Научная статья на тему 'Сущность и причины межнациональных конфликтов в воинских коллективах ввузов'

Сущность и причины межнациональных конфликтов в воинских коллективах ввузов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
861
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / INTERNATIONAL CONFLICT / ВОИНСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / MILITARY COLLECTIVE / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ / INTERPERSONAL / МЕЖГРУППОВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / INTERGROUP MUTUAL RELATIONS / СТРУКТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО КОНФЛИКТА / STRUCTURE OF THE INTERNATIONAL CONFLICT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Согомонян Андрей Самвелович

В статье излагаются сущность, причины и содержание межнациональных конфликтов в воинских коллективах высших военных учебных заведений, подходы ученых к анализу данной проблемы и позиция автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Essence and the reasons of international conflicts in military collectives of M A

In the article the reasons and the contents of international conflicts in military collectives of the higher military educational institutions, approaches of scientists to the analysis of the given problem and the position of author are stated.

Текст научной работы на тему «Сущность и причины межнациональных конфликтов в воинских коллективах ввузов»

А.С. СОГОМОНЯН начальник курса инженерно-механического

факультета Военно-технического

*

университета

Сущность и причины межнациональных конфликтов в воинских коллективах ввузов

Конфликтные столкновения между военнослужащими становятся объектом изучения и управленческого воздействия со стороны командиров, начальников и психологов ввузов Министерства обороны РФ, так как они дезорганизуют служебную деятельность и создают нездоровую обстановку в подразделениях. В этом случае командиры стараются воссоздать подробности конфликтной ситуации, содержание противоречий, активных и пассивных участников, результаты и последствия конфликта. На основе полученных данных командир принимает решение о действиях, направленных на сглаживание последствий конфликта и недопущение его повторения.

В рамках статьи мы проанализируем межнациональные конфликты в воинских коллективах военных вузов, выражающиеся в различных ценностных ориентациях, в отношениях между курсантами. Профилактика их возникновения диктуется современными требованиями общества, целями образования в воспитании толерантной личности, готовой к межкультурным коммуникациям и способной вести диалог в поликультурном обществе.

Несмотря на то, что воинский коллектив курсантов ввуза по своей специфике во многом схож с воинским коллективом военнослужащих по призыву, тем не менее существуют иные условия и факторы, влияющие на возникновение и протекание межнациональных конфликтов в курсантской среде. Данные особенности обусловлены влиянием образовательной среды ввуза на взаимоотношения между участниками образовательного процесса.

* Согомонян Андрей Самвелович, e-mail: [email protected]

Рассмотрим некоторые из этих особенностей.

Курсантская группа обладает следующими ментальными характеристиками. Прежде всего, это индивидуализм, проявляющийся в том, что обычный курсант - молодой человек в возрасте до 25 лет -занят самопознанием, психологически одинок и отчужден от родителей, переживает неопределенность будущего в сочетании с временностью настоящего, его основной страх - это страх слишком выделиться и вместе с тем раствориться среди других курсантов. Образование ввуза - пространство формализованное, оно обеспечивает обмен образовательными услугами, где становятся обезличенными отношения.

Как показывают наблюдения, для части курсантского коллектива характерна неприязнь к неожиданностям и новациям, психологической основой которой являются стереотипное мышление, низкие творческие, адаптивные способности. Страх обнаружения отсутствия способности к созданию нового приводит к активному сопротивлению введению новых технологий обучения в процесс профессиональной подготовки, что порождает проблемы межличностного и межнационального общения в образовательной среде вуза. СМИ, усиливающие распространение поп-культуры, обуславливают возрастание иррациональности сознания, которое абсолютизирует принцип относительности, а отсутствие сциентистской направленности курсантов приводит к отрицанию научных истин.

Отчуждение также является показателем состояния современной курсантской среды, когда большинство курсантов отказываются от продукта своего интеллектуального труда, поскольку рефераты, курсовые, конспекты и дипломы они пишут не для себя, а для преподавателя и ради оценки. При этом, естественно, хороший курсант отчужден минимально, потому что работает с интересом, а «плохой» - максимально, потому что работает неохотно. В этой

ситуации может возникнуть предконфликтный период, который при определенных условиях может перейти в межличностный конфликт, а если курсантская группа многонациональна, то и в межнациональный конфликт.

