Научная статья на тему 'ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ'

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ / ОДАРЕННОСТЬ / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ / HIGHER EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / FORMATION OF INTELLECTUAL POTENTIAL OF THE COUNTRY / GIFTEDNESS / GIFTED CHILDREN / METHODS OF DIAGNOSTICS OF STUDENTS ' READINESS / PEDAGOGICAL READINESS OF THE TEACHER TO WORK WITH GIFTED CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серёдкина Александра Сергеевна

Создание условий для формирования полноценного, самостоятельного и успешного гражданина страны, а также социально-экономическая адаптация личности в современном обществе, стремящаяся к осуществлению высококомпетентной деятельности с возможностью реализации творческого потенциала - приоритетная задача Российского государства. Следовательно, интерес к способностям человека, выраженный во взаимодействии с одаренными детьми, увеличивается прямо-пропорционально развитию конкурентоспособности внешней политики Российской Федерации, и привлекает особое внимание ученых, политиков, культурных и общественных деятелей. Актуальность рассматриваемых вопросов феномена одаренности, выявления и развития одаренных детей, а также сопутствующих этому факторов, обозначенных в данной статье, определяются государственным и социальным заказом: формирование интеллектуального потенциала страны; необходимость индивидуального развития одаренных детей; необходимость нестандартных образовательных мероприятий при работе с одаренными детьми; и как следствие, необходимость формирования педагогических кадров в системе высшего образования, готовых к работе с одаренными детьми. В статье уточняются и анализируются такие понятия как: «одаренность», «умственная одаренность», «профессиональная готовность», «педагогическая готовность» и формулируются фундаментальные направления в подготовки будущих педагогов к работе с одаренными детьми на основе национального опыта и современных подходов в системе высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREREQUISITES FOR THE FORMATION OF FUTURE READINESS TEACHER TO WORK WITH GIFTED CHILDREN

Creating conditions for the formation of a full-fledged, independent and successful citizen of the country, as well as socio-economic adaptation of the individual in modern society, seeking to implement highly competent activities with the possibility of realizing creative potential - a priority task of the Russian state. Consequently, the interest in human abilities expressed in interaction with gifted children, increases directly in proportion to the development of the Russian Federation as a superpower, and attracts special attention of scientists, politicians, cultural and public figures. The relevance of the considered issues of the phenomenon of giftedness, identification and development of gifted children, as well as the accompanying factors identified in this article, are determined by the state and social order: the formation of the intellectual potential of the country; the need for individual development of gifted children; the need for non-standard educational measures when working with gifted children; and as a result, the need to form teaching staff in the higher education system ready to work with gifted children. The article clarifies and analyzes such concepts as «giftedness», «mental giftedness», «professional readiness» and «pedagogical readiness» and formulates fundamental directions in preparing future teachers to work with gifted children based on national experience and modern approaches in the higher education system.

Текст научной работы на тему «ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»

Seredkina Alexsandra Sergeevna PREREQUISITES FOR THE FORMATION ..

УДК 37.04

DOI: 10.26140/anip-2020-0904-0045

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

© 2020

SPIN: 7961-5577

AuthorlD: 1040060

Серёдкина Александра Сергеевна, студент магистратуры

Иркутский государственный университет (664025, Россия, Иркутск, улица Карла-Маркса, 1, e-mail: djakonda6@yandex.ru)

Аннотация. Создание условий для формирования полноценного, самостоятельного и успешного гражданина страны, а также социально-экономическая адаптация личности в современном обществе, стремящаяся к осуществлению высококомпетентной деятельности с возможностью реализации творческого потенциала - приоритетная задача Российского государства. Следовательно, интерес к способностям человека, выраженный во взаимодействии с одаренными детьми, увеличивается прямо-пропорционально развитию конкурентоспособности внешней политики Российской Федерации, и привлекает особое внимание ученых, политиков, культурных и общественных деятелей. Актуальность рассматриваемых вопросов феномена одаренности, выявления и развития одаренных детей, а также сопутствующих этому факторов, обозначенных в данной статье, определяются государственным и социальным заказом: формирование интеллектуального потенциала страны; необходимость индивидуального развития одаренных детей; необходимость нестандартных образовательных мероприятий при работе с одаренными детьми; и как следствие, необходимость формирования педагогических кадров в системе высшего образования, готовых к работе с одаренными детьми. В статье уточняются и анализируются такие понятия как: «одаренность», «умственная одаренность», «профессиональная готовность», «педагогическая готовность» и формулируются фундаментальные направления в подготовки будущих педагогов к работе с одаренными детьми на основе национального опыта и современных подходов в системе высшего образования.

