллин Радмир Илдарович, Кузьмин Андрей Михайлович, Миловидов Виктор Константинович

В статье представлен анализ понятия «профессиональная направленность», как одного из важнейших компонентов профессионального становления студентов. Охарактеризованы основные факторы, влияющие на профессиональную направленность студентов, рассмотрены условия построения планомерной внеучебной деятельности, как одного из элементов образовательного процесса. Определены критерии оценки качества внеучебной деятельности студентов в Уральском государственном университете физической культуры. Проведено исследование на предмет включенности обучающихся во внеучебную деятельность, организуемую вузом. Рассмотрена взаимосвязь предпочтений студентов с будущей профессиональной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бренч Светлана Викторовна, Габдуллин Радмир Илдарович, Кузьмин Андрей Михайлович, Миловидов Виктор Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF UNIVERSITY STUDENTS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS PROFILE

The article presents an analysis of the concept of "professional orientation" as one of the most important components of students' professional development. The main factors influencing the professional orientation of students are characterized, the conditions for the construction of systematic extracurricular activities as one of the elements of the educational process are considered. The criteria for evaluating the extracurricular activities of students at the Ural State University of Physical Culture are determined. A study was conducted on the inclusion of students in extracurricular activities organized by the university. The interrelation of students' preferences with future professional activity is considered.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗКУЛЬТУРНОСПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ»

10. Mandrikov, VB. (2002), Methodology for profiling physical education of medical students, dissertation, Volgograd.

11. Moiseenko, S.A. (2006), Improving the process ofphysical education of medical students on the basis of additional classes ofprofessional and applied orientation, dissertation, Khabarovsk.

12. Postol, O.L. and Pankratova, O.N. (2021), "The use of health-improving gymnastics of the East in physical education classes to improve the mental state of students during a pandemic", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 196, No 6, pp. 247-251.

13. Prokofiev, I.E., Austrian, N.V and Shemeneva, S.V (2021), "Features of the organization of student online football competitions in the context of the COVID-19 pandemic", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 192, No 2, pp. 253-256.

14. Sokolova, A.V. Mogilchenko, G.A., Rigel, Z.V and Varnina, A.S. (2021), "Motor activity as one of the components of health during distance learning", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 196, No 6, pp. 299-303.

15. Tyutyukov, V.G. Ivanov, A.V., Yakhin, I.A., Volnenko, Yu.V., Koshelev, A.A. and Borodin, P.V. (2022), "On the resumption of sports training after suffering a disease caused by a new coronavirus infection (COVID-19) ", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 205, No 3, pp. 490-499.

Контактная информация: Borodinpetr@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.05.2022

УДК 378.18

РОЛЬ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ

Светлана Викторовна Бренч, кандидат педагогических наук, доцент, Радмир Илдаро-вич Габдуллин, аспирант, Андрей Михайлович Кузьмин, доктор педагогических наук, профессор, Виктор Константинович Миловидов, профессор, Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

Аннотация

В статье представлен анализ понятия «профессиональная направленность», как одного из важнейших компонентов профессионального становления студентов. Охарактеризованы основные факторы, влияющие на профессиональную направленность студентов, рассмотрены условия построения планомерной внеучебной деятельности, как одного из элементов образовательного процесса. Определены критерии оценки качества внеучебной деятельности студентов в Уральском государственном университете физической культуры. Проведено исследование на предмет включенности обучающихся во внеучебную деятельность, организуемую вузом. Рассмотрена взаимосвязь предпочтений студентов с будущей профессиональной деятельностью.

