Научная статья на тему 'Межличностные отношения курсантов военно-учебного заведения'

Межличностные отношения курсантов военно-учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1052
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩЕНИЕ / САМОСОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гришинов Василий Петрович, Скрипачёв Сергей Александрович, Якунин Николай Иванович

Для успешной учебы и работы курсантского коллектива немаловажное значение имеют сложившиеся в нём взаимоотношения. Взаимные антипатии и симпатии, эмоциональность и интенсивность контактов, и иные формы взаимодействия по-разному влияют на эффективность взаимоотношений и культуру общения в курсантском коллективе. В статье показаны условия, способствующие эффективному взаимодействию курсантов военного вуза, а также влияние преподавателей на всестороннее развитие полноценной личности и воспитание специалистов высокого класса. Это актуально, так как в современном мире проблема активности личности при обучении является одним из ведущих факторов достижения намеченных целей, общего развития и профессиональной подготовки и выходит на первый план.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гришинов Василий Петрович, Скрипачёв Сергей Александрович, Якунин Николай Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interpersonal relations of cadets of the military institute

For successful study and work of the student cadet collective the personal relationships are of important value. Mutual likes and dislikes, the intensity and the emotional coloring of interpersonal contacts, and other forms of interactions have different impact on the effectiveness of the relationship and the culture of communication in the student group. The article discusses the conditions contributing to the effective interaction of the cadets of the military University in a military collective, and also examines the impact of University teachers on the comprehensive development of the personality and formation of its high-class specialist, it is supported by the fact that in the modern world the problem of the individual's activity in education is understood as a leading factor in achievement of the training goals, the overall development of personality, and training comes to the first place.

Текст научной работы на тему «Межличностные отношения курсантов военно-учебного заведения»

современного педагогического образования. - 2016. - № 51 (6). - С. 52-59.

2. Лобанов, А.С. Использование Т-критерия Уайта для сравнения количества гребков на дистанции 50 м вольным стилем на чемпионатах России 2012-2015 годов / А.С. Лобанов // Материалы межвузовского ежегодного конкурса среди студентов и молодых ученых по медико-биологическим и естественнонаучным дисциплинам ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма». - Казань : [б.и.], 2016. - С. 50-53.

REFERENCES

1. Galyautdinov, M.I., Galyautdinova, L.R. and Lobanov, A.S. (2016), "Comparison of the number of strokes at a distance of 50 m for the biggest competitions of 2012-2015", Problems of Modern Pedagogical Education, No. 51-6, pp. 52-59.

2. Lobanov, A.S. (2016), "Using the Т-criterion of White to compare the number of strokes at a distance of 50 m freestyle at the Russian Championships 2012-2015", Materials of the interuniversity annual competition among students and young scientists on medical and biological and natural science disciplines of the Volga State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan, pp. 50-53.

Контактная информация: gmarat_68@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.12.2017

УДК 796.01:316

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННО-УЧЕБНОГО

ЗАВЕДЕНИЯ

Василий Петрович Гришинов, преподаватель, Сергей Александрович Скрипачёв, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Николай Иванович Якунин, преподаватель, Ярославское высшее военного училище противовоздушной обороны (ЯВВУПВО),

Ярославль

Аннотация

Для успешной учебы и работы курсантского коллектива немаловажное значение имеют сложившиеся в нём взаимоотношения. Взаимные антипатии и симпатии, эмоциональность и интенсивность контактов, и иные формы взаимодействия по-разному влияют на эффективность взаимоотношений и культуру общения в курсантском коллективе. В статье показаны условия, способствующие эффективному взаимодействию курсантов военного вуза, а также влияние преподавателей на всестороннее развитие полноценной личности и воспитание специалистов высокого класса. Это актуально, так как в современном мире проблема активности личности при обучении является одним из ведущих факторов достижения намеченных целей, общего развития и профессиональной подготовки и выходит на первый план.

Ключевые слова: социальное развитие, взаимодействие, деятельность, общение, самосознание.