Ключевые слова: высшее образование, профессиональная компетентность, формирование интеллектуального потенциала страны, одаренность, одаренные дети, методы диагностики готовности студентов, педагогическая готовность педагога к работе с одаренными детьми.

PREREQUISITES FOR THE FORMATION OF FUTURE READINESS TEACHER TO WORK WITH GIFTED CHILDREN

© 2020

Seredkina Alexsandra Sergeevna, master's student of The Department of pedagogy

Irkutsk State University (664025, Russia, Irkutsk, street Karl-Marks, 1, e-mail: djakonda6@yandex.ru)

Abstract. Creating conditions for the formation of a full-fledged, independent and successful citizen of the country, as well as socio-economic adaptation of the individual in modern society, seeking to implement highly competent activities with the possibility of realizing creative potential — a priority task of the Russian state. Consequently, the interest in human abilities expressed in interaction with gifted children, increases directly in proportion to the development of the Russian Federation as a superpower, and attracts special attention of scientists, politicians, cultural and public figures. The relevance of the considered issues of the phenomenon of giftedness, identification and development of gifted children, as well as the accompanying factors identified in this article, are determined by the state and social order: the formation of the intellectual potential of the country; the need for individual development of gifted children; the need for non-standard educational measures when working with gifted children; and as a result, the need to form teaching staff in the higher education system ready to work with gifted children. The article clarifies and analyzes such concepts as «giftedness», «mental giftedness», «professional readiness» and «pedagogical readiness» and formulates fundamental directions in preparing future teachers to work with gifted children based on national experience and modern approaches in the higher education system.

Keywords: higher education, professional competence, formation of intellectual potential of the country, giftedness, gifted children, methods of diagnostics of students ' readiness, pedagogical readiness of the teacher to work with gifted children.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Одаренные дети, а также проблемы их выявления, диагностики, развития и педагогического сопровождения, являются одними из наиболее важных и актуальных вопросов в педагогическом сообществе. В настоящее время, интерес к феномену «одаренность» возрастает с интенсивной прогрессией и связано это, с возникновением новых государственных и социальных потребностей. Современные, динамически развивающиеся социально-экономические условия и политические изменения в нашей стране, порождают необходимость в неординарном и творческом запасе человеческого потенциала, отличающегося высокой энергичностью, нестандартным, креативным мышлением, способного к активной политической, экономической, духовно-нравственной и социально-значимой деятельности.

Значимость формирования и развития профессиональной готовности будущего педагога к работе с одаренными детьми определяется несколькими факторами: формирование интеллектуального потенциала страны; удовлетворение потребности одаренных детей в предо-

ставлении и реализации индивидуальной образовательной траектории; увеличением уровня мотивационного и стимулирующего компонента в процессе реализации профессиональной деятельности будущими педагогами при взаимодействии с одаренными детьми с использованием инновационных технологий, форм и методов обучения; стремление преодолеть отрицание, сложившиеся в обществе, о существовании феномена одаренности в принципе.

При мониторинге и анализе педагогического взаимодействия студентов с одаренными детьми выявлены следующие противоречия: необходимо учитывать индивидуальные особенности и темпы развития одаренного ребенка, не допуская шаблонного отношения к планированию образовательного процесса; максимально использовать педагогические методы и инновационные технологии обучения, направленные на развитие творческих способностей обучающихся, при своевременной и объективной оценке возможности образовательной организации; необходимость формирования педагогической готовности к работе с одаренными детьми путем создания модульного и междисциплинарного обучения в педагогических вузах, тем самым, в перспективе, мак-

