Перспективы Науки и Образования
Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive21/21-01/ Дата публикации: 28.02.2021 УДК 377
И. А. Федосеева, Л. Н. Бережнова, Р. А. Гуща
Интегративный подход в развитии профессиональных качеств у курсантов факультета сил специального назначения войск национальной гвардии
Введение. Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях применения подразделений специального назначения Росгвардии для противодействия возросшей угрозе национальной безопасности России со стороны террористических организаций возникла проблема поиска средств для формирования «нового облика» офицера сил специального назначения. Ставится вопрос об интегративном подходе в развитии профессиональных качеств будущих офицеров сил специального назначения войск национальной гвардии.
Материалы и методы. В исследовании приняло участие 160 курсантов факультета сил специального назначения Новосибирского военного института войск национальной гвардии РФ им. И.К. Яковлева. Использованы методики: по нравственным качествам (мотивация на успех, методика Т. Элерса, ценностно-смысловая организация личности, методика исследования волевой организации личности (шкала ценностно-смысловая организация личности), по психологическим качествам (волевая саморегуляция, методика А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана, нервно-психическая устойчивость, методика В.Ю. Рыбникова «Прогноз 2», готовность к риску, методика Шуберта), по физическим качествам (овладение профессионально-прикладными операциями, для оценки уровня развития применялся контрольный метод, тестирование). Статистический анализ осуществлялся с применением 1>критерия Стьюдента и х2-критерия Пирсона.
Результаты исследования. К пятому курсу обучения в результате реализации программы «Перспективы оптимального развития профессиональных качеств у курсантов факультета сил специального назначения военного института войск национальной гвардии», большинство курсантов показывают значительный прирост по показателям развития нравственных, психических и физических качеств. В частности, выявлены статистически значимые изменения в: уровне нервно-психической устойчивости (х2=10.225; р < 0,01); уровне готовности к риску (х 2=13.298; р < 0,01); уровне мотивации на успех (х2=17.045; р < 0,001); развитии ценностно-смысловой организации личности (х2=18.240; р < 0,001).
Заключение. Основным направлением дальнейших исследований является оптимизация профессиональной подготовки военнослужащих специального назначения.
Ключевые слова: профессиональные качества, курсанты, военное образование, факультет сил специального назначения, интеграция, интегративный подход
Ссылка для цитирования:
Федосеева И. А., Бережнова Л. Н., Гуща Р. А. Интегративный подход в развитии профессиональных качеств у курсантов факультета сил специального назначения войск национальной гвардии // Перспективы науки и образования. 2021. № 1 (49). С. 172-190. скн: 10.32744/рБе.2021.1.12
Perspectives of Science & Education
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive21/21-01/ Accepted: 24 December 2020 Published: 28 February 2021
I. A. FEDOSEEVA, L. N. BEREZHNOVA, R. A. GUSCHA
Integrative approach to the development of professional qualities among cadets of the Special Forces Faculty of the National Guard Troops
Introduction. The study is relevant due to the fact that in the context of the use of special forces of the Russian Guard to counter the increased threat to Russia's national security from terrorist organizations, the problem arose of finding means to form a "new look" of a special forces officer. The question is raised about an integrative approach in the development of professional qualities of future officers of the special forces of the National Guard troops.
Materials and methods. The experimental study involved 160 cadets of the Special Forces Faculty of the Novosibirsk Military Institute of the National Guard of the Russian Federation named after I. K. Yakovlev. The following methods were used: according to moral qualities (motivation for success, Ehlers methodology, value-semantic organization of a personality, methodology for studying the volitional organization of a personality (scale of value-semantic organization of a personality), according to psychological qualities (volitional self-regulation, the methodology by Zverkov and Ehidman, neuropsychic stability, Rybnikov's methodology "Forecast 2", readiness to take risks, Schubert's method), according to physical qualities (mastering professionally applied operations; the control method and testing were used to assess the level of development). The statistical analysis was performed using Student's t-test and Pearson's x2 test.
Results. By the fifth year of studying, as a result of implementing the program "Prospects for the optimal development of professional qualities among cadets of the Special Forces Faculty of the Military Institute of the National Guard Troops", most cadets show a significant increase in terms of the development of moral, mental, and physical qualities. In particular, statistically significant changes were revealed in: the level of neuropsychic stability (x2 = 10.225; p < 0.01); the level of risk readiness (x2 = 13.298; p < 0.01); the level of motivation for success (x2 = 17.045; p < 0.001); development of the value-semantic organization of the personality (x2 = 18.240; p < 0.001).
Conclusion. The main direction of further research is to optimize the professional training of special forces officers, which will improve the level of professional training of a graduate of the Special Forces Faculty of the Military Institute of the National Guard Troops.
Keywords: professional qualities, cadets, military education, special forces faculty, integration, integrative approach
For Reference:
Fedoseeva, I. A., Berezhnova, L. N., & Guscha, R. A. (2021). Integrative approach to the development of professional qualities among cadets of the Special Forces Faculty of the National Guard Troops. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 49 (1), 172-190. doi: 10.32744/pse.2021.1.12
_Введение
eXXI веке международный терроризм превратился в одну из самых сложных социальных проблем современного общества. Серьёзную озабоченность вызывает его распространение на Ближнем востоке, в том числе и в Российской Федерации. Основными характеристиками терроризма являются непредсказуемость, хаотичность, сложность и технологическая невозможность предотвращения актов насилия. Перечисленные позиции представляют реальную угрозу национальной безопасности нашего государства.
Согласно рейтингу стран мира по уровню внутреннего терроризма (Global Terrorism Index) Россия в 2019 году занимала 37-е место с индексом 4.90 из 163 стран мира. Наблюдаемые процессы обусловливаются изменением характера войн, увеличением конфликтов, количества организаций в разных точках мира, занимающихся противозаконной деятельностью.
Вопросам противодействия терроризму и экстремизму посвящены научные работы М.Ю. Чернышева [11], В.В. Маркина [19], Д.С. Трофимова [16] и других ученых.
