Формирование готовности будущих педагогов к профессиональной коммуникации...
УДК 378-3
Н.А. Воробьева
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ
В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию готовности будущих педагогов к профессиональной коммуникации в современных социокультурных условиях. Автор описывает технологию подготовки будущих педагогов к профессиональной коммуникации, предполагающую «обучение коммуникации посредством действия».
Ключевые слова: профессиональная деятельность учителя, коммуникация, информационно-коммуникационные технологии, профессиональная коммуникация, профессиональное развитие.
Современная эпоха характеризуется множеством изменений, затронувшие все стороны нашей жизни, в том числе и образование. Гуманизация, информатизация, открытость социуму и человеку - вот основные черты присущие российскому образованию. С одной стороны, образование становится направленным на самоопределение и самореализацию человека, с другой стороны, оно направленно на содействие социализации человека в условиях неопределенности современного общества. Именно условия неопределенности жизни современного человека ставят перед системой образования особые задачи - ориентации на умения учащихся принимать самостоятельные решения, быть активными в отношении собственного образования, проявлять инициативу и ответственность. Все это не могло не отразиться на профессиональной деятельности учителя. Изменились не только условия работы учителя, но и сами учащиеся, чей образовательный маршрут приобретает нелинейный характер. Ведущей функцией современного учителя становится не передача знаний, а содействие образованию школьника, которое состоит в создании средствами педагогической деятельности условий для проявления самостоятельности, творчества, ответственности учащегося и формирование у него мотивации непрерывного образования. Обновление функций современного учителя повлекло за собой расширение профессиональных задач выполняемых в процессе педагогической деятельности: понимание ученика в образовательном процессе; подготовка, планирование, организация образовательного процесса; поведенческие; самообразование; коммуникация; управление и работа с информацией [2]. Будущий педагог должен не только видеть ученика в образовательном
процессе, проектировать его индивидуальный образовательный маршрут, но и понимать необходимость совместной работы с другими учителями школы и представителями локального сообщества для установления продуктивного партнерства и достижения образовательных целей. Учитель уже не просто должен успевать за прогрессом в науке, технике, информации, а опережать его. Успешное выполнение профессиональной деятельности в постоянно меняющемся мире, на наш взгляд, возможно только в процессе непрерывного профессионального развития, мощным фактором которого может стать профессиональная коммуникация с коллегами.
В науке существует множество исследований посвященных различным аспектам коммуникации. Проблемы профессионального общения, коммуникации, коммуникативной компетентности изучались в разных контекстах профессиональной деятельности психологов и педагогов (Н.Б. Буртовая, Т.П. Вострикова, И.К. Гаврилова, Е.Г. Дозорцева, М.М. Кашапов, В.В. Козлов), сотрудников правоохранительных органов (М.И. Еникеев, М.М. Коченов, А.Р. Ратинов,
A.М. Столяренко, В.В. Сутужко, Л.Б. Филонов и др.), медицинских работников (Е.Е. Богданова, Т.В. Решетова и др.) и в разных аспектах: коммуникация в рамках профессиональной сферы (Е.И. Голованова); коммуникация, в процессе которой конструируются профессиональные сообщества (А.Ю. Колянов); процесс возникновения взаимопонимания в определенной предметной области (А.И. Каптерев); процесс обмена информацией между специалистами (Э.И. Рокицкая,
B.А. Минкина) и т.д.). Все исследователи данной проблемы понимают профессиональную коммуникацию как процесс передачи информации в профессиональной сфере.
Современный человек живет в постиндустриальном обществе, где развитие информационно-коммуникационных технологий способствует нарастанию информации, становлению единого информационного пространства и изменению процессов распространения знаний. Ведущее положение в обществе занимает не информация, а коммуникация, что не могло не повлиять на изменение форм профессиональной коммуникации учителей. Широкое распространение информационно-коммуникационных технологий изменили процесс профессиональной коммуникации, сделав ее доступной и оперативной.
Накоплен уже немалый опыт изучения влияния новых информационных технологий, глобальной сети Интернет на процесс обучения (А.А. Вербицкий, Б.С. Гершунский, М.П. Лапчик, А.А. Леонтьев, Е.И. Машбиц, В.М. Монахов, Е.С. Полат, Е.Ю. Семенова и др.), но вопрос о целесообразности использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональной коммуникации с целью профессионального развития остается открытым.
