Научная статья на тему 'ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЁЖЬЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЁЖЬЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЁЖЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серёдкина Александра Сергеевна

В статье автор рассматривает российскую федеральную нормативно-правовую базу, регулирующую государственную политику молодёжных движений, механизмы организации и реализации воспитательной работы с молодёжью в образовательных организациях высшего образования, а также законотворческую поддержку осуществления интеллектуального воспитания в высшей школе. Представлен авторский взгляд на российское законодательство в сфере молодёжной политики и высшего образования с учетом возможностей цифровой образовательной среды и необходимости педагогического сопровождения талантливой молодёжи. Анализируется правовое регулирование в системе высшего образования такого феномена, как талантливая молодёжь. Акцентируется внимание на необходимости реализации процедур формирования и развития интеллектуального воспитания личности обучающихся педагогического института. Сформулированы предпосылки интеграции процесса интеллектуального воспитания обучающихся высших учебных заведений в цифровую образовательную среду. Работа посвящена контент-анализу вызовов, связанных с государственным заказом на воспитание принципиально нового поколения и внедрением масштабной цифровизации в систему российского образования. Обозначены предпосылки потенциала цифровой образовательной среды применительно к новым образовательным условиям. В работе делается вывод, что современные процессы воспитания личности требуют некоторых корректировок компетенций педагога и формирования интеллектуального воспитания обучающихся высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серёдкина Александра Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGISLATIVE REGULATION OF EDUCATIONAL WORK WITH YOUNG PEOPLE IN THE HIGHER EDUCATIONAL ORGANIZATION

In the article, the author examines the Russian federal regulatory framework regulating the state policy of youth movements, mechanisms for organizing and implementing educational work with young people in educational institutions of higher education, as well as legislative support for the implementation of intellectual education in higher education. The author's view of the Russian legislation in the field of youth policy and higher education is presented, taking into account the possibilities of the digital educational environment and the need for pedagogical support of talented youth. The article analyzes the legal regulation in the higher education system of such a phenomenon as talented youth. Attention is focused on the need to implement procedures for the formation and development of intellectual education of pedagogical Institute students’ personality. The prerequisites for the integration of the process of intellectual education of students of higher educational institutions into the digital educational environment are formulated. The paper is devoted to the content analysis of the challenges associated with the state order for the education of a fundamentally new generation and the introduction of large-scale digitalization in the Russian education system. The prerequisites for the potential of the digital educational environment in relation to new educational conditions are outlined. The paper concludes that modern processes of personality education require some adjustments of the teacher's competencies and the formation of intellectual education of students of higher education.

Текст научной работы на тему «ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЁЖЬЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, УДК 37.014.5

DOI 10.51955/2312-1327_2023_3_198

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЁЖЬЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Александра Сергеевна Серёдкина, orcid.org/0000-0001-6597-0321, аспирант

Иркутский государственный университет,

ул. К. Маркса, 1 Иркутск, 664003, Россия Djakonda6@yandex.ru

Аннотация. В статье автор рассматривает российскую федеральную нормативно-правовую базу, регулирующую государственную политику молодёжных движений, механизмы организации и реализации воспитательной работы с молодёжью в образовательных организациях высшего образования, а также законотворческую поддержку осуществления интеллектуального воспитания в высшей школе. Представлен авторский взгляд на российское законодательство в сфере молодёжной политики и высшего образования с учетом возможностей цифровой образовательной среды и необходимости педагогического сопровождения талантливой молодёжи. Анализируется правовое регулирование в системе высшего образования такого феномена, как талантливая молодёжь. Акцентируется внимание на необходимости реализации процедур формирования и развития интеллектуального воспитания личности обучающихся педагогического института. Сформулированы предпосылки интеграции процесса интеллектуального воспитания обучающихся высших учебных заведений в цифровую образовательную среду. Работа посвящена контент-анализу вызовов, связанных с государственным заказом на воспитание принципиально нового поколения и внедрением масштабной цифровизации в систему российского образования. Обозначены предпосылки потенциала цифровой образовательной среды применительно к новым образовательным условиям. В работе делается вывод, что современные процессы воспитания личности требуют некоторых корректировок компетенций педагога и формирования интеллектуального воспитания обучающихся высшей школы.

Ключевые слова: молодёжь, педагогическая поддержка, воспитательная работа, интеллектуальное воспитание, высшая школа, воспитательные мероприятия, современные образовательные технологии.