симально обеспечив образовательные учреждения всех уровней образования, высококвалифицированными педагогическими кадрами, способных эффективно взаимодействовать с детьми демонстрирующие высокие способности в той или иной сфере деятельности.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Роль педагогического сопровождения в процессе развития одаренных детей в системе современного образования, успешно исследовали российские ученые педагоги, психологи в области изучения современных тенденций в исследовании одаренных детей и подростков, внесла большой вклад Ю. Д. Бабаева [1]; в сфере творческих способностей студентов педагогического вуза и педагогической психологии, психологии творческого мышления и креативности, а также психологии развития способностей, изучения интеллектуального развития детей школьников в цифровой среде, трудиться Т. Г. Киселева [2]; Л. И. Ларионова [3] в научных трудах дает описание достижений в изучении и познании дифференциальной психологии и психофизиологии, методологии психологии одаренности и развивающего образования, а также психологической природы одаренности как психологического феномена принадлежат В. И. Панову [4]; специалистом в области диагностики, развития и обучения одарённых детей, создателем научной школы «Психология одарённости и творчества», и концептуальной модели детской одаренности, ее проекции на социально-педагогическую практику является А. И. Савенков [5]; экспертом в области психологии интеллекта и одаренности, психологии творчества одаренности, является Д. В. Ушаков [6]; исследователь в сфере детской одаренности, психологии интеллекта, интеллектуальной одаренности как развивающаяся интеллектуальной компетентность, соавтор рабочей концепции одаренности - М. А. Холодная [7]; разработки и научные идеи новой психологической теории способностей и одаренности, принадлежат В. Д. Шадрикову [8], автору рабочей концепции одаренности; развитием психологической диагностики одаренных обучающихся, психологических особенностей при школьной адаптации интеллектуально одаренных подростков и интеллектуальной Я-концепцией подростков, успешно занимается Е. И. Щебланова [9] [10]. Данные авторы, современных научных исследований, в своих работах, уделяют значимое место высококвалифицированной подготовке будущих педагогов к работе с одаренными детьми.

В генезисе психолого-педагогических работ (Ю. Д. Бабаева [11], Д. Б. Богоявленская [12], В. Н. Дружинин и А. М. Матюшкин [13]) научно доказана многофакторная роль педагогического содействия и сопровождения на стадии раннего выявления и развития творческого потенциала обучающихся. Своевременно оказанная педагогическая поддержка способствует снятию огромного количества психологических барьеров, препятствующих проявлению и затрудняющих выявление способностей, не смотря на внутренний потенциал скрытой одаренности ребенка. Педагогам, взаимодействующим с данной категорией детей, необходимо поддерживать, поощрять, всякое стремление обучающегося к творчеству, нестандартному мышлению, тем самым побуждая личность к динамическому развитию, наравне с этим, педагог должен создать благоприятные педагогические условия, позволяющие минимизировать проявление слабовыраженной мотивационно-побудительной составляющей поведения одаренного ребенка.

Изучив научно-исследовательские работы в области психолого-педагогической работы с одаренными детьми [14-22] можно сделать вывод, что подход к обучению школьников, подростков и студентов, как профессиональных, так и высших учебных заведений, должен всецело отличаться от традиционного образования. Как

следствие, можно сформулировать новую актуальную задачу для педагогического сообщества высшей школы - формирование готовности педагогов к работе с одаренными детьми.

Педагогическую готовность к профессиональной деятельности раскрывают в научных исследованиях И. Б. Бичева [23], Л. И. Кобышева [24] Л. В. Лежнина [25], Е. А. Никитина [27], В. Д. Шадриков [26], Е. Л Федотова [27], по их мнению, профессиональная готовность специалиста — это безусловное требование для: успешного осуществления профессиональной деятельности; приобретения, накопления, а также эффективного проявления результатов практического опыта, полученного путем различных социальных взаимодействий в процессе профессиональной деятельности.

Готовность педагога к работе с одаренными детьми, выражается в адекватном взаимодействии «педагог-об-учающийся» на основе практического опыта, знаний принципов и возможности высококвалифицированного педагогического сопровождения одаренных детей, в эффективном решении профессиональных задач, в способности прогнозировать и контролировать течение образовательного процесса, решать педагогические ситуации любой сложности в минимальные сроки.

Педагогическая готовность будущих педагогов к работе с одаренными детьми - совокупность внутреннего потенциала, способности креативно мыслить и нестандартно действовать, четкая траектория планирования и результата педагогического процесса с установками на успех, высокий уровень компетентности и большая доля ответственности за принятое решение в конкретной педагогической ситуации.

