УДК: 796.81-056.26 DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-4-52-60
Анализ деятельности коммерческих спортивных клубов в условиях
пандемии
КолодезниковаМ.Г..*, Колодезников К.С.
Институт физической культуры и спорта Северо-Восточный федеральный университет имени
М.К. Аммосова г. Якутск, Россия ORCID: 0000-0003-0327-1976 mgkolodeznikova@inbox.ru* ORCID: 0000-0003-3427-5056, kkirsan@mail.ru
Аннотация: В данный момент огромное количество людей столкнулось с поиском наиболее результативных решений. В качестве источников выступают не только книги и научные труды в области организации обучения физической культуре, но и мнение предпринимателей наших коммерческих спортивных клубов, которые способны оценить ситуацию со своей точки зрения. Совершается важный переход от научных концепций, отдаленных от реальной жизни, к навыкам обычной адаптации человека к тем или иным условиям. Пандемия коронавируса наглядно показала, что наша жизнь не всегда готова к столь стремительным изменениям, а человек способен быстро найти решение, посмотрев на ситуацию под совершенно другим углом. Материалы. Анализ деятельности спортивных клубов в условиях пандемии. Методы исследования. Анализ литературных и интернет-источников, документов спортивной организации, разработка анкеты и вопросов для интервьюирования, обобщение и синтез полученной информации, сравнительный анализ. Результаты. Проведен обзор литературных источников по теме исследования, описаны особенности спортивного менеджмента, функции и коммерческая деятельность спортивных клубов, рассмотрена система управления спортивных организаций в период ограничительных мер. Успешное функционирование спортивного клуба зависит от умений и творческих навыков менеджера, креативности, умения рационального планирования и прогнозирования, маневрирования услугами с помощью маркетинговых ходов и реклам, готовности к различным чрезвычайным ситуациям. В любой сфере по оказанию услуг существуют периоды спада, снижения результативности. Чтобы предотвратить их в условиях пандемии COVID-19 или существенно выровнять финансовые показатели своего предприятия после ограничительных мер, нужно готовиться к ним заранее, проанализировать динамику посещаемости за прошлые аналогичные периоды, чтобы увидеть пики и спады в каждом направлении. Должен быть составлен план и четкий график выполнения каждого этапа. Внедрять любые мероприятиястоит только после осознания того, что должно получиться в итоге. Заключение. Вся сфера спорта вступила в новый цикл своего развития: в ближайшее время будут разрабатываться не только соответствующие сложившимся условиям методики спортивных тренировок, но и пути спасения коммерческих предприятий от банкротства. Если спортивные залы, бассейны, тренажерные залы и стадионы не смогут найти варианты решения текущих проблем, то, вероятно, после полного снятия карантинных мер последуетснижение физической активности населения. Ключевые слова: спортивный клуб, пандемия, коммерческая деятельность, спорт, физическая активность, функционирование спортивных организаций.
Для цитирования: Колодезникова М.Г.*, Колодезников К.С. Анализ деятельности коммерческих спортивных клубов в условиях пандемии. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(4): 52-60. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-452-60.
