Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
готовность будущего педагога / интеллектуальное воспитание / интеллектуальные возможности / выдающиеся способности индивида / readiness of future teacher / intellectual education / intellectual capabilities / outstanding abilities of individual

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.С. Серёдкина, Е.Л. Федотова

Реалии современного образования в Российской Федерации отражаются в приоритетном направлении государственной стратегии, связанным с формированием оптимальных условий для эффективного интеллектуального воспитания принципиально нового поколения, подготовленного к активной самостоятельной деятельности по развитию научного, стратегического, экономического потенциала, а также повышением статуса суверенного государства как во внешней, так и во внутренней политике страны. Учитывая изменения в социальных потребностях населения и целостности государственного заказа, формируются также новые задачи, первостепенной из которых является необходимость организации учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование и развитие успешного гражданина российского общества, приверженного поиску и познанию нового. Современный представитель нового общества, несомненно, должен обладать развитыми интеллектуальными, творческими способностями, демонстрировать ярко выраженный талант в одной или нескольких сферах деятельности, уметь самостоятельно принимать важные решения, осмысливать объем ответственности и необходимость осознано выбирать путь личностного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF FUTURE TEACHER’S READINESS FOR INTELLECTUAL EDUCATION OF STUDENTS

Modern realities reflect the trend in the development of the leading direction of education in the Russian Federation, the priority direction of the state strategy is the formation of optimal conditions for the effective intellectual education of a fundamentally new generation, prepared for active independent work in developing scientific, strategic, economic potential, as well as raising the status of a sovereign state as foreign and domestic policy of the country. Taking into account changes in the social needs of the population, the state order is also being modernized and new tasks are being formed, the paramount of which is the need to organize an educational process aimed at the successful formation and development of a successful citizen of Russian society, fully committed to the search and knowledge of the new. A modern representative of a new society, of course, must have developed intellectual, creative abilities, demonstrate a pronounced talent in one or more areas of activity, be able to independently make important decisions, be aware of the amount of responsibility and the need to consciously choose the path of personal development.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ»

стикерами. По сигналу преподавателя (через 1 или 2 минуты - в зависимости от уровня подготовленности группы) студенты внешнего круга сдвигаются на одного человека вправо и, соответственно, меняются партнерами. И так до тех пор, пока каждый участник не поговорит со всеми претендентами. Побеждает тот, у кого набралось больше стикеров.

3. «Словарный пазл».

Описание: типичный вариант игры из mingling activities (условно-речевое упражнение, во время выполнения которого студенты могут двигаться по аудитории, задавая вопросы друг другу). Преподаватель просит напечатать (не писать от руки) 1% страницы из терминологического словаря 2-3 студентов, разрезает страницы таким образом, что графы 1-4 отделяются друг от друга, перемешивает получившиеся элементы и раздает группе. Задача: восстановить начальный вариант словаря, выкладывая на столе разделы «слово», «значение», «перевод на русский язык», «употребление в контексте». При этом студенты задают друг другу вопросы только на иностранном языке, обмениваясь информацией, или выбирают наиболее действенные стратегии по решению поставленной перед ними задачи в короткие сроки.

На основе такого метода, как включенное наблюдение, можно предложить ряд педагогических условий, которые позволят более эффективно применять глоссарии и терминологические словари в лингводидактике. Во-первых, учить студентов лексикографическим навыкам в области языка специальности, начиная с первого года обучения в бакалавриате (лучше со второго семестра). Во-вторых, развивать у обучаемых навыки использования транскрипции (для

Библиографический список

сложных лексических единиц) при ведении словарей. В-третьих, настоятельно рекомендовать учащимся заносить в терминологический словарь пример из статьи, источника и т. д., где выбранное слово употреблялось в контексте. Дополнительную ценность приобретает так называемая «работа на полях словаря»: умение выделять интересные грамматические конструкции в примерах (на рис. 1 в графе 4 подчеркнуто слово recognized как пример употребления причастия прошедшего времени). В-пятых, учить магистрантов и аспирантов делать ссылки на источники информации. Это поможет в их научной работе и оформлении списка использованной литературы в конце диссертационного исследования. Наконец, дополнительным ценным заданием при составлении терминологического словаря может стать работа над словообразованием, когда лемма из графы № 1 трансформируется в дополнительной графе № 5 в другие части речи. Это еще больше расширяет словарный запас студентов при изучении языка специальности.

