Научная статья на тему 'Формирование ценностно-смысловых ориентаций у курсантов войск национальной гвардии Российской Федерации'

Формирование ценностно-смысловых ориентаций у курсантов войск национальной гвардии Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
105
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ГВАРДИЯ / ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ / VALUE-SEMANTIC ORIENTATIONS / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / MILITARY PROFESSIONAL ACTIVITIES / NATIONAL GUARD / MILITARY INSTITUTE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Утюганов Алексей Анатольевич

В статье рассматриваются особенности ценностно-смысловых ориентаций у курсантов войск национальной гвардии. Дается общая характеристика профессионально-важных качеств, формируемых у курсантов военных институтов национальной гвардии. Аргументируется приоритетная значимость формирования профессиональной системы ценностно-смысловых ориентаций личности в процессе подготовки курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Утюганов Алексей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF VALUE AND SEMANTIC ORIENTATIONS OF CADETS IN THE NATIONAL GUARDS OF THE RUSSIAN FEDERATION FORCES

The article discusses the features of value-semantic orientations of the cadets of the National Guard troops. The general characteristic of the professionally important qualities formed by the cadets of the national guard military institutions is given. The priority importance of the formation of a professional system of value-semantic orientations of the individual in the process of preparing cadets is argued.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностно-смысловых ориентаций у курсантов войск национальной гвардии Российской Федерации»

education in preschool age and the ways of their implementation" at the jubilee conference dedicated to the 50th anniversary of the founding of the Froebel Society in Russia, held in Petrograd in 1921. She firmly defended the position that for a preschool child, scientific pedagogy "can recognize the only correct maternal and family education." Of all the speakers E.I. Tiheeva turned out to be the most consistent supporter of the idea of the leading role of family education. However, the main task of the conference was to confirm the line of public authorities in relation to family education. This position was clearly reflected in the speech of Z.I. Lilina, the head of the social education sector Narkompros: "The family is anti-cultural, antisocial, it is not with us, but against us ... Therefore, public education, from pre-school institutions to higher education, is the only solution to this issue" [9].

Despite the fact that the ideas about the uselessness of the family were subsequently revised, in practice the family, as an independent agent of raising children, could not fit into the existing system. For centuries, the main educational function of the father was the socialization of children. Under Soviet rule, it was sought to reduce to zero fatherly upbringing by shifting responsibility for education to society. But society was not able to fully perform the educational function and the burden of responsibility for the family and children lay on the shoulders of the mother. The definition of a typical Soviet family was given by V.N. Druzhinin, which he proposed to consider as a variant of the model of an anomalous pagan family with the rudiments of the Orthodox model. In such a family, according to V.N. Druzhinin, man and woman are fighting for domination. Victory goes to one who is stronger - not so much physically as mentally. There is confrontation between generations, the suppression of children and the struggle of children with the power of their parents. The anomaly of such a family is that the man is not responsible for the family as a whole [4]. Since under socialism, family problems were solved by the mother, therefore most of the studies in Soviet family psychology reflect the peculiarities of the mother-child relationship.

The modern stage of the formation of traditions of family relations got all the complexity and inconsistency of the previous stages. Perhaps for this reason, the family has now become very unstable. This is evidenced by the refusal to enter into marriage, the postponement of the time of marriage, the increase in the number of divorces, the rejection of raising children, the refusal to care for elderly relatives, etc.

Conclusions. Thus, a theoretical analysis of the formation of traditions of family education in Russia allows us to understand many of the patterns and identify cause-effect relationships in contemporary problems of the family. It is necessary to recognize that family relations were and remain an ambiguous and problematic sphere of psychology, which requires further reflection and the search for adequate solutions to existing issues.

The expansion of the research topic in family psychology and, in particular, the appeal of modern researchers to the problems of paternity and parent-child relationships, allows us to hope that the best traditions of family relations in Russia will be preserved and the family as a social institution will be strengthened.

References:

1. Antologiya pedagogicheskoy mysli Drevney Rusi i Russkogo gosudarstva XIV-XVII vv. / Sost. Babishin S.D., Mityurov B.N. - M. Pedagogika, 1985. - 368 s.

2. Dolgov V.V. Detstvo v kontekste drevnerusskoy kul'tury XI-XII vv.: otnosheniye k rebenku, sposoby vospitaniya i stadii vzrosleniya // Etnograficheskoye obozreniye, 2006. № 5. S. 72-85.

