Научная статья на тему 'Определение уровней культуры межнационального общения курсантов ввузов Тыла ВС'

Определение уровней культуры межнационального общения курсантов ввузов Тыла ВС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / INTERNATIONAL COMMUNICATION / УРОВЕНЬ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / CULTURE OF INTERNATIONAL COMMUNICATION / ВОИНСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / MILITARY COLLECTIVES / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ / МЕЖГРУППОВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / INTERPERSONAL AND INTERGROUP RELATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Согомонян Андрей Самвелович

В данной статье представлены результаты анализа состояния культуры межнационального общения в полиэтнических воинских коллективах ввузов, ее уровни, краткое описание авторской методики оценки исследуемого феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determination of levels of culture of international communication of cadets of the higher military educational institutions of Ensuring Military Force

In this article characteristic of culture of international communication in multiethnic military collectives of the MA and its levels, short description of author's technique for the estimate of the studied phenomenon are presented.

Текст научной работы на тему «Определение уровней культуры межнационального общения курсантов ввузов Тыла ВС»

А.С. СОГОМОНЯН начальник курса инженерно-энергетического факультета Военно-технического университета*

Определение уровней культуры межнационального общения курсантов ввузов Тыла ВС

Анализ уровня культуры межнационального общения на современном этапе развития Вооруженных Сил является необходимым как в целях научного изучения состояния данного феномена, так и с точки зрения практической значимости получаемой информации, позволяющей в дальнейшем определить направления и средства воздействия на воинские коллективы для улучшения морально-психологической обстановки в них. Констатируя реальное состояние и определяя уровни культуры межнационального общения, исходя из соотношения различных показателей, можно зафиксировать возникающие проблемы и обосновать направления деятельности по формированию и развитию данного качества у военнослужащих.

Исследование проблем культуры межнационального общения важно и актуально как в Вооруженных Силах, так и в иных федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. Автор предлагает социологический анализ состояния культуры межнационального общения в воинских коллективах на примере ввузов Тыла Вооруженных Сил, поскольку военно-профессиональная подготовка специалистов в области всестороннего обеспечения деятельности войск -одно из важнейших направлений в обучении военных кадров.

В ходе проведенного исследования «Уровни культуры межнационального общения в полиэтнических воинских коллективах ввузов» респондентами выступили курсанты, обучающиеся в технических и тыловых ввузах МО РФ, всего было опрошено 200 курсантов и сержантов. Этническое разнообразие респондентов было определено исходя из необходимости анализа взаимоотношений между представителями конкретных национальностей и процентного соотношения национальностей, населяющих Россию, по данным Госкомстата1.

* Согомонян Андрей Самвелович, e-mail: androgen007@mail.ru

1См.:http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612 htm.

Применительно к предмету исследования культура межнационального общения рассматривается как качество личности, предполагающее наличие различных характеристик, которые определяют ее этнические установки, мировоззрение и поведение. При этом под уровнями культуры межнационального общения автор понимает степени включенности курсанта в межкультурное взаимодействие.

В рамках проведенного исследования была использована разработанная автором методика оценки уровней культуры межнационального общения. Описываемые уровни культуры межнационального общения определены на основе анализа субъективных и объективных показателей, дающих представление о статических и динамических характеристиках данного общественного феномена. Суть методики заключается в переводе качественных показателей исследуемого явления в количественную меру выраженности, позволяющую их измерить. Количественная мера выраженности показателя определяется с помощью математических вычислений с использованием алгоритма обработки данных. Исходя из выбранных респондентами ответов, в анкете в таблице карты отмечаются аналогичные позиции, соответствующие числовым значениям от 0 до 1 с интервалом в 0,25 (5 вариантов ответов на вопрос), либо 0,5 (3 варианта ответов на вопрос). Суммируются полученные числовые значения всех индикаторов. Результат делится на количество позиций в карте. Результатом является количественная характеристика индекса включенности курсанта в межкультурную коммуникацию, соответствующая определенному уровню культуры межнационального общения.