В качестве вывода можно отметить, что сложно переоценить роль терминологического словаря в учебной деятельности бакалавров, магистров и аспирантов. Его составление придает учебному процессу осмысленность, развивает когнитивные навыки, мотивирует к дальнейшему погружению в язык специальности, воспитывает культуру работы с печатным (письменным) словом. Отличительной особенностью терминологических словарей можно считать их индивидуальность, поскольку информационные поля у всех обучаемых разные. Осмысление, понимание и накопление различных компетенций в процессе составления терминологических словарей и глоссариев становится важным условием эффективности учебного процесса в лингводидактике.

1. Аманалиева ГЭ. Терминологический словарь: понятие, функции и структура. Бюллетень науки и практики. 2020; Т. 6, № 3: 622-627.

2. Teslenok S.A., Mushtaikin A.P. Electronic Terminological Dictionary-Sourcebooks as an Innovative form of Information and Communication Technologies in Geoinformation and Cartographic Education. Regional Geosystems. 2023; Vol. 47, № 1: 116-125.

3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 12.08.2020 № 954. Available at: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/ BaW380301_B_3_31082020.pdf

4. Гольцева О.Ю., Горшенева И.А., Солдатенкова А.И. Роль перевода при изучении иностранного языка в рамках профессиональной подготовки. Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2020; № 2: 75-78.

5. Валиахметова Л.В., Звягинцева Е.П. Использование аутентичных текстов в профессионально ориентированной подготовке студентов как обязательный элемент лингводидактики. Инновации в образовании. 2021; № 12: 76-84.

References

1. Amanalieva G.'E. Terminologicheskij slovar': ponyatie, funkcii i struktura. Byulleten'naukiipraktiki. 2020; T. 6, № 3: 622-627.

2. Teslenok S.A., Mushtaikin A.P. Electronic Terminological Dictionary-Sourcebooks as an Innovative form of Information and Communication Technologies in Geoinformation and Cartographic Education. Regional Geosystems. 2023; Vol. 47, № 1: 116-125.

3. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 38.03.01 'Ekonomika. Prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya RF ot 12.08.2020 № 954. Available at: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/380301_B_3_31082020.pdf

4. Gol'ceva O.Yu., Gorsheneva I.A., Soldatenkova A.I. Rol' perevoda pri izuchenii inostrannogo yazyka v ramkah professional'noj podgotovki. Mezhdunarodnyjzhurnalpsihologii i pedagogiki v sluzhebnoj deyatel'nosti. 2020; № 2: 75-78.

5. Valiahmetova L.V., Zvyaginceva E.P. Ispol'zovanie autentichnyh tekstov v professional'no orientirovannoj podgotovke studentov kak obyazatel'nyj 'element lingvodidaktiki. Innovacii v obrazovanii. 2021; № 12: 76-84.

Статья поступила в редакцию 12.10.23

УДК 37.03

Seredkina A.S., postgraduate, Department of Pedagogy of Irkutsk State University (Irkutsk, Russia), E-mail: djakonda6@yandex.ru

Fedotova E.L., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy of Irkutsk State University (Irkutsk, Russia), E-mail: elf.irk@mail.ru

FORMATION OF FUTURE TEACHER'S READINESS FOR INTELLECTUAL EDUCATION OF STUDENTS. Modern realities reflect the trend in the development of the leading direction of education in the Russian Federation, the priority direction of the state strategy is the formation of optimal conditions for the effective intellectual education of a fundamentally new generation, prepared for active independent work in developing scientific, strategic, economic potential, as well as raising the status of a sovereign state as foreign and domestic policy of the country. Taking into account changes in the social needs of the population, the state order is also being modernized and new tasks are being formed, the paramount of which is the need to organize an educational process aimed at the successful formation and development of a successful citizen of Russian society, fully committed to the search and knowledge of the new. A modern representative of a new society, of course, must have developed intellectual, creative abilities, demonstrate a pronounced talent in one or more areas of activity, be able to independently make important decisions, be aware of the amount of responsibility and the need to consciously choose the path of personal development.