3. Domostroy // Pamyatniki literatury Drevney Rusi. Seredina XVI veka. M.. 1985.

4. Druzhinin V.N. Psikhologiya sem'i: 3-e izd.-SPb.: Piter, 2005. - 176 s.

5. Zvereva, O. L. Semeynaya pedagogika i domashneye vospitaniye detey rannego i doshkol'nogo vozrasta: uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata / O. L. Zvereva, A. N. Ganicheva. — 2-e izd., ispr. i dop. — M.: Izdatel'stvo YUrayt, 2018. — 177 s.

6. Klyuchevskiy V.O. Russkaya istoriya. - M.: Eksmo, 2008. - 912 s.

7. Kon I. Muzhchina v menyayushchemsya mire. - M.: Vremya, 2009. - 496 s.

8. Kon I.S. Rebenok i obshchestvo Ucheb. posobiye dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy. — M.: Akademiya, 2003. — 336 s.

9. Litvin L.N. Obshchestvennoye doshkol'noye vospitaniye v sovetskoy Rossii: 1917-1940gg. - 3-e izd., pererabot.i dop. - M.:APKiPPRO, 2009. - 220 s.

10. Mironov B.N. Sotsial'naya istoriya Rossii perioda imperii (XVIII - nachalo XX v.). V 2 t.2-e izd.SPb.: Dmitriy Bulanin, 2000.

11. Radishchev A.N. Izbrannyye filosofskiye i obshchestvenno-politicheskiye proizvedeniya. M.: Politizdat, 1952.

12. KHolodnaya V.G. Ottsovskoye nakazaniye v vospitanii mal'chika-podrostka u vostochnykh slavyan v kontse XIX-nachale Xxvv. // Muzhskoy sbornik. Vyp.2. M.: Labirint, 2004. S. 170-177.

13. YAroshevskiy M.G. Istoriya psikhologii. 2-e pererab. izd. M., "Mysl'", 1976. - 463 s.

Психология

УДК:378.147

кандидат психологических наук, доцент Утюганов Алексей Анатольевич

Новосибирский военный институт им. генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск)

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У КУРСАНТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности ценностно-смысловых ориентаций у курсантов войск национальной гвардии. Дается общая характеристика профессионально-важных качеств, формируемых у курсантов военных институтов национальной гвардии. Аргументируется приоритетная значимость формирования профессиональной системы ценностно-смысловых ориентаций личности в процессе подготовки курсантов.

Ключевые слова: ценностно-смысловые ориентации, профессионально-важные качества, военно-профессиональная деятельность, национальная гвардия, военный институт.

Annotation. The article discusses the features of value-semantic orientations of the cadets of the National Guard troops. The general characteristic of the professionally important qualities formed by the cadets of the national guard

military institutions is given. The priority importance of the formation of a professional system of value-semantic orientations of the individual in the process of preparing cadets is argued.

Keywords: value-semantic orientations, professionally important qualities, military professional activities, national guard, military institute.

Введение. Ценностно-смысловые ориентации личности формируются в процессе реализации учебной или профессиональной деятельности. Особым видом деятельности является военная служба и, в частности, военно-профессиональная деятельность военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации. Научная проблема ценностей и ценностных ориентаций впервые была обозначена в философских, педагогических и социологических исследованиях. В первых психологических исследованиях ценностей основной проблемой изучения выступила двойственность природы ценностей - уже для первых исследователей стало очевидным, что ценности личности являются индивидуальными и одновременно имеют социальную природу. По общему определению А. С. Калюжного, военно-профессиональная деятельность -это «активность военнослужащего, проявляемая во взаимодействии со специфической (военной) средой, в которой он достигает сознательно поставленные цели, возникшие в результате появления у него определенных военно-профессиональных потребностей» [1, с. 26]. По его мнению, в военной педагогике и психологии деятельность офицера рассматривается одновременно в двух различных аспектах: военно-специальном и военно-административном. В первом случае внимание акцентируется на выполнении тех или иных специфических военно-профессиональных функций, а во втором - на осуществлении руководящих, командирских обязанностей, включающих, в частности, воспитание и психологическую подготовку подчиненных [там же, с. 27]. Очевидно, что деятельность офицера охватывает весьма широкий спектр должностных обязанностей и представляет собой сложную систему военно-профессиональной деятельности.