Исследования Е.С. Полат, И.В. Роберт, А.М. Се-мибратова, В.И. Солдаткина и других ученых свидетельствуют о том, что использование информационно-коммуникационных технологий снимает временные и пространственные ограничения взаимодействия педагогов друг с другом, содействуя профессиональному развитию [3]. ИКТ-технологии не только экономят время, средства, но и расширяют профессиональные контакты, служат для обмена опытом и организации групповых дискуссий и конференций.
Раскрытие потенциала профессиональной коммуникации средствами информационно-коммуникационных технологий в профессиональном развитии учителей не могло не привести к необходимости постановки задачи подготовки будущих педагогов к коммуникации посредством ИКТ-технологий. Необходимо отметить, что технологии не столько заменяют другие средства коммуникации, сколько укрепляют уже существующие, дополняют и влияют друг на друга, т.е. успешно сосуществуют в научном сообществе (У. Эко, А.В. Соколов, Н.А. Сляднева, H. Rheingold, О.Н. Арестова, А.Е. Войскунский).
Таким образом, в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов существует противоречие между обусловленной стремительным развитием ИКТ-технологий возможностью
использования данных технологий в процессе профессиональной коммуникации и неготовностью будущих педагогов к такому виду коммуникации; между потенциалом профессиональной коммуникации в профессиональном развитии и его недостаточным использованием; а также неразработанностью подготовки будущего педагога к профессиональной коммуникации в современных социокультурных условиях и запросом образовательной практики.
С целью преодоления противоречий между возможностью использования ИКТ-технологий в профессиональной коммуникации и неготовностью педагога к такому роду взаимодействия на базе Омского государственного педагогического университета в период с 2005 по 2009 г. проводилась экспериментальная работа по формированию готовности будущих педагогов к профессиональной коммуникации в современных социокультурных условиях. Сроки проведения эксперимента обосновывались: необходимостью выработки осознанного отношения к профессиональной деятельности, усвоением определенной системы знаний, приобретением комплекса умений и навыков в ходе учебной деятельности и на педагогической практике, так как подготовка будущего педагога к профессиональной коммуникации - это процесс динамичный, длительный, предусматривающий не только приобретение, но и совершенствование полученных знаний, умений, навыков.
Целью констатирующего эксперимента, проходившего с 2004 по 2005 гг. было выявление современного состояния подготовки будущих педагогов к профессиональной коммуникации, определение критериев, показателей, уровней готовности к профессиональной коммуникации до экспериментального обучения. В результате анализа литературы по проблеме исследования мы пришли к выводу, что профессиональная коммуникация педагога средствами ИКТ-технологий -это компьютерно-опосредованное взаимодействие равноправных в виртуальном пространстве представителей одной профессии, содержанием которого является обмен профессионально обусловленной информацией, опытом, идеями, взглядами для установки взаимоотношений между коллегами, способствующая профессиональному развитию ее участников и ориентированная на создание совместного «продукта». В связи с тем, что профессиональная коммуникация включает
Формирование готовности будущих педагогов к профессиональной коммуникации..,
в себя ряд компонентов коммуникативной и информационной компетенций, опираясь на работы Л.С. Артамоновой, А.К. Опришко, И.Л. Плужник, Т. А. Рахимовой, И.Н. Розиной, и др., мы рассматриваем профессиональную коммуникацию педагога как структуру, состоящую их четырех компонентов (мотивационно-потребностного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного), становление каждого из которых связано с формированием его характеристик и свойств как части целостной системы. Готовность будущих педагогов к профессиональной коммуникации может быть оценена в уровнях, определенных как низкий, средний, высокий.
