Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА К УПРАВЛЕНИЮ КОНФЛИКТАМИ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА К УПРАВЛЕНИЮ КОНФЛИКТАМИ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ / ГОТОВНОСТЬ К УПРАВЛЕНИЮ КОНФЛИКТАМИ / КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОИНСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / БУДУЩИЙ ОФИЦЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахимбаева Инга Эрленовна, Сиразетдинов Марат Ришатович, Ценцеря Сергей Владимирович

В данной статье рассматривается формирование готовности будущего офицера войск национальной гвардии Российской Федерации к управлению конфликтами в воинских коллективах. Актуальность рассматриваемой темы обусловлена особенностями и спецификой воинской деятельности и взаимоотношений в воинской среде, когда в процессе выполнения должностных и специальных обязанностей возникают непростые ситуации, вызывающие появление и развитие различного рода конфликтов. Опираясь на теоретический анализ научных исследований по проблеме, проводится выявление и обоснование основных критериев готовности будущих офицеров к управлению конфликтами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рахимбаева Инга Эрленовна, Сиразетдинов Марат Ришатович, Ценцеря Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING THE READINESS OF THE FUTURE OFFICER FOR CONFLICT MANAGEMENT IN THE UNITS OF THE TROOPS OF THE NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article discusses the formation of the readiness of the future officer of the troops of the national guard of the Russian Federation to manage conflicts in military teams. The relevance of the topic under consideration is due to the peculiarities and specifics of military activity and relationships in the military environment, when in the process of performing official and special duties difficult situations arise that cause the emergence and development of various kinds of conflicts. Based on a theoretical analysis of scientific research on the problem, the main criteria for the readiness of future officers to manage conflicts are identified and substantiated.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА К УПРАВЛЕНИЮ КОНФЛИКТАМИ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

данной исторической общности людей и соотносится со знаниями этой общности, то представляется возможным сделать вывод, что семантическая конфигурация любого естественного языка мира не имеет универсального характера;

2) аналитическая обработка вербальной информации в процессе общения реализуется как на этапе порождения единиц речи, так и на этапе их рецепции сенсорной системой человека;

3) коммуникативно-когнитивное обучение иностранному языку предполагает синхронизированный характер формирования и эволюционирования индивидуального языкового сознания и общего сознания, инкорпорирующего первое и обеспечивающего механизмы интеллектуально-вербально-мнестической деятельности, как то: речепроизводство, речевосприятие, ретенция языка в человеческом сознании.

Когнитивные структуры в языке представляют научный интерес постольку, поскольку естественный язык представляет собой главный инструмент выражения мысли, фиксации и воспроизводства знаний; основу общения людей друг с другом. Языковую картину мира следует изучать «в тесной связи с человеком, его культурной отнесенностью, сознанием, духовно-практической деятельностью» [5, С. 42].

Выводы. Таким образом, мы определили, что процесс овладения грамматикой английского языка должен иметь не просто коммуникативно-ориентированный характер, но, что более важно на наш взгляд, зиждиться на достижениях когнитивных наук - в целом и когнитивной лингвистики - в частности. Выдерживать такую стратегическую линию в обучении иностранному языку важно с тем, чтобы учебный процесс был эффективным и носил результативный характер. Но вместе с тем, необходимо уделять особое внимание тому, чтобы учащийся не механистически заучивал языковые нормы изучаемого им иностранного языка, но стремился постичь образ мысли, например, англоговорящих людей (если речь идёт об изучении английского языка); мотивировку единиц языка и целесообразность их применения в той или иной речевой ситуации и в том или ином социокультурном контексте. Применив подобную стратегию обучения иностранному языку непосредственно на практике, учащийся сможет приблизиться во владении иностранным языком к уровню носителя изучаемого иностранного языка, поскольку он сможет не просто реализовывать перевод языковых единиц с языка исходного на язык перевода, но и мыслить категориями изучаемого языка; водвориться в иноязычную картину мира, что и составляет суть когнитивного подхода в обучении иностранному языку.