Сравнительный анализ различных подходов к формированию готовности будущего педагога к работе с одаренными детьми в условиях высшей школы, позволил нам рассмотреть готовность студентов, как структурно-логическое образование, состоящее из пяти взаимодействующих компонентов:

• когнитивно-деятельностный компонент педагогической готовности - совокупность знаний об одаренности, включающий в себя профессиональные знания такие как: педагогические, психологические, методические, научно-исследовательские, общеобразовательные, обеспечивающие будущих педагогов необходимой базой психолого-педагогических, общекультурных, специальных знаний и ориентирующие студентов в представлениях об особенностях и условиях работы с одаренными детьми;

• операционный компонент готовности будущего педагога к выявлению и развитию одаренности - объединяет: гностические, проектные, конструктивные, организаторские и коммуникативные педагогические умения, тем самым создавая базу для самостоятельного осуществления педагогической деятельности;

• аксиологический компонент - базирующейся на осознании ценности, авторитетности педагогической профессии, а также значимости развития способностей и задатков одаренности каждой личности, формировании духовно-нравственной, высоко-ценностной и мировоззренческой ориентации педагога;

• мотивационный компонент - побуждает будущего педагога к профессиональной деятельности и выражается: в стремлении студента взаимодействовать с одаренными детьми, обуславливается наличием стабильных мотивов, педагогических установок, интересов, к осуществлению педагогической деятельности в отношении данной категории обучающихся; в личностной мотивации, которая ориентирована на саморазвитие, самосовершенствование и всесторонне развитие личности студента. Очевидно, что только педагог с высоким уровнем мотивации к непрерывному познанию и качественному преподаванию, сможет эффективно и своевременно побудить одаренного ребенка к образованию;

• личностный (эмоционально-волевой) компонент

Seredkina Alexsandra Sergeevna pedagogical

PREREQUISITES FOR THE FORMATION ... sciences

- включает в себя образованность, коммуникативные, интеллектуальные качества, качества характера личности, психолого-физиологическую компетентность, готовность к саморазвитию в целом, обеспечивающего будущего педагога возможностью самосовершенствоваться и целенаправленно регулировать свое поведение во взаимоотношениях с одаренными детьми.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Выявить факторы создания педагогических условий, способствующие устойчивому формированию готовности у будущих педагогов к работе с одаренными детьми в системе высшего образования.

Постановка задания. Формирование готовности будущего педагога к работе с одаренными детьми в системе высшего образования, по средствам: организации конкурентоспособной среды, обеспечивающая формирование инновационного и креативного мышления, побуждающая к активной и эффективной организации и реализации профессиональной деятельности в отношении одаренных детей; создания условий для формирования стойкого личностного и профессионального отношения к феномену одаренности; осуществления практико-ориентированного педагогическое обучение; реализации необходимых социально значимых профессиональных действия, обеспечивающих формирование конкурентоспособности и развитие профессиональных компетенций будущих педагогов для работы с одаренными детьми.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Содержание данной статьи отражает специально проведенный комплексе практических мероприятий, таких как: анализ педагогических подходов, способствующих эффективному повышению уровня компетентности и профессионального мастерства студентов педагогических ВУЗов в процессе формирования готовности будущего педагога к работе с одаренными детьми; а также изучение российских и зарубежных психолого-педагогических трудов отражающих современное состояние организации и реализации процесса обучения будущих педагогов в системе высшего образования.

В процессе исследования были использованы теоретические методы: изучение научной литературы и публикаций отечественных и зарубежных ученых по проблемам изучения феномена одаренности и подготовки будущего педагога к практической профессиональной деятельности, учебно-методической документации ФГБОУ ВО «Иркутского государственного университета»; анализ, сравнение, синтез, обобщение современного педагогического опыта; моделирование при разработке анкеты-опросника, программы наблюдения и тестирования. Наравне с этим, применялись эмпирические методы: наблюдение, беседа, интервьюирование студентов второго курса, бакалавриата, Педагогического института ИГУ, анализ экспертных данных и результатов исследования, методы статистической обработки полученных данных, системный подход к формированию и оптимизации готовности будущего педагога к работе с одаренными детьми и основные концепции одаренности.

Для мониторинга готовности будущих педагогов к работе с одаренными детьми, мы выбрали следующие диагностические инструменты:

• анкетирование - данный метод диагностики был разработан автором статьи в качестве анкеты-опросника, с учетом выделенных целей и задач нашего исследования. Данная диагностика дает нам возможность оценить уровень начальной готовности студентов к работе с одаренными детьми, определить уровень и характер мотивации студентов, дать оценку умению осуществлять самооценку своим знаниям и возможностям, выявить трудности, возникающие у студентов при взаимодействии с одаренными детьми;

• тест по определению склонности учителя к работе с одаренными детьми (Д. Б. Богоявленская 212

А. В. Брушлинский) - по средствам адаптированного теста мы определяем склонность будущего педагога к работе с одаренными детьми;

