Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.'

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / проектная деятельность / научно-исследовательская деятельность / компетентность / компетенции / компетентностный подход в образовании / ФГОС ВПО / Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования / бакалавр

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайрутдинов Р. Р., Атаев А. И., Мухаметзянова Ф. Г.

Авторы данной статьи затрагивают одну из проблем высшего образования: как формируется готовность у будущих бакалавров в научно-исследовательской деятельности с точки зрения педагогики, мотивации и иных физиологических и психологических процессов личности. Затрагивается целесообразность компетенций, внедренных Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) в Высшем Образовании и Средне-Профессиональном Образовании; проблема педагогического голода в Высших Учебных Заведениях при подготовке кадров; вопросы мотивации; проектной деятельности; готовности. Исследован ряд научных работ по проектной деятельности, компетенциям и компетентностному подходу в образовании, мотивации обучающихся. То есть осуществляется попытка комплексно собрать взаимосвязанные вопросы, а так же разрозненные исследования по разным взаимозависимым трудам в библиографический список по тематикам изысканий. Даны определения готовности бакалавра, научно-исследовательской деятельности. Выделены педагогические условия формирования готовности у студентов-бакалавров готовить и проводить исследования и проекты. Проанализирована структура научноисследовательской деятельности; этапы готовности; функции научно-исследовательской деятельности и вырабатываемые на них компетенции, умения, навыки. То есть в указанных пунктах прописаны, возможно, приобретаемые навыки, умения, компетенции, если студент приложит усилия. Подняты дискуссии о качестве подготовки, квалификации и компетентности выпускников. Исследование не претендует на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Данная работа представляет ценность для широкого круга читателей, интересующихся современными проблемами в образовании и компетентностным подходом в нем, вопросами проектной деятельности и исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хайрутдинов Р. Р., Атаев А. И., Мухаметзянова Ф. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.»

Научная статья Педагогические науки

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Хайрутдинов Р. Р., Атаев А. И., Мухаметзянова Ф. Г.

Казанский (Приволжский) федеральный университет г. Казань, Россия

Аннотация.

Авторы данной статьи затрагивают одну из проблем высшего образования: как формируется готовность у будущих бакалавров в научно-исследовательской деятельности с точки зрения педагогики, мотивации и иных физиологических и психологических процессов личности. Затрагивается целесообразность компетенций, внедренных Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) в Высшем Образовании и Средне-Профессиональном Образовании; проблема педагогического голода в Высших Учебных Заведениях при подготовке кадров; вопросы мотивации; проектной деятельности; готовности. Исследован ряд научных работ по проектной деятельности, компетенциям и компетентностному подходу в образовании, мотивации обучающихся. То есть осуществляется попытка комплексно собрать взаимосвязанные вопросы, а так же разрозненные исследования по разным взаимозависимым трудам в библиографический список по тематикам изысканий. Даны определения готовности бакалавра, научно-исследовательской деятельности. Выделены педагогические условия формирования готовности у студентов-бакалавров готовить и проводить исследования и проекты. Проанализирована структура научно-исследовательской деятельности; этапы готовности; функции научно-исследовательской деятельности и вырабатываемые на них компетенции, умения, навыки. То есть в указанных пунктах прописаны, возможно, приобретаемые навыки, умения, компетенции, если студент приложит усилия. Подняты дискуссии о качестве подготовки, квалификации и компетентности выпускников. Исследование не претендует на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Данная работа представляет ценность для широкого круга читателей, интересующихся современными проблемами в образовании и компетентностным подходом в нем, вопросами проектной деятельности и исследовательской деятельности.

Ключевые слова: высшее образование, проектная деятельность, научно-исследовательская деятельность, компетентность, компетенции, компетентностный подход в образовании, ФГОС ВПО, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, бакалавр

Для цитирования: Хайрутдинов Р. Р., Атаев А. И., Мухаметзянова Ф. Г. Формирование готовности будущих бакалавров к исследовательской деятельности. // Глобальная экономика и образование. 2023. Том 3. № 3. С. 69-80.

Original article Pedagogical Sciences

FORMATION OF THE READINESS OF FUTURE BACHELORS FOR RESEARCH ACTIVITIES.

R. R. Khairutdinov, A. I. Ataev, F. G. Mukhametzyanova

Kazan (Volga Region) Federal University,Kazan, Russia

Abstract: The authors of this article touch upon one of the problems of higher education: how is the readiness of future bachelors in research activity formed from the point of view of pedagogy, motivation and other physiological and psychological processes of personality. The expediency of the competencies

introduced by the Federal State Educational Standard (FGOS) in Higher Education and Secondary Vocational Education is touched upon; the problem of pedagogical hunger in Higher Educational Institutions during personnel training; issues of motivation; project activities; readiness. A number of scientific papers on project activities, competencies and competence approach in education, motivation of students have been studied. That is, an attempt is being made to comprehensively collect interrelated issues, as well as disparate studies on various interdependent works into a bibliographic list on research topics. Definitions of bachelor's readiness, research activity are given. The pedagogical conditions for the formation of readiness of bachelor students to prepare and conduct research and projects are highlighted. The structure of research activity is analyzed; stages of readiness; functions of research activities and the competencies, skills, and skills developed on them. That is, in these paragraphs, possibly acquired skills, abilities, competencies are prescribed, if the student makes an effort. Discussions were raised about the quality of training, qualifications and competence of graduates. The study does not claim to be an exhaustive solution to the problem under consideration. This work is valuable for a wide range of readers interested in modern problems in education and the competence approach in it, issues of project activities and research activities.

