Научная статья на тему 'О ПРОБЛЕМАХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19'

О ПРОБЛЕМАХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ-МЕДИКИ / МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / АНКЕТИРОВАНИЕ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИСТАНЦИОННЫЙ ФОРМАТ ОБУЧЕНИЯ / COVID-19

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бородин Петр Владимирович, Соколова Александра Владимировна, Моисеенко Светлана Александровна, Коржева Татьяна Ивановна, Чайка Ольга Николаевна

В настоящее время новая коронавирусная инфекция (COVID-19) стала частью жизни человечества, которая затронула все отрасли жизнедеятельности общества. В пик ее заболеваемости, многим сферам деятельности, таким как: легкая и тяжелая промышленность, бизнес, спорт, искусство, сельское хозяйство и т.д., приходилось перестраивать и модифицировать свой быт и режим работы, а некоторым вообще пришлось временно приостановить свою деятельность. Трансформация у отдельных направлений происходит и в нынешнее время. Не осталась в стороне от новых вызовов всему человечеству и образовательная сфера, в которой уже два с половиной года практикуется дистанционный формат обучения. Дистанционное обучение является комплексом образовательных услуг вуза, предоставляемых с помощью информационно-образовательной среды. Авторы статьи отмечают, что самостоятельность и доступность в выборе учебных материалов является главным достоинством данного вида обучения, при этом существуют и определенные минусы - не разработанность обучающих курсов, отсутствие полноценного контроля над участниками процесса, практических занятий и т.д. В работе представлены результаты анкетного опроса студентов с 1 по 3 курс Дальневосточного государственного медицинского университета (г. Хабаровск). Основная цель исследования - это получение информации, касающейся отношения данной категории респондентов к учебному процессу по физическому воспитанию в вузе в связи с переходом на дистанционный формат обучения вследствие введения ограничительных мер, вызванных новой коронавирусной инфекцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бородин Петр Владимирович, Соколова Александра Владимировна, Моисеенко Светлана Александровна, Коржева Татьяна Ивановна, Чайка Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEMS OF DISTANCE LEARNING FOR PHYSICAL EDUCATION OF MEDICAL STUDENTS DURING THE COVID-19 PANDEMIC

Currently, a new coronavirus infection (COVID-19) has become a part of human life, which has affected all sectors of society. At the peak of its incidence, many areas of activity, such as light and heavy industry, business, sports, art, agriculture, etc., had to rebuild and modify their way of life and work, and some even had to temporarily suspend their activities. Transformation in some areas is happening at the present time. The educational sphere, in which distance learning has been practiced for two and a half years, has not remained aloof from new challenges to all mankind. Distance learning is a complex of educational services of the university, provided with the help of the information and educational environment. The authors of the article note that independence and accessibility in the choice of training materials is the main advantage of this type of training, while there are certain disadvantages - the lack of development of training courses, the lack of full control over the participants in the process, practical exercises, etc. The paper presents the results of a questionnaire survey of students from 1st to 3rd year of the Far Eastern State Medical University (Khabarovsk). The main purpose of the study is to obtain information regarding the attitude of this category of respondents to the educational process in physical education at the university in connection with the transition to a distance learning format due to the introduction of restrictive measures caused by a new coronavirus infection.

Текст научной работы на тему «О ПРОБЛЕМАХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19»

available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27008.

3. Oleinik, E.V. (2020), "Study of the problem of adaptation of university students in conditions of self-isolation to on-line learning with the use of distance educational technologies", Modern Pedagogical Education, No. 5, pp. 69-72.

4. Glazneva, S.E. and Konyaeva, E.A. (2016), "Positive and negative aspects of distance learning", "Actual problems of education: the position of the young", materials of the All-Russian student scientific and practical conference, Golden Phoenix, Chelyabinsk, pp. 57-59.