• наблюдение - разработанная нами программы мероприятий в рамках метода наблюдения, аккумулировала в себе многоаспектную оценку уровня сформиро-ванности готовности будущих педагогов к работе с одаренными детьми. В частности, с помощью наблюдения, оценивалась степень самостоятельности и креативности суждений в ходе ориентированного проблемного диалога, степень владения теоретическими знаниями в области одаренности, уровень сформированности общепредметных (информационных и логических) умений, также оценивался уровень эрудированности, гибкость мышления, личностные характеристики студентов, связанные со способностью к диалоговому взаимодействию (студент-преподаватель, студент-студент) в ходе образовательного процесса в рамках учебной программы.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Было выявлено, что повышение уровня педагогической готовности студентов (бакалавров) к работе с одаренными детьми можно достигнуть, если в совокупности применять модульное и междисциплинарное обучение, способствующее формированию педагогической компетентности и обеспечивающее эффективное взаимодействие педагога с данной категорией обучающихся.

Эмпирические исследования проводились на базе ФГБОУ ВО «Иркутского государственного университета». Для получения сравнительных данных в исследовании приняли участие студенты второго курса, очной формы обучения, проходящих обучение по образовательной программе — академический бакалавриат, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки):

- группа 201221-ДБ направленность (профиль) подготовки: Информатика-Физика (23 человека);

- группа 201222-ДБ направленность (профиль) подготовки: Математика-Дополнительное образование (22 человека). В рамках рабочей программы, дисциплины «Педагогика».

На формирующем этапе исследовательской работы были определены формы, средства и методы формирования готовности будущего педагога к работе с одаренными обучающимися, с последующим созданием организационно педагогических условий. В процессе формирующего этапа исследовательской работы был успешно апробирован авторский образовательный курс «Педагогическое взаимодействие с одаренными детьми в системе современного образования» с применением технологий дистанционного обучения на платформе Moodle, при помощи образовательного портала «Иркутского государственного университета». Качественные показатели уровня начальной готовности будущего педагога к работе с одаренными детьми, представлены ниже и характеризуются:

• низкий уровень - будущие педагоги имеют общее представление о феномене одаренности; отмечается низкий уровень терпимости и принятия личности обучающегося с признаками одаренности; слабо развит коммуникативный контроль; пассивен и насторожен в восприятии одаренного обучающегося в процессе педагогической деятельности; не проявляет стремления к саморазвитию и самосовершенствованию; не всегда адекватная оценка собственной деятельности;

• средний уровень - понимает значимость формирования готовности к работе с одаренными детьми; отмечается поверхностное владение теоретическими основами понятия феномена одаренности; проявляется сочетание как толерантных, так и интолерантных черт к одаренным обучающимся; низкая степень контроля в своих эмоциональных проявлениях; наличие стремления к саморазвитию, но не всегда с адекватным оцени-

ванием собственной профессиональной деятельности;

• высокий уровень - наличие устойчивых методологических знаний у будущего педагога; высокая методологическая культура, обеспечивающая овладение теоретическими основами понятия феномена одаренности; формирование собственной педагогической философии; явно выявлены черты толерантной личности в отношении одаренных обучающихся; открытость в восприятии нового и в то же время рациональность, реалистичность, прагматичность; ярко выраженное стремление к саморазвитию, владение навыками самоанализа, развитые рефлексивные способности.

Результаты проведенного анкетирования интерпретировались с опорой на данную классификацию и имели следующие количественные показатели (таблица 1).

Таблица 1 - Количественные показатели уровня начальной готовности будущего педагога к работе с одаренными детьми

Уровень Выборка. Количественные показатели (чел ) Процентное соотношение (%)

Низкий 27 60

Средний N=45 18 40

Высокий 0 0

Результаты проведенного тестирования с помощью адаптированного метода диагностики, составленного на основе теста по определению склонности учителя к работе с одаренными детьми (Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский). Собранные исследовательские данные были обработаны, проанализированы и распределены на три группы, после количественно выражены (таблица 2).

I. Склонен: где респонденты набрали 49 и более баллов;

II. Нейтральный: где респонденты набрали от 24 баллов до 48 баллов;

III. Не склонен: 23 и менее баллов.

Таблица 2 - Количественные результаты адаптированного теста «Определение склонности будущего педагога к работе с одаренными детьми» (Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский)

Уровень склонности Вьзоорка Количественные Процентное

показатели (чел.) соотношение (%)

I. Склонен 9 19%

II. Нейтральный N=45 25 57%

III. Не склонен 11 24%

Также, в рамках реализации программы наблюдения был сформирован перечень существенных признаков, отвечающих поставленной цели научного исследования, позволяющих характеризовать каждую единицы наблюдения и обеспечить успех проведенной работы.