Keywords: higher education, project activity, research activity, competence, competencies, competence approach in education, Federal State Educational Standard of Higher Education, bachelor

For citation: Khairutdinov R. R., Ataev A. I., Mukhametzyanova F. G. Formation of readiness of future bachelors for research activities. Global economy and education. 2023;3(3):69-80 (in Russ.)

Введение

Участие студентов в научно-исследовательской деятельности является важным компонентом высшего образования. Заметим, что в контексте обсуждения вопросов, касающихся подготовки бакалавра, этот компонент приобретает совершенно особую значимость, так как «технари» - это будущие кадры в промышленности России и от качества образования бакалавров зависит конкурентоспособность страны. Очень многое зависит как раз от возможности и умения проводить исследовательскую деятельность, которая, например, у технического профиля должна быть выражена: в поисках новых формул и реагентов, проектировании новых чертежей и даже в строительстве можно с помощью исследовательской деятельности вывести новую формулу цемента и т.д. [12].

Формирование готовности будущих бакалавров к исследовательской деятельности является одной из важных задач высшего образования. В настоящее время специальности требуют от своих специалистов не только умения применять на практике уже известные решения, но и разрабатывать новые технологии и методы. Исследовательская деятельность играет ключевую роль в развитии и в инновациях в технической сфере. Она позволяет не только углубить знания и

понимание предмета, но и научиться применять их в реальных проектах. Вместе с тем, она стимулирует творческое мышление, поиск новых решений и способствует профессиональному росту молодого специалиста [16].

Сейчас динамично повышаются во всех социально-экономических процессах требования к компетенциям,

профессиональным и квалификационным характеристикам работников разных социально-профессиональных профессий и это неизбежно. Важнейшим требованием к соискателю любой профессиональной отрасли, предъявляемым современным рынком труда, выступает готовность к проектной деятельности, которая имеет непосредственное отношение к инновационной, поскольку средствами такой деятельности

осуществляется преобразование

действительности и усовершенствование многих аспектов окружающей реальности [15].

Начиная с 2011 г., с введением Федерального государственного

образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки

«Профессиональное обучение (по отраслям)» в педагогических вузах страны ведется подготовка бакалавров профессионального

обучения по различным профилям подготовки. [36]. Название профиля связано с отраслями промышленности или сферами деятельности, например металлургия и машиностроение; электроника, радиотехника, связь;

строительство, транспорт, энергетика, сервис и т.д. Основной целью подготовки студентов по направлениям является обеспечение квалифицированными кадрами [29].

Психолого-педагогическая и технико-технологическая составляющие полученного образования, рабочая профессия, которую в обязательном порядке получают студенты во время обучения в ВУЗе, позволяют выпускникам полноценно работать

преподавателями специальных дисциплин и мастерами производственного обучения в учебных заведениях, ресурсных центрах по подготовке и переподготовке кадров для промышленных предприятий.

В учебных заведениях начального и среднего профессионального образования, к которым относятся профессиональные лицеи, техникумы, колледжи, училища, учебные центры и т.д., ведется подготовка специалистов рабочих профессий различного уровня квалификации. Следует отметить, что система профессиональной подготовки рабочих кадров на сегодняшний день не решает существующую проблему дефицита рабочих в российской промышленности. Нужно отметить, что реальность сегодня заключается в том, что мы столкнулись с дефицитом нужного нам количества высококвалифицированных рабочих рук и специалистов рабочих специальностей [5].

В новом Федеральном

образовательном стандарте способности к организации проектной деятельности особо выделяются среди основных ключевых профессиональных компетенций выпускников-бакалавров [36]. Они включают в себя способность обучающихся к моделированию и проектированию, умение при этом сотрудничать и работать в команде, подбирать эффективные инструменты, средства и технологии для реализации современных проектов, способность выходить на конечный продукт проектной деятельности, владение способностью разрабатывать техническую и

сопроводительную проектную документацию; а также умение реализовывать и внедрять различные проекты [3, 4].