Контактная информация: mas16895546@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 10.05.2022

УДК 796.011.3

О ПРОБЛЕМАХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

COVID-19

Петр Владимирович Бородин, кандидат педагогических наук, доцент, Александра Владимировна Соколова, старший преподаватель, Светлана Александровна Моисеен-

ко, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Ивановна Коржева, заведующая кафедрой, Ольга Николаевна Чайка, старший преподаватель, Евгений Эдуардович Шиянов, преподаватель, Дальневосточный государственный медицинский университет,

г. Хабаровск

Аннотация

В настоящее время новая коронавирусная инфекция (COVID-19) стала частью жизни человечества, которая затронула все отрасли жизнедеятельности общества. В пик ее заболеваемости, многим сферам деятельности, таким как: легкая и тяжелая промышленность, бизнес, спорт, искусство, сельское хозяйство и т.д., приходилось перестраивать и модифицировать свой быт и режим работы, а некоторым вообще пришлось временно приостановить свою деятельность. Трансформация у отдельных направлений происходит и в нынешнее время. Не осталась в стороне от новых вызовов всему человечеству и образовательная сфера, в которой уже два с половиной года практикуется дистанционный формат обучения. Дистанционное обучение является комплексом образовательных услуг вуза, предоставляемых с помощью информационно-образовательной среды. Авторы статьи отмечают, что самостоятельность и доступность в выборе учебных материалов является главным достоинством данного вида обучения, при этом существуют и определенные минусы - не разработанность обучающих курсов, отсутствие полноценного контроля над участниками процесса, практических занятий и т.д. В работе представлены результаты анкетного опроса студентов с 1 по 3 курс Дальневосточного государственного медицинского университета (г. Хабаровск). Основная цель исследования - это получение информации, касающейся отношения данной категории респондентов к учебному процессу по физическому воспитанию в вузе в связи с переходом на дистанционный формат обучения вследствие введения ограничительных мер, вызванных новой ко-ронавирусной инфекцией.

Ключевые слова: студенты-медики, медицинский вуз, анкетирование, учебная деятельность, дистанционный формат обучения, COVID-19.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p50-57

ON THE PROBLEMS OF DISTANCE LEARNING FOR PHYSICAL EDUCATION OF MEDICAL STUDENTS DURING THE COVID-19 PANDEMIC

Peter Vladimirovich Borodin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Aleksan-dra Vladimirovna Sokolova, the senior teacher, Svetlana Aleksandrovna Moiseenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tatyana Ivanovna Korzheva, the department chair, Olga Nikolaevna Chaika, the senior teacher, Evgeny Eduardovich Shiyanov, the teacher, The Far State Medical Eastern Federal University, Khabarovsk

Abstract

Currently, a new coronavirus infection (COVID-19) has become a part of human life, which has affected all sectors of society. At the peak of its incidence, many areas of activity, such as light and heavy industry, business, sports, art, agriculture, etc., had to rebuild and modify their way of life and work, and some even had to temporarily suspend their activities. Transformation in some areas is happening at the present time. The educational sphere, in which distance learning has been practiced for two and a half years, has not remained aloof from new challenges to all mankind. Distance learning is a complex of educational services of the university, provided with the help of the information and educational environment. The authors of the article note that independence and accessibility in the choice of training materials is the main advantage of this type of training, while there are certain disadvantages - the lack of development of training courses, the lack of full control over the participants in the process, practical exercises, etc. The paper presents the results of a questionnaire survey of students from 1st to 3rd year of the Far Eastern State Medical University (Khabarovsk). The main purpose of the study is to obtain information regarding the attitude of this category of respondents to the educational process in physical education at the university in connection with the transition to a distance learning format due to the introduction of restrictive measures caused by a new coronavirus infection.

Keywords: medical students, medical school, survey, educational activities, distance learning, COVID-19.