Учитывая, что курсантская среда по своей сути является более закрытой по сравнению со студенческой, курсанты стремятся получать информацию об окружающем мире всеми доступными средствами, в том числе через всемирную сеть, используя мобильные телефоны и ПК. Проблема в том, что получаемая информация может негативно влиять на сознание курсантов, в частности на национальные симпатии и антипатии.

Обобщая вышеизложенное, мы можем утверждать, что среда военного вуза создает предпосылки для возникновения различных конфликтов, в том числе межнациональных. Это выражается во влиянии на курсантов жесткой регламентации их жизни, необходимости совмещать выполнение требований военной службы и требований субъектов образовательного процесса, отчужденности курсантов от родителей, девушек, друзей и привычной жизни, невозможности удовлетворить либидо, невозможности уединиться и, конечно, в частоте и длительности контактов в мужском коллективе и т. д. Все перечисленные факторы в совокупности негативно влияют на сознание курсантов, особенно первокурсников, что создает почву для внутриличностных, межличностных и межгрупповых конфликтов, в том числе межнациональных.

В структуре конфликта ученые выделяют различные

л

составляющие, например, по мнению А.А. Петровской1, в качестве структурных элементов можно выделить стороны конфликта (оппонентов), которыми в случае межнациональных конфликтов

1

См.: Петровская A.A. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977, с. 86-87.

выступают курсанты - представители различных национальностей и конфессий, условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуации, набор всевозможных действий участников конфликта, исход конфликта.

Рассмотрим динамику межнационального конфликта в многонациональном воинском коллективе ввуза, во многом, кстати, схожего с «конфликтом социальным», но с учетом «национальной составляющей».

1. Возникновение объективной проблемной ситуации в социальном взаимодействии. На этом этапе обычно в качестве одного из конфликтообразующих факторов подсознательно проявляется психофизиологическая несовместимость (в том числе и этнопсихофизиологическая несовместимость), а также противоречивость национальных особенностей представителей различных групп.

2. Осознание того, что ситуация взаимодействия стала проблемной. В процессе взаимодействия военнослужащих различных национальностей неизбежно возникают проблемные ситуации, обусловленные столкновением их интересов как субъектов социального взаимодействия. После осознания обеими сторонами как на межличностном, так и на межгрупповом уровне проблемности ситуации их взаимодействия она может быть урегулирована либо неконфликтным, либо конфликтным способом и в последнем случае трансформироваться в предконфликтную ситуацию.

3. Попытка разрешить проблемную ситуацию неконфликтным способом на межличностном уровне.

4. Возникновение и развитие предконфликтной ситуации. С этого этапа возможно постепенное включение национального фактора каждой из сторон как на уровне межличностном (осознание возникших противоречий как противоречий сферы межнациональных

отношений), так и на уровне этнических микрогрупп (осознание возможного ущерба групповым корпоративным интересам, оказание моральной поддержки земляку).

5. Инцидент - переход предконфликтной ситуации в открытый конфликт. Один из наиболее динамичных и непредсказуемых по своим последствиям этап конфликта.

6. Уточнение источника противоречия, возможное обострение конфликта. На этом этапе конфликтующие стороны обычно ведут активный поиск дополнительных сил и способов для нанесения наибольшего ущерба оппоненту, происходит максимальное включение «национального фактора» (обращение сторон за помощью к землякам, апелляция к национальным чувствам, обоюдные обвинения в попытках унизить национальное достоинство и т.п). Именно на этом этапе развития конфликта происходит его окончательная трансформация из обычного социального в межнациональный. Возрастает вероятность применения силовых методов воздействия на противоположную сторону с целью разрешения конфликта в свою пользу.

7. Поиск путей разрешения конфликта. Если этот этап затягивается по времени и попытки поиска путей разрешения конфликта терпят неудачу, то велика вероятность перерастания межнационального конфликта в межнациональный антагонизм (высшая степень неприязни между конфликтующими сторонами, когда сам факт наличия их представителей рядом -сильнейший раздражитель), после чего вероятность разрешения конфликта становится все более проблематичной.