Формулировка цели статьи. Рассмотреть особенности ценностно-смысловых ориентаций у курсантов войск национальной гвардии. Аргументировать приоритетную значимость формирования профессиональной системы ценностно-смысловых ориентаций личности в процессе подготовки в военном ВУЗЕ.

Изложение основного материала статьи. В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», общей задачей национальной гвардии является обеспечение государственной и общественной безопасности, а также защита прав и свобод человека и гражданина. В рамках выполнения этих функций на военнослужащих войск национальной гвардии возлагаются следующие основные задачи: участие в охране общественного порядка и общественной безопасности; охрана важных государственных объектов, специальных грузов и объектов на коммуникациях; борьба с терроризмом и экстремизмом; обеспечение режима чрезвычайного положения, военного положения; участие в территориальной обороне Российской Федерации и т.д. [6]. Исходя из большого объема возложенных на военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации задач, военно-профессиональная деятельность офицеров войск национальной гвардии включает большой круг достаточно разноплановых должностных обязанностей.

Профессиональные компетенции и профессиональная готовность являются системными образованиями, интегрирующими в себе комплекс профессионально-значимых личностных характеристик, включая и ценностно-смысловые ориентации. Во многих психолого-педагогических исследованиях все эти феномены рассматриваются одновременно в их взаимосвязи. Так, О.В. Евтихов понимает профессиональную компетентность как интегральную характеристику уровня профессиональной готовности, определяющего способность продуктивно решать профессиональные задачи, возникающие в реальной ситуации профессиональной деятельности. В этой связи автор определяет профессиональную компетентность выпускника вуза правоохранительных органов как обобщенное личностное образование, заключающее в себе владение сформированными компетенциями, а также обладание развитыми профессионально-важными личностными качествами, которое обеспечивает результативность самостоятельной профессиональной деятельности [3, с. 23]. Соответственно, в структуре профессиональной компетентности будущих офицеров правоохранительных органов им выделяется два основных компонента: профессиональные компетенции, в свою очередь разделяемые на общепрофессиональные, профессионально-служебные, профессионально-деятельностные; а также профессионально-психологические качества, включающие как личностные (когнитивные, эмоционально-волевые, личностно-мотивационные, организационно-управленческие), так и деятельностные (способности, умения, навыки и особенности профессионального поведения) характеристики.

Ценностно-смысловые ориентации личности формируются, трансформируются и выражаются в процессе реализации учебной или профессиональной деятельности. М.С. Яницкий и А.В. Серый отмечают, что ценностно-смысловые ориентации личности и осуществляемая ею деятельность тесно взаимообусловлены - как содержание деятельности определяет характер и направленность системы ценностно-смысловых ориентаций личности, так и личностные смыслы и ценностные ориентации, в свою очередь, оказывают воздействие на отношение к профессии, определяя особенности профессионального видения мира [7, с. 145].

Неслучайно, что ценностно-смысловые компоненты подробно представлены в перечнях компетенций выпускников, формируемых в результате освоения программы по всем специальностям и направлениям, реализуемым сегодня в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации. Как показывает проведенный нами анализ документов, в настоящее время обучение в вузах войск национальной гвардии осуществляется по следующим специальностям:

- «Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения»;

- «Специальные радиотехнические системы»;

- «Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие»;

- «Транспортные средства специального назначения»;

- «Психология служебной деятельности»;

- «Правовое обеспечение национальной безопасности»;

- «Перевод и переводоведение»;

- «Тыловое обеспечение».

Следует отметить, что в вузах национальной гвардии, как и в других военно-учебных заведениях высшего профессионального образования, образовательный процесс включает в себя не только освоение

гражданской специальности, но и одновременное получение военно-учетной специальности. Базовыми документами, раскрывающими содержание подготовки офицеров в вузах национальной гвардии, являются основные профессиональные образовательные программы, разрабатываемые как в соответствии с требованиями образовательных стандартов по данным специальностям, так и с учетом квалификационных требований к выпускникам воинских специальностей. Основные профессиональные образовательные программы (ОПОП) содержат общекультурные и профессиональные компетенции по перечисленным специальностям и военно-профессиональные компетенции по той или иной военно-учетной специальности. По основным профессиональным образовательным программам имеются типовые учебные планы, утвержденные приказами Центрального аппарата войск национальной гвардии Российской Федерации, а также рабочие учебные планы, которые утверждены начальником соответствующего военного института.