LEGISLATIVE REGULATION OF EDUCATIONAL WORK WITH YOUNG PEOPLE IN THE HIGHER EDUCATIONAL ORGANIZATION

Alexandra S. Seredkina, orcid.org/0000-0001-6597-0321, graduate student Irkutsk State University, 1, Karl Marx street Irkutsk, 664003, Russia Djakonda6@yandex.ru

Abstract. In the article, the author examines the Russian federal regulatory framework regulating the state policy of youth movements, mechanisms for organizing and implementing educational work with young people in educational institutions of higher education, as well as

© А.С.Серёдкина, 2023

legislative support for the implementation of intellectual education in higher education. The author's view of the Russian legislation in the field of youth policy and higher education is presented, taking into account the possibilities of the digital educational environment and the need for pedagogical support of talented youth. The article analyzes the legal regulation in the higher education system of such a phenomenon as talented youth. Attention is focused on the need to implement procedures for the formation and development of intellectual education of pedagogical Institute students' personality. The prerequisites for the integration of the process of intellectual education of students of higher educational institutions into the digital educational environment are formulated. The paper is devoted to the content analysis of the challenges associated with the state order for the education of a fundamentally new generation and the introduction of large-scale digitalization in the Russian education system. The prerequisites for the potential of the digital educational environment in relation to new educational conditions are outlined. The paper concludes that modern processes of personality education require some adjustments of the teacher's competencies and the formation of intellectual education of students of higher education.

Key words: youth, pedagogical support, educational work, intellectual education, higher school, educational activities, modern educational technologies.

Introduction (Введение)

Научно-исследовательская цель данной работы - идентификация проблем педагогического сопровождения талантливой молодёжи и перспектив их решения для формирования дальнейшей стратегии научного изыскания в области развития интеллектуального воспитания талантливой молодёжи посредством цифровой образовательной среды образовательных организаций высшего образования.

Задачи исследовательского поиска: контент-анализ нормативно-правового регулирования государственной молодёжной политики России и учебно-воспитательной работы с молодёжью в системе высшего образования (на примере федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Иркутский государственный университет», далее - ФГБОУ ВО «ИГУ»); определение вектора решения актуальных проблем педагогического сопровождения развития интеллектуального воспитания талантливой молодёжи посредством современных цифровых образовательных средств.

В современном российском обществе воспитание относится к базовым социальным институтам и включает в себя в качестве основных направлений семейное, социальное, религиозное, интеллектуальное воспитание. В соответствии с основополагающим и правоустанавливающим Федеральным законом, утвержденным 14.07.2022 г. № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи», молодёжь является социально-демографической группой, выделяемой на основе возрастных особенностей и/или социального положения, и характеризуется специфическими интересами и ценностями. Эта группа включает лиц в возрасте от 14 до 35 лет, а в отдельных случаях, определенных нормативно-правовыми актами, возрастной ценз увеличивается до 40 лет и более (молодой ученый).

Проводя анализ законодательного регулирования воспитательной работы с молодёжью в образовательных организациях высшего образования, необходимо перечислить ведущие нормативно-правовые документы,

регламентирующие вопросы воспитания в молодёжной среде. Во главе перечня стоит основной документ Российской Федерации, содержащий генетический и социокультурный код многонационального населения нашей страны, определяющий конституционные параметры достигнутого и обозначающий вектор дальнейшего развития общества и государства - Конституция Российской Федерации, которая была принята всенародным голосованием 12.12.1993 с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках от 01.07.2020 № 11-ФКЗ.

В статье автор выделяет и конкретизирует основные поправки в Конституции РФ, одобренные большинством совершеннолетних и дееспособных граждан России 1 июля 2020 года:

- закрепление русского языка, как языка государствообразующего народа, право говорить на русском языке, где бы ни находился гражданин РФ, иметь равные языковые права, невзирая на религиозную, социально-имущественную, расовую, половую, национальную, возрастную принадлежность (ст. 26, п. 2 Конституции РФ);

- защита исторической правды Родины;

- закрепление традиционных семейных ценностей, направленных на защиту института брака как союза мужчины и женщины;

- забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей, а также создание достойных условий для подрастающего поколения (ст. 38, п. 2 Конституции РФ);

- формирование единых основ воспитания и образования (ст. 71 Конституции РФ);

- реализация молодёжной политики (ст. 72 Конституции РФ, термин был впервые упомянут в 2020 г. в документах законотворчества).

Теоретическая значимость исследования дополняет и обогащает изучаемую область воспитательной работы с молодёжью в образовательных организациях высшего образования, раскрывает новое представление о возможностях педагогического взаимодействия с обучающимися посредством цифровой образовательной среды с целью повышения уровня их интеллектуального воспитания, учитывая законодательно утвержденную, государственную политику и стратегические направления развития молодёжной общности.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты контент-анализа нормативно-правовой базы в сфере образования и молодёжной политики Российской Федерации помогут определить качественный комплекс педагогических условий, направленных на целостное сопровождение способностей талантливой молодёжи и создание цифровой образовательной среды, обеспечивающей эффективное интеллектуальное воспитание личности обучающихся.