Key words: readiness of future teacher, intellectual education, intellectual capabilities, outstanding abilities of individual

А.С. Серёдкина, аспирант, Иркутский государственный университет, г. Иркутск, E-mail: djakonda6@yandex.ru

Е.Л. Федотова, д-р пед. наук, проф., Иркутский государственный университет, г. Иркутск, E-mail: elf.irk@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Реалии современного образования в Российской Федерации отражаются в приоритетном направлении государственной стратегии, связанным с фор-мированим оптимальных условий для эффективного интеллектуального воспитания принципиально нового поколения, подготовленного к активной самостоятельной деятельности по развитию научного, стратегического, экономического потенциала, а также повышением статуса суверенного государства как во внешней, так и во внутренней политике страны. Учитывая изменения в социальных потребностях населения и целостности государственного заказа, формируются также новые задачи, первостепенной из которых является необходимость организации учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование и развитие успешного гражданина российского общества, приверженного поиску и познанию нового. Современный представитель нового

общества, несомненно, должен обладать развитыми интеллектуальными, творческими способностями, демонстрировать ярко выраженный талант в одной или нескольких сферах деятельности, уметь самостоятельно принимать важные решения, осмысливать объем ответственности и необходимость осознано выбирать путь личностного развития.

Ключевые слова: готовность будущего педагога, интеллектуальное воспитание, интеллектуальные возможности, выдающиеся способности индивида

Современное образование ориентировано на поддержку формирования всесторонне развитого, активного молодого поколения, способного адаптироваться к быстроменяющемуся миру. Качествами успешного человека, обеспечивающими его конкурентоспособность, являются, прежде всего, профессиональная и академическая мобильность, способность решать нестандартные задачи, видеть альтернативные пути их решений. Эти черты характерны для интеллектуально воспитанной личности.

Говоря о создании и реализации специальных педагогических условий, обеспечивающих взращивание такого поколения, следует сфокусироваться на феномене интеллектуального воспитания личности обучающихся и отметить его особую значимость в профессиональной деятельности будущего специалиста, испытывающего потребность в самообразовании, саморазвитии и самореализации [1].

Особого внимания заслуживает способность будущих педагогов к творческому, дивергентному и конвергентному мышлению, что свидетельствует о наличии хорошо развитых когнитивных способностей выпускников педагогических вузов и демонстрирует высокую познавательную активность среди талантливых студентов [2].

Актуальность исследования связана, с одной стороны, с высокой социальной значимостью рассматриваемой проблемы, с другой стороны - с анализом идей, основных подходов [3] и компонентов, теоретических предпосылок формирования готовности будущего педагога к интеллектуальному воспитанию, который показал недостаточность раскрытия и обоснования изучаемой проблемы, необходимостью дальнейшего поиска путей и создания эффективных педагогических условий, обеспечивающих формирование такого вида готовности.

В процессе изучения данной проблемы было выявлено, что в отечественной психолого-педагогической теории и практике накоплен большой опыт организации взаимодействия с интеллектуально одаренными детьми, а также усовершенствованы и развиты подходы к их воспитанию и обучению. Основываясь на результатах анализа таких идей, основных теоретических предпосылках, мы определили сущность проблемы и выявили особенности педагогического взаимодействия при осуществлении интеллектуального воспитания, наметили приоритетные направления совместной деятельности будущего педагога с обучающимися.

Формирование готовности будущего педагога к интеллектуальному воспитанию - многофакторный процесс построения им траектории образовательной деятельности, профессиональной компетентности на основе результатов качественной профессиональной подготовки с последующей эффективной реализацией интеллектуального воспитания личности.

