Научная статья на тему 'МЕЖРОЛЕВЫЕ КОНФЛИКТЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В КОНТЕКСТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСГВАРДИИ'

МЕЖРОЛЕВЫЕ КОНФЛИКТЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В КОНТЕКСТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСГВАРДИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конфликт / ролевой конфликт / межролевой конфликт / курсанты / педагогическая проблема / причины возникновения / conflict / role conflict / inter-role conflict / cadets / pedagogical problem / causes of occurrence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Билалов Олег Нарисович, Джамбальян Левон Левонович

Исследуя различные виды социальных взаимодействий, следует отметить, что особенностью функционирования системы межличностных отношений, является ее сопровождение различными конфликтами. Возникающими под действием не только внешних, но и внутренних причин к которым относиться внутриличностные противоречия. В связи с чем на сегодняшний день наиболее являются актуальными исследования, которые раскрывают сущность и особенности возникновения, функционирования конфликтов, с выделением способов управления ими. В данной статье будет рассмотрена и определена сущность межролевых конфликтов в воинском коллективе, а также рассмотрены психологопедагогические аспекты их возникновения в контексте деятельности курсантов ВООВО Росгвардии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Билалов Олег Нарисович, Джамбальян Левон Левонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTER-ROLE CONFLICTS AS A PEDAGOGICAL PROBLEM IN THE CONTEXT OF THE ACTIVITIES OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION OF THE RUSSIAN GUARD

Exploring various types of social interactions, it should be noted that a feature of the functioning of the system of interpersonal relations is its accompaniment with various conflicts. Arising under the influence of not only external, but also internal reasons, which include intrapersonal contradictions. In this connection, today the most relevant are studies that reveal the essence and features of the emergence, functioning of conflicts, with the allocation of ways to manage them. This article will examine and define the essence of inter-role conflicts in a military collective, as well as consider the psychological and pedagogical aspects of their occurrence in the context of the activities of the Rosgvardia cadets.

Текст научной работы на тему «МЕЖРОЛЕВЫЕ КОНФЛИКТЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В КОНТЕКСТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСГВАРДИИ»

РАЗДЕЛ 4. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ВЗАИМОДЕИСТВИЮ

ШКОЛЫ И СЕМЬИ

УДК 37:355

DOI: 10.24412/2308-717Х-2021 -2-222-227

Билалов Олег Нарисович

адъюнкт

е-mail: rusarmiu@mail.ru, тел. +7 922-524-52-41

Джамбальян Левон Левонович

адъюнкт

е-mail: Levadzh25@gmai.lcom, тел. +7 919-440-22-07

ФГКВОУ ВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», Пермь, Россия 614030, Пермь, ул. Гремячий Лог, 1

МЕЖРОЛЕВЫЕ КОНФЛИКТЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В КОНТЕКСТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСГВАРДИИ

Oleg N. Bilalov

Adjunct

е-mail: rusarmiu@mail.ru

Levon L. Dzhambalyan

Adjunct

е-mail: Levadzh25@gmail.com

Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation,

Perm, Russia 614030, Perm, Gremyachy Log Street, 1

INTER-ROLE CONFLICTS AS A PEDAGOGICAL PROBLEM IN THE CONTEXT OF THE ACTIVITIES OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION OF THE RUSSIAN GUARD

Аннотация. Исследуя различные виды социальных взаимодействий, следует отметить, что особенностью функционирования системы межличностных отношений, является ее сопровождение различными конфликтами. Возникающими под действием не только внешних, но и внутренних причин к которым относиться внутриличностные противоречия. В связи с чем на сегодняшний день наиболее являются актуальными исследования, которые раскрывают сущность и особенности возникновения,

© Билалов О.Н., Джамбальян Л.Л., 2021

функционирования конфликтов, с выделением способов управления ими. В данной статье будет рассмотрена и определена сущность межролевых конфликтов в воинском коллективе, а также рассмотрены психолого-педагогические аспекты их возникновения в контексте деятельности курсантов ВООВО Росгвардии.

Ключевые слова: конфликт, ролевой конфликт, межролевой конфликт, курсанты, педагогическая проблема, причины возникновения.