ВВЕДЕНИЕ

Противостояние человечества новой коронавирусной инфекции продолжается и, к сожалению, пока не так результативно, как хотелось бы. А вирус продолжает мутировать [15]. В виду сложившихся обстоятельств в пик заболеваемости очередной волной пандемии COVID-19 все образовательные организации России вынужденно переходили на «гибридный формат обучения», а значительная часть - полностью на дистанционный формат обучения. В отечественной спортивной науке в последнее время огромное количество исследований посвящено проблемам физического воспитания студенческой молодежи, в связи с обучением в дистанционной форме в период высокого уровня заболеваемости новой коронавирусной инфекции. Ученые различных вузов и организаций страны активно ведут поиск и разработку универсальных «инструментов» по обучению физическому воспитанию молодых людей в период «дистанта». Авторы научных трудов О.Б. Колесникова, Н.Н. Пьянзина, М.Г. Шнайдер (2019), В.И. Григорьев, К.Ю. Шубин, О.Е. Пискун (2020), М.Н. Жегалова, А.В. Скивко, В.Я. Кутенков, Т.В. Гладкова (2021), И.Г. Калина, Н.П. Тагирова, Р.А. Айдаров, Н.А. Казакова (2021), Л.Т. Львова (2021), О.Л. Постол, О.Н. Панкратова (2021), И.Е. Прокоьеф, Н.В. Австриевских, С.В. Шеменева (2021) и А.В. Соколова, Г.А. Могильченко, З.В. Ригель, А.С. Варнина (2021) выделяют отрицательные стороны данного формата обучения. Однако в период борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции другого выхода в сложившейся ситуации не существует или пока не изобрели [5-9, 12-14]. В научных работах В.Б. Мандрикова (2002) С.А. Моисеен-ко (2006) П.В. Бородина с соавторами (2017, 2018, 2021) отмечается, что из года в год уровень здоровья и физической подготовленности студентов медицинских вузов России ухудшается [1-4, 10, 11]. Исходя из вышеизложенного, считаем, что подобный формат обучения медицинским вузам, да и большинству вузов страны нанесет только огромный вред. Более того, О.Б. Колесникова с соавторами (2019) отмечает, что в настоящее время преподавание спортивно-педагогических дисциплин с применением дистанционных образовательных технологий вызывает у специалистов в области физической культуры и спорта большие сомнения. Исследователь отмечает, что при всех плюсах дистанционного обучения, данное образование не сможет полностью заменить студентам вузов живое общение с преподавателями [8].

МЕТОДИКА

Анкетирование избранной категории респондентов было проведено с 28 января по 11 февраля 2022 г. в Дальневосточном государственном медицинском университете. В

опросе приняли участие 272 студента, обучающиеся на 1-3 курсах по специальностям: лечебное дело, педиатрия и стоматология. По тендерному признаку 56 человек (21%) опрошенных - мужчины, 216 человек (79%) - женщины, 18% (49 человек) принадлежит к возрастному диапазону до 18 лет, 76% (208 человек) к 19-21 годам, 4% (10 человек) к 2225 годам и у 2% (4 человека) возраст составил старше 25 лет.

Все участники анкетного исследования - студенты очной формы обучения. Однако с 1 ноября 2021 года по 14 февраля 2022 года студенты занимались в дистанционном формате с использованием электронной информационно-образовательной среды медицинского вуза (ЭИОС). Основными компонентами ЭИОС являлись: образовательный портал (ОП), система видеоподкастов на платформе YouTube, сервис Cisco Webex Meeting и мобильное приложение WhatsApp. Студенты в указанные сроки выполняли теоретические тестовые задания в системе ОП и обратной связью в виде электронной ссылки прикрепляли выполненную ими практическую часть задания (видеофайл ОРУ, упражнений на развитие физических качеств, сдачи контрольных нормативов (сгибание и разгибание рук в упоре лежа, подъем туловища из положения лежа на спине, тест на гибкость и т. д.)). По предусмотренному учебному плану (графику) молодые люди выполняли просмотр лекционного материала на платформе YouTube. По дополнительным вопросам студенты индивидуально связывались с преподавателями кафедры физического воспитания через сервис Cisco Webex Meeting и мобильным приложением WhatsApp. Обработка полученных данных была осуществлена с помощью программного обеспечения Microsoft World и Excel 2010.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В результате обработки данных анкетного опроса было установлено, что представителей обучающихся по специальности «лечебное дело» составило 47% (129 человек) от общего числа, «педиатрия» - 24% (65 человек) и «стоматология» - 29% (78 человек). В общем перечне студентов обучающихся на первом курсе составило 43% (116 человек), второкурсников - 31% (85 человек) и 26% (71 человек) студентов обучаются на третьем курсе. По итогам последней сессии было выявлено, что 59% студентов сдали экзамены на положительные оценки. Однако, чуть больше 40% обучающихся «закрыли» сессию на удовлетворительные оценки (рисунок 1).

