УДК 378.1
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В КУРСАНТСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ
Александр Николаевич Нетруненко, начальник факультета, Алан Эльбрусович Беков,
заместитель начальника факультета, Пермский военный институт войск национальной
гвардии Российской Федерации
Аннотация
Приводятся некоторые проблемы формирования готовности курсантов военных образовательных организаций войск национальной гвардии Российской Федерации к педагогической профилактике межличностных конфликтов. Приводятся примеры применения умения противостоять вовлечению в конфликт для командира подразделения. Затронуты причины возникновения конфликтов, в условиях реформирования войск национальной гвардии. Обозначена актуальность эффективной коммуникативной деятельности в воинском коллективе. Педагогическая профилактика рассмотрена как совокупность последовательных действий по организации конструктивного межличностного взаимодействия.
Ключевое слова: курсанты, межличностный конфликт, готовность к профилактике, противостояние вовлечению в конфликт.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p212-215
ACTUAL PROBLEMS OF PREVENTION OF INTERPERSONAL CONFLICTS IN CADET UNITS OF THE NATIONAL GUARD TROOPS
Alexander Nikolaevich Netrunenko, the Head of the Faculty, Alan Elbrusovich Bekov, the
Deputy Head of Faculty, Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian
Federation
Abstract
Some problems of formation of the readiness of cadets of military educational organizations of the troops of the National Guard of the Russian Federation for pedagogical prevention of interpersonal conflicts are presented. Examples of the use of the ability to resist involvement in a conflict for a unit commander are given. The reasons for the emergence of conflicts in the context of the reform of the National Guard troops are touched upon. The relevance of effective communicative activity in the military collective is indicated. Pedagogical prevention is considered as a set of sequential actions to organize constructive interpersonal interaction.
Keywords: cadets, interpersonal conflict, readiness for prevention, opposition to conflict involvement.
Современные направления развития высшего образования в войсках национальной гвардии Российской Федерации связаны, прежде всего, с двумя взаимозависимыми аспектами: качеством образовательной деятельности и уровнем сформированности компетенций в связи с чем «качество образования должно максимально полно отвечать квалификационным требованиям по соответствующим направлениям и специальностям подготовки, а так же современным вызовам профессиональной деятельности» [1].
Сформированная в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года № 157 Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, исходя возложенных на нее задач, требует комплектования подготовленными и квалифицированными профессионалами своего дела. Реорганизация и оптимизация численности войск национальной гвардии выдвигают перед образовательными организациями требования по формированию личности, стремящейся к целенаправленной реализации своих возможностей, способной целесообразно и оперативно принимать решения по использованию административного ресурса, и способствующей реализации возложен-
ных на войска функций.
Новые приоритеты в развитии отечественного военного образования требуют разрешения ряда проблем, имеющих место в системе подготовки курсантов. К этим проблемам можно отнести необходимость педагогического обоснования и реализацию профилактики межличностных конфликтов в курсантских подразделениях. Особенности военно-профессиональной деятельности проявляются в необходимости выполнения поставленных задач, проявлении разумной инициативы, в том числе и экстремальных ситуациях, что реализуемо только при условии слаженных действий воинского коллектива, в условиях постоянной готовности командира к профилактике межличностных конфликтов и его способности избегать вовлечения в них.
Задачи, решаемые войсками национальной гвардии в условиях нестабильной межконфессиональной, межнациональной и геополитической обстановки, требуют решения некоторых проблем, существующих в процессе подготовке курсантов Росгвардии, в том числе в период формирования ряда профессиональных компетенций. К их числу относят и знания, умения, навыки в области психологии и педагогики. Специфика службы требует от офицера-выпускника с первых дней становления в должности не только в совершенстве владеть военной техникой, вооружением и тактическими знаниями, но и быть готовым к педагогической деятельности, обучать подчинённых, зачастую проходящих службу в соответствии с условиями контракта, совершенствовать их боевую слаженность.
Боевой опыт войск указывает, что лучшие результаты развития боевой слаженности достигаются в случаях, когда личный состав обладает твёрдыми навыками применения современно вооружения и боевой техники, навыками персональной боевой выучки в различных условиях обстановки,а так же является коллективом единомышленников верным боевому братству с полным взаимопониманием.