Abstract. Exploring various types of social interactions, it should be noted that a feature of the functioning of the system of interpersonal relations is its accompaniment with various conflicts. Arising under the influence of not only external, but also internal reasons, which include intrapersonal contradictions. In this connection, today the most relevant are studies that reveal the essence and features of the emergence, functioning of conflicts, with the allocation of ways to manage them. This article will examine and define the essence of inter-role conflicts in a military collective, as well as consider the psychological and pedagogical aspects of their occurrence in the context of the activities of the Rosgvardia cadets.

Key words: conflict, role conflict, inter-role conflict, cadets, pedagogical problem, causes of occurrence.

Наиболее общее толкование конфликта вытекает из традиционного понимания философско-диалектических и философско-религиозных идей о единстве и борьбе противоположностей в мире, о неизбежности столкновений и противоречий в вере, о противостоянии интересов и поведения грешников и праведников и т.п. При этом необходимо подчеркнуть, что, говоря о социальной, религиозной и геополитических предпосылках различных конфликтов, древние мудрецы всегда подчеркивали роль самого человека, его конструктивных или негативных качеств. К примеру, Конфуций утверждал, что при всем неравенстве и непохожести людей конфликт могут породить только их злоба и заносчивость [5]. Аристотель, отмечая роль социального неравенства в конфликтах, придавал большое значение в этом плане также низменным человеческим качествам: пренебрежению, склонности к унижению других, зависти и т.п. [3]. Рассуждения об истоках и первопричинах конфликта представлены также в работах Ф. Аквинского, Ф. Бекона, Д. Дидро, И. Канта, К. Маркса, Т. Мора, Э. Роттердамского и др.

Более глубокое научное исследование феномена конфликта предпринято в ХХ в. Собственно научный термин «конфликт» (от лат. conflictus -«столкновение») был впервые применен в социологии, рассматривавшей конфликт как сложное, но неизбежное явление общественной жизни, связанное со свойствами человеческой психики и, в частности, с проявлением агрессивности. Конфликт является одним из наиболее существенных проявлений диалектического противоречия. И если противоречие - это всегда процесс, то можно сказать, что конфликт и гармония выступают как стадии его развития. При определенных условиях гармония может переходить в дисгармонию и конфликт, равно как и конфликт - в дисгармонию и гармонию, так как человеку от природы присущи и сотрудничество с окружающим миром (причастность, приобщение), и конфронтация (разобщение, обособление).

Практически во всех работах, посвященных проблеме конфликта, отмечается, что при конфликтном взаимодействии сталкиваются противоположные, взаимоисключающие тенденции, мотивы, ценности и т.п.

Научный интерес вызывает рассмотрение явления конфликта в границах социальных взаимодействий, очерченных профессиональной деятельностью, так как изучаемая проблема наличия межролевых конфликтов, в воинских коллективах существует в плоскости профессиональной деятельности. Данный вид взаимодействия индивидов характеризуется типологией в основе которой лежит организационно-управленческие причины, возникающие в поле взаимодействия, очерченного профессиональной деятельностью (к которой относиться, в том числе деятельность военнослужащих Росгвардии), а именно конфликты, возникающие в процессе организационно-управленческого взаимодействия. А.И. Наумов, О.С. Виханский [2] представляют вертикальную структуру причин, классифицированных на пять уровней: внутри личности, между личностями, внутри группы, между группами, внутри организации.

По мнению авторов, данные типы конфликтов в контексте уровневого распределения обладают причинно-следственной связью, а именно: внутриличностный конфликт часто побуждает индивида к агрессивным действиям по отношению к другим членам социума и провоцирует, таким образом, межличностное конфликтное взаимодействие. Группа мотивов конфликтов в сфере профессиональной деятельности представлена следующими компонентами: дефицит ресурсов, неодинаковый вклад в дело, несбывшиеся ожидания, ортодоксальность управления, недостаток самостоятельности и т.п.

Исследователями в области этимологии причин конфликтов выделяются еще две группы: субъективные и объективные [1]. По мнению А.Я. Анцупова,

A.И. Шипилова объективные причины способствуют созданию предконфликтной ситуации. В момент перерастания предконфликтной ситуации непосредственно в конфликт вступают в действие субъективные причины.