Государственную политику молодёжного движения стоит рассматривать со стороны национальной безопасности государства и его конкурентоспособности в современном мире. Анализ правового обеспечения по работе с молодёжью в организации высшего образования позволил подробно

остановиться на проблеме, связанной с установлением юридического статуса молодёжи и государственной молодёжной политики. В данном аспекте молодёжь выступает как социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет (в некоторых случаях до 40 лет), проживающая не только на территории РФ, но и временно находящаяся за рубежом при условии наличия российского гражданства. В настоящее время в России насчитывается около 36,6 млн молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 25% от общего объема населения Российской Федерации.

Первая группа молодёжи (подростковая или младшая) от 14 до 19 лет считается социально нестабильной, является носителем психофизических свойств юности. Она требует к себе особого внимания и отношения, поскольку единицы группы сравнительно недавно мигрировали из общеобразовательных школ в принципиально новую для себя среду - высшее учебное заведение. Зачастую представители данной группы являются студентами первого и/или второго курса бакалавриата образовательных организаций высшей школы.

Вторая группа молодёжи (активная и мобильная) от 20 до 24 лет, задача ее аккумулируется в выполнении социально-профессиональных ролей в социуме. Данная группа представляет наибольший интерес, поскольку ее участники уже, как правило, получили среднее специальное и/или высшее образование, имеют трудовые отношения с той или иной организацией, самостоятельно создают и эффективно реализуют маршрут личностного развития и т.д.

Третья группа от 25 до 30 лет характеризуется определением молодёжи как объекта и субъекта процесса преемственности (воспроизводства) и смены поколений.

Говоря о государственной молодёжной политике, стоит упомянуть тот факт, что существуют и такие категории, как молодой специалист и молодой учёный. В аспекте изучения проблемы воспитания обучающихся образовательной организации высшей школы нас интересуют определения понятий «молодой специалист» и «молодой ученый».

Молодой специалист - гражданин Российской Федерации в возрасте до 35 лет, имеющий среднее профессиональное или высшее образование, работающий по трудовому договору в соответствии с уровнем профессиональной квалификации.

Молодой учёный - гражданин Российской Федерации в возрасте до 35 лет, имеющий степень кандидата наук или степень доктора наук в возрасте до 40 лет. Сегодня категория молодого ученого находится в приоритете у государства, что привлекает в науку всё больше молодёжи, выпускников высших учебных заведений. Это является стратегическим направлением государственной образовательной политики и науки в целом. Так, в 2022 году Министр науки и высшего образования РФ В. Н. Фальков выступил с инициативой об изменении системы государственной научной аттестации с целью повышения эффективности подготовки научно-педагогических кадров (аспирантуры) и увеличения масштаба подготовки молодых ученых по приоритетным направлениям развития российской науки и технологий. Рассматривая современную парадигму государственной политики, отметим, что она

основывается на признании молодёжи активным участником ее формирования и реализации, содержит установку на развитие партнерских отношений с данной категорией населения.

ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» трактует понятие «образование» как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства. В контексте нашего научного изыскания можно отметить, что воспитание есть специфическая деятельность, направленная на развитие личности, создание специальных психолого-педагогических условий для социализации, самореализации и идентификации гражданской идентичности подрастающего поколения на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения.

Говоря о роли ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» в части воспитания молодёжи, следует остановиться на статье 12.1, которая устанавливает общие требования к организации воспитания обучающихся и согласно которой воспитание осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых образовательными организациями самостоятельно.

Наравне с этим нельзя оставить без внимания ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», задачами которого является профилактика правонарушений и антиобщественных действий, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому. Поскольку несовершеннолетними подростками являются дети от 14 до 18 лет, что соответствует возрастному признаку студентов 1 -го курса бакалавриата, данная категория обучающихся требует более трепетного отношения и особого педагогического внимания.

В Федеральном законе № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодёжи» закреплено понятие «государственная молодёжная политика», которое определяется как деятельность государства в виде создания комплекса мер, направленных на гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание молодёжи и повышение уровня её потенциала в целях достижения социально-экономического развития, конкурентоспособности и национальной безопасности страны, а также сохранения и укрепления ее лидерских позиций на мировой политической арене. Наравне с данным определением в законе также фигурирует и положение о правах и обязанностях участников-обучающихся в том или ином движении молодежи, обеспечивающее право на равнозначную деятельностную среду для многофакторного развития интеллектуального, культурного, социального, профессионального развития и самореализации, с целью выявления и развития своих талантов (ст. 9, №261-ФЗ «О российском движении детей и молодёжи»). Следовательно, стратегическим приоритетом государственной политики является создание специальных условий для гармоничного формирования личности, характеризующейся ярко выраженной потребностью интеллектуального развития, генерирования и реализации новых

идей, самосовершенствования, обладающей высокой эрудированностью, самостоятельностью, мобильностью, что обеспечивает способность адаптироваться к быстро меняющимся социально-экономическим условиям [Лапина и др., 2012, с. 53].