С позиции Д.С. Трофимова терроризм представляет «угрозу или реальное применение силы незаконными организациями, добивающимися своих политических, социальных и религиозных целей путем насилия и устрашения» [16, с. 36]. Соответственно, чем выше значение индекса, тем чаще в стране случаются конфликты и террористические акты. Напомним, в 2015 году России занимала - 23-е место с индексом 6.27, в 2017 году - 33-е место с индексом 5.33, 2018 - 34-е место с индексом 5.23. Несмотря на то, что в период с 2016 по 2019 гг. в стране наметилась тенденция к снижению количества зарегистрированных преступлений террористического характера, угроза террористических проявлений до сих пор остается [4]. В качестве подтверждения приведем данные Национального антитеррористического комитета (НАК), так по итогам работы НАК в 2019 году предотвращено 57 преступлений террористической направленности, в том числе 34 теракта [3].
Таким образом, первоочередной задачей государства является обеспечение безопасности граждан и их благополучие.
Свою озабоченность национальной безопасностью России, высказал президент Российской Федерации В.В. Путин, что «...надёжная защита России и наших граждан от внутренних и внешних угроз всегда была и остаётся важнейшей государственной задачей» [12]. В этой связи, войска национальной гвардии Российской Федерации являются важнейшим звеном укрепления и поддержания национальной безопасности страны, где ключевая роль принадлежит подразделением сил специального назначения. Сегодня существует потребность в «новом облике» военнослужащего специального назначения, который должен быть стрессоустойчив, обладать высоким уровнем профессионализма, вести здоровый образ жизни, постоянно работать над развитием своих физических качеств и военно-прикладных навыков, иметь нравственные основы, являющиеся регулятором поведения в процессе выполнения служебно-боевых задач [5, с.35].
Так, в Концепции кадровой политики в войсках национальной гвардии Российской Федерации до 2025 года указано, что в войсках необходимо создать сбалансированный кадровый состав, состоящий из квалифицированных, опытных специалистов, мотиви-
рованных на безусловное исполнение воинского, служебного и профессионального долга, готовых и способных к выполнению служебно-боевых и оперативно-служебных задач в любых условиях обстановки [15, с. 4]. Высокий уровень профессиональной подготовки офицера предполагает владение им не только теоретическими знаниями, умениями прикладного характера (навыками применения огнестрельного и холодного оружия, обезоруживание и уничтожение противника, вождение специальной и боевой техники и др.), но и способностью рефлексировать свою деятельность, выстраивать коммуникативные связи, осуществлять самоконтроль, организовывать сотрудничество и совместную деятельность. Профессиональные качества, формируемые в процессе профессиональной подготовки, обеспечивают будущему офицеру успешную социализацию в военно-профессиональном сообществе.
С точки зрения А.В. Карпова, профессиональные качества представляют из себя индивидуальные свойства личности, которые определяют свойственное человеку поведение или деятельность [8, с. 46.]. Е.С. Рапацевич рассматривает профессиональные качества как, качества субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность её выполнения по параметрам производительности, качества и надёжности труда [17].
С.Я. Батышев [1] определяет профессиональные качества как индивидуальные характеристики субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность её освоения. С точки зрения Б.М. Бим-Бада профессиональные качества - это отдельные динамические свойства личности, отдельные психические и психомоторные свойства (выраженные уровнем развития соответствующих процессов), а также физические качества, соответствующие требованиям к человеку со стороны определенной профессии, способствующие успешному овладению этой профессией [16, с. 227]. Отсюда следует, что профессиональные качества можно интерпретировать как свойства личности, индивидуальные характеристики субъекта, которые охватывают нравственную, психическую и физическую сферу профессиональной деятельности.
С учетом специфики проблемы, под профессиональными качествами будущего офицера мы понимаем интегративное образование в единстве и взаимосвязи нравственных, физических, психических качеств, характеризующее целостную личность и детерминирующее ее направление на освоение социальной роли защитника Отечества и принятие ценностей военной службы.
Необходимо подчеркнуть, что при использовании интегративного подхода развитие профессиональных качеств личности происходит комплексно. Это означает, что единство целей, содержания, методов, форм воздействия и взаимодействия направлены на развитие у курсантов нравственных, физических и психических качеств. Вместе с тем достижение наилучшего результата или в нашем случае оптимальности развития профессиональных качеств возможно при определенных условиях. В педагогике условие можно рассматривать в нескольких аспектах:
1) обстоятельство, оказывающее влияние на что-либо;
2) установленные в одной из сфер жизни (деятельности) правила;
3) конъюнктура, в которой происходит что-нибудь.
Это значит, что для обучения курсантов должны создаваться такие условия, которые имея интегративный характер, эффективно влияют и воздействуют на развитие профессиональных качеств будущих офицеров, формируя целостную, гармоничную личность.
Эти проблемы нашли свое освещение в ряде публикаций авторов и других ученых [5-21]. Анализ научной литературы боевого применения сил специального назначе-
ния в вооруженных конфликтах на Северном Кавказе и Сирийской Арабской Республики показал, что для эффективного выполнения поставленных задач военнослужащий должен обладать навыками применения оружия, высокими физическими кондициями, психической устойчивостью к быстро изменяющейся ситуации, готовностью применения оружия, принятию ответственности за свое решение, понимать и осознавать во имя чего рискует своей жизнью [5; 24].
Именно интеграция профессиональных качеств военнослужащего обеспечивает успешность выполнение поставленных боевых задач.
Рассуждая об интеграции, отметим, что у курсантов сил специального назначения с первых дней обучения в военном институте Росгвардии развивают заботу о безопасности государства, общества и граждан, навыки принятия адекватных, в том числе нестандартных решений в складывающихся ситуациях; развивают физические кондиции и формируют навыки владения профессионально-прикладными операциями (боевые приемы, преодоление естественных и искусственных препятствий, передвижение на лыжах и т.д.). С учетом специфики военного вуза закладываются ценностные ориентации на здоровый образ жизни, формируются такие необходимые качества как воля, стрессоустойчивость, умения принимать решения, выносливость, ловкость, быстрота, координация и др.
Этому способствуют междисциплинарные связи как гуманитарных, так и дисциплин специальной подготовки: (физическая, огневая, тактическая подготовка). Наполненные ценностным содержанием, гуманитарные дисциплины (философия, история, иностранные языки), способствуют формированию у курсантов собственной позиции, адекватного отношения к происходящим социально экономическим процессам, критического осмысления социально-политической обстановки. В процессе изучения предметов огневой, тактической подготовки у курсантов формируются специальные навыки, такие как: обращения с оружием и специальными средствами, управлением огнем в составе подразделения, принятия решения командира, быстро реагировать на изменения боевой ситуации. На занятиях по физической подготовке курсант получает необходимые знания и умение применения оружия в ближнем бою, навыки выполнения боевых приемов, конвоирования, связывания, уничтожения, преодолению искусственных и естественных препятствий, правильному питанию, режиме дня, совершенствуются физические кондиции, формируются волевые и лидерские качества, сплоченность подразделения, мотивация на успех. Интеграция обеспечивает ценностное освоение курсантами как общекультурных, так и специальных компетенций, совокупности качеств, необходимых офицеру нового тысячелетия.