Ключевые слова: студенты, внеучебная деятельность, профессиональная направленность, вуз физкультурно-спортивного профиля.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p57-61

ROLE OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF UNIVERSITY STUDENTS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS PROFILE

Svetlana Viktorovna Brench, the candidate of pedagogical sciences, docent, Radmir Il-darovich Gabdullin, the post-graduate student, Andrey Mikhailovich Kuzmin, doctor of pedagogical sciences, professor, Viktor Konstantinovich Milovidov, professor, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

Abstract

The article presents an analysis of the concept of "professional orientation" as one of the most important components of students' professional development. The main factors influencing the professional

orientation of students are characterized, the conditions for the construction of systematic extracurricular activities as one of the elements of the educational process are considered. The criteria for evaluating the extracurricular activities of students at the Ural State University of Physical Culture are determined. A study was conducted on the inclusion of students in extracurricular activities organized by the university. The interrelation of students' preferences with future professional activity is considered.

Keywords: students, extracurricular activities, professional orientation, university of physical culture and sports profile.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время имеет место переосмысление образовательной парадигмы в сфере высшего образования, происходящие процессы трансформации образовательного процесса определяют новые требования к содержанию обучения. Содержательная сторона учебного процесса характеризуется, прежде всего, систематизацией и обновлением знаний, которые должны формировать целостное представление о будущей профессиональной деятельности, а также обобщать фундаментальные и актуальные подходы.

Между тем, анализ и обобщение состояния педагогической практики и результатов научных исследований показывают, что сегодня в системе физического воспитания сохраняются тенденции, ориентированные преимущественно на развитие телесной природы человека. В связи с этим, остро стоят вопросы разработки системы физического воспитания, ориентированной на вооружение студентов опытом творческой и познавательной деятельности в сфере физической культуры и спорта, обучение знаниям и способам управления физической активностью, формирование навыков проектирования стратегий здорового образа жизни и коррекции своих физических состояний с учетом возникающих профессиональных и жизненных задач [4].

Цель исследования - провести анализ влияния внеучебной деятельности на профессиональную направленность студентов вуза физкультурно-спортивного профиля.

В настоящее время в сфере профессионального образования образования происходят изменения, которые формируют новый вектор его развития. В частности, большая роль в обучении студенческой молодежи отводится информатизации учебного процесса и поощрения самостоятельности обучающихся, что создает предпосылки для подготовки актуальных профессиональных кадров.

В настоящее время, в учебном процессе студентов, превалирует обучение на основе компетентностного подхода. Данный подход в системе высшего профессионального образования сегодня рассматривается как императив, вследствие направленности на улучшение взаимодействия с работодателями, повышение конкурентоспособности специалистов, обновление содержания, методологии и соответствующей среды обучения.

Стоит отметить, что отечественные исследования в области педагогики, в полной мере описывают критерии реализации компетентностного подхода, в рамках которого особую роль отводят формированию профессиональной направленности студентов.

Формирование профессиональной направленности начинается с первого курса в ходе изучении дисциплин и профессиональных модулей. Одним из важных направлений подготовки профессионала является внеучебная деятельность.

В отличие от учебного процесса по физическому воспитанию, который в вузах регламентирован и обеспечен основополагающими документами федерального уровня, а также государственным образовательным стандартом, внеурочная работа организовывается как самодеятельное движение. Несмотря на то, что ученых интересуют различные проблемы её совершенствования [1], концепции внеучебного физического воспитания студентов, представляющей собой определенную систему знаний об этом педагогическом феномене, пока не разработано. Говоря об организации учебного процесса и внеучебной деятельности, стоит отметить, что при физическом воспитании студентов в урочном формате основной целью является формирование навыков, знаний и умений, а также компетенций, направленных на становление будущего специалиста. Внеучебная деятельность

направлена, прежде всего, на решение задач оздоровительной и воспитательной направленности.

Основными аспектами оздоровительной направленности внеучебной деятельности являются вопросы организации физического воспитания, которые включают в себя взаимосвязь здоровья студентов с уровнем их физического состояния; влияния активного отдыха на процессы восстановления организма; взаимосвязи умственной нагрузки и физической работоспособности.

Воспитательная направленность внеурочного физического воспитания обусловлена его выраженным влиянием на психологическую и эмоциональную сферу студентов вуза. Эта важнейшая педагогическая характеристика учитывается во многих концепциях воспитательной работы различных образовательных учреждений.