Литература:

1. Браун, Д. Принципы обучения и изучения английского языка / Д.Браун. - Upper Saddle River: Pearson Education, US, 2015. - 668 с.

2. Давыдова, Л.Н. Система обеспечения качества образования в университете: концепция, интеграция российского и европейского опыта / Л.Н. Давыдова. - Астрахань, 2004. - 133 с.

3. Гукасова, Э.М. К вопросу о взаимосвязи языка и культуры / Э.М. Гукасова. / Филология и культура: сборник статей. - Тамбов, 2003. - С. 13-18

4. Коннова, М.Н. Категоризация времени: язык и темпоральные модусы бытия: монография / М.Н. Коннова. -Калининград: Изд-во Балтийского федерального ун-та им. Иммануила Канта, 2017. - 326 с.

5. Пассов, Е.И. Условно-речевые упражнения для формирования грамматических навыков / Е.И. Пассов. - М.: Просвещение, 1978. - 128 с.

6. Песина, С.А. Комплексный подход к изучению языковой картины мира / С.А. Песина. / Филология и культура: сборник статей. - Тамбов, 2003. - С. 42-43.

7. Соколова, Н.И. Анализ использования открытых электронных ресурсов в преподавании иностранного языка у студентов экономических специальностей вуза / Н.И. Соколова // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2 (87). -С. 245-247.

8. Соколова, Н.И. Цифровые ресурсы для организации дистанционного обучения английскому языку / Н.И. Соколова / В сборнике: Дистанционное обучение: актуальные вопросы. сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Чебоксары, 2020. - С. 80-83.

Педагогика

УДК 316.482

доктор педагогических наук, профессор, директор Института искусств, заведующий кафедрой теории, истории и педагогики искусства, Рахимбаева Инга Эрленовна

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (г. Саратов), профессор кафедры военной педагогики и психологии Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Саратов); преподаватель Сиразетдинов Марат Ришатович Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Саратов);

кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры военной педагогики и психологии Ценцеря Сергей Владимирович Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Саратов)

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА К УПРАВЛЕНИЮ КОНФЛИКТАМИ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В данной статье рассматривается формирование готовности будущего офицера войск национальной гвардии Российской Федерации к управлению конфликтами в воинских коллективах. Актуальность рассматриваемой темы обусловлена особенностями и спецификой воинской деятельности и взаимоотношений в воинской среде, когда в процессе выполнения должностных и специальных обязанностей возникают непростые ситуации, вызывающие появление и развитие различного рода конфликтов. Опираясь на теоретический анализ научных исследований по проблеме, проводится выявление и обоснование основных критериев готовности будущих офицеров к управлению конфликтами.

Ключевые слова: конфликт, управление конфликтами, готовность к управлению конфликтами, критерии готовности управления конфликтами, военно-профессиональная деятельность, воинский коллектив, будущий офицер.

Annotation. This article discusses the formation of the readiness of the future officer of the troops of the national guard of the Russian Federation to manage conflicts in military teams. The relevance of the topic under consideration is due to the peculiarities

and specifics of military activity and relationships in the military environment, when in the process of performing official and special duties difficult situations arise that cause the emergence and development of various kinds of conflicts. Based on a theoretical analysis of scientific research on the problem, the main criteria for the readiness of future officers to manage conflicts are identified and substantiated.

Key words: conflict, conflict management, readiness for conflict management, criteria for readiness to manage conflicts, military professional activity, military collective, future officer.