Поэтому перед образовательной организацией высшего образования формируется архиважная задача - создание педагогических условий для выявления и поддержки способностей талантливой молодёжи, а также внедрение комплекса мер по осуществлению интеллектуального воспитания в образовательной среде вуза.

При анализе нормативно-правовых документов было установлено, что выявление и реализация поддержки талантливой молодёжи были закреплены в Указе Президента Российской Федерации от 06.04.2006 г. № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодёжи», с изменениями и дополнениями от 15 июня 2014 года и действующем по сей день. В рамках данного указа ежегодно во всех субъектах Российской Федерации выявляется порядка 5350 молодых граждан в возрасте от 14 до 25 лет, которые занимают активную социально значимую позицию, демонстрируя незаурядные творческие способности. Каждый год уровень количественного и качественного проведения интеллектуальных мероприятий возрастает. Это дает основание активизировать реализацию воспитательной деятельности в высшей школе, рассматривая данный вид взаимодействия с обучающимися через призму необходимости усиления интеллектуального воспитания.

Следующей приоритетной задачей государственной молодёжной политики является развитие просветительской работы, инновационных образовательных и воспитательных технологий, создание условий для самообразования талантливой молодёжи, а также формирование информационной среды с активным использованием электронных ресурсов и повышения уровня воспитанности в цифровом пространстве. Подзаконный акт, который обращает наше внимание на организацию воспитательной работы с молодёжью «Стратегия развития воспитания Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г. № 996-р. Данный документ рассматривает механизмы, предусмотренные Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, где воспитание выступает как процесс и результат стратегического общенационального приоритета страны.

Для достижения целей Стратегии необходимо решить такие задачи, как консолидация усилий социальных институтов в вопросах воспитания подрастающего поколения; повышение эффективности воспитательной деятельности в системе российского образования; повышение уровня педагогической поддержки в процессе выявления и развития талантливой молодёжи. Сообразно этому уже в феврале 2020 года вступил в силу профессиональный стандарт «Специалист по работе с молодёжью», позволяющий регламентировать работу специалистов, взаимодействующих с молодёжью, эффективно проводить мониторинговые исследования с выявлением проблем в сфере молодёжной политики и вывести на

принципиально новый уровень организацию и реализацию воспитательной деятельности в высших учебных заведениях.

Materials and methods (Материалы и методы)

Материалы исследования: федеральная и региональная нормативно-правовая база Российской Федерации, локальные документы федерального бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Иркутский государственный университет».

Методы исследования: изучение особенностей регулятивных документов, в которых находят отражение поддержка и развитие талантливой молодёжи Российской Федерации, осуществлялось на основе применения контент-анализа, герменевтического метода понимания и толкования содержания законотворческих материалов исследования. Теоретические методы: анализ, синтез, дедукция.

Discussion (Дискуссия)

Отмечая высокие темпы трансформации цифровых тенденций, образовательные организации высшего образования должны концептуально реагировать на такого рода изменения и содержательно корректировать парадигму педагогического подхода в процессе сопровождения и развития талантливой молодёжи [Федотова и др., 2018, с. 21]. Наравне с этим, также важно качественно отбирать современные педагогические технологии для обеспечения эффективного сотрудничества с молодёжью с целью выявления и развития их интеллектуальных способностей, интегрируя образовательный процесс со стремительно развивающимися цифровыми технологиями.

Теоретический анализ научно-методической литературы выявил, что проблемой внедрения и апробации возможностей цифровых технологий в образовательную среду с начала 2019 года стали активно заниматься как отечественные, так и зарубежные ученые. Рост исследований по указанному направлению был обусловлен вспышкой COVID-19, которая впоследствии приняла масштабы пандемии. По тем или иным причинам российское педагогическое сообщество было не готово оперативно осуществить масштабный переход к качественному дистанционному образованию с использованием цифровых технологий. Однако по прошествии трёх лет (20192022 гг.), опираясь на статистические данные, проводя кросс-анализ развития цифровизации российского образования [Буданцев, 2020, с. 121], можем констатировать, что традиционное обучение претерпело колоссальные изменения как на уровне общеобразовательного, среднего профессионального, так и высшего образования.