В этом плане большое значение имеет эффективность коммуникативной деятельности, которая подразумевает умения для подчиненых чётко понимать команды и правильно на них реагировать, строить конструктивные взаимоотношения с командиром и сослуживцами, а также правильные взаимоотношения с населением, проживающим в районе выполнения боевой задачи, не допускать и избегать участия в конфликтных ситуациях в межличностных отношениях, а так же при взаимодействия с населением [1]. Для командира это способность строить взаимоотношения, важные для формулирования и правильного понимания подчиненными поставленных задач и конкретных команд, формирования благоприятного морально-психологического микроклимата в подразделениях, обеспечение конструктивного общения сослуживцев в ходе выполнения боевой задачи и повседневной деятельности.
Подготовка в образовательных организациях Росгвардии включает требования по «самосовершенствованию в области педагогической деятельности, использованию творческих инновационных приемов в работе с военнослужащими», по мимо прочего - овладение методами и приёмами педагогической профилактики межличностных конфликтов с использованием коллективных форм и индивидуально-воспитательной работы с личным составом.
Межличностные конфликты в подразделениях Росгвардии возникают под влиянием целого рядя неблагоприятных факторов. Среди них: низкий уровень адаптированности в воинском коллективе, личные проблемы, низкий уровень воспитанности, низкий уровень культуры, агрессивность, слабая осознанность воинского долга и ответственности за его выполнение и д.р. Межличностные конфликты негативно влияют на работоспособность курсантов. Формирование навыков бесконфликтного поведения прямо предусматривается некоторыми Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлениям подготовки (специальностям) в контексте общекультурных компетенций. Квалификационными требованиями к профессиональным знаниям и навыкам военнослужащих войск национальной гвардии Рос-
сийской Федерации предусмотренно, что офицер должен иметь навыки бесконфликтного исполнения обязанностей по должности; эффективного руководить подразделением; создавать благоприятный психологический климат в воинском коллективе; уметь адаптироваться к новой ситуации. Формирование этих навыков, невозможно без разрешения проблем, возникающих в связи с наличием межличностных конфликтов в военных образовательных организациях. Помимо конфликтов в воинском коллективе, зачастую, на плечи командиров и начальников возложена задача по разрешению конфликтов с населением различных вероисповеданий и социальных групп в пунктах временной дислокации. В таких условиях готовность стать между сторонами конфликта наиболее подходящее качество, нереализуемое без сформированной компетенции профилактики межличностных конфликтов. При этом ключевая роль уделяется педагогической компетентности командира при исполнении должностных обязанностей, которую необходимо развивать через формирование умений и навыков профилактики межличностных конфликтов.
Педагогическая профилактика, при условии органичного включения в систему обучения и социализации личности, выступает в качестве части превентивной педагогики. В контексте профессиональной подготовки курсантов она рассматривается как комплекс знаний, подходов, принципов, приёмов и методов, неотъемлемых при условии создания целенаправленного педагогического воздействия (влияния) на личность военнослужащего с задачей формирования заданных компетенций, которые способствуют качественному выполнению служебно-боевых задач [2, 4]. Изучение проблем формирования готовности курсантов военных образовательных организаций Росгвардии к конструктивному межличностному взаимодействию и их решение в воинском подразделении позволит сделать вывод об интегративном характере педагогической профилактики межличностных конфликтов в воинской среде, базирующейся на транслировании конструктивных форм поведения в повседневной деятельности; эффективном использовании коммуникативных технологий и эмоционально-волевых ресурсов личности; умении создавать психологически безопасную и социально толерантную среду взаимодействия в коллективе.
Поводы для конфликтов, обусловлены спецификой образовательного процесса в военном учебном заведении и служебной деятельностью будущих офицеров Росгвардии. Их причинами являются не только неоптимальность связей между элементами образовательной и военной организации, но и, в большей степени ситуативные ошибки, допускаемые руководителями в процессе решения образовательных, социокультурных, материальных, межличностных и т.п. задач [3]. Большое значение при этом имеют противоречиями между ролевыми стереотипными ожиданиями со стороны семьи, командиров, коллег, друзей и т.п. Недопонимание данных факторов снижает работоспособность и качество выполнения будущими офицерами Росгвардии служебно-боевых задач.