INTERPERSONAL RELATIONS OF CADETS OF THE MILITARY INSTITUTE

Vasily Petrovich Grishinov, the teacher, Sergey Alexandrovich Skripachov, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Nikolay Ivanovich Yakunin, the teacher, Yaroslavl Higher Military School of Air Defense, Yaroslavl

Annotation

For successful study and work of the student cadet collective the personal relationships are of important value. Mutual likes and dislikes, the intensity and the emotional coloring of interpersonal contacts, and other forms of interactions have different impact on the effectiveness of the relationship and the culture of communication in the student group. The article discusses the conditions contributing to the effective interaction of the cadets of the military University in a military collective, and also examines the impact of

University teachers on the comprehensive development of the personality and formation of its high-class specialist, it is supported by the fact that in the modern world the problem of the individual's activity in education is understood as a leading factor in achievement of the training goals, the overall development of personality, and training comes to the first place.

Keywords: social development, interaction, activity, communication, consciousness.

ВВЕДЕНИЕ

Социальное развитие как процесс существования человека в окружающей социальной действительности является одной из важнейших сторон психического развития. Это особенно важно понимать, когда речь идёт о построении работы образовательных организаций. Взрослого человека, хорошего профессионала невозможно представить не умеющим взаимодействовать с другими людьми, не осознающим свою субъективность в социальном мире. Роль его социального окружения во многом является решающей для всех сфер жизнедеятельности: от двигательной до когнитивной, от эмоциональной до сферы самосознания.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Существует три сферы, в которых осуществляется формирование личности: деятельность, общение, самосознание.

Деятельность выражается в совокупности действий, направленных на достижение определенных целей. Жить - значит действовать. Деятельность связывает личность с окружающими людьми и природой. Через деятельность человек удовлетворяет свои материальные и духовные потребности. В сфере деятельности осуществляется, изменение ее содержания и осмысление ее духовно-практической направленности, а также расширение видов социализации. В деятельности накапливается опыт, развивается мотивация поступков, формируются взгляды, суждения, оценки, крепнут творческие силы и способности [4].

В общении происходит расширение социальных контактов, взаимодействий, углубление социального познания, психологического восприятия человека человеком, развитие навыков общения [1], усваиваются традиции, формируются идеалы.

В сфере самосознания осуществляется познание самого себя, становление образа личности как активного субъекта социальной адаптации, осмысления своей социальной принадлежности, роли личности, формирование самоуважения, самооценки и т.д. Самосознание является результатом развития деятельности (игровой, познавательной, трудовой) и общения. Его формирование связано с процессом становления личности. Оно ориентировано на осмысление человеком своих действий, эмоций, мотивов поведения, потребностей, статуса в окружающей среде, является высшим регулятором поведения. Самосознание побуждает к определенной деятельности, позволяет судить о своих возможностях, о долге и праве, является сдерживающим началом, от него зависят действия и поступки [6].

Тем не менее, самый важный фактор по нашему мнению - это взаимодействие курсантов в воинском коллективе.

«Взаимодействие» - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Главная особенность кроется в причинном взаимодействии, когда каждая из соприкасающихся сторон выступает как причина влияния одной стороны на другую и как следствие обратного воздействия противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур. Сначала возникает взаимодействие, а затем как следствие - общественные и психологические отношения между людьми [1].

Взаимодействие курсантов в военно-учебном заведении, по своим социальным параметрам, ничем не отличается от студентов гражданского вуза и предполагает межличностные отношения в коллективе. Понятие «межличностный» указывает не только на то, что объектом отношений выступает другой человек, а также направленность данных отношений. Этим межличностные отношения и отличаются от отношения к себе, к

сокурсникам, к преподавателям, к командирам, к предметам, к учебе и т.п. Понятие «межличностные отношения» переносит своё внимание на эмоционально-чувственный компонент взаимодействия между курсантами и основным при этом становиться фактор времени при анализе общения, ведь только постоянные межличностные связи при непрерывном общении возникает устойчивая связь друг от друга, вступивших в контакт курсантов. Следовательно, межличностные отношения - это взаимное направление отношений, которые складываются у курсантов, находящихся в процессе профессионального обучения.