Введение. Военно-профессиональная деятельность является особым родом социальных отношений, в которых представлены морально-нравственные, нормативные, когнитивно-поведенческие составляющие современного общества. К характерным признакам профессиональной деятельности офицеров силовых структур России, в том числе войск национальной гвардии, относятся: определенный характер выполнения военнослужащими профессиональных функций, четкая иерархия воинской деятельности, ее регламентация, решение служебных задач с применением вооружения, военной техники и специальных средств, выполнение своих должностных и специальных обязанностей в нестандартных условиях обстановки. Очевидно, что в таких обстоятельствах довольно высока вероятность нарушения эмоциональной устойчивости и надежности военнослужащего при возникновении стрессовых ситуаций в связи с психологическими и физическими перегрузками, что может привести к дестабилизации как отдельного субъекта, так и всего воинского коллектива в целом и послужить причиной конфликтов в воинской среде. В связи с этим, можно сделать вывод о том, что конфликты и конфликтные ситуации сказываются не только на отдельных военнослужащих войск национальной гвардии, но и оказывают существенное влияние на морально-психологическое состояние личного состава подразделения в целом, на качество и результаты выполнения служебно-боевых задач.

Изложение основного материала статьи. Конфликты, возникающие в воинском коллективе, в большей или меньшей мере дестабилизируют деятельность, как военнослужащих, являющихся непосредственными участниками конфликта, так и всего воинского коллектива, подрывая боевую готовность подразделения, ставя под сомнение качество выполнения возложенных на войска задач.

С учетом вышеизложенного офицеру необходимо знать классификацию конфликтов, их особенности, причины возникновения в воинских коллективах и способы предупреждения, владеть методами управления ими.

Рассматривая данную категорию обратим внимание на то, что конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - это социальное явление, проявляющееся в ходе конфронтации между субъектами социального взаимодействия. О.В. Щербакова основную причину конфликта видит в контрасте в мотивационных установках, когнитивно-поведенческих моделях, взглядах или суждениях его участников [8].

В подразделениях и воинских частях любой силовой структуры ключевой фигурой, несущей ответственность за состояние воинской дисциплины в целом и профилактику конфликтов среди личного состава в частности, является офицер. Офицеры в профессиональной деятельности руководствуются такими принципами, как единоначалие, личная ответственность за принятые решения и результаты выполнения задач вверенным им подразделением, централизация управления с предоставлением подчиненным инициативы в выборе способов выполнения поставленных задач, оперативность реагирования на изменения обстановки, организованность при планировании повседневной и служебно-боевой деятельности, чуткость и забота в управлении подчиненными, уход от шаблонности способов выполнения задач.

Н.В. Самсонова и Т.А. Садовская, исследуя межличностный конфликт, наиболее часто встречающийся в профессиональной среде, отмечают, что он выступает острым способом разрешения серьезных противоречий в социально-профессиональной сфере в проекции социальных коммуникаций специалиста с другими представителями профессиональной общности [5].

Рассматривая конфликтные ситуации в воинских коллективах А.Я. Анцупов и Н.В. Гришина выявили следующие их особенности: возникновение у военнослужащих, осуществляющих профессиональное взаимодействие, полярных мотивов, установок и суждений, личностно значимых для каждого из участников конфликта; постепенное нагнетание эмоционального напряжения, дестабилизация психологической устойчивости и проявление негативных эмоций по отношению к оппоненту; появление стремления разрушить или минимизировать планы друг друга; неизбежно следующая конфронтация, характеризующаяся нанесением ущерба, применением силы, либо причинением иного вреда оппоненту, с целью воздействия на его поведение в своих интересах [1, 3].

Приведенные в статье идеи, а также выводы ряда авторов позволяют подчеркнуть, что в научных исследованиях раскрываются детерминанты конфликтов, связанные с особенностями их влияния на эффективность различных видов деятельности, их деструктивные и конструктивные функции. Исследователи утверждают, что конфликты являются неотъемлемым явлением профессиональной деятельности, несмотря на то, что проявляются в различных условиях обстановки, протекают с различной интенсивностью и в различные периоды времени [1, 2, 4, 7].

Вне зависимости от причин возникновения конфликта в военно-профессиональной сфере все они деструктивно влияют на межличностные отношения и психоэмоциональное состояние участников конфликта, негативно отражаются на морально-психологическом состоянии личного состава подразделения, качестве выполнения повседневных и служебно-боевых задач, снижая в целом боевую готовность подразделения.