Практически во всех ВУЗах страны (независимо от профиля ВУЗа) появляются учебные дисциплины, которые тем или иным образом связанны с проектной деятельностью будущих бакалавров. Однако основной проблемой для качественного и эффективного преподавания дисциплины «Проектная деятельность» стало недостаточность новых педагогических средств и технологий, позволяющих формировать готовность будущих бакалавров к проектной деятельности. Особенно остро эта проблема встала вследствие недостаточности

необходимой материально-технической базы, отсутствия обученных и прошедших соответствующую переподготовку

педагогических кадров и методических материалов для решения данной проблемы [6, 16, 25, 24].

Одной из приоритетных задач высшего профессионального образования является подготовка высококвалифицированных

специалистов, бакалавров способных проектировать сложные объекты, решать производственные проблемы и вести научно-исследовательскую деятельность с

использованием информационных технологий. Вместе с тем, практика подготовки бакалавров для высокотехнологичных производств показывает, что использование традиционных технологий и дидактических средств обучения при значительном сокращении времени на обучение не обеспечивает подготовку квалифицированных специалистов для таких предприятий. Это свидетельствует о необходимости подготовки бакалавров по специальным (профессиональным)

дисциплинам с использованием новых подходов, учитывающих современные достижения дидактики и информационных технологий [20].

Методы и материалы

Вопросы, связанные с проектной деятельностью, выступают предметом исследований в научных трудах С.С. Великановой [10], Ю. В. Громыко [12], А. Г. Ивасенко [17], И. А. Колесниковой [20], Л. М.

Курбатовой [24], А. В. Литвина [27], В. П. Наумова [28], М. Б. Павловой [30]. Подобный объем говорит об актуальности данного вопроса и затухающего интереса к данной проблематике из-за отсутствия конкретного ответа - метод проектов необходим или нет.

Однако данные авторы рассматривают лишь отдельные аспекты формирования готовности будущих бакалавров к проектной деятельности. Это позволяет сделать вывод, что в теории и практике профессионального образования проблема формирования готовности бакалавров к проектной деятельности изучена недостаточно и требует более детального исследования.

Вопросам, связанным с

компетенциями, посвящены исследования А. К. Афанасьева [3], В. И. Байденко [4], П. Д. Белашова [5], В. А. Болотова [8], А. А. Вербицкого [11], И. А. Дзюбенко [13], И. А. Зимний [14], Т. А. Ивановой [16], А. А. Коростелева и О. Н. Ярыгина [23], И. Н. Одарич [29], И. Д. Фрумина [38]. Мы видим еще большее количество работ, посвященных данной теме, что говорит тоже о поисках ответа, что же дают компетенции.

Тем не менее, и вопросы, связанные с проектной деятельностью, и компетенции, являясь взаимосвязанными мало в каких работах, связаны воедино. Они остаются темами отдельных исследований и работ, хотя обязаны звучать вместе, так как именно при исследовании студент уже получает определенные компетенции.

Так же в статье используются труды посвященные:

Мотивации - В. Г. Асеев [2], Е. М.Третьякова и И.Н. Одарич [34], О. А. Фроликова [37]; потребностям, мотивам и эмоциям - А. Н. Леонтьев [26]; личностному росту - Л. И. Савва [33]; готовности - М. И. Колдина [19]; умения - А. В. Усова [35] и другие, потребность в которых была обусловлена каким-либо узким

одномоментным вопросом.

Методологическую основу

исследования на психолого-педагогическом уровне базируются на фундаментальных положениях теории деятельности,

адаптированные к педагогическим процессам

(К.А. Абульханова-Славская, В.П. Зинченко, Е.П. Ильина, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.) и теории рефлексивной психологии и педагогики (Н.Г. Алексеев, А.Г. Ананьев, О.С. Анисимов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Г.П. Щедровицкий и др.).

Результаты

Во-первых, нужно дать определение готовности бакалавра. В проекте государственных стандартов высшего профессионального образования нового поколения в качестве более полного, личностно и социально интегрированного результата подготовки специалистов выступило понятие «компетентность» [36].

Однако у исследователей нет единого мнения по поводу трактовки данной категории. Одни авторы под компетентностью понимают «совокупность знаний, умений, опыта, отраженную в теоретико-прикладной подготовленности к их реализации в деятельности на уровне функциональной грамотности» [4, 16]. Другие определяют компетентность как «интегральное свойство личности, характеризующее его стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной деятельности в определенной области» [11, 29].

В большинстве трактовок категории «компетентность» так или иначе, фигурирует понятие «способность (готовность) к деятельности» [19, 23], тем самым подчеркивается ее деятельностная сущность. Рассмотрение проблемы формирования готовности к научно-исследовательской деятельности в аспекте компетентностного подхода предполагает обращение к таким понятиям, как «научно-исследовательская деятельность», «научно-исследовательская компетенция», «научно-исследовательская компетентность» [5, 13].

Среди множества определений научно -исследовательской компетентности студента наиболее точным, на наш взгляд является определение, которое понимает компетенцию как интегративную характеристику личности, трактуемую как ее свойство или качество, характеризующую готовность студента к

решению исследовательских задач методами научного познания», а под научно-исследовательской компетенцией -

«совокупность интеллектуальных, личностных и деятельностных характеристик, реализуемых в научно-исследовательской деятельности [14].