Рассматривая предпосылки формирования интеллектуального воспитания талантливой молодёжи [Федотова, 2019, с. 11] как опосредованный процесс интеграции цифровой образовательной среды в систему высшего образования, автор провел ретроспективный анализ отечественных научных трудов и выявил, что: в работах Г. А. Колосковой рассматриваются вопросы цифровизации образовательной среды вуза, актуализируются проблемы оценивания

эффективности педагогической модели формирования компетенций студентов в цифровой образовательной среде [Колоскова и др., 2021, с. 55; Колоскова, 2021, с. 103]; осуществляется анализ моделей обучения и стиля преподавания в педагогическом проектировании электронной образовательной среды университета, над которым трудятся В. И. Токтарова, А. А. Пантурова [ТокЛагоуа е1 а1., 2015, р. 287]. В связи с этим отмечается необходимость преодоления противоречий между традиционными темпами обучения, преподавательской деятельностью и постоянно увеличивающимся потоком новых знаний, а также на улучшение качества обучения путём высококвалифицированного проектирования цифровой образовательной среды вуза; Т. В. Никулина и Е. Б. Стариченко в научных трудах, посвященных информационным ресурсам, а также системе цифрового образования и вектора применения цифровизации, делают акцент на значимости цифровой грамотности педагогов [Никулина и др., 2018, с. 110]; в некоторых работах активно осуществляется обзор российской системы образования, раскрывается важность создания информационно технологической инфраструктуры

(ИТ инфраструктура), нормативно-правового обеспечения, модернизации практического применения ИТ в учебно-воспитательном процессе, который должен стать основой для участия российских вузов в цифровой экономике и обеспечить страну конкурентоспособными [Днепровская, 2018, с. 27]; большая доля научных исследований посвящена онлайн образованию, проектированию и реализации онлайн-курсов.

Поисковая деятельность автора, конкретизировав актуальный сектор научных исследований в вопросах цифровизации высшего образования, современных педагогических и цифровых технологий сотрудничества с молодёжью, не выявила научных изысканий, в которых бы концептуально рассматривалась парадигма создания специальных педагогических условий, опосредованных цифровой образовательной средой вуза, позволяющая реализовать интеллектуальное воспитание личности обучающихся [Холодная, 2014, с. 331].

Исследовательская деятельность автора базируется на отечественных фундаментальных, психолого-педагогических работах, где основными трудами, послужившими для построения методологической составляющей исследования, являлись: А. Н. Леонтьев рассматривал развитие способностей личности не через призму одаренности или врожденных (генетически наследуемых и детерминируемых психическими качествами личности) задатков личности, а через типические особенности индивида, проявляющиеся в деятельностном овладении знаниями и умениями с их последующим успешным применением в том или ином виде практической активности. В работах А. Н. Леонтьева [Леонтьев, 1960, с. 20] доказательно фигурирует утверждение, что формирование и развитие способностей - всецело управляемый процесс, опосредованный механизмами влияния средовых факторов, зарождающихся в содержательной деятельности индивида.

Э. Г. Гельфман, М. А. Холодная, раскрывающие в своих исследованиях основы интеллектуального воспитания личности обучающихся в контексте

психолого-дидактического подхода, конкретизировав определение понятия «интеллектуальное воспитание», предлагают понимать его как «форму организации учебной деятельности, которая обеспечивает условия для раскрытия и совершенствования индивидуальных интеллектуальных ресурсов каждого ученика за счет обогащения разных форм индивидуального ментального опыта - когнитивного, понятийного, метакогнитивного, интенционального (эмоционально-оценочного), а также обогащения репертуара способов интеллектуального поведения (познавательных стилей)» [Холодная, 2008, с. 381; Холодная и др., 2016, с. 27].

Актуальность интеграции интеллектуального воспитания в цифровую образовательную среду университета автор обосновывает необратимостью современных образовательных реалий в классическую форму реализации учебно-воспитательной работы с обучающимися высшей школы. Данное утверждение продиктовано стремительно развивающейся цифровизацией образования, в условиях которой педагогическое сообщество должно найти новые и эффективные механизмы средового воздействия на становление и развитие личности.

Results (Результаты)

Анализ статистических данных выявил, что субъекты Российской Федерации проявляют более активную работу по правовому регулированию воспитательной деятельности молодёжи и занимают лидирующие позиции по сравнению с центральными регионами. В них создана своя территориальная нормативно-правовая база, в том числе и в Сибирском федеральном округе.

ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» (далее ИГУ) [Рабочая программа..., 2021] активно реализует государственную молодёжную политику и успешно создает воспитательную среду в образовательной системе вуза, освещая ее как территориально и событийно ограниченную совокупность влияний и условий формирования личности, как единый и неделимый фактор внутреннего и внешнего психосоциального и социокультурного развития личности, где студент выступает одновременно и в качестве объекта, и в роли субъекта личностного развития.

