А.С. СОГОМОНЯН начальник курса инженерно-механического факультета Военно-технического университета *
Социологический анализ межнационального общения
курсантов ввуза
В структуре современных Вооруженных сил офицер является основной фигурой, и уровень профессиональной подготовки офицерского корпуса в значительной степени определяет возможность решать сложные и разноплановые задачи по защите Отечества. В связи с этим наиболее развитые страны мира всегда проявляли и проявляют заботу о повышении качества профессиональной подготовки офицерского состава.
Профессиональная деятельность современных офицеров весьма разнообразна. С одной стороны, это обусловлено сложной структурой Вооруженных сил, наличием различных воинских специальностей, с другой - тем, что с развитием человеческого общества происходит усложнение самой воинской службы. Сегодня военнослужащему уже недостаточно иметь хорошее физическое развитие и определенные знания, без которых невозможно грамотно эксплуатировать военную технику, он еще должен обладать умением вести переговоры, взаимодействовать и общаться с людьми разных национальностей в различных, возможно, даже кризисных ситуациях. И этому необходимо научить офицера в его курсантские годы, во время обучения в военном вузе.
Многонациональное подразделение имеет высокий воспитательный потенциал, именно в нем курсанты получают опыт общения, взаимодействия с представителями других национальностей. Однако именно здесь возникают проблемы, связанные с национальной принадлежностью военнослужащих, их конфессиональными различиями, особенностями взаимоотношений друг с другом.
Во многих военных вузах есть специальные отделения для военнослужащих иностранных армий, в которых обучаются курсанты из стран СНГ, но и в обычных подразделениях курсантов обучаются представители многих национальностей, населяющих Россию. Без терпимости к национальным особенностям невозможно создание благоприятной атмосферы в среде курсантов.
Положение усугубляется тем, что в военном вузе курсанты находятся в условиях замкнутой социальной среды. Групповая изоляция порождает постоянную публичность человека, т.е. почти непрерывное пребывание на глазах сослуживцев - на занятиях, в столовой, в казарме. К таким переменам в жизни сложно привыкнуть,
*Согомонян Андрей Самвелович, e-mail: [email protected]
курсанты проходят тройную адаптацию: к учебной деятельности в военном вузе, к проживанию в специфической социальной среде, к требованиям исполнения служебной деятельности.
Применительно к курсантам военных вузов, опираясь на исследования А.С. Калюжного, можно выделить следующие особенности их общения:
- во-первых, успешная деятельность любого подразделения во многом зависит от нравственного климата, созданного в нем, от отношений, складывающихся между его членами;
- во-вторых, современные виды оружия требуют взаимодействия многих военнослужащих. Это значит, что в условиях боя (учений, полевых выходов) действия военных представляют собой взаимосогласованные усилия всего экипажа, расчета, группы;
- в-третьих, на укрепление взаимоотношений между людьми большое влияние оказывает их совместная деятельность по решению конкретных задач. Взаимная деятельность, взаимодоверие, единство и сплоченность - надежная основа упрочения межнационального взаимодействия курсантов;
- в-четвертых, атмосфере взаимопомощи и взаимоподдержки в курсантских подразделениях способствуют прочные межличностные связи'.
Эмоциональная привязанность приводит к тому, что курсант всегда придет на помощь товарищу, даст ему необходимый совет, поделится опытом, знаниями.
Поскольку общение - основная форма человеческого бытия, извечное и непременное свойство человека, то культура общения составляет часть его духовной культуры. Подсчитано, что на общение с подчинёнными у командира уходит до 80 % рабочего времени, эффективность его труда на три четверти зависит от уровня взаимодействия и контакта с личным составом. Исследования показывают, что проблемы непонимания возникают при отсутствии у некоторых командиров профессиональных навыков межличностного и межнационального общения.
Особенностями общения курсантов в военном вузе являются относительная стабильность, длительность и непрерывность взаимодействия всех военнослужащих. На общение курсантов накладывает отпечаток и тот факт, что состав подразделения однороден по половой принадлежности и в основном по возрасту. Курсанты находятся в стадии возмужания и активного формирования ценностных ориентаций, мотивов поведения, социализации.
В целом общение курсантов отличается направленностью на овладение военной профессией, на оказание помощи руководству,
1 См.: Калюжный А.С. Психология межличностного общения: Учеб. пособие. Н. Новгород, 2004, с. 23.
преподавателям в подготовке высококвалифицированных офицеров, а также четкостью организации и высоким уровнем самоуправления. Развитие общения у военнослужащих происходит в процессе изменения мотивов, целей, средств и способов общения, которые приводят к повышению уровня взаимопонимания общающихся, что обеспечивает оптимизацию их взаимоотношений и лучшую сработанность в деятельности.
В ходе военно-педагогического процесса происходит взаимодействие курсантов со своим социальным окружением. Социальное взаимодействие военнослужащих побуждается индивидуальными, групповыми и общественными потребностями жизнедеятельности. Эти потребности удовлетворяются в рамках основных форм взаимодействия - общения и совместной деятельности, но значительное место во взаимодействии курсантов занимает взаимопонимание.