В нашем исследовании под научно-исследовательской деятельностью понимается деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей и природной среды и их применение для достижения практических целей [25].

В образовании цель исследовательской деятельности заключается в приобретении студентами функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности. Этому

способствует повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личностной позиции студента в образовательном процессе, основой которых является приобретение субъективно новых знаний, т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного студента. Таким образом, под научно-исследовательской, деятельностью студента будем понимать его выполнение творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающим наличие основных этапов исследования в научной сфере (постановка проблемы, изучение теории, сбор материала, его анализ и обобщение, подбор методик исследования, практическое овладение ими, подведение итогов) [30].

Исследовательские умения

заключаются в способности осознанно совершать действия по поиску, отбору, переработке, анализу, созданию,

проектированию и подготовке результатов познавательной деятельности, направленной на выявление объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. Исследовательская работа студента во всех вузах России является обязательной. Её основные этапы регламентированы учебным планом и рабочими программами дисциплин [16].

Структура научно -

исследовательской деятельности в общем виде представляет собой совокупность

взаимосвязанных компонентов:

^ мотив (совокупность социально обусловленных и личностных потребностей, направленных на предмет исследования);

^ цель (получение объективно нового знания о реальности и формирование способов деятельности по овладению этим знанием);

^ объект (выделенный для изучения объект материальной

действительности);

^ предмет (совокупность

устанавливаемых свойств объекта);

^ процесс (последовательность действий, протекаемых в соответствии с логикой научного исследования );

^ продукт (объективно новое знание о действительности) [6].

Выделим основные педагогические условия реализации процесса формирования готовности студентов к научно-исследовательской деятельности:

- ориентация будущего бакалавра профессионального обучения на формирование научно-исследовательских умений;

- определение научно-исследовательских умений (аналитико-исследовательские, модельно-прогностические, организационно-методические, профессионально-поисковые, рефлексивно-оценочные);

- обучение через научно-исследовательскую деятельность (разработка творческих заданий, исследовательских ситуаций, участие студентов в научно-исследовательских конференциях);

- определение направлений научно-исследовательской деятельности;

- внедрение педагогических инноваций в образовательный процесс;

- разработка и реализация учебного курса, например «Научно-исследовательская работа: методология, теория, практика организации и проведения», обеспечивающего готовность будущих бакалавров

профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности [39].

Динамичный характер формирования готовности студентов - будущих бакалавров профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности выражается в последовательном формировании научно -исследовательских умений на

соответствующих этапах:

- мотивационно-ориентировочный этап обеспечивает развитие мотивации к научно-исследовательской деятельности будущих бакалавров профессионального обучения, развитие потребностей к научно-исследовательской деятельности; этап предварительного ознакомления с программой, например «Научно -исследовательская работа: методология, теория, практика организации и проведения»;

- аналитико-исследовательский этап обеспечивает формирование аналитико-исследовательских умений (сбор информации для исследования, выделение проблем и противоречий, анализ явлений и процессов педагогической действительности);

- модельно-прогностический этап обеспечивает формирование стратегических научно-исследовательских умений в условиях учебной и вне-учебной деятельности (умения осуществлять поисковую деятельность, выбирать стратегию и направление научного поиска, определять основные составляющие исследования);

- организационно-методический этап обеспечивает формирование организационно-методических научно-исследовательских умений (разработка программы исследования, разработка общих и частных методик, определение критериев и показателей качества научно-исследовательских работ);

- профессионально-поисковый этап обеспечивает формирование исполнительно-поисковых научно-исследовательских умений;

- рефлексивно-оценочный этап обеспечивает осознание процесса формирования научно-исследовательских умений [31].

Через функции научно -

исследовательской работы студентов в процессе обучения в ВУЗе и процесс

исследовательской деятельности можно получить:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- образовательная: овладение теоретическими (научные факты) и практическими методами исследования, методикой проведения экспериментов, способами применения научных знаний;

- организационно-ориентационная: формирование умения ориентироваться в источниках, литературе; развитие умений организовывать и планировать свою деятельность; выбор методов обработки информации;

- аналитико-корректирующая: рефлексия студента, самоанализ, коррекция учебно-познавательной деятельности;

- мотивационная: развитие интереса к науке в процессе осуществления научно -исследовательской деятельности, познавательных потребностей; стимулирование самообразования, саморазвития;

- развивающая: развитие критического, творческого мышления, умения действовать в стандартных и нестандартных ситуациях, умения обосновывать, отстаивать свою точку зрения; развитие способностей (познавательных, коммуникативных, специальных способностей и др.);

- воспитывающая: становление нравственного и правового самосознания; воспитание способности к адаптации в изменяющейся социальной среде; формирование адекватной самооценки, ответственности, целеустремленности, волевого саморегулирования, смелости в преодолении трудностей и других способностей и черт характера. Воспитывающая функция включает также воспитание профессионального призвания, профессиональной этики [32, 22].