Наибольший интерес с педагогической точки зрения в целом, а также в плане профессионального самоопределения студента, представляют те технологии организации внеучебной деятельности вуза, которые позволяют студенту проявить себя в роли субъекта: педагогические технологии как способы целесообразного взаимодействия между преподавателем и студентом, способствующие организации их жизнедеятельности, отношений, стимулирующие их активность и регулирующие профессиональную направленность

[3].

Профессиональная направленность рассматривается исследователями как результат профессионального самоопределения, понимаемого как критериально - обеспеченный выбор профессии и детерминированного жизненным самоопределением, обоснованность и непротиворечивость которого зависит от сформированности механизмов, обеспечивающих свободный и ответственный выбор личности.

Важным аспектом в формировании профессиональной направленности студентов являются технологии внеучебной деятельности, которые включают в себя определенные средства, приемы и способы организации и самоорганизации студенческой молодежи. Данные технологии направлены также на формирование профессиональных ценностей студентов, а так и на реализацию задач профессионального воспитания в целом.

Главное отличие технологий, используемых в профессиональном самоопределении, - их твердая ориентированность на личность студента, на развитие его профессионально и социально ценных качеств, его творческой и социальной активности. Их выбор обусловливается нормами культуры профессиональной деятельности. Личностно-ориентированные гуманитарные технологии означают персонализацию педагогического взаимодействия, которая требует адекватного включения личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков) в этот процесс [2].

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Нами был проведен анализ активности студентов относительно внеучебной деятельности в Уральском государственном университете физической культуры. В исследовании прияли участие 200 студентов с первого по четвертый курс.

В качестве критериев оценки участия студентов во внеучебном физическом воспитании были определены два фактора.

Первый - форма внеучебного физического воспитания различной степени двигательной активности: высокая, средняя и низкая. Чем выше двигательная активность формы занятий, тем выше оценка студентов.

Второй - форма участия студентов в том или ином виде внеучебного физического воспитания: участник мероприятия, организатор или судья мероприятия, болельщик. Чем выше была двигательная активность студентов, тем выше была и оценка за эту деятельность (таблица 1).

Таблица 1 - Оценка деятельности студентов по внеучебному физическому воспитанию в Уральском государственном университете физической культуры в 2020-2021 учебном году (в баллах)_

№ Мероприятие Форма участия Количество баллов

1 Спортивные и оздоровительные секции Регулярное посещение (90 % занятий) 80

Посещение более 70 % занятий 60

Посещение не менее 50 % занятий 40

2 Внутривузовские соревнования Участник одного соревнования 9

Судья или организатор одного соревнования 6

Активный болельщик одного соревнования 1

3 Городские соревнования Участник одного соревнования 12

Судья или организатор одного соревнования 9

Активный болельщик одного соревнования 1

5 Спортивные праздники Участник одного праздника 6

Судья или организатор одного праздника 4

Активный болельщик на одном празднике 1

6 Спортивные фестивали Участник одного фестиваля 6

Судья или организатор одного фестиваля 4

Активный болельщик на одном фестивале 1

7 Спортивные викторины Участник одной викторины 3

Судья или организатор одной викторины 2

Активный болельщик на одной викторине 1

8 Спортивные конкурсы Участник одного конкурса 3

Судья или организатор одного конкурса 2

Активный болельщик на одном конкурсе 1

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В связи с представленными критериями, интересным представляется проанализировать субъективные представления респондентов о включенности в студенческую жизнь. 20% относят себя к активной части студенческой молодежи, причем к старшим курсам вовлеченность снижается. Любопытно отметить гендерные различия. Так, юноши считают себя чуть более активными, а девушки - чуть более информированными (таблица 2).