Закрепление полученных навыков происходит во время прохождения курсантами войсковых стажировок, полевых выходов, несение службы по охране общественного порядка в период проведения крупных спортивно-массовых мероприятиях в городе Новосибирске, участия курсантов в соревнованиях по военно-прикладным и национальным видам спорта.
Таким образом, интегративный подход обеспечивает гармоничное развитие личности будущего офицера сил специального назначения, формирования «облика» офицера нового тысячелетия.
Исходя из выше обозначенного, интерес авторов к проблеме развития профессиональных качеств будущих офицеров и к исследованиям в этой сфере обусловлен тем, что в условиях глобализации стоит вопрос о качественной профессиональной подготовке офицера сил специального назначения, интегративном единстве и взаимосвязи
физического, нравственного, психического развития военнослужащего, поиске путей и средств формирования «нового облика» военнослужащего сил специального назначения войск национальной гвардии.
В связи с выше обозначенным тезисом, можно предположить, что определяющее значение в профессиональной подготовке офицера сил специального назначения, отвечающего современным требования развития общества, является интегративный подход, где ключевым является понятие «интеграция». Данный подход в педагогике рассматривался Е.В. Земцовой [7], J. Swain [32], D.M. Hatmaker [28].
Так, И.А. Зимняя и Е.В. Земцова [7, с. 15] определяют интегративный подход как «целостное представление совокупности объектов, явлений, процессов, объединяемых общностью как минимум одной из характеристик, в результате чего создается его новое качество». Е.В. Яковлев и Н.О Яковлева под интегративным подходом понимают позицию исследования, в соответствии с которой образование рассматривается как процесс и результат педагогической интеграции (межпредметной, внутрипредмет-ной, межличностной, внутриличностной) [20,с.136].
Смысл интеграции выражается в стремлении к целостности и единству. Единство (греч. ^ovdq, лат. unitas) рассматривается нами как «взаимосвязь определенных предметов, процессов, которая образует целостную систему взаимодействия» [2].
Еще с античных времен Аристотель, Сократ, Платон говорили об единстве духовного и телесного, о принципе гармонии в развитии человека. В последующем о неразрывной связи между интеллектуальным, нравственным и духовным развитием в своих трудах писал П.Ф. Лесгафт [9].
О неразрывной связи нравственного и физического начала в развитии человека в XIX в. писал русский педагог К.Д. Ушинский. В своих работах он подчеркивал, что воспитание человека должно опираться на развитие психических, физических и нравственных качеств, «только воздействуя на все стороны личности можно добиться ее развития» [18].
_Материалы и методы исследования
Интегративный подход в развитии профессиональных качеств базируется на основе междисциплинарных связей, способствующих развитию гармоничной личности. Междисциплинарные связи процесса обучения обеспечивая целостность в воспитании личности, способствуют развитию физических, психических, нравственных качеств курсантов, обеспечивая гармоничное развитие личности будущего офицера.
Для доказательства выше изложенного, нами было проведено исследование на базе Новосибирского военного института войск национальной гвардии РФ им. И.К. Яковлева, в котором приняли участие 160 курсантов факультета сил специального назначения. На основе интегративного подхода была разработана и реализована программа включающая комплекс мер, по развитию профессиональных качеств офицера.
Для диагностики развития профессиональных качеств нами применялись следующие методики:
• по нравственным качествам (мотивация на успех, методика Т. Элерса, ценностно-смысловая организация личности, методика исследования волевой организации личности (шкала ценностно-смысловая организация личности);
• по психологическим качествам (волевая саморегуляция, методика А.В. Зверь-кова и Е.В. Эйдмана, нервно-психическая устойчивость, методика В.Ю. Рыбникова «Прогноз 2», готовность к риску, методика Шуберта);
• по физическим качествам (овладение профессионально-прикладными операциями, для оценки уровня развития применялся контрольный метод, тестирование);
Для определения достоверности результатов исследования использовались статистические критерии различий : t-критерий Стьюдента, х2-Пирсона.
_Результаты исследования и их интерпретация
При выполнении специальных операций военнослужащие сталкиваются с различными негативными факторами военной службы: лишением нормального режима дня, питания, перепады высот и температур, боестолкновение с противником, ранение и смерть товарища, большие физические и психические нагрузки и т.д. В связи с этим в процессе обучения в военном вузе необходимо постоянно совершенствовать психологическую подготовку будущих офицеров, создавать условия для развития таких важных психологических качеств как волевая саморегуляция, нервно-психическая устойчивость, готовность к риску.
C этой целью в Новосибирском военном институте в рамках программы оборудован зал психофизической подготовки, в котором моделируются различные ситуации, приближенные к реальным условиям выполнения специальных операций. Курсанты выполняют различные задания по обезоруживанию противника, задержанию, обыску и др., при этом на них воздействуют звуковые, световые, шумовые раздражители (помехи). В процессе выполнения заданий курсант учится владеть собой, сознательно управлять своим состоянием и поведением в самых разнообразных ситуациях.
Результаты диагностики показателя уровня волевой саморегуляции по шкалам отображены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты диагностики уровня волевая саморегуляции по шкалам (в%)
Результаты 1 курса (2013 г.) Результаты 3 курса (2014г.) Результаты 5 курса (2016г.)
Группа Шкалы высокий средний низкий высокий средний низкий высокий средний низкий
В 5 12 83 7 19 74 12 21 63
Контрольная группа Н 7 11 82 8 12 80 10 14 76
С 9 13 78 12 19 69 15 21 65
В 4 14 82 11 23 66 25 44 31
Экспериментальная группа Н 8 13 79 15 20 65 27 49 24
С 8 12 80 16 22 62 32 37 31
Общая волевая саморегуляция (шкала В) характеризует курсанта как эмоционально подготовленного, уравновешенного, независимого, активного и самостоятельного. Анализ результатов диагностики показал, что в экспериментальной группе количе-
ство курсантов с высоким уровнем общей волевой саморегуляции показал уверенный рост с 4% до 25% (см. рис. 1). Курсантов экспериментальной группы отличает внешнее спокойствие, уверенность в себе, реалистичность и устойчивость намерений, умение себя контролировать.