Наиболее распространенной гражданской специальностью, по которой обучаются будущие офицеры национальной гвардии, является специальность 5.40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности», реализуемая в трех из четырех существующих в Российской Федерации вузов войск национальной гвардии - в Санкт-Петербургском, Саратовском и Новосибирском военных институтах. Военно-учетной специальностью, одновременно реализуемой, в частности, в Новосибирском военном институте войск национальной гвардии имени генерала армии И.К. Яковлева, является специальность 370300 «Служебно-боевое применение соединений, воинских частей и подразделений войск национальной гвардии». Соответственно, содержание компетенций будущих офицеров национальной гвардии и их ценностно-смысловых компонентов мы будем рассматривать на примере данных специальностей.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 5.40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2016 г. № 1641. Квалификационные требования к военно-учетной специальности 370300 «Служебно-боевое применение соединений, воинских частей и подразделений войск национальной гвардии» утверждены приказом Директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 21.02.2017 г. № 221 В соответствии с данными документами в ОПОП по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности» содержится 16 общекультурных (далее - ОК), 30 профессиональных (ПК) и 54 военно-профессиональных компетенций (ВПК), целый ряд которых по своему содержанию имеет отчетливый ценностно-смысловой характер.

Результаты исследования. Как следует из результатов проведенного нами анализа, из 100 компетенций, осваиваемых в процессе военно-профессионального образования, 25 компетенций, т.е. ровно четверть, являются ценностно-смысловыми по своему содержанию. При этом наибольшая доля ценностно-смыслового компонента отмечается в группе общекультурных компетенций - 37,5%. Среди военно-профессиональных компетенций доля ценностно-смыслового компонента несколько ниже - около 30%. В группе профессиональных компетенций ценностно-смысловой характер имеют лишь 10%.

Содержательный анализ перечисленных компетенций позволяет отнести их к одной или к нескольким основным ценностям-целям профессиональной деятельности офицера национальной гвардии Российскоц Федерации. Так, например, такая компетенция, как «способность проявлять патриотизм, способствовать укреплению мира и дружбы между народами, предотвращению национальных и религиозных конфликтов» (ВПК-10) содержит одновременно ориентацию на ценности патриотизма и толерантности. При этом, в зависимости от представленности в перечисленных компетенциях, данные ценности имеют различный ранг значимости (таблица 1).

Таблица 1

Ценностные компоненты общекультурных, профессиональных и военно-профессиональных компетенций офицеров национальной гвардии

Название ценности Компетенции, содержащие данную ценность Число компетенций, содержащих данную ценность, в т.ч.: Ранг ценности

ОК ПК ВПК Все

Патриотизм ОК-1, ВПК-10, ВПК-26 1 0 2 3 7

Безопасность государства и общества ВПК-7, ВПК-13, ВПК-30, ВПК-34, ВПК-36 0 0 5 5 1-4

Права и свободы граждан ОК-2, ПК-11 1 1 0 2 8

Законность ОК-1, ОК-6, ПК-2, ПК-10, ВПК-33 2 2 1 5 1-4

Воинский долг ОК-5, ВПК-2, ВПК-6, ВПК-8, ВПК-26 1 0 4 5 1-4

Войсковое товарищество ОК-7, ВПК-8, ВПК-11, ВПК-27, ВПК-28 1 0 4 5 1-4

Ответственность за подчиненных ВПК-11, ВПК-28, ВПК-34, ВПК-36 0 0 4 4 5-6

Толерантность ОК-3, ОК-7, ВПК-10, ВПК-29 2 0 2 4 5-6

Как видно из приведенных данных, наибольшее внимание в рассматриваемой основной профессиональной образовательной программе уделяется формированию таких компетенций, как: обеспечение безопасности государства и общества, соблюдение норм права и законности, верность присяге и воинскому долгу, войсковое товарищество и готовность к взаимопомощи - каждая из этих ценностей содержится в пяти отдельных компетенциях. Несколько меньшую приоритетность имеют такие ценности, как ответственность за жизнь подчиненных и толерантность к этнокультурным различиям - они отражены в четырех компетенциях. Наименее представлены в формируемых компетенциях патриотизм и преданность

Отечеству, а также защита прав и свобод граждан. Тем не менее, нельзя сказать, что им уделяется недостаточное внимание - они представлены в трех и двух компетенциях соответственно.

