Научная статья на тему 'НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ СПОРТИВНОГО ВУЗА'

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ СПОРТИВНОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / СПОРТИВНЫЙ ВУЗ / СПОРТИВНАЯ НАУКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колодезникова Маргарита Герасимовна, Колодезников Кирсан Степанович

Цель исследования - определить формы и методы научно-исследовательской работы студентов в Институте физической культуры и спорта СВФУ. Провести опрос среди студентов первого и второго курса о значении исследовательской деятельности. Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, анкетирование, методы математической статистики. Результат. В институте физической культуры и спорта условно можно выделить три формы приобщения студентов к научно-исследовательской деятельности: академическая, внеучебная, специфическая. Академическая форма - преподаватели института обогащают лекционные, лабораторные и семинарские занятия задачами научно-исследовательского характера. Внеучебная, - студенты пишут научные доклады, статьи, участвуют в научных мероприятиях института: конференциях, олимпиадах, семинарах принимают участие в исследованиях научного сотрудничества, разрабатывают проекты для получения ГРАНТов. Специфическая форма - участие студентов в студенческих научных сообществах, научных кружках, научных проблемных группах. Все эти формы, внедренные в процесс обучения и воспитания студентов института физкультуры, вносят неоспоримый вклад в подготовку будущих специалистов, приобщают их к исследовательской деятельности в области спортивной науки. Проведён опрос, позволивший сделать выводы по дальнейшему повышению интереса студентов к спортивной науке. Заключение. Опрос показал, что заинтересованность студентов научными исследованиями высокая и заслуга в этом принадлежит преподавателям дисциплин и тренерскому составу СВФУ, которые в своей преподавательской деятельности интегрируют обучение, тренировочный процесс и исследовательскую деятельность. Немаловажную роль играют проводимые профессорско-преподавательским составом научные мероприятия, традиционные международные конференции и конкурсы, олимпиады, работа научных кружков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колодезникова Маргарита Герасимовна, Колодезников Кирсан Степанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC RESEARCH ACTIVITY AS THE MAIN ASPECT OF TRAINING STUDENTS OF A SPORTS HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The purpose of the study - Determine the forms and methods of students’ research work at the Institute of Physical Culture and Sports of the NEFU. Conduct a survey among first and second year students on research activities. Methods and organization of research. literature analysis, observation, questioning, mathematical statistics methods. Results. At the Institute of Physical Culture and Sports, it is conditionally possible to distinguish three forms of involving students in research activities: academic, extracurricular, specific. The academic form, when the lecturers of the institute enrich the lectures, laboratory and seminars with the tasks of a research nature. Extracurricular, when students write scientific reports, articles, participate in scientific events of the institute: conferences, olympiads, seminars. Participate in research collaborations. Develop projects to receive GRANTS. Specific form, participation of students in student scientific communities, scientific circles, scientific problem groups. All these forms, introduced into the process of training and education of the Physical Education Institute students, make an undeniable contribution to the training of future specialists, introduce them to research activities in the field of sports science. Conclusion. The forms of involving students in research activities were determined, a survey was conducted, thanks to which conclusions were drawn on further increasing interest in sports science.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ СПОРТИВНОГО ВУЗА»

УДК 378.096 DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-2-193-199

Научно-исследовательская деятельность в профессиональной подготовке студентов спортивного вуза

КолодезниковаМ.Г..*, Колодезников К.С.

Северо-восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

г. Якутск, Россия ORCID: 0000-0003-0327-1976, mgkolodeznikova@inbox.ru* ORCID: 0000-0003-3427-5056, kkirsan@mail.ru