Взаимопонимание между будущими офицерами - это такой уровень их социального взаимодействия, при котором они осознают суть действий сослуживца, его возможности, взаимно способствуют достижению поставленной цели. Однако только совместной деятельности для возникновения взаимопонимания недостаточно, нужны взаимная поддержка, помощь, сотрудничество. Они исключают свою противоположность - противодействие, которое ведет сначала к недопониманию, а затем и к непониманию человека человеком.
Полное взаимопонимание создает благоприятные взаимоотношения между военнослужащими - уважение, доверие, внимательность, отзывчивость, доброжелательность и др. Непонимание же, наоборот, затрудняет межличностные отношения. Недоверие, скепсис и равнодушие снижают качество совместной деятельности. Учитывая это, командиры должны постоянно заботиться об устойчивости социального взаимодействия, знать и устранять причины, расстраивающие его.
Причины, снижающие взаимопонимание, следующие:
- отсутствие или искажение по какой-либо причине восприятия человека человеком;
- незнание (плохое знание) людьми, вступающими в общение, языка друг друга; различие в структуре сообщения и восприятия информации, с помощью которой передаются необходимые сведения, планы, намерения;
- недостаток времени, необходимого индивидам для осмысления полученных данных;
- случайное или умышленное искажение содержания того, о чем намерены говорить военнослужащие;
- непроизвольная или преднамеренная вследствие каких-то обстоятельств подача несущественной, ненужной информации;
- невозможность исправить ошибку или уточнить используемые данные в момент, когда в этом есть необходимость; различие в понятиях, которыми воины владеют и с помощью которых оценивают личностные качества друг друга, содержание речи взаимодействующего лица и его поведение;
- нарушение правил того взаимодействия, в которое вступают военнослужащие по воле командира; потеря цели совместных действий или перенос ее на другой предмет деятельности.
Указанные причины недопонимания возникают нередко и подчас обусловлены самим процессом общения, в который вступают люди с различными психическими свойствами, но чаще социальным взаимодействием в целом. Без организации данного взаимодействия и руководства им добиться взаимопонимания почти невозможно.
Межнациональное общение курсантов включает в себя многое: от элементарного совместного времяпрепровождения до глубоких искренних отношений.
Цели, которые преследует межнациональное общение, могут быть различными: служебными, ориентированными на решение стоящих перед курсантами задач; эмоциональными, связанными с удовольствием от общения друг с другом; рациональными, основанными на взаимном интеллектуальном обогащении; нравственными, ориентированными на взаимное моральное совершенствование и т.д. Все они в реальной жизнедеятельности курсантских подразделений сложным образом переплетаются, сочетаются и взаимодополняют друг друга.
Общесоциальным источником проблемы межнационального общения является низкая осведомленность курсантов по вопросам организации данного процесса, непонимание существа и значимости его правил в совместной деятельности. Негативные тенденции усиливаются неблагоприятным фоном, который создается различными социальными явлениями. Мы выделили три категории факторов, обуславливающих появление проблем межнационального общения у курсантов:
- общенациональные, имеющие место в любой многонациональной стране;
- общеармейские, проявляющиеся в условиях конкретного подразделения;
- локальные и специфические, порождаемые индивидуальными особенностями военнослужащих, взаимоотношениями непосредственно в их среде, а также частым расхождением требований к общению. Также на пути межнационального общения встают препятствия психологического характера, проявляющиеся в форме неуверенности, страха, враждебности, подозрительности и т.д.,
которые часто возникают в ходе делового, бытового и межличностного общения.
Таким образом, в многонациональном общении представитель любого народа проявляет себя как носитель самобытной культуры, своеобразной психологии данного народа. Основная задача должностных лиц в армии - научить курсантов совокупности специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, которые проявляются в межличностных контактах представителей различных национальностей и позволяют быстро и безболезненно достичь взаимопонимания и согласия в общих интересах.
Основные принципы межнационального общения в целом должны выражаться:
- в учете современной этнополитической ситуации в стране;
- в отражении основных положений и установок государственной национальной политики, Конституции Российской Федерации, федеральных нормативных актов, регулирующих межнациональное общение;
- в строгом соблюдении демократических норм и требований, приоритета гражданских прав и свобод человека;
- в тесной связи образовательных и воспитательных действий с практикой межнационального общения, культивированием гуманистического отношения к человеку любой национальности;
- в системном, комплексном подходе к решению задач по утверждению равноправного межнационального общения, координации действий всех сил, влияющих на характер межнационального общения.
Согомонян А.С. Социологический анализ межнационального общения курсантов ввуза. В данной статье рассматриваются основные черты и проблемы межнационального общения в полиэтнических воинских коллективах ввузов.
Ключевые слова: культура общения, межнациональное общение, воинский коллектив, межличностные, межгрупповые взаимоотношения.
Sogomonyan A.S. Sociological analysis of international communication of the cadets of MA. In this article the main features and problems of international communication in multiethnic military collectives of МА are stated.
Key words: culture of communication, international communication, military collectives, interpersonal and intergroup relations.