13% Студенты Хабаровского медицинского универ-

ситета в начале учебного года ежегодно проходят плановый профилактический медицинский осмотр в консультативно-диагностической поликлинике ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России [1]. В ходе обработки данных анкет было установлено, что 62% респондентов имеют основную медицинскую группу, 10% студентов - подготовительную. Специальные медицинские группы 3А и 4Б имеют 21% и 7% опрошенных студентов, соответственно. Обращает на себя внимание состояние здоровья избранного контингента. Было выявлено, что у 15% респондентов имеются глазные болезни, 12% студентов обнаружено заболевания опорно-двигательного аппарата, 8% - заболевания сердечно-сосудистой системы (таблица).

Таблица - Виды заболеваний исследуемых студентов_

Нозология Количество (человек) (%)

Заболевания ОДА 43 12

Заболевания ЖКТ 30 9

Заболевания ДС 17 5

Заболевания нервной системы 7 2

41%

V46%

■ сдана на "отлично"

■ сдана на "хорошо" и "отлично"

■ сдана на "удовлетворительно" Рисунок 1 - Успеваемость студентов по

итогам последней сессии

Нозология Количество (человек) (%)

Заболевания выделительной системы 13 4

Заболевания ССС 29 8

Глазные болезни 51 15

Другое 24 7

Нет заболеваний 132 38

Также было определено, что 67% респондентов за последний год обучения не пропустили учебные занятия по болезни. Однако настораживает другой факт, что треть студентов все же имеют пропуски в учебе в связи с заболеванием (рисунок 2).

После было установлено, что адаптация к новому формату обучения у 31% респондентов прошла на «отлично», а у 50% студентов - на «хорошо». Однако следует отметить, что у 15% опрашиваемых студентов адаптация к дистанционному формату обучения прошла не так как они этого хотели. Оставшиеся участники исследования (4%) так и не смогли адаптироваться к дистанционному формату обучения.

Было выявлено, что 76% респондентов удовлетворены процессом обучения по физическому воспитанию в дистанционном формате. Полученная цифра весьма не радует авторов данной статьи. Считаем, что у нынешних студентов медицинского вуза, будущих созидателей здорового образа жизни, отмечается низкий уровень мотивации в освоении «физкультурной грамотности» и развитии высокого уровня здоровья и физической подготовленности. Полагаем, что для них предпочтительно освоить все вышесказанное за пределами вуза и скорее всего, самостоятельно, где качество овладения ими знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта будет регламентироваться самими студентами. При таком раскладе достоверно оценить их уровень теоретической и практической подготовленности по физическому воспитанию не представляется возможным. Однако стоит отметить, что четверть студентов не удовлетворены процессом обучения по физическому воспитанию в вузе в дистанционном формате (рисунок 3).

Далее, 28% респондентов отметили, что их учебная нагрузка в период «дистанта» в целом увеличилась, однако у 18% студентов она уменьшилась. У 35% опрошенных студентов учебная нагрузка не изменилась, а 19% затруднились ответить на поставленный вопрос. Для 41% студентов двигательный режим в процессе дистанционного обучения сократился, у 14% респондентов осталось на прежнем уровне (рисунок 4).

На вопрос «Сколько раз в неделю Вы занимаетесь физической культурой и спортом в период дистанционного обучения?» 31% студентов отметили, что занимаются один раз в неделю. Два раза в неделю активной двигательной деятельностью занимаются 33% респондентов, три раза в неделю - 22%, четыре раза - 7%, пять - 4% человек. Более 5-ти раз в неделю занимаются 3% обследованных студентов. При нахождении длительное время в статическом положении половина респондентов (49%) довольно часто испытывали дискомфорт со стороны опорно-двигательного аппарата, а 29% испытывали данный недуг иногда. Крайне редко ощущают и вовсе не испытывали дискомфорт со стороны костно-мышечной системы 6% и 16%, соответственно.

Пандемия коронавируса СОУ[Э-19 внесла существенные изменения в привычный образ жизни каждого человека нашей страны, в том числе студентов. Во время дистанционного обучения студенты вынуждены были заниматься физической культурой в ограниченных пространствах и условиях (дома, общежитие и т. д.). В частности, около треть респондентов (28%) были не удовлетворены данным сложившимся обстоятельством, а 33% удовлетворенность испытывали не всегда (рисунок 5).