Преобладание деструктивных функций конфликта, как правило, имеет следующие признаки: нарушается комфортный уклад социально-профессиональных взаимоотношений; конфликт переходит из профессиональной сферы в сферу межличностных отношений, отвлекая участников конфликта от качественного выполнения задач службы; в коллективе повышаются тревожность и напряженность; ухудшается социально-психологический климат в воинском коллективе, резко снижаются стрессоустойчивость и воинская дисциплина; снижается результативность профессиональной деятельности, а с ней и боевая готовность подразделения.

Следует помнить, что войска национальной гвардии и общество неразрывны, все социальные процессы, происходящие в обществе, в том числе и негативные, находят своё отражение в войсках, отдельные негативные проявления деструктивно влияют на взаимоотношения в воинских коллективах. Как негативный пример в деятельности вновь прибывших в подразделения из учебных заведений офицеров можно привести попытки делегирования своих должностных обязанностей сержантскому составу. Данная порочная практика приводит к превышению сержантским составом должностных полномочий, к конфликтам среди военнослужащих, разного рода неуставным проявлениям и, в конечном итоге, к срыву выполнения подразделением служебно-боевых задач.

Основной причиной подобного поведения молодых офицеров является отсутствие у них устойчивой готовности к управлению конфликтами в подразделениях. И даже при наличии понимания основных принципов управления конфликтами, отсутствие данных навыков всё равно приводит к просчетам, ошибкам и создаёт новые конфликтные ситуации в воинских коллективах, с участием в них самих командиров подразделений. Ряд лейтенантов, не справившись со

своими должностными обязанностями, в части касающейся управления конфликтами между военнослужащими, разочаровавшись в службе, практически сразу же после прибытия в войска увольняются.

Управление конфликтом в подразделении представляет собой комплекс целенаправленного корректирующего воздействия на участников конфликта и воинский коллектив в целом, с целью устранении причин, вызвавших конфликтную ситуацию, профилактики её развития, снижения влияния её причин и последствий на качество выполнения служебно-боевых и повседневных задач, ликвидации (минимизации) негативных последствий конфликтного взаимодействия и нормализации взаимоотношений в воинском коллективе.

Командиры воинских частей войск национальной гвардии России, при организации обратной связи с военными образовательными организациями высшего образования ВНГ РФ, обращают внимание что при подготовке выпускников следует большее внимание уделять особенностям управления конфликтами с участием различных категорий военнослужащих (военнослужащие проходящие военную службу по контракту на должностях сержантов и солдат, прапорщики, военнослужащие женского пола и офицеры и др.).

При наличии у будущего офицера необходимой готовности и навыков управления конфликтами в подразделениях, конфликт с деструктивными признаками посредством реализации диагностических, интеграционных, инновационных, информационных и других процессов, протекающих в военно-профессиональной среде, при грамотной диагностике потенциала личности и рациональной координации деятельности подчиненного личного состава, с учетом его мотивации и индивидуально-психологических особенностей, при обеспечении принципов профилактики конфликтов в подразделении, устранении возникших противоречий и управления конфликтной ситуацией в подразделении, при постоянном развитии профессиональной коммуникативности подчинённого личного состава может быть прекращен или трансформирован в конфликт с преобладанием конструктивных функций.

У будущего офицера, как центральной фигуры военно-педагогического процесса в подразделении, организующей все коммуникативные связи участников военно-профессиональных взаимоотношений, являющегося личным примером поведения для подчиненного личного состава и выстраивающего алгоритм укрепления профессиональной коммуникативности в подразделении, должна быть сформирована готовность к управлению конфликтами. Будущий офицер должен знать основы планирования деятельности подразделения, исключающие или сводящие к минимуму возникновения конфликтных ситуаций в подразделении, уметь в любой момент продемонстрировать пример бесконфликтного поведения, а при возникновении конфликтной ситуации - обладать готовностью к управлению конфликтом [4].