Вопросы программы наблюдения были оформлены в статистический формуляр-бланк. Центральным существенным признаком являлись результаты проведенных диагностических мероприятий: анкетирование и тестирование.

Реализованные мероприятия наблюдения, тестирование и анкетные опросы студентов показали обобщенные результаты:

1. 77 % будущих педагогов, студентов педагогического института убеждены в необходимости совершенствования современных форм и методов работы с одаренными дети, позволяющее выявить одаренность на ранних этапах развития личности;

2. 52 % студентов педагогического института допускают, что в будущем смогут эффективно осуществлять профессиональную деятельность и взаимодействовать с одаренными детьми, 8 % - не рассматривают себя в качестве педагога для одаренного ребенка, 40 % - воздержались от конкретного ответа;

3. 32 % студентов в ближайшей перспективе хотели изучить особенности выявления и развития одаренных детей;

4. 36 % будущих педагогов легко воспринимают критику, 58 % не совсем спокойной переносят критику в

свой адрес, 6 % болезненно относятся к критике;

По мнению студентов, во время образовательного процесса учителям импонируют обучающиеся проявляющие следующие характерные признаки: оригинальность - 67 %, уверенность - 30 %, усредненные - 17 %.

5. 59 % студентов заинтересованы в необходимости изучения их уровня профессиональной компетентности и готовности к работе с одаренными детьми;

6. 73 % будущих педагогов со временем хотели увеличить свои методологические и теоретические знания о феномене детской одаренности, с дальнейшим применением знаний и умений на практике.

7. Определив доминирующие тенденции и характер проявления количественных показателей готовности будущего педагога к работе с одаренными детьми, мы постарались сформулировать обобщенное описание групп будущих педагогов.

III уровень - не склонен.

Студенты объединены критериями данной группы проявили слабую заинтересованность в работе с одаренными детьми. В наименьшей степени склоны: к анализу и оцениванию существующих условий образования одаренных детей; к определению наиболее оптимальных методов выявления и развития детской одаренности; к способности анализировать характер достижения цели и неудач, а также менее всего выражена рефлексивная работа на основе результатов педагогической диагностики.

Данную группу студентов отличает низкий уровень знаний современной методологии научного познания, современных технологий, неспособность рефлексивно оценить уровень своего профессионального и личностного развития, эмоционально нестабильны и желают воздержаться от педагогической взаимодействия с одаренными детьми в будущем.

Такие студенты мало заинтересованы в творчестве, даже при наличии внешних побудительных факторов, испытывают чувство неудовлетворения и тревоги в случае нестандартных ситуаций, сопряженных с возникновением новых педагогических задач. В обучении придерживаются выработанной ранее модели поведения, предпочитают не рисковать и не проявлять инициативу.

II уровень - нейтральный.

В основном, студенты, входящие в состав рассматриваемого уровня, осознают необходимость повышения профессиональной готовности к работе с одаренными детьми. Однако, при практическом применении знаний, умений и навыков при взаимодействии с одаренными детьми, становится очевидным, необходимость значительных качественных изменений. Данная группа студентов, определенно имеет предрасположенность к работе с одаренными детьми, но определенно требуется дополнительная мотивация, усовершенствование волевых качеств, интеллектуальных усилий направленных на повышение эффективности их педагогической деятельности. Будущим педагогам также необходимо освоить современную методологию, знания о тенденциях и перспективах развития российского образования, технологии для осуществления педагогической деятельности.

Наравне с вышеперечисленными факторами, хотелось бы отметить, что у студентов отмечается существенная нехватка внешней стимуляции творческой активности, обеспечивающая непрерывное профессиональное развитие. Такой стимуляцией могут послужить: участие в различных конкурсах, отличающиеся соревновательным характером, научно-практических семинарах, грантах, стипендиальных программах, работа над научными статьями, с возможностью анализа и обобщения накопленного педагогического опыта.

I уровень - склонен.