Результаты диагностики, в которой принимали участие студенты ОмГПУ филологического факультета и факультета иностранных языков и учителя, проходившие повышение квалификации в Институте развития образования Омской области, позволили выделить ряд затруднений препятствующих участию студентов и учителей в профессиональной коммуникации. Среди студентов такими проблемами оказались: не вижу интересных тем для общения (12,3%); не умею правильно сформулировать суть интересующей меня проблемы (48,4%); боюсь критики в свой адрес (20,2%); считаю, что никто не откликнется на мою просьбу о помощи (5,6%); предпочитаю быть пассивным участником, так как не умею поддержать дискуссию (13,5%). Среди учителей: отсутствие навыка использования новых коммуникационных технологий в профессиональной коммуникации (20,1%); предпочтение традиционной коммуникации - коммуникации «лицом к лицу» или коммуникации посредством телефона (42,8%); незнание возможностей сети Интернет (форум, виртуальные сообщества и т.д.), как с одного из средств профессиональной коммуникации (24,5%); отсутствие времени на общение с коллегами, так как считают это общение непродуктивным (12,6%). Проведенная диагностика позволила выявить: 1) коммуникационный дефицит у учителей и студентов в области профессиональной коммуникации с коллегами, что свидетельствует о необходимости проведения соответствующей подготовки; 2) положительную мотиваци-онную предрасположенность студентов к профессиональному развитию посредством коммуникации (положительная мотивация, стремление к достижению успеха и ответственности за свой профессионализм); 3) необходимость осуществ-
ления помощи студентам в разрешении проблем, возникающих в процессе коммуникации. Анализ результатов диагностики и психолого-педагогической литературы позволил выделить комплекс педагогических условий, направленных на подготовку будущего педагога к профессиональной коммуникации в современной социокультурной ситуации: формирование положительной мотивации будущего педагога к участию в профессиональной коммуникации путем выявления возможностей профессионального развития в процессе профессиональной коммуникации; использование гуманитарных образовательных технологий в процессе подготовки будущего педагога к профессиональной коммуникации за счет их потенциала, заключающегося в диалогичности (наличия субъект-субъектных отношений, обуславливающих характер индивидуально-личностных изменений преподавателя и студента) и открытости целей работы с человеком (отсутствие манипулятивности в деятельности педагога); актуализация опыта профессиональной деятельности будущих педагогов, полученного в ходе прохождения педагогических практик; обучение сотрудничеству путем обеспечения активной включенность будущих педагогов в процесс профессиональной коммуникации в виртуальных сетевых сообществах. Выделенные педагогические условия нашли свое отражение в разработке технологии подготовки будущих педагогов, предполагающей «обучение коммуникации посредством действия» и состоящей из 3 этапов (диагностический, проектировочный, аналитический). При разработке условий учитывалась специфика коммуникации в сети Интернет, осуществляемая исключительно добровольной на основе, личной потребности и заинтересованности участников; она исключает «менторский тон»; строится на демократических принципах равноправия и предполагает высокую толерантность сторон. При этом практически утрачивают значение формальные оценочные критерии, а эффективность коммуникации оценивается исключительно по результативным и конструктивным показателям индивидуальных иерархий социальных, моральных и нравственно-этических ценностей [1]. В отличие от традиционной профессиональной коммуникации, участники профессиональной коммуникации в сети Интернет не выступают в официальных статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты поведения.
5 4
3 2 1
0 -1
□ начало обучения
□ конец обучения
моти вационн о- когнитивный де ятель ностный рефлексивный потребное тны й ко мпонент
Рис. 1. Динамика развития компонентов профессиональной коммуникации
Показателями готовности будущих педагогов к профессиональной коммуникации являются: наличие положительной мотивации к участию в профессиональной коммуникации; обширные теоретические знания в области профессиональной коммуникации; соблюдение норм и правил поведения в сети Интернет; умение подбирать и варьировать средства коммуникации для решения профессиональных проблем; самостоятельное участие в профессиональных сообществах, телеконференциях; адекватная оценка своей деятельности в области профессиональной коммуникации, стремление к совершенствованию знаний и умений в данной области.
На преобразующем этапе эксперимента (2005-2008 гг.) осуществлялась проверка эффективности выделенных условий в процессе реализации разработанной технологии подготовки будущего педагога к профессиональной коммуникации. Для формирования готовности студентов к профессиональной коммуникации были разработаны и внедрены в процесс обучения коммуникативные и мотивационные тренинги, кейсы, техника дискуссии, техника открытых и закрытых вопросов, техника «совет экспертов», «виртуальный гость» и т.д.