Аннотация: Цель исследования - определить формы и методы научно-исследовательской работы студентов в Институте физической культуры и спорта СВФУ. Провести опрос среди студентов первого и второго курса о значении исследовательской деятельности. Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, анкетирование, методы математической статистики. Результат. В институте физической культуры и спорта условно можно выделить три формы приобщения студентов к научно-исследовательской деятельности: академическая, внеучебная, специфическая. Академическая форма - преподаватели института обогащают лекционные, лабораторные и семинарские занятия задачами научно-исследовательского характера. Внеучебная, - студенты пишут научные доклады, статьи, участвуют в научных мероприятиях института: конференциях, олимпиадах, семинарах принимают участие в исследованиях научного сотрудничества, разрабатывают проекты для получения ГРАНТов. Специфическая форма - участие студентов в студенческих научных сообществах, научных кружках, научных проблемных группах. Все эти формы, внедренные в процесс обучения и воспитания студентов института физкультуры, вносят неоспоримый вклад в подготовку будущих специалистов, приобщают их к исследовательской деятельности в области спортивной науки. Проведён опрос, позволивший сделать выводы по дальнейшему повышению интереса студентов к спортивной науке. Заключение. Опрос показал, что заинтересованность студентов научными исследованиями высокая и заслуга в этом принадлежит преподавателям дисциплин и тренерскому составу СВФУ, которые в своей преподавательской деятельности интегрируют обучение, тренировочный процесс и исследовательскую деятельность. Немаловажную роль играют проводимые профессорско-преподавательским составом научные мероприятия, традиционные международные конференции и конкурсы, олимпиады, работа научных кружков.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, студенты, спортивный вуз, спортивная наука, профессиональная подготовка.

Для цитирования: Колодезникова М.Г.*, Колодезников К.С. Научно-исследовательская деятельность в профессиональной подготовке студентов спортивного вуза. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физическойкультуры и спорта. 2023; 18(2): 193-199. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-2-193-199.

Scientific research activity as the main aspect of training students of a sports

higher education institution

Margarita G. Kolodeznikova*, Kirsan S. Kolodeznikov M.K. Ammosov North-Eastern Federal University Yakutsk, Russia ORCID: 0000-0003-0327-1976, mgkolodeznikova@inbox.ru* ORCID: 0000-0003-3427-5056, kkirsan@mail.ru

Abstract: The purpose of the study - Determine the forms and methods of students' research work at the Institute of Physical Culture and Sports of the NEFU. Conduct a survey among first and second year students on research activities. Methods and organization of research. literature analysis, observation, questioning, mathematical statistics methods. Results. At the Institute of Physical Culture and Sports, it is conditionally possible to distinguish three forms of involving students in research activities: academic, extracurricular, specific. The academic form, when the lecturers of the institute enrich the lectures, laboratory and seminars with the tasks of a research nature. Extracurricular, when students write scientific reports, articles, participate in scientific events of the institute: conferences, olympiads, seminars. Participate in research collaborations. Develop projects to receive GRANTS. Specific form, participation of students in student scientific communities, scientific circles, scientific problem groups. All these forms, introduced into the process of training and education of the Physical Education Institute students, make an undeniable contribution to the training of future specialists, introduce them to research activities in the field of sports science. Conclusion. The forms of involving students in research activities were determined, a survey was conducted, thanks to which conclusions were drawn on further increasing interest in sports science.

Keywords: research activity, students, sports university, sports science, professional training.

For citation: Margarita G. Kolodeznikova*, Kirsan S. Kolodeznikov. Scientific research activity as the main aspect of training students of a sports higher education institution. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(2): 193-199. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-2-193-199.

Введение

Развитие современного высшего образования, как отечественного, так и зарубежного, показывает, что для профессиональной подготовки необходима интеграция науки и образования [1,2,3]. Некоторые исследователи представляют для обучающихся-спортсменов феномен двойной карьеры, возможность получить и высшее образование, и высокий спортивный результат, обучаясь в вузе [4]. Авторы считают, что для качественной подготовки студентов спортивного вуза необходима интеграция трёх видов деятельности: образовательной, научной и спортивной [5,6]. Причем научную подготовку будущих тренеров и учителей физической культуры мы считаем одной из основополагающих, так как научно-исследовательская деятельность для современного тренера и учителя физической культуры означает своевременное вхождение и адаптацию к своей профессии, положительное планирование и построение своей карьеры и конкурентоспособность. По признаниям многих ученых, с начала 90-х годов отечественная спортивная наука сильно отстаёт в своем развитии, и если в каких-то областях спортивной науки происходили прорывы, то тренеры и спортсмены узнавали об этом далеко не сразу. По словам А. Ваваева, начальника управления научно-методического сопровождения Инновационного центра Олимпийского комитета России, главной проблемой в этой сфере является разобщенность действий специалистов, ученых и тренеров; сегодня необходимо всем специалистам, тренерам, ученым «дать возможность работать в едином направлении - пусть слушают и слышат друг друга, находят общий язык. В конечном

счёте работа в одном направлении - организм спортсмена» [7].

Цель исследования - определить формы и методы научно-исследовательской работы студентов первых и вторых курсов в Институте физической культуры и спорта СВФУ.