Полученное числовое значение индекса включенности курсанта в межкультурную коммуникацию сопоставляется с данными измерительной шкалы. Определенному числовому отрезку измерительной шкалы соответствует уровень культуры межнационального общения. Сопоставление значений индекса включенности курсанта и уровня культуры проводится при помощи метода нормальной оцифровки1.

В дальнейшем подсчитывается сложением количество курсантов, имеющих тот или иной уровень культуры межнационального общения. При необходимости для определения общего уровня культуры межнационального общения в подразделении суммируются индексы всех курсантов и делятся на их количество.

Основной гипотезой проведенного исследования стало предположение о взаимосвязи уровней культуры межнационального общения курсантов и курсов, на которых они обучаются - чем выше курс, тем выше уровень исследуемого явления и выше уровень сплоченности коллектива. Кроме того автор предпо-

1 См.: Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях / Под ред. Андреенкова В.Г., Толстовой Ю.Н. М., 1987.

ложил, что национальная нетерпимость чаще проявляется во взаимоотношениях военнослужащих - представителей славянских народов и представителей народов Кавказа.

Проведенный анализ позволил оценить реальное состояние культуры межнационального общения в воинских коллективах ввузов и сделать следующие выводы: общий индекс степени включенности курсантов Тыла ВС в межкультурную коммуникацию составляет 0,65, что согласно измерительной шкале соответствует среднему уровню культуры межнационального общения. Данный результат говорит о необходимости мер по повышению этого уровня, что в условиях многонациональных Вооруженных Сил является актуальным.

В ввузах числовое значение индекса существенно отличается, что, возможно, связано с процентным соотношением представителей различных национальностей в воинских коллективах. Индекс степени включенности курсантов Военной академии материально-технического обеспечения в межкультурное взаимодействие равен 0,75, что соответствует достаточно высокому уровню культуры межнационального общения, аналогичный уровень культуры и у курсантов Военно-технического университета, соответствующий индексу 0,73. В остальных ввузах уровень исследуемого феномена является средним, в Вольском филиале Военной академии материально-технического обеспечения индекс равен 0,62, в Военном институте железнодорожных войск и военных сообщений Военной академии материально-технического обеспечения индекс равен 0,64, в Военном институте (инженерно-техническом) Военной академии материально-технического обеспечения индекс равен 0,53.

Сравнительный анализ уровней культуры межнационального общения на соответствующих курсах в ввузах существенной разницы в величине числового значения индексов не выявил. Процесс формирования культуры межнационального общения в целом протекает одинаково, однако в отдельных подразделениях, в том числе на младших курсах, наблюдается гораздо более высокий уровень исследуемого феномена аналогичный уровню старших курсов. Так, на первом курсе Военной академии материально-технического обеспечения числовое значение индекса составляет 0,75, что почти сопоставимо с индексами четвертого и пятого курса того же ввуза - 0,76, но выше индексов на отдельных старших курсах других ввузов. Анализ ответов на вопросы показал, что на этом курсе основные факторы, препятствующие процессу сплочения коллектива и интеграции национальных культур, практически отсутствуют. Высока оценка курсантами степени сплоченности коллектива, количество микрогрупп, объединенных по национальному и «земляческому принципу», незначительно, нарушений уставных правил взаимоотношений практически нет, личный состав доброжелательно относится к представителям различных национальностей, к их культуре, истории и традициям, что

обуславливает здоровую психологическую обстановку в коллективе и отсутствие конфликтов на национальной почве, большинство военнослужащих указало на высокую религиозность.