В системе высшего профессионального образования можно выделить несколько направлений по применению и внедрению видов и форм научно-исследовательской деятельности студентов:

- обогащение традиционных академических форм организации учебного процесса (лекций, семинаров, практических и

лабораторных занятий) выполнением задач исследовательского типа;

- развитие внеучебных форм вовлечения студентов в научную деятельность (например, написание научных докладов, статей, подготовка сообщений; проведение олимпиад и научных конференций; разработка проектов для получения грантов; факультативные формы обучения; формы научного сотрудничества вуз - производство и др.);

- внедрение менее распространенных специфических для высшего образования коллективных форм научно-практической деятельности студентов (научно-исследовательские кружки, коллективы молодых исследователей и др.) [18, 1].

С целью оценки готовности будущих бакалавров профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности в исследовании выделены три уровня сформированности научно-исследовательских умений: высокий, средний, низкий [7].

Однако, для того чтобы студенты готовились к исследовательской деятельности, необходимы дополнительные условия, кроме педагогических.

Во-первых, важно формирование у студентов соответствующих компетенций, которые позволят им эффективно работать в исследовательской сфере. К таким компетенциям относятся глубокие знания в области технических наук, умение анализировать и систематизировать информацию, критическое мышление, коммуникативные навыки и т.д. Что подразумевает высокую квалификацию у преподавательского состава, гибкость учебных планов и возможность «настройки» под конкретного студента (ведь исследователь-конструктор - это штучный товар1) [3].

Во-вторых, необходимо создать условия для практической реализации исследовательских проектов. Это может быть осуществлено через проведение научных конференций, семинаров, лабораторных

1 Яркие примеры в истории - Лавочкин, Туполев, Курчатов, Сахаров, Капица, Королев и многие другие.

исследований и т.д. Кроме того, студенты могут принимать участие в научных группах или проектах, в которых они будут осуществлять исследовательскую работу под руководством опытных научных работников. Что подразумевает решение таких вопросов -адекватная оценка и самооценка, «бюрократия» («творец» не должен тратить время на бумажки) [21].

В-третьих, важно создание

мотивационной системы для развития исследовательской деятельности.

Возможности признания и поощрения студенческих исследовательских достижений, например, через участие в конкурсах, получение стипендий или освобождение от определенного количества учебной нагрузки, помогут студентам формировать интерес к научной работе и достигать новых высот. Что подразумевает практику, еще раз - практику, и снова - практику реальную, а не «нарисованную». Для этого нужно конечно достаточное финансирование. Следует возвращаться к опыту в СССР, когда молодые кадры получали опыт в НИИ, конструкторских бюро... [26].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что «компетентность» и «готовность» - ключевые понятия профессиональной подготовки современного специалиста, находящиеся в тесной взаимосвязи друг с другом. Компетентность предполагает наличие готовности к определенному виду деятельности. Однако говорить о замещении категории «готовность» понятием «компетентность» не представляется возможным [19].

Многие исследователи

соотносят уровни усвоения знаний и способы деятельности с результатом процесса обучения студентов полного цикла учебной дисциплины, а также со способами деятельности и свойствами знаний [9, 15, 33].

Из этого следует, что деятельность должна быть направлена как на получение материальных или других результатов, так и на изменение и развитие самих студентов, формирование у них профессиональных и общепредметных ключевых компетенций,

которые составили бы в своей целостности профессиональную компетентность бакалавра.

Важным результатом деятельности высшего учебного заведения является качественная подготовка выпускника. Под качеством образования мы будем понимать совокупность характеристик и свойств учебного процесса, придающих ему способность в удовлетворении обусловленных или предполагаемых потребностей в знаниях и умениях отдельных лиц, предприятий, социума и государства [25].

Данное определение отражает сформированность представления о качестве образования. Отличительной чертой качества образования должно быть ориентация на выпускника в соответствии с основными принципами международных стандартов ISO серии 9000 и серии 10000 и Российского аналога ГОСТ. В высшем образовании тенденция к интеграции знаний должна являться доминирующей, дисциплины специального цикла обязаны опираться на базы различных технических и технологических дисциплин, включая в себя знания и умения, имеющие комплексный характер [27]. Формирование

профессиональной компетентности с позиций системного и интегрированного подхода рассмотрено учеными Н. А. Гришановой, А. К. Марковой, С.Г. Молчановым и др., которые говорят, что она есть единство системы связанных компонентов и проявления индивидуальных качеств, охватывающих и отражающих всю сферу профессиональной деятельности [37].

При этом компетентностный подход должен учитывать эффективность результата обучения бакалавров, так же весь цикл познавательной деятельности, обязан закрепляться и углубляться, и

воспроизводиться на практике [8].