Материалы и методы

В работе были использованы следующие методы исследования: анализ научной и методической литературы, наблюдение, анкетирование. Анкетирование было проведено в институте физической культуры и спорта СВФУ среди студентов первых и вторых курсов в возрасте 17-23 лет. Количество респондентов - 60 человек.

Результаты и обсуждение

В институте физической культуры и спорта условно можно выделить три формы приобщения студентов к научно-исследовательской деятельности: академическую, внеучебную, специфическую.

Академическая форма выражается в том, что преподаватели института обогащают лекционные, лабораторные и семинарские занятия задачами научно-исследовательского характера, руководят курсовыми и дипломными работами. Внеучебная форма характеризуется тем, что студенты приобщаются к написанию научных докладов, статей, участию в научных мероприятиях института - конференциях, олимпиадах, семинарах, а также принимают участие в исследованиях научного сотрудничества в рамках работы базовых кафедр (производство-вуз), открытых на предприятиях работодателей: в центре спортивной подготовки сборных команд РС(Я)

и в Управлении детско-юношеским спортом и подготовкой спортивного резерва; разрабатывают проекты для получения ГРАНТов. [8,9].

Специфическая форма представлена участием студентов в студенческих научных сообществах, научных кружках, научных проблемных группах. Все вышеперечисленные формы, внедренные в процесс обучения и воспитания студентов института физической культуры, вносят неоспоримый вклад в подготовку будущих специалистов, приобщают их к исследовательской деятельности в области спортивной науки.

Для того чтобы узнать, насколько студенты заинтересованы наукой, был проведен опрос среди студентов 1-го и 2-го курсов бакалавриата по направлению Физическая культура. Всего в опросе приняли участие 60 студентов, обучающихся по профилям подготовки «Технология спортивной подготовки», «Национальные виды спорта», «Массовые виды спорта», «Турист-ско-рекреационная деятельность». Опрос состоял из 11 вопросов, позволяющих узнать мнение студентов о научной деятельности, жизненных и профессиональных ценностях.

Рис. 1. Занимались ли Вы в школе научной деятельностью?

Рис. 2. Считаете ли Вы научную деятельность престижной?

На вопрос «Считаете ли научную деятельность престижной?» (рис. 2) 89% обучающихся ответили «нет». Из данного ответа можно сделать вывод, что в обществе есть момент деваль-

вации науки, т.е. падение престижа спортивной науки. Обучающиеся не совсем четко определяют и понимают созидательную и перспективную роль спортивной науки.

На вопрос «Занимались ли наукой в школе?» школах, откуда в основном поступает наш кон-

(рис. 1) 67% студентов ответили «нет». Данный тингент, науке время не уделяется, большинство

факт указывает на то, что в общеобразователь- детей, занимающихся спортом, не приобщались

ных школах и детско-юношеских спортивных к научно-исследовательской деятельности.

Рис. 3. Принимаете ли Вы участие в научных мероприятиях?

На вопрос «Принимали ли Вы участие в научных мероприятиях?» (рисунок 3), 72%, респондентов ответили «Да» - это хороший показатель, особая роль в этом принадлежит руководителям НИРС подразделений и кафедр.

На вопрос «Записаны ли Вы на научные кружки?» 91% ответили «Да». Многие студенты записаны в научные кружки, но есть процент незаписанных. На это в последующем нужно будет

уделить внимание всем руководителям научных кружков.

Многие студенты посещают научные кружки, однако руководителям нужно в последующем больше внимания уделять вовлечению студентов в работу кружков.

Что или кто Вас мотввнрует заниматься наукой?

60% 40% 20% 0%

50%

24%

Категория 1

I преподаватель I получ ение новын зн а н и й I профессиональный рост I неночузаниматься наукой

I повышенная стипендия I научный руководитель I ул уч ш е н и е сп орти вн ого резул ьтэта

Рис. 4. Что или кто Вас мотивирует заниматься наукой?

На вопрос «Что или кто мотивирует Вас заниматься наукой?» (рис. 4) были получены следующие ответы: получение новых знаний - 50%, мотивируют преподаватели - 24%; 15% считают, что, занимаясь наукой, они профессионально растут; 13% занимаются наукой, чтобы улучшить свой спортивный результат; материальный аспект, то есть ответ «повышенная стипендия» выбрали 25% опрошенных; не хотят заниматься наукой - 1% студентов младшего курса. Ответы на данный вопрос показали, что студенты младших курсов занимаются наукой не ради матери-

альной выгоды, а с целью повышения профессионального мастерства.