100
30
йй
60
40
20 Ъ
1 курс
3 курс
5 курс
■ контр, группа ■ экспер. группа
Рисунок 1 Динамика результатов экспериментальной группы по шкале «В»
(Волевая саморегуляция)
Шкала «Н» (Настойчивость) показывает целеустремленность, силу намерений, работоспособность, деятельность и активность. В экспериментальной группе результат увеличился с 8% до 27% (см. рис. 2), Курсантов с высокими показателями по шкале «Настойчивость» отличает стремление к выполнению намеченного задания, плана, а создаваемые препятствия только мобилизуют их.
■ контр, группа экспер. группа
Рисунок 2 Динамика результатов экспериментальной группы по шкале «Н»
(Настойчивость)
Шкала «С» (Самообладание) отражает контроль эмоциональных реакций и состояний курсанта. В экспериментальные группы мы наблюдаем увеличение количества курсантов с высоким уровнем самообладания с 8% до 32% (см. рис. 3).
1234^6789 1 курс 3 курс 5 курс
■ контр, группа ■ экспер. группа
Рисунок 3 Динамика результатов экспериментальной группы по шкале «С»
(Самообладание)
В условиях реального боя командиру подразделения необходимо быть готовым к изменению и обострении обстановки, при этом ему необходимо сохранять спокойствие, или другими словами быть психически устойчивым.
Нервно-психическая устойчивость нами понимается как интегральная совокупность врожденных и приобретенных свойств личности, которые могут предопределять вероятность реагирования на неблагоприятные воздействия профессиональной среды. Данное качество позволяет военнослужащим специального назначения эффективно выполнять специальные мероприятия в складывающихся неблагоприятных условиях.
В таблице 2 показаны результаты диагностики уровня нервно-психической устойчивости курсантов.
Таблица 2
Результаты диагностики уровня нервно-психической устойчивости (в %)
Результаты 1 курса (2012 г.) Результаты 3 курса (2014г.) Результаты 5 курса (2016г.)
Группа высокий средний низкий высокий средний низкий высокий средний низкий
Контрольная группа 22 58 20 25 62 13 32 56 12
Экспериментальная группа 21 63 16 34 56 11 47 51 2
Использование специального оборудования зала психофизической подготовки, а также включение самбо в программы подготовки курсантов позволило добиться положительных результатов. Сравнительный анализ между контрольной и эксперимен-
тальной группами студентов 5 курса с помощью статистического критерия х2-Пирсона показал, что связь между факторным и результативным признаками статистически значима при уровне значимости р=0.007 (х2=10.225 > х2001 = 9.21). Количество курсантов экспериментальной группы имеющих высокий уровень нервно-психической устойчивости увеличилось с 21% до 47% (см. рис. 4).
1-2 курс Зкурс 4-5 курс
■ контр, группа экспер. группа
Рисунок 4 Динамика результатов экспериментальной группы уровня нервно-
психической устойчивости (в %)
Профессиональная деятельность военнослужащего специального назначения связана с высокими рисками получения травмы или его гибли в ходе выполнения боевых задач. Офицер спецназа должен быть готов к рискам и принимать их.
С риском человек сталкивает ежедневно, порой даже не замечает его. Это происходит автоматически, на уровне подсознания человек ощущает потенциальную угрозу. По мнению специалистов, в области психологии, готовность к риску основывается на таких личностных качествах субъекта, как актуальные мотивы, экстравертность, ригидность, потребности, эгоцентризм, легкомыслие. Отметим, что риск - это вероятная, осознанная человеком опасность.
Именно поэтому излишняя готовность к риску - не всегда хорошо. Оправданная готовность к риску должна быть связанной с направленностью на достижение цели или с ориентацией на избегание неудачи. Данное качество наиболее эффективно формируется в процессе участия курсантов в физкультурно-спортивной деятельности военного института, где основой выступают соревнования по военно-прикладным и национальным видам спорта. Выступая на соревнованиях, курсанты прогнозируют свои результаты, выбирают наиболее эффективные средства (упражнения, приемы, действия) для достижения оптимального результата - победы, просчитывают риски, которые могут привести их к проигрышу, тем самым корректируют тактику и стратегию своего выступления. Соревнования по своей структуре и содержанию максимально схожи с боевыми ситуациями, с которыми сталкиваются военнослужащие при выполнении задач.
Готовность к риску, кроме того, характеризует прогностические способности курсанта - способность предвидеть ситуацию, изменить ее по своему желанию, просчитать все ее последствия, что очень важно при выполнении специальных операций, где принять решение надо в кратчайшие сроки, с учетом изменившейся оперативной обстановки. Результаты диагностики уровня готовности представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты диагностики уровня готовности к риску (в %)
Результаты 1-2 курс (2012 г.) Результаты 3 курса (2014г.) Результаты 5 курса (2016г.)
Группа Склонны к риску Среднее значение Слишком осторожны Склонны к риску Среднее значение Слишком осторожны Склонны к риску Среднее значение Слишком осторожны
Контрольная группа 15 59 26 12 56 32 20 48 32
Экспериментальная группа 13 60 27 15 62 23 18 70 12
Сравнительный анализ между контрольной и экспериментальной группами студентов 5 курса с помощью статистического критерия х2-Пирсона показал, что связь между факторным и результативным признаками статистически значима при уровне значимости р=0.002 (х2=13.298 > х2001 = 9.21).
Реализация программы «Перспективы оптимального развития профессиональных качеств у курсантов факультета сил специального назначения военного института войск национальной гвардии» в образовательном процессе военного института позволило увеличить в экспериментальной группе количество курсантов, имеющих оптимальное значение готовности к риску с 60 % до 70% (см. рис. 5).