Analysis of commercial sports clubs activity in the conditions of the pandemic
Margarita G. Kolodeznikova*, Kirsan S. Kolodeznikov
Institute of Physical Culture and Sports of M.K. Ammosov North-Eastern Federal University
Yakutsk, Russia ORCID:0000-0003-0327-1976 mgkolodeznikova@inbox.ru*
ORCID0000-0003-3427-5056, kkirsan@mail.ru
Abstract: Nowadays great amount of people face the problem of searching the most effective solutions. The sources of the solutions are not only books and scientific works in the sphere of physical culture teaching, but also the opinion of the businessmen. They have commercial sports clubs, and are able to estimate the situation form their point of view. There goes an important transfer from scientific concepts, far from real life, to the skills of a usual adaptation of a person to different conditions. Coronavirus pandemic showed that our life not always can be adapted to such quick changes and a person is not always able to find the solution getting a new angle on the problem. Materials. Sports clubs activity analysis in the conditions of the pandemic. Research methods. Information sources and Internet-resources, documents of a sports organization analysis, a questionnaire and questions for the interview creation, the received information summarizing and synthesis, comparative analysis. Results. We studied information sources concerning the topic of the research, described the peculiarities of sports management, the functions and commercial activity of sports clubs, studied the system of sports organizations management during the period of the restrictive measures. Successful functioning of a sports club depends on the abilities and creative skills of a manager, his creativity, ability to plan rationally and predict, the ability of the services manoeuvring with the help of marketing tools and advertising, readiness to face different emergency situations. In any sphere of services there are periods of effectiveness decrease. In order to prevent these periods in conditions of COVID-19 pandemic or significantly level financial indices of own enterprise after the restrictive measures, it is necessary to be ready for them, analyze the dynamics of attendance within the same past periods, in order to see the peaks and decline in every direction. There should be a plan and a clear schedule of each stage realization. Before introduction of any event a person should realize the result that would be achieved. Conclusion. The whole sphere of sport entered a new cycle of its development: in the nearest future not only the corresponding to the situation methodologies of sports trainings would be created, but also the ways of bankruptcy prevention among commercial enterprises. If gyms, swimming pools and stadiums are not able to find the way out of the problems, after the complete restrictive measures abolition there will be physical activity decrease among the population. At the same time, distressful uncertainty concerning the future provides the whole sphere development from an unexpected point of view, gives a chance to open new opportunities and reveal the potential of a great amount of people. Nowadays there is a positive beginning of this process among athletes and ordinary people. Keywords: sports club, pandemic, commercial activity, sport, physical activity, sports organizations functioning.
For citation: Margarita G. Kolodeznikova*, Kirsan S. Kolodeznikov. Analysis of commercial sports clubs
activity in the conditions of the pandemic. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2021; 16(4):
52-60. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-4-52-60.
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире спорт и физическая культура являются неотъемлемой частью жизни. Спортивной области, физической активности посвящены многие научные исследования [1,2,3]. Ограничительные меры в связи с пандемией COVID-l9 привели к изменениям в привычной жизнедеятельности, включая спорт и физическую активность[4,5]. Массовый спорт оказался наиболее подверженным влиянию COVID-l9. Пандемия COVID-l9 затронула также профессиональный спорт, спортсменов, тренеров, инструкторов, административный персонал (сотрудники спортивных организаций), волонтеров, должностных лиц, задействованных в соревнованиях (судьи, члены делегаций), предприятия, в особенности микро- и
малый бизнес (фитнес-клубы, тренажерные залы, розничные торговцы, организаторы мероприятий, маркетинговые агентства, производители спортивной продукции). Практически все государства начали закрывать границы и принимать меры, ограничивающие распространение заболевания. Карантин ужесточался с каждым днем, и уже в конце марта практически повсеместно люди оказались заперты дома. Ситуация в мире приобретала совершенно неожиданные последствия во всех сферах жизни [6,7,8].
Карантинные меры отразились и на предпринимателей Республики Саха (Якутия), повлекли за собой коренные изменения для всех. Спорт не стал исключением. Кроме общеобразовательных школ, высших и средних учебных заведений, спортивных школ, центров спортивной подготовки высокого мастерства,
с проблемами столкнулись и коммерческие спортивные клубы. Основными проблемами являются снижение дохода (выручки), спроса на оказание услуг, невозможность управления деятельностью из-за введенных ограничительных мер, рост курса валюты, необходимость выплаты обязательств по зарплате и аренде.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Проведение исследования построено на последовательном решении обозначенных выше задач. Был проведен обзор литературных источников по теме исследования, описаны особенности спортивного менеджмента, функции и коммерческая деятельность спортивных клубов. Далее была рассмотрена система управления спортивных организаций в период ограничительных мер. В исследовании применялись следующие методы: анализ литературных и интернет-источников, анализ документов спортивной организации, разработка анкеты и формирование вопросов для интервьюирования, обобщение и синтез полученной информации, сравнительный анализ.
Руководители спортивных организаций требовали не оглашать название клубов, и мы решили сделать их конфиденциальными, указать просто направления. По просьбе руководителей спортивных организаций название клубов не оглашались, указывалось только направления. Был опрошен весь персонал различных уровней: 8 тренеров, 4 сотрудника обслуживающего персонала и 4 сотрудника управляющей сферы. Опрос сотрудников выявил, что 10 сотрудников имеют высшее физкультурное образование, 3 - высшее экономическое, 3 - среднее специальное. Средний стаж опрошенных тренеров составляет 5 лет.