На вопрос: «что для Вас значат деньги?» 77% студентов выбрали вариант «средство для существования», 22% - ответ «свобода», 22% добавили свои варианты, такие как улучшение уровня и качества жизни. 11% - «возможность не работать (этот вариант выбрали девушки). 5% опрошенных выбрали вариант «власть». Основная масса студентов младших курсов не зацикливается на деньгах и не думает о них постоянно, студенты рассматривают деньги как средство, расширяю-

щее их возможности.

На вопрос: «Продолжите ли научную деятельность после вуза?» 41% респондентов ответили, что собираются использовать научные знания в тренерской практике, 16% желают поступить в аспирантуру и думают об этом, 5%

На вопрос «Где собираетесь работать после окончания?» (рис. 5) студенты ответили следующим образом: 68% собираются работать тренером и учителем физической культуры, 12% желают работать преподавателями вуза, 3% рассматривают вариант государственной службы, 3% - вариант научного сотрудника, 11% наме-

собираются стать учеными. 38% не будут заниматься наукой. Если учитывать тот факт, что респондентами являются студенты 1-го и 2-го курсов бакалавриата, то ответы можно считать вполне оптимистичными.

рены работать самостоятельно (ИП), 3% пока не знают, куда пойдут работать.

На вопрос: «Нужно ли студенту вуза заниматься наукой?» 88% опрошенных ответили -да, 12% сослались на то, что студент сам должен решить, заниматься ему наукой или нет, вариант «нет» не выбрал никто.

□ Меня интересует все, что

Чтобы повысило Ваш интерес к Науке9™заносо™ртишюй

наукой ■ деньги

] |роектыЛ свои научный проект

¡Общедоступные лаборатории гю ни мни и проектнойй деятел ьн ости

I лаборатория гю ди н а мич еской а н атоми и

I фактические ра&оты и проекты

|досгупный центр для мон итори н га спортсмен ов

Рис. 6. Что повысило бы Ваш интерес к науке?

Где собираетесь работать после окончания вуза?

□тренер

1учигтельфк I научный сотрудник I гос.служ&а I пр егтод а вагел ь вуза I вен Еариант ¡незнаю

Рис. 5. Где собираетесь работать после окончания?

На вопрос «Что повысило бы Ваш интерес к науке?» (рис. 6) студенты отвечали самостоятельно, без вариантов ответа: 30% обозначили, что нужны лаборатории по химии и проектной деятельности, 27% выступили за доступный центр для мониторинга спортсменов, 5% - за лабораторию по динамической анатомии. То есть 62% студентов считают, что интерес к науке у них повысится с появлением специализирован-

ных кабинетов и лабораторий. 11% респондентов желают работать углубленно над собственным научным проектом, еще 6% ответили, что хотели бы заниматься практическими проектами, 5% хотят углубленно исследовать хапсагаистов, 5% считают, что их интерес к науке повысят деньги, 5% не смогли ответить на вопрос.

^ ■ Основы проектной

акяе предметы спосоостов а лн повышении^

интереса к науке?

деятельности

I динамическая анатомия

педагогическое мастер ство трен е ра

I теория и методика сгюртквной тренировки

. ч астн ы е дисци пл и н ы I философия I экология I никакие

Рис. 7. Какие предметы способствовали повышению Вашего интереса к науке?

Ответы на вопрос «Какие предметы способствовали повышению Вашего интереса к науке?» (рисунок 7) показали, что огромную роль в вовлечения студентов в исследовательский процесс играют преподаватели вуза.

Заключение

1. Несмотря на то, что опрос проводился среди студентов младших курсов, однако он показал, что заинтересованность студентов научными исследованиями высокая и заслуга в этом принадлежит преподавателям дисциплин и тренерскому составу СВФУ, которые в своей преподавательской деятельности интегрируют обучение, тренировочный процесс и исследовательскую деятельность. Немаловажную роль играют проводимые профессорско-преподавательским составом научные мероприятия, традиционные международные конференции и конкурсы, олимпиады, работа научных кружков.

2. Выявлено, что, обучаясь в школе большинство не занимались наукой. В связи с этим необходимо рассмотреть включение в традиционные конференции и конкурсы, проводимые институтом, школьников-спортсменов, воспитанников спортивных школ.