8. Разрешение конфликта. Может происходить как посредством комплекса воспитательных и организационных воздействий на противоборствующие стороны, так и посредством использования публичных примеров разрешения конфликтов.

9. Развитие послеконфликтной ситуации. На этом этапе происходит либо достижение противоборствующими сторонами разумного компромисса, либо изменение ролевого статуса сторон в пользу победившей, либо подготовка сторон к дальнейшему противоборству.

Рассмотрим подходы различных ученых, анализировавших проблему конфликта. Например, А.В. Морев считает, что конфликт в воинском подразделении можно рассматривать с субъективных позиций, когда исследователь предполагает, что в нем участвуют двое военнослужащих. В этом случае недостаточно учитывается социальный фон конфликта, а вся феноменология конфликта ставится в зависимость от личностных характеристик субъектов конфликтного взаимодействия2. Такой подход также активно разрабатывали С.Е. Алексеенко3, А.А. Ершов4, М.И. Крапивин5, А.Д. Сергодеев6 и др.

По утверждению многих авторов, существующие на одном поликультурном территориальном пространстве культурные различия выступают поводом к межнациональным конфликтам в различных сферах общества, в том числе в социальных институтах. Применительно к армии как социальному институту данное утверждение находит отражение во многих конфликтных ситуациях в воинских коллективах, почвой для которых служит национальная нетерпимость (Г.Н. Волков, О.Д. Мукаева).

2

См.: Морев А.В. Деятельность офицера-психолога по управлению ценностно-нормативными конфликтами в курсантских учебных группах ВВУЗов МО РФ: Дисс. ... канд. психол. наук. Тверь, 2000, с. 1-3.

3

См.: Алексеенков С.И. Психология воинского коллектива. Харьков, 1971, с. 13-15.

4 См.: Ершов А.А. Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение Л., 1976, с. 24.

См.: Крапивин М.И. Социально-психологические аспекты предупреждения межличностных конфликтов в первичных военно-строительных коллективах: Дисс. ... канд. психол. наук. М., 1987, с. 23.

6 См.: Сергодеев А.Д. Социально-психологические особенности процесса сплочения воинских коллективов и их учет заместителем командира полка по политической части: Дисс. . канд. социол. наук. М., 1984, с. 56.

В.Л. Боктаева определяет конфликт в поликультурной образовательной среде вуза как объективно и субъективно обусловленное явление, представленное межнациональным взаимодействием, отличающимся эмоциональным напряжением, межличностными трудностями, межнациональным противоборством, и выражающееся в поведении и общении, сопровождающихся негативными эмоциями7.

Учитывая вышеперечисленное, а также опираясь на результаты анализа других литературных и диссертационных источников, практической деятельности армейских воспитателей, результаты наблюдений, считаем правомерным заключить, что межнациональный конфликт в многонациональном воинском коллективе по своей сущности представляет собой субъективно-этническую форму осознания, существования и разрешения наиболее острых этносоциальных межличностных и межгрупповых противоречий совместной служебной и учебной деятельности, заключающуюся в активном межличностном и межгрупповом противодействии с целью причинения морального или материального ущерба сопернику.

Вопрос о причинах межнациональных конфликтов является сложным и противоречивым, поэтому в специальной литературе нет единого мнения по данной проблеме. Военные педагоги и психологи имеют несколько точек зрения по поводу причин социальных и межнациональных конфликтов, классифицируя их по различным основаниям. Так, авторский коллектив под руководством А.В. Барабанщикова выделяет две группы причин: причины, вытекающие из особенностей личности и стиля работы командира; причины, вытекающие из свойств объекта руководства8.

7 См.: Боктаева В.Л. Педагогические условия профилактики межнациональных конфликтов в образовательной среде вуза: Дисс. ... канд. пед. наук. Ростов-н/Д., 2009, с. 43.

8 См.: Военная педагогика и психология: Учеб. пособие / Под ред. А.В. Барабанщикова. М.,1986, с. 43-44.