Из 8 опрошенных тренеров 3 полностью удовлетворены условиями охраны, оплаты и стимулирования труда. Все сотрудники управленческого аппарата абсолютно удовлетворены условиями и охраной труда. 7
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Спортивные организации, с которыми мы работаем, располагаются в центре города Якутска, являются юридическими лицами, имеют самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать, бланки, фирменное наименование.
Руководство самостоятельно
определяет и утверждает структуру своих спортивных клубов, штатный состав, назначает на должность и освобождает работников от должности.
На сегодняшний день наши спортивные организации работают в обычном режиме, с соблюдением всех требований, социальных дистанций, с использованием средств для дезинфекции рук, средств индивидуальной защиты и рециркуляторов помещений.
Организации предоставляют платные услуги. Состав сотрудников состоит из управленческого аппарата, тренерского состава и обслуживающего персонала.
Перед тем как провести анкетирование, мы разделили персонал на 2 группы.
из 16 сотрудников абсолютно удовлетворены заработной платой, 4 сотрудника обслуживающего персонала, работающие с момента образования организации, затруднились ответить, так как в период пандемии заработную плату не получали. На вопрос: «Насколько Вы удовлетворены нормированием, оплатой и стимулированием труда в своей организации в период пандемии?» 3 из 8 тренеров ответили, что удовлетворены управленческой деятельностью спортивной организации в полной мере, 3 - не в полной мере, 2 тренера не удовлетворены.
Для более глубокого анализа было проведено анкетирование посетителей спортивных клубов. В опросе приняли участие 48 посетителей из 4 спортивных организаций.
Результаты анкетирования показаны в рисунках 1-3.
Тренажерные залы и фитнес Клубы единоборств
Организация 1 Организация 3
Организация 2 Организация 4
Как вы выбирали спортивную организацию, в которойзанимаетесь?
30
25
20
15
Реклама
Подсказки Советы
Удобное Интернет
расположени
Рис. 1
30
25 20
10
5
В период ограничительных мер продолжали тренироваться,
9
15
Рис. 2
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30%
Как вы оцениваете работу персонала спортивнойорганизации до и во время пандемии?
во в
время
до
Положительно
Рис. 3
пан
деми
В современном мире невозможно представить людей без цифровых технологий и гаджетов, поэтому все предоставляемые услуги наших организаций, реклама, идеи, афиша проходят через социальные сети.
Из 4 спортивных организаций 1 клуб единоборств имеет личный сайт, все 4 организации имеют аккаунты в социальных сетях и группы в мессенджерах. В социальной сети все организации активно работают, продвигают свои услуги, снимая рекламные видеоролики и прямые трансляции занятий, публикуя интересные мотивационные посты итак далее. Соответственно, охват клиентской базы осуществляется через социальные сети интернет, что наглядно показано на рисунке 1.
На вопрос: «В период ограничительных мер Вы продолжали тренироваться, если да, то в какой форме?» 9 посетителей ответили, что приостановили тренировки. 25 посетителей ответили, что начали тренироваться самостоятельно (рисунок 2.
На вопрос: «Как Вы оцениваете работу персонала спортивной организации до и во время пандемии?» 37 человек ответили «положительно до пандемии», а 8 человек - «положительно во время пандемии»; 33 человека затрудняются ответить, так как большинство перешли на самостоятельную тренировку или же вообще приостановили тренировочный процесс (рисунок 3).
Естественно, что в период пандемии доходы организаций значительно снизились. Встретились с различными трудностями, включая оплату труда рабочего персонала и аренды. Стоимость аренды снизили только на 2-й месяц карантина. Полное освобождение от налогов и оплаты аренды не было предоставлено.
Несмотря на это, руководителям организаций удалось держать ситуацию под контролем. Каждая организация справлялась индивидуально. На вопрос: «Как проводили тренировки в период ограничительных мер?» все 4 организации ответили, что работали в дистанционном режиме, запускали различные челленджи, флэш-мобы, курсы, онлайн-тренировки и др.
Также выявили, что в 2 организациях до ограничительных мер была достаточная
«финансовая подушка». Следующие 2 справлялись с ситуацией, сдавая в аренду спортивный инвентарь для занимающихся в домашних условиях, запуская различные онлайн-тренировки, курсы и челленджи.
Все руководители коммерческих спортивных клубов имеют стаж руководящей работы в среднем 4-6 лет. Все это мы выяснили в ходе интервьюирования и опроса.