Воспитательная среда ИГУ - это не только образовательная организация, имеющая многолетнюю историю, традиции, достижения и перспективы развития, но и отношения, формируемые между всеми участниками учебно-воспитательного процесса в период освоения ими основных образовательных программ, во время различных воспитательных мероприятий и повышения социально-профессиональной востребованности личности обучающегося как части профессионального сообщества, социума и государства.

Воспитательные механизмы и процессы, осуществляемые в ИГУ, организуются как в формате офлайн, так и в онлайн путём реализации образовательных программ и мероприятий, предусмотренных календарным планом воспитательной работы с применением актуальных традиционных, современных и инновационных образовательных технологий, в том числе цифровых образовательных технологий (рис. 1). Направления, по которым

осуществляется воспитательная работа в ИГУ, учитывают особенности культурного и экономического центра Восточной Сибири, отражая уникальную экологию и этноконфессиональный состав населения:

О

о о

х

Г 0) л X

л

с;

£

пз

CD О m пз О.

ю о

QJ х

X О

пз О.

•технологии объяснительно-иллюстративного обучения;

• технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания;

•технологии развивающего обучения и воспитания;

•технологии проблемного обучения и воспитания;

•технологии развития критического мышления;

•технология рефлексивно-оценочного обучения и воспитания;

• технологии адаптивного образования;

•технологии коллективной мыследеятельности;

• проектная технология (метод проектов);

• игровые технологии;

•технология модульного

обучения;

• технология «коллективное творческое дело» (КТД).

О

О с; о

х

0J

X J3

с;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

£

03

m

О m пз О. VD

0 Ш _о X

X Щ

£

01 о. m о

U

•арт-педагогические технологии;

• социально-адаптирующие технологии;

• коммуникативно-диалоговые технологи;

• модульная технология;

• технологии инклюзивного образования;

• технология «Портфолио»;

• тренинговыетехнологии;

• технология «бриколлаж»;

• технология «мозговой штурм»;

• кейс-технологии (case-study);

• здоровьесберегающие технологии;

• физкультурно-оздоровительные технологии;

•дистанционные образовательные технологии.

О

О с; О х

х

£

•С

X .0

Р

пз m О m ГО

а.

ю о

0J -Q X X

о

X

zT пз m О X X

•АК (технологии дополненной реальности); •УК (технологии виртуальной реальности); •А1 (технологии искусственного интеллекта), •ОМ-технологии, геймификация, блокчейн.

Рисунок 1 - Актуальные традиционные, современные и инновационные образовательные технологии, применяемые ФГБОУ ВО «ИГУ»

1. Гражданское и патриотическое воспитание: развитие общегражданских ценностных ориентаций и правовой культуры через включение в общественно-гражданскую деятельность; развитие чувства неравнодушия к судьбе Отечества, к его прошлому, настоящему и будущему с целью мотивации обучающихся к реализации и защите интересов Родины; формирование у обучающихся уважения к человеку труда и старшему поколению; формирование у обучающихся правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

2. Духовно-нравственное воспитание: развитие ценностно-смысловой сферы и духовной культуры, нравственных чувств и крепкого нравственного стержня; развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся; формирование у обучающихся бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации; профилактика деструктивного поведения обучающихся.

3. Научно-образовательное воспитание: формирование исследовательского и критического мышления, мотивации к научно-исследовательской деятельности и повышению уровня эрудиции, кругозора студентов и развитию надпрофессиональных навыков; реализация идей

интеллектуального воспитания через организацию учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего каждому обучающемуся индивидуальную педагогическую поддержку с целью развития их интеллектуальных способностей и приращения ментального (умственного) опыта.

4. Профессионально-трудовое воспитание: развитие психологической готовности к профессиональной деятельности по избранной профессии; развитие мотивации ко вторичной, временной и сезонной занятости студентов.

5. Культурно-творческое воспитание: содействие развитию творческого потенциала студенческой молодежи; знакомство с материальными и нематериальными объектами человеческой культуры.

6. Физическое воспитание: формирование культуры ведения здорового и безопасного образа жизни, сохранения и укрепления здоровья; привлечение студентов к массовым видам спорта; создание и развитие условий для активного отдыха.

7. Экологическое воспитание: развитие экологического сознания и устойчивого экологического поведения; формирование у обучающихся бережного отношения к уникальной и самобытной экосистеме озера Байкал.