1 2 3 4 5 б 7 8 9
1курс 3 курс 5 курс
■ контр, группа экспер. группа
Рисунок 5 Динамика результатов экспериментальной группы уровня
готовности к риску(в %)
Рассуждая об интеграции развития профессиональных качеств у курсантов, надо понимать не просто наличие всех элементов физической, психической и духовной (нравственной) сфер личности, но и их взаимообусловленность и взаимозависимость. Так, например, выполняя сложные упражнения на занятиях по физической подготовке, курсант не только развивает свои физические качества, но у него также формируются психические качества такие как уверенность в своих силах, целеустремленность, и т.д. Выступая на соревнованиях и следуя принципам честной борьбы, у курсантов формируются такие важные нравственные качества как честность, мотивация на успех, товарищество, порядочность и др. Как отмечает Макарчук А.Н., «человек - это система с пирамидальным принципом построения (так называемая "Пирамида Маслоу"), в ней
W I V \ W / V
выделяют три уровня: низшим (телесный от греч. soma - тело), средним (психическим от греч. psyche - душа), и вершину - духовный элемент (греч. nous - дух)» [10].
Рассматривая нравственные качества, укажем на то, что иерархический принцип, заложенный в человеке, показывает, что воспитание должно начинаться с самой вершины пирамиды: физическое воспитание тела воина невозможно без нравственного начала (ценности и смыслы жизни, цели и пути самореализации, согласие со своей совестью). Здесь стоит отметить важность включения национального вида спорта самбо в профессиональную подготовку будущих офицеров. Каждый курсант, занимаясь самбо, идентифицирует себя со спортивными идеалами, в процессе занятий формируются такие чувства как, спортивное благородство, спортивная честь, спортивная гордость, что положительно отражается на формировании «нового облика» офицера Росгвардии. В этой связи в военном институте нами разработан кодекс чести курсанта-спортсмена, клятва курсанта - спортсмена, которые, по нашему мнению, являются фундаментом нравственного воспитания будущих офицеров. Необходимо подчекнуть, что в процессе занятий и участия в соревнованиях по самбо и прикладными видами спорта у курсантов формируется такое важное профессиональное качество как мотивация на успех.
Значимость данного качества обусловлено тем, что оно способствует выявлению мотивационной направленности курсанта на достижение успеха не только в соревнованиях, но и в освоении военной профессии.
Как показывает практика, курсанты, имеющие высокую мотивацию стать офицерами, лучше усваивают предметы военно-профессиональных и гуманитарных дисциплин, дисциплинированы, адекватно оценивают риски, связанные с неблагоприятными факторами военной службы, активно участвуют в жизнедеятельности воинского коллектива. Выявленная взаимосвязь, указывает на необходимость интеграции психических и нравственных качеств в профессиональные подготовки будущих офицеров сил специального назначения.
Результаты диагностики по уровню мотивации на успех курсантов факультета сил специального назначения представлены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты диагностики по уровню мотивации на успех (в %)
Результаты 1 курса (2012 Результаты 2 курса Результаты 5 курса
г.) (2014г.) (2016г.)
Группа и js и и и и и и и и
о с н ^ е m и о с н ^ е m и о с н ^ е m и
m р с н m р с н m р с н
Контрольная группа 21 48 31 24 47 29 25 49 26
Экспериментальная группа 20 47 33 32 43 25 48 44 8
Сравнительный анализ между контрольной и экспериментальной группами студентов 5 курса с помощью статистического критерия х2-Пирсона показал, что связь между факторным и результативным признаками статистически значима при уровне значимости р<0.001 (х2=17.045 > х2001 = 9.21).
Свою эффективность формирования мотивации на успех у курсантов в рамках нашего исследования доказали такие средства как: видео-фильмы «Герои Росгвардии»,
«Сила «Динамо» - в движении», встречи с ветеранами, выставки вооружения и спортивных достижений военного института, показательные выступления спортивных команд и взводов сил специального назначения, мастер-классы от известных спортсменов и специалистов военного дела. Ведущими методами выступали: рассказ, показ, личный пример, соревнования.
Благодаря междисциплинарным связям учебных дисциплин, реализации различных форм, методов, средств на каждом этапе эксперимента удалось увеличить количество курсантов в экспериментальной группе с высоким уровнем мотивации на успех с 20% до 48% (см. рис. 6).
-зп-----ад-
'"-тт 11I IIШШк
\М ■ ■ Д9Ш Ш9Ш'Ш'Ш9
123456789 1 курс 3 курс 5курс
■ контр, группа ■ экспер. группа
Рисунок 6 Динамика результатов экспериментальной группы уровня мотивации на успех (в %)
Создание мотивационных стимулов и целевых установок (ценности и смыслы жизни) происходит посредством погружения курсантов в образовательную среду военного института. Участие курсантов в соревнованиях, тренировочных мероприятиях по национальным и военно-прикладным видам спорта, встречах с ветеранами, праздничных концертах, выставках музеев Новосибирской области и города Новосибирска позволяет эффективно влиять на развитие ценностно-смысловой организации личности будущих офицеров. Результаты диагностики ценностно-смысловой организации личности курсантов факультета сил специального назначения представлены в таблице 5.
Таблица 5
Результаты диагностики ценностно-смысловой организации личности (%)
Группа Результаты 1 курса (2012 г.) Результаты 3 курса (2014г.) Результаты 5 курса (2016г.)
развито в сильной мере развито в достаточной мере нуждается в развитии развито в сильной мере развито в достаточной мере нуждается в развитии развито в сильной мере развито в достаточной мере нуждается в развитии
Контрольная группа 6 61 34 14 62 24 22 58 20
Экспериментальная группа 7 59 35 25 66 9 36 62 2
Сравнительный анализ между контрольной и экспериментальной группами студентов 5 курса с помощью статистического критерия х2-Пирсона показал, что связь между факторным и результативным признаками статистически значима при уровне значимости р<0.001 (х2=18.240 > х2001 = 9.21).
Отношение курсантов к профессиональной деятельности формируется на основе системы ценностей и личностных смыслов. Так, в экспериментальной группе в ходе диагностики количество курсантов, у которых ценностно-смысловая организация личности развита в сильной мере увеличилось с 7%, до 36% (см. рис. 7).
123456789 1-2 курс 3 курс 4-5 курс
■ контр, группа ■ экспер. группа
Рисунок 7 Динамика результатов экспериментальной группы ценностно-смысловой
организации личности (в %)
Курсанты экспериментальной группы показали, что важными ценностно-смысловыми категориями для них явились: любовь, семья, творчество, спорт, полноценная жизнь, воинское братство, что говорит о целостности и гармоничном развитии данных курсантов.