Военные психологи Н.Ф. Феденко и В.П. Галицкий, исследуя причины конфликтных ситуаций в воинском коллективе, выделяют в качестве таковых 11 (недостатки в организации служебной деятельности, недостаточная подготовленность и неопытность руководителей и т.д.)9. По сути они детализируют причины, названные выше. Кроме того Н.Ф. Феденко и В.И. Галицкий указывают на наличие ряда социально-психологических обстоятельств (условий), способствующих возникновению социальных конфликтов в подразделениях: стереотипы сознания, конфликтность характеров отдельных курсантов и т.д. Авторы выделяют и национальный фактор (негативные национальные традиции, обычаи, стереотипы) в качестве причин конфликтов в многонациональных воинских коллективах.

Военный конфликтолог А.Я. Анцупов также называет объективные и субъективные причины межличностных конфликтов, но в отличие от приведенных выше точек зрения он считает, что объективные причины приводят лишь к появлению предконфликтной ситуации, а субъективные причины конфликта связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, из-за которых они выбирают именно конфликтный, а не какой-либо другой способ разрешения создавшегося объективного противоречия10.

Таким образом, опираясь на педагогическую практику в курсантском и солдатском подразделениях, обобщая позиции военных и гражданских ученых по данной проблеме, мы полагаем правомерным предложить следующую классификацию причин межнациональных конфликтов в воинских коллективах курсантских подразделений.

1. Причины, вытекающие из ситуации в межнациональных отношениях в конкретных курсантских подразделениях (наличие

9 См.: Феденко Н.Ф., Галицкий В.П. Психологические аспекты преодоления конфликтных ситуаций в воинских коллективах. М., 1981, с. 34.

См.: Анцупов А. Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 2001, с. 22-24.

негативных традиций, предрассудков, стереотипов; сосредоточение в подразделениях значительного количества военнослужащих, поступивших из регионов межнациональной напряженности и конфликтов).

2. Причины, обусловленные особенностями влияния образовательной среды ввуза на сознание курсантов (обезличен ность отношений субъектов и объектов учебного процесса, не предполагающего индивидуального подхода, отчужденность многих курсантов от учебного процесса).

3. Причины, связанные с этнонациональными особенностями регионов России: наличие и активное соприкосновение специфических, порой взаимопротивоположных национальных особенностей представителей разных групп в процессе их совместной служебной деятельности в курсантских подразделениях.

4. Причины, обусловленные недостатками функционирования различных систем обеспечения Вооруженных Сил: систем подготовки кадров, информационного обеспечения, комплектования и др. (недостаточная специальная подготовка слушателей, курсантов в военных академиях, училищах, учебных частях по руководству многонациональными воинскими подразделениями и организации воспитательного процесса в них и др.).

5. Исторические и социально-политические причины:

а) негативные национальные стереотипы и предрассудки, неудовлетворенные взаимные претензии и национальные амбиции как последствия конфликтов в истории взаимоотношений России и других республик бывшего СССР;

б) порочность теории и практики государственной национальной политики;

в) негативные социально-политические процессы на постсоветском пространстве.

6. Этнорелигиозные причины:

а) различная конфессиональная ориентация народов России и стран СНГ;

б) активизация радикальных и фундаменталистских религиозных и политических организаций и объединений на постсоветском пространстве.

Согомонян А.С. Сущность и причины межнациональных конфликтов в воинских коллективах ввузов. В статье излагаются сущность, причины и содержание межнациональных конфликтов в воинских коллективах высших военных учебных заведений, подходы ученых к анализу данной проблемы и позиция автора.

Ключевые слова: межнациональный конфликт, воинский коллектив, межличностные, межгрупповые взаимоотношения, структура межнационального конфликта.

Sogomonjan A.S. Essence and the reasons of international conflicts in military collectives of M A. In the article the reasons and the contents of international conflicts in military collectives of the higher military educational institutions, approaches of scientists to the analysis of the given problem and the position of author are stated.

Key words: international conflict, military collective, interpersonal, intergroup mutual relations, structure of the international conflict.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.