С учетом масштабной цифровизации, которая быстрыми темпами подчиняет своим закономерностям и принципам все системы жизнетворчества, хотелось бы обозначить один из актуальных видов деятельности обучающихся в воспитательной среде университета - цифровое волонтерское движение, в рамках которого студенты добровольно оказывают специализированную консультативную помощь сотрудникам университета, преподавателям и в вопросах онлайн-сопровождения образовательного и воспитательного процессов создают скринкаст-инструкции по пользованию популярных приложений для дистанционной работы: Zoom, Webinar, MS Teams; осуществляют добровольное участие в мониторинге социальных сетей на предмет проявления деструктивного поведения в сети среди обучающихся университета, в том числе в рамках работы Кибердружины ИГУ, тем самым реализуя адресную работу повышения уровня интеллектуальной воспитанности участников цифровой экосистемы университета. Возможные компетенции и навыки будущего (future skills), формируемые в ходе развивающей деятельности, осуществляемой обучающимися ИГУ в рамках воспитательного процесса, заключаются в контроле цифрового следа, цифровой грамотности, стремлении к повышению уровня осознанности и своеобразия мышления.

Учитывая качественные изменения системы образования, вынужденно произошедшие в период мировой пандемии и в постковидный период, а также модернизацию политических, экономических, социальных и коммуникативных процессов при помощи трансформации современных технологий в виде глубокого преобразования механизмов управления основными видами человеческой деятельности, мы наблюдаем активную стадию агрегирования цифровизации и жизнетворчества [Федотова и др., 2022, с. 42]. Несмотря на полифункциональную направленность организации и реализации воспитательных мероприятий, проводимых ФГБОУ ВО «ИГУ», нам думается, что в перспективе рационально интегрировать процесс интеллектуального

воспитания студентов образовательной организации высшего образования в цифровую образовательную среду (далее ЦОС), поскольку при помощи специально проведенного опроса был определен количественный уровень заинтересованности молодёжи в использовании цифровой образовательной среды вуза в качестве основополагающего инструмента обучения (рис. 2), а также выявлено положительное отношение обучающихся к внедрению и использованию ЦОС в качестве показателя развития системы высшего образования в целом (рис. 3); респондентами выступили студенты второго курса Педагогического института ФГБОУ ВО «ИГУ», с выборкой п = 185.

Z

01 et

с; о

Высокий

Средний

Низкий

Отрицаю использование ЦОС

Нет ответа

Рисунок 2 - Количественный уровень заинтересованности обучающихся в развитии возможностей ЦОС вуза в образовательном процессе

I

01 et

с; о

Новые методы Соответствие Развитие образования современным системы

требованиям образования

Недопустимый инструмент образования

Нет ответа

Рисунок 3 - Оценка ЦОС образовательной организации высшего образования

Conclusion (Заключение)

Можно резюмировать, что российское государство, внося коррективы в законодательство, разрабатывая федеральные законы и целевые программы молодёжной политики, обеспечивает эффективное функционирование воспитательной деятельности и таким образом формирует стратегию выявления и развития интеллектуальных способностей талантливой молодёжи.

Параллельно с этим осуществляется масштабная цифровизация образовательной системы, которая выражается в транспозиции процесса воспитания и обучения в цифровую образовательную среду.

На сегодняшний день роль воспитания в вузе и особое место интеллектуального воспитания средствами ЦОС малоизучены. Автор имеет все перспективы для актуализации научного изыскания, конкретизации методологической базы и преобразования педагогической действительности в виде педагогического моделирования и проектирования интеллектуального воспитания личности в высшей школе посредством цифровой образовательной среды. Научная новизна исследования заключается в необходимости изучения цифровых изменений в системе высшего образования, в формировании новых компонентов цифровой педагогики, в разработке новых цифровых механизмов и подходов к процессу интеллектуального воспитания молодёжи, в развитии новых цифровых компетенций и цифровых учебно-воспитательных материалов.

Библиографический список

Буданцев Д. В. Цифровизация в сфере образования: обзор российских научных публикаций // Молодой ученый. 2020. № 27(317). С. 120-127. EDN VUHAMS.

Днепровская Н. В. Оценка готовности российского высшего образования к цифровой экономике // Статистика и экономика. 2018. Т. 15. № 4. С. 16-28. DOI 10.21686/2500-39252018-4-16-28. EDN XYHITR.

Колоскова Г. А. Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе / Г. А. Колоскова, Р. Ю. Колосков, И. М. Лямина // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11. № 2. С. 52-60. DOI 10.20913/2618-7515-2021-2-6. EDN YJJJSR.

Колоскова Г. А. Цифровая образовательная среда вуза как условие формирования профессиональных компетенций студентов // Вопросы методики преподавания в вузе. 2021. Т. 10. № 37. С. 99-106. DOI 10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.37.08.

Лапина О. А. Профессиональная мобильность как интегративное качество педагога: Монография / О. А. Лапина, Е. А. Никитина. Иркутск: Изд-во ИГЛУ, 2012. 141 с. ISBN 978-588267-346-7. EDN SUGTHJ.

Леонтьев А. Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. 1960. № 1. С. 13-21. Никулина Т. В. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление / Т. В. Никулина, Е. Б. Стариченко // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 107-113. DOI 10.26170/po18-08-15. EDN XYCBET.