Рассмотрение педагогической профилактики как совокупности последовательных педагогических действий по организации конструктивного межличностного и ролевого взаимодействия на осях «офицер Росгвардии - вышестоящий руководитель»; «офицер Росгвардии - подчинённый»; «офицер Росгвардии - гражданское лицо»; «офицер Росгвардии - коллега» позволит представить основные компоненты подготовки курсантов Росгвардии к профилактике межличностных конфликтов в среде военнослужащих. К сожалению, в настоящее время педагогические модели, по формированию навыков бесконфликтного поведения слабо реализуются в рамках гуманитарных дисциплин, недостаточно используются интерактивные методы и формы, отсутствует соответствующе научно-методическое обеспечения, а главное отсутствует заинтересованность и соответствующая подготовленность отдельных педагогов и должностных лиц образовательных организаций. В силу того, что перечень проблем формирования готовности командира к педагогической профилактике межличностных конфликтов значительно шире вопросов, охваченных в данной статье, повышение качества профессиональной подготов-
ки курсантов системы вузов Росгвардии в контексте формирования готовности к педагогической профилактике межличностных конфликтов вызывают интерес и могут быть перспективны для дальнейших исследований.
ЛИТЕРАТУРА
1. Головченко Н.И. Подготовка курсантов высших военно-учебных заведений к работе с военнослужащими, склонными к криминогенному поведению, дис. ... канд. пед. наук / Головченко Николай Иванович. - Казань, 2015. - 213 с.
2. Уваров Е.А. Психическая устойчивость как критерий самоорганизации субъекта / Е.А. Уваров // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. -2018. - Вып. 4 (40). - С. 39-47.
3. Шаранов, Ю.А. Педагогические основы сплочения многонациональных воинских коллективов в войсках МВД СССР : дис. ... канд. пед. наук / Шаранов Юрий Александрович. -Москва, 1989. - 208 с.
4. Щербакова, О.И. Психология конфликтологической культуры личности специалиста: формирование в контекстной образовательной среде : дис. ... д-ра психол. наук / Щербакова Ольга Ивановна. - Москва, 2011.- 395 с.
REFERENCES
1. Golovchenko, N.I. (2015), Training of cadets of higher military educational institutions to work with servicemen prone to criminogenic behavior, dissertation, Kazan.
2. Uvarov, E.A. (2018), "Psychic stability as a criterion for self-organization of the subject", Bulletin of the Tambov State University. Series Humanities, Issue 4 (40), рр. 39-47
3. Sharanov, YU.A. (1989), Pedagogical foundations of the rallying of multinational military teams in the troops of the USSR Ministry of Internal Affairs, dissertation, Moscow.
4. Shcherbakova, OI (2011), Psychology of the conflictological culture of a specialist's personality: formation in a contextual educational environment, dissertation, Moscow
Контактная информация: alanbekov@gmail.com
Статья поступила в редакцию 22.04.2021
УДК 796.011
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОБИЛЬНЫХ
ПРИЛОЖЕНИЙ
Галина Николаевна Нижник, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Петровна
Столярова, кандидат педагогических наук, доцент, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
Аннотация
В статье рассмотрен вопрос эффективности использования студентами мобильных приложений для самостоятельного планирования тренировочного процесса, во время проведения самостоятельных занятий физической культуры. Представлен сравнительный анализ показателей двигательной подготовленности студентов в процессе самостоятельных занятий физической культуры в период самоизоляции. В качестве оценки двигательной подготовленности студентов использовался тест Купера, характеризующий уровень выносливости, как показатель здоровья человека и методика Самочувствие-активность-настроение (САН). Результаты исследования показали, что использование программ мобильных приложений «RunKeeper», «Шагомер Noom» в процессе самостоятельных занятий физической культуры позволило повысить мотивационную активность студентов, повлияло на поддержание их здорового образа жизни и способствовало повышению уровня двигательной подготовленности.
Ключевые слова: физическая культура, самостоятельные занятия, двигательная активность, мобильные приложения.