В теоретическом изыскании авторы определили ключевые категории исследования, сущность, критерии и показатели готовности будущего педагога к интеллектуальному воспитанию. Экспериментальная часть работы связала психолого-педагогическую теорию и практику посредством анализа уровня готовности студентов к данному виду профессиональной деятельности. Экспериментальная часть исследования заключалась в определении и реализации педагогических условий, которые обеспечивают эффективность подготовки будущих педагогов к интеллектуальному воспитанию; проведении педагогической диагностики для определения исходного уровня готовности учащихся к интеллектуальному воспитанию; разработке критериально-диагностического аппарата для оценки уровня готовности будущих педагогов к интеллектуальному воспитанию.

Целью экспериментальной работы было выявить с помощью средств и методов контроля динамические (статические) изменения соотношения между уровнем начальной готовности обучающихся к реализации интеллектуального воспитания на первом этапе эксперимента и уровнем сформированной готовности путем создания определенных педагогических условий на заключительном этапе эксперимента, а также внедрить и апробировать на практике данные педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование готовности будущих педагогов к интеллектуальному воспитанию личности обучающихся.

В соответствии с целью исследования экспериментальные были поставлены следующие задачи: определить исходный уровень готовности будущих педагогов к интеллектуальному воспитанию личности обучающихся; выстроить алгоритм педагогических условий, обеспечивающих формирование готовности студентов к интеллектуальному воспитанию личности обучающихся.

Методологической основой исследования послужили концептуальные положения М.А. Холодной, Э.Г Гельфмана [44] о психолого-дидактических особенностях интеллектуального воспитания обучающихся и возможностях образовательных технологий как его катализатора, а также научные труды А.С. Артюхиной [5], где предметом методологии научного исследования является проблема интеллектуального воспитания обучающихся, в которой рассматривается общая задача -обогащение ментального опыта обучающихся. Наравне с этим С. А. Минюрова в своих работах определяет интеллектуальное воспитание как базис «становления представлений человека о мире и основу саморазвития личности» [6].

Теоретическая значимость. В отечественных исследованиях интеллектуальное воспитание рассматривается как форма организации учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает оказание каждому ребенку персонализированной психолого-педагогической помощи с целью развития его интеллектуальных возможностей. В сравнительном анализе было выявлено, что ученые единогласны и ранжируют интеллектуальное воспитание на два взаимодополняющих аспекта: повышение продуктивности интеллектуальной деятельности личности обучающегося (за счет формирования способностей анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать каузальные связи, классифицировать объекты по признакам, систематизировать знания, аргументированно отстаивать собственную точку зрения, генерировать новые идеи и т. д.); рост качества оригинальности мышления, преобразование специфичной логики суждений, своеобразие умозаключений (на основе учета личностных познавательных особенностей, предпочитаемых способов познания, избирательности в выборе учебного материала и т. д.) [6].

Готовность к осуществлению определенного вида профессионального психолого-педагогического взаимодействия с детьми представляет собой особую позицию педагогов, в которой проявляется стремление оказать каждому обучающемуся сопровождение в разрешении имеющихся у него образовательных трудностей путем активизации его интеллектуальных ресурсов с помощью психолого-педагогических методов и образовательных технологий [8].

Авторы статьи солидарны с вышеописанным утверждением, однако считают, что важно формировать готовность к интеллектуальному воспитанию обучающихся еще на этапе приобретения тех или иных компетенций в процессе получения высшего педагогического образования. Поскольку теоретические аспекты проблемы готовности будущих педагогов к данному виду деятельности в научных исследованиях представлены частично, это является очевидным препятствием в практической подготовке будущих педагогов к интеллектуальному воспитанию.

Наравне с этим в научных трудах Е.А. Никитиной мы нашли описание теоретических аспектов использования современных электронно-информационных технологий в воспитательной работе образовательных организациях. Автор указывает на то, что современная ситуация, сложившаяся в российской системе образования, требует творческого становления профессионально компетентного специалиста, владеющего основами методики воспитательной работы с использованием электронно-информационных технологий в образовательном процессе [9].