Данные спортивные клубы начинали свою работу как физкультурно-спортивные организации практически в одно время, с разницей 1-2 года. Каждая спортивная организация имеет 1-2 основных направлений. Количество направлений на момент основания организации и на сегодняшний день показаны в диаграмме 1:
В диаграмме 1 можно увидеть, что с момента начала работы спортивные организации с каждым годом увеличивали количество направлений предоставляемых услуг.
У каждой спортивной организации имеется индивидуальная стратегия
управления. Как видим в диаграмме 1, спортивные клубы значительно отличаются по количеству направлений работы. Со временем спортивная организация адаптируется в сфере коммерческого спорта и фитнеса, вносит свои внутренние коррективы в управление деятельностью организации, использует приоритетные варианты, которые в дальнейшем дадут наиболее существенную прибыль.
Коммерческие спортивные
организации, относящиеся к фитнесу, более стабильны, чем клубы единоборств, в плане клиентской базы. Большинство занимающихся выбирают фитнес, тренажерные залы, так как они подходят для всех возрастных групп населения.
Уменьшение спортивной организацией количества предоставляемых услуг
свидетельствует о том, что в данный момент организации выгодны те направления, на которые есть большой спрос.
В ходе исследования выявлено среднее количество занимающихся по всем направлениям в релевантное и нерелевантное время спортивных организаций. В
Количество направлений оказываемых услуг
2020
2019
2018
2017
2016г
2015
4
024681111 ■ Организация ■ Организация "Организация "Организация
Диаграмма 1
определенное время года в любой сфере наблюдается с ноября по апрель, период спада оказания услуг наблюдается спад. В нашем - с мая по октябрь. Эти данные показаны в случае рост численности занимающихся диаграмме 2.
400 300 200 100
.1$
ж
tsr
Среднее количество занимающихся
¥
<4?
4?
Г
Г
Организация 1 > Организация 2 > Организация 3
Диаграмма 2
Организация 4
Чтобы бороться с сезонностью, важно маневрировать услугами с помощью маркетинговых ходов и реклам. При грамотном управлении можно добиться выравнивания финансовых показателей без серьезных провалов.
Карантинные меры отразились на жизни всего человечества и повлекли за собой коренные изменения во многих сферах.
Спорт не стал исключением. Разные категории занимающихся по-разному отнеслись к ситуации. В нашем случае с марта 2020 года начался карантин, и это существенно отразилось не только на доходах коммерческих спортивных организаций, но и на всех сферах деятельности по оказанию услуг.
В целом население не было готово к такому развитию событий.
Во
время сезонного спада или, как в нашем случае, во время ограничительных мер организации продолжают осуществлять оплату налогов, оплату труда работникам, аренды, коммунальных и кредитных платежей, поэтому на периоды спада и чрезвычайных ситуаций
рекомендуется предусматривать (создавать) резервный фонд, чтобы своевременно погашать ежемесячные финансовые обязательства.
В диаграммах 3 и 4 показаны средние показатели доходов и расходов коммерческих спортивных организаций до и в период ограничительных мер.
7%
Средний показатель доходов, оплаты труда и прочие 30% расходы до пандемии
■ Аренда помещения
■
в Оплата труда работникам
■ Обновление зала, инвентаря и
щпрлчие закупки 23% Реклама, маркетинг
11%
Диаграмма 3. Средние показатели доходов, оплаты трудаи прочихрасходов до пандемии
Диаграмма 4. Средние показатели доходов, оплаты труда и прочихрасходов во время пандемии
Как мы видим, средние показатели доходов, оплаты труда и прочих расходов во время пандемии существенно снизились. После 5 месяцев ограничительных мер по COVID-l9 выровнять финансовые показатели своего предприятия является главной целью. Для этого требуется немало времени, так как сейчас установлены ограничение по посещению тренировочных залов, обязательные
процедуры дезинфекции залов и помещений, соблюдение социальных дистанций.
На данный момент в организациях все еще актуально проведение различного рода онлайн-тренировок, курсов и спортивных марафонов. Составляются планы, графики и сроки выполнения каждого этапа. Одним из эффективных инструментов повышения объемовпродаж, услуг в любой сфере являются
акции, выгодные предложения.