3. Учитывая желание студентов иметь в вузе доступные научные лаборатории и центры, руководством института открыт Учебно-научный центр кинезиологических исследований и лечебно-реабилитационных технологий СВФУ под руководством доктора педагогических наук профессора Горелова А.А.

4. Для дальнейшего вовлечения студентов в исследовательскую деятельность необходимо усилить работу научных кружков, способствовать открытию в Институте физической культуры и спорта научных школ ведущих ученых в области спортивной науки.

Список литературы

1. Гусева А.И. Исследовательское лидерство программы «Приоритет-2030»: факторы успеха. Высшее образование в России. 2022; 31(1): 42-58.

2. Albert G. Z. Hu. Public funding and the ascent of Chinese science: Evidence from the National Natural Science Foundation of China. Research Policy. 2020; 49(5).

3. Zhi Q., Meng T. Funding allocation, inequality, and scientific research output: An empirical study based on the life science sector of

natural science foundation of China. Scientometrics. 2016; 106(2): 603-628.

4. Байгужин П.А. Двойной карьерный путь обучающихся-спортсменов как психолого-педагогический феномен. Science for Education Today (перевод наименования на государственный язык Российской Федерации: Наука для образования сегодня). 2022; 12(3): 48-67.

5. Колодезников К.С. Организационно-педагогические условия профессионального самосовершенствования будущих бакалавров физической культуры в вузе. Теория и практика физической культуры. 2012; 10: 18-20.

6. Колодезникова М.Г. Профессиональное самоопределение специалистов по физической культуре и спорту на обучении в вузе. Теория и практика физической культуры. 2012; 10: 1417.

7. Ваваев А.В. https://aif.ru/health/life/ sport_kak_nauka_uchyonye_i_trenery_mogut_ rabotat_soobshcha

8. Коркишко А.Н. Создание базовой кафедры как основа для развития высших учебных заведений. Современные наукоемкие технологии. 2015; 12(3): 507-511.

9. Колодезникова М.Г. Повышение эффективности использования потенциала предприятия и университета путем интеграции производства, науки и высшего образования. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2022; 4: 8-9.

References

1. Guseva A. I., Kalashnik V. M., Kaminskiy V. I., Kireev S. V. Research leadership of the Priority 2030 program: success factors. Vysshee obrazovanie vRossii. 2022; 31(1): 42-58 [In Russ.].

2. lbert G. Z. Hu. Public funding and the ascent of Chinese science: Evidence from the National Natural Science Foundation of China. Research Policy. 2020; 49(5).

3. Zhi Q., MengT. Funding allocation, inequality, and scientific research output: An empirical study based on the life science sector of natural science foundation of China. Scientometrics. 2016; 106(2): 603-628.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Baiguzhin P.A. Double career path of students-sportsmen as a psychological and pedagogical phenomenon. Science for Education Today. 2022; 12(3): 48-67.

5. Kolodeznikov K.S. Pedagogical professional conditions of self-preservation Prediction of the future of bachelors of physical culture at the university. Teoriya I praktika fizicheskoj kul;tury = Theory and practice of physical culture. 2012; 10: 18-20 [In Russ., In Engl.].

6. Kolodeznikova M.G. Professional self-determination of specialists in physical culture and sports while studying at a university. Teoriya I praktika fizicheskoj kul;tury = Theory and practice of physical culture. 2012; 10: 14-17 [In Russ., In Engl.].

7. Vavaev A.V. URL: https://aif.ru/health/ life/sport_kak_nauka_uchyonye_i_trenery_ mogut_rabotat_soobshcha

8. Korkishko A.N. Creation of a basic department as a basis for the development of higher educational institutions. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2015; 12(3): 507-511 [In Russ.].

9. Kolodeznikova M.G. Improving the efficiency of using the potential of the enterprise and the university through the integration of production, science and higher education. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2022; 4: 8-9.

Статья поступила в редакцию: 20.05.2023

Колодезникова Маргарита Герасимовна - кандидат педагогических наук, профессор, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, 677013, Россия, г. Якутск, ул. Белинского, 58: e-mail: mgkolodeznikova@inbox.ru

Колодезников Кирсан Степанович - кандидат педагогических наук, доцент, СевероВосточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, 677013, Россия, г. Якутск, ул. Белинского, 58: e-mail: kkirsan@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.