Научная новизна: учитывая реалии современной действительности и масштабы мировой цифровизации, которая проникла во множество сфер человеческой деятельности, мы считаем необходимым обратить пристальное внимание на возможности использования цифровой образовательной среды в процессе интеллектуального воспитания. Современное поколение является активным пользователем открытого информационного пространства. Нам думается, что оптимальное использование цифровой образовательной среды в воспитательной работе открывает новые возможности, формирует познавательный интерес и порождает педагогическое творчество, а также позволяет решить ряд актуальных задач: повышение эффективности включения обучающихся в воспитательный процесс; усиление аксиологического и мотивационного компонента в формировании личности; предоставление возможности моделирования различных воспитательных ситуаций и явлений в виртуальном пространстве; предоставление обучающимся более широкого поля для развития интеллектуальных, креативных и познавательных способностей [9].

Анализ данной среды выявил широкие возможности организации различных мероприятий в цифровом пространстве при помощи сети Интернет с использованием различных образовательных и социальных ресурсов, привлекая неограниченное количество участников, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья. Следует отметить, что интеграция цифровой образовательной среды в процесс интеллектуального воспитания еще недостаточно изучен, но является актуальным и требует детальной проработки.

Цифровизация системы образования является важным фактором развития интеллектуального потенциала и возможностей личности, поскольку открывает необозримые возможности и предлагает инновационные инструменты, позволяющие более эффективно осуществлять учебно-воспитательный процесс, расширять доступ к знаниям и выводить качество образования на более высокий уровень.

Одним из основных преимуществ цифровизации является расширение доступа к образованию для широкого круга людей. Через онлайн-курсы и дистанционное обучение люди могут получить образование независимо от своего места жительства или работы, уровня знания языка, социумного статуса и т. д. Это особенно важно для тех, кто не может получать образование при очном формате обучения. Кроме того, цифровизация предоставляет возможности для индивидуализации и персонификации обучения. Благодаря различным онлайн-платфор-мам и программам обучающиеся могут выбирать курсы и материалы, отвечающие их интересам и потребностям, что позволяет углубляться в изучение той или

иной дисциплины, эффективнее изучать предмет, развивая интеллектуальные способности в оптимальном пространственно-временном режиме.

Сообразно этому цифровизация образования способствует развитию навыков цифровой грамотности, которые становятся все более востребованными в современном обществе. Она помогает освоить информационные технологии и использовать их в своей учебной и профессиональной деятельности. Однако необходимо отметить, что цифровизация системы образования также формирует некоторые вызовы. Например, не все люди имеют доступ к современным технологиям и Интернету, что может создавать неравенство в доступе к образованию. Кроме того, важно разрабатывать надежные системы контроля и оценки, а также академической честности при использовании онлайн-обучения.

Основываясь на обзоре научной литературы, мы рассмотрели феномен готовности студентов к интеллектуальному воспитанию как интегративное качество будущего педагога, характеризующееся:

- готовностью к принятию и высокомотивированным желанием работать с интеллектуально воспитанными детьми как в сотрудничестве с другими субъектами образовательного процесса (учителями, другими учащимися), так и самостоятельно и без посторонней помощи;

- эмоциональной вовлеченностью в педагогическую работу с интеллектуально воспитанными детьми;

- высоким уровнем эмпатии, внимательности к психологическим, физиологическим особенностям, а также к потребностям специфичной пространственно-временной организации учебно-воспитательного процесса обучающихся;

- знанием и умением грамотно оперировать педагогическими приемами коммуникативного взаимодействия;

- самоидентификацией и поиском решения проблем, сопровождающих процесс интеллектуального воспитания личности обучающегося;

- оригинальным и исключительным образом мышления (нестандартным, нетривиальным);

Таблица 1

Критериально-диагностическая база готовности будущих педагогов к интеллектуальному воспитанию личности обучающихся