При правильном управлениидеятельностью спортивного клуба, имеющего финансовые подушки, запасные планы и креативные идеи, постоянную клиентскую базу, можно избежать периодов спада, различных чрезвычайных, форс-мажорных ситуаций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе нашего исследования была проанализирована коммерческая составляющая спортивных организаций в условиях пандемии СОУГО-19. Успешное функционирование спортивного клуба зависит от умений и творческих навыков менеджера, креативности, умения рационального планирования и прогнозирования,
маневрирования услугами с помощью маркетинговых ходов и реклам, готовности к различным чрезвычайным ситуациям. В любой сфере по оказанию услуг существуют периоды спада, снижения результативности. Чтобы предотвратить периоды спада в деятельности спортивных организаций в условиях пандемии СОУГО-19 или существенно выровнять финансовые показатели своего предприятия после ограничительных мер, нужно готовиться к ним заранее, анализировать динамику посещаемости за прошлые аналогичные периоды, чтобы увидеть пики и спады в каждом направлении. Должен быть составлен план и четкий график выполнения каждого этапа. Внедрять любые мероприятия стоит только после осознания того, что должно получиться в итоге.
Якутск является столицей Республики Саха. имеет более 300 тысяч населения, является крупнейшим центром науки и образования в Северо-Восточной Азии. СевероВосточный федеральный университет имени М.К. Аммосова в Якутске имеет 40 учебно-лабораторных корпусов и включает в себя 13 институтов, 5 отдельных факультетов и 3 филиала. Система среднего образования в городе представлена 50 школами, в том числе гимназиями и лицеями.
Вся сфера спорта вступила в новый цикл своего развития: в ближайшее время будут разрабатываться не только соответствующие сложившимся условиям методики спортивных тренировок, но и пути спасения от банкротства
коммерческих предприятий. Спортивные залы, бассейны, тренажерные залы и стадионы в настоящее время переживают трудный экономический период. Если они не смогут найти варианты решения текущих проблем, то, вероятно, после полного снятия карантинных мер последует снижение физической активности населения. Вместе с тем, неизвестность будущего способствует развитию всей сферы с неожиданной стороны, дает ей шанс открыть новые возможности для своих представителей и раскрыть потенциал значительно большего количества людей. На сегодняшний день положено результативное начало этого процесса среди спортсменов и обычных людей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Колодезников К.С., Колодезникова М.Г. Воспитание волевых качеств у студентов-спортсменов в процессе занятий спортивными единоборствами. Высшее образование сегодня. 2009; 4: 99-l00.
2. Находкин В.В., Колодезникова М.Г., Семенов А.Н. Влияние идеомоторных представлений на соревновательный результат борцов. Теория и практика физической культуры. 2019; 10: 27-28.
3. Торговкин В.Г., Портнягин И.И. Физическое самосовершенствование юных борцов в традициях народа Саха. Высшее образование сегодня. 20l4; 5: 8l-84.
4. Указ Президента РФ от 2 апреля 2020г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидимиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-l9). Собрание законодательства Российской Федерации. 06.04.2020 №14 (часты) ст.2082.
5. Aznar S., Naylor P.J., Silva P., Perez M., Angulo T., Laguna M., ..., Lopez-Chicharro J. Patterns of physical activity in Spanish children: A descriptive pilot study. Child: Care, Health and Development. 20ll; 37(3): 322-328. DOI: l0.llll/j.l365-22l4.20l0.0ll75.x
6. Carson V., Spence J.C. Seasonal variation in physical activity among children and adolescents: A review. Pediatric Exercise Science. 2010; 22: 81902.
7. Fairclough S.J., Beighle A., Erwin H.,
Ridgers N.D. School day segmented physical activity patterns of high and low active children. BMC Public Health. 2012; 12(1): 406. DOI: 10.1177/1356336X000063001.
8. Кузнецов А.С., Кузнецова З.М. II Съезд членов общественной организации
«Российское профессорское собрание». Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(4): 5-7. DOI: 10.14526/2070-4798-2019-14-4-5-7.
Статья поступила в редакцию: 10.10.2021
Колодезникова Маргарита Герасимовна — кандидат педагогических наук, профессор, Институт физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, 677000, Россия, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Белинского, дом 58, e-mail: mgkolodeznikova@inbox.ru
Колодезников Кирсан Степанович - кандидат педагогических наук, доцент, Институт физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, 677000, Россия, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Белинского, дом 58, e-mail: kkirsan@mail.ru