Спорт в ценностно-смысловой категории курсантов факультета сил специального назначение занимает особое место. Однако мы рассматриваем физическую подготовленность курсантов в единстве с нравственными и психическими качествами. Побеждая на различных соревнованиях у курсантов происходит не только физическое, психическое, развитие, но формируются правильные нравственные качества, такие как уважение к соперникам, честной игре, соблюдение традиций, мотивация на успех и т.д.
На основе анализа научно-педагогической литературы нами выявлены основные направления применения интегративного подхода в системе физической подготовки курсантов сил специального назначения в войсках национальной гвардии:
• проведение соревнований и создание условий для занятий курсантами военно-прикладными и национальным видам спорта в военном институте (в ходе соревнований сочетаются навыки передвижения по пересеченной местности и навыки стрельбы из табельного оружия);
• выполнение упражнений в полной боевой экипировке и с оружием (выполнение физических упражнений в экипировке и с оружием, навыки передвижения в полной экипировке, выполнение контрольных упражнений курса стрельб в сочетании с выполнением нормативов по физической подготовке);
• выполнение боевых приемов в различных условиях (теоретические знания законодательства о применении физической силы и специальных средств с навыками применения боевых приемов против вооруженного, невооруженного противника, навыки действий с превосходящим по численности противников и т.д.).
В наставлении по физические подготовки в войсках национальной гвардии указано, что основным физическим качеством для военнослужащих сил специального назначения является выносливость. Для проверки уровня развития выносливости нами было выбрано упражнение № 56 «Бег на 3 км». Результаты выполнения упражнения показали, что в экспериментальной группе среднее время выполнения упражнения уменьшилось с 12 мин. 04 с. до 11 мин. 58 с., тогда как в контрольной группе улучшение результатов ниже с 12 мин. 10 с. до 12 мин. 06 с.
Для определения уровня овладения профессионально-прикладных операций мы взяли профессионально-значимые операции, которые формируются у курсантов в процессе физической подготовки в военном институте (раздел «Боевые приемы»). Результаты диагностики уровня сформированности профессионально-значимых операций у курсантов факультета сил специального назначения представлены в таблице 6.
Таблица 6
Результаты диагностирования развития профессионально-прикладных операций
у курсантов за 5 лет
Разделы по ФП Операция Группы Результаты 1-2 курса Результаты 3 курса Результаты 4-5 курса
Задержание противника (баллы) контрольная - 3,7 4,2
экспериментальная - 3,81 4,43
Обезоруживание противника при контрольная 3,1 3,6 4,05
уколе штыком (баллы) экспериментальная 3,4 3,8 4,8
Обезоруживание противника при контрольная - 3,4 4,26
ударе ножом (баллы) экспериментальная - 3,2 4,36
Обезоруживание противника при контрольная - 3,9 4,5
угрозе пистолетом (баллы) экспериментальная - 3,6 4,7
Удары руками, ногами (баллы) контрольная 4,1 4,37 4,84
экспериментальная 4,21 4,52 4,94
Боевые приемы Приемы боя с оружием (баллы) контрольная 4,4 4,54 4,87
экспериментальная 4,3 4,62 4,96
Приемы нападения с оружием контрольная - 4,4 4,8
(баллы) экспериментальная - 4,43 4,98
Приемы нападения (броски, контрольная - 4,23 4,44
болевые приемы, удушение) (баллы) экспериментальная - 4,34 4,83
Освобождение от захватов (баллы) контрольная 3,3 3,64 4,21
экспериментальная 3,4 3,66 4,65
Отбивы автоматом (баллы) контрольная 4,5 4,62 4,76
экспериментальная 4,6 4,65 4,8
Специальные приемы и действия контрольная - 3,7 3,9
(связывание противника, конвоирование, обыск) (баллы) экспериментальная - 3,9 4,45
Итоговый балл контрольная 19,4 44,1 48,83
экспериментальная 19,91 44,53 51,9
tэ = 2,19 р<0,05
Курсанты экспериментальной группы показывают уверенное владение боевыми приемами. Отметим, отдельные операции начинают формироваться по программе обучения только на 2 курсе.
_Обсуждение результатов
Обобщение полученных в исследовании результатов позволяет заключить, что: 1) современный офицер сил специального назначения должен обладать широким спектром общекультурных и военно-профессиональных компетенций из различных предметных областей; 2) в ходе междисциплинарных связей процесса обучения осуществляется интеграция, физических, психических, нравственных качеств курсантов, обеспечивая гармоничное развитие личности будущего офицера сил специального назначения, стимулируя научно-поисковую, творческую деятельность, повышение физических кондиций и психической устойчивости будущих офицеров; 3) реализация программы «Перспективы оптимального развития профессиональных качеств у курсантов факультета сил специального назначения военного института войск национальной гвардии» в образовательном процессе военного института способствует эффективному развитию профессиональных качеств будущего офицера.
Полученные результаты подтверждают данные, полученные Р.А Гуща [5], о том, что развивать профессиональные качества у курсантов необходимо комплексно, воздействуя на нравственные, физические и психические качества. Аналогичные выводы сделаны А. Болотиным [24], В. Бакаевым [23].
Также следует отметить, что реализация программы «Перспективы оптимального развития профессиональных качеств у курсантов факультета сил специального назначения военного института войск национальной гвардии» в образовательном процессе военного института требует определенных условий. Основным направлением дальнейших исследований является оптимизация профессиональной подготовки военнослужащих специального назначения, что позволит повысить уровень профессиональной подготовки выпускника факультета сил специального назначения военного института войск национальной гвардии.
Заключение
Стремительное нарастания террористической угрозы внутри страны, требует своевременного реагирования на нее. Соответственно, изменяются подходы, формы и средства профессиональной подготовки будущих офицером сил специального назначения, привлекаемые для борьбы с терроризмом и экстремизмом.
В этом случае, интегративный подход в развитии профессиональных качеств будущих офицеров сил специального назначения позволяет готовить военнослужащих нового облика, отвечающих современным требованиям со стороны государства и способного решать любые задачи в сфере обеспечения национальной безопасности.
ЛИТЕРАТУРА_
1. Батышев С.Я. Подготовка рабочих кадров. М.: Экономика, 1984. 247 с.
2. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: БРЭ. СПб., 2001. С. 250.
3. Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина [Электронный ресурс] // Заседании коллегии ФСБ (последняя редакция:12.04.2020). URL: http://nac.gov.ru/publikacii/vystupleniya-i-intervyu/vystuplenie-prezidenta-rossiyskoy-federacii-1.html (дата обращения: 12.02.2021).
4. Глобальный индекс терроризма. Гуманитарная энциклопедия: исследования [Электронный ресурс] // Центр
гуманитарных технологий, 2006-2019 (последняя редакция: 23.04.2019). URL: https://gtmarket.ru/ratings/ global-terrorism-index/info. (дата обращения: 12.02.2021).
5. Гуща Р.А. Оптимизация развития профессиональных качеств у курсантов факультета сил специального назначения войск национальной гвардии: дис. ... канд. пед. наук. СПб, 2019. 189 с.
6. Гуща Р.А., Федосеева И.А. Нравственная составляющая - основа формирования профессиональных качеств будущего офицера // Перспективы науки. 2018. № 5 (104). С. 97-101.
7. Зимняя И.А., Земцова Е.В. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вузов // Высшее образование сегодня. 2008. № 5. С. 14-19.
8. Карпов А.В. Психология труда. М.: Владос-Пресс, 2005. 352 с.
9. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: АПН РСФСР, 1951. С. 252-253.
10. Макарчук А.Н. Соматическое воспитание как средство общего развития и сохранения здоровья учащихся общеобразовательных школ: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2004. 162 с.
11. Маркин В.В. Противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде. Ч. 1-2 // Власть. 2012. № 11. С. 142-146.
12. Морозова Г.И. Терроризм - преступление против человечества (международный терроризм и международные отношения). 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001. С. 48.
13. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 18-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1986. 797 с.
14. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая российская энциклопедия, 2002. 527 с.
15. Приказ Росгвардии от 27.11.2017 №503 "Об утверждении Концепции кадровой политики и развития системы образования в войсках национальной гвардии Российской Федерации на период 2018 - 2021 годов и далее до 2025 года".
16. Современное состояние борьбы с преступлениями террористического характера: аналитический обзор / Д.С. Трофимов. Саратов: ООО Издательский центр "Наука", 2013. 78 с.
17. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. Минск: Современное слово, 2001. 928 с.
18. Ушинский К.Д. Родное слово. В 2 ч. Часть 1. М.: Юрайт, 2018. С. 259.
19. Чернышов М.Ю. Социально-психологические и правовые ресурсы сдерживания современного терроризма // Социальная политика и социология. 2010. № 3. С. 22-38.
20. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов. Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. 317 с.
21. Kalinina O. Logistic development and use of personnel motivation system based on the chosen strategy of sports organization / O. Kalinina, V. Suschenko, V. Shchegolev, S. Barykin // В сборнике: MATEC Web of Conferences, 2018. С. 50-63.
22. Mironov A. Innovative governance of preparation of student youth to implementation of standards and requirements of triz-sports complex of ready for labor and defense / A. Mironov, V. Schegolev, S.A.O. Kerimov, I. Deri // В сборнике: Proceedings of the 33rd International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2019: Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020 2019. С. 8920-8923.
23. Bakayev V, Boloton A. Efficacy of using isometric exercises to prevent basketball injuries // Journal of Physical Education and Sport, 2016, 16(4). Art. 188. pp. 1177-1185. D0l:10.7752/jpes.2016.04188
24. Bolotin A.E. Method for training of long distance runners taking into account bioenergetic types of energy provision for muscular activity / A.E. Bolotin, V.V. Bakayev // 5-th International Congress on sport sciences research and technology support (icSPORTS 2017) - 30-31 Oktober, 2017, Funchal, Madeira, Portugal. pp.126-131.
25. Bolotin A.E. Comparative analysis of myocardium repolarization abnormalities in female biathlon athletes with different fitness levels // Journal of Human Sport and Exercise, 2018, 13(2), pp. 240-244.
26. Featherstone М., Hepworth М., Turner B. The Body: Social Process and Cultural Theory. L., 1991.
27. Polhemus Т. (ed.) The Body Reader. Social Aspects of the Human Body. N.Y., 1978.
28. Hatmaker D.M. Bringing Networks In: A model of organizational socialization in the public sector // Public Management Review. 2015. Vol. 17, no. 8. P. 1146-1164. doi: 10.1080/14719037.2014.895029
29. Mead, G.H. The Social Self // Psychiatry. Interpersonal and Biological Processes.1978. Vol. 41, no. 2.P. 178-182. doi: 10.1080/00332747.1978.11023971
30. Morrison, P.S. Human values, subjective well-being and the metropolitan region // Regional Studies. 2017. Vol. 52, no. 3. P. 325-337. doi: 10.1080/00343404.2017.1331036
31. Ritchie T.D. Self-concept Clarity Mediates the Relation between Stress and Subjective Well-being // Self and Identity. 2010. Vol. 10, no. 4. P. 493-508. doi: 10.1080/15298868.2010.493066.
32. Swain J. The effect of Phase One training on young recruits' personal and professional development in the British army // Journal of Youth Studies. 2016. Vol. 19, no. 1. P. 117-132. doi: 10.1080/13676261.2015.1039965
REFERENCES
1. Batyshev S.Ya. Training of workers. Moscow, Economics Publ., 1984. 247 p. (in Russ.)
2. Big encyclopedic dictionary. 2nd ed., Rev. and add. Moscow, 2001. p. 250. (in Russ.)
3. Speech by the President of the Russian Federation V.V. Putin [Electronic resource] // Sessions of the FSB Board (last revised: 04/12/2020). Available at: http://nac.gov.ru/publikacii/vystupleniya-i-intervyu/vystuplenie-prezidenta-rossiyskoy-federacii-1.html (accessed 12 February 2021). (in Russ.)
4. Global Terrorism Index. Humanitarian encyclopedia: research [Electronic resource] // Center for Humanitarian Technologies, 2006-2019 (last revised: 04/23/2019). Available at: https://gtmarket.ru/ratings/global-terrorism-index/info. (accessed 12 February 2021). (in Russ.)
5. Gushcha R.A. Optimization of the development of professional qualities among cadets of the faculty of special forces of the National Guard troops. Diss. PhD Ped. Sci., Saint-Petersburg, 2019. 189 p. (in Russ.)