На эффективность межличностных отношений в курсантских подразделениях влияют социально-педагогические условия:

1) общие социально-педагогические условия (социальные, культурные, этнические);

2) специфические социально-педагогические условия (климат отношений в курсантском подразделении; состояние коммуникативной сферы в целом на факультете, состояние ценностно-мотивационной сферы, направленность информационной и культурной среды; организационно-педагогические условия и др.).

Общие социально-педагогические условия обеспечения межличностного взаимодействия в группе включают:

- воспитательную среду;

- культурные ценности курсантов;

- отношения друг к другу.

К специфическим социально-педагогическим условиям относятся:

- управление компонентами системы межличностных взаимодействий;

- организация положительного общения в курсантском коллективе.

В настоящее время проведено большое количество исследований, посвященных различным аспектам межличностных отношений, роль и место которых подчеркивали А.А. Реан, Я.Л. Коломинский, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, Н.Е. Колызаева, И.С. Кон, В.А. Лосенков, Т.В. Корнилова, Е.Л. Григоренко, Т.С. Кошманова, Н.В. Кузьмина. Проблемы межличностного общения получили разностороннее и детальное освещение в трудах Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, А.А. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, Б. Д. Парыгина, А.В. Петровского.

Все исследования были проведены в силу сложившихся ситуаций в различных коллективах, а также с учётом того, что для полноценного изучения межличностного общения требуется знание принципов и норм морали отношений, соответствие ценностным ориентирам, которые базируются на целом ряде общечеловеческих нравственных ценностей: достоинстве, доброте, чести, доброжелательности, терпимости, доверия, бескорыстия. Процесс межличностного общения предполагает наличие нравственной культуры лично -сти, высокий уровень сознания всех членов коллектива, отношение с однокурсниками, преподавателями и командирами.

В процессе становления формируется основа культуры личности, включающая культуру самоопределения в жизни, культуру общения, экономическую, интеллектуальную, политическую (демократическую), правовую, экологическую, физическую, художественную, культуру труда и т.д. Суть процесса развития личности курсанта заключается в овладении профессиональной специальностью, мышлением в своей профессии, культурой профессионального общения. У человека развивается способность к непрерывному самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию, поскольку при этом он глубже и всестороннее познает себя, самоопределяется, эффективно управляет собой, ориентирован на непрерывное саморазвитие, стремится к самореализации в любых видах деятельности, в том числе и выбранной профессии [4].

Исследование показало, что самой главной является общение субъектов друг с другом. В общении курсант познает не только других, но и себя, приобретает опыт сосуществования в воинском коллективе. Общение способствует установлению различных по форме и видам связей с сокурсниками, преподавателями, командирами, стимулирует

обмен опытом и знаниями, мнениями и может проявляться в форме дружеских взаимосвязей на фоне отношений в коллективе. Потребность в общении - это сложное образование, в котором влияют друг на друга два компонента: потребность в контакте и потребность в уединении [2].

Общение курсантов в воинском коллективе - это обмен духовными ценностями, который происходит в форме словесного и эмоционального диалога личности, как со своими сверстниками, так и с преподавательским составом ввуза. Этому обмену присущи возрастные особенности курсантов, и они оказывают как отрицательное, так и педагогически положительно направленное влияние на развитие, и жизнедеятельность коллектива, так и отдельных личностей [5].

Общение - не только самостоятельная сфера жизнедеятельности курсантов ввуза, но и важное условие процесса становления военного специалиста. В различных психолого-педагогических источниках выделяют следующие воспитательные функции общения [2]:

- нормативная, где общение выступает как нормативный процесс, отражающий социально-типическое поведение;

- познавательная, где общение выступает как познавательный процесс, отражающий приобретение социального опыта;

- эмоциональная, где общение выступает как процесс восприятие личностью других людей;

- - актуализирующая, где общение выступает как способ и средство социального утверждения личности, отражающее реализацию индивидуальных и типических сторон личности.

Реализация личности в воинском коллективе происходит тогда, когда жизнь коллектива насыщенна, привлекательна, создает возможности для положительного общения с сокурсниками и вызывает желание общаться с ними дальше. Но мы с уверенностью можем сказать, эти условия далеко не всегда выполняются на практике.