Целью подготовки будущих офицеров к управлению конфликтами в подразделениях является приобретение ими знаний, навыков и умений, формирование качеств личности, необходимых для успешного выполнения функциональных обязанностей на основных командных должностях, с перспективой назначения на должности высшего звена [6].

Образовательная деятельность военных образовательных организаций высшего образования кроме различных форм и методов подготовки предусматривает контроль успеваемости и качества подготовки курсантов.

Контроль успеваемости и качества подготовки обучающихся проводится с целью определения уровня их теоретической и практической подготовки, качества реализации программ обучения и включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и государственную итоговую аттестацию. По итогам применения различных форм контроля качества подготовки курсантов определяется их готовность к реализации профессиональных функций по организации деятельности вверенных им в будущем воинских коллективов. В том числе определяется готовность будущих командиров к управлению конфликтами в воинском подразделении с целью стабилизации или трансформации условий военно-профессиональной среды и деятельности ее субъектов для их профилактики и разрешения.

Проблема конфликтов и управления ими руководителями коллективов, в том числе военных, рассматривалась в работах многих ученых (исследования А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова, В.И. Сперанского, С.С. Учадзе, В.Н. Усова, О.В. Бабенко, Е.М. Бабосова, И.Ю. Устинова, Л.В. Шабанова и др.).

Проанализировав данные труды, можно прийти к заключению, что содержание готовности будущего офицера к управлению конфликтами в подразделении предопределяют три системные компонента:

• личностный,

• теоретический,

• практический.

Содержанием личностного системного компонента будут мотивационный, регулятивный и коммуникативный критерии с показателями, указанными в приведённой таблице.

Теоретический системный компонент в свою очередь включает организационный, когнитивный и прогностический критерии.

Практический системный компонент содержит операционный, деятельностный и оценочный критерии.

Учитывая вышеизложенное можно вывести системно-содержательную характеристику готовности будущего офицера к управлению конфликтами в подразделениях войск национальной гвардии Российской Федерации (см. табл. 1).

Таблица 1

Системно-содержательная характеристика готовности офицера к управлению конфликтами в подразделениях

№ п/п Системные компоненты Критерии Показатели

1 Личностный мотивационный активная военно-профессиональная направленность

соответствие личной мотивации офицера интересам военной службы

устойчивая внутренняя мотивация на конструктивную профессиональную деятельность, в том числе и в конфликтной ситуации

гордость за принадлежность военной профессии, убеждённая мотивация на повышение престижа военной службы, в том числе и в условиях конфликта

регулятивный сформированная психологическая резилентность личности

наличие способности саморегуляции в условиях конфликта

готовность к организации работы по управлению психическим состоянием подчиненных военнослужащих

успешная профессиональная деятельность офицера в условиях конфликта

коммуникативный владение военно-профессиональной терминологией, вербальными и невербальными средствами коммуникации

наличие у офицера сформированных коммуникативных умений и навыков, навыков определения индивидуального профессионального коммуникативного уровня эффективности межличностного профессионального взаимодействия в коллективе

умение развивать профессиональную коммуникативность подчинённого личного состава

2 Теоретический организационный знание основ планирования деятельности подразделения с исключающими или сведением к минимуму возникновение конфликтных ситуаций в подразделении

умение координировать деятельность личного состава подразделения в условиях конфликта, прекращение конфликта или перевод в конструктивное русло

знание технологий и методов управления конфликтами, обеспечивающих эффективную деятельность по предупреждению и разрешению конфликтов в воинском коллективе

готовность к работе в команде, сотрудничеству в интересах профессиональной деятельности

когнитивный знание сущности, содержания и основных причин происхождения конфликтов в воинском коллективе

знание особенностей протекания конфликтов в воинском коллективе

знание форм и методов воспитательного воздействия на участников конфликта и принципов профилактики конфликтов в подразделении

знания мотивации и индивидуально-психологических особенностей поведения конфликтующих

прогностический умение прогнозировать возникновение конфликтов

умение прогнозировать варианты вероятного протекания возникшего конфликта с учетом индивидуально-психологических особенностей конфликтующих