№ п/п Компонент структурной готовности Описательное содержание компонента

1. Когнитивно-деятель-ностный - качественные теоретические знания о феномене интеллектуального воспитания, признаках, характеристиках, формах и методах организации такого рода учебно-воспитательного процесса; - владение методами диагностики, педагогическими технологиями развития интеллектуальной воспитанности; - навыки организации психолого-педагогического сопровождения процесса интеллектуального воспитания обучающихся

2. Операционный система профессиональных знаний и умений (коммуникативных, гностических, конструктивных, проектно-организационных, рефлексивных), служащих фундаментальной основой для будущей профессиональной деятельности студента педагогического вуза, влияющих на эффективность применения знаний на практике

3. Аксиологический - познание природы педагогических ценностей, их места в реальной структуре жизненных целостно-стей, сопровождающихся четкой идейно-педагогической направленностью при высоком уровне духовно-нравственных качеств; - осознание важности выявления и последующего онтогенеза интеллектуальных возможностей личности на этапе развития современного образования

4. Мотивационный - характеризуется сильной мотивацией к самостоятельной и непрерывной познавательной деятельности; - готовностью к волевым усилиям на пути осуществления эффективного взаимодействия с обучающимися с целью интеллектуального воспитания личности

5. Личностный - способность и стремление к непрерывному образованию (самообразованию), самопознанию; - самоанализу профессиональной деятельности, отличающейся высоким уровнем развития социального интеллекта, функциональной грамотности, активным взглядом на жизнь, эмоционально-позитивной стабильностью, рефлексией

- склонностью к непрерывному образованию, саморазвитию и самосовершенствованию.

Для выявления путей и средств формирования готовности будущих педагогов к интеллектуальному воспитанию личности обучающихся нами была проведена педагогическая диагностика исходного уровня готовности студентов педагогического вуза к данному виду работы, которая позволила наметить цель констатирующего этапа экспериментальной работы и поставить следующие задачи:

1. Разработать систему критериев и показателей формирования готовности будущих педагогов к интеллектуальному воспитанию личности обучающихся.

2. Определить диагностический инструментарий для определения уровня начальной готовности студентов педагогического вуза к интеллектуальному воспитанию детей.

3. Критериально-диагностическая база была сформирована в соответствии со структурой и уровнями развития педагогической готовности к реализации интеллектуального воспитания (табл. 1). На констатирующем этапе нашего эксперимента мы использовали методы педагогической диагностики, представленные в табл. 2.

Таблица 2

Методы педагогической диагностики готовности будущих педагогов к интеллектуальному воспитанию личности обучающегося

№ п/п Метод Описательное содержание метода

1. Анкетирование Анкета учитывает обозначенные цели и задачи исследования, что позволило оценить уровень сформированно-сти готовности будущих педагогов к интеллектуальному воспитанию обучающихся: - определить степень и характер мотивации студентов педагогического вуза; - оценить расположенность и способность проведения рефлексии; - выявить трудности, возникающие при организации учебно-воспитательного процесса ориентированного на интеллектуальное воспитание

2. Тестирование Использование адаптированных вопросов из ранее разработанного «Теста для определения склонности учителя к работе с одаренными детьми» [9]

3. Беседа Беседа проводилась в относительно неформальной среде и помогла выявить: - несколько показателей, прямо или косвенно связанных с ценностно-мотивационной составляющей готовности будущих педагогов к осуществлению исследуемой нами деятельности; - отношение студентов к интеллектуальному воспитанию как феномену современного образования, а также необходимость его выявления и развития; - профессиональный вектор развития, выражающийся в интересе и желании взаимодействовать в рамках педагогической деятельности с интеллектуально воспитанными детьми

4. Наблюдение Комплекс наблюдательных мероприятий, аккумулировал многофакторную оценку уровня сформированности готовности студентов к интеллектуальному воспитанию обучающихся. В результате мы оценили: - степень самостоятельности и креативности суждений в ходе ориентированного проблемного диалога; - степень теоретических знаний в области интеллектуального воспитания; - уровень сформированности общепредметных (информационных и логических) навыков; - уровень эрудиции и гибкости мышления; - личностные характеристики студентов, связанные со способностью к диалогу (студент-преподаватель, студент-студент) во время учебного процесса в рамках учебной программы. Вопросы программы наблюдения имели единую статистическую форму, в которой также отражались результаты предыдущих методов исследования: анкетирования, тестирования и беседы