Спектр причин конфликта, исходя из содержания данного феномена, является универсальным при возникновении конфликтов в профессиональной сфере для любого сообщества, объединенного общей профессиональной, организационной или трудовой целью. Среди исследователей, придерживавшихся аналогичной позиции относительно набора мотивационных установок для возникновения конфликта, мы можем назвать А.Я. Анцупова,

B.В. Ковалева, А.И. Шипилова, которые рассматривали как объективные, так и субъективные причины возникновения конфликтов в воинских подразделениях

К объективным причинам ими отнесены: недостаточная обеспеченность подразделения всем необходимым для нормальной жизнедеятельности и выполнения боевых задач, нарушения социальной справедливости при распределении материальных и духовных благ, слабая разработанность правовых путей разрешения межличностных противоречий, возникающих во взаимоотношениях военнослужащих, сложность и динамичность воинской деятельности, несоответствие нормативного (закрепленного уставом) характера отношений военнослужащих тому типу отношений, которые возникают в процессе служебной деятельности, сложность социальной и профессиональной адаптации командиров к своему должностному статусу.

Субъективные причины авторами дифференцированы как управленческие и психологические. К психологическим причинам ими отнесены: повышенная агрессивность и раздражительность, негативизм в поведении, сложные взаимоотношения между военнослужащими, завышенная самооценка отдельных военнослужащих, стремление командира утвердить свой авторитет любой ценой, стремление стать лидером в коллективе любыми путями, эмоциональная неустойчивость, излишняя тревога, низкое самоуважение, предвзятое отношение начальника к подчиненному, недостаточность культуры общения, проявление грубости, нетактичности, нетерпимости к чужому мнению, неуставные отношения. Управленческие причины состоят в следующем: неумение некоторых руководителей подчеркнуть престижность первичных командных должностей, примерное равенство начальников и подчиненных (например, «офицер - прапорщик», «сержант - солдат»), излишняя опека старшими начальниками младших в выполнении последними своих должностных обязанностей; принятие необоснованных или ошибочных решений, низкий уровень проработки.

Анализ диссертационных исследований, связанных с изучением конфликтного взаимодействия в среде курсантов (И.А. Ламанов, А.Ю. Куликов, В.В. Синеок), дает возможность констатировать, что большинство авторов достаточно полно рассматривают лишь межличностный конфликт, не уделяя достаточно внимания тому факту, что наличие ролевых и межролевых переживаний у индивида является мощным конфликтогенным фактором в рамках межличностного взаимодействий, возникающих в среде военнослужащих, а также причиной возникновения и развития данного вида конфликтов, имеющих место в курсантских коллективах.

Отмечается, что межличностные конфликты могут складываться вследствие неприязненных отношений, психологической и культурной несовместимости индивидов, неадекватного поведения, зависти, злости, усталости, раздражения, конкуренции и т.п., а также весьма специфических ценностных установок. При этом нет четкой классификации конфликтов, возникающих в курсантских подразделениях; проблема зачастую не рассматривается комплексно, а исследуются лишь отдельные ее аспекты или отдельные виды конфликтов; практические рекомендации по предупреждению и разрешению конфликтов сводятся либо к проведению дополнительных тренингов и занятий с курсантами, либо ограничиваются рекомендациями командирам курсантских подразделений и преподавателям. Можно согласиться с тем фактом, что ни одна попытка выявления причинно-следственных связей конфликтов не может считаться универсальной и совершенной, так как всегда является условно-ситуативной, хотя, естественно, главная цель любой классификации заключается в рационализации конфликта, а также в поиске адекватных способов его объяснения.

Выявление источников конфликтогенности и социальной напряженности в среде курсантов военных вузов позволит снизить временные и психолого-педагогические ресурсные затраты на их урегулирование, уменьшить вероятность возникновения рецидивов. Поэтому в воспитательной и профилактической работе с курсантами конфликт должен рассматриваться не как отдельный элемент, а как важное связующее звено между личностью и социумом.

Служебная деятельность военнослужащих Росгвардии проходит в достаточно специфичных профессиональных и социокультурных условиях, связанных с жесткой регламентацией деятельности и распорядка дня, с относительной социальной изоляцией, оторванностью от семей, с требованиями неукоснительного выполнения строгого воинского порядка и уставных взаимоотношений, требований командиров, совмещения служебных обязанностей с необходимостью постоянного повышения квалификации, проживания в казарменных условиях, где в процессе повседневного взаимодействия, безусловно, могут возникать ситуации нарушения личного пространства и, соответственно, повышается риск возникновения напряженной ситуации, которая может быстро перерасти в конфликт.