На следующий вопрос, «Чего Вам не хватает во время занятий физической культурой в домашних условиях в период дистанционного обучения?» было выявлено, что студенты, больше всего нуждались в спортивном инвентаре и более свободного пространства для занятий активной двигательной деятельностью.

7%

6%

20%

67%

4% 7%

13%

41%

1 не пропустили вообще 'от 5 до 10 дней

■ до 5 дней

■ свыше 10 дней

Рисунок 2 - Наличие пропусков в учебе по болезни у студентов-медиков за последний год обучения

14% _ Г

4%

16%

41%

удовлетворен полностью скорее да, чем нет

■ скорее нет, чем да ■ не удовлетворен

■ затрудняюсь ответить

Рисунок 3 - Оценка удовлетворенности от процесса обучения физической культуре студентов-медиков в дистанционном режиме

5%

28%

34%

■ скорее да, чем нет

■ не сократился

33%

■ удовлетворен полностью ■ удовлетворен, но не всегда

■ не удовлетворен ■ затрудняюсь ответить

25% J

■ сократился

■ скорее нет, чем да

■ затрудняюсь ответить

Рисунок 4 - Оценка двигательного режима студентов - Рисунок 5 - Оценка удовлетворенности от занятий фи-медиков в процессе дистанционного обучения зической культурой и спортом студентов -медиков в

домашних условиях

Также студенты отметили еще один немало важный фактор, которое имеет огромное значение во время занятий - это базовые звания в области физической культуры и спорта. Добавим, что в данном вопросе респондентам предоставлялась возможность в выборе нескольких вариантов ответов (рисунок 6).

180 160 140 120 100 80 60 40 20 0

Спорт. инвент. Помощь препод-ля

Коллектив

Пространство Знания в области Свой вариант ФКиС

Рисунок 6 - Потребности студентов-медиков во время занятий физической культурой в период дистанционного

обучения

Во время дистанционного обучения 88% обучающихся не осуществляли самоконтроль своего физического развития и функционального состояния в процессе занятий фи-

зической культурой и спортом. Лишь 12% респондентов на постоянной основе активно вели дневник самоконтроля.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опросное исследование помогло выявить ряд проблем, касающихся качества организации учебного процесса по физическому воспитанию в медицинском вузе во время дистанционного обучения. Было выявлено негативное влияние пандемии (СОУ!Э-19) на уровень физической активности студенческой молодежи. Всего лишь 14% респондентов занимаются физической культурой и спортом более трех раз в неделю. Было установлено, что около четверти студентов не смогли перестроиться в дистанционный формат обучения, а 78% обучающихся в данный период часто испытывали дискомфорт со стороны опорно-двигательного аппарата во время учебы за компьютером. Большинство студентов, занимаясь физической культурой и спортом, довольно часто испытывали потребность в спортивном инвентаре, коллективе и знаниях в области ФКиС. Огромная процентная доля студентов (88%) во время дистанционного обучения не осуществляли самоконтроль своего физического развития и функционального состояния в процессе учебных занятий по физической культуре.

Условия самоизоляции способствовали дальнейшему укоренению среди студенческой молодежи малоподвижного образа жизни и, как следствие, снижению уровня их функционального состояния и общего состояния здоровья. В этой непростой ситуации профессорско-преподавательскому составу кафедры физического воспитания следует прилагать значительные усилия по раскрытию возможностей использования средств и методов физической культуры и спорта для укрепления здоровья и повышения функционального состояния организма человека, как в стенах вузов, так и за его пределами. Физические упражнения помогут сохранить физическое здоровье, психологическое состояние и высокий уровень работоспособности в течение времени вынужденной самоизоляции, а владение приемами самонаблюдения и самоконтроля позволит своевременно обнаружить изменения, происходящие в организме.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Анализ показателей уровня физического развития и физической подготовленности студентов Дальневосточного государственного медицинского университета / П.В. Бородин, Т.В. Моор, Н.А. Цуман, В.Г. Тютюков, А.А. Небураковский, А.В. Захаров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 9 (199). - С. 44-50.