умение прогнозировать индивидуальный результат конкретного воспитательного воздействия на участников конфликта

умение прогнозировать возможные последствия конфликта

3 Практический операционный способность проведения анализа и критической оценки результатов своей управленческой деятельности

умение расстановки приоритета целей деятельности по управлению конфликтами, постановка задач соответствующих особенностям наиболее вероятным предметам конфликтного взаимодействия подчинённого личного состава

умение лично и опосредованно воздействовать на конфликтующие стороны, корректируя в интересах профессиональной деятельности их мотивационные и целевые установки

умение осуществлять текущий контроль и оперативное регулирование процессов, протекающих в воинском коллективе

деятельностный эффективность устранения возникших противоречий, управление конфликтной ситуацией в подразделении

способность смягчения последствий конфликта для войск и участников конфликта

навыки преобразования деструктивной конфликтной ситуации, в подразделении, в конструктивную

оценочный умение дать объективную оценку влиянию на развитие конфликтов в подразделении их детерминантов

умение всесторонне оценить уровень индивидуальной предрасположенности подчиненного личного состава к конфликтному взаимодействию

умение беспристрастно оценить результаты (последствия) конфликтного взаимодействия

Выводы. Таким образом, очевидно, что феномен конфликта в военно-профессиональной деятельности выступает в качестве весьма сложного и противоречивого явления, имеющего конструктивные и деструктивные функции. При отсутствии управления процессами развития конфликтных ситуаций в подразделении возникает ряд социально-психологических проблем, снижающих результативность военно-профессиональной деятельности и боевую готовность подразделения. При сформированной у будущего офицера готовности к управлению конфликтами в подразделении любая непростая конфликтная ситуация может быть прекращена или трансформирована в конфликт с преобладанием конструктивных функций.

В ходе исследования установлено, что наличие у офицера готовности к управлению конфликтами в подразделении является неотъемлемым фактором успешного выполнения служебно-боевых задач вверенным ему личным составом.

Литература:

1. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - СПб.: Питер, 2015. - 528 с.

2. Баклановский, С.В. Психологические особенности влияния социального конфликта на традиции в воинском коллективе / С.В. Баклановский, Е.О. Русина // Вестник российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. - 2016. - № 1. - С. 32-37.

3. Гришина, В.Н. Психология конфликта / В.Н. Гришина. - СПб.: Издательство «Питер», 2015. - 576 с.

4. Жуковский, В.П. Готовность педагога к управлению конфликтами в образовательной среде в ракурсе

теоретического анализа / В.П. Жуковский, С.В. Ценцеря, Н.А. Жуковская // Вестник Саратовского областного института развития образования. - 2019. - № 2(18). - С. 112-116.

5. Самсонова, Н.В. Профессиональный конфликт как предмет педагогического исследования / Н.В. Самсонова, Т.А. Садовская // Вестник Балтийского федерального университета имени И. Канта. Серия: Философия. Педагогика. Психология. - 2009. - № 5. - С. 7-10.

6. Ценцеря, С.В. Педагогический анализ практики подготовки офицеров на руководящие (командные) должности / С.В. Ценцеря // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации: Сборник научных статей XIII Межвузовской научно-практической конференции с международным участием, Новосибирск, 17 ноября 2021 года. - Новосибирск: Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 2021. - С. 221-229.

7. Шипилов, А.И. Психология разрешения конфликтов между военнослужащими: Учебное пособие / А.И. Шипилов. - М.: Военный университет, 1999. - 40 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Щербакова, О.В. Формирование конфликтологической компетентности в профессиональной подготовке будущих государственных служащих: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Щербакова О.В; [Место защиты: Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского]. - Саратов, 2011. - 223 с.