В процессе мониторинга готовности будущего педагога к работе с одаренными детьми, студенты данной группы демонстрировали достаточно высокий уровень самоорганизации, личностного, творческого и соци-

Seredkina Alexsandra Sergeevna pedagogical

PREREQUISITES FOR THE FORMATION ... sciences

ального интеллекта. У студентов отмечались: высокий уровень стремления к работе с одаренными детьми; инициатива; активное участие в разных видах творческой деятельности студентов; ярко выраженные способности к прогнозированию обучения и результатов; умение анализировать и оценивать существующие условия; умение определять наиболее эффективные способы действия в различных педагогических ситуациях; умение определять наиболее подходящие психолого-педагогические методы и средства работы с одаренными детьми.

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. При анализе научных изысканий М.М. Кашапов и Н.В. Дударева было установлено соответствие между полученными данными в нашем исследовании. Готовность будущего педагога к работе с одаренными детьми определяется уровнем развития следующих личностных и профессионально значимых качеств: вектор осуществления профессиональной деятельности направлен на работу с одаренными детьми; дифференцированная система локус-контроля; устойчивая и эффективная Я-Концепция; наличие креативности; способность к субъективной рефлексии; потребность в самообразовании и саморазвитии; владение ИКТ для получения информации и ее последующей обработки; эффективное использование современных педагогических технологий, обеспечивающих всестороннее развитие одаренных детей [28].

Реализация успешного взаимодействия будущего педагога с одаренными детьми будет достигнута в процессе профессиональной подготовки студентов в высшей школе, по средствам дисциплин педагогического цикла, где будут сформированы следующие умения: обогащать и расширять содержание программ обучения; осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход; осуществлять педагогическое сопровождение; способность к своевременным побуждающим действиям, способствующих интеллектуальному развитию, с учетом потребностей одаренного ребенка; грамотно выстраивать творческую деятельность воспитанников; способность видеть, классифицировать и решать педагогические ситуации; анализировать образовательную деятельность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. Результаты, полученные в ходе проведенного исследования, подтверждают актуальность вопроса формирования профессиональной готовности будущего педагога к работе с одаренными детьми. Большинство студентов, принявшие участие в исследовании, имеют средний и низкий уровни готовности к работе с одаренными детьми.

Что касается феномена детской одаренности, то будущие педагоги имеют лишь фрагментарные знания, а творческий потенциал недостаточно выражен в применении различных форм и технологий выявления и развития одаренных детей.

Стремление к самосовершенствованию, увеличению качества имеющегося теоретического опыта определяется на среднем уровне; активная творческая деятельность сопряжена с пассивной позицией «транслятора» знаний, которая требует от педагога минимального самообразования и участия в образовательной деятельности.

У не значительного количества студентов, участвовавших в эксперименте, не сформирована мотивация к изучению инновационных методов и подходов при взаимодействии с одаренными детьми.

Подавляющее количество будущих педагогов, показали усредненный уровень знаний современной методологии научного познания, компетентности в области научного исследования, слабые рефлексивные навыки.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Полученные данные обусловливаются тем, что высшие учебные заведения, в недостаточном объеме осуществляют подготовку будущих педагогов, что бы повысить уровень полученных навыков, освоенных 214

методик и личностно-ориентированных технологий для обеспечения эффективной работы с детьми проявляющих выдающиеся способности на различных этапах развития и становления личности. Следовательно, система педагогического образования высшей школы должна способствовать созданию современных, благоприятных педагогических условий, для эффективного формирования готовности студентов для работы с одаренными детьми, тем самым обеспечивая высокий уровень конкурентоспособности в области подготовки высококомпетентных педагогических кадров. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Signs of intellectual giftedness: the resource-based spproach Trifonova A.V., Kholodnaya M.A., Babaeva J.D. в журнале International Journal of Psychology. Special Issue: 31 st International Congress of Psychology, 24-29 July 2016, Yokohama, Japan, том 51, с. 645.

2. Киселева Т. Г., Тихомирова Л. Ф., Энзельдт Н. В. Сравнительный анализ творческих способностей студентов педагогического вуза // Психология способностей и одаренности: материалы Всероссийской научно. 2019. С. 421.

3. Ларионова Л. И., Горбунова А. Ю. Сравнительное исследование интеллектуального развития детей дошкольного возраста в условиях цифровой среды // Экопсихологические исследования-6: экология детства и психология устойчивого развития. 2020. С. 465-469.

4. Панов В. И. Психическая природа одаренности как психологического феномена // Психология способностей и одаренности: материалы Всероссийской научно. 2019. С. 83.

5. Савенков А. И. Концептуальная модель детской одаренности и ее проекция на социально-педагогическую практику // Психология одаренности и творчества. 2017. С. 66-74.