Более показательным, на наш взгляд, представляется неравномерность отражения описываемых ценностей в различных группах компетенций. Так, такие ценности как «права и свободы граждан», а также «законность» содержатся в общекультурных и общепрофессиональных компетенциях, т.е. они формируются в процессе освоения специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности», что представляется вполне логичным. В ходе освоения военно-учетной специальности «Служебно-боевое применение соединений, воинских частей и подразделений войск национальной гвардии» происходит осознание и внутреннее принятие таких ценностей, как «патриотизм», «безопасность государства и общества», «воинский долг», «войсковое товарищество» и «ответственность за подчиненных», обоснованно отраженных в военно-профессиональных компетенциях. Осмысление и повышение значимости ценности «толерантность» обеспечивается в ходе освоения как общекультурных, так и военно-профессиональных компетенций в равной степени.

Выводы. Таким образом, ценностно-смысловые компоненты отчетливо представлены в общекультурных, профессиональных и военно-профессиональных компетенциях, осваиваемых будущими офицерами национальной гвардии в процессе профессионального обучения. Значимость профессионально-ориентированной системы ценностно-смысловых ориентаций для эффективного осуществления военно-профессиональной деятельности позволяет рассматривать ее в качестве основы формирования профессиональных компетенций офицеров национальной гвардии. Полученные нами результаты объективно отражают общую тенденцию аксиологизации высшего профессионального образования, проявляющуюся в фокусировке на ценностно-смысловой проблематике как методологической основе современной образовательной практики и концентрации на работе с ценностями и смыслами.

Литература:

1. Калюжный А. С. Военная психология и педагогика в профессиональной деятельности офицера Военно-морского флота: учеб. пос. - Н.Новгород: НГТУ, 2004. - 39 с.

2. Серый А. В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств школьных практических психологов: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Иркутск, 1996. - 25 с.

3. Евтихов, О.В. Формирование профессиональной компетентности курсантов в образовательной среде вуза правоохранительных органов: дисс. ... д. пед. наук: 13.00.08. - Красноярск, 2015. - 424 с.

4. Кравец А. В. Утюганов А. А. Социальный институт военного образования в условиях глобализации // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2015. - № 12. - С. 303

5. Утюганов А. А. Особенности смысловой сферы военнослужащих внутренних войск МВД России, переживших боевой стресс. - Новосибирск, 2013. - 100 с.

6. Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ (ред. от 11.10.2018) «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».

7. Яницкий М. С. Развитие системы ценностно-смысловых ориентаций личности в профессиональной деятельности специалистов деонтологического статуса // Личность и профессиональная деятельность -Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. - Т. 1. - С. 147-159.

Психология

УДК: 159.9

кандидат психологических наук, доцент Щурова Юлия Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева» (г. Орел); кандидат психологических наук, доцент Забабурина Ольга Станиславовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева» (г. Орел);

кандидат психологических наук Степина Нелли Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственныйуниверситет имени И. С. Тургенева» (г. Орел)

СИТУАТИВНАЯ И ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ У ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ С ХРОНИЧЕСКИМИ

СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования ситуативной и личностной тревожности у пожилых больных с такими хроническими соматическими заболеваниями, как ишемическая болезнь сердца и сахарный диабет II типа.

Ключевые слова: тревога, тревожность, ситуативная тревожность, личностная тревожность, пожилой возраст, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет.

Annotation. The article presents the results of the study of situational and personal anxiety in elderly patients with chronic somatic diseases such as coronary heart disease and type II diabetes.

Keywords: anxiety, anxiety, situational anxiety, personal anxiety, elderly age, ischemic heart disease, diabetes mellitus.

Введение. Актуальность проблемы тревожных расстройств определяется клинической гетерогенностью, высокой распространенностью тревожных переживаний, что подтверждается данными эпидемиологических исследований, проведенных в России, а также опытом врачей разных специальностей и клинических психологов [5].

Тревога является одной из наиболее распространенных адаптационных реакций организма на ситуации угрозы, неопределенности или изменение жизненного стереотипа, она проявляется как чувство эмоционального дискомфорта, обусловленное неопределенностью перспектив. Адаптационная тревога, как правило, непродолжительна и не достигает чрезмерной силы. Патологическая тревога обусловлена внутренними психологическими и физиологическими причинами, приобретенными особенностями функционирования центральной нервной системы. Она непропорциональна реальной угрозе или не связана с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.