На данном этапе исследования авторы:

- определили, что в целом цифровизация системы высшего образования представляет собой большие возможности для развития интеллектуального потенциала и способностей личности. Она помогает расширить доступ к образованию, индивидуализировать обучение и развить навыки цифровой

грамотности. Однако внедрение этих технологий должно происходить с учётом различных проблем и вызовов, чтобы обеспечить равные возможности для всех студентов;

- конкретизировали исходный уровень готовности будущих педагогов к интеллектуальному воспитанию обучающихся (провели констатирующий эксперимент), наметили пути формирующего эксперимента и смоделировали механизм создания специальных педагогических условий, обеспечивающих формирование данного вида готовности. В статье представлена критериально-диагностическая база готовности будущих педагогов к интеллектуальному

Библиографический список

воспитанию личности обучающихся, уточнены методы педагогической диагностики.

Результаты формирующего эксперимента находятся на заключительном этапе обработки. Разработан авторский дистанционный курс «Педагогическое взаимодействие с интеллектуально воспитанными детьми в современных образовательных реалиях», который охватывает актуальные вопросы феномена интеллектуального воспитания, специфику педагогического взаимодействия с данной категорией обучающихся, а также реализацию педагогического сопровождения интеллектуально воспитанной личности.

1. Федотова Е.Л. К вопросу организации подготовки специалистов в области воспитания в условиях вуза. Воспитание: региональный аспект. Проблемы, пути решения, опыт. Иркутск: ИГУ, 2019: 8-13.

2. Gralewski J., Karwowski M. Are teacher's ratings of student's creativity related to students' divergent thinking? A meta-analysis. Thinking Skills and Creativity. 2019; Vol. 33, 100583.

3. Гилфорд Дж. Некоторые изменения в модели структуры интеллекта. Учебно-психологическое измерение. 1988; Т. 48, № 1: 1-4.

4. Холодная М.А., Гельфман Э.Г Психодидактические образовательные технологии как фактор интеллектуального воспитания учащихся. Народное образование. 2014; № 8 (1441): 111-119.

5. Артюхина М.С. Интеллектуальное воспитание обучающихся в контексте интерактивных технологий обучения. Педагогика и просвещение. 2014; № 4: 42-50.

6. Минюрова С.А. Интеллектуальное воспитание как право быть умным. Екатеринбург, 2019.

7. Самус Е.В. Содержание интеллектуального воспитания в современном образовательном процессе. В мире научных открытий. 2011; № 4-1(16): 550-557.

8. Raven J. Education and sociocybernatics. Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2017; Т. 6, № 3 (20): 289-296.

9. Никитина Е.А. К вопросу об использовании информационно-коммуникационных технологий в воспитательной работе. КонференциумАСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Москва: АСОУ, 2016: 931-932.

10. Богоявленская Б.В. и др. Рабочая концепция одаренности. Москва: Раменская типография, 2003.

References

1. Fedotova E.L. K voprosu organizacii podgotovki specialistov v oblasti vospitaniya v usloviyah vuza. Vospitanie: regional'nyjaspekt. Problemy, putiresheniya, opyt. Irkutsk: IGU, 2019: 8-13.

2. Gralewski J., Karwowski M. Are teacher's ratings of student's creativity related to students' divergent thinking? A meta-analysis. Thinking Skills and Creativity. 2019; Vol. 33, 100583.

3. Gilford Dzh. Nekotorye izmeneniya v modeli struktury intellekta. Uchebno-psihologicheskoe izmerenie. 1988; T. 48, № 1: 1-4.

4. Holodnaya M.A., Gel'fman 'E.G. Psihodidakticheskie obrazovatel'nye tehnologii kak faktor intellektual'nogo vospitaniya uchaschihsya. Narodnoeobrazovanie. 2014; № 8 (1441): 111-119.