Общение - важнейшая составляющая эмоционального состояния человека. Все человеческие эмоции возникают и развиваются при общении людей, как в коллективе, так и в не его. Оно всегда определенным образом подержанно эмоциям. Благодаря этому люди в процессе общения передают друг другу не только определенный текст, но и эмоциональный подтекст, что сильно влияет на уровень получения знаний курсантами.

Курсанты во время учёбы включаются практически во все виды межличностного общения с педагогами, командирами, сокурсниками-курсантами и другими людьми. Несмотря на тесную взаимосвязь общения, и отношений необходимо подчеркнуть, что эти отношения не всегда взаимно положительны.

Система межличностных отношений в курсантском коллективе в силу своей внутренней психологической обусловленности и сложности зачастую складывается стихийно. В большинстве случаев, будучи трудно различимой в педагогическом процессе, она организационно не оформлена, особенно в начальный период обучения в военно-учебном заведении.

Всё выше изложенное свидетельствует о то, что необходим целостный педагогический анализ системы отношений курсантов внутри воинского коллектива, а также рассмотрение в качестве субъектов образовательного процесса не только педагога и курсантов, командиров и курсантов, но и воинский коллектив в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По нашему мнению, всё выше сказанное в настоящее время очень актуально и требует более глубокого изучения, так как каждый курсанта есть личность и у неё есть свои положительные и отрицательные качества, достоинства и недостатки. Личность может положительно или отрицательно влиять на взаимоотношения со всеми членами своего коллектива, так и другими людьми и это зависит от всего коллектива обеспечивающего

образовательный процесс, от особенностей воинского коллектива, в который он включен в данный момент времени. В понимании того, как личность влияет на коллектив и коллектив на личность, важное значение имеет также восприятие и понимание всех членов коллектива [6].

Влияние межличностных взаимоотношений на развитие личности курсантов подводят нас к выводу о том, что во время обучения в ввузе должны быть созданы оптимальные условий для развития, при которых каждый курсант учился правильно общаться и эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, для своего профессионального становления и развития как личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Леонтьев, А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. - М. : Смысл, 1999. - 246 с.

2. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. -М. : Наука, 1984. - 444 с.

3. Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников / А.В. Мудрик. - М. : Педагогика, 1984. - 112 с.

4. Огородник, С.И. Социально-педагогические условия, способствующие эффективной организации межличностного взаимодействия студентов в группе / С.И. Огородник, Е.А. Игонин // Молодой ученый. - 2015. - № 17. - С. 554-557.

5. Титова, Е.Н. Оптимизация педагогического общения как условие социально-психологической адаптации студентов техникума в учебном воспитательном процессе / Е.Н. Титова // Молодой ученый. - 2014. - № 3. - С. 1034-1036.

6. Ферапонтова, О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала / О.И. Ферапонтова // Педагогика. - 2002. - № 1. - С. 24.

REFERENCES

1. Leontev, A. A. (1999), Psychology of communication, Meaning, Moscow.

2. Lomov, B.F. (1984), Methodological and theoretical problems of psychology, Science, Moscow.

3. Mudrik, A.V. (1984), Communication as a factor in the education of students, Pedagogy, Moscow.

4. Ogorodnik, S.I. and Igonin, E.A. (2015), "Socio-pedagogical conditions conducive to the effective organization of interpersonal interaction of students in the group", Young scientist, No. 17, pp. 554-557.

5. Titova, E.N. (2014), "Optimization of pedagogical interaction as a condition of socio-psycho-logical adaptation of students of the College in teaching and educational process", Young scientist, No. 3, pp 1034-1036.

6. Ferapontova, O.I. (2002), "Effects of intergroup relations on personality development of students as future professional", Pedagogy, No. 1, pp. 24.

Контактная информация: antrofikov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 08.11.2017

УДК 796.077.5

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КОЛЛЕДЖА

ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА

Михаил Анатольевич Гусаков, директор колледжа, Сергей Сергеевич Филиппов, доктор педагогических наук, профессор,

Санкт-Петербургский государственный колледж олимпийского резерва № 1

Аннотация

В статье приведены результаты изучения различных сторон деятельности учащихся и студентов колледжа олимпийского резерва в условиях информационно-образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.