Рабочая программа воспитания ФГБОУ ВО «ИГУ» // [Электронный ресурс]. 2021. URL: https://isu.ru/export/sites/isu/sveden/.galleries/docs/Rabochaya_programma.pdf (дата обращения: 05.01.2023).

Федотова Е. Л. К вопросу организации подготовки специалистов в области воспитания в условиях вуза // Воспитание: региональный аспект. Проблемы, пути решения, опыт // Изд-во ИГУ. 2019. С. 8-13. ISBN 978-5-9624-1720-2. EDN MUWXUZ.

Федотова Е. Л. Модель открытого образования как основа работы с одаренными детьми и талантливой молодежью / Е. Л. Федотова, Е. А. Никитина // Современная наука: идеи, которые изменят мир. Брянск: Брянский государственный университет имени академика ИГ. Петровского. 2018. Т. 1. С. 19-22. EDN YPBICL.

Федотова Е. Л. Электронная информационно-образовательная среда педагогического вуза как фактор развития одаренности студентов / Е. Л. Федотова, А. С. Середкина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2022. Т. 11. № 1(38). С. 40-44. DOI 10.57145/27128474_2022_11_01_08. EDN DDXBQX.

Холодная М. А. Интеллектуальное воспитание и функциональная грамотность: приоритеты в сфере школьного образования // Психология и современное российское образование // ООР ФПО России Москва. 2008. С. 381-383. EDN RRSOJT.

Холодная М. А. Интеллектуальное воспитание учащихся: обогащающая модель обучения в проекте «Математика. Психология. Интеллект» // Математический форум (Итоги науки. Юг России). 2014. Т. 8. № 2. С. 323-339. EDN SUDYJP.

Холодная М. А. Развивающие учебные тексты как средство интеллектуального воспитания учащихся / М. А. Холодная, Э. Г. Гельфман. Москва. Институт психологии РАН, 2016. 200 с. ISBN 978-5-9270-0320-4. EDN WHEKDN.

Toktarova V. I. Learning and teaching style models in pedagogical design of electronic educational environment of the university / V. I. Toktarova, A. A. Panturova // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6. № 3. P. 281-290. DOI 10.5901/mjss.2015.v6n3s7p281. EDN UEYVHX.

References

Budantsev D. V. (2020). Digitalization in education: a review of Russian scientific publications. Young scientist. 27(317): 120-127.

Dneprovskaya N. V. (2018). Assessment of the readiness of Russian higher education for the digital economy. Statistics and Economics. 15(4): 16-28.

Fedotova Ye. L. (2019). On the issue of organizing the training of specialists in the field of education in the conditions of a university. Education: a regional aspect. Problems, solutions, experience. 813.

Fedotova Ye. L., Nikitina Ye. A. (2018). The open education model as a basis for working with gifted children and talented youth. Modern science: Ideas that will change the world. 1: 19-22. Fedotova Ye. L., Seredkina A. S. (2022). Electronic information and educational environment of a pedagogical university as a factor in the development of students' giftedness. Azimut of scientific research: pedagogy and psychology. 1(38): 40-44.

Kholodnaya M. A. (2008). Intellectual education and functional literacy: priorities in the field of school education. Psychology and modern Russian education. 381-383.

KholodnayaM. A. (2014). Intellectual education of students: enriching learning model in the project "Mathematics. Psychology. Intellect". Mathematical Forum. 8(2): 323-339.

KholodnayaM. A., Gel'fman E. G. (2016). Razvivayushchiye uchebnyye teksty kak sredstvo intellektual'nogo vospitaniya uchashchikhsya. Moscow. Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences, 2016. 200 p.

Koloskova G. A. (2021). Application of information and communication technologies in the educational process. Vocational education in the modern world. 11(2): 52-60. Koloskova G. A. (2021). The digital educational environment of the university as a condition for the formation of professional competencies of students. Questions of teaching methods at the university. 10(37): 99-106.

Lapina O. A., Nikitina Ye. A. (2012). Professional mobility as an integrative quality of a teacher: Monograph. 2012. 141.

Leont'yev A. N. (1960). About the formation of abilities. Questions of psychology. 1: 13-21. Nikulina T. V., Starichenko E. B. (2018). Informatization and digitalization of education: concepts, technologies, management. Pedagogical education in Russia. 8: 107-113.

The working program of education of the FGBOU VO "ISU" (2021). Available at: https://isu.ru/export/sites/isu/sveden/.galleries/docs/Rabochaya_programma.pdf (accessed 05 January 2023). (In Russian)

Toktarova V. I., Panturova A. A. (2015). Learning and teaching style models in pedagogical design of electronic educational environment of the university. Mediterranean Journal of Social Sciences. 6(3): 281-290.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.