6. Ушаков Д. В. Культура и поддержка знания, интеллекта, одаренности // Социальная психология знания / под ред. А. Л. Журавлева, Д. В. Ушакова, Т. А. Нестика, А. Н. Поддьяков, А. В. Юревич. М. 2016. С. 89-112.

7. Холодная М. А. Понятийные способности как базовый компонент в структуре интеллектуальной одаренности //Психология способностей и одаренности: материалы Всероссийской научно. 2019. С. 112.

8. Шадриков В. Д. К новой психологической теории способностей и одаренности //Психологический журнал. 2019. Т. 40. №. 2. С. 15-26.

9. Щебланова Е. И. Психологические особенности школьной адаптации интеллектуально одаренных подростков // Вопросы психологии. 2017. №. 3. С. 16-27.

10. Щебланова Е. И. Интеллектуальная Я-концепция одаренных подростков // Теоретическая и экспериментальная психология. 2016. Т. 9. №. 4.

11. Бабаева Ю. Д. Динамическая теория одаренности и ее роль в выявлении, обучении и развитии одаренных детей // Человек. Искусство. Вселенная. 2019. №. 1. С. 259-269.

12. Богоявленская Д. Б., Низовцова А. Н. К проблеме соотнесения общих, специальных и творческих способностей (на примере математической одаренности) // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. 14. №. 2.

13. Богоявленская Д. Б. и др. Исследование особенностей общения и эмоционально-личностного развития дошкольников с высоким творческим потенциалом //Наука сегодня: теоретические и практические аспекты. 2018. С. 151.

14. ГрушецкаяИ. Н., ЗахароваЖ. А., Щербинина О. С. Особенности социально-педагогической работы с одаренными школьниками в условиях современных образовательных организаций // Science for Education Today. 2019. Т. 9. №. 1.

15. Мазилов В. А. Исследование педагогической одаренности и методологические и теоретические проблемы современной психологии // ББК 74.200 я43 Е 22. 2019. С. 523.

16. Мурафа С. В., Павлова А. А., Трифонова Е. В. Психолого-педагогические условия развития способностей детей и поддержки их одаренности в условиях реализации образовательного процесса // ВЕСТНИК. 2019. Т. 2. №. 2.

17. Украинцева И. И., Новикова С. С., Мушкина И. А. Психологические условия сопровождения программы профессиональной переподготовки педагогических и управленческих кадров для систем выявления и поддержки одаренных детей и молодежи // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2019. №. 1 (233).

18. Хайрутдинов Р. Р., Лушпаева И. И., Мухаметзянова Ф. Г. Феномен психолого-педагогического сопровождения одаренности детей родителями и его концепт //Концепт. 2019. №. 11.

19. Балакирева Е.И., Игнатьева О.Г. Развитие творческой одаренности школьников: педагогические аспекты //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 228-231.

20. Дурманенко О.Л. Анализ видовых проявлений детской одаренности //Научный вектор Балкан. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 22-24.

21. Равен Д. Образование и социокибернетика // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 289-296.

22. Корчагина М.В., Жаткин Д.Н. Креативность как основа педагогической деятельности будущих педагогов профессионального обучения //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 75-78.

23. Бичева И. Б., Казначеева С. Н. Условия формирования готов-

ности обучающихся к конкурентной профессиональной деятельности //Наука и практика регионов. 2019. №. 2. С. 58-62.

24. Кобышева Л. И. Диагностика личностной готовности будущих педагогов-психологов к профессиональной деятельности // Вестник Таганрогского института имени АП Чехова. 2019. №. 1.

25. Лежнина Л. В., Данилова О. В. Эмпирическое исследование компонентов психологической готовности к педагогической деятельности у студентов выпускных курсов // Казанский педагогический журнал. 2019. №. 2 (133).

26. Шадриков В. Д., Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 2011. 168 с. ISBN 978-5-98704-597-8 -Текст: электронный // ЭБС «Консультант студента»: [сайт]. URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785987045978.html (дата обращения: 24.04.2020).

27. Федотова Е. Л., Никитина Е. А. К вопросу готовности будущего педагога к работе с одаренными детьми //Научнопедагогическое обозрение (Pedagogical Review), 2018. Вып.4 (22). - С. 180-186. DOI: 10.23951/2307-6127-2018-4-180-186.

28. Кашапов М. М., Дудырева Н. В. Структура психологической готовности педагога к работе с одаренными детьми // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2013. № 2. С. 29-33.

Статья поступила в редакцию 14.05.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.