2. О состоянии физического развития и физической подготовленности студентов медицинских вузов России / П.В. Бородин, С.А. Моисеенко, В.О. Ярошенко, В.Г. Тютюков, А.А. Небураковский, А.Л. Крамаренко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 9 (199). - С. 36-44.

3. Бородин П.В. Позиционирование Дальневосточных медицинских вузов на фестивалях студенческого спорта «Физическая культура и спорт - вторая профессия врача» / П.В. Бородин, В.Г. Тютюков, А.В. Захаров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 59-63.

4. Бородин П.В. Совершенствование методики физического воспитания студентов медицинского вуза на основе использования информационных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бородин Петр Владимирович. - Улан-Удэ, 2017. - 26 с.

5. Григорьев В.И. Гибридный формат организации физической подготовки студентов в условиях пандемии СОУГО-19 / В.И. Григорьев, К.Ю. Шубин, О.Е. Пискун // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 10 (188). - С. 111-116.

6. Новые реалии дистанционного обучения в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции СОУГО-19 / М.Н. Жегалова, А.В. Скивко, В.Я. Кутенков, Т.В. Гладкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 5 (195). - С. 135-140.

7. Организация физкультурного образования в вузе в дистанционном формате в период пандемии коронавируса СОУШ-19 / И.Г. Калина, Н.П. Тагирова, Р. А. Айдаров, Н.А. Казакова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 2 (192). - С. 126-130.

8. Колесникова О.Б. Использование дистанционных технологий по дисциплине «Физическая культура и спорт» / О.Б. Колесникова, Н.Н. Пьянзина, М.Г. Шнайдер // Известия Тульского государственного университета. Сер. Физическая культура. Спорт. - 2019. - № 10. - С. 23-40.

9. Львова Т.Г. Условия и содержание занятий по физической культуре студентов вуза во время самоизоляции и дистанционного обучения в 2020-2021 гг. в период пандемии COVID-19 / Т.Г. Львова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 8 (198). - С. 158164.

10. Мандриков В.Б. Методология профилирования физического воспитания студентов медицинских вузов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Мандриков Виктор Борисович. - Волгоград, 2002. - 40 с.

11. Моисеенко С.А. Совершенствование процесса физического воспитания студентов медицинских вузов на основе дополнительных занятий профессионально-прикладной направленности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Моисеенко Светлана Александровна. - Хабаровск, 2006. - 21 с.

12. Постол О.Л. Использование оздоровительных гимнастик Востока на занятиях по физическому воспитанию для улучшения психического состояния студентов в период пандемии / О.Л. Постол, О.Н. Панкратова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 6 (196). - С. 247-251.

13. Прокофьев И.Е. Особенности организации студенческих онлайн-соревнований по футболу в условиях пандемии COVID-19 / И.Е. Прокофьев, Н.В. Австриевских, С.В. Шеменева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 2 (192). - С. 253-256.

14. Двигательная активность как один из компонентов здоровья в период дистанционного обучения / А.В. Соколова, Г.А. Могильченко, З.В. Ригель, А.С. Варнина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 6 (196). - С. 299-303.

15. О возобновлении спортивных тренировок после перенесения заболевания вызванного новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) / В.Г. Тютюков, А.В. Иванов, И.А. Яхин, Ю.В. Вол-ненко, А.А. Кошелев, П.В. Бородин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2022. -№ 3 (205). - С. 490-499.

REFERENCES

1. Borodin, P. V., Moore, T.V., Tsuman, N.A., Tyutyukov, V.G., Neburakovsky, A.A. and Zakha-rov, A.V. (2021), "Analysis of indicators of the level of physical development and physical fitness of students of the Far Eastern State Medical University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 199, No 9, pp. 44-50.

2. Borodin, P. V., Moiseenko, S.A., Yaroshenko, V.O., Tyutyukov, V.G., Neburakovsky, A.A. and Kramarenko, A.L. (2021), "On the state of physical development and physical fitness of students of medical universities in Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 199, No 9, pp. 36-44.

3. Borodin, P. V., Tyutyukov, V.G. and Zakharov, A.V. (2018), "Positioning of far Eastern medical universities at the festivals of student sports "Physical culture and sports-the second profession of a doctor", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F Lesgafta, Vol. 163, No 9, pp. 59-63.