Профессиональная компетентность бакалавров это уровень профессионального мастерства на каждом этапе развития студентов; как степенной показатель овладения будущей профессией; как критерий оценки роста бакалавров в профессиональной деятельности; как совокупность полученных в процессе обучения профессиональных знаний

и умений; как единство в потребности мотивационной, операционной, технической области индивида и саморазвития, необходимого для реализации будущей профессии [33].

Содержательная структура

профессиональной компетентности

обусловливается структурой

профессиональной деятельности и умениями, которые необходимы для осуществления данной деятельности, в то же время выступающей как компонент

профессиональной компетентности и представляющей собой совокупность проектировочных, конструктивных,

организаторских и коммуникативных компонентов [13] Под профессиональной компетентностью можно понимать

интегральные качества личности, которые опираются и отражают структуру эмоциональной, интеллектуально-волевой и практической сферы деятельности,

включающей в себя мотивационные, содержательные и ценностные компоненты [14]. Помимо всего прочего нужно учитывать и уровень профессионализма [38].

На наш взгляд, проблема подготовки обусловлена изменениями в области экономики, культуры и общества России. Современный этап развития российского образования тесно взаимосвязан с наукой, движущей силой которой является непреходящая потребность социума в росте экономических показателей,

конкурентоспособности и эффективности работы в области промышленности.

Природу компетентности как предмета обучения, результатом которого является развитие личности, ее карьерный и технологический рост, связанный с самоорганизацией и конкретизацией деятельностного и личностного опыта, рассматривал в своих трудах В. А. Болотов [8]. При этом компетенции будут формироваться в деятельности, и проявляться органично в соответствии с ценностями студента, при условии ценностного отношения к деятельности, личного интереса,

достигающегося благодаря высоким профессиональным результатам [2].

Сущностными характеристиками

непрерывного образования, которое априори будет индивидуально, самостоятельно, являются гибкость, разнообразие, доступность во времени и пространстве, индивидуализация, интеграция. Совокупность данных

характеристик побуждает к осмыслению проблемы преемственности перехода от квалификационного к компететностному формату в системе непрерывного образования

[15].

Преемственность перехода от квалификационного [17] к компетентностному [4, 23 и др.] подходу применительно к профессиональной подготовке бакалавров заключается в востребованности изучения и измерения потенциальных и фактически проявляемых качеств бакалавров.

Изучение применяемых в настоящее время требований основных профессий показывает, что в основе основных заложен квалификационный подход. В целом в профессиональной программе и модели бакалавра состав характеристик отображает способность выпускников исполнять определенные функции и самостоятельно делать выбор решений в различных областях деятельности. Для выявления потенциальной характеристики бакалавра предполагается провести физиологические исследования качеств личности; определение степени квалификации [26]. Можно выделить теоретическое и практическое проявление качеств студента, обусловленных

мотивационным состоянием личности, качеством внешней мотивации, значительно отличающейся от характеристик,

приобретаемых в результате психологических и физиологических исследований. При этом проявление данных качеств требует совпадения ценностных характеристик будущего бакалавра-инженера и

приоритетности мотиваций в системе предприятия. Поэтому для исследования потенциала личности требуется изучить и оценить фактически (теоретически)

проявляемые качества студента, его характеристику, позволяющую точно прогнозировать эффективность работы [34].

Итак, квалификационный подход делает упор на накопление знаний, умений, навыков, получаемых в различных сферах деятельности. На сегодняшний день рынок труда выделяет способность и готовность выпускника осуществлять свои возможности в трудовой деятельности путем разрешения проблемной ситуации. При этом под способностью мы будем понимать наличие у бакалавра профессиональных характеристик (знания, умения), которые соответствуют той области и профессии, куда будущий выпуск пойдет после окончания ВУЗа [33].

Заключение

Проведённое исследование показало, что понятие «готовность» не имеет точного определения. Таким образом, существует необходимость конкретизации понятия «готовность», которое можно рассматривать как комплекс компетенций, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей, и мотивационного состояния бакалавра, предполагающего профессиональную

квалификацию и определяется потребностью промышленности, а актуализация, - изучением и оцениванием мотивационного состояния.

Таким образом, формирование готовности будущих бакалавров к исследовательской деятельности является важным этапом их профессиональной подготовки. Это требует создания соответствующих условий и системы подготовки, а также мотивационной системы, которая будет способствовать развитию исследовательской активности среди студентов.

Итак, по итогу мы понимаем, что основная масса студентов имеет низкий уровень мотивации к проектной деятельности, демонстрируют отсутствие системных и осознанных знаний в области

исследовательской деятельности,

практических умений и навыков при создании проектов, низкий уровень рефлексии, а значит демонстрируют недостаточный уровень готовности к проектной деятельности и в будущем уже выполняя профессиональные обязанности.