На отдельных младших курсах имеется аналогичное проявление достаточно высокого уровня культуры межнационального общения в ответах на некоторые вопросы, но в целом наблюдается тенденция повышения уровня культуры межнационального общения от младших курсов к старшим, что в основном подтверждает гипотезу исследования об усилении проявления изучаемого феномена с каждым последующим годом обучения. Так, средний индекс выраженности культуры межнационального общения на пятых курсах составляет 0,69 - почти нижняя граница достаточно высокого уровня, на четвертых курсах - 0,67, на третьих курсах - 0,65, на вторых -0,63 и на первых - 0,62, что отражает средний уровень культуры межнационального общения в ввузах. Однако при наличии в комплексе условий, способствующих высокой степени включенности курсантов в межкультурное взаимодействие, исследуемый феномен может иметь высокий уровень и на этапе формирования воинского коллектива, что частично опровергает указанную гипотезу.

В рамках сравнительного анализа уровней культуры межнационального общения у представителей различных национальностей было выявлено следующее: у военнослужащих, представителей славянских народов, населяющих Центральную часть России, индекс степени включенности в межкультурное взаимодействие оказался ниже, чем у призванных из других регионов - 0,47, что соответствует нижней границе среднего уровня исследуемого феномена. Скорее всего это связано с негативной этносоциальной обстановкой в регионе, обусловленной, в том числе, интенсивной миграцией в данный регион с периферии страны и иммиграцией из республик бывшего СССР. У военнослужащих той же этнической группы, призванных из регионов Черноземья, числовое значение индекса - 0,52, Урала - 0,54, Севера России - 0,62, Приморья (Дальний Восток) - 0,66. В общем уровень культуры межнационального общения у славянских народов, населяющих Россию, является средним, хотя у отдельных военнослужащих встречается низкий уровень исследуемого феномена.

В ходе анализа степени нетерпимости курсантов, представителей славянских народов, по отношению к военнослужащим, представителям национальностей Северного Кавказа, было рассчитано числовое значение индекса степени включенности в межкультурное взаимодействие по выбранным позициям в вопросе о проявлении враждебности, оно составило 0,49, что говорит о недоброжелательном отношении некоторых курсантов к «кавказцам». Числовое значение индекса в том же вопросе к представителям национальностей Северного Кавказа составило 0,51, что также говорит о наличии ряда военнослужащих, имеющих негативные этнические установки.

Регион Поволжье был представлен в большей степени военнослужащими - представителями коренных народов, его населяющих, чей индекс составил 0,69 - достаточно высокий уровень культуры межнационального общения. Аналогичный уровень исследуемого явления показали и военнослужащие - представители народов, населяющих степную часть России и Восточную Сибирь, числовое значение индекса - 0,72. Кроме того из военнослужащих - представителей народов, не населяющих Россию, достаточно высокий уровень культуры межнационального общения показали до поступления долгое время проживавшие в Средней Азии и представители христианского населения Закавказья, числовое значение индекса - 0,71. У военнослужащих, представителей тюркоязычных народов Закавказья, отмечается средний уровень, близкий к достаточно высокому, числовое значение индекса - 0,65.

Военнослужащие, представляющие национальности Северного Кавказа в целом, характеризуются средним уровнем исследуемого социального явления - 0,49, что соответствует нижнему порогу уровня. У отдельных военнослужащих наблюдается низкий уровень культуры.

Полученные эмпирическим путем социологические данные позволяют описать состояние культуры межнационального общения, на современном этапе развития ВС и определить уровни культуры общения между представителями различных национальностей в курсантской среде.

Согомонян А.С. Определение уровней культуры межнационального общения курсантов ввузов Тыла ВС. В данной статье представлены результаты анализа состояния культуры межнационального общения в полиэтнических воинских коллективах ввузов, ее уровни, краткое описание авторской методики оценки исследуемого феномена.

Ключевые слова: межнациональное общение, уровень культуры межнационального общения, воинский коллектив, межличностные, межгрупповые взаимоотношения.

Sogomonyan A.S. Determination of levels of culture of international communication of cadets of the higher military educational institutions of Ensuring Military Force. In this article characteristic of culture of international communication in multiethnic military collectives of the MA and its levels, short description of author's technique for the estimate of the studied phenomenon are presented.

Key words: international communication, culture of international communication, military collectives, interpersonal and intergroup relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.