4. Borodin, P.V. (2017), Improving methods of physical education of medical students based on the use of information technologies, dissertation, Ulan-Ude.

5. Grigoriev, V.I., Shubin, K.Yu. and Piskun, O.E. (2020), "Hybrid format for organizing physical training of students in the context of the COVID-19 pandemic", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 188, No 10, pp. 111-116.

6. Zhegalova, M.N. Skivko, A.V., Kutenkov, VYa. and Gladkova, T.V (2021), "New realities of distance learning in the context of a pandemic of a new coronavirus infection COVID-19", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 195, No 5, pp. 135-140.

7. Kalina, I.G., Tagirova, N.P., Aidarov, R.A. and Kazakova, N.A. (2021), "Organization of physical education at the university in a remote format during the COVID-19 coronavirus pandemic", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 192, No 2, pp. 126-130.

8. Kolesnikova, O.B., Pyanzina, N.N. and Schneider, M.G. (2019), "The use of distance technologies in the discipline", Physical culture and sports", Bulletin of the Tula State University, Physical Culture.Sport, No. 10, pp. 23-40.

9. Lvova, T.G. (2021), "Conditions and content of physical education classes for university students during self-isolation and distance learning in 2020-2021 during the COVID-19 pandemic", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 198, No 8, pp. 158-164.

10. Mandrikov, VB. (2002), Methodology for profiling physical education of medical students, dissertation, Volgograd.

11. Moiseenko, S.A. (2006), Improving the process ofphysical education of medical students on the basis of additional classes ofprofessional and applied orientation, dissertation, Khabarovsk.

12. Postol, O.L. and Pankratova, O.N. (2021), "The use of health-improving gymnastics of the East in physical education classes to improve the mental state of students during a pandemic", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 196, No 6, pp. 247-251.

13. Prokofiev, I.E., Austrian, N.V and Shemeneva, S.V (2021), "Features of the organization of student online football competitions in the context of the COVID-19 pandemic", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 192, No 2, pp. 253-256.

14. Sokolova, A.V. Mogilchenko, G.A., Rigel, Z.V and Varnina, A.S. (2021), "Motor activity as one of the components of health during distance learning", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 196, No 6, pp. 299-303.

15. Tyutyukov, V.G. Ivanov, A.V., Yakhin, I.A., Volnenko, Yu.V., Koshelev, A.A. and Borodin, P.V. (2022), "On the resumption of sports training after suffering a disease caused by a new coronavirus infection (COVID-19) ", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 205, No 3, pp. 490-499.

Контактная информация: Borodinpetr@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.05.2022

УДК 378.18

РОЛЬ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ

Светлана Викторовна Бренч, кандидат педагогических наук, доцент, Радмир Илдаро-вич Габдуллин, аспирант, Андрей Михайлович Кузьмин, доктор педагогических наук, профессор, Виктор Константинович Миловидов, профессор, Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

Аннотация

В статье представлен анализ понятия «профессиональная направленность», как одного из важнейших компонентов профессионального становления студентов. Охарактеризованы основные факторы, влияющие на профессиональную направленность студентов, рассмотрены условия построения планомерной внеучебной деятельности, как одного из элементов образовательного процесса. Определены критерии оценки качества внеучебной деятельности студентов в Уральском государственном университете физической культуры. Проведено исследование на предмет включенности обучающихся во внеучебную деятельность, организуемую вузом. Рассмотрена взаимосвязь предпочтений студентов с будущей профессиональной деятельностью.

Ключевые слова: студенты, внеучебная деятельность, профессиональная направленность, вуз физкультурно-спортивного профиля.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p57-61

ROLE OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF UNIVERSITY STUDENTS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS PROFILE

Svetlana Viktorovna Brench, the candidate of pedagogical sciences, docent, Radmir Il-darovich Gabdullin, the post-graduate student, Andrey Mikhailovich Kuzmin, doctor of pedagogical sciences, professor, Viktor Konstantinovich Milovidov, professor, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

Abstract

The article presents an analysis of the concept of "professional orientation" as one of the most important components of students' professional development. The main factors influencing the professional

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.