Выводы:

1. Формирование профессиональных компетенций будущих бакалавров будет осуществляется успешно, если на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлениям подготовки, по которым должен быть готов бакалавр будет получать все заявленные знания, умения, навыки и компетенции.

2. Компетенции и умения должны выражать взаимосвязь целевого (социальный заказ, федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования), содержательного (учебно-методические модули спецкурса из которых состоит подготовка будущих бакалавров), технологического (формы, методы, средства и технологии обучения последовательной организации образовательного процесса), результирующего (проведение промежуточных, контрольных процедур и анализа полученных результатов, где на основе определенных критериев и показателей

определяются уровни сформированности профессиональных компетенций) блоков. [18]

3. Успешная профессиональная подготовка будущих бакалавров, способных к осуществлению самостоятельной

профессиональной деятельности, в

соответствии с требованиями

профессионального стандарта возможна при разработке и внедрении в образовательный процесс структурно-функциональной модели как средства обеспечения эффективности формирования профессиональных

компетенций студентов. А именно, как комплекс педагогических условий

(организационно-педагогические, психолого-педагогические, дидактические), методов (теоретические и практические), форм (лекции, семинары, индивидуальные занятия), средств обучения (традиционные,

информационные, электронные ресурсы), которые способствуют на практике обеспечить обучение на основе компетентностного подхода.

Литература

1. Абрамова М. А. Моделирование как метод исследования / М. А. Абрамова // Меридиан. - 2017. - № 4 (7). - С. 148-150.

2. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. - М. : 1976. -

454 с.

3. Афанасьев А. К. Формирование базовых профессиональных компетенций у студентов технических вузов, обучающихся по программе подготовки офицеров запаса автомобильных войск : дис. ... канд. пед. наук / А. К. Афанасьев. - Самара, 2010. - 180 с.

4. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании / В. И. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 4-13

5. Белашов П.Д. Сущность понятия «компетенция» и «компетентность» в научной литературе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 79-84.

6. Белогрудова В. П. Об исследовательской деятельности студентов в условиях проектного метода / В. П. Белогрудова // Иностранный язык в школе. -2005. - № 8. - С. 6-11.

7. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - Москва : Институт профессионального образования МО России, 1995. - 336 с.

8. Болотов В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов В. В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.

9. Булавенко О. А. Психолого-педагогические условия формирования технического мышления у будущих учителей технологии и предпринимательства : дис. ... д-ра пед.наук / О. А. Булавенко. - Брянск, 1999. - 234 с.

10. Великанова С.С. Основы проектной деятельности. Учеб. пособие / С.С. Великанова. -Магнитогорск: МГТУ, 2017. - [Электронный ресурс]: URL: https://magtu.informsystema.ru/uploader/fileUpload?name=9.pdf&show=dcatalogues/1/1132874/9.pdf&vie w=true (дата обращения: 16.07.2023).

11. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения / А. А. Вербицкий. - Москва : ИЦ ПКПС, 2004. - 84 с.

12. Громыко Ю. В. Проектное сознание / Ю. В. Громыко. - М. : Институт учебника Paideia, 1997. - 560 с.

13. Дзюбенко И.А. Сущность понятий «компетентность» и «компетенция» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 1. С. 18-20.

14. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования (теоретико-методологический аспект) / И. А. Зимняя. - М. : Высшее образование сегодня, 2006. - 26 с.

15. Зинченко В. П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии : монография / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. - М. : Тривола, 1994. -304 с.

16. Иванова Т. А., Ковалев В. П. Формирование исследовательской компетентности у будущих бакалавров по направлению подготовки «педагогическое образование» (профили «химия» и «биология»). // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2015. № 2 (86) - С. 149-153.

17. Ивасенко, А. Г. Управление проектами / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова, М. В. Каркавин - Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. - 327 с.

18. Ипполитова Н. В. Взаимосвязь понятий «методология» и «методологический подход» / Н. В. Ипполитов. - Шадринск : Шадринский дом печати, 2011. - 208 с.

19. Колдина М. И. Формирование готовности к научно-исследовательской деятельности будущих бакалавров профессионального обучения. // Концепт. - 2014. - № 04 (апрель). -[Электронный ресурс]: URL: http://e-koncept.ru/2014/14086.htm. (Дата обращения 05.07.2023)

20. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование : учеб. пособие для высш. учеб. завед. / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская ; под ред. И. А. Колесниковой. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.

21. Колобов А.Н. Комплексный подход как средство формирования готовности студентов и слушателей к научно-исследовательской деятельности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 1. № 2 (18). С. 51-54.

22. Коменский Я. А. Антология гуманной педагогики / Я. А. Коменский. - М. : Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002. - 224 с.

23. Коростелев А.А., Ярыгин О.Н. Компетентностный подход: проблемы терминологии // Вектор науки Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2. С. 212-220.

24. Курбатова Л. М. Проектная деятельность студента как технология освоения информационной культуры будущего специалиста / Л. М. Курбатова // Информатика и образование. -2008.- № 1.- С. 114-116.