6. Gushcha R.A., Fedoseeva I.A. The moral component is the basis for the formation of the professional qualities of the future officer. Prospects of science, 2018, no. 5 (104), pp. 97-101. (in Russ.)
7. Zimnyaya I.A., Zemtsova E.V. An integrative approach to assessing the unified social and professional competence of university graduates. Higher education today, 2008, no. 5, pp. 14-19. (in Russ.)
8. Karpov A.V. Labor psychology. Moscow, Vlados-Press Publ., 2005. 352 p. (in Russ.)
9. Lesgaft P.F. Selected pedagogical compositions. Moscow, APN RSFSR Publ., 1951, pp. 252-253. (in Russ.)
10. Makarchuk A.N. Somatic education as a means of general development and preservation of health of students of secondary schools. Diss. PhD Ped. Sci., Saint-Petersburg, 2004. 162 p. (in Russ.)
11. Markin V.V. Countering the spread of the ideology of extremism and terrorism among the youth. Part 1-2. Power. 2012, no. 11, pp. 142-146. (in Russ.)
12. Morozova G.I. Terrorism is a crime against humanity (international terrorism and international relations). Moscow, 2001, p. 48. (in Russ.)
13. Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian language. Moscow, Rus. yaz. Publ., 1986. 797 p. (in Russ.)
14. Pedagogical encyclopedic dictionary. Moscow, Great Russian Encyclopedia Publ., 2002. 527 p. (in Russ.)
15. Order of the Russian Guard of November 27, 2017 No. 503 "On approval of the Concept of personnel policy and the development of the education system in the troops of the National Guard of the Russian Federation for the period 2018-2021 and beyond until 2025." (in Russ.)
16. The current state of the fight against crimes of a terrorist nature: an analytical review / D.S. Trofimov. Saratov, Publishing Center "Science", 2013. 78 p. (in Russ.)
17. Modern dictionary of pedagogy / E. S. Rapatsevich. Minsk, Modern Word Publ., 2001. 928 p.(in Russ.)
18. Ushinskiy K.D. A native word. In 2 h. Part 1. Moscow, Yurayt Publ., 2018, p. 259. (in Russ.)
19. Chernyshov M.Yu. Socio-psychological and legal resources for deterring modern terrorism. Social policy and sociology, 2010, no. 3, pp. 22-38. (in Russ.)
20. Yakovlev E.V., Yakovleva N.O. Pedagogical research: content and presentation of results. Chelyabinsk, RBIM Publishing House, 2010. 317 p. (in Russ.)
21. Kalinina O. Logistic development and use of personnel motivation system based on the chosen strategy of sports organization / O. Kalinina, V. Suschenko, V. Shchegolev, S. Barykin. MATEC Web of Conferences, 2018, pp. 50-63.
22. Mironov A. Innovative governance of preparation of student youth to implementation of standards and requirements of triz-sports complex of ready for labor and defense / A. Mironov, V. Schegolev, S.A.O. Kerimov, I. Deri. Proceedings of the 33rd International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2019: Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020, 2019, pp. 8920-8923.
23. Bakayev V, Boloton A. Efficacy of using isometric exercises to prevent basketball injuries. Journal of Physical Education and Sport, 2016, vol. 16, no. 4. Art. 188. pp. 1177-1185. DOI:10.7752/jpes.2016.04188
24. Bolotin A.E. Method for training of long distance runners taking into account bioenergetic types of energy provision for muscular activity / A.E. Bolotin, V.V. Bakayev. 5-th International Congress on sport sciences research and technology support (icSPORTS 2017). Funchal, Madeira, Portugal, pp. 126-131.
25. Bolotin A.E. Comparative analysis of myocardium repolarization abnormalities in female biathlon athletes with different fitness levels. Journal of Human Sport and Exercise, 2018, vol. 13, no. 2, pp. 240-244.
26. Featherstone M., Hepworth M., Turner B. The Body: Social Process and Cultural Theory. L., 1991.
27. Polhemus T. (ed.) The Body Reader. Social Aspects of the Human Body. N.Y., 1978.
28. Hatmaker D.M. Bringing Networks In: A model of organizational socialization in the public sector. Public Management Review, 2015, vol. 17, no. 8, pp. 1146-1164. doi: 10.1080/14719037.2014.895029
29. Mead, G.H. The Social Self. Psychiatry. Interpersonal and Biological Processes, 1978, vol. 41, no. 2, pp. 178-182. doi: 10.1080/00332747.1978.11023971
30. Morrison, P.S. Human values, subjective well-being and the metropolitan region. Regional Studies, 2017, vol. 52, no. 3, pp. 325-337. doi: 10.1080/00343404.2017.1331036
31. Ritchie T.D. Self-concept Clarity Mediates the Relation between Stress and Subjective Well-being. Self and Identity, 2010, vol. 10, no. 4, pp. 493-508. doi: 10.1080/15298868.2010.493066.
32. Swain J. The effect of Phase One training on young recruits' personal and professional development in the British army. Journal of Youth Studies, 2016, vol. 19, no. 1, pp. 117-132. doi: 10.1080/13676261.2015.1039965
Информация об авторах Федосеева Ирина Александровна
(Российская Федерация, Новосибирск) Доктор педагогических наук, профессор кафедры
практической и специальной психологии Новосибирский государственный педагогический университет E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-6549-0886
Бережнова Людмила Николаевна
(Российская Федерация, Санкт-Петербург) Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики непрерывного профессионального образования факультета (подготовки кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования) Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-3573-0762
Гуща Роман Александрович
(Российская Федерация, Новосибирск) Кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-1342-7869
Information about the authors
Irina A. Fedoseeva
(Russian Federation, Novosibirsk) Doctor of Pedagogy, Professor of the Department of Practical and Special Psychology Novosibirsk State Pedagogical University E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-6549-0886
Lyudmila N. Berezhnova
(Russian Federation, Saint Petersburg) Doctor of Pedagogy, Professor, Head of the Department of Theory and Methods of Continuing Professional Education of the Faculty (training of highly qualified personnel and additional professional education)
St. Petersburg Military Institute of the National Guard of the Russian Federation E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-3573-0762
Roman A. Guscha (Russian Federation, Novosibirsk) PhD in Pedagogical Sciences, Lecturer at the Department
of Physical Training and Sports Novosibirsk Military Institute named after Army General I.K. Yakovlev of the National Guard of the Russian Federation E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-1342-7869