Педагогика

УДК 374.1

доктор педагогических наук, профессор Романов Владимир Алексеевич

ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого» (г. Тула); аспирант кафедры педагогики, дисциплин и методик начального образования Стоянова Юлия Владимировна ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого» (г. Тула); аспирант кафедры алгебры, математического анализа и геометрии Кирилина Анастасия Вячеславовна

ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого» (г. Тула)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ СРЕДСТВАМИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА

Аннотация. Данная статья направлена на раскрытие понятия адаптивного обучения в педагогическом вузе с целью развития личности студента, выявление особенностей организации адаптивного обучения будущих учителей педагогических направлений. В статье обосновывается выбор будущих учителей как субъектов реализации адаптивного обучения в специально созданной виртуальной образовательной среде, где будущие учителя рассматриваются как носители передового образовательного опыта для подрастающего поколения. Авторами обосновывается важность применения идей и методов педагогического дизайна как основных способов для организации и реализации виртуальной образовательной среды адаптивного обучения будущих учителей.

Ключевые слова: адаптивное обучение, будущие учителя, виртуальная среда, образовательные технологии, образовательный процесс, педагогический дизайн, проектирование, цифровая образовательная среда, цифровизация, электронное образование.

Annotation This article is aimed at revealing the concept of adaptive learning in a pedagogical university in order to develop the student's personality, identifying the features of organizing adaptive learning for future teachers of pedagogical areas. The article substantiates the choice of future teachers as subjects for the implementation of adaptive learning in a specially created virtual educational environment, where future teachers are considered as carriers of advanced educational experience for the younger generation. The authors substantiate the importance of applying the ideas and methods of instructional design as the main ways to organize and implement a virtual educational environment for adaptive learning of future teachers.

Key words: adaptive learning, future teachers, virtual environment, educational technologies, educational process, instructional design, design, digital educational environment, digitalization, e-education.

Введение. На протяжении нескольких последних десятилетий российское образование проходило этап модернизации, направленный на переход от ориентации на «среднего ученика» в пользу интереса к учащимся с особыми образовательными потребностями, к особенностям раскрытия их способностей в процессе образования, поиску дополнительных ресурсов для развития их творческого потенциала. Последние несколько лет все еще показывают, что вектор развития школьного образования направлен на работу с одаренными детьми.

Проблема развития личности исследовалась в работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Н.Ф. Добрынина, В.Н. Мясищева и др.; проблемные вопросы, связанные с персонализацией личности в деятельности изучались в трудах К.А. Абульхановой-Славской, Л.П. Буевой, А.Н. Леонтьева, В.П. Тугаринова и др. В современных условиях направление исследований постепенно смещается от вопроса: «Кого считать учащимся с особыми образовательными потребностями?» к вопросу: «Как раскрыть личностный потенциал каждого учащегося, найти в каждом ту сферу интересов и деятельности, в которой он способен проявлять наибольшие успехи?».

Поэтому поддержка обучения каждого школьника или студента должна являться целью современного образования, тем более, когда имеющиеся дистанционные технологии позволяют обучать и обучаться в любом месте и в любое время на протяжении всей жизни.

Цель статьи - рассмотреть особенности адаптивного обучения будущих учителей средствами педагогического дизайна, способствующего развитию потенциала обучающегося.

Изложение основного материала статьи. Структура современного образования в основном предполагает массовое обучение учащихся, будь то в общих образовательных организациях (учреждениях), средних специальных, или организациях (учреждениях) высшего образования. Сфера дополнительного образования в последнее время стремительно расширяется. Она в основном ориентирована на коллективный набор слушателей и, как показывает опыт, имеет строго зафиксированную рабочую программу курса.

Таким образом, линейно построенная структура образовательного процесса не позволяет реализовать его так, чтобы на темы, хорошо усвоенные обучающимся, отводилось меньше времени, чем на плохо усвоенные. Однако, если даже преподаватель и идет на изменения в планировании подготовки слушателей, то при этом вся группа (класс) вынуждена слушать материал, вне зависимости от того, насколько хорошо он был усвоен каждым из обучающихся.

Необходимо отметить, что некоторые электронные ресурсы позволяют самостоятельно изучать содержание предмета, но такие курсы как правило линейны, и в лучшем случае зависят только от начального уровня подготовки ученика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.