25. Кутумова А.А., Кушнир Т.И. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки бакалавров профессионального обучения // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 11-8. - С. 1803-1807; [Электронный ресурс]: URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35851 (дата обращения: 15.07.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции / А. Н. Леонтьев // Психология мотивации и эмоций ; под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. - М. : АСТ ; Астрель, 2002. - С. 13-20.

27. Литвин А.В., Савва Л.И., Рабина Е.И. Формирование готовности будущих бакалавров к проектной деятельности средствами образовательной робототехники как педагогическая проблема // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №3, [Электронный ресурс]: URL: https://mir-nauki.com/PDF/90PDMN320.pdf (дата обращения: 13.07.2023).

28. Наумов В. П. Основы проектной деятельности : учеб. пособие / В. П. Наумов, А. Г. Куликов ; под ред. В. Д. Симоненко. - Магнитогорск : МаГУ, 2001, - 150 с.

29. Одарич И. Н. Формирование профессиональных компетенций по видам профессиональной деятельности бакалавров направления подготовки 08.03.01 строительство //

Балтийский гуманитарный журнал. 2016. №2 (15). С. 173-176

30. Павлова М.Б. Метод проектов в технологическом образовании. / М.Б. Павлова. - Под ред. И.А. Сасовой. - М.: Вентана-Графф, 2003. - 294 с.

31. Практическая психология : учебник / под ред. М.К. Тутушкиной. -СПб. : Изд-во «Дидактика Плюс», 2001. - 368 с.

32. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 1989. - Т. 1. - 488 с. ; - Т. 2. - 328 с.

33. Савва Л. И. Профессионально-личностное становление студента вуза : монография / Савва Л. И. и др. ; под ред. Л. И. Савва. - Уфа : Аэтерна, 2015. -297 с.

34. Третьякова Е.М., Одарич И.Н. Формирование мотивации студентов Вуза к самостоятельной работе как основа развития профессиональных компетенций. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. №4 (23) . С. 205-208.

35. Усова А. В. Формирование у учащихся учебно-познавательных умений. / А.В. Усова. -Челябинск : Издательство ЧГПИ, 1994. - 23 с.

36. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). URL: https://fgos.ru/

37. Фроликова О. А. Мотивация как фактор развития личностно-профессиональных качеств студентов-психологов : монография / О. А. Фроликова. - Орел : Изд-во «Александр Воробьев», 2010. - 180 с.

38. Фрумин И. Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление : матер. 9-й науч.-практ. конф. - Красноярск, 2003 - 278 с.

39. Яковлев Е. В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева. - Челябинск : Изд-во РБИУ, 2010. - 317 с.

Авторы публикации Хайрутдинов Рамиль Равилович - кандидат исторических наук, доцент / Казанский Федеральный Университет / Институт международных отношений (КФУ, ИМО) е-mail: ramilh64@mail.ru, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0096-4243 Атаев Александр Иванович - студент 5 курса Казанского Федерального Университета, Института Международных Отношений, кафедры исторического и обществоведческого образования, Высшая школа международных отношений и мировой истории (КФУ, ИМО, ВШМОиМИ)

е -mail: alexander70223505@gmail.com ORCID: https://orcid.org/0009-0009-6343-3907 Мухаметзянова Флера Габдульбаровна -профессор, доктор педагогических наук, КФУ / Институт международных отношений / Высшая школа международных отношений и мировой истории / кафедра исторического и обществоведческого образования (на базе Института всеобщей истории Российской академии наук), е -mail: florans955@mail.ru ORCID: http://orcid. org/0000-0001 -9991 -1549 Раскрытие информации о конфликте интересов Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Информация о статье

Поступила в редакцию: 13.11.2023 Принята к публикации: 13.12.2023 Опубликована: 29.12.2023

Authors of the publication Khairutdinov Ramil Ravilovich - Candidate of Sciences in History, Associate Professor / Kazan Federal University / Institute of International Relations (KFU, IMO), e-mail: ramilh64@mail.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0096-4243 Ataev Alexander Ivanovich - 5th year student of Kazan Federal University, Institute of International Relations, Department of Historical and Social Studies Education, Higher School of International Relations and World History (KFU, IMO, HSE),

e-mail: alexander70223505@gmail.com ORCID: https://orcid.org/0009-0009-6343-3907 Mukhametzyanova Fleera Gabdulbarovna -Professor, Doctor of Pedagogical Sciences, KFU / Institute of International Relations / Higher School of International Relations and World History / Department of Historical and Social Studies Education (based on the Institute of General History of the Russian Academy of Sciences),

e-mail: florans955@mail.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0001 -9991 -1549 Conflicts of Interest Disclosure

The author declares that there is no conflict of interest.

Article info

Submitted: 13.11.2023

Accepted for publication: 13.12.2023

Published: 29.12.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.