Контрольно-аналитический этап эксперимента (2008-2009 гг.) заключался в психолого-педагогическом анализе данных эксперимента и обобщении результатов. Проводился анализ эффективности выявленного комплекса педагогических условий, обработка количественных данных, корректировка; обработка результатов, подведение итогов. Контрольный этап опытно-экспериментальной работы зафиксировал динамику развития всех компонентов профессиональной коммуникации студентов (рис. 1), что нашло отражение в следующих изменениях: расширение коммуникативных знаний; положительные изменения
в тенденциях взаимоотношений: студенты научились избегать конфликтов в совместной работе, устанавливать доверительные равнопартнерские отношения в процессе коммуникации, что повысило продуктивность их деятельности; увеличение количества студентов, демонстрирующих такие качества как контактность, активность, коммуникативность, что свидетельствовало о динамике мотивационно-потребностного компонента; студенты научились определять цель своей коммуникативной деятельности, реализовывать свою деятельность в соответствии с выстроенной ими логикой, осуществлять самоконтроль и самооценку на рефлексивной основе.
Научная и теоретическая значимость проведенного исследования определяется тем, что в результате было сформулировано определение профессиональной коммуникации педагога средствами ИКТ-технологий; описана специфика профессиональной коммуникации в современных социокультурных условиях; ?определены показатели готовности будущих педагогов к профессиональной коммуникации на низком, среднем и высоком уровнях; разработана и экспериментально апробирована технология подготовки будущих педагогов к профессиональной коммуникации; теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие эффективность подготовки будущего педагога к профессиональной коммуникации в современной социокультурной ситуации.
Практическая значимость исследования определяется разработкой технологии подготовки будущих педагогов к профессиональной коммуникации в современной социокультурной ситуации и проверке результативности ее влияния на готовность будущих педагогов к профессиональной коммуникации опытно-экспериментальным путем; разработкой методического обеспечения
Роль коммуникативных способностей в процессе формирования коммуникативной компетентности..,
подготовки будущих педагогов к профессиональной коммуникации (методических рекомендаций для преподавателей, модульной программы для студентов); в подборе и разработке диагностического инструментария, позволяющего определить динамику формирования готовности будущего педагога к профессиональной коммуникации.
Таким образом, опыт работы по формированию готовности будущих педагогов к профессиональной коммуникации в современных социокультурных условиях свидетельствует о том, что реализация научно обоснованной технологии способствует продуктивному сотрудничеству, социализации и профессиональному развитию будущих педагогов.
Библиографический список
1. Недогреева Н.Г. Формирование готовности студентов к педагогическому общению посредством информационных технологий: Дисс. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2002. - 169 с.
2. Пискунова Е.В. Социокультурная обусловленность изменения функций профессионально-педагогической деятельности учителя. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 324 с.
3. Полякова В.А. Формирование готовности педагога к диалоговому взаимодействию в сетевых профессиональных сообществах // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2008. - №>6. - С. 28-35.
УДК 378. 02
Е.В. Михайлова
РОЛЬ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА ОСНОВЕ ПРОБЛЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
В представленной статье исследована роль коммуникативных способностей при изучении иностранного языка студентами технических специальностей. Рассмотрено понятие способностей. Изучены отличительные черты общих способностей. Выявлены факторы, влияющие на формирование способностей.
Ключевые слова: способность, коммуникативные умения, коммуникативные способности, задатки.
За последние пятнадцать лет значительно возросли требования к работникам всех сфер общественной жизни. Наряду с высоким профессионализмом, во главу угла стали такие черты личности как инициативность, предприимчивость, рационализм, динамичность, способность быстрой реакции на актуальную ситуацию, здоровый оптимизм, коммуникабельность.
Все эти характеристики свойств личности не могут существовать без развитых коммуникативных способностей.
Способности студентов проявляются в динамике приобретения и формирования знаний. Однако, способность не тождественна деятельности. От способности зависит качество выполнения деятельности, её успешность и уровень достижения целей.
На сегодняшний день можно выделить три основных признака способностей как индивидуально-психологических особенностей человека:
- способности отличают одного человека от другого;
- способности имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности;
- способности не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения. Однако, для того, чтобы приблизиться к пониманию сущности способностей, необходимо учитывать и личностный и функционально-генетический подходы к психологии способностей.
Таким образом, под способностями можно понимать многоуровневые образования, выступающие в качестве средств выполнения деятельности, объединяющие функционально разных людей.
Исходя из этого определения, можно выявить общее правило, применимое к сущности человеческих способностей: способность обнаруживается только в деятельности.