5. Artyuhina M.S. Intellektual'noe vospitanie obuchayuschihsya v kontekste interaktivnyh tehnologij obucheniya. Pedagogika iprosveschenie. 2014; № 4: 42-50.

6. Minyurova S.A. Intellektual'noe vospitanie kak pravo byt umnym. Ekaterinburg, 2019.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Samus E.V. Soderzhanie intellektual'nogo vospitaniya v sovremennom obrazovatel'nom processe. V mire nauchnyh otkrytij. 2011; № 4-1(16): 550-557.

8. Raven J. Education and sociocybernatics. Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2017; T. 6, № 3 (20): 289-296.

9. Nikitina E.A. K voprosu ob ispol'zovanii informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v vospitatel'noj rabote. Konferencium ASOU: sbornik nauchnyh trudov i materialov nauchno-prakticheskih konferencij. Moskva: ASOU, 2016: 931-932.

10. Bogoyavlenskaya B.V. i dr. Rabochaya koncepciya odarennosti. Moskva: Ramenskaya tipografiya, 2003.

Статья поступила в редакцию 19.12.23

УДК 371

Hui Lanxin, MA, Institute of Philology, Journalism and Intercultural Communication, Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia), E-mail: lesuya726@gmall.ru

Syrovatskaya V.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Humanities and Mathematical Disciplines, North Caucasus Federal University

(Nevinnomyssk, Russia), E-mail: vale.syrovatskaya@yandex.ru

THEORETICAL ASPECTS OF LEARNING AND USING THE RUSSIAN LANGUAGE. The work is an in-depth analysis of the main theoretical directions in linguistics devoted to the structure and evolution of the Russian language. The key theories covering language dynamics, semantics and syntax, as well as the influence of socio-cultural factors on language development are considered. Special attention is paid to theoretical methods of language learning, including modern linguistic approaches and analysis tools. The influence of language on the formation of a way of thinking, adaptation in society and cultural heritage is analyzed. The article discusses current trends in the theoretical approach to learning Russian in the modern world, including the use of new technologies and interdisciplinary research. This study provides a comprehensive look at the theoretical aspects of language science, contributing to a deeper understanding of the role of the Russian language in modern society and culture.

Key words: Russian language, language theory, linguistics, language learning methods, language policy, language adaptation, multilingualism, cultural translation, communication, language effectiveness

Хуэй Ланьсинь, магистр, Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации, ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»,

г. Ростов-на-Дону, E-mall: lesuya726@gmall.ru

В.И. Сыроватская, канд. пед. наук, доц., ФГАОУ ВО НТИ «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Невинномысск, E-mall: vale.syrovatskaya@yandex.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Статья представляет собой глубокий анализ основных теоретических направлений в лингвистике, посвященных структуре и эволюции русского языка. Рассматриваются ключевые теории, охватывающие языковую динамику семантику и синтаксис, а также влияние социокультурных факторов на развитие языка. Особое внимание уделяется теоретическим методам изучения языка, включая современные лингвистические подходы и инструменты анализа. Разбирается влияние языка на формирование образа мышления, адаптацию в социуме и культурное наследие. Статья также обсуждает актуальные тенденции в теоретическом подходе к изучению русского языка в современном мире, включая использование новых технологий и междисциплинарные исследования. Это исследование представляет всесторонний взгляд на теоретические аспекты языковой науки, способствуя более глубокому пониманию роли русского языка в современном обществе и культуре.

Ключевые слова: русский язык, языковая теория, лингвистика, методы изучения языка, языковая политика, языковая адаптация, многоязычие, культурная трансляция, коммуникация, языковая эффективность

Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что она является важной в современном контексте, так как русский язык представляет собой не только средство общения, но и зеркало культурного, исторического и социального развития общества. Изучение теоретических аспектов русского языка

помогает не только лингвистам, но и общественным наукам лучше понять влияние языка на формирование сознания, взаимодействие культур и эволюцию общества. Данную тему в своих исследованиях затрагивали такие авторы, как Роман Якобсон: своих трудах об искусстве и языке автор акцентировал внимание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.