Кроме этого, служебная деятельность военнослужащих Росгвардии связана с повышенной нагрузкой на психоэмоциональную сферу человека, обусловленной рискогенными ситуациями и несением боевой службы с оружием), а также с необходимостью проявления определенных качеств личности: бесстрашия, силы воли, агрессивности в сочетании с жесткой дисциплиной и др. Все это зачастую провоцирует противоречия между личностно значимыми интересами, мотивами, целями субъектов и предъявляемыми требованиями, а также нервно-психическое напряжение во взаимоотношениях, приводящее к конфликту. К факторам, усиливающим или ослабляющим конфликты, можно отнести также сложный характер и взрывной темперамент человека, реактивные реакции организма, его функциональное состояние и внутренние физиологические раздражители, оказывающие давление на психику в данный момент.

Специфика деятельности военнослужащих Росгвардии практически в полной мере проявляется и в годы обучения будущих офицеров, к качествам и умениям которого предъявляются еще дополнительные требования определенных знаний и навыков по организации и планированию служебно-боевой деятельности подчиненных подразделений в различных условиях стандартной и нестандартной обстановки. Для будущего офицера важно также требование организовывать и планировать обучение и воспитание подчиненных, быть своего рода наставником, заниматься профилактикой конфликтного взаимодействия.

Особенностью обучения в военном вузе являются ограничение выхода за пределы военного института и то, что значительная часть образовательного процесса осуществляется не в классах и лабораториях, а в полевых условиях, в обстановке, максимально приближенной к выполнению служебно-боевых задач и характеризующейся повышенной нагрузкой на психоэмоциональную сферу человека. Таким образом, возникновение конфликтов в коллективе курсантов военного вуза во многом обусловлено спецификой военно-учебного заведения, определенной системой управления и обучения, специфичностью социокультурной среды.

Таким образом, мы можем утверждать, что время обучения в ВООВО целесообразно использовать не только для усвоения учебного материала в рамках освоения программ высшего образования, но и для приобретения навыков личного бесконфликтного взаимодействия в целях формирования готовности к педагогической профилактики различных типов конфликтов, возникающих в воинских подразделениях Росгвардии.

Недостаточно уделялось внимания изучению такого вида конфликтов как межролевые конфликты возникающие на осях взаимодействия «Командир (начальник)-подчиненный», данный вид межличностного взаимодействия является наиболее конфликтогенным так как на почве данного взаимодействия чаще происходят столкновения ролевых ожиданий как начальника, так и подчиненных.

Ю.П. Кошелева, изучая работы М. Дойч и Р. Краусс, рассматривала разнообразные подходы к пониманию понятия «роль», и пришла к выводу, что не целесообразно пытаться искать ее всеобъемлющее определение, а достаточно будет определить аспекты социального поведения, которые имеют в виду большинство авторов, когда речь идет о роли, и приводит классификацию аспектов роли, предложенную Дж. Тибо, Г. Келли и Р. Ромметвейт:

1. Роль как существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение, в его взаимодействии с другими индивидами.

2. Роль как система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, т.е. как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами.

3. Роль как открытое наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение [4].

Исходя из того факта, что деятельность курсантских подразделений характеризуется круглосуточным режимом взаимодействия индивидов в закрытом жестко структурированном социуме, в котором внутриличностные переживания (ролевые представления членов социума, о содержании и качестве выполнения различных ролей) находятся в постоянном взаимодействии с переживаниями других членов воинского коллектива, мы делаем вывод, что межролевые конфликты представляют собой один из крупных кластеров причин дестабилизации психологического климата в курсантских подразделениях ВОВО Росгвардии в поле взаимодействия (системе) межличностных отношений и, как следствие, межличностных конфликтов, и требуют изучения не в виде изолированного аспекта явления конфликтов в воинских коллективах, а в контексте интеграции внутриличностных и межличностных конфликтов.

Список литературы

1. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учеб. - 3-е изд. - М.: Экономистъ, 2003. - 528 с.

3. Гиндилис Н.Л. Человек в истории развития знания: античность // Философские науки. - 2002. - № 6. - С. 100-110.

4. Кошелева Ю.П. Теоретические подходы к ролевому поведению и межролевой конфликт // Вестник Моск. гос. лингвист. ун-та. Образование и педагогические науки. - 2018. - Вып. 1 (790). - С. 132-152.

5. Маслов А.А. Конфуций. Прогулки с мудрецом. - М.: Феникс: Неоглори, 2010. - 448 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.