Таблица 2 - Включенность во внеучебную деятельность студентов УралГУФК (%)

Степень вовлеченности По всей выборке Пол

мужской женский

Участвую во многих мероприятиях 19,9% 23,3% 18,7%

Знаю о проводимых мероприятиях 47,3% 43,2% 50,1%

Не интересуюсь теми мероприятиями, которые проводятся в вузе 7,4% 9,4% 6,3%

Прихожу в университет только учиться 25,5% 24,0% 25,0%

Количество ответивших 200 103 97

По результатам опроса четверть опрошенных в целом признается, что не испытывает ощущения ущемленности, неудовлетворенности от неучастия в мероприятиях, организованных на факультете, в вузе в целом.

При этом основным направлением внеучебного физического воспитания в вузе остается спортивное направление, которое заключается в организации и работе различных секций по видам спорта и предполагает непосредственную подготовку студентов к соревнованиям и участием в них. Характерной чертой такого внеурочного физического воспитания является проведение большого количества соревнований как вузовского уровня, так и городского, регионального уровней.

ВЫВОДЫ

Таким образом, организованная и правильно спланированная внеучебная деятельность вуза является важнейшим инструментом формирования профессиональной направленности студентов. Данная деятельность дает им возможность: реализовать свой потен-

циал в различных областях, как смежных с профессиональной деятельностью, так и отличных от нее; наладить не только вертикальную связь «преподаватель-студент», но и сформировать множество горизонтальных связей «студент-студент», которые качественно влияют на ощущение защищенности и комфорта при обучении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артемьев М.В. Внеучебная деятельность студентов как фактор, влияющий на выбор будущей профессии / М.В. Артемьев. // Психологическая наука и образование. 2003. - № 3. - С. 100105.

2. Ломакина Т.Ю. Внеучебная деятельность студентов высшей школы в контексте реализации концепции непрерывного образования / Т.Ю. Ломакина, Д.А. Писаренко // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2020. - Т. 1, № 1 (65). - С. 20-32.

3. Петрунева Р.М. Воспитательная деятельность вуза: что оценивать и как? / Р.М. Петру-нева // Высшее образование в России. - 2006. - № 4. - С. 99-102.

4. Тарасевич, И.В. Педагогические условия формирования интереса к будущей профессиональной деятельности у студентов вуза физкультурно-спортивного профиля / И.В. Тарасевич, В.А. Пегов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 11(165). - С. 341-344.

REFERENCES

1. Artemyev, M.V. (2003), "Extracurricular activity of students as a factor influencing the choice of a future profession", Psychological science and education, No. 3, pp. 100-105.

2. Lomakina, T.Y (2020), "Extracurricular activities of higher school students in the context of the implementation of the concept of continuing education", Domestic and foreign pedagogy, Vol 1, No. 1 (65), pp. 20-32.

3. Petruneva, R.M. (2006), "Educational activity of the university: what to evaluate and how?", Higher education in Russia, No. 4. pp. 99-102.

4. Tarasevich, K.A. and Pegov, V.A. (2018), "Inconsistency of internet in creation views of a healthy lifestyle among the young generation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (165), pp. 341-344.

Контактная информация: brenchl@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.05.2022

УДК 796.011.3

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ВОЕННОГО И ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Максим Валерьевич Бугай, старший преподаватель, Оксана Валерьевна Мараховская,

кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный технический университет, Омск; Андрей Владиславович Бобровский, кандидат педагогических наук, доцент, Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации; Елизавета Алексеевна Сокоренко, студентка, Омский государственный технический

университет, Омск

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы в формировании и развитии студентов военного учебного центра на занятиях по физической культуре с элементами единоборств. Отмечена важность физической и психологической подготовленности будущих военных офицеров, для дальнейшей военной профессиональной деятельности. Роль педагогических подходов крайне важна для укрепления духовного здоровья, стрессоустойчивости, уравновешенности. Данные отличительные качества необходимы студентам военного учебного центра для формирования личности и прохождения дальнейшей воинской службы.

Ключевые слова: психологическая подготовленность, единоборства, физическая культура, военный, студент.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.